Научная статья на тему 'Традиции и инновация в проектировании керамики на примере древнеславянских оберегов'

Традиции и инновация в проектировании керамики на примере древнеславянских оберегов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЕ ОРНАМЕНТЫ / ОБЕРЕГИ / ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЕ ОБЕРЕГИ / ПРЕДМЕТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / КЕРАМИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ / ЯЗЫЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА / ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ ЯЗЫЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА / ДРЕВО / ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОЛЯРНЫЕ СИМВОЛЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сотникова Елена Алексеевна, Аверина Татьяна Александронва

The article is explored the outlook of ancient Slavs, which constructed on cosmological, religious and mythological ideas. It focuses on the symbolics and its semantic and magical protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции и инновация в проектировании керамики на примере древнеславянских оберегов»

Е.А. Сотникова, Т.А. Аверина

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ КЕРАМИКИ НА ПРИМЕРЕ

ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИХ ОБЕРЕГОВ

The article is explored the outlook of ancient Slavs, which constructed on cosmological, religious and mythological ideas. It focuses on the symbolics and its semantic and magical protection.

При проектировании художественной керамики: бижутерии, скульптуры, декоративных тарелок, панно, сувенирных статуэток часто обращаются к многогранному, насыщенному символикой искусству древних славян. Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы. Некоторые обереги всегда служили для обращения к богам, тем или иным силам природы. Но сейчас их прямой смысл утрачен. Орнаментальные мотивы, имеющие древнюю заклинательную символику, превратились в чисто декоративные элементы. В современных предметах декоративно-прикладного искусства использование древней семантики орнаментов способствует возрождению духовной культуры, сохранению традиций национального искусства. Яркая, образная керамика, применяемая в качестве подарка, сувенира, украшения интерьера, обладающая высокой культурой композиционного, пластического и орнаментального решения, должна отражать самобытность русского искусства и отвечать современным технологическим и эстетическим требованиям.

Древнеславянские языческие представления о мироздании были отражены в мифах и предметах материальной культуры. Главный сюжет языческой картины мира - это сотворение миров: Верхнего (небесного), Среднего (населенного живыми существами) и Нижнего (подземноподводного). Основным и постоянным символом мироздания являлось Древо.

Изображение дерева пронизывает всю материальную культуру восточных славян и символизирует ось мира. Образ Древа жизни существует у многих народов мира хоть и под разными названиями. Это Древо жизни, Мировое дерево, Древо плодородия, Древо Центра, Небесное древо, Древо познания и т.д. На Древо, как на ось, нанизываются все составляющие этого мира: славянские божества, мифологические герои, различные животные.

Предметы материальной культуры восточных славян имели не только утилитарное назначение, но и несли сакральную, мифологическую нагрузку, использовались как знаки и символы. Для изготовления одежды и предметов быта, строительства домов применялись натуральные материалы: глина, дерево, металл, шерсть, которые служили исходным сырьем для «сотворения» мира и самого человека.

Любой орнамент, расположенный на мужской и женской одежде, украшениях, посуде, носил знаковый характер, имел тайное значение и был призван защищать, оберегать от злых сил. По древнеславянскому орнаменту также определялась родовая принадлежность. К орнаментальным мотивам, отображающим структуру Вселенной в понимании язычников, относятся солярные знаки, символы Небосвода, Земли, Воды.

Основные «небесные» символы, известные в Древней Руси, - Солнце и Луна, добрые божества, появление которых приносило жизнь, здоровье, благополучие. Эти свойства использованы в условных изображениях светил, игравших роль оберегов.

Символ Солнца в виде солярного знака и других его воплощениях - древний оберег. Изображение Солнца у древних славян имело различное графическое начертание и образное решение, собственное название, особую охранительную силу. Разновидностей изображения

солярных символов множество - розетка, колесо, крест, свастика, коловрат и др. Бижутерию с изображением символа Солнца в настоящее время используют как талисман. Ношение такого символа защищает владельца от несчастий, придает жизненные силы.

Особый интерес представляют амулеты, входившие в состав женских украшений. Они раскрывают богатый мир языческих образов, связанных с заклинательной магией. Символом Луны, покровительницы девушек, являются лунницы. Они отражают почитание луны, имеющей важное значение в культе плодородия. По народным поверьям луна влияет на рост цветов и трав. Не случайно некоторые из лунниц покрывались растительным орнаментом. Им приписывались священные свойства.

Лунницы изображали небосвод, нависающий над землей. Часто между рогов лунницы размещался крест - символ солнца. Таким образом, украшение воспринималось как единый солярно-лунарный символ. В языческой культуре Солнце и Месяц являлись божественной парой, покровителями брака. Земные союзы отдавались под покровительство небесных светил как божеств, живущих в союзе.

Среди древних амулетов встречаются миниатюрные топорики, покрытые кружковым орнаментом, символизирующим солнце. Топор часто являлся атрибутом бога Неба, а также Перуна - покровителя небесного огня. В мировоззрении древних славян культы Неба и Земли тесно связаны между собой.

Кроме главной темы круговорота солнца, большое значение имело изображение антропоморфного женского образа. Богиней Земли, плодородия и судьбы была Макошь («Мать-Сыра-Земля», «мать хорошего урожая»). Изображение богини, женской фигуры с поднятыми к небу руками, переходящими в ветви, часто входило в сложную симметричную композицию, состоящую из Древа жизни, птиц и двух коней. Мотив коня в славянской орнаментике часто соседствует с мотивом женской фигуры и отражает древний культ животного, нашедший выражение в богатом археологическом и этнографическом материале.

Проектируя сувенирную статуэтку-талисман «Макошь» с использованием архаичной символики, преследуют цель создать оберег, призванный защищать женщину, хранительницу очага, и привлечь в дом богатство. Древний знак плодородия - засеянное поле - изображался в виде квадрата или ромба, разделенного на четыре части, в каждой из которых находилась точка -семя. Символ плодородия также часто выражался через «турьи рога» - атрибут языческого бога Велеса.

На браслетах-обручах изображались символы воды: плетенка, волнистый узор, змеиные головы. Кувшины, украшенные волнистыми линиями, служили пожеланием достатка хозяевам дома.

Охранительную силу для рода имеет керамическая статуэтка «Чур» - дух предков. Источником при разработке статуэтки послужили древние деревянные и каменные идолы. Целостный художественный образ в изделиях художественной керамики достигается путем стилизации, творческой переработки исторического материала.

При разработке бижутерии, сувенирных статуэток студентами-керамистами используются принципы композиционного построения древнеславянских орнаментов, рассматривается семантическое значение языческой обереговой символики. Проектирование керамических изделий предусматривает применение различных художественных приемов, - например, отбор и усиление выразительных средств, построение ассоциативного ряда, пластическое преобразование, с помощью которых достигается целостность образов. Современная художественная керамика проектируется не только с использованием символики древнего славянского искусства, но и под влиянием современных течений в искусстве, инновационных материалов и технологий.

Использование высокотехнологичных материалов - фарфора, фаянса и других сложных керамических масс, поиск новых цветовых и фактурных решений при помощи различных эмалей, глазурей, солей и ангобов обеспечивают появление новых современных форм.

Основные цели проектирования керамики с использованием древнеславянской языческой символики - пробудить интерес к национальному фольклору, обрядовой, праздничной культуре, декоративно-прикладному искусству.

1. Василенко, В.М. Русское прикладное искусство. - М.: Искусство, 1977.

2. Потебня, А. А. Символ и миф в народной культуре. - М.: Лабиринт, 2000.

3. Рождественская, С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. Архитектурный декор и художественные промыслы. - М.: Наука, 1981.

4. Рыбаков, Б. А. Язычество древней Руси. - М.: Наука, 1987.

5. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян. - М.: Русское слово, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.