DOI: 10.31250/2618-8619-2023-1(19)-75-86 УДК 391
Владимир Иванович Дьяченко
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-4423-1359 E-mail: [email protected]
К традиционной технологии выделки кожи у народов Сибири: использование танинов при дублении и окрашивании шкуры
АННОТАЦИЯ. Дубление — заключительный этап превращения шкуры животного в выделанную кожу. В прошлом кожевникам были известны исключительно растительные дубящие вещества, основным из которых был танин. В разных количествах он содержится почти во всех растениях и деревьях. Полтора столетия назад химики изобрели способ дубления хромом, который быстро вытеснил танинное дубление из производственного процесса ввиду дешевизны и скорости. Использование мочи и оленьего помета при выделке кожи чукчами и коряками сейчас кажется экзотикой среди многочисленных способов размягчения мездры и дермы, которые используют сибирские аборигены. Еще в Древнем Риме существовала профессия сборщика мочи, услугами которого пользовались кожевенники и прачки именно с этой целью, а шакшевание (использование подгнивших экскрементов собак и помета пернатых) повсеместно практиковали при выделке мягкого и тонкого сафьяна на Востоке. Актуальность традиционного способа дубления кожи несомненна. Используемый на современных производствах способ дубления хромом и его производными высокотоксичен, производство такой кожи сопровождается загрязнением окружающей среды и сточных вод. Все более востребованной становится кожевенная продукция, произведенная традиционными приемами. Статья написана на основе полевых материалов, собранных во время экспедиционной работы среди чукчей и коряков в с. Ачайваям Олюторского района Камчатской области в августе-сентябре 1998 г Помимо автора в состав участников совместной российско-французской экспедиции на Камчатку по программе "Ethno-rennes" входили Ю. В. Чесноков, Ф. Давид и К. Карлэн.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: выделка шкур, Камчатка, растительное дубление и крашение, чукчи и коряки, каменные и металлические скребки, мятье шкур
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Дьяченко В. И. К традиционной технологии выделки кожи у народов Сибири: использование танинов при дублении и окрашивании шкуры. Кунсткамера. 2023. 1(19): 75-86. doi 10.31250/2618-8619-2023-1(19)-75-86
Vladimir Diachenko
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences
Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-4423-1359 E-mail: [email protected]
To the Issue of the Traditional Technology of Leather Production among the Peoples of Siberia: the Use of Tannins in Tanning and Coloring Skins
ABSTRACT. Tanning is the final stage of turning the animal skin into tanned leather. In the distant past, tanners known exclusively the vegetable tanning substances, the main of which was tannin. In different quantities it is found in almost all plants and trees. A century and a half ago, chemists invented a method of tanning using chromium, which quickly displaced tannin tanning from the production process due to cheapness and short time frame of its implementation. The use of urine and deer droppings in the skin dressing of Chukchi and Koryak only seems exotic among the many ways to soften the dermis among Siberian aborigines. Back in ancient Rome, there was a tax on the collection of urine by tanners for this purpose, and manure treatment (the use of rotten dog excrement and bird droppings) was widely practiced in the manufacture of soft and thin morocco in the East. The relevance of the traditional method of leather tanning is beyond doubt. The method of tanning with chromium and its derivatives used in modern production facilities is highly toxic, and the production of such leather is accompanied by pollution of the environment and waste of water. Leather products, produced by traditional methods are becoming more and more popular. The article is written based on field materials collected during the expeditionary work among the Chukchi and Koryaks in the village Achayvayam (Olyutorsky District of the Kamchatka Krai) at the end of the last century.
KEYWORDS: production of leather, Kamchatka, vegetable tanning and dyeing, Chukchi and Koryaks, stone and metal scrapers, softening of skins
FOR CITATION: Diachenko V. The Issue of the Traditional Technology of Leather Production among the Peoples of Siberia: the Use of Tannins in Tanning and Coloring Skins. Kunstkamera. 2023. 1(19): 75-86. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2023-1(19)-75-86
ВВЕДЕНИЕ
Кожа является натуральным материалом животного происхождения. С давних времен люди научились изготавливать из нее повседневные атрибуты материальной и духовной культуры, такие как одежда и обувь, предметы кочевого и оседлого быта, транспортные средства, элементы вооружения и музыкальные инструменты. Изготовленные традиционным способом с применением растительного или жированного дубления кожаные предметы долговечны, приятны на ощупь и цвет, очень эстетичны. Сделанную из натуральной кожи вещь можно даже сжевать изнуренному от голода человеку, чтобы выжить. Этим она отличается от предмета, выдубленного промышленным путем с использованием хромовых дубителей, которые делают кожаные изделия высоко токсичными.
Шкура животного, становясь натуральной кожей, проходит несколько этапов обработки. Последней ступенью превращения сыромяти в выделанную кожу является дубление. Суть этой операции состоит в том, чтобы избавиться от застывшей клеевой основы коллагена, которая делает шкуру жесткой и тяжелой. Другая цель заключается в том, чтобы глубоко разрыхлить кожу и пропитать ее дубителем, превратив тем самым в мягкий, пластичный и легкий материал, похожий по свойствам на ткань.
После завершения этого заключительного технологического этапа выделанная кожа становится качественно другой, отличной от сырого материала. В противоположность голью (коже, подготовленной к дублению) дубленая кожа под дождем не промокает, в сухих условиях не твердеет, сохраняет хорошую гибкость и становится стойкой к процессам загнивания.
Об использовании танинов для дубления и окрашивания кожи на Камчатке у ительменов сообщали С. П. Крашенинников и Г. Ф. Стеллер еще в середине XVIII в. Полтора столетия спустя В. Г. Богораз, работая в Джезуповской экспедиции, также зафиксировал применение растительных дубителей при выделке шкур на Чукотке. В наше время древняя технология выделки кожи почти без изменений практикуется у чукчей, коряков и проживающих с ними на Камчатке эвенов. Процесс дубления и окрашивания оленьей шкуры, зафиксированный нами во время экспедиционной поездки на север Камчатки в 1998 г., состоял из нескольких этапов:
— сбор ольховой коры, которая является источником дубителя и растительного красителя, и ее сушка;
— подготовка кожевенного сырья, т. е. оленьих шкур и камусов, для их размягчения каменными и металлическими скребками;
— приготовление растительного дубителя;
— дубление и окрашивание бахтармы (мездровой стороны кожи);
— разминание кожи руками и ногой (пяткой).
ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ ВО ВРЕМЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ДУБЛЕНИЯ
Дубление — это химический процесс, в котором шкура и кожа животного превращаются в выделанную кожу. В этом технологическом процессе используются кислоты, щелочи и дубильные вещества для растворения жиров, а также химических связей волокон коллагена. Современная теория дубления рассматривает этот процесс как протекающий в два этапа: 1) проникновение дубителя в толщину голья или дермы и 2) одновременное взаимодействие частиц дубителя с молекулами коллагена. Молекулы танина соединяются с белками волокон кожи, выводят из них лишнюю влагу и замещают ее. Тем самым вся влага в коже заменяется дубильным составом, расстояние между волокнами уменьшается, и кожа становится жестче и плотнее. Так что процесс дубления можно рассматривать, по меткому замечанию Н. А. Шагиной, как процесс самосборки между молекулами дубителя и молекулами белка, в результате чего получается материал с совер-
КУНСТКАМЕРА | КиШТКАМЕИА № 1 (19) ■ 2023
шенно новыми свойствами (Шагина 2015: 87). Для него становятся характерными такие приобретенные особенности, как термостойкость, эластичность, прочность и мягкость. Так, если сыромятная кожа сваривается при температуре 50-60 °С, то для кожи танинного дубления температура сваривания лежит в пределах 70-85 °С (О ткани).
Особенность строения дубленой кожи по сравнению со структурой шкуры заключается в том, что после мездрения и длительного разминания волокна дермы становятся глубоко разделенными друг от друга, а затем это состояние окончательно закрепляется во время пропитки дубильными веществами.
ТАНИНЫ И ЦВЕТ ОКРАШИВАЕМОЙ КОЖИ
Растительное, или танинное, дубление, наряду с жировым, с давних времен было традиционным способом выделки кожи и общераспространенной практикой среди кожевников. Минеральное же дубление стало использоваться в промышленности относительно недавно, с середины XIX в.
В растительном мире дубильная кислота распространена чрезвычайно широко. Она содержится почти во всех растениях, только в различном количестве. Поэтому для дубления традиционно используется именно то растительное сырье, в котором этой кислоты содержится достаточно. Дубитель же можно легко выщелочить водой, особенно с добавлением золы, и затем использовать его в одновременном процессе дубления и окрашивания кожи.
Натуральная кожа растительного дубления отличается приятным, ароматным и естественным запахом, который она приобретает в процессе обработки. Растительное дубление основано на использовании исключительно природных материалов, и поэтому кожа, обработанная таким образом, приятно пахнет лесом. Кроме того, для натуральной кожи характерны естественные природные цвета, которые всегда радуют глаз.
Коренные жители Сибири традиционно получают красители из растений. Некоторые растения, например мох и лишайник, используют целиком. Танины извлекают также из коры таких деревьев, как ольха, тополь, береза и др. Для окраски некоторых предметов (в частности, меховых) применяют травянистые части растений, листья, цветки и ягоды кустарников. Г. В. Стеллер, увидав на Камчатке красивую одежду аборигенов, был восхищен цветом окрашенной кожи и записал в своем дневнике: «Ольховая кора является настолько сильным красящим веществом, что она дает цвет, нисколько не уступающий прекраснейшему померанцевому и оранжевому». Он же сообщал о составе «огненно-красной» краски из отвара ольховой коры. В него, как писал исследователь, ительмены добавляли сок брусники и каменное масло, которое они собирали со скал, а полученным раствором окрашивали тюленью шерсть (Стеллер 2011: 149, 562). Для получения красно-коричневого красителя кору ольхи вываривали и юкагиры в конце XIX в. (Иохельсон 2005: 581).
Танины в качестве красителей и дубителей используют и в настоящее время. Желтые красители получают из листьев березы и молодого слоя бересты, которые собирают в начале лета, из листьев — краску ярко-желтого цвета, а из березовой коры — бледные его оттенки.
Зеленый цвет разной интенсивности дают кора ивы, стебли хвоща болотного и листья щавеля. Красящее вещество зеленого цвета содержится также в ягодах можжевельника.
Для окрашивания шкуры тюленя в красный цвет чукчи, помимо ольхи, употребляют корень кустарника марены. Его собирают осенью, выбирая корни насыщенного желтого цвета, которые содержат красный пигмент и его оттенки. Соскоблив поверхностный слой и определив цвет, корень разламывают и варят в воде, добавляя к нему листья и немного золы. Полученная краска отличается стойкостью. Как указывает З. И. Иванова-Унарова, различные оттенки красного цвета для окрашивания кожи чукчи издавна получали, смешивая растертую глину и измельченную ольховую кору (Иванова-Унарова 2005: 176).
Принарымские эвенки (Верхнее Приобье) используют кору лиственницы для извлечения дубителя розового цвета, а из коры черемухи получают коричневый (Иванова-Унарова 2005: 178).
Востребованн у сибирских аборигенов и темный, близкий к черному цвету пигмент. Обычно таким цветом окрашивают ровдугу, которую используют при шитье торбазов, и для пигментации меховой мозаики. Кожу окрашивают в черный цвет также соком ягоды шикши, который разводят в воде.
СБОР ОЛЬХОВОЙ КОРЫ И ЕЕ СУШКА
В настоящее время чукотские и корякские мастерицы продолжают свои традиции и окрашивают оленьи шкуры настоем ольховой коры в красивый коричнево-оранжевый цвет. Если для раствора-дубителя желателен более светлый тон, то размельченную кору ольхи смешивают с корой тополя.
Ольховую кору собирают обычно осенью, в сентябре. Как правило, период сбора попадает на время бабьего лета, когда стоят солнечные дни. Женщины, иногда с детьми, собираются в группы и отправляются в знакомые им места, где растут ольховники. С собой берут топор или ручную пилу, струг в виде острого железного полотна с двумя ручками и любую ткань, в которую ссыпают снятое с дерева корье. Выбрав подходящую ольху, срубают прямую ветку (1-1,5 м), и кладут ее на ткань. Стругом, взявшись за ручки двумя руками, начинают соскабливать верхнюю часть коры движениями по направлению от себя (рис. 1а, см. вклейку). Кору стараются снимать тонким слоем. Некоторые женщины, отпилив или отрубив десяток-два ольховых веток, относят их к жилищу, где уже и занимаются снятием коры.
Снятую с ольховых веток кору равномерно распределяют на куске материи и оставляют сушиться на солнце (рис. 1б, см. вклейку). При хорошей погоде сушка коры заканчивается за одни сутки.
ПОДГОТОВКА СКРЕБКОВ ДЛЯ МЯТЬЯ И МЕЗДРЕНИЯ
Пока ольховая кора сушится, женщина подбирает в хозяйственной постройке шкуры и камусы, которые она хотела бы обработать. Кроме того, ей нужно проверить состояние двуручного деревянного скребка с вставленным в прорезь каменным или железным вкладышем-лезвием. Чаще всего требуется его заострить, так как снарядом обычно не пользуются долгое время после последнего употребления.
Основным материалом для изготовления каменного вкладыша-лезвия у чукчей и коряков служат кремень, кварцит или обсидиан. У обсидиана — магматической горной породы, которую еще называют вулканическим стеклом, — очень острый скол, который обеспечивает скребку тонкий рабочий край и нужное качество орудия для мездрения кожи (рис. 1).
Орудие обивки женщина выбирает из речной гальки, которой в долинах рек полуострова всегда предостаточно. Этим отбойником она наносит удары по поверхности скребка-лезвия и путем скалывания обрабатывает и заостряет его (рис. 2). После мездрения и размягчения шкуры по мере необходимости скребок можно заострить для нового использования.
Чтобы сделать шкуру мягкой, женщина начинает скоблить бахтарму скребком с каменным лезвием-вкладышем. Затем этот скребок она меняет на остро заточенное железное лезвие (рис. 3). Чем более длительной обработке подвергается шкура, тем более мягкой и тонкой она становится. Вся работа на этом этапе выделки сводится к цели так размять волокна дермы, чтобы кожа легко пропиталась дубильным раствором-красителем.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ДУБИЛЬНОГО РАСТВОРА-КРАСИТЕЛЯ
Главная задача дубильного раствора состоит в том, чтобы экстрагировать из растительного сырья нужное количество красящего вещества. Для этого измельченную, хорошо высушенную
КУНСТКАМЕРА I KUNSTKAMERA № 1 (19) ■ 2023
Рис. 1. Скребок с металлическим лезвием (вверху); лезвия-вкладыши: из кварцита (внизу слева)
и из обсидиана (три справа). Быстринские эвены (по: Такасэ 2010: 40) Fig. 1. Scraper with metal blade (top); insert blades: quartzite (bottom left) and three obsidian scrapers.
Bystrinsky Evens (after: Takase 2010: 40)
кору ольхи кипятят или заливают горячей водой и запаривают. В этот раствор добавляют золу, «не больше, чем сыплют соли на такое же количество супу» (Васильев 1935: 51). После этого раствор настаивают и остужают в течение часа до температуры около 40 °С, что необходимо, так как белок, составляющий коллаген, начинает разрушаться при температуре 42-44 °С (Окраска кожи). После этого танинный отвар красно-коричневого цвета готов к употреблению.
Эвены, так же как чукчи и коряки Камчатки, во время приготовления красящего раствора из ольховой коры обязательно добавляют в него золу от сожженной трухлявой коры осины или тополя, которая становится «белой как пудра» (Андреева, Сем 2004: 348). Для приготовления красящего раствора таким же образом поступают эвенки и долганы, которые, запаривая ольховую кору для окрашивания шкур, добавляют к ней щелок в виде разведенной в воде золы. Ее использование помогает разрыхлению кожи перед дублением и окрашиванием.
В. И. Иохельсон в начале ХХ в. наблюдал, как юкагиры во время вываривания коры ольхи для получения красно-коричневого цвета дубителя бросали в раствор полоски кожи (Иохельсон 2005: 581). Подобным же образом поступают сейчас чукчи и коряки, бросая в кипящий дубильный раствор пару кусочков кожи и несколько щепоток соли (рис. 1в, см. вклейку). Кожа под воздействием горячей температуры растворяется, образуя желатин, который, будучи в дубильном растворе, нанесенном на кожу, придает ей мягкость и в то же время высокую прочность. А соль сама обладает дубильными свойствами и предотвращает от склеивания волокон дермы между собой.
Коряки, как отмечает З. И. Иванова-Унарова, используют остывший отвар ольховой коры для окрашивания ровдуги, предварительно хорошо продымленной лиственничными гнилушками в течение трех-четырех часов (Иванова-Унарова 2005: 177).
Приготовление дубильного раствора подразумевает использование жидкости. Однако если большинство аборигенов Сибири в этих целях используют воду, то чукотские и корякские женщины до сих пор настаивают ольховые стружки коры на старой («кислой») моче.
д (d) e (e)
Рис. 2. Подготовка каменных скребков. Фото В. И. Дьяченко, 1998 г. а. Осмотр; б, в. Отбивка рабочей части; г, д, е. Проверка остроты
Fig. 2. Preparation of stone scrapers. Photo by V. I. Dyachenko, 1998 a. Inspection; b, v. Beating off the working part g, d, e. Checking the sharpness
__ _— ' _1
д (d) e (e)
Рис. 3. Мездрение/размягчение кожи каменным (а, б, в) и железным (г, д, е) скребками
Фото В. И. Дьяченко, 1998 Fig. 3. Fleshing/softening of the skin with stone (a, b, v) and iron (g, d, e) scrapers. Photo by V. I. Dyachenko, 1998
Одним из первых обратил внимание на эту особенность выделки оленьей шкуры В. Г. Богораз (1991). Он писал, что перед тем как продубить бахтарму раствором, шкуру, накануне смоченную водой, очищали скобелем и разминали ногами. После этого кожу со стороны мездры женщины намазывали мятым оленьим пометом и оставляли для пропитывания на ночь. Поутру со шкуры соскребали помет и вновь разминали ее ногами. В это же время на огне стоял сосуд с мочой и стружками ольховой коры, такой раствор кипятили в течение получаса-часа. Когда жидкость насыщалась красителем, ее охлаждали и натирали ею внутреннюю сторону шкуры. По окончании просушки твердые участки кожи снова смачивали мочой, обрабатывали скребком и вновь окрашивали ольховым раствором. Причем, как подмечал В. Г. Богораз, «кожи, приготовленные женщинами из обрусевших туземцев и окрашенные ольховой корой, настоянной в воде вместо мочи, по качеству своему гораздо ниже кож чукотского изготовления» (Богораз 1991: 154).
Окраску кожи с помощью ольховой коры чукчи и коряки считают обязательной, так как окрашивание делает кожу мягче и защищает от сырости намного лучше, чем кожа с неокрашенной внутренней стороной. Во время приготовления дубильного и красящего раствора в отвар ольховой коры и мочи добавляют олений помет (рис. 1г, см. вклейку).
ДУБЛЕНИЕ, ОКРАШИВАНИЕ И МЯТЬЕ КОЖИ
Задача дубления состоит в том, чтобы вся толща кожи оказалась пропитанной дубильными веществами. Поэтому начинают дубление со слабого раствора, который легко проникает вглубь кожи, а затем крепость дубителя постепенно усиливают. Если дубильный раствор окажется слишком крепким, то волокна кожи в момент соприкосновения с красителем сразу обволокутся танином и из-за быстрого уплотнения не позволят проникнуть дубильному раствору внутрь дермы.
С. П. Крашенинников и Г. В. Стеллер упоминали о древнем способе пропитывания кожи дубильным раствором, распространенном среди ительменов, которые пережевывали древесные волокна для приготовления красителя: «Кору разваривают в кипятке или же только жуют ее, затем выплевывают на кожу и втирают ее вовнутрь» (Стеллер 2011: 540).
Ительмены в XVIII в. пропитывали кожу красителем, используя другой способ. Шкуру шерстью наружу они сшивали в виде мешка, внутрь него наливали крепкий отвар измельченной ольховой коры и вешали в жилище на перекладину. Каждый раз, проходя мимо, по мешку били палкой, после чего давали некоторое время полежать на земле, а затем снова подвешивали и били по нему палкой. Так продолжалось до тех пор, пока краска хорошо не въедалась в кожу. После этого мешок распарывали, содержимое выливали, а кожу растягивали и сушили на воздухе. Заканчивали выделку разминанием руками, пока кожа не становилась мягкой и пригодной к употреблению (Крашенинников 1948: 176). Любопытно, что этот способ дубления практиковался кожевниками Древней Индии при выделке сафьяна еще в 4 тыс. до н. э. (Шагина 2015: 22).
В настоящее время чукчи и коряки пропитывают и окрашивают кожу растительным дубителем, применяя намазной способ. Раствор-дубитель вместе с ольховой корой и оленьим пометом втирают в мездровую сторону ладонями, после чего шкуру аккуратно складывают «конвертом», сворачивают в рулон и оставляют в палатке/яранге, чтобы дерма хорошо пропиталась красителем (рис. 2а, б, в, см. вклейку). Около часа спустя шкуру разворачивают и пропитывают кожу раствором вновь, добавляя в него новую порцию «концентрата». Так поступают трижды, используя все более и более густой краситель. Эта трудоемкая работа требует от женщины немало физических усилий.
Так же окрашивают ровдугу эвенские женщины. Дубильный раствор на всю поверхность кожи они наносят рукой и дают коже просохнуть. Эта операция окрашивания повторяется снова и снова, до трех раз. В результате цвет кожи получается глубокий и интенсивный (рис. 2г, см. вклейку).
КУНСТКАМЕРА I KUNSTKAMERA № 1 (19) ■ 2023
Размягчение шкуры — работа долгая и утомительная, поэтому чукчи и коряки сохраняют традицию втирать краситель и разминать кожу босой ногой, точнее пяткой. Один конец шкуры женщина держит руками, а пяткой, движением от себя, втирает ольховый настой и разминает кожу. Таким образом окрашивают не только шкуру, но и кожу и одновременно размягчают ее. Когда поверхность бахтармы впитывает краску, женщина продолжает пяткой отминать шкуру до тех пор, пока не почувствует, что кожа начинает становиться сухой. Тогда она прекращает мятье и оставляет на сутки шкуру лежать мездрой вниз. В случае, когда на бахтарме обнаружится выступившая влага, обработка пяткой повторяется. Некоторые мастерицы определяют готовность шкуры даже по звуку, с которым скользит по ней пятка (Гергольтагина). Практика длительного разминания оленьей шкуры задней частью ступни, благодаря чему оленьи шкуры хорошо выминаются и окрашиваются, выделяет чукчей и коряков среди других коренных народов Сибири.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народы Сибири в традиционных технологиях превращения сыромятной кожи в дубленое изделие используют разнообразные источники щелочей и слабых кислот. Среди них танины из коры, корней и листьев деревьев, плодов и других частей многих растений, кисломолочные и зерновые продукты, икра рыб, мясной, костный и рыбный бульон, печень животного и яйца птиц, мозг и содержимое желудка оленя и т.д. Способ дубления и одновременного окрашивания кожи у чукчей и коряков замечателен своеобразием применения средств растительного и животного происхождения. Основным дубильным материалом, который традиционно используется при дублении кожи у этих народов, является приготовленный из ольховой коры и старой мочи отвар с добавлением помета оленя. Причем используют для дубления именно старую (более семи дней) мочу, так как из-за выделения аммиака из мочевины в ней начинают разлагаться бактерии и она становится с каждым днем все более щелочной.
Использование оленьего помета для изменения качества кожи является разновидностью «шакшевания» — стадии обработки при помощи определенных ферментов. В результате воздействия на бахтарму мездровая часть шкуры получается мягкой и рыхлой, восприимчивой к дубильному раствору.
Чтобы покрасить кожу, чукчи и коряки делают растворимый пигмент из растительного красителя ольхового дерева. Для этого краситель, экстрагированный из коры дерева, помещают в посуду, где он бродит вместе с мочой. Аммиак, который выделяется при брожении, способствует выходу красителя из сырья. Теплый раствор, которым покрывают бахтарму, распаривает волокна кожи, и она хорошо впитывает краску.
Именно те сибирские народы, которые в настоящее время занимаются оленеводством и ведут кочевой образ жизни, сберегли древние практики выделки шкур домашних животных. Традиционные технологии обработки кожи сохраняются прежде всего у оленеводов, которые содержат крупные стада животных и круглогодично кочуют по тундрам, в том числе у чукчей и коряков на севере Камчатки. Обладатели крупных стад домашних оленей не испытывают нехватки оленьих шкур для пошива меховых покрышек жилищ и теплой меховой одежды. Помимо мехового сырья, животные обеспечивают местных мастериц органическими веществами, которые востребованы при выделке кожи. Древесная зола, человеческая моча и олений помет — бесплатные источники кислот и щелочей, которые необходимы для различных этапов обработки кожи, они служат лучшими заменителями экологически вредных химических реактивов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Л. В., Сем Т. Ю. Художественная обработка меха и кожи у народностей крайнего Северо-Востока: в 2-х вып. Выпуск 2. Эвены. Магадан: Маобти, 2004.
Богораз В. Г. Материальная культура чукчей. М.: Наука, 1991.
Васильев В. Н. Полезные дикорастущие растения Анадырского края // Советская Арктика. 1935. № 3. С. 51-56.
Иванова-Унарова З. И. Традиционное искусство народов Северо-Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, коряки). Якутск: Изд-во Якутского университета, 2005.
Иохельсон В. И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. Новосибирск: Наука, 2005.
Крашенинников С. Описание земли Камчатки. М.: Географгиз, 1948.
Стеллер Г. В. Описание земли Камчатки. Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2011. 576 с.
Такасэ К. Технология обработки шкур на Камчатке // Развитие Дальнего Востока и Камчатки: региональные проблемы: доклады научно-практической конференции, посвященной памяти Р. С. Моисеева. Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2010. C. 39-41.
Шагина Н. А. Разработка экологичной технологии использования природных красителей растительного происхождения в колорировании текстиля. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Москва. 2015.
Окраска кожи. URL: https://forum.remesla.by/78-kozha-shkury-meh/832-kak-okrashivat-kozhu-i-zamshu. html (дата обращения: 15.12.2020).
Гергольтагина Л. М. Исследование выделки и дубления шкуры оленя в домашних условиях. URL: https://docplayer.ru/107613820-Nominaciya-gumanitarno-ekologicheskoe-issledovanie-nazvanie-issledovanie-vydelki-i-dubleniya-shkury-olenya-v-domashnih-usloviyah.shtml (дата обращения: 05.10.2020).
Чубарова Л. И. Выделка шкур традиционным народным способом. URL: http://artyx.ru/books/item/f00/ s00/z0000039/st053.html (дата обращения: 07.11.2020).
О ткани. Термостойкость кожи. URL: http://www.otkani.ru/footwearmaterials/leatherproperties/11.html (дата обращения: 04.02.2021).
REFERENCES
Andreeva L. V., Sem T. Yu. Khudozhestvennaia obrabotka mekha i kozhi u narodnostei krainego Severo-Vostoka: v 2 vypuskakh. Vypusk 2 [Artistic Processing of Fur and Leather by the Peoples of the Extreme North-East: in 2 issues. Iss. 2]. Magadan: Maobti Publ., 2004. (In Russian)
Bogoraz V. G. Material'naia kul'tura Chukchei [Material culture of Chukchi]. Moscow: Nauka Publ., 1991. (In Russian)
Ivanova-Unarova Z. I. Traditsionnoe iskusstvo narodov Severo-Vostoka Sibiri (Evenki, Eveny, Iukagiry, Dolgany, Chukchi, Koriaki) [Traditional art of peoples of the North-East of Siberia (Evenkis, Eveny, Yukaghirs, Dolgans, Chukchi, Koryaks)]. Iakutsk: Izdatel'stvo Iakutskogo universiteta Publ., 2005. (In Russian)
Jochelson V. I. Iukagiry i iukagirizirovannye Tungusy [Yukaghirs and the Yukagirized Tungus]. Novosibirsk: Nauka Publ., 2005. (In Russian)
Krasheninnikov S. Opisanie zemli Kamchatki [Description of the land of Kamchatka]. Moscow: Geografgiz Publ., 1948. (In Russian)
Shagina N. A. Razrabotka ekologichnoi tekhnologii ispol'zovaniiaprirodnykh krasitelei rastitel'nogoproisk-hozhdeniia v kolorirovanii tekstilia [he development of environmentally friendly technology using natural dyes of plant origin in coloring textiles]. Dissertatsiia na soiskanie uchenoi stepeni kandidata tekhnicheskikh nauk [PhD diss.]. Moscow, 2015. (In Russian)
Steller G. V. Opisanie zemli Kamchatki [Description of the land of Kamchatka]. Petropavlovsk-Kamchatskii: Novaia kniga Publ., 2011. (In Russian)
Takase K. Tekhnologiia obrabotki shkur na Kamchatke [Technology of hides processing in Kamchatka]. Razvitie Dal'nego Vostoka i Kamchatki: regional'nyeproblemy: doklady nauchno-prakticheskoi konferentsii, pos-viashchennoi pamiati R. S Moiseeva [Development of the Far East and Kamchatka: regional problems: reports of the scientific conference in memory of R. S. Moiseev]. Petropavlovsk-Kamchatskii: Kamchatpress Publ., 2010, pp. 39-41. (In Russian)
Vasil'ev V. N. Poleznye dikorastushchie rasteniia Anadyrskogo kraia [Useful wild plants of the Anadyr region] Sovetskaia Arktika, 1935, no. 3, pp. 51-56. (In Russian)
KyHCTKAMEPA I KUNSTKAMERA № 1 (19) ■ 2023
Chubarova L. I. Vydelka shkur traditsionnym narodnym sposobom [Skins dressing in a traditional folk technique], URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st053.html (accessed 07.11.2020). (In Russian)
Gergol'tagina L. M. Issledovanie vydelki i dubleniia shkury olenia v domashnikh usloviiakh [Studying the dressing and tanning of deer hide in domestic conditions], URL: https://docplayer.ru/107613820-Nominaciya-gumanitarno-ekologicheskoe-issledovanie-nazvanie-issledovanie-vydelki-i-dubleniya-shkury-olenya-v-domashnih-usloviyah.html (accessed 05.10.2020). (In Russian)
Submitted: Accepted: Published
15.03.2021 16.02.2023 10.04.2023
К статье В. И. Дьяченко
Рис. 1 а, б, в, г Приготовление дубильно-красящего раствора для окрашивания кожи.
Фото В. И. Дьяченко, 1998 г. а, б. Сбор и просушивание коры ольхи в. Приготовление отвара из мочи, соли и кусочков кожи г. Дубильно-красящий раствор Fig. 1 a, b, v, g. Preparation of the tanning-dyeing solution for the dyeing of leather. Photo by V. I. Dyachenko, 1998
a, b. Collection and drying of alder bark v. Preparation of a decoction of urine, salt and pieces of skin g. Tanning-coloring solution
в (v) г (g)
Рис. 2 а, б, в, г Дубление и окрашивание мездровой стороны кожи. Фото В. И. Дьяченко, 1998 г
а. Намазывание дубильным раствором б, в. Сворачивание шкуры, намазанной дубильным раствором «конвертом» (б) и в рулон (в) r. Окрашенная дубильно-красящим раствором из отвара ольхи женская меховая кухлянка. Коряки Fig. 2 a, b, v, g. Tanning and dyeing of the inner side of the hide. Photo by V. I. Dyachenko, 1998
a. Coating with tanning solution b, v. Folding the skin, coated with tanning solution, in an "envelope" (b) and in a roll (v) g. Women's fur kukhlyanka, dyed with a tanning-dyeing solution from an alder decoction. Koryaks