Научная статья на тему 'Традиции народного зодчества в архитектурно-художественном декорировании входной группы сибирской городской усадьбы периода XIX - начала XX в'

Традиции народного зодчества в архитектурно-художественном декорировании входной группы сибирской городской усадьбы периода XIX - начала XX в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
700
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО СИБИРИ / ЖИЛЫЕ УСАДЕБНЫЕ ДОМА / ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ЯЗЫЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА / ВОРОТА / КАЛИТКИ / FOLK ARCHITECTURE / SIBERIAN MANOR HOUSE / DECORATIVE ELEMENTS / PAGAN SYMBOLS / WOODEN ARCHITECTURE / GATE / WICKET

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савельев Матвей Вячеславович, Поляков Евгений Николаевич

Народные архитектурные традиции издревле определяют специфику архитектуры Сибири. В условиях глобальной унификации национально-культурных особенностей изучение региональной архитектуры приобретает особую актуальность. В статье рассматриваются такие малоизученные формы архитектурных сооружений, как усадебные входные группы. Показано, что под влиянием традиций народного зодчества их внешний облик приобретает самобытность и уникальность. В принципах, приемах и образной системе декорирования усадебных входных групп сибирских городов обнаруживаются характерные признаки, присущиерегиональной архитектуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tradition of folk architecture in the architectural and artistic decoration of the entrance group of the Siberian city estate of XIX - early XX centuries

The authors address the problem of development of the Siberian estate fences. The focus is on the specificity of their artistic and aesthetic organization. The relevance of the interest is due to two reasons. First, the scarcity of studies on architectural and artistic features estate fencing Siberian region. Secondly, in connection with the issue of preserving the uniqueness of regional architecture. The article aims to reveal signs of regional specificity of such forms of architecture as the estate fencing. The hypothesis of the study is based on the following statement: an important factor in determining stylistic features of buildings in the Siberian region are of national architectural traditions. The study is carried out on the material of the wooden estate fencing XIX-XX centuries. cities of Siberia. First of all, identify the main architectural principles of folk architecture. Then the analysis of the input groups of the Siberian cities, revealing the techniques and elements of decoration, characteristic of folk architecture. In this paper, adopts the definition of «input group», which refers to an architectural structure designed to estate land communications with the outside world and consisting of such elements as gates and decorative gates. The analysis of decoration of the Siberian group input suggests that there are stable regularities in the compositional distribution of decoration in the inner filling of decorative fragments, using techniques of decoration, but also in the appeal to stylistic and symbolic image system. In the design of entrances showed signs of architectural and artistic styles of classicism, Baroque, Rococo, art Nou-veau. But of fundamental importance in shaping the artistic image of the input groups of Siberia belongs to the influence of folk architecture. Its elements are integrated into art system, including a variety of architectural styles. However, revealed signs of that is directly characteristic of folk architecture. The study found indicative traits that indicate belonging to folk tradition decoration. These include: the use of wood and carving a variety of techniques; specific techniques for layout decoration, emphasizing the structural elements; the use of elements of folk decoration and ornamental and geometric shapes included in the religious and symbolic system of pagan ideas. This provision confirms the analysis of estate of input groups in Siberian cities (Tomsk, Krasnoyarsk, Irkutsk, Petrovsk-Zabaikalsk, Krasnoyarsk, etc.).

Текст научной работы на тему «Традиции народного зодчества в архитектурно-художественном декорировании входной группы сибирской городской усадьбы периода XIX - начала XX в»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2016. № 1(21)

УДК 7.035.9+728.8+72.035 DOI: 10.17223/22220836/21/18

М.В. Савельев, E.H. Поляков

ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ЗОДЧЕСТВА В АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДЕКОРИРОВАНИИ ВХОДНОЙ ГРУППЫ СИБИРСКОЙ ГОРОДСКОЙ УСАДЬБЫ XIX - НАЧАЛА XX в.

Народные архитектурные традиции издревле определяют специфику архитектуры Сибири. В условиях глобальной унификации национально-культурных особенностей изучение региональной архитектуры приобретает особую актуальность. В статье рассматриваются такие малоизученные формы архитектурных сооружений, как усадебные входные группы. Показано, что под влиянием традиций народного зодчества их внешний облик приобретает самобытность и уникальность. В принципах, приемах и образной системе декорирования усадебных входных групп сибирских городов обнаруживаются характерные признаки, присущиерегиональной архитектуре. Ключевые слова: народное деревянное зодчество Сибири, жилые усадебные дома, декоративные элементы, языческая символика, ворота, калитки.

Со времени зарождения сибирской городской усадьбы в XVII в. ограждения являлись ее неотъемлемой составляющей. При возведении оград, ворот и калиток серьезное внимание всегда уделялось не только функциональным, но и художественным аспектам. Авторы данной статьи обращаются к проблеме развития сибирских усадебных ограждений, сосредоточивая внимание на специфике их художественно-эстетической организации. Актуальность темы обусловлена двумя причинами. Во-первых, недостатком исследований архитектурно-художественных особенностей усадебных ограждений сибирского региона. Наиболее значимые работы, посвященные сибирскому зодчеству (Е.А. Ащепков, П.А. Бубнов, В.М. Возлинская, А.Г. Янбухтина, Н.В. Шагов, А.П. Герасимов), затрагивая тематику входных групп, не содержат анализа и систематизации их принципов декорирования. Другой причиной является неповторимая уникальность сибирского регионального зодчества. За четыре с лишним столетия в Сибири сложилось множество типов и видов городских усадеб. Они демонстрируют очень широкий диапазон архитектурно-конструктивных приемов и декоративных мотивов, использованных в их ограждениях. Однако сохранению региональной специфики сегодня угрожают процессы глобализации, стирающие различия национально-культурной идентичности.

На основании каких признаков можно говорить о самобытности и уникальности этих сооружений? Прежде всего, следует ориентироваться на народные архитектурные традиции. Как полагает Е.А. Ащепков, «они всегда оставались важным фактором, определяющим стилевые особенности построек сибирского региона». Авторы статьи намерены подтвердить данное утверждение на материале ограждений сибирских усадебных домов XIX-XX вв. Для этого, во-первых, обозначены основные архитектурно-художественные принципы народного зодчества. Во-вторых, выполнен анализ входных групп

сибирских городов, выявляющий приемы и элементы декорирования, присущие народному зодчеству. Под «входной группой» в рамках данной работы понимается архитектурное сооружение, предназначенное для коммуникации усадебного участка с внешним миром и состоящее из разных вариаций таких элементов, как ворота, калитки и декоративные калитки.

Со времени возникновения усадебной застройки ее неотъемлемой составляющей была граница, сформированная стеной усадебного строения или забором. Связь с внешним миром здесь осуществлялась за счет входной группы. Но она также изолировала жизнь двора от городской суеты, формировала зону обитания отдельной семьи и изначально выполняла оборонительную функцию. Помимо защиты усадебного участка ворота, калитки и декоративные калитки характеризовали социальный статус и материальный достаток домовладельцев. Данное архитектурное сооружение играло очень важную роль в формировании застройки городской улицы. То есть входные группы были неотъемлемой частью города, его градостроительным элементом. Их изначальная защитно-оборонительная функция всегда дополнялась архитектурно-художественным аспектом: «Ворота - вход, начало, «запев» усадебной постройки и двора. Поэтому именно в его облике читаем в первую очередь те художественно-стилистические черты, которые получат затем развитие в характере самого дома и группирующихся вокруг него построек...» [1. С. 22].

Детальный анализ художественного оформления сибирских входных групп позволяет утверждать, что существуют устойчивые закономерности в композиционном распределении декора, в сюжетном наполнении декоративных фрагментов, а также в обращении к стилистической и знаково-символической образной системе [2]. В ходе исследования были выявлены признаки следующих архитектурно-художественных стилей в декоративном оформлении усадебных входных групп городов Сибири Х1Х-ХХ вв. (Томска, Красноярска, Иркутска, Петровск-Забайкальска, Енисейска и др.) - классицизм, барокко, рококо, модерн. Их присутствие в художественном решении неравнозначно, имеет эклектический характер и сопряжено с нарушением устойчивых классических норм. В ряду таковых, к примеру, включение нехарактерных для ордерной системы художественных элементов народного зодчества, украшение столбов деревянной резьбой или оформление пилястры в виде накладной резьбы и т. д. Подобные «отклонения» от уже устоявшихся архитектурных традиций и правил связаны с творческими исканиями местных мастеров. Более того, как показывает наше исследование, основополагающее значение в формировании художественного облика входных групп Сибири принадлежит региональным национально-культурным архитектурным традициям.

Следует отметить, что выявление признаков народного зодчества в оформлении входных групп сопряжено с проблемами чисто теоретического плана. Несмотря на очевидную принадлежность отдельных элементов декорирования к народной традиции, они оказались включенными в общую стилистическую систему барокко, модерна и др. С одной стороны, народное зодчество и его эстетические идеалы, сформировавшиеся еще в эпоху Древней Руси, значительно повлияли на развитие русской архитектуры, определив ее ярко выраженный национальный характер. Вместе с тем «применительно

ко второй половине XIX в. уже нельзя и помыслить о чистоте стиля, присущей памятникам народного деревянного зодчества, предшествующего, XVIII столетия.» [3. С. 138]. Общая динамикаразвития народного искусстватако-ва, что оно постоянно испытывает внешнее воздействие, интегрируется в пространство того или иного «большого» стиля (барокко, рококо, классицизма) и по-своему воспроизводит его элементы [4]. Е.А. Ащепков утверждал, что мощным фактором, определяющим стилевые особенности, всегда оставалось народное зодчество, характерной чертой которого - особенно для Сиби-ри - являлись «подчеркнутая строгость и лаконичность всего сооружения и отдельных деталей.» [5. С. 123]. При этом автор указывает на типологическую вариативность таких архитектурных объектов, как ворота. Под влиянием свойственных городской архитектуре «новых» направлений и стилей они принимают совершенно особый вид, соответствующий вкусам и пониманию деревенского жителя: «В оформлении ворот деревенских усадьб, больше чем в других элементах сельского строительства, чувствуется влияние церковного и городского зодчества. Можно встретить формы, заимствованные из барокко, ампира и других стилей.» [5. С. 113].

Таким образом, вопрос идентификации признаков традиционного народного зодчества в условиях современной архитектуры по-прежнему остается дискуссионным. Вместе с тем в рамках нашего исследования выявлены наиболее характерные черты входных групп, указывающие на использование в них местных традиций декорирования. Элементы народного зодчества обнаруживаются в специфике материала, в конструктивных особенностях входных групп, а также в принципах их пропорционирования и декоративного оформления.

Характерной чертой народного зодчества является использование в каче-

1

стве основного строительного материала дерева самых различных пород . Деревянный дом возводился согласно архитектурно-конструктивным и художественным принципам, «выработанным самой жизненной практикой» [4]. Тут использовались самые разнообразные способы обработки дерева. Например, во входных группах усадеб Сибири применялись различные виды резьбы - глухая и неглубокая, выемчатая, глубинная, пропильная (опоясывающая фасад) ит. д. С техникой ведения строительных работ в народном зодчестве были тесно связаны и правила пропорционирования. Обычно здесь использовались простейшие кратные соотношения, связанные с размерами бревна -общепринятого пропорционального модуля сибирской деревянной постройки. В основу схем монтажа и пространственной стыковки клетей обычно закладывалось числовое соотношение стороны квадрата к его диагонали [4. С. 123]. Это позволяло использовать принцип геометрического подобия элементов [6. С. 46]. Тем самым достигались согласованность и уравновешенность общего композиционного решения постройки.

Вторым отличительным признаком сибирского зодчества в усадебных входных группах является выборочное распределение резного декора по определенным зонам. Одни декоративные композиции украшали конструктивные элементы (опорные столбы, подантаблементные доски и т. п.), другие же

1 Здесь мы учитываем принятое разведение сугубо народного деревянного зодчества и множества архитектурных стилей и производственных технологий, связанных со строительством из дерева.

служили заполнениями нейтральных зон, не выполнявших конструктивных функций (полотен ворот, фризов, наличников, парапетов и пр.). Тем самым реализовался основополагающий принцип народного зодчества - единство пользы и красоты.

К дереву относились не только как к строительному материалу, но и как к предмету искусства. Мастера прекрасно разбирались в пластических и текстурных возможностях этого материала и стремились гармонично соединить конструкцию с художественной формой. На этот факт указывают E.H. Бубнов, А.И. Прохоренко, Е.А. Ащепков, Л.М. Лисенко и др. При органичном слиянии функционального и декоративного все естественные конструктивные и эстетические качества дерева не скрываются, а, наоборот, всячески подчеркиваются: «В русском народном зодчестве польза и красота неразделимы, сливались в единое целое, соответствующее назначению сооружения...» [6. С. 38]. Любое здание, от простой избы до храма, украшали деревянной резьбой, которая располагалась в строго отведенных местах, подчеркивая основные структурные и композиционные узлы: «Практическая роль таких узлов в общей архитектурно-художественной системе жилища выявлялась с помощью определенных способов и приемов декоративной обработ-ки...» [6. С. 36]. Причем для сибирской архитектуры характерно весьма ограниченное применение декораций. Здесь резные украшения располагались лишь на отдельных элементах, а не заполняли фасады здания целиком, что более характерно для центральных областей России [5. С. 124]. Этот принцип соблюдался и во входных группах сибирских усадеб.

Третьей примечательной особенностью сибирского зодчества является широкое использование орнаментально-геометрических мотивов, входивших в религиозно-символическую систему языческих племен и народов. Обозначим основные образы и мотивы декорирования усадебных входных групп сибирского региона.

Известно, что народное искусство отличают связь с прошлым, древность образов и приемов, их устойчивость и преемственность в освоении, а также образно-символическое значение декора. Широкое распространение в сибирском зодчестве получили зооморфные сюжеты, зародившиеся еще в древнерусской мифологии и религии.

Особым средством выразительности был традиционный орнамент. Без орнаментики, считает А.И. Прохоренко, вообще немыслима народная архитектура: «Выработавшийся на протяжении столетий декоративный орнамент вобрал в себя эстетические предпочтения, вкусы, символику художеств енных образов создавшего его народа...» [6. С. 67]. Причем «в деревянной жилой архитектуре орнамент, с одной стороны, выявлял механические свойства применявшегося материала, с другой - отражал верования, национальные представления и художественные пристрастия населения» [6. С. 67]. Поэтому характер орнаментального декорирования всегда имел ярко выраженные региональные особенности.

Растительный орнамент также складывался на основе мотивов, заимствованных у окружающей природы, т.е. из стилизованных элементов растительного мира - «елочки», «шишки», «ветви». Символика растительного орнамента связана с древнейшими представлениями многих народов мира, рас-

сматривавших деревья, цветы и иные подобные мотивы в роли символов жизненной силы, плодородия, питания и изобилия [7. С. 271].

Наряду с этим использовались космогонические символы - круги, ромбы, квадраты, треугольники, зубчики, прямые и ломаные линии, кресты, солярные знаки (розетки) и т. п. Подобные геометрические знаки для многих народов являлись универсальными символами устройства и физических свойств окружающего мира. Например, круг, будучи универсальным небесным и солярным символом, или квадрат, олицетворяющий землю, статичную безупречность и совершенство, в архитектурной символике обозначали поселения земледельческих и оседлых народов [7. С. 132]. В сибирской орнаментике они играли аналогичную роль. Значение подобных символов, интегрированных в разнообразные декоративные системы, исследователи связывают со стремлением человека воплотить свои представления о мире в простых по форме, но емких по содержанию образах: «Символ не просто служит эквивалентом чего-либо, он вскрывает в постигаемом предмете нечто существенное, содержит в себе обширное и расширяющееся поле возможностей и позволяет воспринять фундаментальную связь различных форм и проявлений...» [7. С. 6]. Издавна поклонение природным стихиям выражалось в совершении ритуальных обрядов, для чего возводились открытые святилища (рус. капища, греч. теменосы), культовые здания и сооружения. При этом геометрические фигуры (круг, квадрат, крест и др.), игравшие роль космологических символов, зачастую определяли строительную практику того времени - от композиционного и декоративного убранства культовых построек до планировочных схем святилищ, укрепленных поселений и городов [8].

К наиболее распространенным в архитектурном декоре геометрическим элементам, составляющим орнамент, относятся розетки (солярные знаки, имеющие множество разновидностей), равноконечный крест (образ солнца), ромбы разнообразной модификации (у древних славян - символы плодородия и женского начала в природе, цикличности времени, засеянной нивы). Аналогичное значение имеет ромбический меандр [9]. Несмотря на традиционность, т.е. устойчивость и повторяемость элементов и приемов, декор отдельных регионов России (Русский Север, Среднее Поволжье, Урал и др.) всегда отличался собственной спецификой. Столь же самобытны и архитектурные народные традиции Сибири. Не случайно уже в начале XX в. появились научные работы, посвященные выявлению регионального своеобразия сибирского стиля. На примере Томска ученые исследовали специфику сибирских традиций в прикладном искусстве и архитектуре (работы Т. Фишеля, А. Лангера и др.). В числе специфических декоративных элементов упоминаются стилизованные изображения медведей, белок, хвойных деревьев, шишек, юрт [10]. Выявлены различные виды геометрического орнамента (кружков, уголков, косиц, прямоугольников), а также излюбленный мотив солнышка с лучами (вместо львов, сирин и птиц). Говорится также о влиянии национальных традиций татар, остяков, якутов, бурят и других сибирских народов [5. С. 123]. Кроме того, стилистику сибирского декора определяли географическая близость и налаженные торговые связи с народами Средней Азии и Дальнего Востока. Так, в деревнях Алтая, расположенных вблизи

границы с Китаем, в декоративной орнаментике обнаружено сходство с дальневосточными символическими мотивами, иероглифами.

Проиллюстрируем обозначенные выше положения конкретными примерами усадебных входных групп городов Сибири.

Принципы декорирования народного зодчества. Входная группа в городе Томске.

рис_ 1 фотография №1 (в. г.)

фотография №2 (в. г.)

Условные обозначения: (1 2 3 - Декоративные фрагменты столба (В. Г.)

4 5 -Декоративные фрагменты подантаблементной доски столбов калиток (В. Г.) 6 7 8 - Декоративные фрагменты полотна двери калиток (В. Г.)

Ил. 1

Так, усадебная входная группа в г. Томске (ил. 1, рис. 1), выполненная в стиле модерн, демонстрирует следующие принципы декорирования народного зодчества. Строение условно делится на декоративные фрагменты: 1, 2, 3 - декоративные фрагменты столба; 4 и 5 - декоративные фрагменты по-дантаблементной доски; 6, 7, 8 - декоративные фрагменты полотна дверей. Подобное фрагментарное деление в большей степени обусловлено древесным строительным материалом. Вырезанные декоративные элементы состыковываются между собой либо накладываются друг на друга, что особенно наглядно представлено в полотне двери (ил. 1, рис. 1). Использование бревна или плахи, имеющих определенные габариты, в свою очередь, обусловливает возникновение такого приема, как «вязь» реек. Плотно подогнанные друг к другу плахи могут украшать абсолютно все конструктивные элементы входной группы.

При обращении к входным группам городов Томска, Красноярска, Иркутска (ил. 2, рис. 2, 3; ил. 3, рис. 4, 5) вполне отчетливо представлен прием вязи реек. Так, во входной группе г. Томска (ил. 3, рис. 5) полотно двери калитки декорировано вязью реек в елочку, направленную вверх (фрагмент 1). Фрагмент 2 полотна двери ворот имеет аналогичный декор, как и фрагмент 1. Однако фрагмент № 3 состоит из плах, сбитых в вертикальном направлении. Анализ входных групп города Красноярска (ил. 2, рис. 3) показывает, что фрагменты 2 и 3 столбов калиток и ворот состоят из плах, сбитых в горизонтальном направлении, причем их границы оформлены профилированными рейками. Базы столбов (фрагмент 4) имеют вязь реек в горизонтальном направлении. Полотно двери калиток делится на фрагменты 5 и 6, они оформлены вязью реек в диагональном направлении. Полотно двери ворот разделяется на фрагменты 7, 8, 9, которые, как и фрагменты дверей калитки, состоят из плах, сбитых в диагональном направлении, а их границы оформлены филированными рейками.

Особого внимания заслуживает входная группа г. Иркутска (ил. 2, рис. 2), в которой абсолютно все конструктивные элементы оформлены вязью реек. И, что особенно показательно, присутствуют элементы геометрической орнаментики, входящие в образно-символическую систему языческих и древнерусских представлений. Так, фрагменты 4 и 6 полотна дверей калиток и ворот оформлены вязью «в ромб». При этом в центре двери образуется цельный ромб, границы же полотна дверей отделаны профилированными рейками. В данной художественно-декоративной системе геометрическую фигуру ромба следует рассматривать как древнейший символ поля и плодородия (наряду с квадратом), распространенным у славян и очень часто встречающийся в вышивке, одежде, посуде и т. д. [9]. Подобные геометрические абстрактные знаки (к примеру, квадрат), имеющие отношение к языческой древнеславянской символике, обнаруживаются и во входных группах города Томска (ил. 3, рис. 4).

Во входной группе г. Петровск-Забайкальска (см. ил. 3, рис. 5) фрагмент 1 столбов калиток и ворот декорирован солярным знаком в виде розетки. Данный символ обозначает солнечную стихию, непрерывное движение, процесс творения и выполняет функции оберега. В древнеславянской системе представлений солярный знак стоит в ряду самых распространенных символов,

Принципы декорирования народного зодчества. Входная группа в городе Иркутске и Красноярске.

Рис. 2 (г. Иркутск)

Условные обозначения: 12 3 - Декоративные фрагменты столба (В. Г.)

4 - Декоративные фрагменты полотна двери калиток (В. Г.)

5 - Декоративные фрагменты полотна двери (декоративных калиток) (В. Г.)

6 - Декоративные фрагменты полотна двери ворот (В. Г.)

Рис. 3 (г. Красноярск)

Условные обозначения: 1 2 3 4 - Декоративные фрагменты столба (В. Г.) 5 6 - Декоративные фрагменты полотна двери калиток (В. Г.) 7 8 9 - Декоративные фрагменты полотна двери ворот (В. Г.)

Ил. 2

связанных с образом Солнца (Ярило) - одного из главных богов в древнесла-вянском пантеоне [11]. Подантаблементная доска калиток состоит из фрагмента 4, в центре которого располагается ромб - символ Земли, а по углам -четверти солярного знака. Подобный прием декорирования с применением символики, входящей в языческую художественно-образную знаковую систему, особенно распространен в сибирских входных групппах. Как правило, здесь в центре декоративного фрагмента располагается орнамент или древнерусский языческий символ, а по углам четверти солярного знака или декоративные уголки. Фрагмент 7 - подантаблементная доска столбов ворот - украшен двумя ромбами, а по углам декорирован лучами солярного знака. Аналогичный принцип художественного оформления мы обнаруживаем в полотне дверей калиток и ворот: в центре декоративных фрагментов располагаются рейки, сбитые в ромб, а по углам - лучи солярного знака. Обращаясь

Принципы декорирования народного зодчества, Входная группа в городе Томске.

Рис. 4

Условные обозначения: 1 2 - Декоративные фрагменты полотна двери калиток (В. Г.) 3 4 - Декоративные фрагменты полотна двери ворот (В. Г.)

Рис. 5

Условные обозначения: 1 - Декоративные фрагменты полотна двери калиток (В. Г.) (2 ! (3 - Декоративные фрагменты полотна двери ворот (В. Г.)

Ил. 3

к входным группам г. Томска (ил. 5, рис. 7, 8; ил. 6, рис. 9, 10), мы обнаруживаем аналогичные композиционные приемы декорирования, также основанные на использовании языческой символики. Однако вместо ромба в центры декоративных фрагментов помещены солярные знаки.

Показательным примером интеграции классического стиля и традиций декорирования народного зодчества является входная группа г. Енисейска (ил. 4, рис. 6). Сооружение оформлено в соответствии с правилами композитного ордера. Однако столбы калиток и ворот украшают пилястры, имеющие стилизованные композитные капители. Именно характер стилизации указывает на проявление народного зодчества, поскольку мастер опирался на классические элементы, но интерпретировал их по-своему. Пьедестал пилястры декорирован резьбой в виде геометрического узора, представ -ляющего собой ромб (знак Земли), внутри которого расположен круг (символ Солнца) (ил. 4, рис. 6, д). В декоративном фрагменте 5 (подантаб-лементная доска столбов калиток) мы видим геометрический узор, выполненный из накладных реек. Анализ внешних характеристик позволяет предположить, что в основе данного декоративного элемента - «веревочный » орнамент (ил. 4, рис. 6, а).

Ил. 4

Заметим, что наряду с орнаментально-геометрическими формами (квадрат, ромб, круг), входящими в знаково-символическую систему языческих представлений, важное место в декоративном оформлении сибирских входных групп занимают так называемый «веревочный» орнамент и его модификации. «Веревочный» орнамент («узел») издавна был задействован в народном зодчестве. Он рассматривался не просто как сплетение нитей, а являлся символом жизни, счастья, любви, солнца, хлеба. На Руси плетение узелков считалось языческим (колдовским) рукоделием. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля выражение «узлы вязать» означает «колдовать, ворожить, знахарить». Линии плетения узлов копировались и переходили в орнамент, претерпевая изменения при переносе на ткань, предметы быта. В том числе и в архитектурные элементы. Исследователи полагают, что

декоративный элемент «узлы счастья» в завуалированном виде присутствует и в орнаментике одевды русского народного костюма, и в архитектуре [12]. В культуре средневековой Руси орнамент, основанный на плетении нитей, имел магический смысл. Он играл роль оберега и символизировал бесконечную жизнь. Процесс эволюции плетения веревочных нитей в орнамент и последовательность изменения форм орнамента видны в отдельных рисунках (ил. 4, рис. 6, в, г). На данном рисунке мы видим геометризацию формы узла (ил. 4, рис. 6, в). Далее при изображении переплетения в местах наложения нитей применен способ разрыва линий и деформации внешнего вида узла (ил. 4, рис. 6, г).

Принципы декорирования народного зодчества.

Входная группа в городе Томске.

Рис.7

Условные обозначения: 1 И 2 - Декоративные фрагменты полотна двери калиток (В. Г.) 3 4 - Декоративные фрагменты полотна двери ворот (В. Г.)

Рис. 8

Условные обозначения: 1 2 , 3,4 - Декоративные фрагменты полотна двери калиток (В. Г.) 5 6 ,7,8 - Декоративные фрагменты полотна двери ворот (В. Г.)

Ил. 5

Принципы декорирования народного зодчества. Входная группа в городе Томске.

Рис. 9

(1 2 - Декоративные фрагменты полотна двери ворот (В. Г.)

Рис. 10

1 - Декоративные фрагменты полотна двери ворот (В. Г.) Ил. 6

Подводя итоги, необходимо акцентировать следующие моменты.

На формирование архитектурно-художественного облика сибирских усадебных входных групп значительное влияние оказывают традиции народного зодчества. Его элементы невозможно рассматривать вне общей художествен -ной системы, включающей разнообразные архитектурные стили (классицизм, барокко, модерн и др.). С одной стороны, оригинальный подход местных мастеров выражается в художественной «корректировке» традиционных архитектурных стилей. С другой стороны, выявляются признаки, непосредственно присущие народному зодчеству:

Принципы декорирования народного зодчества. Входная группа в городе Томске.

Рис. 12 Рис. 13

1 - Декоративные фрагменты столба (В. Г.)

Ил. 7

- использование различных пород дерева и разнообразных техник резьбы;

- применение специфических приемов расположения декоративных элементов, подчеркивающих специфику конструктивных решений входных групп;

- использование элементов народного декора и орнаментально-геометрических форм, входящих в религиозную и знаков о-символическую систему языческих представлений сибирских народов (ил. 7, рис. 11-13).

Принципы декорирования народного зодчества. Входная группа в городе Петровск-Забойкальск.

1 , 2 5 6

Рис. 14

Условные обозначения: 3 - Декоративные фрагменты полотна двери калиток (В. Г.) 7 - Декоративные фрагменты полотна двери ворот (В. Г.)

Ил. 8

Принципы декорирования народного зодчества. Входная группа в городе Петровск-Забойкальск.

Рис. 15

Условные обозначения:

1 .),(2 ),( 3 - Декоративные фрагменты столба (В. Г.)

4 - Декоративный фрагмент подантаблементной доски столбов калиток (В. Г.)

5 ,( 6 ' - Декоративный фрагмент полотна калиток (В. Г.)

7 - Декоративный фрагмент подантаблементной доски столбов ворот (В. Г.) 8,9- Декоративный фрагмент полотна ворот (В. Г.)

Ил. 9

Наиболее распространенные декоративные элементы, украшающие входные группы сибирских усадебных зданий - ромб, квадрат, солярный знак и магический узел. Именно они придают неповторимый и самобытный облик городам Сибири Х!Х-ХХ вв. (ил. 8, рис. 14; ил. 9, рис. 15).

Литература

1. Янбухтина А.Г. Уфимские ворота (о деревянном резном убранстве Уфы) // Декоративное искусство СССР. М. : Сов. художник, 1984. №2 (314). С. 21-24.

2. Савельев М.В., Поляков Е.Н. Особенности пространственно-композиционного и декоративного решения входных групп сибирских усадеб XIX-XX вв. // Молодежь, наука, технологии: идеи и перспективы (МНТ-2015) : материалы II Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых [Электрон. текстовые дан.]. Томск, 2015. С. 1005-1012 (ил. 13, библ. 13). URL: file:///C:/Users/User/Downloads/MNT-2015%20(1)% 20 (1).pdf (дата обращения: 09.02.2016).

3. Ополовников А.В. Сокровища русского севера. М. : Стройиздат, 1989. 367 с.

4. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных художественных промыслов [Электронный ресурс] // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов : сб. ст. Л., 1981. URL: http://www.artvek.ru/lit014.html (дата обращения: 09.02.2016).

5. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М. : Академия архитектуры СССР, 1950. 141 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Прохоренко А.И. Архитектура сельского дома : прошлое и настоящее. М. : Агропромиз-дат, 1992. 205 с.

7. КуперДж. Энциклопедия символов. Сер. «Символы». Кн. 4. М. : Золотой век, 1995. 401 с.

8. Поляков Е.Н. «Правильный» крест и социальная политика в древнем градостроительстве / Е.Н. Поляков, А.Н. Курбакова // Вести. ТГАСУ. 2009. № 3. С. 5-27.

9. РыбаковБ.А. Язычество древних славян. М. : Наука, 1980. 406 с.

10. Залесов В.Г. Сибирский стиль в архитектуре Томска [Электронный ресурс] // Сибирская старина: краевед. альм. Архитектура. 1999. №16 (21). URL: http://elib.tomsk.ru/purl/1-4886/ (дата обращения: 09.02.2016).

11. Солярный знак. [Электронный ресурс] /WEB - Капище. Языческий сайт. URL: http://web-kapiche.ru/59-solyarnyy-znak.html (дата обращения: 09.02.2016).

12. «Веревочный» орнамент на Волхове / по материалам Новгородской археологической экспедиции [Электронный ресурс]. URL: www.liveinternet.ru/users/hellswan/post161738773 (дата обращения: 09.02.2016).

Saveliev Matvei V., Polyakov Yevgeniy N. Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation), Tomsk State University of Architecture and Building (Tomsk, Russian Federation).

E-mail: [email protected], [email protected]

DOI: 10.17223/22220836/21/18

THE TRADITIONAL OF FOLK ARCHITECTURE IN THE ARCHITECTURAL AND ARTISTIC DECORATION OF THE ENTRANCE GROUP OF THE SIBERIAN CITY ESTATE OF XIX - EARLY XX CENTURIES

Key words: folk architecture, Siberian manor house, decorative elements, pagan symbols, wooden architecture, gate, wicket.

The authors address the problem of development of the Siberian estate fences. The focus is on the specificity of their artistic and aesthetic organization. The relevance of the interest is due to two reasons. First, the scarcity of studies on architectural and artistic features estate fencing Siberian region. Secondly, in connection with the issue of preserving the uniqueness of regional architecture. The article aims to reveal signs of regional specificity of such forms of architecture as the estate fencing. The hypothesis of the study is based on the following statement: an important factor in determining stylistic features of buildings in the Siberian region are of national architectural traditions. The study is carried out on the material of the wooden estate fencing XIX-XX centuries. cities of Siberia. First of all, identify the main architectural principles of folk architecture. Then the analysis of the input groups of the Siberian cities, revealing the techniques and elements of decoration, characteristic of folk architecture. In this paper, adopts the definition of «input group», which refers to an architectural structure designed to estate land communications with the outside world and consisting of such elements as gates and decorative gates.

The analysis of decoration of the Siberian group input suggests that there are stable regularities in the compositional distribution of decoration in the inner filling of decorative fragments, using techniques of decoration, but also in the appeal to stylistic and symbolic image system. In the design of entrances showed signs of architectural and artistic styles of classicism, Baroque, Rococo, art Nouveau. But of fundamental importance in shaping the artistic image of the input groups of Siberia be-

longs to the influence of folk architecture. Its elements are integrated into art system, including a variety of architectural styles. However, revealed signs of that is directly characteristic of folk architecture. The study found indicative traits that indicate belonging to folk tradition decoration. These include: the use of wood and carving a variety of techniques; specific techniques for layout decoration, emphasizing the structural elements; the use of elements of folk decoration and ornamental and geometric shapes included in the religious and symbolic system of pagan ideas. This provision confirms the analysis of estate of input groups in Siberian cities (Tomsk, Krasnoyarsk, Irkutsk, Petrovsk-Zabaikalsk, Krasnoyarsk, etc.).

References

1. Yanbukhtina, A.G. (1984) Ufimskie vorota (o derevyannom reznom ubranstve Ufy) [Ufa Gates (on carved wooden decoration of Ufa)]. In: Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 2(314). pp. 21-24.

2. Saveliev, M.V. & Polyakov, E.N. (2015) Peculiarities of the space-composite and decorative solutions of the entrances in Siberian estates in the 19th - 20th centuries]. Molodezh', nauka, tekhnologii: idei iperspektivy (MNT-2015) [Youth, science, technology: Ideas and perspectives (MST-

2015)]. Proc. of the 2nd International Scientific Conference. Tomsk. pp. 1005-1012. [Online] Available from: file:///C:/Users/User/Downloads/MNT-2015%20(1)% 20 (1).pdf. (Accessed: 9th February

2016).

3. Opolovnikov, A.V. (1989) Sokrovishcha russkogo severa [Treasures of the Russian North]. Moscow: Stroyizdat.

4. Boguslavskaya, I.Ya. (1981) Problemy traditsiy v iskusstve sovremennykh khudozhestvennykh promyslov [Problems of traditions in the art and modern crafts]. In: Klimov, K.M. et al. Tvorcheskie problemy sovremennykh narodnykh khudozhestvennykh promyslov [Creative problems of modern folk art]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR.

5. Ashchepkov, E.A. (1950) Russkoe narodnoe zodchestvo v Zapadnoy Sibiri [Russian folk architecture in Western Siberia]. Moscow: Akademiya arkhitektury SSSR.

6. Prokhorenko, A.I. (1992) Arkhitektura sel'skogo doma: proshloe i nastoyashchee [Architecture of the farmhouse: Past and Present]. Moscow: Agropromizdat.

7. Cooper, J. (1995) Entsiklopediya simvolov [The Encyclopediaof Symbols]. Book 4. Translated from English. Moscow : Zolotoy vek.

8. Polyakov, E.N. & Kurbakova, A.N. (2009) "Pravil'nyy" krest i sotsial'naya politika v drevnem gradostroitel'stve [The "correct" cross and Social Policy in the ancient town planning]. Vestn. TGASU - VESTNIK Tomsk State University of Architecture and Building. 3. pp. 5-27.

9. Rybakov, B.A. (1980) Yazychestvo drevnikh slavyan [Paganism of Ancient Slavs]. Moscow: Nauka.

10. Zalesov, V.G. (1999) Sibirskiy stil' v arkhitekture Tomska [The Siberian style in the architecture of Tomsk]. Sibirskayastarina. Akhitektura. 16(21).

11. Blintsov, D. (n.d.) Solyarnyy znak [The Solar sign]. [Online] Available from: http://web-kapiche.ru/59-solyarnyy-znak.html. (Accessed: 9th September 2015).

12. Perunitsa. (2009) "Verevochnyy" ornament na Volkhove [The "rope" ornament on the Volkhov]. [Online] Available from: www.liveinternet.ru/users/hellswan/post161738773. (Accessed: 9th September 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.