Научная статья на тему 'Традиции Фаберже в творчестве современных российских камнерезов'

Традиции Фаберже в творчестве современных российских камнерезов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиция / Фаберже / камнерезы России. / tradition / Faberge / Russian hardstone cutters.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скурлов Валентин Васильевич

В статье впервые рассмотрена реализация категории «традиции» в творчестве современных камнерезов России, влияние идей и деятельности фирмы Фаберже на всех этапах творческого процесса, от идеи до бытования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tradition of Faberge in the Works of Contemporary “Russian Hardstone Cutters”

This article was first considered implementation of the category “Tradition” in the works of contemporary “Russian Hardstone Cutters”, the influence of ideas and activities of Faberge at all stages of the creative process from idea to existence

Текст научной работы на тему «Традиции Фаберже в творчестве современных российских камнерезов»

В. В. Скурлов

Традиции Фаберже в творчестве современных российских камнерезов

В статье впервые рассмотрена реализация категории «традиции» в творчестве современных камнерезов России, влияние идей и деятельности фирмы Фаберже на всех этапах творческого процесса, от идеи до бытования. Ключевые слова: традиция; Фаберже; камнерезы России.

V. V. Skurlov Tradition of Faberge in the Works of Contemporary "Russian Hardstone Cutters"

This article was first considered implementation of the category "Tradition" in the works of contemporary "Russian Hardstone Cutters", the influence of ideas and activities of Faberge at all stages of the creative process from idea to existence.

Key words: tradition; Faberge; Russian hardstone cutters.

За последние 15-20 лет обозначилась когорта российских художников-камнерезов, которые своей творческой деятельностью составили целое направление камнерезного искусства, самостоятельный сегмент художественного рынка - исполнение «человеческих фигурок» из твердых камней.

Ведущие мастера этого направления работают в двух столицах: Санкт-Петербурге - культурной столице России, и Екатеринбурге - столице Урала. Число камнерезов приближается к 500, из

них художниками можно считать не более 100, в числе которых не более 20% членов Союза художников России и других творческих союзов. Действует закон «20/80», открытый в конце XIX в. итальянским экономистом Парето, который, как установили культурологи, реализуется не только в экономике, но и в сфере искусства и культуры. Его суть: 20% фирм производят 80% изделий. В искусстве: 20% времени креативны, дают 80% творческого результата.

Произведения современных камнерезов находят на рынке признание или непризнание публики, зрителей на вернисажах, клиентов и потребителей. Влияние рынка, обратная связь художника с потребителем художественных произведений актуализируется, но это тема другого исследования.

Текст Бирбаума 1919 г., впервые опубликованный в 1992 г., стал классическим для ювелиров и камнерезов, работающих в традициях, стиле и в духе Фаберже [14].

В мире должны существовать объекты познания, не изменяющие свои свойства в течение жизни нескольких и более поколений людей. В противном случае работает «теория шоколада»: «Я сам шоколад не ел, но мой дедушка говорил, что ему его дедушка рассказывал, что это очень вкусно». Так и с ювелиром Челлини (1500-1580). Крайне мало осталось его вещей (есть чаша в Венском музее), но есть мемуары художника, и Челлини все называют гением, эталоном ювелира. Бирбаум: «Отцами новой школы глиптики (XV в. - В. С) считают Витторио Пизано и Донателло, хотя не найдено до сих пор их произведений» [3; с. 424].

Возникает явное противоречие между идеальным объектом -классическим предметом Фаберже, составляющим основу российской камнерезной традиции, и совокупностью реальных объектов наблюдения, в нашем случае - произведений мелкой камнерезной пластики современных художников.

В настоящее время в среде художников-камнерезов различаются несколько групп, каждая со своей мировоззренческой позицией. В рамках старшего поколения также есть разделение, в том числе на тех, кто остался в России, и меньшую часть, тех, кто выехал за рубеж (Коноваленко, Тулупов и др.). Молодое поколение

и те, кто выехал, считают себя носителями прогресса в искусстве, олицетворением авангарда (Фалькин, Тулупов, Ананьев, Путрин) готовы к «глобализации», к выходу на международный рынок.

Большая часть художников и мастеров - носители консервативной традиции, считают, что Фаберже себя не исчерпал и «на наш век его хватит». Художник В. Чубюк с Украины утверждает, что «немецкая школа и подход к делу, безусловно, внушают уважение. Здесь велика роль бизнеса и конъюнктуры, это касается применения дорогих материалов. Однако мне ближе по духу подход, при котором материалы применяются с точки зрения художественных задач, традиционная русская школа» [1; 2009 г.].

Различаются несколько направлений развития искусства мелкой камнерезной пластики, в конкретном направлении создания «человеческих фигурок»:

- народные типы, «этно-фолк»;

- ретроспективные (серия А. С. Горыни «90-е годы. Уходящие типы»);

- реалистические (в том числе «Малыши и малышки» от АО «Русские самоцветы»), эту группу именуют «передвижники»;

- исторические, («Мушкетеры», «Николай II», «Маршал Жуков»; неосуществленная В. Коноваленко идея «Ленина с бревном»);

- фэнтази, «гофмановские» (автор идеи - петербургский художник Я. Ксенофонтов);

- авангард;

- классическая серия «фаберже», где имя Фаберже используется как нарицательное и обозначает развитие идеологии знаменитых серий «национальные» и «русские типы» (например, немецкий лапи-дар Манфредом Вильд создал серию «Американские типы»; в России популярны копии классических «Малороссов» Фаберже);

- подделка, связанная с асоциальным мировоззрением мошенников-фальсификаторов (примеры: фигурки, цветы и «императорские пасхальные яйца» - в международной аукционной практике).

Само попадание предметов Фаберже и произведений современных художников в коллекции музеев, имеющих статус наци-

ональных, гарантирует им защиту и реализацию в категории национального достояния и идеального объекта. Отсюда вытекает потребность в создании Национального музея ювелирного и камнерезного искусства. О необходимости такого музея писали еще в 1919 г. Ф. П. Бирбаум и В. В. Мостовенко, однако идея до сих пор не реализована.

Такой Национальный музей возможен в Государственном Эрмитаже на базе планируемого «Музея Фаберже» в корпусе Главного Штаба. Фаберже даст название музею, фактически в нем будут представлены лучшие образцы всех российских ювелирных и камнерезных фирм и мастеров XIX-XXI вв.

Понятие традиция восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально слово использовалось в буквальном значении, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет. Передаваемый предмет может быть нематериальным, например, определенное умение или навык.

Авторы, изучавшие ювелирное дело Древней Руси - Г. Н. Бочаров, Б. А. Рыбаков, Т. И. Макарова, Ф. Я. Мишуков, отмечали, что образование в области ювелирного искусства является особым процессом, связанным с мировоззрением эпохи. Так, академик Б. А. Рыбаков указывал на наличие в дохристианском обществе «специализации» среди волхвов, которые имели строго разделенные функции: «Существовали "волхвы-хранительники", руководившие сложным изготовлением разного рода амулетов, оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций» [11; с. 770]. Композиции дохристианских ювелирных украшений, выполненные «волхвами-хранительниками» включали конструктивное, силуэтное, пластическое, сюжетное, символическое и орнаментальное решения. С принятием христианства, приглашенные византийские мастера - ювелиры обучали русских ремесленников новым технологическим приемам и композиционному строю изделий. Постепенно на Руси складывались регионально-художественные традиции обучения ремесленников мастерских при княжеском, а затем царском дворе, при монастырях. Все виды обучения проходи-

ли в непосредственном наглядно-практическом процессе создания изделия мастером.

Современные российские камнерезы позиционируют себя в качестве продолжателей дела и традиций Фаберже, не понимая отчетливо, что скрывается за этими понятиями.

Рассмотрим диалектику категории «традиция» на различных этапах жизненного цикла художественного произведения, от идеи до непосредственного потребления, в рамках классической цепи «производство - распределение - обмен - потребление».

В качестве знамени российского камнерезного искусства выбраны Фаберже и Денисов-Уральский.

Имя Денисова-Уральского больше знают в России, его популярность в мире увеличивается, в том числе с помощью выставки «Европалия» 2005 г. в Брюсселе, десяти ежегодных конкурсов имени Денисова-Уральского в Екатеринбурге, трех монографий о большом уральском художнике-камнерезе [10; 11; 12], диссертации по творчеству Денисова-Уральского [5]. Мемориальный Фонд Карла Фаберже учредил в 2007 г. орден Денисова-Уральского, кавалерами которого стал 21 деятель камнерезного искусства России, в том числе 16 камнерезов-художников.

Воплощением традиций уральских камнерезов и ювелиров является творчество Денисова-Уральского. Одновременно с фирмой Фаберже, в 1842 г. в Петербурге была основана камнерезно-бронзовая фабрика Верфеля.

Еще до революции Франц Бирбаум, главный мастер фирмы Фаберже, неоднократно выступал на страницах журналов «Ювелир» и «Искусство и Жизнь». Интересны суждения мэтра по поводу перспектив развития русского стиля: «Пора взглянуть более серьезно на задачи прикладного искусства. Если национальному стилю суждено возродиться, то, конечно, только в более культурных формах». Ценные для сегодняшнего времени суждения о стиле: «Стиль создается сочетанием двух факторов: национально-художественного творчества и культурных потребностей эпохи. Создается он не одним человеком, а целыми поколениями. Национальный стиль не выработается у нас, пока не будет художников,

проникнутых русским творческим духом и современной культурой» [15, с. 357].

Эти рассуждения помогают понять специфику стиля Фаберже. Стиль Фаберже, по Бирбауму, это не стиль одной только фирмы, это стиль русской национальной ювелирной школы второй половины XIX - начала XX в. Этот стиль не создан одним человеком - Карлом Фаберже. Он только дал название стилю. Этот стиль оформился в результате творчества знаменитых российских фирм, как «Никольс и Плинке», «Сазиков», «Хлебников», «Овчинников», «Болин», «Морозов», «Братья Грачевы» и других прекрасных мастеров, и наиболее последовательно и ярко выражен в творчестве художников фирмы «Фаберже».

Искусствоведы не определились с понятием стиля Фаберже, поскольку не усматривают наличия стилеобразующих признаков. В то же время сочетание «стиль Фаберже» в системе Googlе встречается тысячи раз. Правильнее говорить о школе Фаберже, каковой, к примеру, является школа русского классического балета. Не случайно диссертации М. Н. Лопато на соискание степени доктора искусствоведения называется «Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVШ-XX вв.» [7], а книга уральского профессора С. П. Яркова - «Художественная школа Урала» (2002)[18].

Сергей Фалькин, современный художник-камнерез, руководитель в 2004 г. творческой мастерской «Багульник», так выразил свое кредо: «Мы чтим традиции, потому что это основа, на которой мы выросли. Но эстетика, развиваясь, меняется, как изменяется жизнь. Поэтому мы постоянно в поиске» [16; с.4].

Одна из традиций производства и коллекционирования каменной пластики включает традицию «закрепленной идеи». Фигуры солдат исполнялись Фаберже для царя, фигуры серии «городские типы» для Э. Л. Нобеля, каменные кактусы - для великой княгини Марии Павловны, анималистика - для английской королевской семьи.

Традиционный ассортимент Фаберже и Денисова-Уральского, воплощаемый современными камнерезами, вызывает неизменный

спрос потребителей, но многое из того, что известно по архивным документам, до сих пор мастерами еще не повторено, например, коллекция кактусов, или группа попугаев.

Новый ассортимент - многофигурные композиции, дорогу которым проложил В. В. Коноваленко, и которые успешно реализуют сегодня уральские мастера.

Существуют закрепленные традиции в технологии обработки камней. В архиве академика А. Е. Ферсмана есть целый трактат уральского мастера Калугина (с ним встречался в 1916 г. Ф. П. Бир-баум), в котором излагается технология исполнения пресс-папье с цветными камнями в виде плодов. Б. В. Павловский описывает технологию уральских кустарей.

В советское время описаний технологии работы с твердым камнем не было, были учебники по обработке мягкого камня.

Можно рассматривать как традиции стремление Фаберже к внедрению новой техники и технологии. В этом отношении современные мастера-камнерезы - безусловные последователи Фаберже, они постоянно экспериментируют. Украинский ювелир Игорь Лобортас, будучи верным последователем Фаберже в философии бизнеса, считает, что отсутствие на Украине традиций ремесла развязывает ему руки, позволяет, используя высокий научно-технический потенциал Украины, в том числе и в оборонных сферах, самому создавать новые технологии.

Возникает парадоксальная ситуация. Носителями традиционных технологий являются только «поддельщики» и реставраторы. Так было всегда и будет, если разница между антикварным предметом и его современной копией будет достигать величины в два порядка.

В результате опроса камнерезов (с рассылкой им описания технологии обработки камня, по Бирбауму, 1919 г.), выяснилось, что принципы технологии остались неизменными: резка, шлифование, полирование, сборка блоков, но колоссально возросли скорости обработки, появились гибкие шланги с алмазным инструментом, на порядок увеличился ассортимент полировочных паст, клеев и мастик. В то же время все мастера подчеркивали, что много эксперименти-

руют, какой-то классической школы обработки нет, каждый мастер имеет свои секреты, которые не склонен раскрывать.

Внедрение новых материалов, новых технологий способствует прогрессу, если понимать сокращение сроков изготовления вещей. Фирма Фаберже за 9 лет исполнила около 60 фигурок. Современные камнерезы такое количество дают за полгода. Те из художников, кто обвиняет покупателя в консерватизме, позиционируют себя приверженцами прогресса, который сводится к замене старых изделий новыми, построенными на новой стилистике, с применением новых материалов и технологии. Производится подмена понятий. Прогресс в искусстве - вещь фиктивная. Если бы все было так просто, то ювелира Андрея Ананова надо ставить выше Фаберже, что некоторые и делают. Технологически прогрессивный мастер не обязательно творец шедевров. Зрителю не важно, каким способом художник достиг результата, ему важно, что получилось. Художественный результат может быть достигнут и традиционной технологией.

Надо учитывать эстетический консерватизм публики при оценке художественного результата, его прогрессивности. Главный судья художника - он сам, а не мнение толпы.

Но живя в обществе, нельзя быть свободным от него.

Говоря о традициях использования камней, отметим отсутствие кардинальных изменений. Практически не встречается теперь пурпурин (не камень, а смальта), много меньше стало бадахшан-ского лазурита. Хорошего нефрита в начале 1990-х гг. было мало, однако сейчас он достойно представлен в изделиях мастеров, хотя дорог. По-прежнему отличительной чертой Урала является традиция использования широкой палитры камней. Теперь ее называют «традицией Коноваленко». Мастер резко увеличил гамму применяемых камней в композиции, в три-четыре раза. С полудрагоценными камнями российские камнерезы работают осторожнее, чем их германские коллеги, также мало работают с более дешевыми мягкими камнями, кроме селенита. Однако среди камнерезов, работающих с твердыми камнями (нефритом, яшмами), искусство обработки селенита считается «маргинальным искусством». Утрачена

традиция исполнения «каменных горок» и «каменных окладов» икон - амплуа А. К. Денисова-Уральского.

Уже в эпоху раннего капитализма отмечалось значение категории традиций, возникающих на крупных предприятиях. В брошюре, посвященной Людвигу Нобелю, приводится фраза известного заводчика: «.. .В том и состоит разница между коренным заводчиком и человеком, случайным в заводском деле; я сам 30 лет заводчик и сын заводчика; заводом вырабатываются не только технические приемы, но и предания» [2; с. 18]. В российском камнерезном деле были крупные предприятия: Императорские Петергофская и Екатеринбургская гранильные и Колыванская шлифовальная фабрики. К началу работы с камнем фирмы Фаберже (конец 1880-х) на этих фабриках сложились устойчивые традиции системы производства и работы с кадрами. Некоторые из этих традиций отмечены в работах академика А. Е. Ферсмана и Н. И. Влодавца «Петергофская Гранильная фабрика» [17] и в мемуарах бывшего директора Екатеринбургской Гранильной фабрики В. В. Мостовенко [9]. Эти фабрики в XX в. прекратили свое существование, и заводские традиции воспитания в большом коллективе безвозвратно утрачены. Утрачена традиция государственного заказа на камнерезную продукцию. Продукция этих фабрик украшает музеи не только России, но и разных стран, поскольку преподносилась в качестве российских государственных подарков. На эти фабрики приглашались достойные иностранные специалисты. Василий Мостовенко изучал опыт лучших германских камнерезных предприятий и внедрял зарубежные достижения на фабрике в Екатеринбурге.

Традиции уральских кустарей по обработке поделочного камня продолжаются, но не в полном объеме. Само понятие «кустарь» предполагает куст мелких ремесленников, каждый из которых специализировался на определенной операции, тем самым достигая совершенства и удешевления. В. И. Ленин раскрыл эту тему в своей работе «Развитие капитализма в России» на примере красносельских кустарей. Как правильно заметил Бирбаум, «специализация доводит технику до совершенства, но понижает художествен-

ный облик предмета. Проходя через столько рук, он теряет следы индивидуальности мастера». В прежнем, традиционном понимании, кустарей сейчас не осталось, но элементы специализации существуют, если рассматривать Петербург и Екатеринбург как «кусты мастеров и мастерских». Ф. Бирбаум подчеркивал, «что Москва всегда была центром серебряного производства в России, там сосредоточены самые крупные предприятия этого рода. Я объясняю это двумя причинами: во-первых, предприятия, подобно растениям, разбрасывают вокруг себя семена в виде мастеров, кладущим начало новым, во-вторых, тем, что заработная плата была всегда ниже в Москве, чем в Петербурге, а потому выгоднее в эксплуатации наемного труда» [14; с. 10].

Фирма Фаберже пережила три формы организации камнерезного производства. Вначале, в 1880-х гг., это были внешние заказы фабрике Верфеля и мастерам-камнерезам в Идар-Оберштайне (Германия) и привлечение бывшего камнереза Петергофской фабрики Роберта Песту. В 1908 г. фирма основала собственную мастерскую под руководством выпускника Екатеринбургского художественно-промышленного училища Петра Кремлева. В начале 1914 г. фирма приступила к организации второй камнерезной мастерской под руководством талантливого Петра Дербы-шева, вернувшегося из Парижа, где он был на обучении у Рене Лалика. Однако начавшаяся война опрокинула планы. Дербы-шев был мобилизован и погиб. Осенью 1915 г. было получено разрешение на открытие «Фабрики по обработке камня» во дворе дома 44 по Английскому проспекту. В состав фирмы, как указывал в 1937 г. Евгений Фаберже, «также входили специализированная фабрика и камнерезные мастерские, производившие многочисленные фантазийные изделия из всевозможных самоцветов, преимущественно сибирских; это были фигурки животных - от крошечных до очень больших: различные цветы и растения, точно воспроизводящие натуральные, в вазочках из горного хрусталя. Изготавливались также всевозможные комические вещицы, например, русские типы - солдаты, крестьяне, бабы, казаки и т. п.» [15, с. 106].

Евгений Фаберже особо отмечал «студийный» характер предприятия. На Большой Морской улице была воплощена идея Уильяма Морриса, «от замысла до воплощения» весь процесс сосредоточен в одном месте. Сам Карл Фаберже «контролировал все, вплоть до последней детали». На фабрике Верфеля и на Английском проспекте были «камнерезные центры», но идеи рождались на Большой Морской, где каменные изделия получали и обрамление. Ближе всех к этой системе подходит фирма Андрея Ананова в Петербурге, а из камнерезных - Алексея Антонова, у которого созданы все условия не только для творческого труда, но и для отдыха художников и мастеров.

Еще одна традиция, которая поддерживается. Это традиция лидера, идеолога проекта. Карл Фаберже лично не исполнял каменные фигурки и цветы, но жестко контролировал весь процесс, прекрасно зная абсолютно все нюансы. Евгений Фаберже отмечает: «К. Фаберже сам был известным художником и дизайнером, и большинство изделий было выполнено по его проектам или по его замыслам, которые он передавал своим дизайнерам для исполнения; он контролировал все, вплоть до последней детали» [15; с. 103].

«Авторами замыслов и проектов» выступают петербургские владельцы фирм А. Ананов, А. Горыня, Б. Игдалов, Л. Толкачева (фирма «Эболи»), руководитель цеха эксклюзивных изделий АО «Русские самоцветы» Л. Филимонова; в Екатеринбурге - Д. Боровиков и А. Моисейкин.

Отметим новую тенденцию, которая уже становится традицией. Киевский ювелир И. Маршак ставил себе в заслугу привлечение женщин в ювелирное производство, хотя исторически это спорно. У Фаберже женщины активно участвовали в творческо-производственном процессе.

Основным способом подготовки кадров камнерезов было ученичество.

Эта традиционная форма осталась и поныне. Старшее поколение петербургских (ленинградских) камнерезов прошло школу ученичества в стенах «Русских самоцветов», но уже на рубеже ХХ-ХХ1 вв. проявили себя мастерские - кузницы подготовки

кадров: «Эболи», «Багульник», «Каменный Гость», «Петербургская камнерезная школа» - в Петербурге, мастерские А. Антонова, имени И. Боровикова и «ЕКМ» - в Екатеринбурге.

Бирбаум уделил внимание традициям русской ремесленной среды. Главным тормозом развития ремесла Бирбаум признавал «недостаток художественных и технических познаний у мастеров, отсутствие специальных школ и художественно-технической литературы. Существующие художественно-промышленные школы не выполняют своей прямой задачи - художественного и технического образования ремесленников, а создают либо художников, либо учителей рисования. Производству же нужны прежде всего образованные мастера-ремесленники» [14; с. 12]. Деятельность легендарных училищ: № 42 в Екатеринбурге и № 11 в Петербурге в новой экономической ситуации начинает затухать, в то время как появляется необходимость в мастерах высшего класса, способных возглавить собственные мастерские.

Еще один недостаток Бирбаум видел в отсутствии в России потомственных ремесленников. Дети ремесленников редко продолжали традиции отцов, в отличие от лапидаров Идар-Оберштейна, где некоторые родовые фирмы ведут свою историю с XVII в. При таком положении дела становится невозможным образование кадра традиционных ремесленников, а так как традиции играют важную роль в развитии художественных ремесел, то отсутствие их понижает общий художественный уровень работ. В настоящее время мы наблюдаем единичные примеры малых семейных предприятий.

Бирбаум отмечал: «Масса мастеров-владельцев во всем, что не касалось наживы, была инертна, не организована, и солидарность совершенно отсутствовала. Существовавшее общество ювелиров мало способствовало их сплочению». «Общественные просветительские задачи не встречали поддержки и сочувствия большинства; основанный маленькой группой ювелиров журнал "Ювелир" должен был прекратить свое существование, Общество содействия художественно-промышленному образованию также» [14; с. 14].

В дореволюционной практике существовал т.н. «Юрьев день», день ремесленника, он же день Св. Александра, 28 августа (по старому

стилю), переход от одних мастеров к другим. В современной России сложилась традиция - ремесленный профессиональный праздник - день рождения Фаберже, 30 мая, как праздник ювелиров и камнерезов страны. Каждый год в феврале в Екатеринбурге в Музее ювелирного и камнерезного искусства отмечают день рождения Денисова-Уральского.

Магазины Фаберже в Петербурге, Москве, Лондоне, Киеве и Нижнем Новгороде до сих пор являются идеальными образцами торговли эксклюзивными изделиями. В магазине «Яхонт - Дом Фаберже» в Петербурге реализуются изделия современных продолжателей Фаберже. В качестве продолжателя торговой традиции назовем только ювелира Андрея Ананова, который открыл свое ателье в 2008 г. на Петроградской стороне. В Москве функционирует салон уральской фирмы В. Моисейкина и магазин «Карл Фаберже» на Неглиной улице (с 1994 г.). Несмотря на обилие мест ювелирной торговли в России, нет до сих пор салона-выставки, где были бы представлены во всем блеске изделия в стиле Фаберже и современные вещи продолжателей дела и традиций Фаберже. Утраченной традицией продажи вещей следует отметить наличие для предметов футляра.

Фирма Фаберже систематически участвовала в отечественных и зарубежных выставках, собирая урожай наград. Фирма Денисова-Уральского организовывала выставки собственных изделий в 1902, 1911 и 1916 гг. В советское время считалось престижным попасть на выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ), тем более, на международную выставку (Яблонекс, Чехословакия). О международных выставках в Тусоне (США) или в Германии не знали. Сейчас ВВЦ (б. ВДНХ) не выставляет достижения российских камнерезов, то есть и эта советская традиция крупного государства утрачена.

Современные камнерезы любят участвовать в выставках и дорожат полученными наградами. Лучшие ювелиры и камнерезы награждаются почетными знаками Мемориального фонда Фаберже: орденами Фаберже и Денисова-Уральского.

В советское время традиция коллекционирования едва теплилась, и навыки коллекционирования практически утрачивались.

Профессор Н. Могилянский так писал про Карла Фаберже: «Будучи человеком весьма разносторонним и обладая крупным состоянием, он мог позволить себе роскошь коллекционирования» [8; с. 622]. Академик Иван Павлов, сам незаурядный собиратель живописи и почтовых марок, называл коллекционирование «инстинктом цели».

Д. Д. Иванов писал о моде на коллекционирование каменной анималистики, которую якобы ввели великие княгини. Бирбаум отмечал, что коллекционирование поддерживается дарением, когда дарители замечают, что такие подарки нравятся коллекционеру.

Принципов коллекционирования может быть много. Агафон Фаберже собирал «всё». Таких гигантов теперь нет. Коллекционер и меценат Максим Арцинович выбрал принцип «современного шедевра». В его небольшой коллекции собраны лучшие камнерезные работы последних двадцати лет. Московский банкир Искандер Муртазин, родом из Екатеринбурга, собирает фигурки уральских мастеров. В его коллекции их около 100. Более 200 фигурок в коллекции семьи Иосифа Кобзона. Московский бизнесмен Леонид Макаревич собирает всех, кого видит, обращая внимание на качество камнерезной работы. Есть высокопоставленный собиратель изделий Анатолия Жукова. Уральский коллекционер Пеле-пенко собирает изделия уральских мастеров. Небольшая, но яркая коллекция фигурок у директора Российского Национального музея А. Н. Иванова, одного из первых, кто понял ценность фигурок как направления камнерезного искусства и поддержавшего камнерезов в их поисках.

Самым большим этапом жизненного цикла художественных произведений из камня является его потребление (бытование). В процессе потребления предмет нередко подвергается реставрации. В счетах фирмы Фаберже встречаются такие услуги, как «починка нефритового листа», «склейка каменной вазы» и т. п. Сам Карл Фаберже на протяжении многих лет работал реставратором в Императорском Эрмитаже.

В 1945 г. ремесленное училище в Ленинграде было создано именно с целью подготовки специалистов в области реставрации

каменных произведений, и первой серьезной работой учащихся было восстановление знаменитой «Карты индустриализации СССР» 1937 г. Из современных камнерезов, реставрацией в Эрмитаже 5 лет занимался Сергей Фалькин, продолжая традицию Карла Фаберже. Высшую категорию реставратора имеют Анатолий Жуков в Екатеринбурге, реставратор музея камнерезного и ювелирного искусства, и Борис Игдалов, руководитель «Царскосельской Янтарной мастерской» (Борис Игдалов: «Пора писать Красную книгу ремесел, куда ввести реставрацию»), Святослав Иванов в Русском музее и камнерез Евгений Морозов (занимался реставрацией каменных изделий в Минералогическом музее им. акад. А. Е. Ферсмана на рубеже 1980-1990 гг.). В настоящее время работами по реставрации каменных изделий в Петербурге занимается мастерская А. Андроханова и камнерез А. Левенталь. Профессор А. Панин из Строгановского института в Москве реставрировал камнерезные фигурки работы Василия Коноваленко в музее «Самоцветы» в Москве. В Нью-Йорке реставрацией изделий Фаберже успешно занимается Николай Башмаков.

Закрытость камнерезного искусства - тема, которая не обсуждается, но с ней неизбежно сталкиваются исследователи камнерезного и ювелирного искусства. Г. Ч. Бэйнбридж, первый биограф Карла Фаберже, в статье 1938 г., посвященной фигуркам Фаберже из твердого камня, с удивлением замечает, что об изготовлении императорских пасхальных яиц он узнал после нескольких лет работы в фирме. До сих пор одна известная английская ювелирная фирма исполняет ежегодно пасхальные яйца для английской королевской семьи, но этих арт-объектов никто не видит. Эту традицию трудно отнести к какому-то отдельному этапу жизненного цикла изделия. Она присуща в разной степени всем ее этапам. Это секретность в идеях, в технологиях, списках клиентах, что приводит к промышленному и коммерческому шпионажу.

Стирание различий между «уральскими» и «петербургскими» традициями, интеграция традиций Фаберже и Денисова-Уральского начались еще при жизни двух харизматичных художников. В настоящее время эта интеграция усиливается, что обусловлено глоба-

лизацией, интернационализмом творческой деятельности, информативностью, миграцией мастеров и художников, формированием корпуса коллекционеров, ориентирующихся на творчество мастеров уральской и петербургской камнерезных школ.

Историческое понимание традиции сформировалось как ограниченный временными рамками и изменчивый феномен. Традиция является имманентно присущей категорией реализации деятельности художников. В широком понимании - это традиции мирового и русского искусства. На более низкой степени обобщения - традиции русского декоративно-прикладного искусства, в узком понимании - конкретные традиции Фаберже и Денисова-Уральского. Исследование традиций является важнейшей составляющей генезиса творчества современных российских художников-камнерезов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Чубюк В. Письмо от 10.01.2009. (Архив В. В. Скурлова).

2. Бильдерлинг П. А. Памяти Людвига Эммануиловича Нобеля : Очерк деятельности Л. Э. Нобеля. СПб., 1889.

3. Бирбаум Ф. П. Камень в искусстве // Фаберже Т., Горыня А., Скурлов В. Фаберже и петербургские ювелиры. СПб., 1997. С. 414-428.

4. Бирбаум Ф. Русское искусство и кустарный стиль // Фаберже Т., Горыня А., Скурлов В. Фаберже и петербургские ювелиры. СПб., 1997. С. 355-357.

5. Будрина Л. А. Стилевая эволюция камнерезного и ювелирного искусства России второй половины ХК - начала XX в. В тени Фаберже: Камнерезное и ювелирное творчество А. К. Денисова-Уральского. Авто-реф. дисс. ... канд. искусствоведения. Екатеринбург, 2004.

6. Ефремов И. А. Лезвие бритвы. М. : Правда, 1987. 672 с.

7. Лопато М. Н. Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVШ-XIX веков. Автореф. дисс. ... доктора искусствоведения / Рос. Госуд. Ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2006.

8. Могилянский Н. Некролог (Карл Фаберже) // Фаберже и петербургские ювелиры. СПб. : Журнал «Нева», 1997. С. 622.

9. Мостовенко В. В. Мои воспоминания о Екатеринбургской гранильной фабрике. 1885-1911 гг. // Ювелиры и камнерезы Урала: сб. матер. / Авт.-сост. В. В. Скурлов. СПб. : Лики России, 2001. С. 72-73.

10. Павловский Б. В. А. К. Денисов-Уральский. Свердловск : Свердловское книжное изд-во, 1953. 86 с. : илл.

11. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1980. 770 с.

12. Семенова С. В. Очарован Уралом. Жизнь и творчество А. К. Денисова-Уральского. Свердловск : Среднеуральское книжное изд-во, 1978. 144 с. : илл.

13. Семенова С. В. Пламя и камень : Жизнь и размышления о том, как жил и работал художник и каменных дел мастер А. К. Денисов-Уральский. Екатеринбург : ИД «Автограф», 2007. 304 с.

14. Фаберже Т., Скурлов В. История фирмы Фаберже. СПб. : «Русские самоцветы», 1993. 104 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Фаберже Т. Ф., Горыня А. С., Скурлов В. В. Фаберже и петербургские ювелиры / Под общ. ред. В. В. Скурлова. СПб. : Журнал «Нева», 1997. 704 с. : илл.

16. Фалькин С. Каталог фирмы «Багульник». СПб., 2004.

17. Ферсман А. Е., Влодавец Н. И. Государственная Петергофская Гранильная фабрика в ее прошлом, настоящем и будущем. Пг., 1922.

18. Ярков С. П. Художественная школа Урала. Екатеринбург, 2002.

248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.