Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ ОБРАБОТКИ КОЖИ МОНГОЛАМИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ДОСПЕХОВ И ШЛЕМОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И НАСЛЕДСТВО'

ТРАДИЦИИ ОБРАБОТКИ КОЖИ МОНГОЛАМИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ДОСПЕХОВ И ШЛЕМОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И НАСЛЕДСТВО Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛЫ / КОЖА / ЗАЩИТНОЕ И НАСТУПАТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Дугаров В. Д., Эрдэнэбат Д.

Проанализированы основные традиционные методы подготовки и дубления шкуры и кожи. На теоретическом и практическом уровнях рассматривается процесс дубления шкур различными методами. В трудах историков-монголоведов, за исключением трудов самих монгольских ученых, уделено явно недостаточное внимание вопросу производства, техники изготовления доспехов и шлемов, а также наступательного вооружения монгольских воинов. В современных условиях развития евразийского мира необходимо с новых методологических позиций проанализировать военные успехи монголов в создании огромной империи «Монгол Их Улс», показать положительные и негативные стороны развития комплекса вооружения кочевников Великой Степи. В исследовании ставится задача проанализировать процесс подготовки и изготовления кожаных доспехов и вооружения монголами Средневековья, вычленить основные технологические приемы этого процесса, попытаться на теоретическом уровне адаптировать технологию обработки и изготовления кожаных изделий к современной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF LEATHER TANNAGE FOR PRODUCTION OF ARMOUR AND HELMETS: HISTORICAL EXPERIENCE AND HERITAGE

The article reviewes general traditional ways of tannage. The authors analyse a proccess of tannage in different ways. In the studies of mongolists, except studies of Mongolian researchers themselves, the apparent lack of attention was given to the production of technique of making armor and helmets, as well as to the weapons of Mongolian warriors. In modern conditions of the Eurasian world we need to analyze the military successes of the Mongols in the creation of a vast empire Mongol Ikh Uls from new methodological position, show the positive and negative aspects of the development of complex armament of nomads of the Great Steppe. The study seeks to analyze the process of preparation and production of leather armor and weapons by the Mongols of the Middle Ages, to find the main technological methods of this process, to try to adapt the technology of processing and manufacturing of leather products for modern life.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ ОБРАБОТКИ КОЖИ МОНГОЛАМИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ДОСПЕХОВ И ШЛЕМОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И НАСЛЕДСТВО»

В. Д. Дугаров, д-р ист. наук, проф.

Д. Эрдэнэбат, аспирант, e-mail: munkhuutower@gmail.com Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

УДК930 (517.3)

ТРАДИЦИИ ОБРАБОТКИ КОЖИ МОНГОЛАМИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ДОСПЕХОВ И ШЛЕМОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И НАСЛЕДСТВО

Проанализированы основные традиционные методы подготовки и дубления шкуры и кожи. На теоретическом и практическом уровнях рассматривается процесс дубления шкур различными методами.

В трудах историков-монголоведов, за исключением трудов самих монгольских ученых, уделено явно недостаточное внимание вопросу производства, техники изготовления доспехов и шлемов, а также наступательного вооружения монгольских воинов. В современных условиях развития евразийского мира необходимо с новых методологических позиций проанализировать военные успехи монголов в создании огромной империи «Монгол Их Улс», показать положительные и негативные стороны развития комплекса вооружения кочевников Великой Степи. В исследовании ставится задача проанализировать процесс подготовки и изготовления кожаных доспехов и вооружения монголами Средневековья, вычленить основные технологические приемы этого процесса, попытаться на теоретическом уровне адаптировать технологию обработки и изготовления кожаных изделий к современной жизни.

Ключевые слова: монголы, дубление, шкура, кожа, мездра, защитное и наступательное вооружение.

V.D. Dugarov, Dr. Sc. History, Prof.

D. Erdenebat, P.G.

TRADITIONS OF LEATHER TANNAGE FOR PRODUCTION OF ARMOUR AND HELMETS: HISTORICAL EXPERIENCE AND HERITAGE

The article reviewes general traditional ways of tannage. The authors analyse a proccess of tannage in different ways.

In the studies of mongolists, except studies of Mongolian researchers themselves, the apparent lack of attention was given to the production of technique of making armor and helmets, as well as to the weapons of Mongolian warriors. In modern conditions of the Eurasian world we need to analyze the military successes of the Mongols in the creation of a vast empire "Mongol Ikh Uls" from new methodological position, show the positive and negative aspects of the development of complex armament of nomads of the Great Steppe. The study seeks to analyze the process ofpreparation and production of leather armor and weapons by the Mongols of the Middle Ages, to find the main technological methods of this process, to try to adapt the technology ofprocessing and manufacturing of leather products for modern life.

Key words: mongols, tannage, fell, leather, adipose layer, defensive and offensive equipment.

В современной ориенталистике не вызывает сомнения методологическое положение о том, что комплекс защитного и оборонительного вооружения монгола соответствовал, а зачастую превосходил общий уровень его развития в кочевом мире в эпоху развитого Средневековья. Монгольское оружие и защитный комплекс воина по мере расширения завоеваний огромных территорий Евразии чингисидами становятся образцом для заимствования, определяя основные направления вооружения во всем кочевом и западном мире.

В мировой монголоведной историографии, помимо трудов самих монгольских историков, уделялось недостаточное внимание производству, технике изготовления монгольских доспехов и шлемов, всего комплекса вооружения монгольских воинов. В современных условиях развития евразийского мира необходимо с новых методологических позиций проанализировать военные успехи монголов в создании огромной империи «Монгол Их Улс», пока-

зать положительные и негативные стороны эволюции комплекса вооружения кочевников Великой Степи.

В исследовании ставится задача проанализировать процесс подготовки и изготовления кожаных доспехов и вооружения монголами Средневековья, вычленить основные технологические приемы этого процесса, попытаться на теоретическом уровне адаптировать технологию обработки и изготовления кожаных изделий для современной жизни.

Монголы с древних времен занимались кочевым хозяйством и жили, используя продукцию скотоводства, обрабатывая ее различными методами. Сакральные для кочевника пять видов скота служили источниками жизни монголов в течение многих сотен лет.

Кочевники после забоя скота чистили кожу и шкуры от оставшихся на них частей мяса и жира, затем помещали в воду и отмывали от кровяных пятен и жировых остатков. После этого обезвоживали шкуры и хорошо натягивали на гладкой поверхности и оставляли сушиться [1]. Шкуры крупного рогатого скота, лошадей, овец, других животных также чистили от остатков жира и мяса, затем эти шкуры полностью помещали в воду в чаны большой емкости. Воду меняли каждый день до тех пор, пока она не переставала менять свой цвет. Затем, после 5-7 сут, шкуру вынимали и разрезали на длинные полоски. Хорошо вычищенные шкуры не загрязняли обработочные специальные растворы, изготовленные на основе природных минералов и веществ животного произхождения.

Существуют два вида раствора обработки шкур: водяные и кумысовые. Водяной раствор обработки - это операция, когда раствор готовят на воде, добавляя пшено и соль. Воду хорошо кипятят, затем на 10 л воды добавляют 300 г пшена, далее вторичным кипением доводят до такого состояния, когда шелуха пшена начинает раскрываться, убирают с огня и оставляют охлаждаться. На охлажденный раствор с пшеном добавляют 400-500 г поваренной соли и хорошо перемешивают, затем перекладывают в деревянную посуду и оставляют на 23 сут. После этого раствор для обработки будет полностью готов. Правильно приготовленный раствор имеет запах, напоминающий запах отлично окисленного кефира, светло-желтого цвета в жидком состоянии.

Кумысный раствор получают добавлением риса, соли или соды к творожному желтому молоку. Для подготовки кумысного раствора на 10 л желтого молока добавляют 300 г риса и 500 г соли или соды и оставляют раствор бродить. При обработке кожи и шкуры ручным методом применяют следующий рецепт: 15 л творожного желтого молока, 8 л воды, 0,5 кг пшена, 0,5 л молока, 1,3 кг поваренной соли, 0,2 кг соды. При подготовке раствора воду, молоко и рис кипятят вместе в течение 13-15 мин, потом охлаждают до 30-40° С. После этого отдельно смешивают желтое молоко, хужир, соль, соду, всю эту смесь соединяют с ранее приготовленным раствором и получают готовый раствор.

После сушки подготовленной кожи и сыромятных узко нарезанных полосок их полностью погружают в приготовленный раствор. Кожу и раствор каждый день 2-3 раза перемешивают и меняют кожу и полоски местами так, чтобы верхние части погружались вниз, и наоборот. После смешивания концы полосок и кожу на время вынимают и оставляют временно сушиться. Затем пробуют растянуть подготовленную кожу в поперечном направлении и рассмотреть ее вдоль. При этом если натянутая часть полуфабриката светлеет, то навожение получилось, если не светлеет, то необходимо эту кожу оставить в растворе. Если раствор приготовлен правильно, то шкуры 5-6 овец, шкуры 4-5 коз, 3-4 шкурки ягненка и козленка, нарезанные на полоски коровьи кожи в течение 30, а из верблюжей кожи в течение 30-35 сут будут готовы к намягчению.

Время навожения в растворе зависит от состава раствора, от погоды, от толщины кожи и шкуры и может различаться 2-3 днями. Кожу и полоски, хорошо впитавшие раствор, вешают над емкостью на 2-3 ч и после того, как заканчивается сток раствора, оставляют сушиться. После этого на внутреннюю поверхность шкуры или полоски наносят кефир, печень, сырую муку и после 2-3 дней впитывания этих ингредиентов начинают дубление.

Кожу и шкуру, на которые нанесены кефир, печень или сырая мука, оставляют в тени сушиться и после полной сушки, когда волос и поверхность кожи или шкуры станут чуть

влажными, дубление начинают с ножной или шейной части шкуры. Дубление шкуры производят двумя основными методами: методом рубки и методом обработки с помощью палки.

Дубление с помощью палки проводится следующим образом: четыре ножные части или шейную часть зажимают между ног и начинают работать палкой. В течение 10-15 мин обработки всю поверхность 8-10 раз обрабатывают палкой, держа один конец палки вместе со шкурой, другим концом выжимая и выворачивая шкуру и т.д. После этого шкуру кладут на гладкую ровную поверхность и начинают обрабатывать с задних двух ножек, затем вытягивают две передние ножки так, чтобы шкура растянулась ровно. После этого шкуру складывают и сворачивают мешком и хранят так, чтобы она не теряла своего влажного состояния. При дублении очень важным моментом является растягивание кожи и полосок во все стороны, но без применения большой силы. Складывают растянутую шкуру в следующем порядке: левую переднюю ножную часть совмещают с правой передней ножной частью, задние ножные части складывают вместе, затем заворачивают во внутреннюю поверхность кожи. Таким образом, симметричные линии спины и внутренняя поверхность должны совпадать при складывании [2].

Процесс дубления не заканчивается до тех пор, пока период сушки шкуры не приводит к равномернму смягчению кожи по всей поверхности. Большой ошибкой является преждевременное прекращение сушки. В этом случае место, где внутренняя поверхность кожи совпадает с поверхностью и с волосами, сушится раньше других мест, в результате чего оно получается твердым или шершавым.

Первоначальное дубление кожи происходит в туловищной части, при этом кожа становится сухой и мягкой. Шейная, хвостовая и ножная части кожи обычно сушатся не полностью, поэтому необходимо эти части хорошо мять, обрабатывать палочкой и растягивать. При проверке готовности шкуры к пошиву изделия, при ее растягивании необходимо положить ладонь на внутреннюю поверхность кожи, если чувствуется холод, то это означает, что кожа не просохла.

Во время дубления острым скалывателем мягко обрабатывают шкуру. Желтую кожуру и мездру на шкуре, появившуюся во время работы палочкой, снимают с помощью скалыва-теля. Скалыватель - это инструмент, которым должен работать шорник, представляет собой плоское железо с односторонним лезвием, имеющим рукоятку. При помощи других подсобных инструментов со всей поверхности равномерно снимают мясной слой скалыванием, и если поверхность получается белой, как бумага, мягкой, как шелк, то считается, что дубление получилось. Если при стряхивании дубленой шкуры не будет слышно шуршания, а ладонь при соприкосновении с кожей не чувствует холода, а получает тепло, то дубление полностью получилось.

Соединив поперечной доской верхние и нижние концы двух плоских досок и применяя поперечную планку, проводят дубление кожи способом рубка. Планку называют языком рубки, поперечную деревяшку - петлей рубки. Желтую кожуру, мездру шкуры можно скалывать инструментом, называемым ножным скалывателем. Ножной скалыватель состоит из косой вилки, дерева, скалывателя и ремня стремени. Веревку рукоятки ножного скалывателя крепят к верхней поперечине двери здания, затем одной рукой берут рукоятку ножного скалывателя, другой кожу прижимают к лезвию скалывателя, ногу вставляют в ремень стремени и делают многократное движение вперед-назад.

Дархады (народность, проживающая к северо-западу от оз. Хубсугул) при дублении животных шкур применяют ремесленный инструмент шудраг, состоящий из цилиндрического дерева длиной 22 см, диаметром 11 см. В конец этого бревна вставлено треугольной формы железо с лезвием и рукояткой, обитой кожей, скрепленной железным кольцом. Дубление делают обычно правой рукой, взявшись за рукоятку шудрага, левой придерживают кожу, одной ногой наступая на другую кромку кожи, и выскабливанием дубят шкуру. Рукоятку шудрага делают из березы, лезвие, по мере возможнности, вставляется

глубоко. Лезвие бывает не только треугольной, но и круглой формы. Дубленная этим инструментом кожа получается хорошо растянутой и мягкой.

Буряты применяют два круглых бревна для дубления шкур мелкого рогатого скота. Длина деревянной чурки обычно бывает до 50 см, в диаметре до 3-х см. При этом способе дубления чуть влажную кожу готовят следующим образом: передние ножные части связывают узлом; на этот узел надевают одно дерево, задние ножные части также связывают узлом и на него также надевают другое дерево. Затем один конец раскручивают ногой, другой скручивают рукой и тянут. Эти движения многократно повторяются. В это же время кожу протаскивают туда-обратно, регулируя дубление. Затем кожу натягивают на дерево, а мездру снимают скалывателем [3].

На рубеже XX-XXI вв., кроме традиционного дубления шкур домашних животных, разрабатывается уникальный способ обработки меха и пушнины кроликов и сурков из отряда грызунов. Сушеные шкурки этих животных замачивают в течение 2-3 ч, и если шкурки сыромятные, то их замачивают в течение 30-40 мин и обмывают. Состав раствора для дубления готовится следующим образом: в 1 л теплой воды кладется 2 ст. ложки соли, одна ложка стирального порошка, которые смешиваются. Для хорошего намокания в этот раствор погружаются шкурки грызунов. При этом жировые остатки набухают, и происходит процесс очистки мездры скалывателем. Вымытые шкурки вынимают, выжимают и погружают в другой раствор. Этот раствор готовят следующим образом: в 1 л 30-35-градусной теплой воды добавляют 0,5 л кислого молока или кефира, 200-300 г отрубей, 1 ложку поваренной соли, 2 ложки уксуса, 1 ложку дрожжей. Этим раствором должны пропитаться шкурки. В течение 5-6 ч их постоянно перемешивают, вынимают и выжимают воду. Затем эти шкурки обмывают чистой водой и равномерно сушат. Когда их поверхность становится чуть-чуть влажной, начинают мять кожу руками до полной сушки [4].

Для окрашивания выделанных шкурок применяют традиционные многовековые способы крашения. Для этого выкапывают ямку глубиной 40-50 см, туда засыпают предварительно измельченный конский сухой навоз. Над ямкой ставят хижину из тонких столбов, покрывая их шкурками типа юрты. Поджигают навоз, так, чтобы шел только густой дым и в течение 2-3 ч коптят. Обработанные таким способом шкурки получаются водостойкими, легко красятся, по качеству становятся не хуже, чем обработанные химическим способом. Из этой кожи удобно шить одежду и обувь, предметы защитного и наступательного вооружения: шлемы и доспехи [5].

Для изготовления краски берут темную толстую кору хвойного дерева с тыльной части, измельчают и смешивают с измельченной костью лошади, добавляя соду и соль. Затем эту смесь кипятят, чтобы она с 4 л выкипела до 1 л. Таким образом, получается дешевая краска для кожи. Из цветов жимолости получают зеленую краску и красят зернистую кожу. Из осиновых почек получают желтую краску, из почек ольхи - зеленую, из можжевельника также зеленую, из ежевики - сине-фиолетовую, из других растений - черную краску и т.д. Наиболее распространенным является крашение шкурок ярко-коричневой краской, полученной путем кипячения порошка из коры хвойного дерева, смешанной с соком березы.

Выводы

Самобытные традиции обработки шкур соблюдались со времен периода хунну, и процесс изготовления изделия монголами был доведен для того времени до совершенства. Приемы обработки кожи различными способами, применение их в повседневном ремесленном труде дошли и до нашего времени. Все эти многовековые навыки, приемы и операции передавались и совершенствовались из поколения в поколение. Поэтому комплекс монгольского военного снаряжения, его изготовление при возвращении к традиционным видам кочевой жизни в условиях реномадизации востребованы и в современном мире.

Библиография

1. Базаррагчаа Ц. Обработка шкуры и кожи. - Улан-Батор, 1979. - С. 23.

2. Там же. - С. 27.

3. Там же. - С. 3.

4. Из заметки Х. Бора Охотника Баян-Овор сомона Убурхангай аймага. - С. 18.

5. Там же. - С. 20.

Bibliography

1. Bazarragcha Ts. Fell and leather processing. - UB., 1979. - P. 23.

2. Ibid. - P. 27.

3. Ibid. - P. 3.

4. Notes by Kh. Bor, hunter from Bayan-Ovor somon of Uburkhangai aimag. - P. 18.

5. Ibid. - P. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.