Научная статья на тему 'Традиции официальной периодики: «Новгородские губернские ведомости» и «Звезда» (1838-1927)'

Традиции официальной периодики: «Новгородские губернские ведомости» и «Звезда» (1838-1927) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / РУБРИКАЦИЯ / ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ / НОВГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ / HISTORY OF JOURNALISM / OFFICIAL PUBLICATIONS / PERIODICALS / RUBRICATION / NEWSPAPER DESIGN / NOVGOROD PROVINCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Воробьева М. О., Козлов С. А.,

Статья посвящена сопоставительному анализу двух официальных изданий Новгородской губернии в периоды до и после Октябрьской революции. Авторы прослеживают традиции периодической печати по избранным аспектам: типографское оформление газеты, динамику смены визуального стиля, выбор и трансформацию рубрикации как отражение тематического своеобразия. Несмотря на то, что официальные издания были фактически выключены из рынка, даже при частой смене редакторов осмыслялась необходимость конкурентоспособности в борьбу за читательскую аудиторию. Официальная, идеологически выверенная информация должна была быть представлена в удобных, привычных, традиционных формах для стремительно расширяющейся публики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF THE OFFICIAL PERIODICAL PRESS: THE “NOVGOROD PROVINCIAL GAZETTE” AND THE “ZVEZDA” (1838-1927)

The article presents a comparative analysis of two official mass media editions of Novgorod province before and after the October Revolution. The authors trace the tradition of periodicals on selected aspects: the typographic design of the newspaper, the dynamics of changing the visual style, the choice and transformation of the rubrication as a reflection of the thematic originality. With the frequent change of editors, there was a need to compete with other editions and to attract target audience. As the newspaper rapidly expanded their readership, official and ideologically verified information should have been presented in convenient, familiar, and traditional manner.

Текст научной работы на тему «Традиции официальной периодики: «Новгородские губернские ведомости» и «Звезда» (1838-1927)»

УДК 070 Ы^:/^.от§/10.34680/2411-7951.2019.6(24).23

М.О.Воробьева, С.А.Козлов

ТРАДИЦИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ: «НОВГОРОДСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ» И

«ЗВЕЗДА» (1838—1927)

Статья посвящена сопоставительному анализу двух официальных изданий Новгородской губернии в периоды до и после Октябрьской революции. Авторы прослеживают традиции периодической печати по избранным аспектам: типографское оформление газеты, динамику смены визуального стиля, выбор и трансформацию рубрикации как отражение тематического своеобразия. Несмотря на то, что официальные издания были фактически выключены из рынка, даже при частой смене редакторов осмыслялась необходимость конкурентоспособности в борьбу за читательскую аудиторию. Официальная, идеологически выверенная информация должна была быть представлена в удобных, привычных, традиционных формах для стремительно расширяющейся публики.

Ключевые слова: история журналистики, официальные издания, периодическая печать, рубрикация, дизайн газеты, Новгородская губерния

Первым публичным периодическим изданием Новгородской губернии стали «Новгородские губернские

ведомости». Их учреждение в 1838 г. наряду с подобными изданиями в 42 губерниях (а также еще в шести в 1830 г.) [1] вплоть до начала XX века определило вектор развития местной печати. Законодательно разработанная структура «Губернских ведомостей», регламентированное тематическое содержание и тщательное двухуровневое цензурирование формировало издательские и публицистические традиции. Долговременное отсутствие конкуренции на губернском уровне не отменяло соперничества со столичной периодикой за своего читателя. Несмотря на то, что подписка на «Новгородские губернские ведомости» была обязательной для административных структур всех уровней, на страницах издания появлялись публикации, акцентирующих внимание аудитории на необходимости чтения и распространения местного печатного слова.

Одним из основных факторов, определяющих тип официального издания, является наличие административной информации как для служебного, так и общественного использования в публичном доступе. В системе «Губернских ведомостей» для этого выделялась так называемая «официальная часть», содержащая собственные тематические разделы. Содержание «неофициальной части» регламентировалось отдельными указаниями, на должность редактора до 1870-х гг. назначался дополнительный сотрудник губернского правления или городской гимназии.

С 1840 по 1851 гг. происходило формирование неофициальной части «Новгородских губернских ведомостей». В условиях жесткой цензуры к публикации не допускались даже материалы по новгородской истории [2]. Научно-популярное, просветительское содержание большинства публикаций, первые попытки вести хронику местной (в основном городской) жизни показывают практически случайное, интуитивное ведение издательского дела в условиях небольшого еженедельника и отсутствия постоянных авторов, корреспондентов.

В 1863—1894 гг. на фоне реформ в губернии происходили изменения и в редакционной политике издания. Этот этап отличает повышение активности уездной интеллигенции, складывание корреспондентской сети и расширение жанрово-тематического содержания губернских ведомостей.

В начале XX века под влиянием революционных событий в России и развития частной периодики «Новгородские губернские ведомости» утрачивают не только лидирующие позиции, но и практически полностью отказываются от журналистской активности. Редкие публикации отражали незначительные явления общественной жизни, с вкраплениями литературной и театральной критики.

В 1917 г. редакция с официальных позиций поддержала Временное правительство, избегая при этом резкого политического пафоса. «Монархическое издание в марте 1917 г. становится изданием, выражающим политику Новгородского губернского комиссара Временного правительства, а в октябре 1917 г. подчиняется Новгородскому губернскому Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Оно продолжает выходить до 31 января 1918 г., по сути, дублируя официальную информацию новой власти, которая публикуется в "Известиях Новгородского губернского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов"» [3]. «Известия» с 10 мая (по новому стилю) 1917 г. и «до Великой Октябрьской революции и установления Советской власти в губернии... они были органом эсеровского, соглашательского большинства Совета» [4].

В феврале 1918 г. «Новгородские губернские ведомости» были официально закрыты Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

С 25 декабря 1918 г. начинает выходить ежедневная газета «Звезда», ставшая официальным органом печати Новгородской губернии. Газета положила начало формирования массовой читательской аудитории, в первую очередь за счет рабочих, крестьян и красноармейцев. Одним из инструментов, сочетающих активное наполнение актуальным содержанием и привлечением широких масс к газете, стала система рабселькоров. Благодаря мощному образовательному и просветительскому движению при содействии государственных

структур официальная печать стремительно вышла на новый уровень взаимодействия с аудиторией, недоступный в дореволюционный период, по большей части из-за неграмотности уездного населения.

Первыми редакторами «Звезды» были партийные активисты, проводившие на страницах газеты не только официальную политическую повестку дня, но и много внимания уделявшие просвещению своих читателей в различных сферах хозяйственной, экономической и культурной деятельности.

Сопоставление двух неравнозначных по продолжительности периодов новгородской губернской печати — 1838—1917 гг. и 1918—1927 гг. — позволяет выявить традиции и их преемственность в официальной периодике. Представители новой власти унаследовали не только материально-техническую базу (типографии), но и общее представление об издательском деле, и читателей.

Самое наглядное, о чём можно судить, сравнивая два печатных издания — это визуальная составляющая. Шрифт, расположение на газетной полосе, вёрстка, газетные иллюстрации — преемственность можно заметить в каждом из компонентов.

Ключевым визуальным компонентом любого печатного издания является заголовочный комплекс. В «Новгородских губернских ведомостях» изменения происходили без видимой периодичности. Скорее всего, связано это было с возможностью закупать новое оборудование (в объявлениях, рекламирующих услуги типографии, нередко упоминались такие обновления). Смена формата и качества бумаги также отражались на трансформациях шапки. Самая значительная попытка изменения в оформлении заголовочного комплекса издания была предпринята в 1917 г. в № 48 от 21 июня. Стал использоваться более плотный шрифт с утолщениями. Частично увеличился и его размер (за исключением слова «губернсшя» — оно печаталось более тонким мелким шрифтом). Примечательно и то, что из общего визуального комплекса исчезает герб.

Пришедшей на смену «Новгородским губернским ведомостям» газете «Звезда» также была свойственна частая смена оформления. Заголовочный комплекс мог меняться ежегодно или даже несколько раз за год. Менялись и дополнительные компоненты — помимо шрифта, которым печаталось непосредственно название газеты, сменялись и информационные модули. Неизменным оставался только лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», традиционно располагавшийся над названием. Верстка шапки была такова, что при невысоком качестве печати лозунг плохо просматривался — мелкий шрифт, наклон, подчёркнутый в левом верхнем углу, «зажатый» крупным, бросающимся в глаза, шрифтом названия газеты.

За период с 1919 по 1928 гг. наблюдается до 11 смен шапки и заголовочного комплекса. В основном как раз менялся именно шрифт названия газеты.

Первый приходится на 4 ноября 1919 г. (№ 261). Шрифт засечковый, с характерной белой обводкой. По размеру заголовок выглядит довольно крупно.

Следующая смена заголовочного комплекса происходит в №184 от 17 августа 1920 г. И вновь смена шрифта — засечковый.

В № 126 от 11 июня 1921 г. шрифт заголовка становится более угловатым. В названии газеты «З» приобретает спиралевидный завиток. Вновь добавляется белая обводка.

С № 4 от 6 января 1923 г. шрифт возвращается к привычному засечковому. Изменяется положение заголовка — он слегка наклонен влево по диагонали и заключён в параллельные рамки сверху и снизу.

В № 202 от 11 сентября 1923 г. заголовок резко приобретает декоративные, художественные черты. Каждая буква будто сварена из кусков железа или сколочена из деревянных досок. Такой внешний вид заголовка просуществовал совсем недолго — до № 221 от 4 октября 1923 г., когда шрифт вернулся к типографскому стандарту.

В № 259 от 20 ноября 1923 г. снова наблюдается движение в сторону эстетизации. Добавляется подчёркивание. Возвращается календарная плашка, отмененная в 1920 г.

С января 1925 г. меняется расположение шапки — теперь она печатается посередине верхней части первой полосы. Добавляется изображение маленькой звезды над названием. От неё идут лучи к каждой букве. Но уже к 20 декабря 1925 г. возвращается привычное положение названия в левом верхнем углу полосы. Шрифт также меняется — становится более «грубым».

Последнее изменение за наблюдаемый период происходит в № 81 от 11 апреля 1926 г. — появляется плакатный шрифт, утолщенный, подчёркнутый.

После этого до 1928 г. существенных изменений в изображении шапки и заголовочного комплекса не происходило.

Сделанные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что первые годы существования газеты «Звезда» в редакции обращали существенное внимание на оформление первой полосы, находясь в поиске стиля, который бы соответствовал «строгости» времени, а также художественной моде — плакатность, динамичность, графические ребусы: от нарочитых отсылок к традиционной декоративно-прикладной росписи до ярко выраженного модерна. Через такую динамичную визуализацию заголовочного комплекса издатели подчеркивали способность газеты к резким переменам в общественно-политической жизни, её возможность «идти в ногу со временем». С другой стороны такая «гибкость» может говорить о своеобразном использовании метода «проб и ошибок»: ради привлечения публики использовались любые инструменты, в том числе и игра с визуальными компонентами газеты. Подобные поиски наблюдаются в «Новгородских губернских ведомостях». Визуальный образ газеты и заголовочный комплекс гармонично сочетались друг с другом (за исключением последних номеров 1917 г.). Все дополнительные элементы также стилистически соответствовали общей направленности газеты и основному заголовку, составляя некую общую композицию.

«В целом можно отметить, что редакция газеты «Звезда» экспериментировала со своим заголовком более активно и часто, чем это делали другие провинциальные издания. Не всегда образ получался в полной мере гармоничным, но точно делал газету узнаваемым, что нельзя не признать эффективной тактикой» [5]

Анализируя шрифт основного набора, можно сказать, что «Звезда» и «Новгородские губернские ведомости» демонстрируют постоянство, что, опять же, обусловлено материально-технической базой типографии. Тексты статей на страницах обоих изданий набраны традиционным засечковым шрифтом. За исключением заголовков публикаций и названий рубрик — они набирались разными шрифтами. Среди самых часто используемых можно отметить негротескный, беззасечковый шрифт. Использовались также и художественные, декоративные шрифты или шрифты-орнаменты. Таким образом, можно сделать вывод, что «Звезда» переняла опыт использования применения нескольких гарнитур — это было обусловлено стремлением разнообразить оформление издания и облегчить выделение различных материалов. В №57 от 16 марта 1923 г. можно увидеть максимальное разнообразие шрифтов в одной публикации — в объявлении об усилении воздушного флота.

Подпись автора публикации также выделяется одинаково как в «Новгородских губернских ведомостях», так и в «Звезде». Используется всё тот же засечковый шрифт, что и в самих публикациях, но уже курсивом.

Заголовки и названия рубрик часто выделялись не только шрифтами, но и своеобразными «флажками», вензелями и прочими художественными украшениями. Разумеется, всё это так же использовалось для привлечения внимания читателя.

Что касается графического оформления публикаций, то необходимо обратить внимание на появление в «Звезде» первого графического репортажа. В № 4 от 6 июня 1921 г. репортаж о 8-ом Всероссийском съезде Советов 40% полосы составляют иллюстрации к тексту. На страницах «Новгородских губернских ведомостей» какие-либо графические иллюстрации отсутствовали.

С № 03 от 13 мая 1923 г. на страницах «Звезды» регулярно появляются портреты героев публикаций, исполненные карандашом или тушью. Например, в № 103 опубликован портрет В.А.Штукина (одного из постоянных авторов «Звезды»). В № 104 размещён портрет лорда Керзона — врага Советской России. В № 106

— портрет наркоминдела Г.В.Чичерина, а также портрет митрополита Антонина. В № 119 напечатан портрет товарища Красина — защитника интересов Советской России в Англии. Таким образом, героями графических публикаций становились не только «положительные» персонажи, но и враги, которых читателям необходимо было знать «в лицо».

С 1923 г. на страницах «Звезды» публиковались так называемые «Истории в картинках». Например, в № 124 от 9 июня читателю представлена серия карикатурных изображений «История одного предприятия». Она рассказывала о том, как бумажная волокита погубила целое предприятие. А в № 129 была представлена история о вреде коррупции. Провинциальная «Звезда» откликалась на вызовы современной ей периодики, находя техническую возможность поддерживать наиболее действенные жанры для массовой аудитории.

Регулярно на страницах «Звезды» появлялись карикатуры на различные темы. Чаще всего — это религия, буржуазия, капитализм и пр. Встречались и дружеские шаржи (например, в № 79 от 14 апреля 1923 г.).

Интересно то, что на страницах «Звезды» со временем и развитием графической составляющей формируется некий образ Капитала — низенький, полный, даже пузатый, человечек во фраке, с пенсне и в высоком цилиндре на голове. Часто неуклюжий — в № 138 от 26 июня 1923 г. есть карикатура на тему неловкости и беспомощности капиталистов. На иллюстрации помещены два вышеописанных человечка с лошадью в поле, ниже подпись: «Серж! Почему это у меня не пашется?».

Также с 1923 г. развитие типографской базы позволяет размещать на страницах «Звезды» фотоматериалы

— в № 123 от 8 июня на первой полосе опубликованы 5 снимков с протестов по всей стране против ноты Керзона. В № 27 от 2 февраля 1924 г. — фотография с похорон В.И.Ленина. В дальнейшем фотографии приводятся не только на первой полосе, но и сопровождают статьи внутри газеты. При этом стоит отметить, что качество тиража значительно уступает графическим изображениям.

Второй важной составляющей газетного дела, обнаруживающей преемственность, является рубрикация. Практически до конца XIX века, несмотря на регламентированную законодательно программу, состав рубрик «Новгородских губернских ведомостей» постоянно менялся. Связано это было с неравномерным сбором статей для публикации. Отсутствие гонораров, слабая мотивированность образованной части жителей Новгородской губернии приводила к тому, что неофициальная часть нередко оставалась без содержания, ограничиваясь лишь служебной информацией [6]. Рубрикация каждого отдельного выпуска подстраивалась под доступное тематическое наполнение. И только к началу XX века, в том числе и благодаря формированию аудитории общественно-политическими частными изданиями Новгородской губернии, в официальной периодике складывается устойчивое представление о рубрикации. В первые годы издания газеты «Звезда» «плавающая рубрикация» также указывает на недостаточную содержательность и наличие авторов. Приведем сопоставление тематико-рубрикационного своеобразия двух изданий.

В «Новгородских губернских ведомостях» существовал самостоятельный отдел под названием «Вести из уездов Новгородской губернии» (с вариациями формулировок). В «Звезде» «По уездам» — это рубрика в одном отделе «По России». Постоянным отдел «По России» стал только к 1923 г. До этого были варианты «По Советской России», «По Новгороду», «По провинции», «По Москве» и т.п. Они содержали сводку последних новостей по Советской России и, в конечном счёте, все эти рубрики составили целый отдел.

Рубрика «За границей» была частью отдела «Телеграммы» (а к ноябрю 1919 г. в № 269 появилась рубрика «Радио-телеграммы»). Чаще всего она публиковалась на первой полосе газеты. К 1925 г. переносится на вторую-третью полосы и получила название «У них — у нас». Содержание рубрики мало изменилось — в ней по-прежнему перепечатывались телеграммы из-за границы, но добавлялись ещё и телеграммы, присылаемые из уездов Новгородской и других губерний.

Рубрика «Хозяйственные сведения» из «Новгородских губернских ведомостей» получила серьезное развитие в «Звезде». Тема сельского хозяйства всегда составляла значительное содержание официальной периодики Новгородской губернии. Уже с 1919 г. в № 50 от 16 февраля на страницах газеты «Звезда» появляется рубрика «О земле». После 1922 г. она тематически расширилось под названием «Наше хозяйство». К 22 марта 1923 г. к ней прибавляется рубрика «Письма из деревни». Чуть позже происходит смена названия на «Наша деревня». В № 245 от 1 ноября 1923 г. появилось название «По сёлам и деревням», а уже к № 290 от 28 декабря того же года все эти рубрики объединяются в одном отделе «Жизнь деревни», который впоследствии закрепляется в «Звезде» как постоянный.

Для обоих изданий характерна рубрика «В Новгороде». В ней публиковались последние известия городской жизни — культура, происшествия, официальные визиты. Иногда темы выделялись в отдельные рубрики. В «Новгородских губернских ведомостях» существовали «Чрезвычайные происшествия по Новгородской губернии» с 1840 г. С 1852 г. в «Новгородских губернских ведомостях» в конце прибавлений вместо хроники происшествий публиковались «Метеорологические наблюдения, производимые при Губернской Гимназии» за прошедшую неделю. В «Звезде» подобная рубрика в 1925 г. оформляется декоративным шрифтом под заголовком «Погода».

В № 48 от 21 июня 1917 г. в «Новгородских губернских ведомостях» можно обнаружить обособленный раздел «Дорожные впечатления». В «Звезде» с 1920 г. начинает выходить рубрика «Заметки на ходу». Интерес редакции обоих официальных изданий к теме путевых очерков очевиден.

Постоянной рубрикой, под которой объединялись как очерки, заметки, новости, так и короткие сообщения на самые широкие темы, стала «Местная жизнь». В «Новгородских губернских ведомостях» она утвердилась с 1950-х годов. В «Звезде» появилась в 1919 г. в № 264 от 4 ноября также под названием «Местная жизнь». К 1923 г. в № 1 от 3 января название изменилось на «Хронику». В № 7 от 12 января есть попытка сузить жанровые рамки до «Местного дневника» (ср. с серией публикаций в «Новгородских губернских ведомостях» 1854—1856 гг.), но в последующих номерах она исчезает. Скорее, это была временная рубрика — серия заметок от разных авторов на тему жизни в Новгороде. Название «Хроника» закрепилось в «Звезде» как постоянное.

Рубрика «Жизнь и искусство» в «Звезде», получившая начало в 1919 г. со временем поделилась на отдельные рубрики «Кино» и «Театр». В первых номерах 1919 г. она так же имеет подрубрику — «Художественные заметки». В 1923 г. она трансформируется в рубрику «Театр и музыка». И только к № 109 от 22 мая мы видим уже «Театральную жизнь». Нужно отметить, что данное название гораздо точнее отражает суть рубрики — ведь чаще всего в ней размещались новостные заметки именно о ТОРе — Театре Октябрьской Революции. Либо же помещался репертуар и рецензии на спектакли или пьесы. По сравнению с дореволюционными «Ведомостями» рубрика более сложная, обращавшая внимание читателей на разные виды искусств и способы досуга.

Кроме содержательной нерегулярности на формирование рубрикаций оказывали непосредственное влияние личности редакторов. Наблюдение за сменой ответственных за выпуск позволяет сопоставить их с трансформациями, происходящими на страницах официальных изданий.

В 1863—1865 гг. в «Новгородских губернских ведомостях» наблюдается довольно частая смена редакторов. Это привело к утрате рубрикационного деления. С 1923 г. по 1925 г. редакторы «Звезды» также менялись. Например, М.Рогов, сменивший в сентябре 1923 г. Н.А.Леденова, отказался от более яркого оформления газеты своим предшественником. В верстке практически полностью исчезли иллюстрации, слишком много «слепого» текста без воздуха. Возможно, читатель был так же озабочен изменившейся «Звездой» и это повлияло на скорую смену ответственного редактора на А.Римского — 29 сентября. Но и Римский не продержался долго и был сменён Г.Альперовичем (в ноябре того же года). При Альперовиче «Звезда» приобрела внешний вид современной газеты — все тексты и заголовки были выдержаны примерно в одном стиле, при этом возобновилось регулярное иллюстрирование. В течение 1924 г. редакция пережила еще несколько смен.

Система рубрик в этот период претерпевает различные трансформации: появляются рубрики на два-три выпуска, порой и вовсе рубрики-однодневки. Исчезают некоторые рубрики литературного отдела — всё реже печатается «Фельетон», чаще «Маленький фельетон». Исчезает рубрика «Беседа «Деда Всеведа»». Из постоянных, пожалуй, остаются только рубрики отделов «Рабочее житьё-бытьё», «Жизнь деревни» и часть рубрик литературного отдела. А так же объявления, отдел «По России», рубрика «В Новгороде» и «Новгородский справочник».

Наблюдение за двумя изданиями Новгородской губернии позволяет заметить, что смена политических режимов не привела к кардинальной смене представлений об оформлении и структуре официальной газеты. Особенности исторического развития региона позволяют проследить развитие традиций, сложившихся в середине XIX в. и оказавшихся востребованными в первой четверти XX в. Издатели использовали новшества,

предлагаемые технологическим процессом, но опирались на знакомую и удобную для читателей систему рубрикации, наполняя ее новым содержанием. На основательность и регулярность этого процесса значительное влияние оказывала личность редактора.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Новгородской области в рамках научного проекта № 18-412-530004.

1. Русские дореволюционные газеты в фондах Библиотеки Академии наук СССР. 1703—1916 / Под ред. В.А.Фролова. Л., 1984. 285 с.

2. Мохначева М.П. Из истории цензурирования «Новгородских губернских ведомостей» (по материалам РГИА) // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новгород, 1995. С. 110-111.

3. Козлов С.А., Семенова А.Л. Новгородские газеты в 1917 году: традиции универсальных газет в уездном масштабе // Русская литература и журналистика в движении времени. Ежегодник МГУ. Международный научный журнал / Под ред. проф. Е.И.Орловой. М.: Факультет журналистики МГУ, 2018. C. 175.

4. Агафонова Ю.С. Первые советские газеты в Новгородской губернии // История новгородских газет и журналов: взгляд из XXI века: Сб. статей. Великий Новгород, 2012. Вып. 2. С. 4-5.

5. Василенко Е.В., Василенко И.В. Дизайн газеты начала XX века: «Звезда» Новгородской губернии (1918—1921) [Электр. ресурс] // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2018. № 6(18). URL: https://www.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1482822 (дата обращения: 01.09.2019).

6. Козлов С.А. «Новгородские губернские ведомости» и местные частные газеты // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2014. N° 83. Ч. 1. С. 7-9.

References

1. Frolov V.A., ed. Russkie dorevolyutsionnye gazety v fondakh Biblioteki Akademii nauk SSSR. 1703—1916 [Russian pre-revolutionary newspapers in the collections of the Library of the USSR Academy of Sciences. 1703—1916]. Leningrad, 1984. 285 p.

2. Mokhnacheva M.P. Iz istorii tsenzurirovaniya "Novgorodskikh gubernskikh vedomostey" (po materialam RGIA) [From the history of censorship of the "Novgorod Provincial Gazette" (based on materials from the RGIA)]. Proshloe Novgoroda i Novgorodskoy zemli. Novgorod, 1995, pp. 110-111.

3. Kozlov S.A., Semenova A.L. Novgorodskie gazety v 1917 godu: traditsii universal'nykh gazet v uezdnom masshtabe [Novgorod newspapers in 1917: the tradition of universal newspapers on a county scale]. Orlova E.I., ed. Russkaya literatura i zhurnalistika v dvizhenii vremeni. Ezhegodnik MGU. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. Moscow, 2018, p. 175.

4. Agafonova Yu.S. Pervye sovetskie gazety v Novgorodskoy gubernii [The first Soviet newspapers in the Novgorod province]. Coll. of papers "Istoriya novgorodskikh gazet i zhurnalov: vzglyad iz XXI veka". Velikiy Novgorod, 2012, iss. 2, pp. 4-5.

5. Vasilenko E.V., Vasilenko I.V. Dizayn gazety nachala XX veka: «Zvezda» Novgorodskoy gubernii (1918—1921) [Design of the newspaper of the beginning of the XX century: the "Zvezda" of the Novgorod province (1918—1921)]. Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yaroslava Mudrogo (Memoirs of NovSU), 2018, no. 6(18). Available at: https://www.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1482822 (accessed: 01.09.2019).

6. Kozlov S.A. "Novgorodskie gubernskie vedomosti" i mestnye chastnye gazety ["Novgorod Provincial Gazette" and local privately owned press]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo, 2014, no. 83, part 1, pp. 7-9.

Vorobieva M.O., Kozlov S.A. Traditions of the official periodical press: the "Novgorod Provincial Gazette" and the "Zvezda" (1838—1927). The article presents a comparative analysis of two official mass media editions of Novgorod province before and after the October Revolution. The authors trace the tradition of periodicals on selected aspects: the typographic design of the newspaper, the dynamics of changing the visual style, the choice and transformation of the rubrication as a reflection of the thematic originality. With the frequent change of editors, there was a need to compete with other editions and to attract target audience. As the newspaper rapidly expanded their readership, official and ideologically verified information should have been presented in convenient, familiar, and traditional manner.

Keywords: history of journalism, official publications, periodicals, rubrication, newspaper design, Novgorod province.

Сведения об авторах. Марина Олеговна Воробьева — магистр журналистики; [email protected]; Сергей Александрович Козлов — кандидат филологических наук; научный сотрудник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника; [email protected].

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.11.2019. Принята к публикации 30.11.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.