Е. А. ГОРБАШКО
Елена Анатольевна ГОРБАШКО - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления качеством, проректор по международным образовательным программам и проектам СПбГУЭФ.
Автор более 200 научных работ, ряд из которых опубликован во Франции, Китае, Греции. Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования.
Сфера научных интересов - управление качеством, в том числе в системе высшего образования, анализ конкурентоспособности, стратегический менеджмент.
ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЛФЭИ - СПбГУЭФ
Управление качеством - это та область науки, которая сама по себе не требует доказательств необходимости и актуальности существования и развития. Качество как понятие вечно в истории. Человечество по мере развития всегда будет интересовать качество продуктов, услуг, окружающей среды, то есть все то, что в конечном итоге определяет самое главное - качество жизни. Уроки истории подтверждают этот очевидный вывод. Ведь первым исследователем категории качества считается греческий философ Аристотель, который еще в IV в. до н.э. в своем труде «Метафизика» дал определение качества.
Как область научных исследований управление качеством стало формироваться с начала прошлого века, пройдя значительный путь эволюционного развития от исследований и практических разработок отдельных функций управления (контроля) до системного воплощения в концепции и модели, имеющие целевую ориентацию, стройную организационную структуру, четкие принципы и понятные механизмы реализации на практике. Анализируя этапы исторического развития управления качеством, следует отметить еще две характерные особенности.
Во-первых, междисциплинарность. Научные исследования в этой области уже много лет ведутся как в области экономики, так и в области техники.
Во-вторых, универсальность. Научные знания в области управления качеством применимы практически во всех сферах экономики, о чем свидетельствует, например, широкое распространение международных стандартов серии ИСО 9000.
Эти особенности оказали значительное влияние на создание и функционирование научной школы в области управления качеством в Ленинградском финансово-экономическом институте имени Н.А. Вознесенского
ГРНТИ 06.39.41 © Е. А. Горбашко, 2010
(ЛФЭИ) и впоследствии в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов (СПбГУЭФ).
Создание научной школы в области управления качеством по праву принадлежит В.Н. Войтоловскому (1930-1993) - заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору экономических наук, профессору. Успешно защищенная им в 1970 году докторская диссертация «Система управления качеством промышленной продукции (экономический аспект проблемы)» характеризовалась исключительной фундаментальностью и новизной. Особенностью данной работы, отличающей ее от работ других авторов, был, во-первых, комплексный, преимущественно синтетический (а не аналитический) характер исследования. В работе рассматривалась не только стадия собственно производства, но и сферы проектирования, продажи, обслуживания после продажи и эксплуатации продукции. Главное заключалось в том, что в диссертации исследовалась определенная совокупность экономических элементов системы. Во-вторых, анализ и исследование отдельных элементов велись в работе в контексте оценки их влияния на работоспособность системы управления качеством в целом с точки зрения совместимости отдельных ее элементов. В-третьих, в исследование неотъемлемой частью вошла методология изучения проблем организации системы. В-четвертых, автор широко использовал зарубежный опыт. При этом автор делает попытку выделить позитивные направления развития управления качеством, анализируя опыт компаний в развитых странах капитализма, и адаптировать их к условиям функционирования советских предприятий.
Следует отметить, что теоретические исследования и практические разработки В.Н. Войтоловского, изложенные в докторской диссертации, в дальнейшем нашли развитие в кандидатских и докторских диссертациях его учеников и последователей, многие из которых навсегда связали свою жизнь с научными исследованиями и практической деятельностью в области управления качеством.
На руководимой В.Н. Войтоловским кафедре экономики социалистической промышленности с 70-х годов XX века в ЛФЭИ начала формироваться научная школа в области управления качеством. Были защищены ряд докторских диссертаций, среди них работа Б.В. Прянкова в области усиления воздействия хозяйственного механизма на повышение качества промышленной продукции (1982), А.В. Ланскова в области экономических проблем и повышения качества исследований и разработок в промышленности (1983), В.В. Окрепилова в области организационных методов управления качеством в условиях рыночной экономики (1992).
Для развития научной школы было необходимо информационное обеспечение научных исследований и их практическая апробация. Создание в 1984 году филиала кафедры (базовой кафедры) в Центре испытаний и сертификации «Тест-Санкт-Петербург» (зав. базовой кафедрой - Окрепилов В.В.) - головном территориальном органе по Северо-Западному региону Госстандарта РФ - позволило в значительной мере решить эту важную проблему.
В тот период времени, наряду с В.Н. Войтоловским, в институте работали зав. кафедрами ЛФЭИ профессора Н.Н. Ухов и Ю.Н. Голубев, труды которых в области качества были хорошо известны специалистам. Творческие и дружеские контакты, существовавшие между учеными, способствовали развитию научной школы в области управления качеством в ЛФЭИ -СПбГУЭФ, обеспечивая междисциплинарный подход к научным исследованиям.
О традиции развития междисциплинарности в области управления качеством свидетельствует и обращение других известных ученых нашего вуза к проблематике качества. Так, в 1980 г. в издательстве «Экономика» вышла книга И.М. Сыроежина «Совершенствование системы показателей эффективности и качества», в 1979 г. в издательстве «Лениздат» - книга В.М. Ар-хипова (в соавторстве) «Технический прогресс и качество продукции», в 2000 г. в издательстве СПбГУЭФ - книга В.В. Томилова (в соавторстве) «Управление качеством продукции энергосистем».
Важное значение для развития научной школы имело успешное функционирование докторского диссертационного совета по научной специальности 08.00.20 - Экономика стандартизации и управление качеством продукции, до 1993 года возглавлявшегося проф. В.Н. Войтоловским. Ныне докторский диссертационный совет по научной специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (стандартизация и управление качеством продукции) также успешно функционирует в СПбГУЭФ.
В 1993 году, после ухода из жизни В.Н. Войтоловского, научная школа в области управления качеством продолжала свое развитие на кафедре экономики промышленности, возглавляемой доктором экономических наук, профессором А.Е. Карликом. В этот период были защищены ряд докторских и кандидатских диссертаций, опубликованы монографии, учебники и учебные пособия по данной проблематике. Получило развитие такое актуальное в рыночной экономике научное направление как обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятий, которое непосредственно связано с проблемами управления качеством. В рамках этого направления разработана программа специализации «Управление качеством и конкурентоспособностью» для студентов специальности «Менеджмент». Среди докторских диссертаций, защищенных в этот период следует выделить работу Н.В. Войто-ловского по управлению качеством в условиях рыночной экономики (1994), Е.А. Горбашко по обеспечению конкурентоспособности промышленной продукции (1994).
Значительный этап в развитии научной школы в области управления качеством связан с выделением в 1999 году из состава кафедры экономики и организации производственных комплексов и инноваций (ранее - кафедра экономики социалистической промышленности) научного и учебно-методического направления «Экономика и управление качеством» и образование соответствующей кафедры. В числе преподавателей вновь образованной кафедры были и ученики В.Н. Войтоловского: д.э.н., проф. Е.А. Горбашко -зав. кафедрой, д.э.н., проф. В.В. Окрепилов - зав. базовым филиалом кафед-
ры, к.э.н., проф. Г.А. Антонов, к.э.н., доц. И.Г. Окрепилова, к.э.н., доц. С.К. Розанова.
За более чем десять лет своего существования кафедра добилась значительных успехов в развитии научной и образовательной деятельности в области управления качеством. Были выделены перспективные направления, в рамках которых активизировались научные исследования. Среди них: управление качеством и конкурентоспособностью в различных сферах экономики, инновации в управлении качеством, экономика качества, антимонопольное регулирование и развитие конкуренции, защита прав потребителей и корпоративная культура предпринимательства и другие. По этим актуальным проблемам преподавателями кафедры: И.Г. Окрепиловой, Т.И. Леоновой, Л.Е. Скрипко, А.А. Алексеевым, Н.А. Бонюшко были защищены докторские диссертации.
Сохраняя традиции фундаментальности и междисциплинарности научной школы, на кафедре развиваются новые направления научных исследований, имеющие прикладной характер. Одним из таких перспективных направлений научных исследований является управление качеством образования. Исследования активно ведутся учеными кафедры в рамках стратегического сотрудничества СПбГУЭФ с российскими и зарубежными вузами. СПбГУЭФ осуществляет многолетнее международное сотрудничество в области управления качеством с рядом ведущих зарубежных вузов. Среди них: Стокгольмская школа экономики (Швеция), Университет им. Пьера Мендеса Франса (Франция), Компьеньский технологический университет (Франция), Университет Сапиенца (Италия), технологический университет г. Лаппееранты (Финляндия) и др., а также российские вузы Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Томска, Саранска, Хабаровска, Краснодара, Нальчика, Екатеринбурга, Воронежа, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова и др.
Ученые кафедры экономики и управления качеством участвуют в научных исследованиях в области управления качеством как составляющей Бо-лонского процесса на уровне европейских стран, участников Университетского Агентства Франкофонии (AUF - Agence Universitaire de la Francophonie). Так, например, учеными СПбГУЭФ и Гренобльского университета им. Пьера Мендеса Франса (УПМФ) был проведен сравнительный анализ системы менеджмента качества образовательной деятельности, соответствующей требованиям ISO 9001, созданной в СПбГУЭФ, и системы менеджмента качества УПМФ.
Несмотря на кажущееся, на первый взгляд, различие выбранных подходов к управлению качеством, тем не менее, исследование проведенной в университетах работы показало, что ряд идей, направлений, методик предложенных и реализованных на практике, были весьма схожи. Интересным является тот факт, что в деятельность по созданию систем менеджмента качества образования в СПбГУЭФ и УПМФ велась независимо друг от друга. Так, содержательно совпала значительная часть этапов разработки системы менеджмента качества (СМК) в СПбГУЭФ и УПМФ. Например, определение целевых групп потребителей и исследование их ожиданий; разработка поли-
тики и целей в области качества; идентификация процессов и их описание и др. В определенной степени это было связано с ориентацией на принципы TQM. В числе последних ориентация всей деятельности вуза на потребителей, непрерывное улучшение процессов образовательной деятельности в вузе; обеспечение участия руководства и профессорско-преподавательского состава вуза в решении проблем качества; централизация усилий в сфере качества в сторону человеческих взаимоотношений; ориентация на предупреждение несоответствий; представление обеспечения качества как непрерывного процесса, когда качество конечного объекта является следствием достижения соответствующего качества на всех предыдущих этапах этого процесса. Ряд этих принципов нашли непосредственное отражение в Политике и целях в области качества СПбГУЭФ и Хартии качества УПМФ.
Относительно реализации процессного подхода в исследуемых университетах следует отметить, что определенная часть выделенных процессов также совпала. Это, например, процессы, связанные с проведением занятий со студентами, организацией аттестации и практики студентов. Однако, при этом ряд выделенных процессов УПМФ представляются весьма оригинальными и интересными для СПбГУЭФ. К таким процессам можно отнести: наблюдение за трудоустройством выпускников, оценка удовлетворенности руководителей уровнем компетенций студентов во время стажировок, защита информации, создание «дружеской атмосферы в организации». При этом схема взаимосвязи процессов была построена только в СМК СПбГУЭФ и представляла определенный интерес для исследователей УПМФ.
Оригинальное исследование компетенций преподавателей экономических вузов было проведено учеными СПбГУЭФ и Стокгольмской школы экономики. Это исследование также имело важное практическое значение, так как позволило провести сравнительный анализ компетенций европейских и российских вузов и на этой основе сформулировать рекомендации для их развития. Проведенное исследование показало, что взаимная интеграция позитивного опыта в области управления качеством образования не только целесообразна, но и необходима, особенно в контексте долгосрочного образовательного и научно-исследовательского сотрудничества.
Ученые СПбГУЭФ были организаторами и участниками ряда конгрессов, симпозиумов, форумов и конференций по управлению качеством на международном, всероссийском и региональных уровнях. В их числе VI Всемирный конгресс по качеству - TQM (Санкт-Петербург, 2001), первая в России международная конференция «Инновационное обеспечение качества образования в условиях международной интеграции» с участием франкофон-ных университетов мира (Санкт-Петербург, 2009) и др.
Большой интерес научной общественности и специалистов в области управления качеством вызвала всероссийская конференция «Национальные концепции качества: уроки истории и современность», посвященная 80-летию образования Санкт-Петербургского университета экономики и финансов и 80-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н., проф. В.Н. Войтоловского. Конференция была организована при участии и
поддержке Министерства образования и науки РФ, Всероссийской организации качества, Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, ФГУ «Тест-Санкт-Петербург», журналов «Стандарты и качество», «Business Partner». В работе Всероссийской научно-практической конференции приняли участие более 100 представителей вузов (преподавателей, аспирантов, студентов), организаций и предприятий, органов управления образованием, общественности и бизнес-сообществ из различных регионов России. На конференции были рассмотрены исторические аспекты и современные тенденции развития управления качеством в России. Проанализированы различные национальные концепции в области управления качеством, перспективы развития научных школ и образовательных программ в области управления качеством.
В резолюции конференции было отмечено важность принятия Концепции национальной политики в области качества. Всеобщее повышение качества отечественной продукции и услуг должно стать национальной идеей России, которая будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики и выходу страны из кризиса. Поддержание высоких и устойчивых темпов экономического роста, улучшение условий жизнедеятельности людей и показателей качества жизни сегодня напрямую зависит от эффективной реализации реформ в социальной и экономической сферах. Главной целью при этом выступает ориентация на инновационное развитие страны на основе применения современных методов управления качеством.
Научные исследования, выполняемые учеными научной школы в области управления качеством СПбГУЭФ, находят свою практическую реализацию в бюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских темах. Так, под руководством члена-корр. РАН, д.э.н., проф. В.В. Окрепилова были выполнены работы по заказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Среди них: «Разработка критериев оценки экономической эффективности стандартизации и подготовка предложений по совершенствованию экономических основ развития национальной системы стандартизации», «Мониторинг показателей качества деятельности по оказанию услуг органа по сертификации в области подтверждения соответствия продукции и услуг», «Проведение мониторинга показателей качества деятельности по оказанию услуг органа по сертификации в области подтверждения соответствия промышленной продукции».
Под научным руководством проф. Е.А. Горбашко в 2008 г. была выполнена НИР «Сравнительно-правовой анализ положений Соглашения о проведении согласованной политики в области техрегулирования, санитарных и фитосанитарных мер Евразийского экономического сообщества». Ученые кафедры принимают постоянное участие в обсуждении и подготовке проектов ГОСТ Р в области менеджмента качества. Среди таких стандартов ГОСТ Р ИСО 10005 «Менеджмент предприятия. Руководящие указания по планированию качества», ГОСТ Р ИСО/ТО 10013 «Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества» и мн. др.
Дальнейшие перспективы развития рассматриваемой научной школы связываются с таким актуальным направлением научных исследований как стратегическое управление качеством. В современных условиях, когда создание системы менеджмента качества на предприятиях и в организациях является уже весьма ординарным явлением, разработка стратегии качества представляет собой инновационное направление в области управления качеством. Стратегическое управление в области качества предприятия должно включать стратегию качества, ориентированную на определенные критерии целеполагания в области качества, а также правила и приемы по их достижению, и политику в области качества как совокупность направлений и намерений достижения этих целей.
Фактически, на основе политики в области качества руководство организации устанавливает конкретные цели в области качества. Тогда как сама политика в области качества определяется критериями целеполагания стратегии качества предприятия. В условиях конкурентного рынка для коммерческой организации в качестве глобальной цели развития преимущественно рассматривается максимизация прибыли. В этой связи решение проблем качества за счёт реализации различных моделей и методов менеджмента качества, является неразрывно связанным понятием и направлением достижения основной цели предприятия.
Если качество понимать как постоянное удовлетворение потребностей и ожиданий интересов всех заинтересованных сторон, то основным правилом качества работы предприятия должно быть постоянное удовлетворение всех требований заинтересованных сторон за счет совершенствования своей деятельности. В этой связи главным критерием целеполагания стратегии качества предприятия будет обеспечение баланса удовлетворенности всех заинтересованных сторон, который может быть достигнут путем формирования «корпоративной культуры качества компании», содержанием которой является ориентация на человеческий фактор, обеспечивающая понимание того, что качество - забота каждого.
Формирование «корпоративной культуры качества компании» может быть осуществлено на основе реализации принципов и философии TQM. Оперативное же управление качеством на предприятии может быть организовано на базе системы управления качеством предприятия, построенной с использованием различных моделей, методов и средств (технологий и инструментов) управления качеством, которые должны выбираться исходя из отраслевых особенностей предприятия и его стратегии качества.
В системе стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием регионов важная роль отводится обеспечению качества жизни населения. Соответственно прикладные исследования в области инфраструктурной отраслевой стандартизации, предусматривающей разработку стандартов общественной эффективности отраслей, определяющих уровень жизни в регионах, инфраструктурные стандарты и стандарты качества услуг; развитие исследований междисциплинарного характера экономических и технических направлений науки с целью формирования комплекс-
ного подхода к разработке проблем в области управления качеством на предприятиях и организациях, учитывающих особенности технического, технологического, экономического и социального характера и др. также рассматриваются в числе перспективных направлений научных исследований.
Так, одним из актуальных направлений научных исследований является новое концептуальное видение сбалансированной системы показателей (BSC) в контексте ее интеграции в систему управления качеством на предприятии. Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard - BSC), разработанная профессорами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США) в конце 1990-х годов, в современных условиях является одной из наиболее популярных и признанных в мире концепций стратегического управления. BSC - это система оценки эффективности деятельности предприятия, основанная на видении и стратегии, которая отражает наиболее важные аспекты бизнеса. В основе методологии BSC лежит стратегический подход, общий для всех уровней и объектов управления в организации. Именно с позиций данного подхода определены четыре перспективы, в рамках которых группируются стратегические цели и определяющие их достижение ключевые показатели: финансовая; клиентская; внутренние процессы; обучение и развитие.
Степень достижения стратегических целей, эффективность бизнес-процессов и деятельности предприятия в целом и каждого его подразделения и сотрудника в частности определяются значениями ключевых показателей эффективности, которые тесно связаны с системой мотивации сотрудников. Целевые и пороговые значения ключевых показателей определяются таким образом, чтобы максимально охватить все критические области, влияющие на реализацию стратегии.
Как известно концепция BSC предлагает метод целенаправленного мониторинга стратегии предприятия, направленный на прогнозирование и предупреждение появления проблем, органично сочетая уровни стратегического и оперативного управления, а также контролируя наиболее существенные финансовые и нефинансовые показатели деятельности предприятия. Преимущества интеграции BSC и системы менеджмента качества заключаются, прежде всего, в возможности согласования субъективных и объективных стратегических действий на предприятии. С помощью BSC можно оценивать реализацию стратегии качества в компании. Разработанная в рамках BSC система показателей и ее мониторинг позволят оценить эффективность реализации стратегии и сформировать меры по дальнейшему улучшению системы менеджмента качества.
Однако реализация BSC совместно с системой менеджмента качества предприятия имеет некоторые трудности:
1. Сложность внедрения BSC ввиду множества рассматриваемых взаимозависимых связей в системе менеджмента качества.
2. Трудность в выявлении причинно-следственных связей и логики в самой BSC ввиду наличия четырех различных составляющих. Составляющие направления взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга влия-
ние, однако при этом каждое из них обладает своими целями и средствами их достижения. В этой связи на практике, как правило, проводится анализ лишь части количественных показателей, тогда как часть причинно-логических связей, не определенных количественными характеристиками, недостаточно анализируется со стороны предприятия.
3. Выбор стратегических действий в BSC описан недостаточно четко, что на практике приводит к серьезным проблемам. Исследование причинно-следственных связей между различными видами деятельности на предприятии показывает, что на практике они гораздо сложнее, чем определено в BSC. Соответственно, представляется необходимым, прежде всего, развить системное видение BSC, а затем определять стратегическое развитие различных направлений деятельности предприятия. В свою очередь, международные стандарты серии ИСО 9000 требуют интегрирования менеджмента качества во все звенья системы управления предприятием. В этой связи процесс управления качеством все в большей мере относится к области стратегического менеджмента, что делает возможным интеграцию с BSC.
В современных условиях оценка и управление конкурентоспособностью является одним из наиболее актуальных направлений экономических исследований. Соответственно перспективы управления качеством связываются с активизацией исследований в данной области. Ученые СПбГУЭФ в течение нескольких лет принимают участие в экспертной оценке конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума (World Economic Forum - WEF) - независимой международной организации, которая разработала и внедрила методику измерения конкурентоспособности стран [1]. Использование данной методики ведется на протяжении почти трех десятилетий, а результаты оценки конкурентоспособности стран ежегодно публикуются в докладах по конкурентоспособности стран WEF («The Global Competitiveness Report»).
В соответствии с данной методикой для каждой из стран разрабатываются сводные индексы конкурентоспособности, измеряемые на основе макроэкономических показателей, которые наиболее важны для экономического роста и коррелируют с ним в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Данные WEF являются, по существу, инструментом бенчмаркинга, который может быть применим политиками, экономистами, крупными бизнесменами при анализе определенных стран или при их сравнении. Такое сравнение может использоваться при выявлении конкурентных преимуществ одних стран по отношению к другим, при международной экспансии бизнеса, при поиске путей выхода из кризисов и эффективного развития экономической системы как на микро-, так и на макроуровне.
Для измерения конкурентоспособности WEF использует индексный метод, предполагающий расчет Глобального индекса конкурентоспособности (the Global Competitiveness Index - GCI) на базе агрегирования ряда показателей, введение которого связано с тем, что для комплексной оценки конкурентоспособности в условиях растущей глобализации необходимо принимать во внимание всё большее количество показателей. Так, для интерпретации
темпов экономического роста сегодня нужно учитывать такие факторы, как структурные искажения экономики, гибкость рынка труда, свобода перемещения на внутреннем и региональном рынках. Кроме того, важно знать уровень качества образовательной и здравоохранительной систем, потенциал страны в адаптации современных технологий и многое другое.
Анализ отчета по глобальной конкурентоспособности признан в мире как ведущее сравнительное исследование факторов, влияющих на конкурентоспособность стран и их экономический рост. Соответственно, изучение глобальных индексов конкурентоспособности стран и их составляющих показателей помогает правительствам различных стран в определении реального состояния экономики, препятствий на пути ее стабильного развития, достижения экономического роста, и на этой основе выработки правильной экономической политики, в том числе и в сложных условиях экономического кризиса. В этой связи проведение подобных исследований для российской экономики представляется исключительно важным и актуальным с позиций определения степени влияния тех или иных факторов на конкурентоспособность страны. Подобный анализ позволяет сделать выводы о целеполагании, обоснованном стратегическом выборе в проведении экономических реформ, направленных на сохранение и поддержание выявленных конкурентных преимуществ, а также развитии тех направлений, которые в перспективе способны повысить конкурентоспособность страны, ее регионов и предприятий.
Перспективным направлением научных исследований в современных условиях являются проблемы экономики качества. В настоящее время можно однозначно говорить о наличии тесной взаимосвязи между изменениями взглядов на экономику качества и этапным развитием подходов к менеджменту качества, а также о непосредственном влиянии последних на формирование новых подходов в экономике качества. Современные исследования вопросов экономики качества весьма разнообразны и достаточно противоречивы. В этой связи развитие этого направления исследований в рамках научной школы СПбГУЭФ представляется весьма актуальным.
В настоящее время зарубежные исследования в области экономики качества достаточно интегрированы и основываются на богатом накопленном опыте (как практическом, так и опыте теоретических изысканий). Можно выделить три направления, принципиально различающиеся между собой:
1) развитие концепции А. Фейгенбаума (Feigenbaum A.V.) по управлению затратами на обеспечение качества на основе PAF-модели [2];
2) концепция управления стоимостью потери качества [3];
3) формирование концепции управления затратами в рамках бизнес-процессов [4].
Что же касается отечественных исследований экономики качества, то можно выделить также три (несколько иных, чем зарубежные) направления современных исследований в этой области:
1) совершенствование концепции управления затратами на обеспечение качества продукции [5, 6];
2) переход к комплексной системе управления внутрифирменными затратами на предприятии (в другом варианте - системы экономики качества) [7, 8];
3) развитие направления менеджмента затрат на качество процессов (видов деятельности в системе менеджмента качества) [9, 10].
Совершенствование концепции управления затратами на обеспечение качества продукции и развитие направления менеджмента затрат на качество процессов в настоящее время развиваются учёными кафедры экономики и управления качеством СПбГУЭФ. При этом развитие экономических аспектов качества не просто продолжается, но и изменяется качественно - из узкого направления, занимающегося затратами на качество продукции, экономические аспекты менеджмента качества становятся инструментом полноценного функционирования систем менеджмента организации.
Оценка результативности и экономической эффективности системы менеджмента качества представляет собой серьезную и недостаточно разработанную проблему. Между тем, от теоретических, методологических и методических исследований в этой области во многом зависит развитие процесса создания систем менеджмента качества на российских предприятиях. Проведенные научные исследования позволяют сделать вывод о возможности и целесообразности построения СМК на российских предприятиях как на основе строгого соответствия международных стандартов серии ИСО 9000, так и использования их отдельных элементов для создания внутрифирменных систем менеджмента качества. Последнее представляется весьма перспективным для российских предприятий, функционирующих в рамках холдингов, промышленных групп, концернов и т. п., созданных известными зарубежными фирмами-производителями, и выпускающими лицензируемую продукцию под маркой ведущих мировых брендов.
Значительные перспективы имеет и применение моделей систем менеджмента качества, построенных на основе отраслевых стандартов. Эти стандарты, как правило, отражают специфику той или иной отрасли и настроенные на соответствие им системы значительно более адаптированы к реалиям производственных процессов.
Актуальным для российских предприятий представляется создание интегрированных систем менеджмента. Между тем, интегрированную систему менеджмента не следует отождествлять с системой общего менеджмента, объединяющей все аспекты деятельности организации, так как она является лишь ее частью, упорядоченной на основе международных системных стандартов, таких как, например, стандарты ИСО серий 9000, 14000, OHSAS серии 18000 на системы профессиональной безопасности охраны труда, SA 8000 на системы социального менеджмента, а также отраслевые системные стандарты. В этом плане понятие «интегрированная система менеджмента» носит ограниченный характер, хотя и является более комплексным, чем понятие о каждой из тех отдельных систем менеджмента (система менеджмента качества, система экологического менеджмента и др.), которые объединены в интегрированной системе менеджмента.
Даже при внедрении в организации всех действующих в настоящее время международных стандартов на системы управления интегрированная система менеджмента не будет тождественна системе общего менеджмента организации, так как область ее распространения пока еще не включает финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и др. В рамках данных систем возникает синергетический эффект, оценка которого представляет несомненный научный интерес и имеет важное практическое значение.
Перспективы развития научной школы СПбГУЭФ в области управления качеством, подготовки научно-педагогических кадров связываются также с разработкой образовательных программ трехуровнего обучения (бакалавриат - магистратура - аспирантура - докторантура), ориентированных на междисциплинарное взаимодействие экономических и технических областей наук. В том числе, создание в рамках СПбГУЭФ сквозных инновационных международных программ, интегрируя уже существующие совместные программы двойных дипломов и развивая партнерские отношения с ведущими зарубежными вузами в контексте использования новых научных знаний в образовательной деятельности. При этом важная роль отводится развитию иноязычных и межкультурных коммуникативных профессионально-ориентированных компетенций преподавателей кафедры, позволяющих осуществлять образовательную и научно-исследовательскую деятельность в рамках международной образовательной среды.
Наряду с основными образовательными программами в области управления качеством, перспективы научных исследований и их интеграции в учебный процесс видятся в разработке программ последипломного образования. Это, прежде всего, разработка программ повышения квалификации и переподготовки кадров в области управления качеством, ориентированных на обучение в течение всей жизни (ЬКЬ), и на этой основе установление долгосрочных взаимодействий с корпоративными заказчиками образовательных программ и консалтинговых услуг, а также формирование консалтинговых программ, ориентированных на корпоративных заказчиков, и повышение качества консалтинговых услуг в области управления качеством.
Формирование механизмов интеграции научной работы и результатов исследований в учебный процесс предполагается с привлечением ресурсов бизнес-сообщества, различных программ грантовой поддержки (в том числе проектов Темпус), формирования целевых корпоративных программ.
Научная школа СПбГУЭФ в области управления качеством будет продолжать развитие прикладных аспектов управления качеством образования. Планируется развитие научных исследований в области методологии управления качеством российского образования с позиций сохранения его фундаментальности и гармонизации с европейскими стандартами и директивами, связанными с гарантией качества в высшем образовании; формирование научно-методической базы для совершенствования систем управления качеством образовательной и научно-исследовательской деятельности в российской системе образования, в том числе в области процедур и показателей монито-
ринга и оценки качества образования. Использование результатов исследования в данной области позволит развивать инновационное обеспечение системы управления качеством образования СПбГУЭФ с позиций повышения конкурентоспособности вуза в условиях международной интеграции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбашко Е. А., Дюков И. И., Туманов К. М. Оценка конкурентоспособности стран и ее роль в преодолении последствий экономического кризиса // Стандарты и качество. 2009. № 10.
2. Schotmiller J. C. Учебный курс RV Consulting Inc. «Инструменты мониторинга и измерения эффективности систем менеджмента качества», 2000.
3. Bester Y. Qualimetrics and Quality economics - 44th EOQ Congress, Budapest, 2000.
4. Конарева Л. А. Структура затрат на обеспечение качества продукции и услуг в компаниях стран с развитой рыночной экономикой // Методы менеджмента качества. 2001. № 10.
5. Демиденко Д. С., Балашов О. В. Затраты на качество и их влияние на финансовые показатели предприятия // Ученые записки СПбГУЭФ. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
6. Леонова Т. И. Управление затратами на качество продукции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
7. Щеборщ К. Система управления затратами на предприятии // Консультант директора. 2000. № 2.
8. Адлер Ю. П., Щепетова С. Е. Чего же мы ждем от системы экономики качества? //Стандарты и качество. 2002. № 1.
9. Рахлин К. М., Скрипко Л. Е. Принципы планирования и учета затрат на качество // Стандарты и качество. 2000. № 3.
10. Скрипко Л. Е. Экономическое управление качеством: теория и методология. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.