УДК 008:37
Н. С. Синецкий
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КУЛЬТУРЕ АРАБСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ)
Дается определение традиции, анализируется традиционная составляющая культуры арабской цивилизации, ее модернизационный потенциал, соотношение традиционного и инновационного в системе образования арабских стран.
Ключевые слова: традиция, новаторство, модернизация, образование, постмодернизм, постиндустриальное общество
The author gives the definition to the term “tradition ”, analyzes the traditional component of the culture of the Arab civilization, as well as its modernization potential. Ratio of traditional and innovative components in the educational system in the Arab states is also analyzed in the article.
Keywords: tradition, innovation, modernization, education, postmodernism, post-industrial society
Особенность современного этапа истории заключается в переходе человечества на принципиально новую ступень цивилизационного развития и, как следствие, в смене концепции мировосприятия. На наших глазах происходит отход от культуры модерна и завершение индустриального периода развития общества. Говоря об индустриальном обществе, можно выделить следующие его черты:
1) относительная статичность картин мира;
2) относительная устойчивость жизненных укладов и характерных для них темпоритмических алгоритмов, не менявшихся десятилетиями;
3) относительная устойчивость «систем координат», смысложизненных ориентиров, в которых выстраивалась жизненная парадигма представителей тех или иных сообществ [5, с. 88-89].
Индустриальная культура модерна в большой степени стандартизована, ей присуще четкое представление о том, как должно быть. Однако современный мир перестает вписываться в рамки индустриальной культуры. Как пишет И. Д. Джохадзе, «в постмодернистской культуре стираются традиционные различия между высоким и низким, серьезным и несерьезным, авангардистским и ретроградным, размываются критерии стиля и качества. Модернистские антагонистические противо-
речия и дистинкции, структурировавшие мышление и поведение человека индустриальной эпохи, утрачивают эпистемологическую определенность и категоричность» [1, с. 14-15]. В противоположность модерну эпоха постмодерна отличается высокой скоростью изменений. Р. Курцвейл утверждает, что скорость смены представлений о мире экспоненциально растет, к 2000 г. она составила примерно 1 раз в 10 лет [8, р. 11]. В таких условиях первостепенное значение приобретают креативность, способность к быстрой адаптации к постоянно меняющимся внешним условиям; успешными и конкурентоспособными становятся только те, кому удается идти в ногу со временем. Не случайно наиболее экономически и технологически развитыми на сегодняшний день являются наиболее постмодернистские общества Запада.
Говоря о характерных чертах постмодерна, как правило, выделяют фрагментарность общества, децентрацию социальной жизни, клиповость сознания [См.: 2]. Принципы постмодерна - плюрализм и отказ от господства всеобъемлющих универсалий. В данной ситуации особенно остро встает проблема соотношения традиции и новаторства в культуре, ведь от этого соотношения зависит направление и темп развития общности, а также ее конкурентоспособность в мировом масштабе.
93
Традиция и новаторство - две стороны культуры. В научной литературе существует множество подходов к изучению как традиции, так и новаторства. Имеющиеся подходы к изучению проблемы традиции можно объединить в три основных: коммуникативный (изучение процесса межпоколенной передачи ценностей), объектный (определение сущности, границ, характеристик и структуры традиции) и аксиологический (внимание сконцентрировано на современной оценке содержания традиции) [4, с. 71, 73]. В контексте данного исследования наиболее актуальным нам видится последний подход. Традицию можно определить как исторически сложившуюся и воспроизводимую из поколения в поколение ценностную модель поведения внутри социальной группы. Роль и функция традиции состоит в сохранении и трансляции накопленного человеческого опыта. Актуализация этого опыта является базой для дальнейшего развития, которое, однако, немыслимо и без новаторства, творчества. Новаторство в культуре -выработка новых моделей поведения, связанных с изменением условий жизни социальной группы.
Арабский Восток благодаря своему географическому положению и обладанию огромными природными богатствами является важным, более того, одним из ключевых регионов мира. Помимо природных ресурсов, этот регион известен регулярностью происходящих в нем резонансных событий, активно освещаемых информационными агентствами всех стран. И если не считать практически ежедневные сводки с военных действий (в регионе имеет место несколько локальных военных конфликтов), то у поступающей информации выявляется любопытная особенность: с одной стороны, это постоянные акты агрессии против Запада (последний случай - беспорядки, вызванные публикацией в Интернете видеоролика под названием «Невинность мусульман»), а с другой - мы периодически слышим о строительстве суперсовременных самых высоких в мире небоскребов по последним западным технологиям и проектам
или о гонках «Формулы-1» в Арабских Эмиратах на одной из лучших в мире трасс. Как две прямо противоположные тенденции могут исходить из одной и той же культурной общности, культурной среды?
Ядром арабской культуры является ислам, с предписаниями которого так или иначе согласуются все стороны личной и общественной жизни арабов. Священная книга ислама Коран, по религиозному учению, является божественным откровением, произнесенным устами пророка Мухаммада - посланника Бога на Земле. В некоторых государствах, например, в Саудовской Аравии, Коран фактически заменяет конституцию. Безусловный авторитет священной книги, факт доминирования религии и ее проникновения во все сферы жизни позволяют сделать вывод о традиционалистском характере арабской цивилизации. Ведь в отличие от конституции в Коран не внести поправки, необходимость которых обусловлена требованиями времени. Тем не менее наиболее просвещенные круги арабских стран начинают осознавать необходимость модернизации, о чем свидетельствуют регулярные конференции, посвященные проблемам культурного и технологического развития арабского региона, проводимые в разных странах. Мы сделали попытку оценить модер-низационные процессы в таком институте арабского общества, как образование. По нашему мнению, он является одним из ключевых для воспроизводства и развития культуры и оказывает большое влияние на формирование личностных качеств и мировоззрения.
Ислам придает большое значение образованию и просвещению. Коран гласит: «Читай, потому что Господь твой всещедр. Он научил тебя владеть пером, Он научил человека тому, чего тот не знал» (96:3-5). Согласно мусульманской религии, Аллах научил человека исламу, ниспослав ему Коран, однако наиболее полно постигнуть глубину священного писания можно лишь, будучи человеком образованным, интеллектуально развитым и не перестающим развиваться с тем, чтобы продолжать открывать новые истины, изложенные в
94
книге. Пророк Мухаммад в числе главных знамений наступления конца света указывал «полное отмирание науки» и «тревожное возрастание невежества» [6, хадис 64]. Также существует хадис, в котором говорится, что лучше всего осведомлены о приказах Бога те, чей ум наиболее совершенен, а они будут наделены высочайшим статусом как в земной жизни, так и в вечной [9, р. 763]. Таким образом, интеллектуальное развитие, просвещение теснейшим образом связано с верой и является религиозным долгом мусульманина. Халифат в Средние века представлял собой один из мировых центров науки и просвещения. Сегодня, однако, в арабском регионе прямо противоположная ситуация - по данным ЮНЕСКО, в 2012 г. уровень неграмотности среди взрослого населения арабских стран в полтора раза превышает мировой. Даже те, кто получил образование в регионе, едва ли могут успешно конкурировать с коллегами, например, из Европы или США.
Арабское образование в настоящее время обладает крайне низкой конкурентоспособностью на мировом уровне. Корень этой серьезной проблемы, с которой столкнулась арабская цивилизация на современной стадии своего развития, видится в отсутствии у государства и общества четкого представления о задачах системы образования и ожидаемых результатах ее работы. Кроме того, не сформирована образовательная культура, адекватная требованиям времени. Проблеме образования в арабских странах большое внимание уделяется не первое десятилетие, однако образование по сей день остается преимущественно формальным, нацеленным не на производство новых знаний, что необходимо в современных условиях, а на хранение и передачу имеющихся. Профессор Али Аль-Хамали отмечает, что современное арабское образование является преимущественно теоретическим. Учебные программы в основном предусматривают традиционный подход и построены на механическом заучивании информации. В результате выпускники арабских учебных заведений практически не получают навыков
анализа фактов, критического мышления. Кроме того, арабские системы образования не уделяют должного внимания развитию творческого начала, способности проявлять инициативу, брать на себя ответственность [См.: 13], т. е. важнейших личностных качеств человека новой эпохи. Возможно, это связано с деспотичностью арабских режимов, подавляющих гражданские свободы. В «Арабском отчете о развитии человеческого потенциала» отмечается, что отличительной чертой ряда университетов в арабских странах является отсутствие независимости от правящего режима и нахождение под его прямым контролем [12, с. 70].
Ситуация осложняется недостаточностью финансирования системы образования. Совокупные расходы арабских государств на образование относительно их национальных ресурсов близки к среднемировым, однако только половина стран вкладывает в образование больше четырех процентов ВВП (для сравнения - США расходуют на эти цели 5,4 % ВВП, Великобритания - 5,5, Франция - 5,8) [10, р. 380-383]. По оценке профессора университета «Аль-Джабаль аль-гарби» города Эз-Завия (Ливия) Али Саида Аль-Муханкира, на душу учащегося населения государственные затраты равны в среднем 340 $ США. В то время как в индустриально развитых странах этот показатель равен 6500 $ [См.: 11]. Конечно, это усредненный показатель. Среди арабских стран отчетливо выделяется группа наиболее экономически благополучных государств с наименьшей численностью населения. Речь идет об ОАЭ, Саудовской Аравии, Катаре, Кувейте, Бахрейне, Иордании. Расходы на образование здесь выше, чем в среднем по арабскому региону. Средств, которые вкладывают в образование остальные арабские правительства, не хватает для того, чтобы кардинально повысить его качество. Не разрабатываются новые подходы, не развивается материально-техническая база. Библиотеки и лаборатории во многих университетах устарели [12, с. 70].
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что образование в араб-
95
ском мире имеет своей целью, главным образом, воспроизводство традиционной составляющей культуры и формирует сознание, практически не склонное к разработке инноваций, которые имели бы общемировое значение, а только к внедрению новшеств, выражающихся во внешнем копировании некоторых атрибутов западной жизни. Например, заимствование передовых западных технологий.
Однако определенные шаги, нацеленные на качественную модернизацию системы образования все же предпринимаются. Несмотря на имеющиеся трудности, в регионе четко осознается необходимость решения вопроса качества образования. Лидерами модернизации системы образования являются ОАЭ и Катар [7, р. 158]. Больших успехов достигли Кувейт и Иордания. В ОАЭ и Катаре сделан упор на привлечение иностранных вузов. Так, в Дубае (Арабские Эмираты) создана Деревня знаний - свободная экономическая зона, где размещено несколько десятков вузов США, Великобритании, Индии, Австралии и других стран. Продолжение проекта -Дубайский международный академический городок, включающий помимо университетов необходимую инфраструктуру. Таким образом, по завершении проекта микрорайон будет представлять собой кампус, где студенты и преподаватели смогут не только учиться и работать, но и жить. Похожий проект осуществлен в Катаре. Образовательный город в Дохе - университетский городок, где размещаются представительства университетов США, Франции и Великобритании, научноисследовательские институты, технопарк, выставочные центры и другие объекты.
Такой подход - привлечение университетов из стран с инновационной системой образования - на первый взгляд может показаться вполне удачным. Теоретически получение арабскими студентами образования западного типа в подобных учебных центрах со временем будет способствовать либерализации консервативных в культурном плане арабских обществ. Проблема, однако, в том, что такие центры не могут изменить культурно-образовательную
среду арабского общества, которое в целом остается сугубо традиционалистским. Причина кроется в принципиальной разнице подходов к образованию на Западе и на Арабском Востоке. Состоит она в том, что на Западе преподаватель не имеет монополии на истину, и та информация, которую он дает ученикам, может быть оспорена или не принята ими. Инновационная система образования нацелена на развитие критического мышления, а знание формируется из столкновения различных, а часто и противоположных точек зрения, концепций и личного опыта. Вследствие данного противоречия возникает значительный творческий потенциал, склонность к анализу. В качестве формулы такой системы можно привести известный афоризм, приписывается европейскому философу Сократу: «В споре рождается истина», смысл которого в необходимости плюрализма мнений и идей для успешного развития.
Арабский учитель, в отличие от западного преподавателя, дает не информацию для размышления, а конечное Знание, истину в последней инстанции. Учитель, как и любой сколько-нибудь образованный человек, обладает высоким статусом и определенным авторитетом, не только светским, но и религиозным. В Коране образованный и необразованный человек сравниваются как верующий и неверующий: «Кто покорен Богу, кто проводит ночь преклоненный ниц или стоя, кто боится будущей жизни и надеется получить милосердие Господа, будет ли тот сравнен с неверующим? Скажи: знающие и невежественные будут ли сравнены между собою? Пусть разумные люди подумают об этом» (39:9). Образованный человек - Посвященный, обладающий некой тайной. Поэтому те Знания, которые дает учитель, не подлежат критическому анализу, это истина, которую следует принять и запомнить. Кроме того, модернизация в арабском мире зачастую происходит, как это ни парадоксально, в рамках традиции, и к традиции, в конце концов, адаптируется.
Такое положение вещей практически не оставляет арабской цивилизации сколько-нибудь реальных шансов на лидерство в
96
современных мировых условиях. Однако путь инноваций, избранный западными цивилизациями, опасен и непредсказуем, и миссия традиционалистских цивилизаций, к которым относится и арабская, видится нам в том, чтобы быть некой, выражаясь терминами инфор-
матики, «точкой восстановления» или «резервной копией» человечества в случае его неудачи на инновационном пути развития. Таким образом, оба пути развития и традиционалистский, и инновационный по-своему важны и ценны для человечества.
1. Джохадзе, И. Д. Демократия после модерна / И. Д. Джохадзе. - М.: Праксис, 2006. - 112 с.
2. Емелин, В. А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна [Электронный ресурс] /
B. А. Емелин. - Режим доступа: http://emeline.narod.ru/postindustrial.htm.
3. Коран / пер. с араб. и коммент. Д. Н. Богуславского. - istanbul: Cagri yayinlari, 2004. - 813 с.
4. Лобанова, Т. В. Основные подходы к изучению проблемы традиции / Т. В. Лобанова // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. - 2008. - № 1 (9). - С. 70-76.
5. Синецкий, С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего: моногр. /
C. Б. Синецкий. - Челябинск: Энциклопедия, 2011. - 288 с.
6. Хадисы Пророка [Электронный ресурс]. / пер. и коммент. В. Пороховой. - Хадис 64. - Режим доступа: http ://hadith200.narod.ru/page064. html.
7. Human Development Report 2011. Sustainability and Equity: A Better Future for All / UNDP. Basingstoke. -New York: Palgrave Macmillan, 2011. - 178 p.
8. Kurzweil, R. The singularity is near: when humans transcend biology / R. Kurzweil. - New York City: Viking Press, 2006. - 672 p.
9. Rayshahri, M. Muhammadi. The scale of wisdom: a compendium of Shi’a hadith. Bilingual edition / M. Muhammadi Rayshahri. - London: ICAS Press, 2009. - 1432 p.
10. Youth and skills: Putting education to work. EFA Global Monitoring Report 2012 / UNESCO. - Paris : UNESCO, 2012. - 465 p.
11. Al-Muhanker, A. S. Waqi‘u-t-ta‘limi fi-l-biladi-l-‘arabiyati wa-tatllu‘atu-l-jawdati [Электронный ресурс] / Ali Sa‘id Al-Muhanker. - Режим доступа: http://alhammali.mam9.com/t174-topic.
12. Takrir at-tanmiyati-l-insaniyati-l-‘arabiyati li-l-‘ami 2003 nahwa iqamati mujtama‘-l-ma‘rifati / Al-maktabu-l-iqlimiy li-d-uwali-l-‘arabiyati. - ‘Amman: Sintaks, 2003. - 202 s.
13. Al-Hamali, A. Mashakilu-t-ta‘limi fi-l-watani-l-‘arabiyi bi-sifatin ‘ammatin [Электронный ресурс] / A. Al-Hamali. - Режим доступа: http://alhammali.mam9.com/t10-topic.
Сдано 27.05.2013
97