Экосистемы. 2016. Вып. 6. С. 3-7
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
УДК 712. 13:378.6-047.37
ТРАДИЦИИ КАФЕДРЫ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И САДОВО-ПАРКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОГО ЛЕСО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЗЕЛЕНЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Фролова А. В., Леонова В. А
Мытищинский филиал Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, Москва, [email protected], [email protected]
Статья посвящена истории возникновения направления ландшафтной архитектуры в мире, нашей стране и развитию московской школы на базе кафедры озеленения городов и населенных мест Московского лесотехнического института. Кратко описываются заслуги двух поколений профессорско-преподавательского состава.
Ключевые слова: ландшафтная архитектура, ландшафтный архитектор, архитектурно-планировочные приемы, методика, нормативы, профессиональные кадры.
ВВЕДЕНИЕ
Ландшафтная архитектура как академическая дисциплина является относительно молодой. Первая специализированная школа для проектировщиков парков была создана в Германии ландшафтным архитектором Питером Йозефом Ленне недалеко от Берлина, в 1824 году.
Впервые ландшафтная архитектура как область науки и профессиональной практики была названа так американским архитектором урбанистом Олмстетом в 1863 году, фактически это можно считать переходом от декоративного садоводства к работе по формированию ландшафта с учетом потребностей человека. В США первые программы профессионального обучения ландшафтных архитекторов были разработаны в Гарвардском Университете в 1899 году, а в Европе первая университетская программа, дающая возможность получить профессиональную степень и звание ландшафтного архитектора, появилась только в 1919 году в Норвегии.
Несмотря на то, что в России велись работы по озеленению городов, профессия -ландшафтной архитектуры не была самостоятельной до 2001 года.. Первые парки, скверы и бульвары проектировали архитекторы (Коржев, Прохорова, 1940). Однако, после Второй мировой войны, когда в стране возникла острая проблема озеленения разрушенных городов и восстановления исторических ландшафтов в высшей школе появилась новая специальность «Инженер зеленого строительства». Для более качественной подготовки специалистов в области зеленого строительства открыты первые факультеты озеленения городов в Ленинградской лесотехнической академии имени С. М. Кирова (1945 год) с приемом 50 человек и Московском лесотехническом институте (Приказ МинВуза СССР от 22.09.1948 г. №1399) с приемом 30 человек. Эти два факультета готовили специалистов для всего Советского Союза.
На базе этих факультетов в дальнейшем сформировалась советская школа озеленения и ландшафтной архитектуры. Позднее в Московском архитектурном институте была открыта кафедра ландшафтной архитектуры, которая давала архитекторам специализацию в данной области.
Основатели школ ландшафтной архитектуры в нашей стране - это Татьяна Борисовна Дубяго (Ленинградская академия художеств, Ленинградская лесотехническая академия); Любовь Сергеевна Залесская (Московский архитектурный институт) и Софья Николаевна Палентреер (Московский лесотехничевский институт). Их работы (Дубяго, 1963; Палентреер, 1978, 1963, 1963 а; Залесская, 1957, 1963, 1964) положили начало ландшафтной
2016 Ekosistemy, 6: 3-7
Published by Federal state autonomous éducation institution of higher éducation "V.I. Vernadsky Crimean Federal University"
архитектуры в нашей стране. Они - три столпа нашей советской школы ландшафтного проектирования. Это были специалисты высокой профессиональной культуры талантливые педагоги, которые вырастили не одно поколение инженеров садово-паркового строительства, ландшафтных архитекторов. Каждая из них была незаурядной личностью, но все они по-своему выполняли одну миссию - хранить, приумножать и передавать багаж знаний по классическому наследию мирового ландшафтного искусства.
В послевоенный период сформировалась плеяда молодых мастеров, которая объединяла специалистов разного профиля - архитекторов, растениеводов, инженеров-лесоводов, искусствоведов, стремящихся синтезировать в своем творчестве весь комплекс задач этой сложной отрасли. В учебных заведениях постепенно складывались педагогические школы, которые разрабатывали свои направления.
Все мы, современные специалисты по ландшафтной архитектуре - «птенцы» из этого гнезда. Шли годы, десятилетия, в течение которых три школы ландшафтных архитекторов развивались самостоятельно. За время советской власти специалистами из Ленинграда, Москвы, Киева, Минска, Львова, Тбилиси и Прибалтики разработаны нормативы озеленения и благоустройства городов страны.
В формировании ландшафтной школы Московского лесотехнического института (МЛТИ) основополагающую роль сыграла Софья Николаевна Палентреер, которая посвятила себя сохранению памяти о старинных парках. В те годы часто новые парки культуры и отдыха (ПКиО) «сажали» на исторически сложившие усадебные сады и парки: на месте Сокольников возник парк им. А. С. Бубнова; вместо Измайлово, родовой вотчины Романовых - ПКиО им. Сталина; вместо «увеселительного сада» Шереметьева в Останкино - ПКиО им. Ф. Э. Дзержинского; вместо уникального террасированного ботанического сада П. Демидова в Нескучном саду - Зеленый театр ЦПКиО им. А. М. Горького. Революционная идеология уничтожала наше историческое наследие: культуру, садово-парковое искусство, ландшафты и вытесняла память о культурных кодах многих поколений.
С. Н. Палентреер, была одной из немногих, кто в той обстановке взяла на себя труд по сохранению памяти о мировой и отечественной культуре. Она в числе первых начала паспортизацию русских усадебных парков и их систематическое изучение (Вороново, Михайловское, Ярополец и др.). На основании архивных изысканий и натурных обмеров она дала глубокий анализ парковых композиций, систематизированный в научных трудах по теории ландшафтного искусства. Свои знания С. Н. Палентреер отдавала своим ученикам, которые использовали их в практике проектирования, часто не задумываясь об их авторе, потому что воспринимали их как само собой разумеющиеся (Фурсова, 1994) .
Вокруг С. Н. Палентреер царила атмосфера, сконцентрировавшая дух и мысль на ландшафтном искусстве как важнейшем деле жизни. Рядом с ней ученики копили знания, оттачивали способность видения, анализа, обобщения. Они шли сначала следом «в поводу», а затем самостоятельно, делясь радостью поисков и находок. Дальше все собирались на секции ландшафтной архитектуры под руководством Л. С. Залесской под гостеприимным кровом Дома архитектора. В итоге из разных выпусков МЛТИ сложилось целое поколение коллег, заложивших основы отечественной реставрации и ей себя посвятивших: В. А. Агальцова (Агальцова, 2008), А. Семенова, Д. Демидова, Я. Янович, Л. Виноградова, И. Хелвас, Н. А. Филиппова, Е. А. Семенова-Прозоровская и др.
Второе поколение педагогов МЛТИ, которые продолжили дело С. Н. Палентреер были Л. М. Фурсова, Т. А. Соколова и В. С. Теодоронский. Во второй половине ХХ века под их руководством разработана образовательная программа подготовки инженеров и сформированы научные подходы к исследованию объектов ландшафтной архитектуры, из которых сложились основные научные направления работы кафедры на последующие годы:
• Проектные исследования объектов ландшафтной архитектуры и произведений садово-паркового искусства. В основе работы по данному направлению лежит детальное изучение ландшафта, для чего созданы уникальные методики исследования.
Традиции кафедры ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства Московского лесотехнического института в области исследования озеленения населенных пунктов
• Совершенствование архитектурно-планировочных и ландшафтных приемов создания объектов ландшафтной архитектуры и реконструкции насаждений объектов различного функционального назначения; приемов формирования городских лесов и лесопарков.
• Исследование и разработка агроприемов возделывания декоративных культур; методы и средства пересадки растений из питомников на объекты в течение всего года; методы размножения и выращивания декоративных растений различных культур.
Большой вклад в разработку «Основ советского градостроительства» внес кандидат архитектуры заведующий кафедры озеленения (1958-1967 гг.) Н. С. Смирнов (Смирнов, 1967). Он впервые ввел такие понятия, как абсолютная величина озеленения и уровень озеленения; а также положения, позволяющие судить о стоимости создания и содержания, санитарно-гигиенической эффективности ландшафтных объектов. Были заложены принципы комплексного озеленения городов и поселков, основанные на непрерывности и взаимосвязанности всех структурных элементов системы озеленения. Были разработаны рекомендации по озеленению улиц различного назначения в зависимости от этажности застройки, интенсивности движения транспорта, наличия коммуникаций и сооружений, защиты от ветра.
В 1960-1970-е годы на кафедре были проведены исследования, касающиеся повышения степени комфортности пребывания человека на спортивных площадках, больничных комплексах, в лесопарках. Определенный вклад в разработку этих вопросов внесли сотрудники кафедры: Л. Н. Николаева (1969-1972), Н. А. Филиппова (1970); И. П. Муравьева (1984-1988). На основании их разработок были созданы рекомендации по рациональному размещению озеленения вокруг спортивных площадок.
И. П. Муравьевой (1985) были изучены показатели комфортности среды отдыха в лесных насаждениях парков и разработана методика оценки комфортности насаждений для целей рекреации.
Л. М. Фурсовой (1977-1981 гг.) были выявлены особенности и тенденции развития отдыха и его форм в лесопарках; разработаны принципы оценки и анализа территории, ценности насаждений и разработана методика предпроектного анализа обследования лесных территорий. В результате работ Л. М. Фурсова сформулировала теоретические положения ландшафтного искусства, касающиеся пейзажного разнообразия объектов ландшафтной архитектуры, классификации и систематизации типов пространственных структур садово-паркового ландшафта (Теодоронский, 1989). Людмила Михайловна - автор известных по всей стране учебных пособий (монографий и в соавторстве) по садово - парковому искусству и ландшафтному проектированию, которые являются теоретической базой и основой педагогической школы нашего учебного заведения (Боговая, Фурсова, 1988; Фурсова, 2016; Фурсова и др., 2016).
В 1970-е годы под руководством Владимира Сергеевича Теодоронского были проведены исследования по сезонности озеленительных работ в озеленении и разработана новая технология пересадок саженцев деревьев и кустарников из питомников на объекты озеленения в течение всего вегетационного периода. Им написано большое количество учебных пособий (монографий и в соавторстве) по ландшафтной архитектуре, по технологиям создания конструктивных элементов объектов озеленения (Боговая, Теодоронский, 1990; Теодоронский, 1978; Теодоронский и др., 2006; Сокольская, Теодоронский, 2015; Теодоронский, Боговая, 2016; Теодоронский и др. 2016). Учебные пособия, созданные им, включают всю нормативную базу, разработанную в нашей стране по садово-парковому и ландшафтному строительству, они являются базовыми всего учебного процесса страны по направлению «Ландшафтная архитектура».
Татьяна Александровна Соколова руководила работами (1966-1984 гг.) по исследованию пересадок древесных растений в весенне-летне-осенний период и систематизировала информацию по выращиванию древесного посадочного материала в декоративных питомниках. Она также занималась исследованиями по размножению и
методам выращивания травянистых культур в закрытом и открытом грунте и впервые применила основы цветоведения в цветочном оформлении. Т. А. Соколова принимала участие в качестве автора и соавтора в создании ряда учебных пособий по выращиванию древесных растений в питомниках, выращиванию травянистых растений в открытом и закрытом грунте, по использованию принципов цветоведения в цветочном оформлении (Никитинский, Соколова, 1990; Соколова, Висящева, 1991; Соколова, 2012; Соколова, Бочкова, 2006; Соколова и др., 2007; Соколова и др., 2014). Последнее направление в настоящее время получило большое признание и широкое распространение по всей стране.
В конце 1970-х - начале 1980-х годов И. А. Кабаева, Т. А. Соколова и А. Н. Смирнов разрабатывали вопросы реконструкции насаждений в микрорайонах жилой застройки. Ими была создана методика предпроектной оценки объекта реконструкции и методика инвентаризационной оценки насаждений, включающая обследование растительности; составление рабочего плана с привязкой посадочных мест, показом ценных растений с составлением посадочных ведомостей и рекомендациями по использованию при реконструкции (Теодоронский, 1991). Данная методика получила широко распространение при инвентаризации ландшафтных объектов Московского региона.
В конце 1990-х годов коллектив кафедры под руководством В. С. Теодоронского принимал участие в реализации программы мониторинга состояния зеленых насаждений города Москвы. Методическая работа по разработке шкал оценки состояния и декоративности деревьев и кустарников легла в основу натурного обследования насаждений по всему городу. Собранная база данных из нескольких десятков тысяч растений на объектах города позволила сделать выводы о проблемах в озеленении.
Сегодня кафедра готовит бакалавров и магистров по направлению «Ландшафтная архитектура». Образовательные программы включают не только ставшие классическими дисциплины учебного плана: геодезия, ландшафтное искусство, градостроительство с основами архитектуры, декоративная дендрология, архитектурная графика и композиция, ландшафтное проектирование, но и научно-исследовательскую работу. В процессе обучения студенты знакомятся с методиками проектных исследований, разработанными на кафедре в разные годы, что позволяет раскрыть многообразие ландшафтной архитектуры как области искусства и культуры, научить вдумчивому подходу к проектированию. В выпускной квалификационной работе бакалавров и магистерской диссертации обязательным разделом является научно-исследовательская часть.
Студенты и аспиранты кафедры изучают и проводят исследования современных проблем ландшафтной архитектуры, таких как улучшение качества городской среды средствами ландшафтного проектирования; экологические принципы создания и содержания объектов ландшафтной архитектуры; организация и восстановление рекреационных территорий; приспособление исторических садов объектов культурного наследия к современному использованию; колористика и цветочное оформление городского ландшафта; подбор перспективного ассортимента древесно-кустарниковых растений для объектов ландшафтной архитектуры и другие.
Ландшафтная архитектура в России это современная активно развивающаяся индустрия, включающая в себя различные виды деятельности, нуждается в полноценных профессиональных кадрах подготовленных высшей школой по современным образовательным стандартам в соответствии с международными требованиями.
Образовательные программы по ландшафтной архитектуре стремятся отразить цели и идеи Европейской Ландшафтной Конвенции о необходимости создания динамичных, перспективных, ориентированных на человека подходов к созданию комфортной окружающей среды путём проектирования ландшафтов. И сегодня при работе с любыми ландшафтами нашей страны невозможно обойтись без профессиональной информации, созданной и накопленной московской школой ландшафтной архитектуры на базе нашей кафедры и нашего учебного заведения. Мы гордимся этим и достойно продолжаем дело наших учителей.
Традиции кафедры ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства Московского лесо-технического института в области исследования озеленения населенных пунктов
Список литературы
Агальцова В. А. Основы лесопаркового хозяйства: учебник. - М.: ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2008. - 213 с. Боговая И. О., Теодоронский В.С. Озеленение населенных мест. - М.: Агропромиздат, 1990. - 239 с. Боговая И. О., Фурсова Л. М. Ландшафтное искусство. - М.: Агропромиздат, 1988. - 223 с. Дубяго Т. Б. Русские регулярные сады и парки. - Л.: Гос. изд. Литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963. - 342 с.
Залесская Л. С. Курс ландшафтной архитектуры. - М.: Стройиздат, 1964. - 184 с.
Залесская Л. С. Ландшафтное проектирование за рубежом. - Ландшафтная архитектура. - М.: Гос. изд. Литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963. - С. 82-103.
Залесская Л. С., Александрова В. Д. Озеленение городов. - В кн.: «Справочник архитектора». - Т. 3, полутома 1 и 2. - М., 1957. 248 С.
Коржев М. П., Прохорова М. И. Архитектура парков СССР. - М.: Гос. Архитектурное изд. Академии Архитектуры СССР, 1940. - 140 с.
Фурсова Л. М., Разумовский Ю. В., Теодоронский В. С. Ландшафтное проектирование. - М.: «Форум», 2014., 2016. - 124 с.
Никитинский Ю. И., Соколова Т. А. Декоративное древоводство. - М.: Агропромиздат, 1990. - 156 с. Палентреер С. Н. Ландшафтное искусство (построение пейзажей в парках и лесопарках). - М.: Росвузиздат, 1963. - 134 с.
Палентреер С. Н. Построение пейзажей полян в сб. статей Ландшафтная архитектура. - М.: Гос. изд. Литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963 а. - С. 155-165. Палентреер С. Н. Садово-парковое искусство. - 1978. - Вып. 1, 2. - 124 с.
Смирнов Н. С. Основы советского градостроительства. Т. 2. Планировка и застройка промышленных районов. Планировка и застройка жилых районов. Культурно-бытовое обслуживание населения. Озеленение городов. - М.: Стройиздат, 1967. - 343 с.
Соколова Т. А. Декоративное растениеводство. Древоводство. - М.: Издательский центр «Академия», 2004, 2007, 2008, 2010, 2012. - 352 с.
Соколова Т. А., Бобылева О. Н., Бочкова И. Ю. Цветочное оформление с основами цветоведения.
- М.: ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2011, 2013, 2014. - 108 с.
Соколова Т. А., Бочкова И. Ю. Декоративное растениеводство. Цветоводство.- Москва: Академия, 2006.
- 427 с.
Соколова Т. А., Бочкова И. Ю., Бобылева О. Н. Цвет в ландшафтном дизайне. - М.: ЗАО «Фитон+», 2007.
- 128 с.
Соколова Т. А., Висящева Л. В. Промышленное цветоводство. - М.: Агропромиздат, 1991. - 240 с. Сокольская О. Б., Теодоронский В. С. Специализированные объекты ландшафтной архитектуры. Проектирование. Строительство. Содержание. - М. - СПб. - Краснодар: Лань, 2015. - 708 с.
Теодоронский В. С. Некоторые направления и пути развития ландшафтной архитектуры и садово-паркового хозяйства (к 40-летию кафедры) // Сб. науч. тр. МЛТИ. - 1989. - Вып. 211. - С. 79-83.
Теодоронский В. С. О научно-исследовательской и педагогической деятельности кафедры садово-паркового строительства в области ландшафтной архитектуры // Сб. науч. тр. МЛТИ. - 1991. - Вып. 246. -С. 19-27.
Теодоронский В. С. Садово-парковое строительство и хозяйство. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1978. -
224 с.
Теодоронский В. С., Сабо Е. Д., Фролова В. А. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - 352 с.
Теодоронский В.С., Боговая И.О. Ландшафтная архитектура с основами проектирования. - М., Форум, 2016, - 304 с.
Теодоронский В. С., Горбатова В. И., Горбатов В. И. Озеленение городов с основами градостроительства. -М.: Академия, 2016. - 128 с.
Фурсова Л. М., История садово-паркового искусства. Древний мир и Восточное Средневековье. -М.: Форум, 2016. - 165 с.
Фурсова Л. М. Феномен старшего поколения ландшафтных архитекторов // Сб. науч. тр. МГУЛ. - 1994. -Вып. 262. - С. 5-9.
Frolova V.A., Leonova V.A. The tradition of the moscow pedagogical school of the department of landscape architecture and landscape construction in the field of gardening of settlements // Ekosystemy. 2016. Iss. 6 (36). P. 3-7.
The article is devoted to the history of the areas of landscape architecture in the world, our country and the development of the Moscow school at the Department of greening cities and settlements of the Moscow Forestry Engineering Institute. Briefly describe the merits of the two generations of the teaching staff.
Keywords: landscape architecture, landscape architect, architectural and planning techniques, methods, standards, professional staff.
Поступила в редакцию 05.10.2016 г.