Научная статья на тему 'Традиции и современность: об истории создания и направлениях исследований психологической лаборатории Московского научно-исследовательского института психиатрии'

Традиции и современность: об истории создания и направлениях исследований психологической лаборатории Московского научно-исследовательского института психиатрии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
228
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ / FOUNDERS OF RUSSIAN PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коробейников Игорь Александрович, Холмогорова Алла Борисовна

Написанная к 100 летнему юбилею Московского НИИ психиатрии статья посвящена истории одного из его подразделений лаборатории психологии: ее созданию, научным направлениям, которые разрабатывались ее сотрудниками, руководителям основоположникам отечественной психологии и нелегким испытаниям, которые выпали на долю лаборатории за все время ее существования. Дана характеристика современных направлений работы лаборатории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коробейников Игорь Александрович, Холмогорова Алла Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITION AND PRESENT: HISTORY AND DIRECTIONS OF RESEARCH IN PSYCHOLOGICAL LABORATORY OF THE MOSCOW RESEARCH INSTITUTE OF PSYCHIATRY

This article has been written on the occasion of centenary of the Moscow Research Institute of Psychiatry and it deals with history of one of its units, specifically, psychological laboratory. The authors tell about origin of this laboratory, directions of research, people working there and the heads, which became the founders of Russian psychology, and also about challenges the laboratory faced in the past years. The article also tells about current directions of research in the laboratory.

Текст научной работы на тему «Традиции и современность: об истории создания и направлениях исследований психологической лаборатории Московского научно-исследовательского института психиатрии»

УДК 61(091)+616.89

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МОСКОВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ПСИХИАТРИИ

И.А. Коробейников, А.Б. Холмогорова

Московский научно-исследовательский институт психиатрии -филиал ФБГУ «НМИЦ ПН им. В. П. Сербского» Минздрава России

Психологическую лабораторию Московского НИИ психиатрии можно по праву считать колыбелью отечественной патопсихологии, неразрывно связанной с традицией культурно-исторической психологии и с именем Л.С.Выготского, труды которого сейчас, в XXI веке составляют славу и гордость отечественной психологической науки. Среди многих выдающихся результатов деятельности Л.С.Выготского - основателя культурно-исторической психологии и отечественной дефектологии - следует отметить, что в 1920-30-е годы им были определены два важных для последующего становления отечественной клинической психологии направления исследований. Это детская патопсихология, включающая нарушения развития психики в онтогенезе, и изучение нарушений психики при тяжелых психических расстройствах в зрелом возрасте - линия, получившая развитие в трудах Б.В.Зейгарник. Вот что вспоминает сама Блюма Вульфовна об этом периоде в интервью В.М.Ярошевскому: «В 1931 году я вернулась из Германии и сразу же, буквально на следующий день, стала работать с Л.С.Выготским» [9]. Молодая исследовательница, уже ставшая знаменитой благодаря своей дипломной работе по психологии памяти под руководством К.Левина, была покорена гением Л.С.Выготского и идейной близостью его системного подхода к психике, утверждающего единство аффекта и интеллекта: «В 30-е годы больше всего интересовались нарушением отдельных процессов. Мы же с Л.С.Выготским первыми заговорили об аффективной деменции, утверждая мотивационно-личностный подход к патопсихологическим явлениям. И в этом отразилось влияние левиновской школы» (там же).

Далее последовал ряд быстрых преобразований различных ведомств, типичных для советского периода. Б.В.Зейгарник вспоминает: «В Коммунистической академии им. Н.К.Крупской было отде-

ление психологии, которым ведал Н.И.Гращенков. Он пригласил Л.С.Выготского, А.Р.Лурия и меня там работать. Потом это отделение расформировалось в две клиники ВИЭМ: психиатрическую и неврологическую» (там же). В 1938 году психиатрическую клинику ВИЭМа реорганизуют, и она становится частью Центрального научно-исследовательского института психиатрии Наркомздрава РСФСР, в котором в этом же году создается лаборатория патопсихологии под руководством Блюмы Вульфовны. Так с 1938 года начинается история психологической лаборатории нашего института, в которой ниже будут выделены наиболее важные ее этапы.

Однако предыстория создания психологической лаборатории была бы неполной без упоминания имени Федора Егоровича Рыбакова (1868-1920) -создателя и первого директора Московского психоневрологического института, ныне Московского НИИ психиатрии. Ф.Е.Рыбаков ушел из жизни в 1920 году в возрасте 52 лет - в год создания института и в расцвете творческих сил. Его, так же как и Л.С.Выготского, глубоко интересовали психологические аспекты психических расстройств. Недаром он был учеником С.С.Корсакова - одного из организаторов Московского психологического общества в 1885 году и первой экспериментальной психологической лаборатории при Московском университете. В последующем эту лабораторию возглавил Ф.Е.Рыбаков, ставший автором одной из первых методических разработок в области экспериментальной психологии - уникального атласа для экспериментально-психологических исследований, изданного в 1910 году. Его вклад в развитие отечественной психиатрии и патопсихологии еще ждет своих исследователей. Нам представляется важным, что создатель и первый директор института был одновременно психиатром и психологом, заинтересованным в инте-

грации клинических и психологических исследований. Эта направленность явно сближала его с позицией Л.С.Выготского и Б.В.Зейгарник, хотя они даже не были знакомы друг с другом.

Вскоре после своего основания в 1938 году лаборатория была реорганизована, и Блюма Вульфовна продолжила свою работу в должности старшего научного сотрудника ЦНИИП вплоть до 1943 года, когда лаборатория воссоздается вновь и опять под ее руководством. Особый период в развитии психологического направления исследований Московского НИИ психиатрии (тогда ЦНИИП) представляют собой годы войны. Клиника института вместе с сотрудниками была эвакуирована в Челябинскую область в деревню Кисегач, где в 1941 году санаторий с тем же названием был преобразован в нейрохирургический госпиталь. Сюда привозили раненых с фронта с нарушениями речи, мышления, восприятия, памяти. Многие их них смогли вернуться в строй, благодаря лечению и восстановительной работе, которая проводилась психологами в рамках трудотерапии. Эту работу возглавил А.Р.Лурия -основатель важной отрасли психологической науки - нейропсихологии. Вот как он вспоминает об этом периоде: «Восстановление высших психических функций у раненых солдат превратилось также в метод исследования строения этих функций и их взаимосвязей. Принцип системного строения высших психических функций, выдвинутый еще Л.С.Выготским, был положен в основу исследований и восстановительной работы». Под руководством А.Р.Лурии в Кисегаче работало 30 человек. Среди них Б.В.Зейгарник, А.В.Запорожец, С.Я.Рубинштейн, Э.С.Бейн, О.П.Кауфман.

В 1943 году, после возвращения Б.В.Зейгарник в Москву вместе с другими специалистами - сотрудниками госпиталя, лаборатория была опять воссоздана, и Б.В.Зейгарник продолжает работать в ЦНИИ психиатрии в должности заведующего лабораторией вплоть до 1950 году - начала Павловской сессии и антисемитской компании в стране. В 1949 году она начинает читать лекции по патопсихологии в МГУ. Публикации этого времени, в основном, посвящены последствиям травм головного мозга.

Послевоенное время было тяжелым для психологической науки, которая после печально знаменитой Павловской сессии была практически заменена на теорию высшей нервной деятельности. Пострадали многие ведущие психиатры и психологи. В октябре 1951 года состоялось объединенное заседание Президиума АМН СССР и пленума Правления Всесоюзного общества невропатологов и психиатров, на котором психология была фактически запрещена, а все разработки военных лет признаны «идеологически невыдержанными». Выступая на этом заседании, А.Р.Лурия был вынужден критиковать свои ценнейшие разработки в области нейропсихологии и отрекаться от них (также как в 1930-х

годах приходилось заниматься саморазоблачениями Л.С.Выготскому и его последователям):

Вплоть до второй половины 1950-х годов не издается сколько-нибудь значимых работ по патопсихологии. В эти годы вплоть до смерти Сталина в 1953 году Блюму Вульфовну, как мог, поддерживал директор Государственного НИИ психиатрии (к этому времени слово Центральный в названии было заменено на Государственный) Д.Е.Мелехов, который высоко ценил и уважал ее.

Только в 1957 году Блюма Вульфовна была восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией и проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 года» [2].

Лаборатория становится неформальным центром научных и практических разработок, которые берутся на вооружение в различных психиатрических клиниках других городов СССР. Авторитет клинической психологии растет во многом благодаря интенсивной работе сотрудников лаборатории. Б.В.Зейгарник приходится много выступать на конференциях и семинарах для врачей и руководителей психиатрических подразделений. Закладываются основы психологической службы в психиатрии.

В эти годы в составе лаборатории работают психологи, ставшие позднее крупными учеными, авторами известных работ и создателями разных направлений патопсихологии: В.В.Николаева, Ю.Ф.Поляков. С.Я.Рубинштейн и другие. Устанавливается тесное сотрудничество с психологической лабораторией больницы №4 им. П.Б.Ганнушкина: еженедельно на базе лаборатории проводятся совместные обсуждения результатов психологического исследования больных, проводятся учебно-методические семинары для практиков, издаются сборники статей и методические пособия, организуется обучение на рабочих местах психологов из разных клиник страны. Так, в 1960 г. прошел крупный семинар с участием психологов из Владивостока, Кемерово, Кишинева и других городов. На семинаре выступали ведущие профессора психологии (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Е.В.Шорохова, Е.Д.Хомская) и психиатрии (Г.Е.Сухарева, И.Г.Равкин, Г.Я.Авруцкий, Н.Ф.Шахматов). Такие семинары с большим или меньшим масштабом проводились регулярно. Секции по патопсихологии начинают включаться в программы не только психологических, но и психиатрических съездов и конференций. Устанавливается регулярная и обширная переписка сотрудников лаборатории с практиками с периферии, включающая консультирование по конкретным вопросам, анализ психологических заключений. Кроме того, лаборатория становится базой организации практики для студентов МГУ им. М.В.Ломоносова.

В 1965 году издается 43-й том трудов НИИ психиатрии (первый был издан в 1940 году, к 20-летию института), который стал первым томом, посвя-

щенным психологическим исследованиям института: «Вопросы экспериментальной психологии» под редакцией Б.В.Зейгарник и С.Я.Рубинштейн. В нем были отражены результаты исследований лаборатории, полученные за последнее десятилетие, а в качестве авторов выступили не только психологи, но и известные клиницисты. Методологической базой проводившихся исследований стали разработки Б.В.Зейгарник, основанные на идее интеграции культурно-исторической психологии Л.С.Выготского и теории деятельности А.Н.Леонтьева. Сравнительный анализ нарушений выделенных ею аспектов психической деятельности (динамического, операционного и мотивационного) - у разных категорий больных в дальнейшем позволил выделить ряд известных патопсихологических синдромов. Материалы психологических заключений, построенных на этой основе, постепенно становятся важным дополнительным материалом для верификации клинического диагноза, уточнения прогноза заболевания, программы реабилитационных мероприятий. Это было важным достижением коллектива лаборатории, раскрывающим роль и возможности психологических исследований в психиатрии. Отличительной чертой патопсихологической диагностики московской школы клинической психологии являлся качественный анализ экспериментальных данных, получаемых на основе моделирования процесса психической деятельности больных в ходе исследования: способы и типы решений диагностических задач, характер возникающих затруднений, отношение к своим ошибкам и достижениям и т.п. В данном подходе, безусловно, просматривается традиция исследований школы К.Левина, в которой начинала свою работу Б.В.Зейгарник.

Возвращаясь к истории лаборатории экспериментальной патопсихологии, следует вспомнить, что в 1967 г. ее заведующим становится Б.М.Сегал, под руководством которого и при активном участии Ю.С.Савенко начинает разрабатываться тестологиче-ское направление психодиагностики. Предпринимаются попытки внедрения в практику таких известных инструментов психодиагностики как проективные тесты ( ТАТ Мюррея и пятна Роршаха), а также знаменитый Миннесотский многоаспектный личностный опросник (ММР1), предназначенный для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности, а также некоторые другие тесты и опросники. Ознакомление с ними проводилось на специальных семинарах для сотрудников МНИИП. Целями этой работы было обогащение методического арсенала лаборатории, а также преодоление известного дисбаланса между качественными и количественными методами в психодиагностике, важное как само по себе, так и для консолидации позиций двух отечественных школ клинической психологии -Московской и Ленинградской - в отношении использования тестов [6].

В том же году Б.В.Зейгарник уходит на должность профессора кафедры пато-и нейропсихологии (заведующий А.Р.Лурия) психологического факультета МГУ. После ее ухода в МГУ и увольнения из Института Б.М. Сегала лабораторию возглавила С.Я.Рубинштейн - ближайшая коллега и единомышленница Б.В.Зейгарник. В этот период устанавливается тесное сотрудничество с факультетом психологии МГУ: на базе лаборатории проходят обучение студенты и аспиранты, выполняются дипломные работы, кандидатские и докторские диссертации, основанные на научных традициях отечественной экспериментальной патопсихологии (Б.С.Братусь, Л.В.Бондарева, Н.К.Киященко (Н.К.Корсакова) М .М.Коченов, С .В. Лонгинова, В.В.Николаева, Ю.Ф.Поляков, С.Я.Рубинштейн, Е.Т.Соколова, Т.И.Тепеницина и другие).

В 1970 году выходит 62-ой том трудов МНИИ психиатрии, полностью посвященный проблемам патопсихологии: «Вопросы патопсихологии», в котором были опубликованы работы многих специалистов, с чьими именами связывалось в последующем развитие этой области психологического знания.

На протяжении 1970-х годов, при сохранении базовых методологических позиций, тематика научных исследований, выполняемых сотрудниками лаборатории, определяется актуальными запросами клинико-психологической и социальной практики. В частности, успешно защищаются кандидатские диссертации, направленные на решение проблем социально-трудовой адаптации разных категорий больных (Т. Н. Бояршинова, Т.С.Кабаченко, Л.Н.Поперечная, А.Б.Халфина). В этот период начинаются разработки в области дифференциальной психологической диагностики нарушений психического развития в детском возрасте (И.А.Коробейников).

Все перечисленные исследования исходно планировались и в последующем выполнялись при постоянной поддержке, консультировании и руководстве со стороны Б.В.Зейгарник и С.Я.Рубинштейн, которая, тем не менее, в 1973 году была отстранена от руководства лабораторией. На должность заведующего был назначен доктор медицинских наук В.П.Зухарь. Будучи далеким от интересов патопсихологии и выполняя свою руководящую роль сугубо номинально, он в то же время не препятствовал работе сложившегося коллектива лаборатории, фактически продолжавшего работать под руководством С.Я.Рубинштейн вплоть до 1979 года. В этом памятном году она была уволена в связи с директивой об «омоложении» кадрового состава НИИ.

В 1980 г. на основании приказа нового директора МНИИ психиатрии В.В. Ковалева лаборатория была расформирована, а ее заведующий - В.П. Зухарь, уволен. Сотрудники бывшей лаборатории были распределены по клиническим отделениям МНИИП.

Координация их работы, в рамках созданного вместо лаборатории научно-методического объединения психологов, была поручена И.А.Коробейникову. Вплоть до 1987 года основные «внешние» функции прежней лаборатории - организация производственной практики студентов психологического факультета МГУ, подготовка отзывов и рецензий на диссертационные исследования, статьи, разного рода экспертизы и пр. продолжали осуществляться в полном объеме. Во «внутреннем плане» каждый бывший сотрудник лаборатории проводил регулярные психологические исследования больных и одновременно мог включаться в профильные научные разработки своего клинического отделения.

В 1987 году лаборатория была восстановлена под руководством И.А.Коробейникова. Из прежних ее сотрудников в состав лаборатории вошла Л.С.Драгунская, защитившая в 1984 году кандидатскую диссертацию по психиатрии, посвященную нарушениям познавательной деятельности при депрессивных состояниях. Вновь пришедшие в лабораторию молодые сотрудники (А.Ч.Агаев, Ш.Д.Миндиашвили, М.В.Соколюк, А.Н.Струкова) были в основном включены (под непосредственным руководством И.А.Коробейникова) в исследования, посвященные проблемам социальной адаптации и социализации детей с легкими нарушениями психического развития. Результаты этих исследований нашли свое отражение в циклах научных публикаций и методических рекомендаций, утвержденных Минздравом РФ.

Следует отметить неоценимую поддержку этого направления исследований со стороны О.Д.Сосюкало и Г.С.Маринчевой, богатейший клинический опыт которых и широта взглядов на проблему генезиса нарушений психического развития позволяли избегать типичных ошибок, связанных с излишней психологизацией изучавшихся феноменов, и одновременно углублять представления о роли органических и социальных факторов в формировании клинической картины при легких формах психического дизонтогенеза.

Иные направления научных исследований, способных продуктивно интегрироваться в общую стратегию развития МНИИ психиатрии, сформированы не были. Создать дееспособное подразделение взамен расформированной лаборатории экспериментальной патопсихологии, научный потенциал которой складывался десятилетиями под руководством ярких и общепризнанных лидеров, в этот период времени не удалось. Стала очевидной потребность в разработке новых направлений деятельности психологической лаборатории, целостной концепции ее развития с учетом актуальных запросов и тенденций развития теории и практики клинической и социальной психиатрии.

В 1996 году И. А.Коробейников в качестве научного руководителя возглавил детское клиническое отделение МНИИ психиатрии (клинику олигоф-

рении) и определилась необходимость создания новой психологической лаборатории с обновленной стратегией ее развития.

В 1996 году директор МНИИП В.Н.Краснов и зам. директора по научной работе И.Я.Гурович по рекомендации Ю.Ф.Полякова и В.В.Николаевой в качестве заведующей лаборатории приглашают старшего научного сотрудника. Института профилактической психиатрии ЦПЗ АМН А.Б.Холмогорову - ученицу Б.В.Зейгарник, защитившую под ее руководством дипломную работу и кандидатскую диссертацию. К этому времени А.Б.Холмогоровой в изданиях ВИНИТИ был написан первый отечественный обзор международных данных по психотерапии шизофрении, который заинтересовал И.Я.Гуровича. Кроме того, А.Б.Холмогорова совместно с ее коллегой Н.Г.Гаранян накопили опыт групповой и индивидуальной психотерапии больных депрессивными, тревожными и соматоформными расстройствами, работая в первом отечественном кабинете неврозов на базе районной поликлиники, который был организован Институтом профилактической психиатрии ЦПЗ.

На встрече с руководством института А.Б.Холмогорова вместе со своей коллегой и бессменным котерапевтом Н.Г.Гаранян предложили новое название лаборатории - «лаборатория клинической психологии и психотерапии», чтобы подчеркнуть инновационную направленность ее исследовательской и практической деятельности. В этот период они совместно разрабатывали методологию исследований факторов риска и возникновения депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств. Результатом этой разработки стала многофакторная психосоциальная модель расстройств аффективного спектра, ставшая теоретической базой для многочисленных исследований лаборатории, которые с самого начала носили научно-практический характер: их целью было выделение научно обоснованных мишеней психотерапии указанных расстройств [8].

Поиск научно обоснованных методов помощи больным депрессиями и тревожными расстройствами привел к установлению контакта с Институтом когнитивной психотерапии под руководством А.Бека, который оказал неоценимую поддержку своим первым российским последовательницам. В 1996 году Н.Г.Гаранян и А.Б.Холмогоровой был подготовлен спецвыпуск Московского психотерапевтического журнала, впервые знакомящий российских специалистов с когнитивной психотерапией А.Бека. Предисловие к этому спецвыпуску написал сам А.Бек, а позднее, в 1998 году он пригласил их обеих, выделив стипендию, для обучения когнитивной терапии в свой институт в Филадельфии. Кроме того, им обеим посчастливилось получить подготовку по семейной системной психотерапии под руководством Х. Вайнер - опытного семейного психотерапевта, экс-президента Интернациональной федерации семейной психотерапии. Поэтому психо-

логическая помощь пациентам на базе лаборатории с самого начала планировалась как интегративная.

После прихода нового заведующего в 1996 году состав лаборатории был полностью обновлен -были приглашены психологи, стремившиеся работать в области психотерапии и психологического консультирования (С.В.Воликова, А.А.Долныкова, Г.А.Петрова, Т.Ю.Юдеева, несколько позднее -И.В.Никитина, О.Д.Пуговкина). Все они прошли обучение когнитивной и семейной системной психотерапии под руководством А.Б.Холмогоровой и Н.Г.Гаранян. После этого на базе лаборатории был открыт амбулаторный прием пациентов с различными психическими расстройствами. Прием проводился на основе бригадного биопсихосоциального подхода в постоянном сотрудничестве с врачами-психиатрами (Т.В.Довженко, Л.В.Ким, Д.М.Царенко), среди которых особо нужно выделить вклад Т.В.Довженко, пришедшей в лабораторию в 1997 году и ставшей активной участницей всех грантов и проектов лаборатории, а в настоящее время исполняющей обязанности руководителя лаборатории. Традиционными стали еженедельные разборы и супервизия сложных случаев с участие психологов и психиатров.

Прием пациентов на базе лаборатории и сотрудничество с другими отделениями института стали базой для проведения исследований в области психологического консультирования и психотерапии, а также выполнения различных грантов и написания кандидатских и докторских диссертаций по исследованию семейных (С.В.Воликова), личностных (Н. Г. Гаранян, Т. Ю. Юдеева) и когнитивных (О.Д.Пуговкина) факторов расстройств аффективного спектра. Важным обоснованием продуктивности интегративной модели работы стал проект, поддержанный РФФИ (2007-2010 гг.), выполненный на основе сбалансированной методологии исследований эффективности психотерапии. Итоги первых 15 лет исследований лаборатории были обобщены в фундаментальной монографии А.Б.Холмогоровой «Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра» [7].

Важным направлениям работы является также выделение факторов риска депрессивных и тревожных расстройств, а также суицидального поведения у подростков и молодежи, эта тематика была поддержана грантом РГНФ (2007-2010гг.)

Еще одним важным итогом работы лаборатории в сотрудничестве с отделом внебольничной психиатрии и организации психиатрической помощи (в тот период руководил отделом И.Я.Гурович) была разработка первой отечественной программы тренинга когнитивных и социальных навыков (ТКСН) у больных шизофренией. Программа была запатентована как изобретение, внедрена и применяется в ряде клиник России, описана в статьях и методическом пособии (А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян, А.А.Долныкова, А.Б.Шмуклер, 2008).

На базе лаборатории О.В.Рычковой была выполнена первая в России докторская диссертация по нарушению процессов социального познания при шизофрении. Исследования нарушений социального познания переросли позднее в масштабный проект «Нарушения социального познания при расстройствах аффективного и шизофренического спектров», поддержанный фондом РНФ (2013-2016 гг.), итогом которого стали три монографии и три учебных пособия.

Таким образом, в центре интересов лаборатории был широкий спектр различных психических расстройств, на ее базе проводились фундаментальные исследования, финансируемые российскими научными фондами (РФФИ, РГНФ, РНФ). Сотрудники лаборатории принимали участие в международных проектах с участием ведущих университетов и научных институтов различных стран (Фрайбургский университет, Германия; Фрибурский университет, Швейцария; Цюрихский университет, Швейцария. Университет Льежа, Франция; Национальный институт психического здоровья, США Оксфордский центр когнитивной терапии, Великобритания).

Особо следует отметить масштабный проект, совместный с Национальным институтом психического здоровья США « Выявление и лечение депрессий в первичной медицинской сети» в процессе осуществления которого членам лаборатории при поддержке Института когнитивной терапии А.Бека было переведено и подготовлено большое количество методических материалов для проведения когнитивной терапии с больными депрессиями. Проект был организован в 1997 году и координировался Московским НИИ психиатрии. Программа была реализована на уровне территориальных поликлиник Москвы, Твери, Тулы, Томска, Ярославля, Дубны. Исследование охватило более 30000 пациентов. Члены лаборатории активно участвовали в подпрограмме «Психические расстройства» федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)» и в подготовке методических рекомендаций. Общее название проекта «Оказание помощи пациентам с непсихотическими психическими расстройствами врачами первичного звена здравоохранения (на основе полипрофессионального взаимодействия различных специалистов)».

В 2000 году состоялся XIII съезд РОП, на котором сотрудниками лаборатории было организовано отдельное мероприятие, привлекшее внимание многих участников съезда. Это был круглый стол, посвященный столетию Б.В.Зейгарник. Выступали со своими воспоминаниями, словами уважения и благодарности сотрудники МНИИ психиатрии, МГУ им.М.В.Ломоносова и других учреждений, близко знавшие Б.В.Зейгарник. Среди них: М.Е.Бурно, О.П.Вертоградова, Б.Д.Карвасарский, В.В.Николаева, Ю.Ф.Поляков, Ю.С.Савенко, А.Б.Холмогорова.

Начиная с 2000-го года и на протяжении почти 10 лет, на базе лаборатории под руководством А.Б.Холмогоровой и Н.Г.Гаранян ежегодно проводились тренинги по когнитивной, а также системной семейной психотерапии для психологов и врачей из Москвы и других городов России. Была написана удобная для приезжающих программа повышения квалификации «Когнитивная психотерапия депрессивных и тревожных расстройств», позволяющая им учиться в конце рабочей недели и затем выполнять ряд домашних заданий по месту проживания до следующей очной встречи на базе лаборатории.

Работу заведующей лабораторией А.Б.Холмогорова успешно совмещала с заведованием кафедрой клинической психологии и психотерапии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), а с 2013 года - с должностью декана факультета Консультативной и клинической психо-

логии МГППУ, что позволяло обеспечить практическую подготовку студентов факультета в области клинической психологии на базе Московского НИИ психиатрии, а также ПБ №4 им. П.Б.Ганнушкина.

Коллектив лаборатории в настоящее время ведет интенсивную научную работу в области изучения психологических факторов риска и хронификации психических расстройств шизофренического и аффективного спектров, разрабатываются научно обоснованные методы профилактики и программы помощи при этих расстройствах. Традиции культурно-исторической психологии, заложенные основательницей лаборатории Б.В.Зейгарник, хранятся и развиваются коллективом лаборатории. Одной из основных стратегических целей коллектива является выделение научно обоснованных мишеней психологической помощи, а также внедрение и разработка научно обоснованных методов психотерапии.

1. Ждан А.Н. К истокам экспериментальной психологии в Московском университете // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / Под ред. В.А.Барабанщикова. 2010. С. 37-41.

2. Зейгарник А.В. Блюма Вульфовна Зейгарник (попытка воспроизведения жизненного пути) // Консультативная психология и психотерапия. 2001. Том 9. № 4. С. 182-193.

3. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. М., 1982.

4. Рубинштейн С.Я. Роль Блюмы Вульфовны Зейгарник в развитии патопсихологии. Академия наук СССР. Редколлегия Психологического журнала. УДК 159.9:616.89. Труды ВИНИТИ.

5. Холмогорова А.Б. Общая патопсихология // Клиническая психология: в 4 т. Т.1. М.: Издательство «Академия», 2010.

6. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. № 1. С. 94-102.

7. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Долныкова А.А., Шмуклер А.Б. Методические рекомендации: Программа тренинга когнитивных и социальных навыков (ТКСН) у больных шизофренией. М.: ФГБУ «МНИИП», 2008. 24 с.

8. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: В поисках новой психологии. Издательство Международного фонда истории науки. СПб., 1993.

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МОСКОВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ПСИХИАТРИИ

И.А. Коробейников, А.Б. Холмогорова

Написанная к 100 летнему юбилею Московского НИИ психиатрии статья посвящена истории одного из его подразделений - лаборатории психологии: ее созданию, научным направлениям, которые разрабатывались ее сотрудниками, руководителям - основоположникам

отечественной психологии и нелегким испытаниям, которые выпали на долю лаборатории за все время ее существования. Дана характеристика современных направлений работы лаборатории.

Ключевые слова: основоположники отечественной психологии.

TRADITION AND PRESENT: HISTORY AND DIRECTIONS OF RESEARCH IN PSYCHOLOGICAL LABORATORY OF THE MOSCOW RESEARCH INSTITUTE OF PSYCHIATRY

I.A. Korobeinikov, A.B. Kholmogorova

This article has been written on the occasion of centenary of the Moscow Research Institute of Psychiatry and it deals with history of one of its units, specifically, psychological laboratory. The authors tell about origin of this laboratory, directions of research, people working there and the heads, which

became the founders of Russian psychology, and also about challenges the laboratory faced in the past years. The article also tells about current directions of research in the laboratory.

Key words: founders of Russian psychology

Коробейников Игорь Александрович - доктор психологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО

Холмогорова Алла Борисовна - доктор психологических наук, профессор, главный сотрудник лаборатории психологического консультирования и психотерапии Московского научно-исследовательского института психиатрии - филиала ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П.Сербского» Минздрава России; e-mail: psylab@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.