Научная статья на тему 'Традиции М. Е. Салтыкова-щедрина в романе В. Сорокина «Сахарный Кремль»'

Традиции М. Е. Салтыкова-щедрина в романе В. Сорокина «Сахарный Кремль» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
669
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ТРАДИЦИЯ / САТИРА / АНТИУТОПИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕЧЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИСУТСТВИЕ-НЕПРИСУТСТВИЕ АВТОРА / AUTHOR'S PRESENCE ABSENCE / GENRE / TRADITION / SATIRE / ANTI-UTOPIA / SUBJECTIVE ORGANIZATION / SPEECH ORGANIZATION / SPACE AND TIME ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дядык Демьян Борисович

В статье рассматривается специфика субъектной, пространственно-временной и речевой организации романа В. Сорокина «Сахарный Кремль» в сравнении с произведениями М.Е. Салтыкова-Щедрина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saltykov-Shchedrin's Traditions in Vladimir Sorokin's Novel «The Sugar Kremlin»1

In the article the author considers the peculiarities of subjective, space-and-time and speech organization of the novel «The Sugar Kremlin» by Vladimir Sorokin in comparison with Saltykov-Shchedrin's creative work.

Текст научной работы на тему «Традиции М. Е. Салтыкова-щедрина в романе В. Сорокина «Сахарный Кремль»»

УДК 882

ББК 83.3 (2 Рос=Рус)

Дядык Демьян Борисович

аспирант кафедра литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Dyadyk Demyan Borisovich Post-graduate Chair of Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Традиции М.Е. Салтыкова-Щедрина в романе В. Сорокина «Сахарный кремль» Saltykov-Shchedrin’s Traditions in Vladimir Sorokin’s Novel «The Sugar Kremlin»

В статье рассматривается специфика субъектной, пространственновременной и речевой организации романа В. Сорокина «Сахарный Кремль» в сравнении с произведениями М.Е. Салтыкова-Щедрина.

In the article the author considers the peculiarities of subjective, space-and-time and speech organization of the novel «The Sugar Kremlin» by Vladimir Sorokin in comparison with Saltykov-Shchedrin’s creative work.

Ключевые слова: жанр, традиция, сатира, антиутопия, субъектная организация, речевая организация, пространственно-временная организация, присут-ствие-неприсутствие автора.

Key words: genre, tradition, satire, anti-utopia, subjective organization, speech organization, space and time organization, author’s presence - absence.

Задачей настоящей статьи является сопоставление двух способов жанровой организации произведения, исходя из их тематики. На наш взгляд, произведения на общественно-политическую тему более других подходят в качестве предмета жанровых исследований, поскольку достаточно прямой, неразветв-ленный вектор повествования обусловливает известную степень простоты идейного содержания, в значительной степени определяющего жанр произведения. Приводимое исследование - опыт анализа жанровой специфики через элементы ее составляющие, что наиболее применимо к произведениям сложных жанровых форм.

* * *

Социально-политическая тематика свойственна практически всем крупным прозаическим произведениям 2000-х годов. Необходимостью обновления

социальных представлений объясняется внимание писателей к литературным жанрам и методам, используемым при создании преимущественно произведений на социальную (социально-политическую, социально-философскую) тему. Глубокий социальный пессимизм, свойственный литературе рубежа веков[7], находит свое воплощение в жанровой специфике произведений 2000-х годов, близких антиутопии. Классифицировать эти произведения как антиутопии нельзя из-за наличия в них множества элементов, противоречащих канонической антиутопии. Новая жанровая форма к середине 2000-х годов часто получает наименование «антиантиутопия» или «новая антиутопия». В отношении жанровой принадлежности произведений не сформировалось единого мнения: «Так или иначе, у нас появился ряд произведений неясной жанровой принадлежности, но воспринимаемых как антиутопии или дистопии или нечто хотя бы “по намерению” к ним близкое» [7].

Тем не менее, при всем новаторстве писателей 2000-х годов, существует совокупность основ создания сложных жанровых конструкций, заложенных русскими авторами XIX века: А. С. Пушкиным («Евгений Онегин» - роман в стихах), Н.В. Гоголем («Мертвые души» - роман-поэма), М.Е. Салтыковым-Щедриным («История одного города») [1]. Влияние последнего, как нам представляется, особенно заметно в российской прозе рубежа веков, близкой жанру антиутопии. Специфика изображения социальной действительности в произведениях Щедрина заключается в вербально-пластической символизации мысли об изначальной обреченности общественного развития. Социальный пессимизм Щедрина не безоснователен, он зиждется на убежденности в невозможности сохранения баланса между личностью и государством. В своем анализе феномена власти Щедрин развивает мысль о противоестественности любой попытки общественного устройства, предпринимаемой человеком. Главной темой для всего творчества становится тема свободы, отданной в чужие руки. Так организованное смысловое содержание заставляет Щедрина выстраивать соответствующим образом пространственно-временную, речевую и субъектную органи-

зацию своих произведений. Насколько же близки эти принципы организации произведениям современной российской прозы?

Одним из писателей 2000-х годов, автором произведений, посвященных наиболее глубоким политическим, социальным, культурным проблемам современной России является Владимир Сорокин. Увлечение литературными экспериментами и острота проблем, рассматриваемых в произведениях, сделали этого писателя одной из самых популярных фигур. Произведение В. Сорокина «Сахарный Кремль», вышедшее в 2008 году, подытожило все его творчество не только в смысле художественных приемов, но и напрямую - вобрав в себя элементы прежних произведений Сорокина. Именно поэтому мы и избрали «Сахарный Кремль» в качестве объекта анализа.

Роман неоднороден по структуре, состоит из отдельных глав-очерков, содержит элементы антиутопии, гротескной общественно-политической сатиры, памфлета, пародии и самопародии. Внешняя жанровая форма обусловлена соответствующей организацией текста на субъектно-объектном и пространственно-временном уровнях. Новаторство Щедрина в отношении жанра проявляется, прежде всего, в совмещении в одном произведении элементов различных жанров и типов отношения автора к объекту художественного осмысления. Это отражено в сложности жанровой формы произведений, сочетающих элементы романа, цикла очерков, антиутопии, сатиры и т.д.

Категория жанра реализуется на трех уровнях: пространственно-

временном, субъектно-объектном и речевом. В художественной модели действительности, лежащей в основе произведения, эти три типа организации текста неразрывно связаны.

Пространственно-временная организация произведений Щедрина тесно связана с речевой организацией. Посредством устной и письменной речи персонажи создают вокруг себя плотную словесную «паутину», опутывая и себя и других. Эта «паутина» реализуется на уровне бытовых отношений в пустословии, праздномыслии, беспрестанным повторением одной и той же мысли, утяжелении и растягивании речи за счет неуместного использования фигур речи,

фразеологизмов, уменьшительно-ласкательных суффиксов и т.д. Пространственно-временная организация в «Сахарном Кремле» Сорокина сходна с моделью Щедрина, хотя истоки ее несколько иные. Реальная социальнополитическая и культурная жизнь современного русского общества - это жизнь в «информационной паутине», в пространстве множества мнений и представлений, верифицируемость которых затруднена. Важной особенностью произведений Щедрина является их специфическая временная организация. Время в его произведениях предстает в двух формах: время внутри действия, в котором существуют персонажи, перестает быть объективным, его течение и скорость изменяются героями, и время вовне действия, объективное время, ход которого невозможно изменить. Формируется особое временное двумирие, время приобретает и пространственную характеристику, изменения его скорость и направления связано с конкретными местами: Головлевым, городом Глуповым, номерами петербургских гостиниц и т.д. Эти локальные временные аномалии создаются волей самих героев, они же и служат причиной их гибели.

Для сознания современного русского человека, в память которого с раннего детства заложены стереотипные представления о феноменах русской культуры в целом и литературы в частности, вследствие чего он не способен объективно судить о самих этих феноменах, утрата историко-культурной принадлежности во всей ее многоаспектности представляется если не наилучшим, то наипростейшим выходом из ситуации. «Сахарный Кремль» демонстрирует в наиболее чистом виде результаты отказа от бремени принадлежности к органически развивающемуся культурному пространству и вступление в новое, созданное на базе примитивного осмысления наиболее популярных элементов русской культуры: «А что, в русской жизни мало архаического?.. Я думаю, что в России вполне бы ужились высокие технологии и телесные наказания на площадях» [6].

Автор фигурирует в «Сахарном Кремле» в двух формах, представленных двумя различными уровнями повествования, образующими в совокупности специфическую празднично-лубочную художественную модель действительно-

сти и обуславливающую широкое использование комического в различных его формах: пародия, ирония, карикатура, сатира. Здесь уместно сравнение со спецификой субъектной организации произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина, выражающейся в сознательном переходе автора от одной формы своего присутствия в тексте к другой. Щедрин одним из первых заостряет внимание на двойственной природе автора в сатирическом повествовании, на его отличии от традиционного образа автора в литературном произведении. Смысл этой двойственности сводится к тому, что автор-созидатель наполняет художественную модель действительности собственным бытием, а автор-резонер фигурирует вне этой модели, анализируя ее и делая произведение идейно целостным. Путем акцентирования форм авторского присутствия в тексте Щедрин достигает необычайной выразительности и яркости художественных образов. Двойственность образа автора сатирического повествования, введенная Щедриным, наделяет произведение подлинной бытийностью, что невозможно при сохранении за автором лишь функции резонера. В «Сахарном Кремле» использован схожий тип субъектной организации. Закрепление за автором одной основной функции (резонера или созидателя) даже при наличии второй функции в редуцированном виде, сводило бы произведение к памфлету в форме грубой фантастики и стилизации. Поэтому образ автора в «Сахарном Кремле» соединяет в себе обе функции, и при этом теряет какую бы то ни было индивидуальность, перестает соотноситься с личностью в целом. Здесь важно не столько совмещение функций как таковое, но их изолирование, присутствие в абсолютном виде. Важная особенность «Сахарного Кремля», напрямую связанная с заключается в совмещении двух функций автора в одном образе, зыбком и перманентно изменяющимся. Образ автора у Сорокина - не неподвижный в своей завершенности элемент, его состояния сменяют друг друга с настолько высокой частотой, что создается ощущение присутствия-неприсутствия предельно двойственного в своей культурной, половой, эстетической ипостасях образа автора. По сути, это новый этап развития авторской двойственности, осмысленной в отношении

произведений с четкой пафосной и идеологической канвой М.Е. Салтыковым-Щедриным.

Таким образом, в романе В. Сорокина «Сахарный Кремль» нашли отражение особенности пространственно-временной и субъектной организации произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мы продемонстрировали как отражены наиболее общие элементы произведений классика в современном художественном тексте. На более общем, категориальном уровне совокупность этих элементов будет образовывать жанр. Особенность романа Сорокина, как и ряда других произведений 2000-х годов на общественно-политическую тему заключается в избегании прямого заимствования жанровых форм, а использовании схожих принципов организации текста.

Библиографический список

1. Бахтин, М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве [Текст] // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. Бахтин. - М.: «Художественная литература», 1975. - 504 с.

2. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика [Текст] / А. Веселовский. - М.: «Академия», 2000. - 485 с.

3. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. [Текст] / А. Камю - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

4. Сорокин, В. Сахарный Кремль (роман) [Текст] / В. Сорокин - М.: АСТ Астрель, 2008. - 349 с.

5. Щедрин, Н. (М.Е. Салтыков) о литературе (сборник критических статей и публикаций). Сост. В.Я. Кирпотин [Текст] / М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. - 699 с.

Список интернет страниц и журналов

6. Сорокин, В. (Интервью) / В. Сорокин. http://sorokin-news.livejournal.com/45349.html

7. Фишман, Л. В системе "двойной антиутопии" / Л. Фишман // «Дружба народов» 2008. - №3. - С. 48-54.

Bibliography

1. Bakhtin, М.М. The Problem of Contents, Material and Form in Verbal Art [Text] // Questions of Literature and Aesthetics / М.М. Bakhtin. - М.: « Literature », 1975. - 504 p.

2. Kamu, А. Riot Man. Philosophy. Politics. Art: Trans. from Fren. [Text] / А. Kamu -М.: Politizdat, 1990. - 415 p.

3. Shchedrin, N. ^^.Saltykov) About Literature (Collection of Critical Articles and Publications). Comp. by V.Ya. ^potm [Text] / М.: State Literature Publishing House, 1952. - 699 p.

4. Sorokin, V. The Sugar Kremlin [Text] / V. Sorokin. - М.: АSТ Аstrel, 2008. - 349 p.

5. Veselovsky, А.К Historical Poetics [Text] / А.К Veselovsky. - М.: «Аcademia», 2000. -485 p.

List of E-Pages and Magazines

6. Fishman, L. In the System of "Double Anti-utopia" / L. Fishman // «People’s Friendship». - 2008. - №3. - P. 48-54.

7. Sorokin, V. (Interview) [Electronic Resource] / V. Sorokin. - Access Mode: http://sorokin-news.livejournal.com/45349.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.