£ Вахромеева О. Б.
| Традиции общественной благотворительности
| на Васильевском острове во второй половине
I XIX - начале XX в.
° (по материалам личного архива Т. С. Блецко (Павлухиной))
Вахромеева Ольга Борисовна
Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории
Доктор исторических наук, профессор
voxana2006@yandex.ru
РЕФЕРАТ
В статье речь идет об инициативе купцов, общественных деятелей, проживавших на Васильевском острове в столице во второй половине XIX — начале XX вв., направленной на создание благотворительного общества при православном Андреевском соборе. Материалы статьи были почерпнуты в личном архиве Татьяны Сергеевны Блецко (урожденной Павлухиной) (Санкт-Петербург), внучки одного из деятельных участников благотворительной организации. Все члены общества были социально значимыми людьми, но тем не менее несколько раз в неделю обходили вверенный им участок с целью опросить наиболее бедствовавших жителей Васильевского острова. Помощь оказывали дровами, деньгами, давали образование детям, устраивали богадельни и приюты, проводили благотворительные вечера, предоставляли дешевое жилье и др. Большое значение купцы и общественные деятели уделяли образованию детей (ими были созданы два приюта) и призрению больных и немощных стариков (существовал приют для женщин и др.).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
частная благотворительность, купцы, Павлухины, Васильевский остров, благотворительное общество, приют, благотворительная деятельность
Varhromeeva O. B.
The Public Tradition of Philanthropy on Vasilievsky Island in the Second Half of XIX — early XX Centuries (On Materials of Personal Archive of T. S. Bleszko (Pavluchin))
Vakhromeeva Olga Borisovna
Saint-Petersburg State university, institute of History (Russian Federation)
Doctor of Science (history), Professor
voxana2006@yandex.ru
ABSTRACT
In this article we are talking about the initiative of merchants, who lived on Vasilievsky island in the capital in the second half of XIX — early XX century, aimed at the establishment of a charitable society at St. Andrew Orthodox Cathedral. Materials the articles were derived in the personal archive of Tatiana Sergeevna Blaszko (nee Pavlukhin) (St. Petersburg), the granddaughter of one of active participants of a charitable organization. All members of society were socially significant people, but nevertheless several times a week walked the land entrusted to them with the aim to interview most of the residents have suffered for far Vasilievsky island. Assistance provided firewood, money, educated the children, organized charity and shelter, held a charity evening, provided cheap housing, etc. The importance of merchants and public figures devoted to the education of children (they set up two of the shelter) and care of sick and frail old people (there was a women's shelter etc.).
KEYWORDS
private charity, merchants, Pavluchins, Vasilievsky island, charitable organization, shelter, philanthropic activity
В середине XIX в. на Васильевском острове Петербурга благотворительной дея- < тельностью занимались как общественные, так и частные лица и организации. По ^ частной инициативе в конце XVIII в. и первой половине XIX в. возникали крупные ^ благотворительные организации, среди них Ведомство учреждений императрицы ^ Марии, Императорское Человеколюбивое общество, Женское Патриотическое об- ^ щество, Российское Общество Красного Креста, Попечительство о Домах трудо- ^ любия и Работных домах под покровительством императрицы Александры Федо- о ровны (последнее 1895 г. основания). о
Так, в 1880 г. на Васильевском острове были открыты два детских православных приюта, основанных Мариинским ведомством. Первый — Андреевский приют (Приют св. Андрея) на Большом пр., д. 42; второй — «Серебряный» по адресу 11 линия, д. 6. Дети приходили в приюты днем, с ними занимались и их кормили. В Андреевский приют приходили до 175 детей (отдельно действовало отделение для круглых сирот, рассчитанное на 40 мест); в Серебряный приют, который включал только 125 мест, но ежедневно приходили до 200 детей. Девочки изучали Закон Божий, церковнославянскую словесность, чтение, письмо, каллиграфию, четыре начальные действия арифметики, а также пение и гимнастику. В Серебряном приюте дополнительным предметом было введено рисование, преподаватели которого обращали особое внимание на линейное черчение, способствовавшее приобретению практических навыков у питомцев, полезных в ряде ремесел1.
Другие конфессии заботились о своих прихожанах еще более эффективно; их благотворительная деятельность была направлена на создание василеостровских богаделен и приютов для детей, престарелых и больных обоего пола. Известно, что в столице практически не встречались нищие-иноверцы2.
Всего на Васильевском острове в конце XIX в. было открыто свыше 30 богоугодных заведений. Они принадлежали частным лицам, в том числе представителям царской фамилии, лицам купеческого сословия, церквям, Петербургской Городской думе, общественным организациям.
В 1864 г. император Александр II инициировал создание православных приходских попечительств и братств, а двумя годами раньше, в марте 1862 г. было открыто первое из них — Благовещенское общество, занимавшееся вспоможением бедным прихожанам Андреевского собора. В сентябре 1862 г. был издан устав «Благотворительного общества для вспомоществования всем бедным, без различия вероисповеданий, живущим в районе православного Андреевского собора на Васильевском острове»3. Примечательно то, что с инициативой его создания выступили не священнослужители храма, а небольшой кружок интеллигентов, образованных василеостровцев, проживавших поблизости.
У истоков Общества стояли: А. П. Заблоцкий-Десятовский (ученый, экономист, видный государственный деятель, один из создателей реформы 1861 г.), К. Д. Кавелин (историк, юрист, общественный деятель, писатель, крупный специалист по истории права), П. П. Семенов-Тян-Шанский (географ, статистик, ботаник, энтомолог, искусствовед, коллекционер, путешественник и общественный деятель), Д. С. Протопопов, А. П. Белянин и др.
Общество управлялось Советом из числа выборных членов. В качестве непременных членов выступали священнослужители и церковный староста Андреевско-
1 Блецко Т. С. Материалы из истории общественной благотворительности // Личный архив Т. С. Блецко (ур. Павлухиной). Фонд «Книги и рукописи». С. 4.
2 Блецко Т. С. Воспоминания // Личный архив Т. С. Блецко. Фонд «Воспоминания». С. 8.
3 Устав Благотворительного общества для вспомоществования всем бедным, без различия вероисповеданий, живущим в районе православного Андреевского собора на Васильевском острове. СПб., 1862. С. 1.
< го собора, а также члены-попечители (первоначально их было четверо1, но в на-н чале XX в. избиралось большее число в связи с увеличением забот). ^ Председателем Общества с момента основания и до своей кончины был Андрей V Парфенович Заблоцкий-Десятовский (1808-1881), которого сменил его зять, Петр ^ Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827-1914), а последним председателем едино-^ гласно был избран его брат, Дмитрий Петрович (1852-1917)2. Петр Петрович не о слагал с себя обязанности ни в 1882 г., когда стал сенатором, ни в 1897 г., когда о был избран членом Госсовета. Он успевал издавать уникальные исследования по общественной благотворительности: в 1880 г. совместно с И. Е. Андреевским выпустил трехтомный «Сборник сведений по общественной благотворительности», подробно классифицировав в предисловии к нему причины нищеты в крупных городах и методы борьбы с ней. В общественной деятельности ему помогала супруга — Елизавета Андреевна. Поначалу она председательствовала в Дамском комитете по надзору за приютами, но позже привлекла к преподаванию в приюте для девочек свою племянницу Елизавету Яковлевну Грот и дочь Ольгу. В Дамском комитете работала сестра Е. А. Семеновой — Ольга Андреевна Саблер. В деятельность Общества были втянуты почти все родственники, знакомые и друзья Семеновых. Причем сыновья П. П. Семенова-Тян-Шанского, не занимая никаких официальных должностей в благотворительной организации, деятельно заботились о нуждах воспитанниц и престарелых женщин.
Благотворительное общество при Андреевском соборе отличалось от других петербургских приходских обществ тем, что членом его мог стать любой желающий, даже несостоятельный человек, т. к. низший размер годового взноса не был регламентирован. Кроме того, Общество оказывало помощь не только православным, но и бедным других вероисповеданий3.
В основу работы Общества был положен территориальный принцип. В 1880 г. приход Адреевского собора включал в себя всю жилую застройку в районе между набережной реки Невы и Средним проспектом, начиная с 3 линии и до Гаванского поля. Эта территория условно была разделена на 11 участков; например, в 1975 г. это было 360 домов и примерно 3300 жителей4. На каждый участок выделялся попечитель, на которого приходилось 33 дома с 300 жителями. Желавшие получать помощь записывались в книге приходской церкви. В обязанности попечителя входило лично посетить неимущего или больного, собрать как можно более подробные сведения, предоставить их Совету для определения размеров денежного пособия или других видов помощи. Под свою ответственность попечитель мог выдать на месте единовременное пособие, которое впоследствии утверждалось Советом. Пособие выдавалось только тем василеостровцам, кто проживал на территории прихода Андреевского собора свыше одного года. Непременным условием помощи был полный отказ от нищенского промысла5.
Источником денежных средств Общества были ежегодные взносы его членов (самая незначительная статья дохода), пожертвования прихожан и пожертвования по подписным листам6. Во второй и третьей статьях дохода участвовали многие директора петербургских василеостровских гимназий (К. И. Май, Э. П. Шаффе), директор Морского корпуса В. А. Римский-Корсаков и его служащие, обер-прокурор
1 Устав Благотворительного общества для вспомоществования всем бедным... С. 2.
2 Блецко Т. С. Васильевский остров — музей семьи Павлухиных // Личный архив Т. С. Блецко (ур. Павлухиной). Фонд «Воспоминания». С. 5.
3 Блецко Т. С. Материалы из истории общественной благотворительности // Личный архив Т. С. Блецко (ур. Павлухиной). Фонд «Книги и рукописи». С. 9.
4 Блецко Т.С. Воспоминания. С. 12.
5 Устав Благотворительного общества для вспомоществования всем бедным... С. 5.
6 Там же, с. 6.
Синода В. К. Саблер, состоятельные купцы (И. Ф. Громов, Елисеевы, Брусницины, < А. И. Тименков, А. В. Кокорев), архитекторы (Л. Н. Бенуа, А. К. Бруни, Р. А. Гедике, £ Д. Д. Гримм, А. Н. Иосса, А. И. Кракау), ректор Академии Художеств Ф. И. Иордан, ^ члены царской фамилии, в том числе император Александр III1. Определенная часть ^ жертвователей не называла своих имен. В Обществе практиковался также кружеч- ^ ный сбор2. В начале XX в. дополнительный существенный доход благотворительно- s му обществу приносили доходные дома, а также проценты с капитала. Широко о были распространены и безденежные пожертвования: василеостровцы приносили о для малоимущих одежду, утварь, разнообразные вещи, городская дума обеспечи- И вала дровами, купцы доставляли продукты первой необходимости, лакомства, игрушки, бумагу и письменные принадлежности. Кроме того, безвозмездные услуги предоставляли отдельные врачи и аптекари, типографы и учителя, так, священники всех детей учили без вознаграждения3.
В начале XX в. ежегодные доходы Общества впервые превысили его расходы. Оно входило в число «середнячков» по Петербургу. В 1865 г. доходы Общества едва превышали 8 тыс. руб. в год, а в 1899 г. только доход от домов приносил ему около 23 тыс. руб. Размер капитала к этому времени превысил 250 тыс. руб.4.
В первые годы существования Благотворительного общества денежная и вещественная помощь, а также раздача дров — осуществлялись на дому. В 1870-1877 гг. приютов еще не было, и члены Общества вносили около 5% своих средств на обучение детей неимущих василеостровцев. Еще более чем дети неимущих, в помощи нуждались престарелые лица обоего пола и дети, оставшиеся без опеки родителей и других родственников5.
Первый приют был организован в 1871 г. в наемной квартире (в доме Соловьева на углу 5 линии и Большого проспекта) на специально пожертвованные средства. Там разместили 26 женщин и 4 малолетних девочки. Квартира была большая, сухая, светлая; но ее было невозможно переоборудовать под приют и она была недостаточно велика6. На следующий год Совет обратился в МВД с просьбой предоставить Обществу право приобретать недвижимость, для чего требовалось внести изменения в «Устав». Разрешение было получено в 1874 г.7. В 1874-1875 гг. члены Общества хлопотали об отводе городского участка земли для постройки приюта полных сирот. Хлопоты успехом не увенчались, однако, были собраны средства от частных лиц на строительство приюта и богаделен. В 1877 г. за 10 тыс. руб. удалось купить «дворовое место» (участок земли со старым деревянным домом) на 13 линии, д. 268. Удачная покупка вызвала беспрецедентный энтузиазм всех сочувствовавших делам Общества. Архитектор Николай Васильевич Трусов (1820-1886) безвозмездно составил проект и смету на строительство дома, а также на общественных началах взялся руководить работами. Большая часть материалов для строительства была пожертвована или предоставлена со скидкой (по распоряжению графини Н. А. Стенбок-Фермор (ур. Яковлевой), металл с ее заводов отпускался с 50% скидкой; купец И. Ф. Громов продавал лес с 10% скидкой, другие жертвователи из купцов-василеостровцев пожелали остаться неизвестными; среди последних был В. В. Суслов, пожертвовавший
1 Блецко Т. С. Материалы из истории общественной благотворительности. С. 11.
2 Устав Благотворительного общества для вспомоществования всем бедным... С. 6.
3 Блецко Т. С. Материалы из истории общественной благотворительности... С. 15.
4 Отчеты Благотворительного общества Андреевского собора за разные годы. СПб., 1914. С. 2, 14-15.
5 Блецко Т. С. Материалы из истории общественной благотворительности. С. 16.
6 Отчеты Благотворительного общества Андреевского собора за разные годы. С. 7.
7 Устав Благотворительного общества Андреевского собора на Васильевском острове. СПб., 1874. С. 1.
8 Отчеты Благотворительного общества Андреевского собора за разные годы. С. 28.
< почти всю обстановку приюта, кроме того, он содержал учителя пения). Причем во н время строительства дарители-инкогнито нередко появлялись на стройке и раздава-^ ли рабочим то угощение, то красную рубаху, то просто давали «на чай»1. Трехэтажный V дом (7 окон по фасаду) был построен за один строительный сезон 1878 г. Во дворе ^ был разбит сад на 160 саженей, устроен ледник; в подвале дома разместились дро-^ вяник, прачечная, дворницкая. 8 сентября 1878 г. приют был освящен2. Все оборудо-о вание, хозяйственная утварь, мебель, постельные принадлежности, посуда были по-о жертвованы членами Общества. На первом этаже разместились дети (14 девочек), на втором и третьем возник приют для престарелых женщин. Это был именно приют, а не богадельня, т. к. женщины находились в нем не на полном обеспечении, им лишь обеспечивалось жилье, выдавались пособия на пропитание, одежда и некоторые отдельные предметы. Призреваемые ни в чем не нуждались. Наилучшим образом было отлажено питание: члены Общества жертвовали буквально все — от нескольких пудов свежего мяса до корзинки ягод и лакомств детям.
По выходе из приюта девушки устраивались на службу. Члены Совета хлопотали об их местах, отстаивали их права у хозяев, т. е. продолжали участвовать в их судьбах. Некоторые воспитанницы становились сестрами милосердия (Георгиевской и Евгеньевской), при этом за их обучение в Общине платило Общество. Другие молодые женщины оставались работать в родном приюте, дослуживаясь до заместительниц начальниц. Небольшое число из воспитанниц шло в Статистическое управление. Кто-то выходил замуж, в этом случае Общество прилагало в приданое 100 руб. Большая часть становилась ремесленницами.
В 1886 г. к дому достроили четырехэтажную пристройку (архитектор Г. Х. Ште-гельман), в которой разметили богадельню. В 1890 г. член Совета Общества В. В. Суслов представил от имени неизвестного лица 34 тыс. руб. для покупки участка по 14 линии, 29, который примыкал ко двору и саду по 13 линии, 26, с целью постройки нового дома. Архитектор А. П. Сосков создал проект в 1891 г. После чего тот же неизвестный благотворитель пожертвовал 16 тыс. руб. на строительство. Трехэтажная постройка была готова. Спустя пару лет назвал себя и незнакомец-жертвователь, это был прихожанин Андреевского собора, уважавший В. В. Суслова и сочувствовавший делам Общества. В 1893-1894 гг. между домами на 13 и 14 линиях возник новый флигель (архитектор А. В. Иванов). В 1902 г. там же было пристроено здание бани и прачечной3.
Помимо постройки новых домов Общество обладало недвижимым имуществом, подаренным Пелагеей Семеновной Мекентьевой (1877 г.) и Александрой Юрьевной Струйской (1891 г.) на 5 и 7 линиях. Перестроенный дом Мекентьевой стал доходным, а дом Струйской положил начало приюту для неизлечимо больных дворянок4.
Значительное число членов Общества составляли купцы. Например, Вячеслав Васильевич Суслов (1827-1899), богатый купец, зеленщик, торговавший овощами в Андреевском рынке. Своих детей у него не было, но семья его состояла из младшего брата и трех незамужних сестер. Он был потомственным почетным гражданином, состоял выборным от купеческого сословия с 1884 г., членом ревизионной комиссии при Санкт-Петербургской купеческой управе, кроме того, был членом ряда комиссий и церковным старостой Андреевского собора (до 1897 г., когда его избрали гласным Городской думы). Был крайне деятельной личностью, но скромным человеком; до своей смерти заведовал всеми приютами Общества5.
1 Блецко Т. С.
2 Блецко Т. С.
3 Блецко Т. С.
4 Блецко Т. С.
5 Блецко Т. С.
Воспоминания. С. 13.
Материалы из истории общественной благотворительности. С. 17. Воспоминания. С. 16. Воспоминания. С. 17.
Материалы из истории общественной благотворительности. С. 19.
Другим примером семейной солидарности в деле общественной благотворитель- < ности может служить семья Павлухиных. Купец второй гильдии Дмитрий Петрович ^ Павлухин (1838-1897), владелец обойной фабрики и магазинов, вступил в Общество ^ в 1875 г., стал членом-попечителем, затем членом Совета (впоследствии ему при- ^ своили звание почетного члена). У него было 9 детей. Трое старших сыновей — ^ Петр, Николай и Дмитрий — были активными деятелями Общества еще при жизни ^ отца. Став совладельцами большой производственно-торговой фирмы и занимая о в ней ведущие должности, они продолжали активно сотрудничать в Обществе. Все о они начинали свою работу будучи членами-попечителями участков, в последующие годы стали членами Совета Общества. Старший из Павлухиных, Петр Дмитриевич в 1910 г. стал церковным старостой Андреевского собора. Николай Дмитриевич Павлухин (дед Т. С. Блецко) с 1899 г. заведовал воспитательной частью приюта для девочек, в 1900-х годах возглавил оба приюта и вел делопроизводство, а в 1909 г. за плодотворную и многолетнюю общественную деятельность был избран почетным членом Общества. Дмитрий Дмитриевич Павлухин и его двоюродный брат Николай Николаевич Девятов были членами-попечителями. Сестра их, Мария Дмитриевна, в 1913 г. открыла при Обществе швейную мастерскую дамских нарядов, где обучала девочек основам ремесла. Внуки Павлухиных с ранних лет были приучены жертвовать в пользу ближних часть своих сладостей, как правило, в день рождения они несли их в приюты, чтобы порадовать девочек-сироток1.
Помощником Павлухиных был Николай Дмитриевич Тяпкин, который работал в Обществе бухгалтером и делопроизводителем. Он был дворянин, состоявший в купечестве с 1873 г., содержал книжный магазин и библиотеку по месту жительства (5 линия, д. 6). По просьбе Совета он занимался исполнением завещания А. Ю. Струйской по созданию приюта для неизлечимо больных женщин. После того как дома были оформлены в собственность Общества, а на месте деревянных флигелей выросли каменные постройки (меньше, чем за 2 года), в 1893 г. приют был освящен. Н. Д. Тяпкин по собственной инициативе создал приют для мальчиков и до конца своей жизни руководил этими двумя приютами. У него была также преданная делу общественной благотворительности супруга — Анна Ивановна Тяпки-на, которая приняла дела мужа в год 10-летия приюта им. Струйской, заведовала им, а в годы Первой мировой войны устроила там лазарет. Труд по уходу за ранеными взяли на себя З. В. Семенова-Тян-Шанская, А. Г. Павлухина, врачом был С. В. Посадский2.
На 1 января 1917 г. Общество владело четырьмя домами (5 линия д. 14, 7 линия д. 42, 13 линия д. 26, 14 линия д. 29). На пожертвованные суммы, доход с домов и проценты с капитала общество содержало: на 14 линии, д. 29 церковь во имя Всех святых, приют для престарелых женщин, приют для девочек, приют для мальчиков и церковно-приходскую школу; на 13 линии д. 29 — дешевые квартиры и бесплатные комнаты; на 7 линии д. 42 — приют для неизлечимо больных женщин и рукодельную мастерскую3. На средства из запасного капитала содержался лазарет для раненых во время войны. Из основного капитала выплачивались ежемесячные и единовременные денежные пособия нуждающимся прихода. В 1918 г. Общество было закрыто.
1 Блецко Т. С. Павлухины и их родичи: из прошлого и настоящего семьи // Личный архив Т. С. Блецко. Фонд «Воспоминания». С. 7-11.
2 Блецко Т. С. Васильевский остров — музей семьи Павлухиных. С. 5-9.
3 Блецко Т. С. Материалы из истории общественной благотворительности. С. 22-24.