Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ И.С. ТУРГЕНЕВА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ПРЕССЕ О ПРИРОДЕ И ОХОТЕ КОНЦА XIX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛОВ "ПРИРОДА И ОХОТА" И "РУССКИЙ ОХОТНИК")'

ТРАДИЦИИ И.С. ТУРГЕНЕВА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ПРЕССЕ О ПРИРОДЕ И ОХОТЕ КОНЦА XIX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛОВ "ПРИРОДА И ОХОТА" И "РУССКИЙ ОХОТНИК") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
143
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛЫ "ПРИРОДА И ОХОТА" И "РУССКИЙ ОХОТНИК" / ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА / ДИАЛОГ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРАДИЦИИ И.С. ТУРГЕНЕВА / XIXВЕК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ляпина А.В.

В статье рассматриваются традиции И.С. Тургенева в специализированной прессе о природе и охоте конца XIX века. Делается вывод о том, что журнальная беллетристика актуализирует диалогическую модель взаимодействия человека и природы, столь естественную для Тургенева и его современников и столь необходимую в условиях мировоззренческого кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ляпина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF I.S. TURGENEV IN THE SPECIALIZED PRESS ABOUT THE NATURE AND HUNTING OF THE LATE XIX CENTURY (AS EXEMPLIFIED IN MAGAZINES "NATURE AND HUNTING" AND "RUSSIAN HUNTER")

The article deals with the traditions of Turgenev in the specialized press about the nature and hunting of the late XIX century. It is concluded that imaginative writing in magazines makes use of the dialogical model of interaction between man and nature, so peculiar to Turgenev and his contemporaries and necessary in the situation of the worldview crisis.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ И.С. ТУРГЕНЕВА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ПРЕССЕ О ПРИРОДЕ И ОХОТЕ КОНЦА XIX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛОВ "ПРИРОДА И ОХОТА" И "РУССКИЙ ОХОТНИК")»

УДК 070.448.3

UDC 070.448. 3

ЛЯПИНА А.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра русской и зарубежной литературы, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского E-mail: a.v.liapina@mail.ru

LYAPINA A.V.

Candidate of Pedagogy, associate professor, department of russian and foreign literature, Dostoevsky Omsk State

University, OmSU E-mail: a.v.liapina@mail.ru

ТРАДИЦИИ И.С. ТУРГЕНЕВА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПРЕССЕ О ПРИРОДЕ И ОХОТЕ КОНЦА XIX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛОВ «ПРИРОДА И ОХОТА» И «РУССКИЙ ОХОТНИК»)

TRADITIONS OF I.S. TURGENEV IN THE SPECIALIZED PRESS ABOUT THE NATURE AND HUNTING

OF THE LATE XIX CENTURY (AS EXEMPLIFIED IN MAGAZINES «NATURE AND HUNTING» AND «RUSSIAN HUNTER»)

В статье рассматриваются традиции И.С. Тургенева в специализированной прессе о природе и охоте конца XIX века. Делается вывод о том, что журнальная беллетристика актуализирует диалогическую модель взаимодействия человека и природы, столь естественную для Тургенева и его современников и столь необходимую в условиях мировоззренческого кризиса.

Ключевые слова: Журналы «Природа и охота» и «Русский охотник», человек и природа, диалог, взаимодействие, традиции И.С. Тургенева, XIXвек.

The article deals with the traditions of Turgenev in the specialized press about the nature and hunting of the late XIX century. It is concluded that imaginative writing in magazines makes use of the dialogical model of interaction between man and nature, so peculiar to Turgenev and his contemporaries and necessary in the situation of the worldview crisis.

Keywords: Magazines "Nature and Hunting" and "Russian Hunter", man and nature, dialogue, interaction, traditions of I. S. Turgenev, the XIXth Century.

Тема «Тургенев и охота» - одна из актуальных в современном отечественном тургеневедении [3, 4, 6, 8-10, 12-14, 20]. Интерес в целом обусловлен, с одной стороны, актуализацией современной гуманитарной наукой вопросов национально-культурной самобытности, нравственно-эстетического опыта взаимодействия человека с миром живой природы в условиях глобализации. С другой - вниманием к вопросам частной жизни художника, к формам бытового поведения русского человека, в которых отразились черты национального характера.

Наиболее ценными для данного исследования оказались идеи М.П. Алексеева, О.Я. Самочатовой, В.А. Ковалева, В.М. Гуминского, М.М. Одесской, А.В. Мельниковой о влиянии И.С. Тургенева, по преимуществу цикла «Записки охотника», на массовую литературу. В центре внимания ученых оказались журнальные публикации 1840-1850-х годов (В. А. Ковалев, М.П. Алексеев, О.Я. Самочатова), произведения писателей, создавших книги (М.М. Одесская, А.В. Мельникова), сатирические издания конца XIX века (М.М. Одесская).

Однако охотничьи очерки и рассказы, широко представленные на страницах отечественной специализированной научно-популярной прессы конца XIX века и несущие в своем содержании опыт взаимодействия человека с миром природы, до сих пор находятся в

маргинальном пространстве историко-литературных и историко-журналистских исследований.

М.М. Одесская справедливо замечает, что в 1880-е годы «жанр охотничьего рассказа трансформируется» [14, с. 110] и приводит в качестве аргументов антиохотничьи произведения Л.Н. Толстого («Первая ступень», 1891; «Не убий», 1910), В.М. Гаршина («Медведи», 1883), Н.С. Лескова («Зверь», 1883), А.П. Чехова («Он понял», 1883, «Петров день», 1881, «На охоте», 1884, «Драма на охоте», 1884 и др.).

Нам представляется важным проследить, сохранился ли интерес к литературной охотничьей традиции -и И.С. Тургенева в частности - в специализированных изданиях конца XIX века, что позволит осмыслить литературный процесс как непрерывный, шире и разнообразнее представить жизнь русского человека не только в социально детерминированном обществе, но и во взаимосвязях с макрокосмом, с миром живой природы.

Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: журналы природы и охоты, издательский бум которых пришелся на 1880-е годы, заимствуют у Тургенева философско-эстетические идеи, опыт освоения природного мира и изучения многообразных процессов русской жизни, представленный на страницах его литературно-критического, автодокументального наследия. Заимствования не являются случайным фактом. В условиях трансформации национальной

© Ляпина А.В. © Lyapina A.V.

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

жизни и поиска человеком стабильных оснований для своего бытия, в период хищнического истребления природы, тургеневское понимание охоты как естественной склонности натуры русского человека, как процесса, в котором взаимодействие охотника с природой осуществляется на основе равенства и взаимозависимости, - оказалось востребованным журнальной беллетристикой второй половины XIX века.

В данном исследовании под беллетристикой понимается литература в ее массовых образцах, небольшое повествовательное прозаическое произведение, связанное с социальной средой, в которой формируется, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде и т.п., но не наделенное ярко выраженной художественной оригинальностью; по своей проблематике отвечает запросам времени и той среды, в которой бытует, является продуктом определенной эпохи, в лучших своих вариантах подражает классическим образцам на уровне темы, проблемы, мотивов, стилистических особенностей [5,11,21].

Цель статьи - рассмотреть особенности рецепции тургеневского опыта взаимодействия человека и природы в журнальной прозе охотничьей тематики конца XIX века.

Материал исследования - художественно-публицистический отдел журналов «Природа и охота» за 1891-1892 гг. и «Русский охотник» за 1892 год. Проблемно-тематическая палитра рассмотренных произведений не является исключительной, скорее - типичной, так как с изданиями сотрудничали на постоянной основе (особенно с журналом «Природа и охота») на протяжении ряда лет одни и те же авторы. Было исследовано более 50 текстов; общий объем составил 60 номеров.

В ежемесячном популярном иллюстрированном журнале «Природа и охота» (1878-1912), издаваемом органом императорского общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты, публиковались известные писатели-охотники, в большинстве своем выходцы из дворянских родов: Д.А. Вилинский (коллежский асессор, писатель, мемуарист, младший брат писательницы Марко Вовчок, троюродный брат критика Д.И. Писарева), А.А. Черкасов (охотовед, горный инженер, в разные периоды - городской голова Барнаула, Екатеринбурга), А.Н. Левашов (судебный чиновник), В. М. Сысоев (судебный пристав), А. Н. Ламовский (общественный деятель, кинолог, математик, педагог) и другие. В 1883 г. здесь печатает свой рассказ «Он понял!» молодой А.П. Чехов.

В еженедельном иллюстрированном журнале «Русский охотник» (1890-1895) органа отделения охоты при императорском обществе акклиматизации животных и растений широко представлена жанровая палитра опубликованных материалов (случай, очерк с натуры, сцена-монолог, картина с натуры, эскиз, картинки, быль, этюд), что вполне соответствует характеру литературного процесса конца XIX века. Именно в это

время господствуют малые эпические формы, активизируется жанровое взаимодействие различных тенденций, литература обогащается новыми жанрами и жанровыми формами.

В журнале печатались художественные произведения педагога-подвижника И.В. Попова, художника Н.К. Рериха, детской писательницы М.В. Киселевой, научно-познавательные заметки и очерки биолога, ученого Московского университета Н.М. Кулагина, заводчика, эксперта по русским гончим, теоретика истории гончих Н.П. Кишенского, А.М. Ламовского, Д.А. Вилинского и др.

Многие рассказы опубликованы без указания автора («Рассказы Игната Макарова», «Ночь на «Ивана Купалу», «Первый вальдшнеп», «Случаи из охотничьей практики», «Весна на берегах Дона»). Участники охоты вспоминают наиболее яркие события, делятся своими переживаниями, ощущениями и впечатлениями о проведенном времени и о людях, с которыми они охотились.

Представленный в статье эмпирический материал является новым и оригинальным в аспекте обозначенной проблемы.

Охота, как известно, занимает важное место в культуре русского народа: это одна из форм русского быта и бытового поведения, под знаком которой прошел весь XIX век в повседневности, искусстве и литературе. Однако этому явлению русской жизни был придан философско-эстетический, социально-этический смысл в масштабе общенациональных проблем лишь в середине XIX века, в период напряженных духовных исканий русским обществом концепции национального единства, включавшей в себя «утверждение нравственного и общественного потенциала» [6, с. 52].

С.Т. Аксаков и И. С. Тургенев в пятидесятые годы опубликовали две книги об охоте: «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», 1851 год (С.Т. Аксаков) и «Записки охотника», 1852 год (И.С. Тургенев); в 1852-1853 гг. были изданы две рецензии И. С. Тургенева на произведение С.Т. Аксакова. Во всех представленных материалах аккумулированы важные идеи, определившие содержание охотничьей журнальной беллетристики и альманахов второй половины XIX века.

Человек и природа в осмыслении И.С. Тургенева

Охота способствовала обоснованию философских взглядов писателя, прежде всего связанных с его пониманием взаимоотношений человека и природы, с определением места во Вселенной, пронизанных созерцательно-медитативным, элегическим настроением. Многие убеждения писателя, как отмечают исследователи [2, 14, 17], оказались созвучны натурфилософским идеям И.В. Гете, французского мыслителя XVII века Блеза Паскаля, французского естествоиспытателя XVIII века, популяризатора науки Жоржа Луи Леклерка Бюффона. Русский писатель стремился разгадать тайны природы, постичь гармоничную сущность жизни, где «все существует для другого, в другом только достигает своего примирения или разрушения - и все

жизни сливаются в мировую жизнь, - это одна из тех «открытых» тайн, которые мы все видим и не видим» [18].

Постигая смысл природы в духе философии своих предшественников, И.С. Тургенев пишет: «Бесспорно, вся она (природа - А.Л.) составляет одно великое, стройное целое - каждая точка в ней соединена со всеми другими,- но стремление ее в то же время идет к тому, чтобы каждая именно точка, каждая отдельная единица в ней существовала исключительно для себя, почитала бы себя средоточием вселенной, обращала бы всё окружающее себе в пользу, отрицала бы его независимость, завладела бы им как своим достоянием. Для комара, который сосет вашу кровь,- вы пища, и он так же спокойно и беззазорно пользуется вами, как паук, которому он попался в сети» [18]. Автор раскрывает диалектику «всеобщего единства», «целости каждой точки» и «целости природы», утверждает равенство всех живых организмов, действия которых невольно и бессознательно направлены одновременно на созидание и разрушение. Таким образом, солидаризуясь с предшественниками, И.С. Тургенев рассматривает охоту как процесс, в котором реализуется идея равенства человека и природы. В художественной форме Тургенев выразил идею равенства всех живых творений природы в рассказе «Поездка в Полесье» (1857), в стихотворении в прозе «Природа» (1879): «Все твари - мои дети», -промолвила она, и я одинаково о них забочусь и одинаково их истребляю. Я тебе дала жизнь - я ее и отниму и дам другим, червям или людям... мне все равно» [19, т. 10, с. 164]. Осознание себя наравне с другими живыми существами давало охотнику право вступать в противоборство с себе подобными.

И. С. Тургенев часто возвышал природу, придавал ей величественные черты, обессмерчивал ее в сравнении с человеком. Размышления писателя о вечной жизни природы и о бренности человеческого существования и творений его рук мы найдем в рассказе «Мой сосед Радилов»: «Осенью вальдшнепы часто держатся в старинных липовых садах <...> Прадеды наши, при выборе места для жительства, непременно отбивали десятины две хорошей земли под фруктовый сад с липовыми аллеями. Лет через пятьдесят, много семьдесят, эти усадьбы, «дворянские гнезда», понемногу исчезали с лица земли, дома сгнивали или продавались на своз, каменные службы превращались в груды развалин <. > Одни липы по-прежнему росли себе на славу и теперь, окруженные распаханными полями, гласят нашему ветреному племени о «прежде почивших отцах и братиях» [19, т. 3, с. 50]. В представленном философско-поэтическом фрагменте тенистые липы -неизменный атрибут усадебного пространства - лишь отдаленно напоминают о когда-то существовавшем благоустроенном, гармоническом пространстве, имеющем сходство с Эдемом.

Человек и природа в журнальной беллетристике

В традициях И.С. Тургенева писатели-беллетристы осмысляют природу как мощный живой организм, во-

влекающий в свое движение и сопричастного ему человека. Герой-охотник, вступая во владения могучей природы, задумывается о своем месте во Вселенной. Природный мир, таинственный и загадочный, переполненный самыми неожиданными движениями, пугает и радует человека, заставляет его цепенеть в своем одиночестве среди «недр вековых лесов».

В очерке И. Я. Поплавского «Мои охоты с псковичами» читаем: «Какими мизерными казались сани, лошади, люди перед величием сосновых гигантов!.. Какими маленькими кажутся кое-где приютившиеся у сосен елки и кусты можжевельника!.. Глядя на этот лес, никакой разговор житейский не лезет на ум... Созерцаешь, любуешься величием бора и сознаешь свое собственное ничтожество перед природой» (Природа и охота. 1892. № 11)

Властно вступает в свои права таинственная жизнь ночной природы, перед которой беспомощен человек. «Как хорошо и радостно днем в этом могучем лесу!» Человек чувствует особенную силу, притягательность леса. Однако с наступлением «серого мрака» все в лесу принимает причудливо таинственную форму. «. Куда девалась та сила, то чувство, что заставляет бороться, преодолевать преграды... И чувствуется полнейшая мизерность человека перед могучей силой природы» (Природа и охота. 1892. № 11).

Охота давала пищу для размышления о жизни и смерти, о месте в мироздании. Человек, наслаждаясь дивной красотой природы и переживая счастливейшие моменты жизни, все же чувствует свое одиночество и ничтожество. Он начинает роптать на Провидение, сожалеет, что не одарен крыльями и не может отправиться за пернатыми, «спешащими к северу на гнездовье и пролетающими над вашей головой, не обращая на вас ни малейшего внимания... К ним в это время вы почему-то считаете необходимо-нужным присоединиться и лететь...» (Русский охотник. 1892. № 26). Даже опытному охотнику становится жутко, когда мрак мешает различать предметы, когда тишина и темно, когда деревья, как гиганты, подозрительно окружают и, угрожая, загораживают путь. Охотником овладевает тоска, охватывает чувство полного одиночества; ему становится грустно и страшно. «Кругом темно. Сзади, полный зловещей тишины и какой-то загадочной неподвижности, стоит лес, протягивая к нам свои ветви, точно костлявые, кривые руки, точно силясь достать и охватить нас. Впереди кусты, как безобразные скалы, чернея, нагромоздились на нашем пути, стараясь скрыть за своими чудовищными формами что-то таинственное, ужасное» (Русский охотник. 1892. № 36).

Погружение в мир природы рождало и самые светлые чувства, эстетизировало процесс охоты: «Проходишь целый день и счастлив, если поднимешь стайку запоздалых дроздов или полюбуешься на вскочившего вне меры напуганного русака. Тянет мучительно туда, где на каждом шагу катит беляк, где ельник, можжевельник, клюковник, букетами разлетаются тетерева, трещат куропатки» (Природа и охота.

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

1891. № 4). Автор апеллирует к «господам-охотникам», которым хорошо известны все эти чувства, какие овладевают ими в лесу среди пожелтевших деревьев, с коричневой подстилкой из опавших, мокрых от утреннего тумана листьев, в этой осенней тишине. «Все эти ожидания, волнения, усиленный стук пульса, вся эта напряженность нервов и вся прелесть этого дела» (Природа и охота. 1891. № 4). Как отмечает М.М. Одесская, «в самом процессе охоты переживается особое эстетическое наслаждение, понятное только участникам» [14, с. 17]. Иногда волнения, переживаемые охотником, даже ставятся выше любовного чувства: «Не охотник едва ли может испытывать такие сильные волнения, как те, которые дает охота. Я думаю, что даже влюбленные не бывают в таком состоянии, а всякий охотник, вероятно, сознается, что он никогда не испытывал таких волнений в присутствии женщины, как иногда на охоте» (Природа и охота. 1892. № 1).

Во второй половине XIX века, в период активного развития индустриального производства и техники, началось разрушение естественной среды обитания человека, существенно осложнились экономические связи человека с миром природы, зато укреплялись духовные. Городская среда лишала человека «спасительного крова» (термин В.Г. Щукина - А.Л.), лишала его корней, отъединяла от естественных условий жизни. В этих непростых исторических обстоятельствах охота рассматривалась как странствие, счастливое путешествие в мир природы.

«Что лучше: наслаждение или предвкушение наслаждения? <... > После месячного сидения на месте <...>, месячной варки в тоске и томлении, очутиться на свободе едущим даже не на охоту. А на целое охотничье странствие, при лучшей, задушевной, полной разнообразия и богатой душу волнующими впечатлениями охотничьей обстановке!» (Природа и охота. 1891. №3). Приведенное описание близко настроению И.С. Тургенева, когда он, находясь в Европе, делится с А. А. Фетом, соседом по имению и компаньону по охоте, своим желанием перенестись мыслию в родные «палестины» - и вообразить себя сидящим с ним «в отличной коляске и едущим на тетеревей» [15, с. 423].

Мир природы провоцирует воспоминания.

Вольная стихия природы неодолимо влечет к себе странствующего охотника, провоцируя воспоминания, рождая ностальгические чувства, обогащая его даром творчества - таким же стихийным. «Как ... лес хорош поздней осенью <...> Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются: воображение реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек», - размышляет И.С. Тургенев в

рассказе «Лес и степь» [19, т. 3, с. 358].

Для писателя охота становится своеобразным идентификатором «своего», усадебного, пространства. Воспоминания за границей о русской охоте обостряют возникшее чувство дома и скрашивают одиночество [12].

В русской традиции охота по преимуществу связывается с дворянско-усадебной и деревенской моделью поведения, является одной из форм досуговой деятельности помещика. Как известно, сельское уединение реабилитировало частную жизнь человека с ее культом простоты, естественности, тишины, гармоничного сосуществования с миром природы. Охота особым образом организовывала время и пространство, скрашивала однообразное течение дней, но что особенно важно, способствовала духовному освоению природного пространства, вдохновляла писателя-охотника.

Находясь за границей, И.С. Тургенев мечтал о возвращении домой, в родовую усадьбу. Атмосферу родовой памяти, скромную прелесть деревенской жизни ему не может заменить никакая другая культура, даже римская. Живя на краю «чужого гнезда», писатель ощущал себя заграничным русским, русским скитальцем, обреченным на бездомное существование. Автор-охотник в данном контексте употребляет орнитологические метафоры, характеризующие его внутреннее состояние: «в Париже не свил себе хоть временного гнезда» - Аксакову; «Шлет щур седой с полей чужбины/Хоть сиплый, но приветный свист» - А. Фету.

В Европе русская охота становится важным компонентом «своего» пространства, формирует сюжет о деревенской благодати, где ощущают «величие малого» и видят красоту «обыкновенного». Описывая состояние предвкушения блаженства и гармонии автор использует иную лексику («русская осень», «радость», «наши березовые рощи», «погода, какая бывает в России, разжигает и волнует», «отличная коляска», и т.п.), связанную с представлениями о доме как об укромном пространстве, благословенном месте, выполняющем защитную функцию.

Надежда о скорейшем возвращении на родину выражается через метафоры полета и «дома-гнезда», возникшие на основе внимательного изучения особенностей поведения и вокализации птицы. «Как иногда старые тетерева сходятся вместе, так и мы соберемся у Вас в Степановке - и будем тоже бормотать, как тетерева», - сообщает И.С. Тургенев в письме А. Фету из-за границы [15, с. 420]. В письме С.Т. Аксакову писатель выражает чувство радости в связи с предстоящим возвращением весной на родину («весна придет - и я полечу на родину»), где «еще жизнь молода и богата надеждами» [15, с. 344].

Тургенев, вспоминая взлет вальдшнепа в голой осиновой рощице, использует охотничьи термины, стилистически маркированную лексику, риторические вопросы и восклицания: «... Тубо!...Ну, теперь близко... фррр.ек! ек! бац!..бац!..и подлец бекас, заменивший степенного дупеля, валится, сукин сын, мгновенно, бе-

лея брюшком...!» [15, с. 420].

В журнальных публикациях охотничьи сюжеты также формируют оппозицию «настоящая-искусственная жизнь», восходящую к пространственной оппозиции «деревня - город», которая ассоциируется в сознании читателя с древнейшей универсальной оппозицией «свой - чужой». Скучной городской атмосфере (чужое пространство) противопоставляется свободня жизнь на лоне природы (свой, родной мир). «Мы подходим к лесу <... > Дивно хорошо здесь!Хотелось бы остаться тут и жить вдали от мирской суеты и городского шума» (Русский охотник. 1892. № 26).

Повествователь в рассказе А. Левашова «Бишка», сидя дома во время трехдневной вьюги, вспоминает времена юности, когда он отправлялся с друзьями охотиться в «знаменитые «Долгие кусты», когда-то имеющие статус «охотничьего эльдорадо», и сокрушается о безвозвратно исчезнувших богатых дичью лесных массивах. «Долгие Кусты - это <... > настоящие джунгли, большие пространства частого березняка, дубовые рощи <...> склоны орешника и бесконечные холмы всех видов и величин, заросшие мелким ровным, кустарни-ком.<...> Теперь, вероятно, они уже исчезли безследно» (Природа и охота. 1891. № 3).

Воспоминания охотника носят ностальгический характер, так как в памяти оживают времена молодости, часы и дни, проведенные на охоте вдали от городского шума и суеты, вдали от «забот, дрязг, от людской гадости и пошлости, в среде этой величественной, таинственной и наивной, прекрасной и могущественной, искренней и простой, при всей своей сложности, природы, в противоположность лукавой, ехидной, мутной и искусственной жизни, сложившейся в кишащих человеком населенных центрах» (Природа и охота. 1891. № 3).

Выводы

Несмотря на очевидно наметившуюся в русской литературе в 1880-х годах тенденцию к угасанию жанра охотничьего рассказа, о чем свидетельствуют антиохотничьи произведения Л.Н. Толстого, В.М. Гаршина, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, наше исследование журнальных публикаций выявило наличие преемственности тради-

ций Тургенева в охотничьей прозе конца XIX века.

Сопоставление опыта взаимодействия человека и природы, представленного в литературно-критическом, эпистолярном наследии И.С. Тургенева, с аналогичным опытом в специализированных журналах природы и охоты «Природа и охота» и «Русский охотник», популярных в конце XIX века, позволило нам выявить на страницах печати уже открытые писателем темы, идеи и настроения, но приспособленные к атмосфере своего времени.

Для писателей-охотников, в большинстве своем выходцев из аристократической среды, получивших университетское образование, природа выступает источником эстетического наслаждения, награждает охотника-«поэта в душе» (М. Пришвин) способностью ощущать таинственность и бесконечность жизни, пробуждает порывы его чувств, зовет к преображению, приближает к естественному состоянию, учит осознавать себя частицей великого целого, развивает физические качества и тренирует ум.

Мысль Тургенева-охотника о том, что человек является частицей природы, звеном, «тесно связанным с другими звеньями», оказалась вполне жизнеспособной на рубеже веков, в эпоху «сумерек», в условиях мировоззренческого кризиса и поиска человеком новых возможностей познания самого себя. Писатели, на глазах которых уходила в безвозвратное прошлое дворянская культура, актуализировали диалогическую модель взаимодействия человека и природы, столь естественную для И.С. Тургенева и его современников.

Только в диалоге могут проявлять себя любые формы жизни: человек-природа, человек-человек, человек-общество. Только близость к природе позволит познать жизнь в ее естественно природных проявлениях, увидеть «бытие тетерева глазами самого тетерева» (И.С. Тургенев).

Таким образом, полагаем, что взаимодействие с творчеством И.С. Тургенева возникает не только на уровне проблемно-тематических связей, но и на уровне общего понимания жизненных процессов.

Библиографический список

1. АлексеевМ.П. Заглавие «Записки охотника»// Тургеневский сборник. Л.: Наука, 1969. Т. V. С. 210-218.

2. Батюто А.И. Тургенев-романист // Батюто А.И. Избранные труды / отв. ред. С.А. Батюто. - СПб.: Нестор-История, 2004. - С. 315-568.

3. Большакова А.Ю. Философско-эстетическая «охота» в мире русского слова (Пушкин, Тургенев, Л. Толстой, Аксаков) // Литературная учеба. 2001. № 3. С. 170-195.

4. Гуминский В.М. «Записки охотника» и эволюция русского охотничьей прозы// Тургенев и мировая литература. Материалы международной конференции к 200-летию писателя, 17-19 октября 2018 г. М., 2018. С. 34-37.

5. Дмитровский А.Л. Беллетристика: поиск места в системе жанров журналистики// Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (66), 2015 г. С. 109-114.

6. Жилякова Э.М., ХохловаН.А. Концепт охоты в «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» С.Т. Аксакова // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 3 (23). С. 52-62.

7. Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вопросы генезиса. Л., 1980. 131 с.

8. Козубовская Г.П. Фет и Тургенев: поэзия и мифология литературного быта // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2004. № 4-2. С. 32-44.

9. Кошелев В.А. Эффект охотника в русской словесности середины XIX века // И.С. Тургенев. Новые материалы и исследования. Т. 1. / РАН Институт русской литературы (Пушкинский Дом). М.; СПб.: Альянс-Архео, 2009. Т. 1. С. 95-111.

10. ЛебедевЮ.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. М.: Просвещение, 1977. 80 с.

11. ЛотманЮ.М. Массовая литература как историко-культурная проблема//Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследо-

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

вания (1958-1993). История русской прозы. Теория литературы. СПб.: Искусство-СПб, 1997. С. 817-827. 842 с.

12. Ляпина А.В., ЧеренковаВ.В. Тема охоты в эпистолярном дискурсе И.С. Тургенева // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. 569 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru (дата обращения: 15.02.19)

13. Мельникова А. В. Охотничьи нарративы в русской литературе второй половины XIX - первой трети XX в. / А. В. Мельникова // Диалоги классиков диалоги с классикой: сб. науч. ст. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. Вып. 4. С. 61-81.

14. Одесская М.М. Русский охотничий рассказ XIX века (типология, традиции, эволюция): автореф. дис. ...канд. филол. наук. М.: 1993. 24 с.

15. Переписка И. С. Тургенева. В 2 т. Т. 1 / вступ. ст. Н. Никитиной. М.: Художественная литература, 1986. 607 с.

16. Самочатова О.Я. «Записки охотника» И.С. Тургенева и журнальная проза 1840 - первой половины 50-х годов// Тургенев и русские писатели. Научные труды. Пятый межвузовский тургеневский сборник / под науч. ред. Г. Б. Курляндской. Курск. Изд-во Курск. пед. ин-та , 1975 . С. 104-124. 186 с.

17. Трофимова Т.Б. И.С. Тургенев и Паскаль (проблема реминисценций)// Спасский вестник. 2005. № 12. С. 128-132.

18. Тургенев И.С. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» С. Аксакова (письмо к одному из издателей «Современника»). [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru>Тургенев Иван Сергеевич (дата обращения: 14.04.2018).

19. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М.: Наука, 1978-2014.

20. Филюшкина О.В. К вопросу о происхождении «Записок охотника» // Спасский вестник. 2002. № 9. С. 1-13.

21. ЧернякВ.Д., ЧернякМ. А. Беллетристика// Массовая литература в понятиях и терминах. Наука, Флинта, 2015. С. 14-17. 193 с.

References

1. AlekseevM. P. Title "Notes of the hunter" / / Turgenev collection. L.: Science, 1969. T. V. P. 210-218.

2. BatutaA. I. Turgenev-novelist // Batuta A. I. Selected works / ed. edited by S. A. Batoto. - SPb.: Nestor-History, 2004. - P. 315-568.

3. BolshakovaA. Yu. Philosophical and aesthetic "hunting" in the world of the Russian word (Pushkin, Turgenev, L. Tolstoy, Aksakov) // Literary studies. 2001. No. 3. P. 170-195.

4. Guminsky V. M. "Notes of the hunter" and evolution of Russian hunting prose// Turgenev and world literature. Proceedings of the international conference on the 200th anniversary of the writer, October 17-19, 2018. P. 34-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. DmitrovskyA. L. Fiction: search for a place in the system of genres of journalism// Scientific notes of Orel state University. No. 3 (66), 2015, Pp. 109-114.

6. ZhilyakovaE. M., KhokhlovaN. Ah. Concept of hunting in "Notes of the gun hunter of the Orenburg province" S. T. Aksakov / / Bulletin of the Tomsk state University. Philology. 2013. № 3 (23). P. 52-62.

7. Kovalev, V. A., "notes of a hunter" by Turgenev. The questions of Genesis. L., 1980. 131 PP.

8. Kozubovskaya G. p. FET and Turgenev: poetry and mythology of literary life // Bulletin of the Altai state pedagogical Academy. 2004. No. 4-2. P. 32-44.

9. Koshelev V. A. the effect of the hunter in Russian literature of the middle of the XIX century // I. S. Turgenev. New materials and research. Vol.1. / RAS Institute of Russian literature (Pushkin House). M.; SPb.: Alliance-Archaeo, 2009. Vol.1. S. 95 to 111.

10. Lebedev Yu. V. "Notes of the hunter" I. S. Turgenev. M.: Enlightenment, 1977. 80 PP.

11. Lotman Yu. M. Mass literature as a historical-cultural problem//Lotman Y. M. About Russian literature. Articles and studies (1958-1993). History of Russian prose. Theory of literature. SPb.: Art-SPb, 1997. P. 817-827. 842 p.

12. LyapinaA.V., Cherenkova V. V. the theme of hunting in the epistolary discourse of I. S. Turgenev / / Modern problems of science and education. 2014. No. 5. 569 p. [Electronic resource]. URL: http://www.science-education.ru (date accessed: 15.08.17)

13. MelnikovA.V. Hunting narratives in the Russian literature of second half XIX - first thirds of XX century / A. V. Melnikov // Dialogues classics dialogues with the classics: collection of scientific works. Ekaterinburg: Publishing house Ural. UN-TA, 2014. Issue. 4. P. 61-81.

14. OdessaM. M. Russian hunting story of the NINETEENTH century (typology, traditions, evolution): abstract. dis. ... kand. Philo. sciences'. M.: 1993. 24 PP.

15. Correspondence of I. S. Turgenev. In 2 Vol. 1 / entry. V. N. Nikitina. Moscow: Khudozhestvennaya Literatura, 1986. 607 p.

16. Samochatova O. Ya. "Notes of the hunter" I. S. Turgenev and journal prose of 1840-the first half of the 50s/ / Turgenev and Russian writers. Proceedings. The fifth interuniversity Turgenev collection / under scientific. edited by G. B. Kurland. Kursk. Publishing house of the Kursk. PED. in-TA, 1975 . P. 104-124. 186 p.

17. Trofimova T. B. I. S. Turgenev and Pascal (the problem of reminiscences)// Spassky Vestnik. 2005. No. 12. P. 128-132.

18. Turgenev I. S. "Notes gun hunter Orenburg province" S. Aksakov (letter to one of the publishers of "Contemporary"). [Electronic resource.] URL: http://az.lib.ru " Turgenev Ivan Sergeevich (date of address: 14.04.2017).

19. TurgenevI.S. Poln. sobr. soch. i pisem: V 30 t. M.: Nauka, 1978-2014.

20. Filyushkina O. V. To the question about the origin of "the notes of a hunter" // Herald of the Savior. 2002. No. 9. P. 1-13.

21. Chernyak, V. D., Chernyak, M. A. Fiction// Mass literature in concepts and terms. Science, Flint, 2015. P. 14-17. 193 p.

Список источников

1. Природа и охота. Ежемесячный иллюстрированный журнал / Под ред. Л. П. Сабанеева, Н. В. Туркина. М. 1891-1992

2. Русский охотник. Еженедельный иллюстрированный журнал / Под ред. В. П. Урусова. М. 1892.

Sources

1. Priroda i okhota. Ezhemesyachnyj illyustrirovannyj zhurnal / Pod red. L. P. Sabaneeva, N. V. Turkina. M. 1891-1992

2. Russkij okhotnik. Ezhenedel'nyj illyustrirovannyj zhurnal / Pod red. V. P. Urusova. M. 1892.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.