Научная статья на тему 'Традиционная и нетрадиционная религиозность в современном мире'

Традиционная и нетрадиционная религиозность в современном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5732
583
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ / НЕТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / RELIGION / TRADITIONAL RELIGION / NONCONVENTIONAL RELIGIOUSNESS / RELIGIOUS SELF-IDENTIFICATION / SOCIALIZATION OF YOUTH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Светлана Баировна

Статья посвящена традиционной и нетрадиционной религиозности, социально-историческим и социокультурным условиям становления и развития новых религиозных движений. Обращено внимание на опыт взаимодействия «традиционного» и «нетрадиционного» в России, особенности диалога между ними, перспективы дальнейшего развития этого диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional and nonconventional religiousness in the modern world

The article is devoted to traditional and nonconventional religiousness, sociohistorical and sociocultural conditions of formation and development of new religious movements. Our attention will be paid to experience of interaction of "traditional" and "nonconventional" in Russia, to features of dialogue between them, to prospects of the further development of this dialogue.

Текст научной работы на тему «Традиционная и нетрадиционная религиозность в современном мире»

ФИЛОСОФИЯ

У ДК 211 С.Б. Васильева

ТРАДИЦИОННАЯ И НЕТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Статья посвящена традиционной и нетрадиционной религиозности, социально-историческим и социокультурным условиям становления и развития новых религиозных движений. Обращено внимание на опыт взаимодействия «традиционного» и «нетрадиционного» в России, особенности диалога между ними, перспективы дальнейшего развития этого диалога.

Ключевые слова.'религия, традиционная религия, нетрадиционная религиозность, религиозная самоидентификация, социализация молодежи.

S.B. Vasilieva TRADITIONAL AND NONCONVENTIONAL RELIGIOUSNESS IN THE MODERN WORLD

The article is devoted to traditional and nonconventional religiousness, sociohistorical and sociocultural conditions of formation and development of new religious movements. Our attention will be paid to experience of interaction of "traditional" and "nonconventional" in Russia, to features of dialogue between them, to prospects of the further development of this dialogue.

Key words: religion, traditional religion, nonconventional religiousness, religious self-identification, socialization of youth.

В результате процесса демократизации нашей страны в 90-е гг. XX в. - нач. XXI в. российское общество впало в состояние некоторой растерянности. Можно отметить наличие пестроты в духовной картине того времени. После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня вновь возродился интерес к проблемам духовной жизни.

Специалисты утверждают, что сегодня мир переживает религиозное возрождение, которое имеет две тенденции. С одной стороны, глубокое недовольство современным миром с его культом человека, его приземленностью и бездуховностью, что привело к возврату к традиционным мировым религиям, возрождению древних религий. С другой стороны, духовный кризис в российском обществе, вызванный утратой прежних моделей социокультурной идентичности, кризис доверия к власти во второй половине 90-х гг. подтолкнул к поискам авторитетов - значимых персон, социальных объединений и движений, институтов, способных стать опорой в создании новых идентичностей, в том числе этнической, религиозной и социальной. Новая религиозность явилась своеобразной реакцией на этот кризис, хотя ее истоки, безусловно, находятся в более далеком прошлом [1, с. 6]. Первые постсоветские годы были отмечены увеличением роли православия. Параллельно этому появлялась масса неформальных религиозных объединений. В связи с этим обострилась проблема разграничения понятий традиционной и нетрадиционной религий.

Традиция является одним из основополагающих аспектов нормального социокультурного развития. Традиция (от лат. tradition - передача) - это элементы социального и культурного наследия, значимого опыта, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивающие преемственность в социокультурных процессах и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Если обратиться к словарям и посмотреть, что они имеют в виду под традицией, то мы получим следующее. Толковый словарь русского языка под редакцией А.Д. Ушакова, С.И. Ожегова, В.В. Виноградова и других: «То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи (например, идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы и т.д.)»; толковый словарь живого Великорусского языка В. Даля - «Предание, все, что устно перешло от одного поколения к другому, искони условно принятое»; словарь иностранных слов под редакцией И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова - «Обычай, порядок, правила поведения, переходящие из поколения в поколение»; Советский энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохо-

рова - «Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Наиболее распространены традиции в религии. Реакционные традиции служат сохранению отживших общественных и культурных форм, прогрессивные (революционные, боевые, трудовые и др.) - способствуют развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре».

Понимая традицию как передачу культурных норм, мы распространяем это понимание и на религию, духовную норму. Любая традиция, в том числе культурная или религиозная, является механизмом воспроизводства социальных институтов и норм. В основе любой традиции лежат идеи, знания, взгляды, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды и т.п., переходящие из поколения в поколение. Необходимость сохранения этих норм оправдывается самим фактом их существования в прошлом. Традиция выполняет ряд определенных социокультурных функций: а) устанавливает преемственность культуры, б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению, в) выступает механизмом социализации и инкультурации людей, г) выполняет селективную функцию отбора норм, образцов поведения и ценностей [2, с. 277]. Традиция жива, пока ценности, передаваемые ею, воспринимаются как живые, актуальные, репродуктивные. Тогда традиция становится основой для формирования социокультурных норм.

А.В. Журавский в статье «Религиозная традиция в условиях кризиса секуляризма», говоря о значении традиции и традиционных религий, приводит высказывания Фридриха фон Хайека о том, что понимание значимости мировых традиционных религий для сохранения и воспроизводства социокультурных традиций заключается в том, что «благотворные традиции были сохранены и передавались достаточно долго (так, что следовавшие им группы в процессе естественного или культурного отбора смогли разрастись и распространиться). Мы отчасти обязаны мистическим и религиозным оставить верованиям, и прежде всего, я полагаю, - ведущим монотеистическим религиям. Это значит, что, нравится нам или нет, - сохранением определенных практик и развитием цивилизации, выросшей на их основе, мы в немалой степени обязаны верованиям, которые не назовешь ни истинными -или верифицируемыми, или поддающимися проверке (как поддаются научные высказывания), ни тем более следующими из каких-либо рациональных доказательств. Порою я думаю, что не мешало бы именовать хотя бы некоторые из них (пусть это был бы жест, свидетельствующий о высокой оценке) «символическими истинами», поскольку они помогают своим приверженцам «плодиться и размножаться и наполнять землю и обладать ею» (Бытие, 1:28) [3, с. 234-235].

Религиозная традиция является источником неких идеальных ценностей (в политической парадигме это будет идеология) и силой, способной - в условиях некоторых политических режимов - легитимировать политические действия. Наконец, религиозная традиция обладает ресурсностью консолидации, она способна усиливать коллективную идентичность, содействовать устойчивости социума, особенно в условиях кризиса и политических трансформаций. Значение религиозной традиции заключается в ее укорененности, в том, насколько важную роль она играет в определенном обществе, так как одна и та же религия для одного региона будет являться традицией, а для другого - нетрадиционной религией, т.е. инновацией. У каждого народа есть свои национальные психологические свойства. Они во многом определяются историей народа, географическими и климатическими условиями его существования, рядом других факторов.

Е.А. Островская мл. монографию «Религиозная модель общества: Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологий» посвятила проблеме инситуционализа-ции религии - анализу социокультурного оформления и воспроизводства традиционных религиозных идеологий, детерминирующих социальную реальность в обществах различного типа. Автор показывает свое видение традиционных религий, «под термином «традиционные религии» мы подразумеваем только те, которые базируются на письменном источнике знания, т.е. располагают сформулированной и письменно зафиксированной доктриной.

Традиционные религии трактуются нами как обнаруживающие - наряду с кодификацией священных/канонических текстов отчетливое различение системы и среды, воплощаемое в письменно зафиксированной модели институционального самовоспроизведения. Вслед за классиками социологии религии мы вычленяем три обязательных института в этой модели - институт религиозных профессионалов (священство/монашество и т.п.), институт мирянства и институт религиозного образования» [4, с. 256].

Таким образом, под традиционными религиями мы понимаем религиозные комплексы, сохранившиеся на протяжении длительного времени и передающиеся последующим поколениям на определенной территории, среди определенного этноса и общности людей. Они возрождаются и развиваются в рамках соответствующих этнических или государственных границ и являются важнейшим механизмом воспроизводства моральных норм, религиозного опыта, знаний. Традиционные религии глубоко укоренены в быту, системе праздников и обрядов, типе и способе мышления, культуре, психологии.

Термин «традиционные религии» означает, что на определенной территории большинство населения на протяжении длительного периода времени исповедует ту или иную религию или религии. Критерием для классификации религии как традиционной в данном случае выступает время и, как говорит Е.А. Островская, «наличие в ней концепции «история» и религиозной модели общества» [5, с. 257].

Наряду с процессом религиозного возрождения, возврата к духовности можно упомянуть о таком процессе, как секуляризация. Она характеризуется как процесс падения авторитета и институционального влияния традиционных религий, связана с ростом религиозного плюрализма, утратой религией монополии на истину, внеинституционализированной религиозностью, квазирелигиозностью, религиозным синкретизмом [6, с. 269-270].

Процессы демократизации нашего общества, изменение отношения государства к религии и религиозным объединениям, правовое решение религиозного вопроса, закрепленное в новом законодательстве, привели к возникновению принципиально новой религиозной ситуации. Религия в современном российском обществе занимает все более важное место и приобретает значение для развития многих общественных процессов: духовных, культурных, правовых, экономических, политических. Эволюция религии в современную эпоху проявляется также в ослаблении влияния и авторитета традиционных форм. Середина 20-го столетия была отмечена появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в литературе чаще всего называют нетрадиционными религиями. В 50-80-х гг. XX в. в ряде стран Азии, США, странах Западной Европы появилось и получило достаточно широкое распространение множество новых нетрадиционных для той или иной страны или народа культов, которые стали называться «религиями нового времени», «молодежными религиями», «деструктивными (тоталитарными) культами».

На территорию бывшего СССР нетрадиционные культы стали проникать начиная с 70-х гг.; прежде всего это были кришнаиты и муниты. В конце 80 - начале 90-х гг. на территории России сложилась беспрецедентная ситуация: появились и стали быстро распространяться многочисленные нетрадиционные культы, занесенные в Россию различного рода иностранными миссионерами, проповедниками, гуру, духовными наставниками. Количество нетрадиционных религий и их последователей продолжает расти.

В начале 90-х гг. в России возникли и нетрадиционные новые культы в условиях распада СССР на постсоветском пространстве. Это Белое Братство - ЮСМАЛОС, Церковь Последнего Завета (Церковь Виссариона), Богородничный центр и др. [7, с. 299-302].

Под понятием «нетрадиционные религии» подразумеваются религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в быту, культуре, а получили распространение в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины.

Феномен нетрадиционной религиозности - одно из характерных явлений современной духовной жизни. Суть его состоит в распространении вероучений, не связанных с привычными традиционными религиями. Обозначаются эти направления по-разному: внеисповедная религиозность, светский гуманизм, эзотерическая культура, внеконфесиональная религиозность, духовные искания и т.п.

В широком смысле под нетрадиционными религиями понимают различные формы альтернативной религиозности, возникающие в разные исторические эпохи в жизни различных народов и слагающиеся благодаря их преемственности на общей основе в ходе исторического развития в специфическую традицию. В историческом прошлом наиболее известны примеры таких нетрадиционных религий, как раннее христианство и сектантские движения эпохи крестьянской войны в Германии. В узком смысле под нетрадиционными религиями понимают религиозные комплексы, получившие широкое распространение в 1950-1980-х гг. в ряде стран Азии (Япония, Индия, Республика Корея), в США, странах Западной Европы (Франция, Германия, Англия и другие), а с 1990-х гг. и в России [8, с. 224-225].

Сложным является вопрос возникновения нетрадиционных религий. Его нельзя связать с отдельными политическими, социальными или мировоззренческими процессами. К числу его причин следует, прежде всего, отнести глобальные проблемы человечества, например, опасность войн, экологиче-

ские проблемы, демографический фактор. Современные исследователи нетрадиционной религиозности, такие как Е.Г. Балагушкин, Ю.В. Рыжов [9, с. 172; 9, 328 с.], перечисляя ряд причин распространения новой религиозности, указывают на то, что наряду с общеисторическими условиями появления этой специфической разновидности религий существуют частные причины их появления в особых культурно-исторических и социальных условиях.

Е.Г. Балагушкин говорит о том, что существуют общие причины их появления, благодаря которым наблюдаются стойкие исторические традиции альтернативной религиозности, преемственность идей и представлений религиозного радикализма, обычно имеющих выраженную мистическую или синкретическую окраску, культистские и сектантские формы организации, противостоящие официальным, господствующим религиозным институтам. Противостояние новой религиозности существующей социальной действительности является одной из общеисторических причин их появления. Новая религиозная идеология служит средством дискредитации существующего социального строя, обоснованием его непригодности, призывом к его устранению. Нередко новые религиозные ориентации служат прологом к программам социальных преобразований, мотивированных стремлением обрести царство небесное на земле, и даже реализуются в определенных социально-утопических экспериментах.

Другая причина (столь же широкого временного масштаба) заключается в том, что старые, традиционные религии перестают со временем соответствовать меняющимся социокультурным условиям, все труднее приспосабливаются к ним и в конце концов вынуждены бывают “потесниться” и уступить место новым религиям, более адекватно отвечающим изменившимся историческим условиям. Третья причина появления новых религий - изменение религиозного менталитета у определенной части верующих, которым традиционные религиозные институты (например, церкви) начинают казаться «закостеневшими», даже «мертвыми». В связи с этим в обществе развиваются богоискательские настроения, появляется стремление обрести «живую» религиозную веру, соответствующую изменению мироощущения людей, их нравственно-религиозных чувств, представлений о своем месте и значимости на земле.

Комплекс социальных причин создал благоприятные условия для распространения нетрадиционных религий, обещающих каждому личное спасение, безграничные возможности нравственного самосовершенствования, самовыражения. Социальные причины нетрадиционной религиозности вызвали и воспроизводят в настоящее время определенные социальные потребности. Нетрадиционные религии, как и религии в целом, выполняют компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, интегрирующую, коммуникативную функции.

Быстрое распространение новых религиозных движений, сект и культов оказывает существенное влияние на развитие религиозной ситуации в стране, на динамику отношений между конфессиями и их взаимоотношения с государством. За последние годы опубликовано много научных работ, посвященных исследованию отдельных направлений новых религиозных движений и главных их представителей.

Вместе с тем изучение нетрадиционных религий находится еще в начальной стадии развития и пока еще не появилась общая теория их структурно-аналитического анализа, позволяющая внести должную определенность в понимание их классификации, нет разработанной типологии нетрадиционных религий, роли и их места в обществе. Однако, для того чтобы сориентироваться в предлагаемом широком выборе различных духовных учений и практик, необходимо знать критерии, по которым можно отличить истинную духовность от ложной. Предложенные классификации в известной мере условны, однако они помогают сориентироваться в разнообразии нетрадиционных культов.

В кратком справочнике «Религии и секты в современной России» дана следующая классификация нетрадиционных религий [10, с. 8-9]. Конфессии и направления, являющиеся относительно традиционными для России, - баптисты, адвентисты, лютеране, пятидесятники. Сегодня эти конфессии заняты активной прозелитической деятельностью. Тоталитарные секты псевдохристианской ориентации, такие как «Церковь Христа», «Новоапостольская церковь», харизматические движения, например, «Завет», корейские протестантские секты, «Семья». Они ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и изменяя смысл цитат из общего контекста для доказательства нужных положений. Объединения, претендующие на обладание «новым откровением», - мормоны (или «церковь Иисуса Христа святых последних дней»), «Свидетели Иеговы», Белое братство, «Богородичный центр», движение Муна (Церковь Объединения с ее фронтовыми организациями), «Аум Синрике», «Церковь последнего завета» лжехриста Виссариона, бахаизм. Учения движения New Age («Новая эра», «Век водолея»), имеющие оккультный характер, ставящие своей зада-

чей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей, целители и колдуны, восточные культы - кришнаизм, йогические практики, в том числе сахаджа-йога, трансцендентальная медитация, неове-дантизм, теософия, «живая этика» (агни-йога) Рерихов, антропософия, секта П. Иванова, секта сайентологии Л. Рона Хаббарда (центр «Дианетика», «Нарконон», «Криминон» и т.д.), астрология, «Академия фронтальных проблем» («Академия Золотова»), неоязыческий центр «Юни-вер», валеология, «Троянова тропа» и др. Сатанинские культы, опирающиеся в основном на молодежь. Они возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов. Все моральные преграды сознательно разрушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность - в культ.

Сложными оказались проблема роли и значения нетрадиционных религий в обществе, их воздействие на человека, его семейные отношения и привычный образ жизни. Социологи различают две -три фазы в развитии нетрадиционных религий, начиная с их становления под воздействием богоискательской среды и контркультуры, проникнутой религиозно-мистичес-кими настроениями, эта фаза подчас малозаметна или даже отсутствует. Наиболее заметна фаза консолидации нового религиозного движения и резко негативного отношения к социальному окружению и господствующим церковным организациям (этим объясняются их характерные названия: «религиозный протест», «альтернативные религии»). Особенностями заключительной фазы развития новых религиозных движений являются смягчение конфронтации с окружающим миром, умиротворение протеста и ассимиляция в среде «добропорядочных» религиозных объединений, пользующихся общественным признанием и правовым статусом. Однако далеко не всех нетрадиционные религии оказались склонны к умиротворению. К тому же возникшее антикультовое движение вовсе отрицает за ними эту возможность и право на законное сосуществование с традиционными религиями, поскольку объявляет их всех, без исключения, неисправимо «деструктивными» культами, которые разрушают человеческую личность и в целом подрывают существование общества. В отличие от традиционных религий, настроенных апологетически в отношении господствующего социально-политического строя, новационные религии всегда более интенсивны в своем воздействии на верующих, даже в том случае, если предписывают им общественную пассивность, равнодушие и невозмутимость в отношении с окружающими. Нередко нетрадиционные религии стремятся в иллюзорной форме компенсировать потребность в контактах, общении, духовной близости через специфический образ жизни в религиозной коммуне, изолирующей человека от всего многообразия социальных связей. Распад семьи, падение родительских авторитетов, дефицит любви находят свою альтернативу в создании культа харизматического лидера, в безграничном почитании и признании его беспрекословного авторитета. Полное подчинение харизматическому лидеру, зависимость от религиозной группы в условиях изоляции от других авторитетов превращают религиозное мировоззрение в социальный, нравственный и гносеологический идеал, который определяет поведение, мысли и чувства человека. Этим обстоятельством и определяется тот путь к фанатизму, который проходят приверженцы нетрадиционных религий. Следствием такой мировоззренческой трансформации становятся социальная пассивность и индифферентизм, для достижения которых осуществляется насилие над психикой, контроль над мыслями, резкая ломка образа жизни.

В заключение необходимо отметить, что новые религиозные течения проявляются и распространяются потому, что на них существует реальный спрос, увеличение которого характерно для современного этапа развития человечества, в период ценностного кризиса. Особенно это касается молодежи с ее максимализмом и тягой к новому. Следует различать религиозные организации и секты, которые в своей деятельности не нарушают законодательство, и секты тоталитарные с криминогенной направленностью, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с иными посягательствами на права личности. Они социально опасны и подлежат запрету. При противоречивых процессах современных реформ в России, приводящих к неоднозначным результатам в социально-экономической и духовно-культурной областях жизни, особенно важно добиваться максимальной реализации позитивного нравственного и общественного потенциала различных религиозных объединений.

Литература

1. Религии и секты в современной России: краткий справочник. - Новосибирск, 2000. - С. 6

2. Журавский А. Религиозная традиция в условиях кризиса секуляризма // Континент. - 2004. - №12. - С. 265- 287.

3. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М., 1992. - С.234-235.

4. Островская - мл. Е.А. Религиозная модель общества: Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологий. - СПб.: Изд-во Петерб. ун-та, 2005. - С. 256.

5. Там же. - С. 257.

6. Журавский А. Религиозная традиция в условиях кризиса секуляризма // Континент. - 2004. - №12. - С. 269-270.

7. Религии народов современной России: Словарь. - М.: Республика, 1999. - С. 299-302.

8. Религиозные организации Приморского края: словарь-справочник / С.М. Дударенок, Н.Б. Сердюк, Д.А. Владимиров; под ред. Е.А. Поправко. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2007. - С. 224-225.

9. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. - М., 1999. - 172 с.;

Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. - М.: Смысл, 2006. - 328 с.

10. Религии и секты в современной России: краткий справочник. - Новосибирск, 2000. - С. 8-9.

Васильева Светлана Баировна, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, e-mail: vas.svetlana@mail.ru

Vasilieva Svetlana Bairovna, post-graduate student of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, Siberian Branch of Russian Academy of Science. Ulan-Ude, street Sahyanova str. 6 (670047), e-mail: vas.svetlana@mail.ru

УДК 141.339+294.3 (520) Э.П. Дашицыренова

РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ САЙТЁ:*

В РАБОТАХ ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

В статье рассмотрено развитие религиозно-философских воззрений Сайтё:, основателя школы Тэндай, в работах его учеников. Данная статья будет интересна специалистам в области буддийской философии и истории в Японии.

Ключевые слова: буддизм, буддийская философия, история Японии, школа Тэндай, Сайтё.

E.P. Dashitsyrenova THE DEVELOPMENT OF RELIGIOUS-PHILOSOPHIC VIEWS OF SAICHO IN THE WORKS OF HIS FOLLOWERS

The article deals with the development of religious-philosophic views of Saicho, the founder of the Japanese Tendai School. It will be of use for experts in Japanese history.

Key words: Buddhism, Buddhist philosophy, Japanese history, Tendai school, Saicho.

Одним из ярких буддийских лидеров в Японии эпохи Хэйан был Сайтё: (767-822), первый патриарх школы Тэндай, больше известный под своим посмертным именем Дэнгё-дайси. Сайтё: стоял у истоков основания буддийской школы Тэндай, которая доминировала в этот период и оказала немалое влияние на развитие школ, появившихся в последующие периоды. Его роль в религиозной истории Японии значительна. Он не только первым порвал с традициями Нара, но и был предтечей выдающихся теоретиков буддизма, развивавших в Японии прогрессивные формы японского буддизма.

Выросший в религиозной семье, Сайтё: с детства мог наблюдать, как его отец почитает буддийские церемонии и ритуальную декламацию сутр. Неудивительно, что в двенадцатилетнем возрасте он становится послушником монастыря, а в восемнадцать лет получает монашеский постриг. Первым наставником Сайтё: был монах Гёхё (722-797), ученик Даосюаня, главный буддийский священник провинции. В монастыре у Сайтё: появляется интерес к религиозным церемониям в горных скитах, медитированию. Во время учебы в монастыре он основательно изучил заповеди «Сибунрицу», «Сутру о сетях Брахмы» (яп. «Боммокё»), познакомился с учениями школ Кэгон и Хоссо, а также с «Сутрой лотоса благого Закона» [5].

Карьера Сайтё: могла стремительно пойти вверх, но после получения диплома он вдруг покидает монастырь и уединяется в хижине у

горы Хиэй для личного самосовершенствования. Причины ухода он описывает в своем первом сочинении «Гаммон» (Обращение к [Будде] с желаниями), его не устраивали некоторые моменты существующего буддизма, нестабильная социально-политическая обстановка в стране. Как он пишет, целью его отшельничества являлось достижение уровня «сходства шести корней», т.е. выявление в себе состояния будды, для дальнейшей более эффективной альтруистической деятельности [2, с. 433]. Пока он медитировал, император решил отдалиться от гнёта нарских монахов и перенести столицу в г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.