Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ'

ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиции / обучение химии / химический эксперимент / научная картина мира / мировоззрение / traditions / chemistry training / chemical experiment / scientific picture of the world / worldview

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Рогова

В работе раскрываются основные идеи, составляющие основу традиций российского химического образования в вузе. Показано, что традиционные идеи в химическом образовании как системе общего образования способствуют формированию в сознании обучающихся целостной естественно-научной картины мира, обеспечивают выработку научного мировоззрения и мышления и как результат – профессионально компетентного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.В. Рогова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF RUSSIAN CHEMICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The work reveals the main ideas that form the basis of the traditions of Russian chemical education at the university. It has been shown that traditional ideas in chemical education as a system of general education contribute to the formation in the minds of students of a holistic natural scientific picture of the world, ensures the development of a scientific worldview and thinking and, as a result, a professionally competent specialist.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ»

ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Е.В. Рогова, старший преподаватель

Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-3-260-262

Аннотация. В работе раскрываются основные идеи, составляющие основу традиций российского химического образования в вузе. Показано, что традиционные идеи в химическом образовании как системе общего образования способствуют формированию в сознании обучающихся целостной естественно-научной картины мира, обеспечивают выработку научного мировоззрения и мышления и как результат - профессионально компетентного специалиста.

Ключевые слова: традиции, обучение химии, химический эксперимент, научная картина мира, мировоззрение.

Традиции - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения к поколению идеи, взгляды, обычаи, порядки и правила. Традиционность образования - опора на народную культуру и педагогику, сохранение и возрождение национальных традиций. Это помогает формированию духовной, нравственной культуры человека, компетентного специалиста. В России образование всегда значило гораздо больше процесса обучения. Настоящее образование в нашей стране представляет собой глубокое обогащение знаниями и просвещение личности, способствует формированию целостного научно- материалистического мировоззрения. Отличительной чертой отечественного образования является его целостность, т.е. единство образовательной, прикладной, обучающей, воспитательной и развивающей функций. Роль химического образование в системе общего образования заключается в формировании в сознании обучающихся естественно- научной картины мира, обеспечивает выработку научного мировоззрения и мышления. Воспитательное значение химического образования заключается в формировании в процессе обучения нравственных и эстетических качеств, системы взглядов на окружающий мир. Обращаясь к великим ученым, мы воспитываем чувства патриотизма, гордости, уважения. При обучении химии реализуется также и экологическое воспитание в ходе знакомства с химическими проблемами экологии. К развивающим целям

химического образования относятся формирование логического мышления, самостоятельности, познавательных интересов и мотивационной сферы.

Перечислим некоторые традиции российского химического образования. При изучении химии обязательным является экспериментальная деятельность, подтверждающая подлинность теоретических знаний. Химические понятия раскрываются в культурно-историческом контексте. Курс химии строится на постепенном усложнении теоретических знаний, которым предшествует знакомство с фактами, лежащими в их основе. Содержание курса тесно связано с жизнью и химическим производством. Научно-исследовательская деятельность также является важной составляющей изучения химии [1].

При изучении химической дисциплины большое значение придается использованию причинно-следственных связей, межпредметных связей, применению инновационных решений, не обходится и без гуманитарной составляющей науки. Курс общей химии включает в себя теоретический, методологический, прикладной, исторический аспекты науки.

Исторический подход помогает обучающимся показать роль эксперимента в познании химии, увидеть труд ученых, осмыслить, что в основе химической науки, ее современных достижений прежде всего лежит работа и успехи ученых-химиков в прошлом. Лекционный материал может

активно использовать исторический аспект химии. Такой подход способствует расширению кругозора обучающихся, устанавливает междисиплинарные связи, помогает представить эволюционный процесс научных знаний, познакомиться с ролью научного предвидения. Кроме того, исторический аспект повышает интерес и побуждает студентов к собственной исследовательской работе. Например, в лекционный курс общей химии включены такие исторические сведения научных открытий, как работы Д. Гальвани по взаимосвязи химических процессов и электрических явлений при изучении электрохимических систем, развитие представлений о растворах, а также о строении атома. История химии рассматривается как анализ исторических предпосылок в свете состояния современной химии. История развития химии должна обязательно входить с содержание основного курса химии как в школе, так и в вузе, даже для нехимических профилей [2].

По мере изучения курса химии происходит постепенное углубление теоретических знаний. Содержание школьных учебников тесно связано с жизнью и производством, повышая экологическую грамотность студентов. Эта связь может служить темой выполнения научно-исследовательских проектов. Важность химического образование в системе высшего образования определяется его практической значимостью, его возможностями в познании фундаментальных законов природы, научных теорий. Также химия является базовой дисциплиной для изучения в дальнейшем других дисциплин инженерного профиля. Например, для специальности «Строительство» -для дисциплин «Химия в строительстве», «Строительные материалы», «Железобетонные и каменные конструкции», «Современные неконструкционные материалы», «Металлические конструкции». Обучающиеся по направлению «Наземные транс-портно-технологические комплексы» изучают такие дисциплины на базе химических знаний, как «Материаловедение», «Металлические конструкции машин», «Технология конструкционных материалов» [3].

Важную роль при обучении химии приобретает формирование практических умений и навыков в процессе экспериментальной работы. Лабораторные работы способствуют лучшему усвоению дисциплины, воспитывают общую культуру труда. Химический эксперимент в обучении занимает весьма значимое место, являясь одним из мощных методов учебного и научного познания. Он является способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения. О необходимости и важности экспериментальной части в изучении химии писали многие великие учены и педагоги: Д.И. Менделеев, К.Д. Ушинский, Л.А. Цветков. Роль эксперимента состоит в закреплении полученных теоретических знаний, применении различных методов научного познания как теоретических, так и эмпирических, мотивирует в изучении предмета, развивает интерес к научно-исследовательской работе. Также в содержание учебного предмета должны входить методы, которыми добываются научные факты.

Изучению теоретического материала предшествует ознакомление с фактами, лежащими в его основе. Например, тема «Строение атома» изучается на основе межпредметных связей с физикой, студентам напоминаются известные доказательства сложности строения атома, модели строения атома, а затем изучаются современные представления о строении атома на основе квантовой механики. Традиционно в форме беседы повторяется состав атомного ядра и особенности электронного строения атома. При изучении раздела «Химическая кинетика» изучению теоретического материала предшествует знакомство или повторение таких известных фактов, как зависимость скорости реакций от ряда факторов, знания о гомогенных и гетерогенных реакция, обратимость химических реакций, катализ и катализаторы.

Активно, на протяжении всего изучения курса химии традиционно применяется проблемный метод. В процессе изучения нового материала преподаватель создает проблемную ситуацию и показывает образец научного поиска, анализируя и выполняя все этапы решения проблемы.

Традиционно в течение изучения дисциплины «Химия» студенты принимают участие в научных конференциях различного уровня, на базе нашей кафедры проводятся конференции по проблемам «Современные строительные материалы», «Основы экологии и природопользования». Проведение таких конференций формирует у студентов целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и практики [4].

Особенность в обучении химии состоит в том, что данная дисциплина имеет большую значимость для всех образовательных учреждений, любого профиля, типа, ступеней образования. Сохранение традиционных идей в химическом образовании как системе общего образования способствует формированию единой естественно-научной картины мира, в целом формирует научное мировоззрение, что очень важно профессионально компетентного специа-

листа.

Библиографический список

1. Пак М.С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 306 с.

2. Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии: Учебник. - М.: Дрофа, 2010. - 320 с.

3. Никитина Е.И., Рогова Е.В. Некоторые аспекты химического образования в ВУЗе // Научный электронный журнал «Инновации. Наука. Образование». - 2022. - № 52 (февраль). - С. 1006-1011. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innovjoum.ru.

4. Никитина Е.И. Рогова Е.В. Проблемы формирования непрерывного химического образования в системе «довузовское образование - вуз» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 11-2 (62). - С. 194-197.

TRADITIONS OF RUSSIAN CHEMICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

E.V. Rogova, Senior Lecturer Siberian State Transport University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The work reveals the main ideas thatform the basis of the traditions of Russian chemical education at the university. It has been shown that traditional ideas in chemical education as a system of general education contribute to the formation in the minds of students of a holistic natural - scientific picture of the world, ensures the development of a scientific worldview and thinking and, as a result, a professionally competent specialist.

Keywords: traditions, chemistry training, chemical experiment, scientific picture of the world, worldview.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.