Д.А. Курбанова
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В СИСТЕМЕ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Ключевые слова: традиции и обычаи, предупреждение преступности, социальный контроль, общественное мнение, совет старейшин, религиозное воспитание.
The correlation of traditions and customs of measures of prevention of crime is showed in this article. It this paid a great attention to their special importance among others ideological measures of preventions of crime by the member of society, based on the common to all making values, to in tolerance to crime and other breaking of the low.
These traditions and customs are social control which are the main deterrent factor against illegal actions in Dagestan.
They are control doing by the family, relatives, public opinion, advices of old people, rural meetings, tutor-guides, religious education and others.
Одним из главных направлений политики правового государства является профилактика преступлений. «Негативное влияние растущей преступности на решение социальных, экономических и даже политических задач страны, на проведение рыночных реформ и демократизацию в обществе выдвигает проблему борьбы с преступностью на одно из первых мест»1.
«Профилактика, как никакое другое направление борьбы с преступностью, позволяет наиболее широко задействовать на антикриминальном “фронте” экономические, политические, научно-технические и иные рычаги и средства»2. Профилактика преступлений представляет собой наиболее результативный, эффективный путь борьбы с преступностью, потому что ею обеспечивается выявление и устранение (нейтрализация, блокирование) корней, истоков социально-негативных явлений, достигается воспрепятствование совершению уголовно наказуемых деяний. «Профилактика преступлений — устранение самой угрозы противоправного посягательства, заблаговременное отвращение опасности, недопущение того, что может причинить вред благам и ценностям, охраняемым законом»3.
*
Аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
1 Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировой криминалистический анализ. М., 1997.
С. 136.
2 Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001. С. 138.
3Там же. С. 78.
Значение профилактики преступлений как главного направления борьбы с преступностью определяется следующими обстоятельствами: во-первых, профилактика преступлений — это самое гуманное средство поддержания правопорядка, обеспечения безопасности правоохраняемых ценностей; во-вторых, профилактика преступлений представляет собой наиболее эффективное средство борьбы с преступностью. Возможности уголовного наказания как регулятора человеческого поведения принципиально ограничены.
В настоящее время профилактика преступлений приобретает особое значение. «За годы реформ в сфере экономики и политики более опасной и агрессивной стала преступность. Появились новые категории преступников. Разрослась до невиданных масштабов, а где-то даже легализовалась корневая система преступности»1. Сложившаяся в период рыночной экономики социально-экономическая, политическая и правовая ситуация в стране предъявляет особые требования к работникам правоохранительных органов, судов и прокуратуры. Будущим специалистам-юристам суждено быть на переднем крае решения задач преодоления антиподов нравственного образа жизни на профессиональном уровне, с помощью специфических средств и методов осуществлять предупредительно-профилактическую деятельность. Необходима выработка творческого подхода к профилактике преступлений, а такой подход формируется только на базе основательной теоретической подготовки. Надо создать цельную научно выведенную систему предупреждения преступности, адекватную нынешним криминальным реалиям, социальным структурам обновляемой России2.
По содержанию меры профилактики разделяются на экономические, политические, социальные, организационно-управленческие, нравственно-воспитательные, медицинские, правовые, технические и иные. Нравственно-воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества подлинно гуманистических ценностей, идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению проявлений моральной деградации, правового нигилизма. В специальной криминологической литературе принято использовать также термин «идеологические меры предупреждения преступности», понимая под ними средства и методы, устраняющие или ограничивающие криминогенные факторы путем и в результате формирования у личности, у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности, на нетерпимость преступлений и иных правонарушений. Поэтому нейтрализация криминогенных факторов на региональном уровне должна дос-
1 Там же. С. 4.
2 См.: Астемиров З.А., Зиядова Д.З. Проблемы профилактики преступлений. Махачкала, 2008. С. 6.
стигаться путем использования и таких инструментов, как семья, религия, культура, средства массовой информации1.
По нашему мнению, в профилактике преступлений существенное значение имеет социальная политика государства. Профилактика преступлений, преломляясь через уголовную политику, занимает относительно самостоятельное место в системе социальной политики. В связи с этим профилактику преступлений принято делить на два вида (направления): общесоциальную профилактику и специально-криминологическую.
Профилактика преступлений невозможна без социального контроля, который ближе всего примыкает к проблемам борьбы с преступностью, находится на стыке общесоциальных управленческих процессов и организации профилактики преступлений, более того, непосредственно служит ей. Социальный контроль2 в Республике Дагестан является основным сдерживающим фактором. Социальный контроль — это контроль общества над личностью, контроль (и надзор) государства над гражданином. Именно поэтому человек, с одной стороны, общество и государство, с другой стороны, должны рассматриваться как исходные взаимодействующие элементы системы обеспечения безопасности граждан. По обоснованному замечанию В.В. Лунеева3, выход из криминального капкана, в который загнало себя человечество, лежит в расширении и углублении социально-правового контроля над противоправным поведением; контроля уголовно-правового и криминологического, с предпочтением последнего как наиболее радикального и эффективного. К основным видам социального контроля относятся: обычаи и традиции, мораль, религия, право.
В осуществлении социального контроля в широком смысле по существу участвуют все государственные органы и учреждения, общественные организации, трудовые коллективы и граждане.
Одним из видов социального контроля является контроль, осуществляемый семьей, родными и родственниками. Такой контроль, как правильно отмечает А.М. Цалиев4, является не только дополнительным резервом в борьбе с правонарушениями, но и относится к наиболее гуманным средствам профилактической деятельности, поскольку в основе его лежит метод убеждения.
1 См.: Астемиров З.А., Зиядова Д.З. Проблемы профилактики преступлений. Махачкала, 2008. С. 59.
2 Под социальным контролем понимается механизм самоорганизации (саморегуляции) и самосохранения общества путем установления и поддержания в данном обществе нормативного порядка, устранения, или нейтрализации, или минимизации нормонарушающего (девиантного) поведения (см.: Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. СПб., 2004. С. 261).
3 См.: Лунеев В.В. Указ. соч. С. 475.
4 См.: ЦалиевА.М. Некоторые формы социального контроля у народов Северного Кавказа // Региональные особенности преступности и проблемы эффективности борьбы с нею. Махачкала, 1985. С. 90.
Как известно, нравственно-здоровый образ жизни вырабатывается прежде всего в сфере семейно-бытовых отношений. В настоящее время будущее народа во многом зависит от семейного воспитания, которое является одной из наиболее эффективных, наиболее плодотворных и созидательных форм социализации уже подрастающих поколений в роду, туху-ме, народе, сочетающих в себе целенаправленное воспитательное воздействие родителей и других старших членов семьи со стихийным влиянием семейного быта1.
В Республике Дагестан существуют традиции и адаты, в которых сконцентрирован созидательный, творческий опыт людей, а также методы и формы нравственной социализации. Много поучительного и полезного для сегодняшнего времени можно найти и в правовом наследии народов Дагестана. Как отмечал К.Д. Ушинский, «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях». Семейное воспитание в Дагестане исторически основывалось на важнейших чертах, присущих большинству дагестанских семей, на ее самобытности, прочности и устойчивости, родственной любви, тухумных связях, теплоте отношений между всеми ее членами, на ее духовных интересах. Семья в Дагестане в основной своей массе впитывает исламскую культуру и мусульманство, исторические святыни, терпимость к инаковерующим. В республике до сих пор семья и семейно-родственные отношения служат важнейшими факторами социализации личности.
Большое внимание в Дагестане уделяется кровнородственным связям. Факт родства создает специфические социально-психологические отношения между объектами и субъектами социального контроля. Родственники оказываются в значительно более выигрышном положении по сравнению со многими другими субъектами социального контроля. Возможности социального контроля, осуществляемого родственниками в целях предупреждения антисоциального поведения, определяются также их информационной обеспеченностью, авторитетностью и особенностями объектов профилактического контроля. Одной из часто встречающихся причин (по ответам на вопросы анкеты) отказа от совершения преступлений является боязнь осуждения со стороны тухума («Не совершу преступление, чтобы не позорить свой тухум, весь род меня осудит»).
'Лучшими из них являются: героические и свободолюбивые традиции, сложившиеся в борьбе с многочисленными иноземными захватчиками; любовь к Родине и своему народу; уважение к истории и культуре других народов; верность дружбе и данному слову; уважительное и почтительное отношение к старшему; скромность и вежливость; гостеприимство и радушие; обычаи побратимства и взаимной помощи; трудолюбие; народные трудовые праздники, обряды.
Многостороннее и глубокое исследование механизмов взаимодействия поколений в семье, ее педагогического потенциала и ресурсов, ее духовных сокровищ и нравственных ценностей весьма актуально. Дагестанцы веками вырабатывали приемы формирования нравственной социализации со своими методами, формами и средствами, которые выливались в своеобразные традиции, регламентирующие весь процесс воспитания в семье и обществе1. Горцы понимали, что воспитание подрастающего поколения нельзя «взваливать» только на семью, поэтому ни один взрослый человек не мог позволить себе безучастно смотреть, как ведут себя дети, чем они занимаются.
Поэтому следующим видом социального контроля является общественное мнение. Общественное мнение — это важнейшее воспитательное средство профилактики преступлений в Республике Дагестан. Общественное мнение представляет собой совокупность оценочных суждений по отношению к явлениям, имеющим социальное значение, обращенное непосредственно к сознанию и чувствам человека, оно может прямо или косвенно воздействовать на его поведение. И в настоящее время социальный контроль осуществляется старшими в индивидуальной и общественной формах: советы старейшин, сельские сходы, наставничество и др. Дагестанские адаты придают очень большое значение старикам-аксакалам. Они являются судьями в любом споре, хранителями древних обычаев. Предания об отвержении стариков и старух, не способных к работе, на произвол судьбы в Дагестане не существуют. К детям, которые, имея средства, не желают заботиться о родителях, и в настоящее время относятся со всеобщим презрением.
Преклонение перед аксакалами (старейшинами) рода, почитание родственников и кунаков, являясь характерными чертами психологии кавказцев, содержат в целом позитивный нравственный потенциал. И на современном этапе наибольшую роль в укреплении рода играет авторитет старшего поколения2. Социальное поведение людей, особенно молодых, контролируется в разных формах старшим поколением3. Большой социальный опыт, авторитет, повышенное чувство социальной ответственности, увеличение объема свободного времени, потребность в общении — все это дела-
1 См.: Астемиров З.А., Зиядова Д.З. Указ. соч. С. 43.
2 См.: Там же. С. 76.
3 Дагестанские адаты придают очень большое значение старикам-аксакалам. Они являются судьями в любом споре, хранителями древних обычаев. Предания об отвержении стариков и старух, не способных к работе, на произвол судьбы в Дагестане не существуют. К детям, которые, имея средства, не желают заботиться о родителях, и в настоящее время относятся с всеобщим презрением. Преклонение перед аксакалами (старейшинами) рода, почитание родственников и кунаков, являясь характерными чертами психологии кавказцев, содержат в целом позитивный нравственный потенциал.
ет престарелых людей важнейшими субъектами социального контроля. В сфере профилактики преступлений осуществление этих функций социального контроля достигается исполнением, соблюдением, применением не только правовых норм (образцов должного, границ дозволенного, установленных законом), но и моделей, стандартов поведения, предписываемых моральными, религиозными, корпоративными и иными сводами правил общества. Имеются практические примеры публичного осуждения поведения молодых людей на сельских сходах, собраниях джамаатов, молодежными, религиозными группами.
Эффективность общественного мнения еще во многом зависит от степени развития моральной восприимчивости тех, на кого оно направлено. Связь между общественным мнением и предупреждением правонарушений усматривается при сопоставлении особенностей этих явлений. Правовое воспитание обеспечивает нравственное формирование личности, правильное отношение к обществу и нормам права. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных моральных норм в обществе. Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила, не благодаря внешним общественным стимулам и побуждениям, а в силу собственного влечения и глубокого понимания их необходимости. Именно в этом плане преуспела моральная система религии, дав человеку стимул, который побуждает его к соблюдению нравственных норм, — это вера в Бога («Не умножай в мире зла, ибо оно к тебе вернется»).
Поэтому наряду с традициями и обычаями одним из эффективных средств предупреждения преступности в Республике Дагестан является религиозно-духовный потенциал. Сплав традиций, обычаев и религии составляет духовно-нравственный потенциал дагестанских народов. В современных условиях в общественном сознании дагестанцев утвердилось мнение о том, что религия, в том числе и ислам, является не только формой общественного сознания и идеологии, но и носительницей общечеловеческих нравственных ценностей, составной частью национального культурного наследия, одним из факторов, формирующих национально-этническое сознание дагестанцев1.
Важно понять, что религиозно-нравственное наследие формирует правомерное поведение. «С середины 80-х годов XX века все возрастающую роль
1 Ханбабаев К.МУчащаяся молодежь Дагестана и религия // Государство и религия в Дагестане: инф.-аналит. бюллетень. 2002. № 2. С. 31.
в политической, общественной жизни и национальных отношениях в Дагестане играет религиозный фактор. Все активнее религиозное сознание выступает как средство возрождения и развития этнонационального самосознания населения.
Молодежь видит в религии морализирующий фактор, способный улучшать социальные и межличностные отношения в республике1. Все религиозные учения призывают человека к добру и отказу от совершения преступлений и правонарушений, а нетрадиционные религии (секты) и культы, напротив, уводят человека от вечных ценностей и нравственности. Многие люди приходят к заключению, что возрождение общества должно идти через возрождение духовных, религиозных и культурных ценностей. «Религия, безусловно, оказывает благотворное влияние на морально-нравственные ценности, нормы поведения и традиции. Об этом свидетельствуют все традиционные мировые религии, которым чужды идеи национализма, межконфессиональной розни, этнического сепаратизма»2.
Таким образом, мы должны констатировать, что в современных условиях исламское образование в Дагестане стало одним из действенных и наглядных факторов возрождения ислама, его духовной культуры3.
Нравственно-правовое воспитание больше всего проводится в Республике Дагестан по моральному кодексу. Моральный кодекс горцев включает в себя такие качества, как скромность, вежливость, уважение к старшим, гостеприимство, бережное отношение к земле, к хлебу, готовность помочь ближнему. Все моральные требования к человеку обозначены кодексом чести «Намус». В процессе воспитания и обучения средствами образовательной среды в народной педагогике большую роль играли раскрытие значений и сущности таких понятий, как «совесть», «стыд» и «позор»; научение различать добрые и злые поступки окружающих людей4.
По нашему мнению, целенаправленное использование особенностей народной культуры Дагестана при формировании личности поможет обеспечить формирование у будущего поколения позитивного отношения к представителям различных народностей, уважения к истории и культуре своего народа, лояльного отношения к этнопедагогическим и этнопсихологическим особенностям различных этносов, проживающих в России5. «В традициях и обычаях распространены специальные методы социализации
1 См.: Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 4.
2 Ханбабаев К.М. Указ. соч. С. 84.
3 См.: Религиозный экстремизм как криминогенный фактор // Государство и религия в Дагестане: инф.-аналит. бюллетень. 2002. № 2. С. 42.
4 См.: Астемиров З.А., Зиядова Д.З. Указ. соч. С. 112.
5 См.: Там же. С. 77.
личности. К ним относятся приветствия, обращения, благопожелания, клятвы, проклятия, завещания. Эти методы создают целостную, устойчивую модель поведения человека в конкретной национальной среде»1.
В связи с этим существует настоятельная необходимость в изучении богатого опыта обычаев и традиций по формированию правомерного поведения не только подрастающего поколения, но и всего населения. Ведь, как известно, «раскрытие закономерностей регионального проявления преступности с одновременным учетом общих и специфически местных особенностей расширяет концептуальную базу стратегии и тактики борьбы с преступностью»2.
1 Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992. С. 132.
2 Астемиров З.А. Региональные проблемы предупреждения преступлений и эффективности уголовной ответственности // Тезисы докладов и сообщений к научно-практической конференции. Махачкала, 1985. С. 65—66.