Научная статья на тему '«Арабская весна» как бифуркационная точка современной арабской цивилизации'

«Арабская весна» как бифуркационная точка современной арабской цивилизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
591
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / «АРАБСКАЯ ВЕСНА» / ИСЛАМИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синецкий Никита Сергеевич

В статье анализируются предпосылки для революций в арабских странах, описывается современная политическая, экономическая и культурная ситуация на Арабском Востоке, даётся прогноз развития арабской цивилизации после «арабской весны».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Арабская весна» как бифуркационная точка современной арабской цивилизации»

УДК 327.39(=927)

Никита Сергеевич Синецкий

Челябинская государственная академии культуры и искусств

«АРАБСКАЯ ВЕСНА» КАК БИФУРКАЦИОННАЯ ТОЧКА СОВРЕМЕННОЙ АРАБСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В статье анализируются предпосылки для революций в арабских странах, описыва— ется современная политическая, экономическая и культурная ситуация на Арабском Востоке, даётся прогноз развития арабской цивилизации после «арабской весны».

Ключевые слова: арабская цивилизация, «арабская весна», исламизм.

Вот уже почти два года весь мир пристально следит за событиями, разворачивающи— мися в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки. Такой интерес обуслов— лен не только тем, что арабский регион по ряду причин является одним из важнейших и происходящие там изменения могут так или иначе отразиться на остальном мире, но и потому, что то, что происходит там сейчас, как минимум, удивляет.

Арабская весна - такое название закрепилось за внезапно поднявшейся в регионе волной протестных акций, в некоторых странах закончившихся революцией - ломает стереотипы, меняет сложившееся представление об арабской цивилизации как о циви— лизации стабильной и инертной. Государственные перевороты и революции случались в арабских странах и ранее, но то были, как правило, спланированные и продуманные операции по захвату власти, сейчас же всё начинается со стихийных уличных выступле— ний, а само протестное движение напоминает огонь, который, загоревшись в одной стра— не, быстро перекидывается с очага на другое государство. На данный момент из двух с лишним десятков арабских стран не охваченными огнём протеста остаются только три: Катар, Коморские острова и Объединённые Арабские Эмираты. «После окончания Вто— рой мировой войны в мире ещё не происходило таких масштабных и обширных беспо— рядков», - отмечает китайский профессор Ши Цзяньсюнь [3].

Арабская культура основана на ценностях и нормах ислама в сочетании с бедуинскими правилами поведения. Исконной территорией арабов, с которой началось их дальнейшее расселение, считается Аравийский полуостров. До появления ислама на арабской земле господствовало язычество. Люди поклонялись идолам в виде камней. Единая власть на полуострове отсутствовала, вместо неё было господство тех или иных племенных со— юзов на определённой территории. Следовательно, доисламская Аравия была местом постоянных междоусобных столкновений, племенные союзы находились в постоянном состоянии войны друг с другом. Остро требовалась объединяющая идея, которая бы по— служила стимулом к прекращению кровопролития и совместному развитию. Стоит отме— тить, что и вера в идолов со временем стала ослабевать, люди всё сильнее чувствовали разочарование в язычестве. Возможно, этому способствовали тесные контакты арабов с иудеями и христианами и осознание единства веры как мощного объединяющего фактора. Надо сказать, что у арабов были представления о едином верховном божестве, стоявшем над их пантеоном, по мере развития этих представлений акцент на его единстве усиливал— ся до тех пор, пока в УП веке не начал выступать с публичными проповедями и не основал новую религию - ислам - пророк Мухаммад. Основная идея ислама очень проста - призна— ние того, что Бог только один, и что Мухаммад - его пророк. Имя Бога - Аллах - дословно с арабского можно перевести как «единственный Бог». Последователи Мухаммада стали

(С) Н. С. Синецкий, 2012

называться мусульманами (от арабского «муслимун» - покорившиеся Богу), а их община— уммой. Началось создание единого исламского государства - Халифата.

С тех пор было покончено с присущим арабам идолопоклонничеством. Даже бедуин— ская преданность семье, роду и племени отошла на второй план, уступив первое место преданности Аллаху. Ислам стал определяющим фактором арабского мировоззрения, ос— новой арабской культуры наряду с бедуинским кодексом чести. Арабы отличаются особой религиозностью, ислам регулирует не только вопросы морали, духовности и поклонения, но также экономические, правовые, политические и любые другие отношения. Ислам - ре— лигия, пронизывающая всё арабское общество. Всё, что происходит в арабском обществе, так или иначе соотносится с исламом, регламентируется им. Арабам свойственно во всём полагаться на Божью волю; подчинённое положение, связанное с особенностями устрой— ства арабской семьи, и предписания ислама выработали в арабах спокойствие, смирение, покорность и неверие в возможность какого-либо существенного преобразования одними лишь собственными силами. Одна из наиболее часто употребляемых арабом фраз - «Если пожелает Аллах», которая добавляется к любым договорённостям и обещаниям и показы— вает, что араб никогда не может быть на 100 % уверен в том, что ему удастся выполнить это обещание или договорённость. Даже в очень тяжёлой ситуации арабы не падают ду— хом, воспринимая трудности как испытания со стороны Аллаха. Таким образом, арабам покорность внешним обстоятельствам, так как они создаются Аллахом.

С появлением ислама началось создание, как уже было сказано выше, единого арабомусульманского государства, стала развиваться единая арабская культура, произошла даже унификация арабского языка, диалекты которого в значительной степени различа— ются, но отныне один из диалектов получил статус литературного, эталонного. Одной из ценностей ислама является знание и стремление человека к его получению. Халифат в своё время стал одним из основных мировых центров науки, культуры и искусства. Арабы преуспели в архитектуре, точных науках, инженерном деле, медицине, химии, философии и многих других областях. Но, как это ни парадоксально, успехи в науке и культуре, высокое развитие Халифата привели к его ослаблению, со временем сделав его не способным сохранять целостность своей территории. В ХУ-ХУ1 вв. земли Халифата перешли под контроль Османской империи. Развитие арабской культуры в тот период остановилось, однако под её влиянием началось прогрессивное развитие Европы, кото— рое в конечном итоге обеспечило Западу доминирующую роль в мире. После распада Османской империи практически все арабские земли стали подмандатными территори— ями европейских государств, затем обрели независимость, и сегодня бывший Халифат представляет собой свыше двух десятков независимых арабских государств.

Распад Халифата кардинально изменил состояние арабской цивилизации, которое от— ныне можно охарактеризовать как упадок. XX век - время усиления тенденций глобали— зации, главная роль в которой принадлежала и принадлежит наиболее экономически раз— витым странам Запада. Кроме того, в XX веке началась очередная научно-техническая революция, результатом которой является переход наиболее развитых обществ на новую ступень развития, от индустриального этапа к постиндустриальному. Вместе с техноло— гическими инновациями Запад неизбежно распространяет по всему миру свои культур— ные ценности, нормы поведения и образ жизни. Что касается арабской цивилизации, то ислам для неё продолжает играть главенствующую роль, однако теперь он не является двигателем научно-технического развития и конкуренции на мировой арене, а средством защиты арабской самобытности, над которой нависла угроза западной культурной экс— пансии. По крайней мере, так можно было однозначно судить до недавнего времени.

Сделаем небольшое отступление, чтобы дать характеристику того, что сегодня пред— ставляет собой Арабский Восток. Арабские страны Ближнего Востока и Северной Аф— рики являются сегодня одним из самых неспокойных регионов в мире. Только в одном

этом регионе происходят несколько крупнейших затяжных вооружённых конфликтов, являющихся территориальными спорами, переросшими в межнациональную и межрели— гиозную конфронтацию: арабо-израильский конфликт в Палестине, межклановая борьба и анархия в Сомали, межэтнический конфликт в Дарфуре (Судан), проблема Западной Сахары. Эти длящиеся десятилетиями кризисы привели к появлению поколений, кото— рые никогда не жили в мирное время и для которых насилие является нормой, обычным состоянием. Проблема выработки компромиссных политических решений усугубляется взаимным недоверием арабских государств друг к другу и межарабским соперничеством.

У многих государств арабского мира существуют территориальные претензии как друг к другу, так и к другим странам (Катар заявляет о своих правах на принадлежащий в данный момент Бахрейну остров Хавар, у Марокко разногласия с Испанией по поводу Сеуты и Мелильи, пограничные споры между Йеменом и Эритреей, Египтом и Суданом, Ливией и Алжиром, существуют некоторые разногласия между эмиратами ОАЭ). До сих пор не завершена делимитация границ между Йеменом и Саудовской Аравией, Алжиром и Ма— рокко и других. Имеет место напражённость между Сирией, Ираком и Турцией; Суданом, Эфиопией и Египтом; Сирией, Палестинской национальной администрацией и Израилем по поводу распределения водных ресурсов. Арабскому менталитету присущи единство и сплочённость, но на политическом уровне среди арабских государств налицо разобщён— ность. Несмотря на то, что конституциями многих из них предусмотрен курс на сближение в первую очередь с братскими арабскими странами, каждая из них преследует собствен— ные цели. Таким образом, сегодняшняя арабская цивилизация раздроблена и непрочна.

Помимо политики, разобщённости арабской цивилизации способствует и экономи— ка. Арабский регион богат природными ресурсами, такими как нефть и газ, но залега— ют они не равномерно. Государства, располагающие нефтегазовыми месторождениями, являются на сегодняшний день экономически благополучными, остальные бедствуют. Проблемой и тех, и других является перенаселение как следствие высокой рождаемо— сти. Высокая рождаемость традиционна для арабов, но в доиндустриальный период она компенсировалась высокой младенческой и детской смертностью. После того, как во второй половине XX века арабы обнаружили на своей территории запасы нефти и стали получать доходы от их продажи, началась модернизация медицины, что снизило смерт— ность при сохранении уровня рождаемости. Это привело, во-первых, к демографическо— му взрыву, в результате которого ухудшились материальные условия жизни населения арабских стран, а во-вторых, к омоложению населения и как следствие - его радикализа— ции [1]. Сегодня почти половину населения региона составляет молодёжь, а 38 % - под— ростки [см.: 4]

Немаловажным обстоятельством является то, что огромное количество молодёжи получает современное высшее образование (например, число студентов только одного факультета Каирского университета может доходить до 30000 [см.: 1]), соответственно, почти половина выпускников вузов не в состоянии работать по специальности и вынуж— дена заниматься низкооплачиваемым неквалифицированным трудом.

Столь большая доля молодого, активного, но безработного и экономически не состоя— тельного населения создаёт угрозу стабильности, которая уже реализовалась в свержении правящих режимов в нескольких арабских странах. Одним из способов решения возник— шей проблемы является управление демографической ситуацией. Как уже было сказано, на Арабском Востоке получает распространение современного высшего образования, но распространяется оно не равномерно, и уровень неграмотности в арабских странах до сих про превосходит среднемировой. 6 с половиной миллионов детей не имеют возможности получить высшее образование [см.: 2], а многие не имеют доступа даже к начальному об— разованию. Особенно высок уровень неграмотности среди женщин, а между женской гра— мотностью и рождаемостью существует прямая зависимость: чем выше грамотность, тем

ниже рождаемость. Ситуация с образование, наукой и научно техническим развитием на Арабском Востоке подробно описана автором в статье «Проблематика освоения техноло— гических инноваций арабским обществом» («Челябинский гуманитарий, № 4(13)/ 2010»),

В настоящее время арабские страны всё больше и больше ощущают потребность в модернизации политической, экономической, культурной и общественной жизни. В арабском мире появляется потребность в построении гражданского общества, но спо— собно ли арабское общество на нынешнем этапе своего развития модернизироваться по западному образцу? Учитывая ментальные, экономические, политические и культурные особенности арабов, автор даёт неутешительный прогноз. Общество в большинстве сво— ём не готово к восприятию западных либеральных ценностей, и таким образом, самым вероятным, самым понятным для него аналогом западному гражданскому обществу яв— ляется исламизм (что мы уже видим в Египте) и такие его проявления, как радикализм и фундаментализм. Ислам очень удобно эксплуатировать, играя на чувствах жаждуще— го справедливости материально неблагополучного населения, утверждая, что причиной всех его бед является отход от первоначальных идей, от «чистой» религии, от правед— ного пути и восприятие чуждых западных норм и ценностей, распространение которых направлено на разрушение самобытности и культурной идентичности арабского народа (следует отметить, что арабская элита давно ведёт вполне западный образ жизни). Под— держка населением фундаменталистов подкрепляется постоянными межэтническими, межконфессиональными, межнациональными вооружёнными конфликтами, влекущими за собой проблему беженцев, демографическую проблему, безработицу и прочие небла— гоприятные факторы. Следовательно, борьба с фундаментализмом не будет приносить серьёзных плодов до тех пор, пока фундаментализм остаётся довольно сильной объе— диняющей и мобилизующей идеей, ведь он основан на исламской религии, одном из ключевых факторов арабского самосознания. На сегодняшний день радикальные исла— мистские организации являются в арабском мире основной и самой весомой оппозицией официальной власти.

Таким образом, нынешние события в арабских странах могут стать новым объединя— ющим фактором для расколотой арабской цивилизации. В этом случае вновь объединён— ная цивилизация превратится в огромный очаг нестабильности и напряжённости, воз— можно, небезопасный для мирового сообщества.

Список литературы

1. Истоки и смысл арабской революции [Электронный ресурс]. - URL : http://www. polit.ru/article/2011/06/07/korotayev/.

2. Становление и развитие частного сектора высшего образования в арабских странах (на примере Султаната Оман) [Электронный ресурс]. - URL : http://www.hetoday.org.

3. Ши, Ц. Беспорядки на Ближнем Востоке беспокоят весь мир [Электронный ресурс] /Ц. Ши. -URL : http://russian.people.com.cn/31520/7305852.html.

4. Экономическая пустыня [Электронный ресурс]. -URL : www.news.bbc.co.uk.

5. Peterson, S. Egypt’s revolution redefines what’s possible in the Arab world [Электрон— ный ресурс] / S. Peterson. - February, 11, 2011. - URL : http://www.csmonitor.com/World/ Middle-East/2011/0211/Egypt-s-revolution-redefines-what-s-possible-in-the-Arab-world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.