УДК 398.1(571.56):[7.046.1+78]
Устьянцева Елена Валентиновна
преподаватель Якутского колледжа культуры и искусств им. А.Д. Макаровой
ТРАДИЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА В МИФАХ И МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ ЯКУТОВ
Ustiyantseva Elena Valentinovna
Lecturer, Yakut Culture and Arts College
TRADITIONAL WORLDVIEW IN THE YAKUT MYTHS AND MUSICAL FOLKLORE
Аннотация:
Представление этносов о системе мироздания связано с особенностями восприятия, понимания и истолкования происходящих в нем явлений. Мировоззрение народов основывается, прежде всего, на религиозно-философских взглядах, определяющих смысл бытия и отношение человека к Вселенной. Рассмотрены характерные черты картины мира и философии жизни якутов, имеющие глубокие исторические корни. На их основе строились взаимоотношения, быт и фольклор общности. Описано народное творчество как средоточие мудрости, знаний и опыта, ставшее ключом к пониманию особенностей северного этноса, его нравственных воззрений, отношения к себе и окружающей действительности. Рассмотрены характерные особенности якутского музыкального фольклора, специфика его исполнительского претворения, определившая сложность нотиро-ванной фиксации в общепринятой ладовой системе. Показаны тенденции сохранения и развития фольклорных традиций народа, рассматривающего себя как часть окружающего мира, преемственно связанного с далеким прошлым.
Ключевые слова:
модель мира, верования якутов, якутские мифы, иччи, олонхо, музыкальный фольклор, круговой танец осуохай, религия Аар Айыы.
Summary:
The ideas of the universe are associated with the peculiarities of perception, understanding and interpretation of the phenomena occurring in it. The worldview of peoples is based, first of all, on religious and philosophical views that determine the meaning of life and the man's relationship to the universe. The characteristic features of Yakut worldview and philosophy of life which have deep historical roots are considered. Relationships, life and folklore of the community were built based on them. Folk art is described as the center of wisdom, knowledge and experience, which has become the key to understanding the characteristics of the northern ethnos, its moral views, attitude to oneself and the surrounding reality. The characteristic features of the Yakut musical folklore, the specifics of its performance, which determined the complexity of notated fixation in the generally accepted modal system, are considered. The tendencies of preservation and development of the folklore traditions of the people, who consider themselves as part of the surrounding world successively connected with the distant past, are shown.
Keywords:
worldview, Yakut beliefs, Yakut myths, ichchi, olonkho, musical folklore, osuohai circular dance, Aar Aiy religion.
Целостное представление картины мира этносов связано с особенностями восприятия, понимания и истолкования происходящих в нем явлений. Мировоззрение любого народа основывается, прежде всего, на религиозно-философских взглядах, определяющих смысл бытия и отношение человека к окружающему миру. Чтобы понять логику, формирующую принципы культурного развития наций, необходимо определить внутреннюю связь между традиционными верованиями и укладом жизни, а также выявить нравственно-этический фундамент построения принципов внутренних отношений в обществе. Рассмотрение данных вопросов представляется нам возможным сквозь призму фольклорных традиций.
Народное творчество - средоточие мудрости, знаний и опыта поколений. Обычаи и ритуалы, сохранившиеся в традиционной культуре, способствуют пониманию философии бытования народа, раскрывают глубинное значение верований и обрядов.
Являясь представителями тюркоязычных народов, якуты под влиянием различных обстоятельств (климатических условий, взаимодействия с автохтонными народами и др.), сформировали самобытную культуру. Необходимым условием обеспечения жизнедеятельности человека в суровом климате Севера было особое уважительное отношение к природе, в которой каждый предмет и явление наделены иччи (дух, хозяин предмета). Традиционная религия якутского народа, как полагают ученые, возникла в I тысячелетии до н. э., в ее основе лежит мифологическая система отражения мира [1, а 6]. Предписывая определенные мировоззренческие установки, она оказывала влияние на поведение и взаимоотношения людей.
Религиозные представления якутов основаны на трехуровневом понимании модели мира, населенного духами: Верхнем (мир Богов), Среднем (мир людей) и Нижнем (мир демонов). По некоторым источникам, с приходом христианства у народа вплоть до начала XX в. сохранялось двоеверие (в Бога и духов) [2].
В якутской мифологии божества имеют различные сферы влияния и воздействия на личность. Так, понятие Айыы связано со светлыми силами и добрыми божествами, управляющими положительной стороной жизни человека. Абаасы (АбааИы) - противоположные божества, несущие беды и разрушения. Древние легенды повествуют о том, что до возникновения мира существовали мрак и хаос. В дальнейшем землю и небо создают три божества: Аар Тойон (Бог неба), Юрюнг Айыы Тойон ^yk Айыы Тойон - Бог солнца), Сюгэ Тойон (CYre Тойон - Бог-громовержец) [3, с. 8]. Злой дух Аджарай Беге (Аджарай Беге), чтобы завладеть миром, сотворил метеориты, за что был сослан в преисподнюю. Мифы, повествующие о происхождении Вселенной, описывают три мира: Верхний - Yel^ Дойду, где обитают верховные божества, не всегда добрые. Этот мир состоит из 9 небесных уровней, высший из которых принадлежит Юрюнг Айыы Тойону (Богу солнца). Ближе к земле живут божества, оказывающие покровительство людям в обыденной жизни: коней оберегало божество в облике жеребца - Джесегей Айыы (ДьеИегей Айыы), заступницей крупного рогатого скота была богиня Ынахсыт Хотун (Госпожа Коровница), деторождению покровительствовала богиня Айыысыт, дух Верхнего мира Улуу Тойон (Грозное божество) создал душу человека и одарил его огнем, это высший судья, наказывающий за проступки и покровительствующий шаманам. Средний мир - Орто Дойду - место обитания людей, кроме них этот мир населяют иччи (добрые духи) и абаасы (демоны). В Нижнем (подземном) мире - Аллараа Дойду - живут только абаасы (злые духи). Абаасы и их предводитель Арсан Дуолай представляются уродливыми существами, способными менять свою внешность [4, с. 317-318]. Символом триединства мира выступает дерево Аал Луук Мас (Великое Гигантское Дерево) [5]. Священное дерево - это «живая, думающая и источающая на людей божественную благодать сущность» [6, с. 144].
Несколько разнятся мифы северных, центральных и южных районов. Так, у северных якутов утка и гагара принесли матери божией кусочки земли, из которых она создала землю и людей. В центральной части Якутии щепотку земли приносит ласточка.
У каждого рода имелся свой тотем. Тотемные животные и птицы называются такара (бог) и почитаются как защитники [7]. Среди птиц очень часто тотемами становились лебедь, орел и ворон, из животных - медведь, рысь, лось, олень, волк, лиса и др. [8, с. 322].
Исключительное значение в сборе легенд и сохранении преданий имеет деятельность Г.В. Ксенофонтова. Собрав в экспедициях с 1921 по 1926 гг. богатый материал по истории и мифологии якутов, он создал сборник устных рассказов о первопредке якутов Эллэе, названный «Эллэйада». Продолжили сбор фольклорных сказаний народа С.И. Боло (Дьячковский), А.А. Саввина. Исследователи отмечают, что легенды о героях Омогое, Эллэе и Улуу Хоро - прародителях якутов - имеют сюжетное сходство с еврейскими, татарскими, бурятскими, казахскими преданиями. Невыясненным остается этническое происхождение Омогоя и Эллэя - по одним преданиям они буряты, по другим татары или киргизы [9, с. 378-379].
Анимистические воззрения народа об окружающем мире выражались в наделении душой предметов и явлений природы. Так, во время грозы считалось, что Бог грома стремится нагнать злых духов, выпуская в абаасы свои стрелы. Считалось, что дерево, поверженное молнией, имеет лечебные свойства. В места поклонения (особое дерево, камень) приносились дары в виде цветных лоскутков материи, монет и других предметов. В народе верили, что этим задабривают духов и духи оберегают их. Особым был дух Земли в образе женщины - Аан Алахчын Хотун, она защищала не только людей, но и животных, растения. Духам природы изготовлялось специальное приношение - салама, которое представляет собой жгут из конского волоса, увешанный цветными полосками материи, иногда мелкими предметами из бересты и пучками белого конского волоса. Духа воды почтительно называли Эбээ (бабушка). Запрещалось ронять в воду нож и другие острые предметы, так как считалось, что они могут поранить хранительнице воды глаза, и она не сможет обеспечить людей хорошим уловом. В обличии старца представал дух огня -самый сильный и уважаемый из всех иччи (духов), в его силах было очистить пространство от злых духов. До сих пор перед особыми торжествами проводится обряд очищения огнем. К духу леса - Баай Байанайю - охотники обращались перед походом за добычей. Считалось, что произнесение особых заклинаний приносит удачу во время охоты. Обязательным был ритуал «кормления» огня, в который бросались кусочки жира. Все отмеченные обряды имеют магический характер [10, с. 332-333]. Интересно, что некоренные народы, имеющие иную культуру и верования, длительно проживая в Якутии, при контактах с природой (во время охоты, передвижений по рекам и др.) придерживаются в этих местах установленных ритуалов.
В прежние времена «возгласы "уруй" и "айхал" произносились только на уруу (свадьбе) и Ысыахе. "Уруй" от "уруу" - "приплод" и означает "дай потомство и приплод скота"» [11]. Однако в наши дни их можно услышать на многих торжествах, мероприятиях, собраниях.
В мифологическом представлении якутов о мире просматривается картина возникновения и продолжения жизни. В сохранившихся преданиях бытует легенда о многочисленном народе
саха, проживавшем на реке Лена еще до прихода Омогоя и Эллэя. Столь же значительным представлено племя ураакхай, пришедшее с юга. Породнившись, племена стали родоначальниками народа ураакхай-саха [12, с. 380].
Еще одна яркая фигура якутской мифологии - вождь Тыгын Дархан - потомок Эллэя. Внутренние распри рода ужесточили борьбу за власть, в результате которой Тыгын взял верх. Занять господствующее положение помешали продолжающиеся семейные разногласия, а в дальнейшем - приход русских. Эпоха Тыгына называется «кыргыс Yйэтэ», что означает время войн и раздора. Многочисленные источники свидетельствуют, что родовая междоусобица прекратилась лишь с приходом русских. В XIX в. главным героем становится защитник бедных и обездоленных - Манчаары, своего рода Робин Гуд, наказывающий богачей за жестокое обращение с крестьянами. Образ героя-заступника нашел свое отражение в якутской литературе. Поэма «Манчаары тYeкYн» («Разбойник Манчаары») В.В. Никифорова стала первым художественным произведением на якутском языке [13, с. 382-383].
Архаические верования якутов изначально основывались на нравственно-этических и мировоззренческих представлениях. В наши дни наблюдается процесс воссоздания в научной сфере самобытной, сформировавшейся в глубокой древности религиозной основы северных народов, в которой мифы являются отображением существовавшего некогда бытия. Это генетическая память этноса, сохранившаяся в преданиях. Философия жизни якутов строится на представлении картины мироздания, где основными божествами являются духи природы: земли, огня, воды и т. д. Почитание природы, ее явлений, преклонение перед ее силой проявлялись в уважительном обращении с ней. Духов природы всегда называли «Хозяин». В народе издревле жила вера, что непочтительное отношение к окружающему миру приведет к возмездию, потому недопустимым считалось проявление алчности и расточительности по отношению к природе.
Старинные предания, являясь источником знаний о доисторической эпохе народа, помогают подобрать ключ к основам его самосознания и ментальности. Передавая в устной форме историческое прошлое, приукрашая поступки народных героев, легенды возносили их до уровня айыы (божества).
Мифические персонажи нашли свое отражение в поэтическом фольклоре - притчах, сказках, легендах и др. Особое место в этом ряду занимает олонхо - героический эпос о подвигах богатырей древнего мира. В его содержании отразилась история глубокого прошлого, принимаемая слушателями с позиции настоящего. Особенностью его исполнения является вариативность. При повторном воспроизведении сюжет довольно часто может отличаться от предыдущего исполнения. Повествование олонхо порой длится несколько вечеров. Каждый действующий персонаж, среди которых, кроме людей, могут быть духи (например, Айыы, АбааИы и др.), наделяется музыкальной характеристикой. При этом речь героев поется, а сюжетная линия звучит в повествовательной форме (речитатив). Исследователями записано более 300 эпических сказаний. Многие из них были собраны в Верхоянске, в центральной части и вилюйской группе улусов. Среди тех, кто в своих трудах сохранил образцы устного народного творчества якутов были Р.К. Маак, И.А. Худяков, В.Ф. Трощанский, В.Л. Серошевский, Э.К. Пекарский, С.В. Ястремский и др.
Олонхо - это многожанровое музыкально-поэтическое произведение. Оно имеет сложную лексику, особые приемы импровизационного развития и музыкальной характеристики действующих лиц. Олонхосуты имеют «навыки темброво-характеристического голосового перевоплощения. <...> Первое, что определяет искусство истинного олонхосута, - четкое артикулируемое и высотно выверенное сказывание на очень широком, длительно выдерживаемом дыхании» [14].
В олонхо активно используется два стиля пения: дьиэрэтии («протяжно» - высокое пение) и дэгэрэн («размеренно» - бытовое пение), используется также особый вид исполнения кутуруу (ритуальное пение шамана) [15]. Обладая даром сказителя и высокими личными качествами, олонхосуты не только несли идеи добра и нравственности, но и определяли этические принципы межличностных отношений, влияли на духовное развитие людей. Имея многовековую историю, олонхо выявило глубокий культурный фундамент якутского народного искусства. Развиваясь в русле традиций, в настоящее время оно является уникальным, истинно народным жанром в ряду иных музыкально-поэтических произведений. Постоянно обогащая и совершенствуя как сюжетную, так и мелодическую линии олонхо, сказители способствовали его непрерывному обновлению. В 2005 г. ЮНЕСКО признала особое значение олонхо для мирового искусства. Героический эпос получил следующий статус: «Шедевр Устного и Нематериального Наследия Человечества».
Религиозные верования якутов нашли свое отражение в круговом танце осуохай (оИуохай). Переступая определенным шагом по ходу движения солнца, участники повторяют за ведущим-запевалой (оИуохайдьыт) слова песни. Известные олонхосуты, специально приглашенные на большие торжества, часто становились запевалами в осуохае. Круговой танец имеет сакральное
значение, его исполнением всегда прославляют только светлые силы. Структура танца трехчаст-ная: вступление (са5алааhын), основная часть (хаамыы YккYY) и заключение (кeтYY). Высокое пение дьиэрэтии используется во вступлении, это как бы приглашение к танцу. Средняя часть звучит в умеренном темпе, данный раздел наиболее продолжителен. В нем участники обращаются к божествам верхнего мира Айыы. Кульминация осуохая - в заключительной части. Ее темп подвижный, а сам танец выполняется прыжками. Энергичные движения «раскручивают» поток энергии ритуального действа участников. Для второй и третьей частей используется стиль пения дэгэрэн, что характерно для массового исполнительства [16].
Магическое перемещение по кругу связано с почитанием Солнца. По поверьям, движение по замкнутой окружности очищает находящееся внутри пространство. Интересно, что еще с древности существовали запреты на прославление некоторых предметов, например, ели, так как считалось, что с этим деревом связана нечистая сила [17].
24 июня 2012 г. на праздновании якутского Нового года - Ысыах - был установлен рекорд книги Гиннеса. Ритуальный танец осуохай одновременно исполнили 15 293 человека [18].
Помимо осуохая, традиционное интонирование якутов сохранилось еще в четырех песенных жанрах: алгыс - обращение к божествам; тойук - песня-баллада; кутуруу - обрядовые песни шаманов и ырыа - лирическая песня [19, а 402].
Среди якутского песенного фольклора алгысы (обращение к божествам) поются по особым торжественным случаям. Перед их исполнением выполняется обряд «кормления» огня (в огонь бросается съестное). Существующие виды алгысов (заклинания, прославления, мольбы) исполняются возвышенным стилем дьиэрэтии ырыа (цветистая песня) с использованием кылысахов (гортанных призвуков). В этом стиле, как и алгыс, исполняется тойук (импровизация-восхваление по какому-либо поводу). Оба жанра начинаются традиционным обращением Дьиэ-буо! (Ну, вот!) [20, а 19-22]. Исполнение алгысов и тойуков является обязательным во время летнего праздника Ысыах - главного торжества якутов. «Ушли в область предания камлания якутских шаманов, использовавших наряду со звукоподражанием и сложным ритмическим сопровождением бубна приемы дьиэрэтии ырыа. Почти совсем забылись мэнэрик ырыата - песни мистического характера, которым приписывалось исцеляющее действие» [21].
В якутской песне наиболее важным является звуковая подача, которая соответствует традициям якутского пения (сахалыы ыллааhын). Основными признаками качественного исполнительства считаются:
• умение петь в высоком регистре;
• протяжное пение с кылысахами (вид горлового пения с акцентными ударами - широкими форшлагами);
• вибрационное исполнение на опорных звуках (шаманское пение - «чужим» голосом);
• использование дэгэрэн (дэгэрэ^нээн ыллааhын) - ритмическое интонирование, повторяющееся в конце строки;
• «нёбное пение» - пощелкивание «языком о нёбо на резком двойном вдохе»;
• пение с носовой звукоподачей - тангалай ыллыы [22, а 14].
Особого внимания заслуживают записи якутских народных песен, нотирование которых часто не поддается привычной ладовой фиксации. Э.Е. Алексеев в книге «Проблемы формирования лада» назвал неустойчивый музыкальный звукоряд «специфической особенностью раннего интонирования» [23, а 3]. Почти все перечисленные песенные жанры исполняются сольно. Коллективное пение использовалось лишь в круговом танце осуохай ^уокай).
Через народное творчество ярче раскрывается представление народа об окружающем его мире. В связи с этим фольклор, в том числе и музыкальный, вызывает большой интерес как у исследователей, так и у исполнителей. Являясь источником знаний, опыта и мудрости, он способствует пониманию ментальности нации, ее духовно-нравственных воззрений. Мифы и легенды, порой в скрытой форме, содержат информацию, не сохранившуюся в памяти народа, проливают свет на события глубокой древности, объясняют нравственные аспекты бытия.
Духовный уровень человека измеряется поступками, за которыми просматриваются основы его мировоззрения. Комплексный подход в изучении восприятия мира, ментальности и самобытности народа способствует пониманию его культурно-исторических и религиозных принципов восприятия мироздания. Арктическая культура формировалась под влиянием геополитических интересов государства и этнокультурных традиций этносов. Древнейшие ее пласты хранят в себе накопленные веками знания о мире и человеке, направляя и сохраняя его духовное и физическое здоровье. Независимо от веры, духовность человека связана с нравственно-этическими основами общества. В одном из своих трудов К.Д. Уткин пишет, что «сегодня религиозность, чаще всего, ассоциируется с духовностью общества, с традициями нравственно-этических
устоев человека» [24, с. 19]. С 2014 г. в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) официально зарегистрирована религия Аар Айыы - традиционная вера якутов. Современные тенденции фольклорных традиций народа, считающего себя частью окружающего мира, направлены на раскрытие глубинного смысла вековых обычаев, а также на сохранение равновесия между природой и человеком. Знакомство с верованиями и мифологическими представлениями якутов помогает понять духовные основы общества и особую ментальность северного народа.
Ссылки:
1. Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск, 2002. 104 с.
2. Особенности исторического развития религии в Якутии [Электронный ресурс] // Бурдо М., Филатов С. Атлас современной религиозной жизни России. Т.1. URL: https://scibook.net/istoriya-religiy-knigi/osobennosti-istoricheskogo-razvitiya-religii-34763.html (дата обращения: 02.09.2020).
3. Гоголев А.И. Указ. соч. С. 8.
4. Якуты (Саха) / отв. ред. Н.А. Алексеев, Е.Н. Романова, З.П. Соколова. М., 2013. 599 с.
5. Айыы [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/^bibi (дата обращения: 14.04.2020).
6. Федоров В.Н. Служители трех миров: I ч. Якутск, 2003. 240 с.
7. Предания, легенды и мифы саха (якутов) [Электронный ресурс] // Страница о Якутске. URL: http://www.yakutskhis-tory.net/легенды-и-предания/якутские-предания/ (дата обращения: 12.04.2020).
8. Якуты... С. 322.
9. Там же. С. 378-379.
10. Там же. С. 332-333.
11. Николаев С.И. (Сомоготто). Обычаи народа саха (якутов) [Электронный ресурс] // Страница о Якутске. URL: https://www.yakutskhistory.net/с-и-николаев-сомоготто/обычаи-народа-саха-якутов/ (дата обращения: 15.08.2020).
12. Якуты. С. 380.
13. Там же. С. 382-383.
14. Алексеев Э.Е. О музыкальном воплощении олонхо [Электронный ресурс] // Эдуард Алексеев. Персональный сайт. URL: http://eduard.alekseyev.org/work20.html (дата обращения: 07.04.2020).
15. Алексеев Э.Е., Алексеева З.З. Якутская музыка [Электронный ресурс] // Классическая музыка, опера и балет. URL: http://www.belcanto.ru/yakutskaya.html (дата обращения: 17.12.2019).
16. Татаринова А.Д. Якутский круговой танец оЬ|уохай: строение, локальные разновидности, историческое развитие: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. Новосибирск, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/01006648852 (дата обращения: 10.01.2020).
17. Тайны осуохая. Что значит он для народа саха [Электронный ресурс] // Новости Якутска и Республики Саха (Якутии). URL: http://yakutsk.bezformata.com/listnews/osuohaya-chto-znachit-on-dlya/4948625/ (дата обращения: 09.11.2019).
18. Якутия снова в книге рекордов Гиннеса [Электронный ресурс] // Новости Якутии и Якутска. URL: http://www.1sn.ru/60686.html (дата обращения: 10.09.2019).
19. Якуты. С. 402.
20. Ларионова А.С. Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа. Новосибирск, 2004. 324 с.
21. Алексеев Э.Е. Новое в традиционных стилях якутского музыкального фольклора «дьиэрэтии ырыа» и «дэгэрэн ырыа» [Электронный ресурс] // Эдуард Алексеев. Персональный сайт. URL: http://eduard.alekseyev.org/work26.html (дата обращения: 13.01.2020).
22. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). Исследование. М., 1976. 288 с.
23. Там же. С. 3.
24. Уткин К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии. Сборник трудов: в 16 кн. Кн. 9. Якутск, 2010. 216 с.
Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна