Научная статья на тему 'Традиции и новаторство жанра реквиема в военной лирике Ю. В. Друниной'

Традиции и новаторство жанра реквиема в военной лирике Ю. В. Друниной Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
742
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
реквием / военная лирика / поэзия Ю. В. Друниной / поэты-фронтовики. / requiem / military lyrics / poetry by Yu. V. Drunina / war veterans-poets.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Еремина Мария Дмитриевна

В статье описаны пути развития жанра реквиема в музыке и литературе. Актуальность исследования определяется возрастающей ролью военной поэзии в формировании нравственной личности. Цель исследования – на примере стихотворения Ю. В. Друниной «Зинка» проследить стилистические и композиционные закономерности реализации жанра реквиема в военной лирике с использованием культурно-исторического и сравнительного подходов. Жанр реквиема представляет собой синтетический жанр музыки и поэтического искусства, однако литературные деятели применяли термин «реквием» к своим произведениям. Выявленные в стихотворении Ю. В. Друниной «Зинка» черты неканонической заупокойной мессы позволяют сделать вывод о своеобразной форме существования жанра реквиема в литературе вне связи с музыкальным произведением, сопровождающим, по традиции, текст молитвы. Теоретическая значимость исследования состоит в описании особенностей жанра, а также степени его реализации в конкретном произведении. Практическая значимость статьи заключается в литературоведческом анализе стихотворения Ю. В. Друниной «Зинка» с точки зрения его отнесения к жанру реквиема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tradition and innovation of the requiem genre in the military poetry by Yu. V. Drunina

The article describes the development of the requiem genre in music and literature. The relevance of the study is determined by the increasing role of military poetry in the formation of personality morals. The purpose of the study is to trace the stylistic and compositional patterns of the of the requiem genre realization in military lyrics using cultural-historical and comparative approaches on the example of the poem by Yu. V. Drunina “Zinka”. The requiem genre is a synthetic genre of music and poetic art, but literary figures applied the term “requiem” to their works. The features of the non-canonical funeral Mass, identified in the poem by Yu. V. Drunina “Zinka”, allow us to conclude about the peculiar form of the requiem genre in literature, apart from the musical work accompanying, according to tradition, the text of the prayer. The theoretical significance of the study consists in describing the peculiarities of the genre, as well as the degree of its implementation in a particular work. The practical significance of the article lies in the literary analysis of the poem by Yu. V. Drunina “Zinka” from the point of view of its assignment to the genre of requiem.

Текст научной работы на тему «Традиции и новаторство жанра реквиема в военной лирике Ю. В. Друниной»

Еремина М. Д. Традиции и новаторство жанра реквиема в военной лирике Ю. В. Друниной // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/195007.htm.

ART 195007 DOI 10.24411/2304-120X-2019-15007 УДК 82-14

Еремина Мария Дмитриевна,

магистрант ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», учитель ГБОУ «Школа № 2200», г. Москва marya.eremina2011 @yandex.ru

Традиции и новаторство жанра реквиема в военной лирике Ю. В. Друниной

Аннотация. В статье описаны пути развития жанра реквиема в музыке и литературе. Актуальность исследования определяется возрастающей ролью военной поэзии в формировании нравственной личности. Цель исследования - на примере стихотворения Ю. В. Друниной «Зинка» проследить стилистические и композиционные закономерности реализации жанра реквиема в военной лирике с использованием культурно-исторического и сравнительного подходов. Жанр реквиема представляет собой синтетический жанр музыки и поэтического искусства, однако литературные деятели применяли термин «реквием» к своим произведениям. Выявленные в стихотворении Ю. В. Друниной «Зинка» черты неканонической заупокойной мессы позволяют сделать вывод о своеобразной форме существования жанра реквиема в литературе вне связи с музыкальным произведением, сопровождающим, по традиции, текст молитвы. Теоретическая значимость исследования состоит в описании особенностей жанра, а также степени его реализации в конкретном произведении. Практическая значимость статьи заключается в литературоведческом анализе стихотворения Ю. В. Друниной «Зинка» с точки зрения его отнесения к жанру реквиема.

Ключевые слова: реквием, военная лирика, поэзия Ю. В. Друниной, поэты-фронтовики. Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.

Жанр реквиема в литературе восходит к музыкальному жанру заупокойной мессы в католической церкви. Высокий жанр траурной оратории получил название по первым словам традиционной заупокойной мессы "Requiem aeternam dona eis, Domine", что в переводе с латинского означает «покой вечный даруй им, Господи».

Структура традиционного реквиема отличается от канонизированной мессы порядком и составом молитв, однако стилистические и этические нормы сближают эти два жанра.

В состав реквиема входят четыре раздела:

1. Инториус (вступительный), "equiem aeternam" (Вечный покой даруй им, Господи).

2. Основной.

3. Офферториум (обряд приношения даров).

4. Заключительный.

В эпоху Позднего Возрождения возникают авторские реквиемы, предназначенные не только для исполнения во время церемонии погребения, но и приуроченные к иным траурным событиям в жизни человека. Вследствие этого текст реквиема преобразуется в сочинение высокого штиля, возникают реквиемы памяти жертв военных действий, природных катаклизмов и т. д. [1] Эта традиция получила развитие вплоть до XX в. В 30-40-е гг. в тематическом центре реквиема оказываются траурные события в жизни Советского Союза - смерть В. И. Ленина («Реквием» Д. Б. Кабалевского на слова Н. Асеева, «Реквием памяти В. И. Ленина» Л. Ходжа-Эйнатова на слова М. Светлова), смерть С. М. Кирова («Реквием памяти С. М. Кирова» на музыку и текст M. Юдина) [2].

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Еремина М. Д. Традиции и новаторство жанра реквиема в военной лирике Ю. В. Друниной // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/195007.htm.

В XVIII веке наблюдается четкое разделение на католических композиторов, обращавшихся к жанру реквиема, и композиторов-протестантов, духовной культуре которых данный жанр был далек. В это время популярным становится написание реквиемов на заказ, самым известным из которых является «Реквием» В. А. Моцарта. Исследователи отмечают отход Моцарта от традиционного реквиема. В произведении композитора звучит тема неотвратимости смерти, усилена субъективная составляющая музыкального произведения [3].

До революции 1917 г. в России жанр реквиема не был представлен достаточно широко. Это связано с принадлежностью жанра к западноевропейской религиозной культуре, в частности к католицизму, что противостояло многим православным христианским обрядам и традициям. Реквием на русской почве представлял собой инородное явление [4]. Однако русские композиторы смогли найти компромисс в адаптации жанра. Создаются реквиемы с опорой на православную духовную музыку, а также с вкраплениями традиционных молитв православной церкви, однако церковь не поддержала развитие данного жанра.

В дореволюционной России выделяется «Реквием» Осипа Козловского, созданный на канонический текст на латинском языке. Композитор сочетает традиционные элементы католической заупокойной мессы со светскими жанрами полонеза, элементами музыкального оформления драматических спектаклей, траурного марша и фольклорных мотивов русской музыкальной культуры (роговой оркестр, русская песня) [5].

При создании реквиема «Братское поминовение» для солистов, хора и оркестра А. Кастальский заменяет традиционный латинский текст на церковнославянский, а жанр западнославянской мессы преобразуется в православную панихиду с повышенным вниманием к содержательно-эмоциональной стороне произведения. Композитор ставит перед собой задачу объединить церковное богослужение в его традиционном формате с обрядовыми народными песнями [6]. Это должно было способствовать объединению людей всех конфессий.

В XX в. обращение к реквиему характеризуется использованием неканонических авторских текстов на военную и антивоенную тематику [7].

Синтез поэтического текста и музыки дает начало нового реквиема, свободного по своей структуре, однако сохраняющего некоторые традиционные композиционные элементы в зависимости от замысла автора. Тексты на русском языке легли в основу вокально-симфонических произведений памяти народных героев [8]. Таким произведением является «Реквием» на слова Роберта Рождественского и музыку Д. Б. Кабалевского [9]. Наличие в названии произведения слова «реквием» применительно к творчеству таких поэтов, как А. А. Ахматова (поэма «Реквием» посвящена жертвам репрессий 30-х гг. XX в.), не обозначает принадлежность текста к религиозному жанру заупокойной мессы [10]. «Реквием» Е. О. Фирсовой на текст поэмы Ахматовой не является разновидностью христианской мессы, однако композитор настаивает на соблюдении композиционных элементов реквиема.

Для стилистики реквиема XX-XXI вв. характерно наличие дидактики и трагической патетики. Антивоенный пафос произведений, объединенных жанровым определением реквиема, отличает поэтические тексты поэтов военного времени [11]. Исследователи отмечают, что несмотря на изменения реквиема как синтетического жанра все произведения объединяет мемориальность как основное свойство жанра [12].

Вопреки широкой распространенности и потенциалу воздействия на реципиента в литературе жанр реквиема не нашел своего отражения [13]. Отнесение литературного произведения к жанру реквиема условно. Однако связь литературы с музыкальной традицией панихиды позволяет находить черты реквиема в лирических текстах

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Еремина М. Д. Традиции и новаторство жанра реквиема в военной лирике Ю. В. Друниной // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/195007.htm.

поэтов. Литературный жанр реквиема вобрал в себя полярность образов музыкального жанра, а также фиксацию крайних состояний героев, обратив читателя к внутренним переживаниям и исканиям лирического героя, актуальным остается и направленность жанра на сохранение памяти о тех, кому посвящено произведение.

Среди наиболее известных произведений, отнесенных автором к жанру реквиема, выделяется одноименная поэма Анны Андреевны Ахматовой. Проследим реализацию структуры, стилистических и содержательных аспектов реквиема в данном произведении [14].

Текст произведения разделен на несколько структурных частей, в которых реализуется близость с музыкальным жанром панихиды по жертвам сталинских репрессий.

Первые две главы «Посвящение» и «Вступление» образуют пролог, соотносимый с инториусом реквиема.

Основная часть «Реквиема» поделена на отдельные главы, носящие названия, несхожие с наименованием молитв в традиционной мессе, однако пафос текста, а также полярное разведение героев текста (лирическая героиня и противостоящая ей система репрессий), мотивы провидения (мать предрекает гибель сына), плач матери по сыну («К смерти») передают фольклорные мотивы произведения, характерные для жанра позднего реквиема.

Офферториум поэмы представлен главой «Распятье», обряд приношения даров трансформируется в жертвоприношение невинного сына лирической героини. Проводятся параллели с образом Христа, распятого мученика, страдающего за человечество. Тоска, одиночество и смятение героини соотносятся с чувствами Богородицы.

Заключительный раздел «Реквиема» - эпилог, содержащий в себе призыв помнить народное страдание, воплощенное в тексте поэмы, соотносимое с Communio "Lux aeterna", традиционным финалом жанра реквиема в музыке, в переводе означающем «Да воссияет им вечный свет, Господи» [15].

Жанр реквиема как особого поминального лирического текста становится особенно актуальным в годы Великой Отечественной войны. Одним из поэтов, обратившихся в своем творчестве к жанру реквиема, стала Ю. В. Друнина. Отметим, что в творчестве поэтессы традиционный вариант текста реквиема претерпел значительные изменения, однако сохранил смысловые и некоторые структурные особенности.

Стихотворение «Зинка» наполнено личными переживаниями героини, обратившейся к запечатлению в лирической форме памяти о погибшем друге. Как и А. А. Ахматова в поэме «Реквием», Друнина переносит элементы биографии в творчество [16]. Сближение автора стихотворения и его лирического героя делает произведение более личным и естественным. Достоверно известно, что стихотворение «Зинка» посвящено фронтовой подруге Ю. В. Друниной Герою Советского Союза Зинаиде Сам-соновой, погибшей во время одной из атак Красной армии [17].

Стихотворение имеет кольцевую композицию, начинается и заканчивается приведенным фрагментом диалога боевых подруг на привале. Антитеза молодости - символа жизни - и разрушительной силы войны, отнимающей жизнь, положена в основу стихотворения. Полярность образов усиливает пафос произведения. Одним из ведущих мотивов стихотворения становится мотив ожидания родного человека, ушедшего на войну, который реализуется в строках:

Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет...

Гиперболическое предположение о том, что каждый элемент покинутого тихого дома будто ожидает бойца с фронта, подчеркивает одиночество и страдания матери Зинки от

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Еремина М. Д. Традиции и новаторство жанра реквиема в военной лирике Ю. В. Друниной // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/195007.htm.

неизвестности о судьбе дочери [18]. Образ матери, переживающей за своего ребенка, соотносим со страданиями Богородицы и матери в поэме «Реквием» Ахматовой.

Офферторий "Domine Jesu Christe", "Hostias et preces tibi, Domine" имеет отличную от традиционного реквиема структуру. Отсутствует использование слов высокого стиля, что объясняется принадлежностью стихотворения к военной лирике, одной из тенденций которой является использование общеупотребительной лексики и простых синтаксических конструкций, что обеспечивает всеобщее понимание произведения. Текст произведения членится на несколько частей, каждая из которых становится отдельным плачем лирической героини по другу. Гибель подруги вызывает в душе лирической героини смятение и гнев от несправедливости жизни. «Почему же в бинтах кровавых светлокосый солдат лежит?» - восклицает она [19]. Риторическое восклицание соотносится с обращением к богу в одной из молитв реквиема -трактом "Absolve Domine" (Избави, Господи, души всех усопших верных). Антитеза красоты погибшей девушки и ужаса войны в стихотворении раскрывает перед читателем позицию автора - в мире нет места войне. Немаловажным для Друниной становится донести идею о том, что лежит в основе поступка солдата на войне:

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

Секвенция "Dies irae" (День гнева), вступительная часть традиционного реквиема, объединена с молитвой Agnus Dei (Агнец Божий, принявший на себя грехи мира), заключительной частью оффертория. Объяснение мотивов поступков бойцов, идущих в бой, порожденных не жаждой славы, а искренним чувством патриотизма, желанием защитить то, что дорого каждому, представлено в форме речи на Страшном суде во время восхождения к Божественному трону перед вынесением приговора грешникам и дарованием милости праведникам. Страдания лирической героини находят свое отражение в форме плача по невинному, принявшему смерть за чужие грехи [20]. Как и в поэме А. А. Ахматовой, возникают христианские аллюзии на страдания Богоматери по Иисусу Христу, принесению того в жертву, что сближает произведение с жанром панихиды [21].

Заключительная, третья, часть стихотворения Ю. В. Друниной «Зинка» по своей структуре повторяет первую, строится в форме монологического высказывания лирической героини, чья реплика дублирует по своему содержанию монолог Зинки в начале произведения. Лирическая героиня, горюя о погибшей подруге, невольно повторяет произнесенные той слова, а также задумывается о том, как ей сообщить матери Зинки о смерти ее дочери:

...Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?!

Кольцевая композиция произведения позволяет обнаружить связь текста с жанром народных обрядовых поминальных песен - причитаний, что соотносится с актуальной для жанра реквиема XIX-XX вв. тенденцией к русификации и сближению с народной культурой.

Заключительные строки стихотворения - традиционный заключительный раздел реквиема Communio "Lux aeterna" (Да воссияет им вечный свет, Господи) - в традиционном реквиеме имеет законченный финал, однако Друнина в своем произведении оставляет финал открытым, создает своеобразную немую сцену, лирическая героиня задает риторический вопрос, адресуя его самой себе. После внутренней борьбы героиня понимает, что не может найти в себе силы сообщить матери Зинки о смерти

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Еремина М. Д. Традиции и новаторство жанра реквиема в военной лирике Ю. В. Друниной // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/195007.htm.

дочери. Нравственный выбор героини демонстрирует путь очищения и просветления с последующим достижением катарсиса [22]. Поэтесса сознательно оставляет читателя наедине со своими размышлениями, подобными душевным терзаниям лирической героини стихотворения «Зинка». При помощи такого открытого финала реализуется дидактическая направленность текста стихотворения-реквиема.

Таким образом, проследив историю развития реквиема как синтетического музыкального и литературного жанра, выделив основные структурные, стилистические и содержательные особенности, можно сделать вывод, что в чистом виде жанра реквиема в литературе быть не может, так как для его существования необходимо музыкальное сопровождение. Однако, рассматривая текст заупокойных месс, к которым восходит жанр традиционного реквиема, а также ряд стихотворных текстов, отнесенных авторами к этому жанру, можно предположить возможность использования этого термина применительно к стихотворениям мемориального характера, посвященным памяти близких, жертв военных действий и природных катаклизмов. Анализируя творчество Ю. В. Друниной, мы выделили стихотворение «Зинка» как пример особого варианта существования жанра реквиема в литературе. Отметим, что структурная композиция произведения, а также его эмоциональная окраска и нацеленность на увековечивание имени павшего воина позволяют говорить о принадлежности к жанру, однако с точки зрения стилистики наблюдается отсутствие высокой лексики, характерной для жанра реквиема. Наличие отсылок к христианским сюжетам и сближение с жанром плача и поминальной песни устного народного творчества сближает стихотворение «Зинка» с реквиемом XIX-XX вв., претерпевшим изменения и отошедшим от каноничного жанра заупокойной мессы.

Ссылки на источники

1. Студенникова C. В. Жанр реквиема в отечественной музыке: история, традиции, современность: дис. ... канд. искусствоведения. - Саратов, 2010. - С. 46.

2. Петров В. О. Реквием: пути деканонизации жанра в хх веке // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире: сб. материалов междунар. науч. конф. / ред.-сост. С. И. Хватова.

- Майкоп, 2017. - С. 551.

3. Студенникова С. В. Указ. соч. - С. 79.

4. Петров В. О. Реквием и современность // Христианские образы в искусстве: сб. тр. - М.: РАМ имени Гнесиных, 2012. - С. 90.

5. Студенникова С. В. Указ. соч. - С. 53.

6. Латышева Т. П. Тема плача в творчестве советских композиторов // 70 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: материалы науч.-практ. конф. / отв. ред. И. В. Хриптулов; науч. ред. Е. А. Сикорский, В. И. Винокуров, Е. В. Горбылева, Н. А. Новикова. - Смоленск: Смоленский государственный институт искусств, 2015. - С. 116.

7. Левик Б. В. Реквием // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Г. В. Келдыш. - Т. 4: Окунев-Симович. - М.: Сов. энцикл., 1978. - С. 7.

8. Бочаров А. Сквозь ветер века // Литературная газета. - 1962. - 25 окт. - С. 3.

9. Пожидаев Г. Дмитрий Борисович Кабалевский. - М.: Музыка, 1970. - С. 58.

10. Записные книжки Анны Ахматовой (1958-1966). - М.; Torino: Российский государственный архив литературы и искусства, Giulio Einaudi editore s.p.a., 1996. - С. 212.

11. Лосева О. В. От церковной музыки - к музыке духовной: эскиз новой истории реквиема // Западное искусство XX века: проблема развития западного искусства XX века. - СПб., 2001. - С. 91.

12. Медведев А. Помните, люди! // Литературная газета. - 1963. - 23 февр. - С. 3.

13. Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире: сб. материалов междунар. науч. конф. / ред.-сост. С. И. Хватова. - С. 11.

14. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Т. I.

- М.: Изд-во «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2005. - С. 662.

15. Левин Ю. И. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Сегал Д. М. Литература как охранная грамота. - М.: Водолей, 2006. - С. 53.

Еремина М. Д. Традиции и новаторство жанра реквиема в военной лирике Ю. В. Друниной // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/195007.htm.

16. Хисамутдинова Р. Р. Юлия Друнина: поэт, фронтовик, человек // Взгляд через столетие: революционная трансформация 1917 года (общество, политическая коммуникация, философия, культура): сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции / под ред. О. В. Милаевой, О. В. Черновой. - Прага, 2017. - С. 228.

17. Друнина Ю. В. Зинка. - М., 2015. - С. 8.

18. Ныпадымка А. С. Ключевые слова «боль», «любовь», «юность» в идиолекте Ю. В. Друниной: дис. ... канд. филол. наук / Удмуртский государственный университет. - Ижевск, 2002. - С. 107.

19. Там же. - С. 140.

20. Там же. - С. 151.

21. Джураева А. Д. Концепт «страдание» в поэме А. Ахматовой «Реквием» // Научно-технический прогресс как фактор развития современного общества: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2018. - С. 165.

22. Хисамутдинова Р. Р. Указ. соч. - С. 230.

Maria Eremina,

Graduate Student, Moscow State Pedagogical University, Teacher, School No.2200, Moscow marya.eremina2011 @yandex.ru

Tradition and innovation of the requiem genre in the military poetry by Yu. V. Drunina Abstract. The article describes the development of the requiem genre in music and literature. The relevance of the study is determined by the increasing role of military poetry in the formation of personality morals. The purpose of the study is to trace the stylistic and compositional patterns of the of the requiem genre realization in military lyrics using cultural-historical and comparative approaches on the example of the poem by Yu. V. Drunina "Zinka". The requiem genre is a synthetic genre of music and poetic art, but literary figures applied the term "requiem" to their works. The features of the non-canonical funeral Mass, identified in the poem by Yu. V. Drunina "Zinka", allow us to conclude about the peculiar form of the requiem genre in literature, apart from the musical work accompanying, according to tradition, the text of the prayer. The theoretical significance of the study consists in describing the peculiarities of the genre, as well as the degree of its implementation in a particular work. The practical significance of the article lies in the literary analysis of the poem by Yu. V. Drunina "Zinka" from the point of view of its assignment to the genre of requiem. Key words: requiem, military lyrics, poetry by Yu. V. Drunina, war veterans-poets. References

1. Ctudennikova, C. V. (2010). Zhanr rekviema v otechestvennoj muzyke: istoriya, tradicii, sovremennost': dis. ... kand. iskusstvovedeniya, Saratov, p. 46 (in Russian).

2. Petrov, V. O. (2017). "Rekviem: puti dekanonizacii zhanra v HKH veke", Bogosluzhebnye praktiki i kul'to-vye iskusstva vsovremennommire: sb. materialovmezhdunar. nauch. konf., Majkop, p. 551 (in Russian).

3. Ctudennikova, C. V. (2010). Op. cit., p. 79.

4. Petrov, V. O. (2012). "Rekviem i sovremennost'", Hristianskie obrazy v iskusstve: sb. tr, RAM imeni Gne-sinyh, Moscow, p. 90 (in Russian).

5. Ctudennikova, C. V. (2010). Op. cit., p. 53.

6. Latysheva, T. P. (2015). "Tema placha v tvorchestve sovetskih kompozitorov", 70 let so dnya Pobedy sovetskogo naroda v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945godov:materialynauch.-prakt. konf., Smo-lenskij gosudarstvennyj institut iskusstv, Smolensk, p. 116 (in Russian).

7. Levik, B. V. (1978). "Rekviem", Muzykal'naya ehnciklopediya: v 61., gl. red. G. V. Keldysh, T. 4: Okunev-Simovich, Sov. ehncikl., Moscow, p. 7 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Bocharov, A. (1962). "Skvoz' veter veka", Literaturnaya gazeta, 25 okt, p. 3 (in Russian).

9. Pozhidaev, G. (1970). Dmitrij Borisovich Kabalevskij, Muzyka, Moscow, p. 58 (in Russian).

10. (1996). Zapisnye knizhki Anny Ahmatovoj (1958-1966), Rossijskij gosudarstvennyj arhiv literatury i iskusstva, Giulio Einaudi editore s.p.a., Moscow, Torino, p. 212 (in Russian).

11. Loseva, O. V. (2001). "Ot cerkovnoj muzyki - k muzyke duhovnoj: ehskiz novoj istorii rekviema", Zapadnoe iskusstvo XX veka: problema razvitiya zapadnogo iskusstva XX veka, St. Petersburg, p. 91 (in Russian).

12. Medvedev, A. (1963). "Pomnite, lyudi!", Literaturnaya gazeta, 23 fevr, p. 3 (in Russian).

13. (2017). Bogosluzhebnye praktiki i kul'tovye iskusstva v sovremennom mire: sb. materialov mezhdunar. nauch. konf. /red.-sost. S. I. Hvatova, p. 11 (in Russian).

14. (2005). Russkaya literatura XX veka. Prozaiki, poehty, dramaturgi. Biobibliograficheskij slovar'. T. I, Izd-vo «OLMA-PRESS Invest», Moscow, p. 662 (in Russian).

15. Levin, Yu. I. (2006). "Russkaya semanticheskaya poehtika kak potencial'naya kul'turnaya paradigm", in Segal, D. M. Literatura kak ohrannaya gramota, Vodolej, Moscow, p. 53 (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

ко ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Еремина М. Д. Традиции и новаторство жанра реквиема в военной лирике Ю. В. Друниной // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/195007.htm.

16.

17.

18.

19.

20. 21.

22.

Hisamutdinova, R. R. (2017). "Yuliya Drunina: poeht, frontovik, chelovek", Vzglyad cherez stoletie: revo-lyucionnaya transformaciya 1917 goda (obshchestvo, politicheskaya kommunikaciya, filosofiya, kul'tura): sb. st. Vseros. nauch.-prakt. konf. k 100-letiyu Velikoj Oktyabr'skoj socialisticheskoj revolyucii, Praga, p. 228 (in Russian).

Drunina, Yu. V. (2015). Zinka, Moscow, p. 8 (in Russian).

Nypadymka, A. S. (2002). Klyuchevye slova «bol'», «lyubov'», «yunost'» v idiolekte YU. V. Druninoj: dis. ... kand. filol. nauk, Udmurtskij gosudarstvennyj universitet, Izhevsk, p. 107 (in Russian). Ibid., p. 140. Ibid., p. 151.

Dzhuraeva, A. D. (2018). "Koncept "stradanie" v poehme A. Ahmatovoj "Rekviem", Nauchno-tekhnicheskij progress kak faktor razvitiya sovremennogo obshchestva: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Ufa, p. 165 (in Russian).

Hisamutdinova, R. R. (2017). Op. cit., p. 230.

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 16.12.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.01.19

Принята к публикации Accepted for publication 30.01.19 Опубликована Published 31.03.19

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Еремина М. Д., 2019

9772304120197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.