УДК 528.7 Вестник СПбГУ. Сер. 7. 2015. Вып. 1
Е. Г. Капралов, Т. М. Петрова, О. А. Лазебник
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ КАФЕДРЫ КАРТОГРАФИИ И ГЕОИНФОРМАТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
В статье рассмотрено становление и развитие картографической школы Санкт-Петербургского государственного университета от ее истоков в структуре Географического института, официально учрежденного в Петрограде в 1918 г., и кафедры картографии, образованной в 1928 г. на географическом факультете Ленинградского университета, до настоящего времени. Охарактеризована эволюция учебной и научно-исследовательской деятельности, отмечены успехи и достижения, ученые-педагоги, внесшие существенный вклад как в подготовку специалистов картографов, так и в развитие картографической науки и практики. Показана поэтапная смена учебно-научных приоритетов при главенстве принципов комплексности и тесной взаимосвязи геодезии, картографии, аэрокосмических методов и геоинформатики. Библиогр. 1 назв. Ил. 3.
Ключевые слова: картография, подготовка кадров в области картографии и геоинформатики, картографические и геоинформационные исследования.
TRADITIONS AND INNOVATIONS AT THE DEPARTMENT OF CARTOGRAPHY AND GEOINFORMATICS OF ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY
E. G. Kapralov, T. M. Petrova, O. A. Lazebnik
St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
The article describes the formation and evolution of cartographic school at St. Petersburg State University, from origins up to date at the Geographical Institute and Department of Cartography. The Institute was formally established in Petrograd in 1918 and the Department of Cartography was formed in 1928 at the Faculty of Geography at the Leningrad University. The evolution of educational and scientific activities is characterized, the achievements of the Department and the role of scientists-lecturers are highlighted, which have made a significant contribution in training of cartographers and in the development of cartographic science and practice. A gradual change in teaching and research priorities is shown with respect to the primacy of complexity principles and the close relationships of geodesy, cartography, remote sensing and geoinformatics. Refs 1. Figs 3.
Keywords: cartography, teaching specialists in the domain of cartography and geoinformatics, cartographic and geoinformation research.
Среди кафедр классических университетов, осуществляющих подготовку кадров в области картографии, кафедра Санкт-Петербургского университета является старейшей. В начале ХХ в. под влиянием общественных процессов и развития географической науки в Петербурге стало формироваться высшее географическое образование, необходимой частью которого должно было стать и изучение основ топографии, геодезии, астрономии и картографии. К тому времени названным предметным областям, зародившимся в России в первые годы XVIII в., обучали преимущественно в военных и межевых учебных заведениях, располагавшихся том числе и в Петербурге.
В Географическом институте, образованном в Петрограде в 1918 г., были созданы кафедры геодезии с картографией и астрономии, высшей геодезии и математики для обучения географов (Перечень кафедр и кабинетов в Географическом институте // Изв. Географич. ин-та. Год Первый. Вып. 1. Пг., 1919. С. 77). Именно они после
присоединения института в 1925 г. к Ленинградскому университету в качестве самостоятельного факультета и стали предшественницами современной кафедры картографии и геоинформатики.
В первые годы на географическом факультете преподавались обширные курсы топографии (180 ч теоретических занятий и 30 рабочих дней полевой практики) и картографии (72 ч теоретических и практических занятий), а также высшей геодезии, астрономии. Обучение студентов-географов с углубленным изучением картографо-геодезических дисциплин фактически было начато в 1928 г. Приказ о выпуске специалистов-картографов был подписан 28 мая 1931 г. и из стен университета вышли первые восемь дипломированных картографов. Именно эта дата и считается днем основания кафедры как выпускающего учебного подразделения университета.
Основателем и первым заведующим кафедры был один из основных сотрудников кафедры геодезии с картографией Географического института В. В. Бородин, с отличием окончивший в 1912 г. Военно-топографическое училище. Он был в числе организаторов Географического института в 1918 г., являясь секретарем правления института, и преподавал дисциплину «Геодезия и картография». В 1931 г. он был репрессирован. С 1931 по 1946 г. кафедрой руководил А. В. Граур, при котором и произошло ее окончательное становление. По взглядам А. В. Граура, картографическое образование должно было охватывать все этапы создания карт — от астрономо-гео-дезического обоснования до издания (рис. 1).
В разработке первого учебного плана по специальности «Картография» приняли участие Ю. М. Шокальский, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, В. В. Ахматов, К. А. Са-лищев. В этот период в качестве основного принципа была принята широта профес-
сионального обучения студентов, что до настоящего времени выделяет ленинградскую—петербургскую школу среди других аналогичных университетских кафедр.
Граур Алексей Васильевич (1893-1946) — военный геодезист. Ему принадлежат капитальные труды по практической геодезии, математической картографии и геодезии в артиллерии. Помимо университета он читал лекции по геодезии в Военно-транспортной, Артиллерийской и Военно-инженерной академиях. А. В. Граур был истинным педагогом по призванию и умелым организатором.
В последующие годы кафедру возглавляли А. М. Гижицкий (1946-1952), А. П. Ющенко (1952-1955), К. А. Звонарёв (1955-1978), Л. Е. Смирнов (1978-1997), Г. Д. Курошев (1997-2012). С 2012 г. кафедрой руководит Е. Г. Капралов.
Гижицкий Александр Марианович (1878-1956) с 1920 г. работал в Астрономо-геодезическом институте, позже возглавлял отдел эфемерид Института теоретической астрономии АН СССР, с 1934 г. преподавал в ЛГУ Его научные интересы были сосредоточены на гравиметрии, он участвовал в многочисленных экспедициях по изучению распределения силы тяжести в различных районах страны, с 1944 г. — ответственный редактор Астрономического ежегодника СССР.
Ющенко Артемий Павлович (1895-1968) — гидрограф-геодезист. Работал в Гидрографическом управлении ВМФ (позже — Гидрографической службе, ГУ-НиО ВМФ), в разные годы также заведовал кафедрами геодезии в Гидрографическом институте ГУСМП и Ленинградском высшем инженерном морском училище им. С. О. Макарова.
Звонарёв Климентий Александрович (1902-1986) — выпускник Ленинградского Горного института по специальности «маркшейдер». Работал в ЛГУ с 1955 г. Автор многих учебников и учебных пособий, в том числе «Картографии», переизданной и на немецком языке, руководитель большого числа аспирантов и соискателей, успешно защитивших диссертации. В годы его руководства расширилось ма-тематико-картографическое направление деятельности кафедры. Многие годы возглавлял отделение математической географии и картографии им. Ю. М. Шокальского Всесоюзного Географического общества.
Смирнов Леонид Евгеньевич (1924-2006) окончил с отличием кафедру картографии и всю жизнь трудился в ЛГУ—СПбГУ. За годы его руководства кафедрой произошло существенное преобразование учебной и научной деятельности кафедры. По его инициативе и при его активном участии сложились новые предметные области картографического образования — аэрокосмические методы географических исследований, экологическое картографирование, картографирование планет. Автор многочисленных трудов в области аэрокосмических методов исследования, в том числе 17 учебных пособий и монографий, некоторые из них переведены за рубежом (США, Польша, Чехия, Германия). Под научным руководством Л. Е. Смирнова защищены 15 кандидатских и 4 докторских диссертации картографической тематики.
Курошев Герман Дмитриевич (род. 1936) окончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Работал в Ленинградском отделении Всесоюзного проектно-изыскательского института «Гидроэнергопроект», принимал участие в проведении геодезических работ при изысканиях и строительстве крупных гидроэлектростанций в СССР и за рубежом. На кафедре работает с 1980 г. Научные работы преимущественно в области инженерной геодезии. Автор многочисленных
работ, в том числе 13 учебников и учебных пособий. Один из ведущих ученых-геодезистов нашей страны, активный член нескольких диссертационных советов, входит в состав многих научных и учебно-методических комиссий и советов.
Капралов Евгений Геннадьевич (род. 1952) окончил математико-механический факультет ЛГУ С 1974 по 1996 г. работал в НИИ географии, затем с 1996 по 2009 г., на географическом факультете ЛГУ—СПбГУ. Работал в РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина и являлся вице-президентом ГИС Ассоциации (Москва). С 2009 г. — доцент кафедры картографии и геоинформатики СПбГУ Автор и соавтор 70 работ, в том числе 5 учебников и учебных пособий по геоинформатике.
С первых лет существования кафедры преподавательский состав формировался в основном из выпускников кафедры и представителей военно-топографической службы. Так, в составе кафедры в предвоенные годы были выпускники кафедры 1934 г. — А. Г. Ковтун, 1937-1939 гг. — С. И. Иванов, О. С. Стеблин-Каменская, Ю. М. Долотовский, а также военные специалисты А. В. Граур, А. В. Николаев, А. А. Добровольский и др. Эта тенденция в подборе преподавательских кадров сохраняется и поныне.
За довоенный период кафедра подготовила 120 картографов, двум сотрудникам — В. Ф. Никитину и А. Г. Ковтуну, присвоены ученые звания кандидатов наук. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на мобилизацию многих сотрудников и эвакуацию в Саратов, кафедра все же выпустила 13 специалистов. За более чем 80 лет обучение по кафедре завершили около 1500 человек.
Со времени основания кафедра выполняет две учебные функции: преподавание общепрофессиональных дисциплин для студентов географов, гидрометеорологов, геоэкологов, геологов, почвоведов, землеустроителей и выпуск специалистов картографов, в последние годы — также бакалавров, магистров по направлению «Картография и геоинформатика».
В преподавании общепрофессиональных дисциплин «Геодезия», «Картография», «Аэрокосмические методы географических исследований», «Геоинформатика» заняты почти все преподаватели кафедры, поскольку помимо лекций эти дисциплины включают большой объем практических занятий, а также полевую практику по геодезии на учебных полигонах. Ежегодно кафедра обучает по общепрофессиональным дисциплинам до 300 студентов, а за более чем 80 лет прошли подготовку несколько десятков тысяч студентов. Для обеспечения учебных практик в разные годы кафедрой созданы геодезические полигоны, топографические карты и слои геоинформационных систем учебных баз университета «Саблино», «Кузнечное», «Крымская», «Беломорская станция», «Импилахти». В последние годы практики проводятся с использованием космических снимков высокого разрешения, снимков, полученных с беспилотных летательных аппаратов.
Собственно картографическое образование является, безусловно, главной задачей деятельности кафедры, и система обучения находится в постоянном развитии.
В 1930-1960-е гг. обучение студентов велось в основном в области топографо-геодезических работ, составления общегеографических карт, что отвечало интересам масштабного социально-экономического развития государства. Выпускники кафедры направлялись на работу в государственные учреждения и предприятия картографо-геодезического и проектно-изыскательного профилей.
Содержание курса геодезии, определенное В. В. Бородиным и А. В. Грауром
и ставшее классическим, постоянно развивалось, что привело к формированию обширного курса «Геодезические основы карт». Именно в эту дисциплину поэтапно вводились разделы о новых технологиях съемок, в частности, о радиотехнических и спутниковых методах определения местоположения объектов и основ теории высот в гравитационном поле Земли. Традиционно с начала деятельности кафедры осуществляется и подготовка по геодезической астрономии (В. В. Ахматов), что предполагает освоение методов определения географических координат. В конце 1970-х гг. был выделен новый самостоятельный курс «Инженерная геодезия» (Г. Д. Курошев), отражавший специфику геодезических работ при изысканиях, строительстве и мониторинге инженерных сооружений. В настоящее время эти базовые курсы в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры дополняются дисциплинами «Математическая обработка геодезических измерений», «Основы спутникового позиционирования», «Современные методы в геодезии» (Г. Д. Курошев), «Промышленная геодезия» (С. В. Тюрин) и др.
Изначально большое внимание в обучении уделялось также математической картографии. Преподававшие эту дисциплину педагоги были авторитетными специалистами в этой области и подготовили ряд фундаментальных изданий: Траур А. В. Математическая картография (1938); второе издание с дополнениями и под редакцией А. А. Павлова (1956); Каврайский В. В. Избранные труды под редакцией К. А.Звонарёва (1956-1960).
В послевоенные годы в учебном процессе начало уделяться внимание тематическому картографированию, что также соответствовало расширению государственных запросов на комплексные географические исследования и картографирование территорий. Так, в обширные курсы составления и редактирования карт, картографического черчения и оформления карт О. С. Стеблин-Каменской, Г. Н. Озеровой, И. С. Новиковой были включены разделы, посвященные основам и отдельным направлениям тематического картографирования. В начале 1950-х гг. был поставлен первый специальный курс «Геологическое картографирование», благодаря чему выпускники кафедры были востребованы во многих геологических организациях, в том числе во ВСЕГЕИ и на Геологической картографической фабрике.
Дальнейшее развитие тематического картографирования и расширение областей применения тематических карт привели к разделению в 1980-х гг. курса «Составление и редактирование карт» (Г. Н. Озерова) на самостоятельные дисциплины «Проектирование и составление общегеографических карт» (Т. И. Золотова) и «Проектирование и составление тематических карт», для которого Г. Н. Озеровой было подготовлено учебно-методическое пособие «Проектирование тематических карт» (1993). Это расширило профессиональные возможности выпускников. В современном учебном процессе данное направление подготовки представлено уже блоком курсов: базовым — «Основы тематического картографирования» (О. А. Лазебник) и вариативными, посвященными природно-географическому (О. А. Лазебник), социально-экономическому (Г. Н. Озерова), экологическому (О. В. Артемьева) и геологическому (О. В. Сенькин) картографированию.
Важным шагом в совершенствовании профессиональной подготовки картографов также стало включение в первые послевоенные десятилетия в программу обучения дисциплины «История картографии», созданного Ф. А. Шибановым.
Содержание этого курса первоначально было направлено на знакомство с методами съемок и картографирования, затем ему был придан более гуманитарный характер, обеспечивающий не только знакомство с основными методами картографирования и памятниками картографического наследия, но и способствующий формированию профессиональной культуры.
Необходимость подготовки кадров для Центрального картографического производства ВМФ (ЦКП) привела к появлению в начале 1950-х гг. курса «Морская картография», программа которого была разработана А. В. Павловой. На протяжении нескольких десятилетий кафедра была единственной в стране, готовящей кадры для создания морских карт. Содержание дисциплины, как и учебное пособие «Морские навигационные карты» (А. В. Павлова, 1961) многие годы оставались актуальными. Более 60 лет выпускники кафедры составляют значительную часть редакционно-составительского коллектива ЦКП. Внедрение в 1990-х гг. в морское картографическое производство компьютерных технологий привело к существенному изменению курса «Морская картография» (Т. А. Алиев, А. А. Малов) и выпускники, по-прежнему, востребованы в производстве морских навигационных карт.
Значимым этапом углубления подготовки картографов в области использования карт стало введение в начале 1950-х гг. дисциплины «Картометрия», первым преподавателем которой была Ф. А. Черняева. Позже этот курс был значительно преобразован Ю. С. Фроловым и получил название «Картографический метод исследования». В современном учебном плане дисциплина преобразована в еще более широкий курс «Использование карт в географических исследованиях» (О. А. Павлова).
Существенные изменения учебного процесса в 1950-е гг. связаны также с активным внедрением в научные исследования и практическую деятельность материалов аэрофотосъемок. В дополнение к дисциплине «Фотограмметрия» был введен курс «Дешифрирование аэроснимков», подготовленный Л. Е. Смирновым. Затем, в 1980-х гг., эти дисциплины были объединены и получили название «Аэрокосмическая картография», а в 2001 г. — «Аэрокосмические методы». С 2009 г. вопросы получения и обработки дистанционных материалов рассматриваются в курсах «Аэрокосмическое зондирование» (К. П. Виноградов), «Фотограмметрия» (К. П. Виноградов, А. В. Войнаровский, Ю. П. Нечипас, Р. М. Хрущ, Н. А. Позднякова), «Дешифрирование аэрокосмических снимков» (Т. М. Петрова, Н. А. Позднякова), «Теория и практика цифровой обработки изображений» (Е. Г. Капралов), «Картографирование планет» (И. Е. Сидорина).
В конце 1960-х гг. А. А. Павлов для обеспечения дисциплин «Геодезическая основа карт» и «Математическая картография» разработал курс «Основы программирования», что положило начало компьютеризации учебного процесса. В середине 1970-х гг. он был преобразован в более общий курс «Программирование» (Е. Г. Капралов), а в 1982 г. в развитие актуального направления дополнительно введен курс «Автоматизация в картографии» (О. А. Павлова). Они послужили основой для создания в начале 1990-х гг. уже цикла дисциплин: «Программирование картографо-геодезических задач», «Введение в ГИС», «Компьютерная графика», «Базы данных», «Проектирование и создание ГИС», «Использование ГИС», для преподавания которых наряду с сотрудниками кафедры Е. Г. Капраловым, В. М. Щербаковым и аспиранткой Н. В. Коноваловой, привлекались специалисты других органи-
заций — В. П. Шумилин, С. Н. Голубков. В 1993 г. в рамках единого учебного плана были введены две специализации — Картография и Геоинформационные системы. Следующим шагом было открытие в 2005 г. специальности «Прикладная информатика в географии».
Современная система геоинформационной подготовки состоит из более чем 20 дисциплин, среди которых наряду с ранее сформировавшимися, преподаются: «Геоинформационное картографирование», «Программное и информационное обеспечение ГИС», «Создание ГИС», «Мультимедийное картографирование» (Е. А Па-ниди), «Кадастровые и ресурсные ГИС» (В. М. Щербаков), «Картографирование и создание ГИС для территориального планирования» (Т. А. Андреева) (рис. 2).
Рис. 2. Современные учебные технологии в картографо-геоинформационном образовании
Системность картографического образования, его завершенность обеспечиваются также введением дисциплин «Издание карт» (О. В. Артемьева), «Менеджмент в картографии» (Ю. М. Артемьев), «Правовые основы картографии и геоинформатики» (О. А. Лазебник), «Нормативно-техническая база геоинформатики» (И. Е Сидо-рина, Э. Э Казаков).
Принципиальные изменения в содержании учебного процесса привели в 2008 г. к переименованию кафедры. Новым названием — кафедра картографии и геоинформатики — коллектив не только констатировал важные преобразования в содержании образовательной деятельности, но и определял перспективы своего дальнейшего развития. С 2011 г. обучение ведется по основным образовательным программам: бакалавриат — «Картография и геоинформатика» с профилями Картография, Геоинформатика; магистратура — «Геоинформационное картографирование» по направлению «Картография и геоинформатика» с профилями Картография, Геоинформатика, Прикладная геодезия. С 2010 г. кафедрой ведутся дополнительные образовательные программы СПбГУ «Геоинформационное картографирование средствами ArcGIS» и «Проектирование ГИС и управление ГИС-проектами». Подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в аспирантуре по специальностям «Картография», «Геоинформатика».
В настоящее время,с учетом сложившихся учебно-научных школ и актуальных запросов рынка труда, учебные дисциплины образовательных программ кафедры группируются в тематические циклы:
— топография и геодезия — д.г.н. Г. Д. Курошев, к.т.н. А. Е. Войнаровский, к.т.н. С. В. Тюрин, А. Б. Голиков;
— создание карт, картографические методы исследования и история картографии — д.г.н. Г. Н. Озерова,к.г.н. Т. А. Алиев, к.г.н. О. В. Артемьева, к.г.н. Л. К. Кильдю-шевская, к.г.н. О. А. Лазебник, к.г.н. О. А. Павлова, к.г.н. Т. М. Петрова, к.г.н. И. Е. Си-дорина, Т. И. Андреева, Ю. М. Артемьев, Т. И. Золотова, М. В. Литвинова, А. А. Малов;
— аэрокосмические методы исследования и обработка данных дистанционного зондирования — к.т.н. К. П. Виноградов, к.т.н. Ю. П. Нечипас, к.г.н. Т. М. Петрова, к.т.н. Р. М. Хрущ, Д. П. Блехарский, Н. А. Позднякова;
— геоинформационные системы и технологии — к.г.н. Е. Г. Капралов, к.г.н. Е. А. Паниди, к.г.н. Н. Б. Штыкова, к.г.н. В. М. Щербаков, к.г.н. О. В. Артемьева, А. А. Заболоцкий, Э. Э. Казаков.
Учебно-методические разработки преподавателей обеспечивают проведение занятий, учебных практик и самостоятельной работы студентов на высоком научном и программно-техническом уровне. Не представляется возможным перечислить все учебники и учебно-методические пособия, опубликованные преподавателями кафедры — их более 50, некоторые переведены и переизданы за рубежом. Однако следует отметить наиболее значимые издания последних лет:
Курошев Г. Д. Космическая геодезия и глобальные системы позиционирования: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ 2011. 184 с.
Курошев Г. Д., Смирнов Л. Е. Геодезия и топография: учебник для студ. вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 176 с.
Савиных В. П., Смирнов Л. Е., Шингарёва К. Б. География внеземных территорий: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2009. 252 с.
Смирнов Л. Е. Аэрокосмические методы географических исследований: учебник. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 348 с.
Тикунов В. С., Капралов Е. Г., Заварзин А. В. Сборник задач и упражнений по геоинформатике. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 512 с.
Хрущ Р. М. Аэрокосмические методы: учеб. пособие: в 2 ч. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. Ч. 1. 2009. 184 с.; Ч. 2. 2010. 182 с.
Щербаков В. М. Построение и интерпретация моделей рельефа средствами ГИС: метод. пособие. СПб.: ВВМ, 2010. 41 с.
Реализуемая кафедрой система профессиональной подготовки, благодаря своей востребованности, привлекательна для молодежи и пользуется большой популярностью. Конкурс на образовательные программы кафедры традиционно высок.
Разносторонняя теоретическая подготовка, подкрепленная большим объемом практических работ, опирающаяся на основательную математическую базу, комплекс картографо-геодезических, геоинформационных и географических дисциплин, позволяет выпускникам кафедры вести производственную и исследовательскую деятельность, решать как стандартные, так и творческие задачи. Выпускники плодотворно трудились и трудятся в гражданской и военной картографических службах, в проектно-изыскательских и научных организациях, в учебных заведениях по всей стране и за рубежом. Многие из них стали руководителями, редакторами картографо-геодезических подразделений, защитили кандидатские и докторские диссертации. Выпускники кафедры возглавляли и возглавляют Трест геодезических работ и инженерных изысканий (ГРИИ), редакторскую службу Севзапаэрогеодезии (ныне
ОАО «Аэрогеодезия»), Геолого-геодезическую службу Комитета по градостроительству и архитектуре Лениграда—Санкт-Петербурга, Научно-производственное предприятие «БЕНТА», ООО «НПП Фотограмметрия», ЗАО «Карта», отдел картографии Российской На-циональной библиотеки и др.
Именно благодаря выпускникам у кафедры сложились тесные связи с Трестом геодезических работ и инженерных изысканий, Северо-Западным аэрогеодезическим предприятием, Центральным картографическим производством ВМФ РФ, Картографической фабрикой ВСЕГЕИ, Научно-производственным предприятием «БЕНТА», ООО «НПП Фотограмметрия», ЗАО «Карта» ЛТД, ЗАО «Геодезические приборы», ЗАО «Экопроект», ЗАО «ЛИМБ» и др.
Научная деятельность является неотъемлемой составляющей в работе университетской кафедры. В проводимых исследованиях на протяжении десятилетий, в соответствии с запросами времени, постепенно складывались различные направления — картографическое, геодезическое, аэрокосмическое и геоинформационное. Истоки основного, картографического направления начали формироваться с организацией Географического института. Именно тогда научным коллективом института была озвучена идея создания комплексного географического атласа Петербургской губернии. В реализации этого замысла, воплощенного в 1934 г. в виде Атласа Ленинградской области и Карельской АССР, приняли участие преподаватели картографических дисциплин и студенты кафедры, в частности проф. Ю. М. Шокальский и студент, а затем преподаватель Б. Ф. Никитин.
Первые руководители кафедры В. В. Бородин и А. В. Граур заложили основы геодезических и математико-картографических исследований. Дальнейшая разработка научных проблем этого направления на кафедре активизировалась после Великой Отечественной войны, итоги которой были опубликованы в трудах В. В. Каврай-ского, А. П. Ющенко, А. А. Павлова, К. А. Звонарёва. С начала 1950-х гг. возникает направление, связанное с использованием материалов аэрофотосъемок в географических исследованиях, которое основал Л. Е. Смирнов. В эти же годы круг научных интересов кафедры расширился за счет картометрических исследований, проводимых А. Ф. Черняевой.
В 1960-1970-е гг. картографические работы и исследования существенно расширились. Сотрудники кафедры О. С. Стеблин-Каменская, И. С. Новикова, А. А. Павлов, К. А. Звонарёв принимали участие в разработке атласов, создаваемых Научно-исследовательским институтом географии Ленинградского университета (атласы Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Мурманской, Архангельской областей, Ленинграда и др.).
Г. Н. Озеровой на протяжении многих лет разрабатывается направление «Картографирование полигосударственных социально-экономических систем», давшее значительные практические и теоретические результаты. Ею изучались размещение населения Африки (в содружестве с институтом Этнографии АН СССР), крупные города и агломерации мира, земельные угодья мира (в содружестве с кафедрой картографии МГУ и Институтом географии АН СССР). Практическими результатами стали настенные карты «Плотность населения Африки» 1:10 000 000, «Плотность населения мира» и «Земельные угодья мира» 1 : 15 000 000 в серии карт для высшей школы, а также одноименные карты в других изданиях — в энциклопедических справочниках, в монографиях других авторов. Еще одним итогом проведенных
исследований стала монография «География мирового процесса урбанизации» (1981, совместно с В. В. Покшишевским).
С 1994 г. Г. Н. Озерова при участии Т. А. Андреевой, М. В. Литвиновой успешно разрабатывает историко-географический атлас «Русская Православная Церковь: из века в век...» (Том I «Высшая иерархия и территориальное устройство»; Том II «Православные монастыри»).
С начала 1980-х гг. диапазон направлений тематического картографирования существенно расширился. Так, картографически исследуются горные ледники, экологическое состояние территорий и акваторий, историко-культурное наследие, состояние здоровья населения и здравоохранения, природные условия и ресурсы отдельных регионов. Итоги исследований в виде карт вошли в состав ряда атласов:
Атлас снежно-ледовых ресурсов мира. РАН. М., 1997. 392 с. (Т. М. Петрова);
Resources and Environment. Atlas. Ween: E. D. Holrel. Vol. 2. 1998. 190 pt. (Т. И. Золо-това);
Природоохранный атлас российской части Финского залива. СПб.: Тускарора, 2006. 60 с. (Н. А. Поздякова);
Национальный атлас России: в 4 т. Т. 4. История. Культура. М.: Роскартография, 2008. 496 с. (О. А. Лазебник);
Якутия. Историко-культурный атлас. М.: Изд-во Флория: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография, 2007. 871 с. (О. А. Лазебник);
Республика Саха (Якутия): Комплексный атлас. Якутск: ФГУП «Якутское аэрогеодезическое предприятие», 2009. 239 с. (О. А. Лазебник);
Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия): медико-географический атлас. Якутск: Компания «Дани Алмас», 2012. 212 с. (О. А. Лазебник).
К развитию теории и методологии картографирования следует отнести исследования И. В. Гармиза по оценке качества карт, положившие начало новому направлению в картографической науке.
К числу изданий последнего времени относится карта «Мемориалы и памятники воинской славы Ленинградской области (1941-1945 гг.). 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады посвящается» (2014), которая с особым гражданским чувством создавалась преподавателями и студентами кафедры Е. Г. Капраловым, О. А. Лазебник, Т. И. Золотовой, М. В. Литвиновой, Т. А. Андреевой, А. Л. Денинсенковой, В. В. Кантокузиной.
В настоящее время под руководством Т. И. Золотовой разрабатывается серия карт «Экология морей» для второго издания Экологического атласа России.
Специфической областью научных картографических исследований является морская навигационная картография. В 1970-1980-е гг. был выполнен ряд практи-ко-ориентированных работ по проблемам морской картографии Мирового океана (А. В. Павлова, О. А. Павлова, Т. А. Алиев). Одним из результатов этих исследований стало получение авторского свидетельства на новый способ создания объемных морских карт (Л. Е. Смирнов, Т. А. Алиев).
Морская навигационная картография и до настоящего времени остается в кругу научных интересов кафедры, что подтверждает благодарность, полученная в 2014 г. от Управления навигации и океанографии МО РФ, в которой выражается признательность кафедре за высокий уровень подготовки специалистов в области морской картографии и геоинформационных технологий и их участие в прове-
дении экспериментальных работ по внедрению автоматизированных технологий перекодирования цифровой картографической информации с целью создания электронных навигационных морских карт в соответствии с требованиями международных стандартов.
Многие работы, явившиеся результатами глубоких картографических исследований, к сожалению, не опубликованы. Среди них карты рельефа и экологии Мирового океана (Т. А. Алиев, Т. И. Золотова), карты-путеводители по Санкт-Петербургу (Т. И. Золотова), гляцио-топографическая карта Зеравшанского ледника (Т. М. Петрова), атлас старообрядчества (Т. М. Петрова) представляют собой ценный наукоемкий рукописный материал.
Важную часть картографических исследований составляет изучение истории картографии. Основы историко-картографической школы Ленинградского университета были заложены Ф. А. Шибановым еще в первые послевоенные годы. Созданный им «Указатель картографической литературы, вышедшей в России с 1800 по 1917 гг.» (1961) остается незаменимым справочным руководством для всех занимающихся историей русской картографии. Его работа «Очерки по истории отечественной картографии» (1971) и некоторые статьи были переведены и изданы в Канаде. В последние десятилетия историко-картографические исследования выполняются в тесном сотрудничестве с Отделом картографии Российской национальной библиотеки. Они ведутся по двум основным направлениям: первое — исследования военно-топографического и гражданского тематического картографирования XIX в., второе — выявление и сохранение памятников картографического наследия. Важной информационно-аналитической составляющей этих исследований стала каталогизация печатных картографических произведений XVIII в. (Л. К. Кильдюшев-ская, Т. М. Петрова, О. А Лазебник).
Большое значение в ведении исследований имеет фонд картографических материалов кафедры. Его формирование началось еще при учреждении Географического института. Фонд постепенно пополнялся преимущественно за счет дарений частных собраний карт и атласов, а также передачи материалов от картографических организаций. К настоящему времени фонд содержит около 10 тыс. единиц хранения, включающих коллекции морских навигационных, топографических, геологических, иных тематических отечественных и зарубежных карт и атласов ХК-ХХ вв. Сложившиеся коллекции имеют не только научное, но и большое учебно-методическое значение, поскольку обучение картографии немыслимо без систематического обращения к картографическим изображениям разного содержания, территориального охвата и различных научно-производственных школ.
С картографическим направлением тесно связаны исследования Л. Е. Смирнова, на долгие годы определившие приоритеты в научных интересах кафедры. Л. Е. Смирнов развивал теоретические основы аэрокосмических методов, географии и картографии, в том числе в связи с их экологизацией, использование аэрокосмических методов в различных географических и прикладных исследованиях. В его работах рассматривались различные аспекты аэрокосмической генерализации, информационные свойства снимков, оценка дешифрируемости, надежность дешифрирования и его автоматизация.
Космические изображения расширили пространственные и тематические горизонты исследований Л. Е. Смирнова за пределы Земли и привели его к проблемам
картографирования планет, что воплотилось в работе «Внеземная картография», удостоенной Русским географическим обществом Золотой медали им. Н. М. Пржевальского.
В развитие аэрокосмических исследований Л. Е. Смирнова на кафедре трудами А. А. Симинеева, Р. М. Хруща, А. Е. Войнаровского, Н. А. Поздняковой, Ю. П. Нечипа-са продолжены работы по дешифрированию и обработке цифровых изображений. В частности, исследуется возможность применения сингулярного разложения матриц яркостей изображений для автоматизированной классификаций природных объектов.
В 1970-1980-х гг. Ю. С. Фроловым, Ф. А. Черняевой, А. Ф. Астаховым, Е. Г. Капраловым интенсивно велись работы по определению морфометрических характеристик Мирового океана и крупнейших озер. Результаты этих картометрических определений вошли в тома Атласа океанов (Тихий океан, 1974; Атлантический океан, 1977; Северный Ледовитый океан, 1980; Проливы Мирового океана, 1993) и в Океанографическую энциклопедию (1974). О масштабности проведенных работ свидетельствуют приведенные в изданиях характеристики акваторий: для океанов — площадь, объемы водных масс, средняя глубина; для морей и крупных заливов — площади, объемы по глубинным слоям (от 0-0,2; 0,2-0,5; 0,5-1,0 км и далее через 1 км), средняя глубина; для глубоководных желобов — максимальные глубины; площади крупных островов; батиграфические кривые для океанов, морей и заливов.
Исследования в области геодезии, постоянно оставаясь в кругу научных интересов кафедры, с годами изменяли свою направленность: составление таблиц размеров земного эллипсоида в 1940-1950-е гг. (А. А. Павлов), организация и технология геодезических работ (К. А. Звонарёв) и особенности радиолокационных определений при гидрографических работах в 1960-1970-е гг. (А. А. Котюх). Исследования последних десятилетий, инициированные Г. Д. Курошевым, обладающим большим опытом геодезических работ на крупных гидротехнических объектах, посвящены различным аспектам инженерной геодезии и геодезического мониторинга Земли. Его учениками разрабатываются методы и программно-техническое обеспечение наземного лазерного сканирования для создания планов архитектурных сооружений (А. Е. Войнаровский) и геодезических наблюдений за деформациями инженерно-технических объектов (С. В. Тюрин).
На данных космической геодезии базировались исследования геодинамических движений, выполненные И. Е. Сидориной в начале 2000-х гг. с использованием геоинформационных технологий и носившие межпредметный характер.
Уместно отметить также геодезические наблюдения и картографические работы 1960-х гг., выполненные сотрудниками кафедры при проведении комплексных исследований ледников Памиро-Алая в составе гляциологических экспедиций географического факультета (Н. П. Аигина, Н. Я Кондратьева, Т. М. Петрова).
Приоритет в научных исследованиях последних лет принадлежит геоинформационному направлению. Его истоки связаны с постановкой задач автоматизации в решении как геодезических и картографических, так и прикладных экологических задач. В 1987 г. совместно с исследователями из Кишинёва под руководством А. В. Симонова была разработана одна из первых географических информационных систем (ГИС) «ЭКОКАРТ». В тот период был выполнен ряд прикладных работ для геолого-геодезической службы Комитета по градостроительству Санкт-Петербурга и Треста ГРИИ; кафедра принимала активное участие в становлении ФГУП Центр «Севзапгеоинформ».
С целью консолидации сил, работающих в области геоинформатики, в 1993 г. кафедра выступила инициатором и главным организатором первой конференции «ГИС-технологии: теория и практика», в которой приняли участие представители разных организаций и регионов страны. Многие из них в настоящее время являются авторитетными специалистами в области геоинформатики.
Многочисленные геоинформационные проекты, выполняемые В. М. Щербаковым с 1990-х гг. по хоздоговорам и грантам, носили прикладной оценочно-прогнозный характер. Среди них «Экологическое обоснование инженерного обустройства нефтегазовых месторождений Тюменской и Иркутской области», «Разработка программы "Профиль" для моделирования микроклимата и грунтового стока при оценке ресурсов подземных вод и влияния на них хранилищ бытовых отходов, отходов промышленного производства, отвалов горных пород», «Разработка методики прогнозирования пожароопасных геокомплексов на территории России» и др.
В развитие картометрических определений, традиционных для кафедры, Е. А. Паниди с участием В. М. Щербакова разработаны новые инструменты компьютерной картометрии, предназначенные для измерительных работ и вычислений в пакете АгеЫБ.
По инициативе кафедры в СПбГУ в 2011 г. началось создание ресурсного центра «РЦ космических и геоинформационных технологий». Его возможности существенно усилили техническое и программное оснащение образовательного процесса и научных исследований на кафедре и в целом в СПбГУ.
Одним из важных направлений научной деятельности стало создание и использование картографических и Веб-ГИС-технологий, их программного обеспечения. Первый проект — «Научно-справочный геопортал Невского края», поддержанный в 2012 г. Русским географическим обществом, подтвердил необходимость и возможность интеграции всех научных направлений кафедры и других подразделений Университета (рук. К. В. Чистяков, Е. Г. Капралов). Логически связан с этим проектом грант РФФИ «Методика создания, использования и внедрения, с использованием геопорталов, Веб-сервисов обработки и анализа материалов дистанционного зондирования», полученный Е. Г. Капраловым (ответственный исполнитель Е. А. Пани-ди) в 2013 г. Главными задачами проектов были разработка модели регионального геопортала и интерактивных средств и сервисов для оперирования пространственными данными в Веб-среде. В результате решения этих задач должен быть создан мощный геоинформационный продукт на территорию региона, охватывающего два субъекта Российской Федерации (Санкт-Петербург и Ленинградская область), отвечающий интересам, с одной стороны, широких слоев населения, с другой — развития отечественной инфраструктуры пространственных данных.
Сложной геоинформационной задачей при построении системы с большим количеством внешних связей стало подключение внешних сервисов, а также обеспечение внешнего доступа к уже существующим на геопортале сервисам данных, возможность их отображения на внешних ресурсах. Также в рамках проекта производится работа над созданием ряда новых сервисов, в частности сервиса виджетов, который позволяет внедрять на внешних ресурсах интерфейсные элементы геопортала «Невский край» (внешний интерфейс сервисов «Проблемы» или «Инфографика»).
Тематическая структура основной части контента геопортала включает следующие разделы пространственной информации: Географическое положение;
Административно-территориальное деление; Геологическое строение; Климат; Поверхностные воды; Почвы, растительный покров; Экологическая обстановка; Здравоохранение и спорт; Население; Сельское хозяйство; Экономика; Промышленность; Транспорт и связь; Наука и образование; Туризм; Культура.
Каждый из разделов представлен набором карт, геоинфографикой, текстовыми описаниями, данными дистанционного зондирования, наземными фотоизображениями и иными видами информации.
Геоинформационные исследования по созданию тематических баз данных и картографических изображений региона выполняются сотрудниками кафедры картографии и геоинформатики в тесном сотрудничестве с отраслевыми специалистами Института наук о Земле — сотрудниками кафедр: физической географии и ландшафтного планирования (Г. А. Исаченко), геоморфологии (А. И. Жиров, С. Ф. Болтрамович), гидрологии суши (С. А. Журавлёв), климатологии и мониторинга окружающей среды (П. Н. Священников, Т. А. Лемешко, А. А. Павловский, Т. Н. Осипова), почвоведения (Б. Ф. Апарин), экономической и социальной географии (Д. В. Житин, В. М. Мякинен-ков), геоэкологии и природопользования (А. Ю. Опекунов, М. Г. Опекунова) и др.
Результаты многолетних и разносторонних научных исследований кафедры отражены во многих изданиях. Наиболее значимые из них (рис. 3):
Озерова Г. Н., Покшишевский В. В. География мирового процесса урбанизации. М.: Просвещение, 1981. 190 с.
Рис. 3. Научные и учебно-методические издания сотрудников кафедры картографии и геоинформатики
Смирнов Л. Е. Трехмерное картографирование. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 100 с.
Котюх А. А. Радиолокационные станции в географических исследованиях. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. 151 с.
Гармиз И. В. Качество карт: современные проблемы и методы. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та. 1990. 212 с.
Курошев Г. Д. Геодезия и география. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 372 с.
Современная картография: наука и практика. Памяти профессора Л. Е. Смирнова. СПб.: ВВМ, 2010. 187 с.
Щербаков В. М. Экспертно-оценочное экологическое ГИС-картографирование. СПб.: Проспект Науки, 2011. 196 с.
Сотрудники кафедры, представляя Ленинградский—Санкт-Петербургский университет, принимали участие в многочисленных научных географических и картографических мероприятиях ХХ в. — съездах Географического общества, всесоюзных конференциях по тематическому картографированию (с 1962 по 1997 г.), конференциях Международной картографической ассоциации, региональных и отраслевых форумах. В последние годы участие в научных собраниях различного уровня существенно возросло. Так, на XIV съезде Русского Географического общества в 2010 г. было сделано 8 докладов, а в 2013 г. на международных, российских и региональных конференциях — 12 докладов.
Научные разработки закономерно приводят к защите диссертационных работ: с 1990 г. три члена кафедры защитили докторские диссертации и шесть — кандидатские. В настоящее время учебную и научную работу на кафедре ведут 2 доктора наук и 15 кандидатов наук.
Кафедра картографии и геоинформатики в своей деятельности сохраняет ценности отечественной системы высшего профессионального образования — фундаментальность, широкое использование передовых достижений науки и практики. Своей ближайшей задачей кафедра считает дальнейшее внедрение цифровых технологий в учебный процесс при обязательном сохранении баланса между классическими и компьютерными методами решения различных картографических задач.
Кафедра с благодарностью вспоминает сотрудников, отдавших многие годы служению кафедре: А. В. Граура, Б. Ф. Никитина, А. В. Николаева, А. Б. Руховца, Е. В. Хоробрых, Ф. А. Шибанова, О. С. Стеблин-Каменскую, Ф. А. Черняеву, Н. Я. Кондратьеву, О. У. Карандину, Н. П. Аигину, К. А. Звонарёва, А. А. Павлова, А. В. Павлову, М. Н. Ильину, Ю. С. Фролова, А. А. Котюха, Ю. Д. Шарикова, А. Ф. Астахова, Л. Е. Смирнова.
Статья поступила в редакцию 28 ноября 2014 г.
Контактная информация:
Капралов Евгений Геннадьевич — кандидат географических наук, доцент; [email protected]
Петрова Татьяна Михайловна — кандидат географических наук, доцент; [email protected]
Лазебник Ольга Анатольевна — кандидат географических наук, доцент; [email protected]
Kapralov Yevgeniy G. — Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor; [email protected]
Petrova Tat'yana M. — Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor; [email protected]
Lazebnik Olga A. — Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor; [email protected]