Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННАЯ КАЗАХСКАЯ СЕМЬЯ СТЕПНОГО КРАЯ В КОНЦЕ XVIII-XIX ВЕКОВ'

ТРАДИЦИОННАЯ КАЗАХСКАЯ СЕМЬЯ СТЕПНОГО КРАЯ В КОНЦЕ XVIII-XIX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВАДЬБА / ОБЫЧАИ / КАЗАХИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хаержанова А.П.

Статья посвящена исследованию казахской семьи Степного края в конце XVIII-XIX веков. В ней показано, что семья у казахов являлась высшей ценностью, для которой характерна жесткая регламентация отношений, иерархия. Особое место в построении семейных отношений отведено беременности, чадородству и продолжению рода. Дети - это одна из целей создания семьи, продиктованная помимо прочего экономическими потребностями. В материале отмечено также особое место свадьбы, как начала любой семьи, обычаев и национальных ритуалов в семейных отношениях казахов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННАЯ КАЗАХСКАЯ СЕМЬЯ СТЕПНОГО КРАЯ В КОНЦЕ XVIII-XIX ВЕКОВ»

«Писатель») их получают сразу все пользователи, входящие в состав группы. Это способ выдачи прав особенно удобен, когда требуется предоставить одинаковые права доступа к содержанию папки всем сотрудникам отдела или рабочей группы. Пользователь может иметь в одной и той же папке одновременно и персональные, и групповые права. Как правило, персональные права должны корректировать недостаток групповых прав пользователя: к примеру, если для работы с документами пользователю недостаточно групповых прав «Читателя», то ему могут быть выданы персональные права «Писателя» в той же самой папке. С помощью выдачи персональных прав могут корректироваться и наследуемые права пользователя. В этом случае персональные права, выданные пользователю в текущей папке, могут расширить его права, которые он унаследовал от корневой папки.

Использованные источники:

1. http://crm74.ru/uploads/soft-naudoc/manual_naudoc.pdf

2. http://www.naudoc.ru/

УДК 94(470)

Хаержанова А.П. студент магистратуры факультет «Истории, философии и права» Омский Государственный Педагогический университет

Россия, г. Омск

ТРАДИЦИОННАЯ КАЗАХСКАЯ СЕМЬЯ СТЕПНОГО КРАЯ В

КОНЦЕ ХУШ-Х1Х ВЕКОВ

Статья посвящена исследованию казахской семьи Степного края в конце ХУШ-ХХ веков. В ней показано, что семья у казахов являлась высшей ценностью, для которой характерна жесткая регламентация отношений, иерархия. Особое место в построении семейных отношений отведено беременности, чадородству и продолжению рода. Дети - это одна из целей создания семьи, продиктованная помимо прочего экономическими потребностями. В материале отмечено также особое место свадьбы, как начала любой семьи, обычаев и национальных ритуалов в семейных отношениях казахов.

Ключевые слова: семья, семейные отношения свадьба, обычаи,казахи

Семья у казахов исследуемого периода, как и у большинства традиционных обществ, считалась высшей ценностью. Семья - это экономическая и культурная ячейка, хранилище традиций.

Женщина никогда не считалась главой семьи. Если она умнее мужа, или муж совсем не умеет ни вести хозяйства, или же глуп, даже в этом случае женщина не имела права быть главой семьи. Дочь в семье также имела статус

ниже своего брата174.

Женщина вела хозяйство и отвечала за детей, мужчина считался добытчиком и защитником.

Большое место в семейных отношениях занимала свадьба, как начало любой семьи. Часто случалось, что родители будущих новобрачных договаривались о свадьбе еще в то время, когда мальчик и девочка были еще младенцами. Это доказывает лингвистика. «Бесж к,¥да»175 что в переводе означает колыбель - название обряда, при котором родители новобрачных договаривались о свадьбе после рождения детей, «бел к¥да»176 - термин, обозначавший договоренность между родителями еще до рождения жениха и невесты. Договор скрепляли дорогим подарком: сватам дарили золото. Есть также термин «калым» 177 - это плата родителей жениха или же самого жениха за согласие невесты выйти замуж. Выкуп был не маленький, так, среди бедных слоёв общества, он составлял 5-6 голов скота, а крупные феодалы расплачивались целыми табунами лошадей от 200 до 500 голов.

В тот день, когда невеста уходит из дома, по традиции, должна спеть песню своим родным, чтоб те навещали её чаще и не забывали. Этот день грустный для семьи. Надо сказать, что в казахских семьях было много детей, и если женщина не была способной к чадородству, то это влияло на её положение в ауле. В традиционных обществах большое значение дается рождению детей, дети - это одна из целей создания семьи 178. Кроме всего прочего, это продиктовано экономическими потребностями - чем больше детей, тем больше рук 179.

Свадьба была окружена многочисленными ритуалами и поверьями. Когда невеста приходила в дом жениха, то, должна была вести себя скромно. Лицо невесты прикрывалось фатой. Открытие лица сопровождалось песней, после чего фату разрезали и давали кусочек каждой женщине. Те, в свою очередь, должны были завязать эти тряпочки на горлышко кувшина, где хранилось молоко. Такой ритуал означал пожелания плодородия невесте.

Все свадебные обряды сопровождались осыпанием монет и подарками, что символизировало богатство новой семьи. С ритуалом свадьбы было

174 Аргынбаев Х. А. Свадьба и свадебные обряды у казахов в прошлом и настоящем // Советская этнография.

- 1974. - № 6.

4. Аргынбаев Х. А. Семья и брак у казахов : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. -Алма-Ата, 1975. - 130 с.

175 Аргынбаев Х. А. Свадьба и свадебные обряды у казахов в прошлом и настоящем // Советская этнография.

- 1974. - № 6.

4. Аргынбаев Х. А. Семья и брак у казахов : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. -Алма-Ата, 1975. - 130 с.

176 Там же

177 Жолдубаева, А. Современная семья как феномен культуры [Электрон. ресурс]// Мысль. 05.2011. -Режим доступа: http://mysl.kazgazeta.kz/?cat=5//

178 Арминий Вамбери. [Электрон. ресурс] "Путешествие по Средней Азии". Режим доступа: http://lib.ru/HISTORY/WAMBERI/azia1867.txt

179 Арминий Вамбери. [Электрон. ресурс] "Путешествие по Средней Азии". Режим доступа: http://lib.ru/HISTORY/WAMBERI/azia1867.txt_

тождественно понятие счастья 180. Плодородие считалось признаком удачи, личного счастья и мужа и жены, благополучием. Мужчина или женщина, не состоявшие в браке, считались недостойными. Невеста уходила из дома навсегда, но родственные связи между родителями жениха и невесты всегда поддерживались, это считалось одной из важнейших ценностей181.

Важнейшей функцией женщины в казахской семье было именно деторождение. Это было величайшей радостью. Известие о беременности сопровождалось праздником, на котором беременной дарили подарки. Старшие женщины, присутствующие на торжестве осыпали будущую роженицу конфетами. Конфеты были символом дождя, который, в свою очередь, служил символом счастья.

Беременной запрещалось употреблять в пищу мясо верблюда и зайца -это одно из казахских суеверий. Считалось, что в противном случае, ребенок вырастет либо с заячьей губой, либо беременность продлится около 12 месяцев. Когда рождался ребенок, в семье устраивали праздник. Большое внимание уделялось имени младенца. Считалось, что это может повлиять на его судьбу. Имя давалось ребенку в зависимости от месяца, в который тот появился на свет. Проблемой для семьи был тот случай, если постоянно рождались девочки. Имена для них выбирали с приставкой «^л», что означало «мальчик» 182. В этом выражалась надежда на рождение мальчика, будущего наследника 183.

Был обряд укладывания младенца в постель. Эта обязанность возлагалась на бабушку, если та имела большое потомство. В колыбель клали вещи-символы: шубку - символ обеспеченности, уздечку - символ ловкости и силы. Иногда, первенца отдавали на воспитание бабушке, по традиции. До того, как ребенку исполнится сорок дней от роду, его никому не показывали. По традиции, первые сорок дней младенец был беззащитен перед влиянием злых духов. Казахи считали, что это способствует тому, что ребенок вырастет мудрым.

Если рождалась девочка, то в четыре года она обязана была проколоть уши. Все украшения, которые дарили девочке, символизировали рождение детей. Если рождался мальчик, тому делали обрезание - сундет, в честь чего устраивался праздник. Ребенку дарили много подарков и поздравляли его. Как только ребенок мог говорить, его сразу начинали обучать фольклору - стихам,

180 Давлетова А. Д. Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи (на материале исследования казахской семьи) : авто-реф. дис. ... канд психол. наук. - М., 2003. - 22 с.

181 Аргынбаев Х. А. Свадьба и свадебные обряды у казахов в прошлом и настоящем // Советская этнография. - 1974. - № 6.

4. Аргынбаев Х. А. Семья и брак у казахов : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. -Алма-Ата, 1975. - 130 с.

182 Давлетова А. Д. Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи (на материале исследования казахской семьи) : автореф. дис. ... канд психол. наук. - М., 2003. - 22 с.

183 Жолдубаева, А. Современная семья как феномен культуры [Электрон. ресурс]// Мысль. 05.2011. -Режим доступа: http://mysl.kazgazeta.kz/?cat=5//_

песням 184.

Обучение детей проводилось в семье. Дети при помощи игры усваивали социальные нормы и культурные традиции. С малых лет детьми впитывалось и гендерное различие. Мальчики наблюдали за ремеслами отца или деде, а девочки - матери или бабушки. К 12 годам ребенок становился помощником матери или отца. Мальчики уже знали, что в будущем станут главой семьи, для чего должны будут уклоняться от работы по хозяйству.

Об уровне развития культуры того или иного народа можно судить по месту женщины в социуме. Женщины делились на три возрастные группы: 25-30 лет - келиншек, 30-50 лет - сары карын, 50-55 лет - байбише. Хоть женщина и почиталась в семье, как роженица, но права ее были весьма ущемлены. Если, к примеру, невеста обладала более высоким статусом, чем жених, то, после свадьбы, статус невесты понижался. Все интересы женщины зависели от интересов семьи. Для женщины, вышедшей замуж, существовали запреты, такие как: избегать отца мужа, даже не называть его по имени, также называть по имени братьев мужа. Женщина должна была придумывать им прозвища. Даже собственного мужа женщина должна была называть отцом своих детей. Полную власть над женщиной получала свекровь, которая имела право давать любые поручения. Замужняя женщина была обязана вставать раньше всех, готовить пищу, не начинать разговор, и говорить только в том случае, если ей задали вопрос. До рождения первого ребенка женщина считалась чужой в роду мужа, а после рождении, она как бы приобщалась к новой семье, и запреты смягчались. Статус мужа, жены и всей семьи сразу менялся после того, как женщина рожала первого - здорового - ребенка.

Традиционно считалось, что женщина, которая не носила украшений -нечистая. Она не имеет право готовить пищу. С возрастом на женщине становилось все меньше украшений, но статус ее повышался. При достижении последнего преклонного возраста, часто, на женщине оставались только кольца185.

Когда женщина становилась свекровью, ее статус повышался. Она становилась практически хозяйкой дома, и, к тому же, сама могла уже стать свекровью. Старшие женщины принимали участи в тайных встречах новобрачных - чтоб приобщить их к традиционным формам сексуальных отношений.

При такой жесткой регламентации семейных отношений, в казахском обществе существовал развод, который производился и по взаимному решению, и по требованию мужа или жены. При этом нужно было вернуть

184 Служебные и исследовательские материалы российского дипломата А. И. Тевкелева по истории и этнографии Казахской степи.

185 Аргынбаев Х. А. Свадьба и свадебные обряды у казахов в прошлом и настоящем // Советская этнография. - 1974. - № 6.

4. Аргынбаев Х. А. Семья и брак у казахов : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. -

Алма-Ата, 1975. - 130 с._

мужу или его семье - калым 186.

После смерти «кормильца» бездетной женщине причиталась восьмая часть от имущества мужа. Сюда входила юрта со всеми вещами. Если совершалась новая свадьба, то имущество вдовы переходило к её новому мужу. Если у вдовы были только девочки, наследуемого имущества было гораздо больше. В случае, если у женщины были сыновья, она могла отказаться от повторного замужества. Статус вдовы при этом сохранялся до самой смерти.

Главной обязанностью вдовы было воспитание детей и хозяйство по дому. Хозяйка брала на себя все обязанности умершего. Положение такой женщины было значительно выше, чем замужней. Если дети - мальчики еще не достигли совершеннолетия, то опекунство над вдовой мог взять один из братьев умершего мужа. Его задачей было распоряжаться имуществом вдовы и её детей. Такие ситуации были распространены и происходили, чаще всего, по завещанию, в котором умерший просил оставить его жене статус вдовы. Женщина стояла во главе семьи, до тех пор, пока один из сыновей не становился совершеннолетним. Позднее, вдова переходила на попечение одного из своих сыновей, чаще всего на попечение младшего. Вдова в таком случае была главной женщиной в доме, даже если у сына было несколько жен.

Фольклор повествует нам и о другой ситуации, говорящей о противоречивости сведений о статусе вдовы 187. Скорее всего, очень многое зависело от негласных правил, от отношений и атмосферы в семье. Если вдова имела взрослых сыновей, то они полностью управляли имуществом и распоряжались судьбой вдовы, а сама женщина, по-видимому, не имела никакого влияния на принимаемые решения.

Если вдова имела дочерей, и ни одного сына, это обязывало её выйти замуж повторно. В том случае, если вдова была совсем молодой, но не успела родить, но была репродуктивной, это также обязывало её выйти замуж снова.

Если вдова была уже в преклонном возрасте, или была молодой, но родить ребенка не могла, то снова выйти замуж она не имела права. Такую женщину, если у неё отсутствовали другие родственники, брала на попечение семья усопшего. Статус вдовы такого положения был рабским: она работала за пищу и одежду.

Родство признавалось лишь по мужской линии. Часто встречались браки двоюродных родственников, заключались браки между детьми родных сестер. Кровосмешение такого порядка не перечило ценностям казахского общества. Часто вдову выдавали замуж за маленького мальчика. Разница в возрасте могла достигать 20-30 лет.

Если вдова желала выйти за чужого, не из рода мужа, и родственники

186 Кабакова М. [Электрон. ресурс] Ценности и традиции современной казахской семьи. Режим доступа: http://e-history.kz/ru/contents/view/440.

187 Служебные и исследовательские материалы российского дипломата А. И. Тевкелева по истории и этнографии Казахской степи. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVШ/1720-1740/Tevkelev_A_I/pred.htm_

покойного мужа не противились этому, то должна была выплатить штраф и вернуть калым. Сама вдова получала только лошадь и одежду с пастельными принадлежностями. Остальное наследство оставалось в семье покойного.

Когда вдова самовольно покидала род мужа, без согласия на то семьи, и тайно уходила к чужому, то чаще всего это приводило к набегам и всяческим выражениям недовольства и мести со стороны семьи покойного мужа. Чужак, к которому уходила вдова, впоследствии терял право голоса на общественных собраниях, а все окружающие позорили этого человека.

В случае, если женщина уходила к чужаку, то родственники мужа должны были перекрыть её вход в юрту, и вдова должны была поднять полотно и пролезть под ним, т.е. выйти неестественным способом. Вдова имела право взять с собой лишь то, что на ней было надето. Показательно, что схожим способом из юрты выносили покойника. 188

Таким образом, как мы видим, семья считалась общественной ячейкой, как и во всех традиционных обществах. В отношениях между членами семьи существовала иерархия. Делом женщины было рождать и вести хозяйство, делом мужчины - добывать пищу, делом ребенка - учиться и слушаться родителей. Традициям казахского общества не сопутствует здравый смысл. К примеру, если муж был глуп, т.е. недееспособен, женщина все равно не имела права заведовать домашними делами.

Казахскому обществу было свойственно защищать интересы родов и коллектива в целом, индивидуализм не приветствовался, личные желания человека и его интересы учитывались мало.

Использованные источники:

1. Аргынбаев, Х. А. Свадьба и свадебные обряды у казахов в прошлом и настоящем [Текст]/ Х.А. Аргынбаев // Советская этнография. - 1974. - № 6.

2. Аргынбаев, Х. А. Семья и брак у казахов[Текст]/ Х.А. Аргынбаев // автореф. дис. д-ра ист. Наук. -Алма-Ата, 1975. - 130 с.

3. Арминий, Вамбери. Путешествие по Средней Азии [Электрон. ресурс]. -Режим доступа: http://lib.ru/HISTORY/WAMBERI/azia1867.txt// дата обращения: (13. 09.2016)

4. Давлетова, А. Д. Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи (на материале исследования казахской семьи) [Текст]/ А.Д. Давлетова // авто-реф. дис. канд психол. наук. - М., 2003. - 22 с.

5. Жолдубаева, А. Современная семья как феномен культуры [Электрон. ресурс]// Мысль. 05.2011. -Режим доступа: http://mysl.kazgazeta.kz/?cat=5// дата обращения: (13. 09.2016)

6.Кабакова, М. Ценности и традиции современной казахской семьи[Электрон. ресурс] /М. Кабакова// Режим доступа: http://e-history.kz/ru/contents/view/440// дата обращения: (15. 09.2016)

7. Служебные и исследовательские материалы российского дипломата А. И.

188 Кабакова М. [Электрон. ресурс] Ценности и традиции современной казахской семьи. Шр://е-history.kz/ru/contents/view/440._

Тевкелева по истории и этнографии Казахской степи. [Электрон. ресурс]. -Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVШ/1720-1740/Tevkelev A IZpred.htm// дата обращения: (15. 09.2016)

УДК 341.245

Хисамов Т.Р. магистрант 2 курса факультет «Юридический» Савченко М. С., д. ю. н. научный руководитель, профессор Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар ДЕНОНСАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

Статья посвящена правовому закреплению денонсации как правового явления, условия денонсации, а так же федеральные законы о денонсации как нормативно-правовые акты особого рода.

Ключевые слова - денонсация, международный договор, федеральные законы о денонсации.

Развитие международных отношений между государствами ставит задачу исполнения принятых на себя международных обязательств, а осуществление этого не возможно без внедрения норм международных договоров в правовую систему России. Однако в связи с современной политической ситуацией межгосударственного сотрудничества Российской Федерации с иностранными партнерами возникает необходимость более подробной и детальной проработки внутригосударственных механизмов применения международно-правовых норм в частности денонсации международных договоров через законодательные процедуры Российской Федерации.

Значимость сущности, особенностей и проблем федеральных законов о денонсации и непосредственно применение юридической техники реализации существенно возрастает в связи с внедрением международного права в российскую правовую систему. Необходимость теоретической разработки проблем федеральных законов о денонсации международных договоров обусловлена тем, что именно после их принятия международный договор и их действия на территории России возможен процесс обратный ратификации.

Вышеперечисленные проблемы свидетельствуют о научной и практической значимости проблематики исследования В литературе по конституционному (государственному) праву и по общей теории права отсутствуют в должной мере специальные исследования акта денонсации.

В условия современной глобализации, интеграции и взаимосвязи в мировом сообществе необходимо соблюдения равноправия, соблюдения неукоснительно норм международного права, выраженное и в отношении соблюдения принципа государственного суверенитета каждого члена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.