Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ ИСИХАЗМА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА'

ТРАДИЦИИ ИСИХАЗМА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Традиции исихазма / русская философия / история философии / Traditions of Hesychasm / Russian philosophy / history of philosophy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ягубова Л.А.

Актуальность темы исследования и степень изученности проблемы. Актуальность проблемы изучения идейных истоков русской религиозной философии первой половины XX века обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, обращение к анализу ее теоретических истоков позволяет аргументированно и на конкретном материале решать один из важнейших историко-философских вопросов об определении статуса русской религиозной философии в мировой философской мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF HESYCHASM IN RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY OF THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY

The relevance of the research topic and the degree of study of the problem. The relevance of the problem of studying the ideological origins of Russian religious philosophy in the first half of the XX century is due to several reasons. First of all, the appeal to the analysis of its theoretical sources allows to solve one of the most important historical and philosophical questions about the status of Russian religious philosophy in the world philosophical thought in a reasoned and concrete way.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ ИСИХАЗМА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»

УДК 159.9

Ягубова Л. А. студентка 4 курса Филиал ДГУ в городе Кизляр Научные руководства: к.п.н. доц. Абдулаева И. А.

Yagubowa Luiza the Arslanbekowna 4rd year student The DSU branch in the city of Kizlyar Scientific guides to. P. N. Doc. Abdulaeva I. A.

ТРАДИЦИИ ИСИХАЗМА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА Аннотация. Актуальность темы исследования и степень изученности проблемы. Актуальность проблемы изучения идейных истоков русской религиозной философии первой половины XX века обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, обращение к анализу ее теоретических истоков позволяет аргументированно и на конкретном материале решать один из важнейших историко-философских вопросов об определении статуса русской религиозной философии в мировой философской мысли.

Ключевые слова. Традиции исихазма, русская философия, история философии.

TRADITIONS OF HESYCHASM IN RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY OF THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY Annotation. The relevance of the research topic and the degree of study of the problem. The relevance of the problem of studying the ideological origins of Russian religious philosophy in the first half of the XX century is due to several reasons. First of all, the appeal to the analysis of its theoretical sources allows to solve one of the most important historical and philosophical questions about the status of Russian religious philosophy in the world philosophical thought in a reasoned and concrete way.

Keyword. Traditions of Hesychasm, Russian philosophy, history of philosophy.

Диапазон оценок, определяющих статус русской философии, чрезвычайно велик - от утверждений о ее вторичном, эпигонском характере по отношению к западноевропейской /особенно немецкой/ философии до определения ее как исключительной и уникальной, а потому не сопоставимой с европейской философской традицией. Общим для столь противоположных позиций является то, что решающее значение для обоснования статуса русской философии приобретает решение проблемы "Россия - Запад". Так, если Россия рассматривается как часть Европы, то статус русской философской мысли приводится в соответствие с этой установкой,- русская философияопределяется как находящаяся в русле западноевропейской философской традиции, а явления, не вписывающиеся в эту трактовку, превде всего, русская религиозная философия, рассматриваются как не философские по своей сути-1.

Осознание коренных различий России и Запада /в историческом, культурном, конфессиональном аспектах/, идеи национального мессианства, особого русского пути поровдают представления о том, что все, на этом пути создающееся, в том числе и философская мысль, обладает признаками исключительности. Исследование исихастских истоков в русской

религиозной философии первой половины XX века позволяет определить ее статус в мировом философском процессе, не впадая в идеологические крайности. Исихастскиетрадиции оказываются не менее глубокими, чем западноевропейские, и так же, как западноевропейские, органично усвоенными и переработанными в русской религиозно-философской мысли.

Исихазм /от - покой, безмолвие/ - религиозно-мистическое учение, включающее нравственно-практические установки и психосоматические приемы, направленные на достижение соединения человека с Богом /©//¿¿5 -обожание/. Исихазм представлен двумя аспектами - "практическим" и "теории». Практический" аспект исихазма известен с 1У века как особая молитвенная практика, требующая специальной духовной и физической настроенности на единение человеческого и божественного. В этом аспекте исихазм практиковался крупнейшими представителями

восточнохристианского монашества - Макарием Египетским /1У в./, Иоанном Лествичником /Ж в./, Симеоном Новым Богословом /949-1022 гг./, Григорием Синадтом /Х1У в./, которые оставили описания мистического опыта богообщения в священном безмолвии*.

Теоретическое обоснование молитвенной практики безмолвствующих было дано в трудах византийского богослова Григория Па-ламы /1296-1359 гг./, который не только обобщил и систематизировал основные аргументы практиков исихазма, но создал его богословскую и философскую апологию.

Учение Гр. Паламы создавалось в бурной полемике, развернувшейся в византийском православии вокруг практики безмолвствующих. Главным оппонентом Гр.Паламы был монах василианского ордена Варлаам Калабрийский, резко отрицательно отзывавшийся о практике исихазма. Основными тезисами в его критике исихазма были рационалистические выводы из учения псевдо-Дионисия Ареопагита о непознаваемости Бога в его бытии: Бог непостижим, а значит, представления о Боге есть лишь субъективные конструкции; никакое чувственное или интеллектуальное знание о Боге невозможно, а потому и догматика, и мистический опыт.

Можно выделить центральные положения в учении Гр.Паламы. Во-первых, учение о разных модусах бытия Бога ~ сущностном и энергийном. Согласно этому тезису, сущность Бога непознаваема и неименуема, тогда как энергия Бога, неся в себе всю божественную полноту, открыта миру и именуема светом, красотой, благодатью и множеством других определений. Эта часть учения Гр.Паламы стала богословским и философским обоснованием православного энергетизма,

раскрывающего энергийный характер связей Бога и мира. Она настолько значима для учения византийского мистика, что определение "православный

энергетизм" вполне применимо как синоним всего комплекса идей Гр.Паламы.

Следует выделить антропологические взгляды Гр.Паламы: представления о целостности духовного, душевного и телесного начал в человеке, о его предназначении к единению с Богом и динамическом характере реализации этого предназначения совместными усилиями Бога и человека /синергии/, о телесности, определяющей господствующее положение человека в мироздании, о сердце как центре психосоматической жизни и мистического богопознания.

Важнейшее значение в учении византийского исихас-та имела идея энергийных оснований богопознания, определяющих опытный путь знания.

Учение Гр.Паламы занимает столь важное место в исихазме, что "теоретический"исихазм в богословской и историко-философской литературе определяется как "паламизм", а термины "исихазм" и "паламизм" нередко используются как синонимы.

Можно выделить несколько этапов влияния исихазма на русскую историю и культуру. В XIX веке исихастская духовная традиция в России сохранялась как "оптинское православие", оказавшее влияние на культурную жизнь страны.

Эти периоды исихастского влияния на культурно-историческую судьбу России имели определенный, хотя и неоднозначный,отклик в богословской и научной литературеА, но вопрос об исихастских мо

Первыми связь русской; религиозной философии и византийского мистического учения безмолвников отметили сами представйтели отечественной религиозно-философской мысли. П.А.Флоренский подчеркивал идейное родство с православным энергетизмом имеславия, возникшего на Афоне в русских монастырях в начале нынешнего века*. Об аналогии учения о непостижимом и паламизма писал С.Л. Франк**. Существование скрытых связей у столь отдаленных по времени духовных течений как исихастское "возрождение" Х1У века и философия "серебряного века" в России отмечали богословыА. В историко-философской литературе, обращенной к изучению философского наследия в России начала XX века, среда его особенностей выделялась православная ориентация, в которую включался и исихаст-ский компонент. В современной историко-философской литературе сравнительно недавно стало конкретизироваться понятие "правосла-вность". В нем начали различать официально декларируемое и имманентно присущее, но идеологически не востребованное ни самой

Даже простое признание существования связей исихазма и русской религиозной философии в работах отечественных историков философии безусловно ценно, как бы различно не оценивалось в них иси-хастское влияние. Появились и диссертационные исследования, анализирующие

православный компонент в русской философии конца XIX - начала XX веков*.

Особый интерес представляют работы С.С.Хоружего, в творчестве которого православный энергетизм является не только объектом изучения, но и исходной позицией в построении философии си?

Таким образом, в современной историко-философской литературе проблемы философской идентификации исихазма и места исихазма в отечественном религиозночфилософском наследии только начинают рассматриваться. Нейсследованность этих вопросов, а также их значимость для определения статуса русской религиозной философии обусловливают актуальность темы исихастских истоков в философии России первой половины XX века.

Актуальность изучения проблемы влияний исихазма на русскую религиозную философию определяется также необходимостью рассмотрения ее в истории философии как целостного явления. Изучение этой проблемы позволяет выявить объединяющие русскую религиозную философию основания, придающие характер целостности, идейного единства творчеству столь своеобразных, не похожих друг на

Актуальность рассматриваемой в диссертации проблемы исихаст-ских традиций в русской религиозной философии первой половины XX века обусловлена еще и тем, что она позволяет более глубоко и основательно выявить характер связей, взаимовлияний европейской и отечественной религиозной философии. Русская религиозная философия в значительной степени испытала воздействие философских идей Запада, но она, органично соединив их с собственными религиозно-философскими основаниями, не только смогла сохранить свое своеобразие, но и оказала определенное влияние на развитие западноевропейской философии XX века, например, на экзистенциализм, французский персонализм. В ней были заложены идеи, получившие развитие в фундаментальной онтологии Хайдеггера и в "диалогическом методе" М.Бубера, О.Розенштока-Хюсси. Русская религиозная философия, стремившаяся к органичности и синтетичности в философствовании, проявилась как самобытное явление в мировом философском процессе, внося в него проблематику, восходящую к средневековому православию.

Наконец, актуальность представленной проблемы объясняется еще и тем, что ее изучение может способствовать расширению и корректировке представлений о предмете историко-философских исследований. Вопрос "философия ли русская религиозная философия?" порожден мнением, что критериями философского знания являются научность, рационализм, системность, логическая завершенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.