А.В. ВЕРЕЩАГИНА доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, политологии и права Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета*
Традиции этнодемографического поведения семьи и межэтнической брачности у народов Северного Кавказа
При анализе демографического поведения семьи у конкретных народов должны учитываться закрепленные традицией брачный возраст у мужчин и женщин, отношение к семье, безбрачию, добрачным и внебрачным связям как показателю изменения восприятия семейных отношений, положение женщины в семье, отношение к многодетности и бездетности, а также распространение межэтнической брачности и отношение к межэтническим семьям вообще. Последний аспект, связанный с межэтнической брачностью как одним из показателей демографического поведения народов Северного Кавказа, станет предметом исследования в данной статье, в которой мы попытается ответить на вопрос: какие основные тенденции отличают современную динамику межэтнической брачности в одном из самых полиэтничных регионов мира, каким является Северный Кавказ и какие факторы определяют эти тенденции.
Процесс образования брачных (супружеских) пар имеет свои специфические особенности для каждого народа. Семейно-брачная сфера является одной из традиционных сфер человеческого бытия. Именно семья является хранительницей традиций, обычаев, в то же самое время ее образование - тоже продукт традиций и обычаев, сложившихся в данном обществе. Особую значимость, на наш взгляд, приобретает изучение социокультурных факторов, менталитета полиэтничного общества, поскольку изменение отношений в малых социальных группах, в частности, в такой как семья, во многом определяется ростом национального самосознания, поиском этнической и культурной идентичности.
Среди социокультурных факторов, влияющих на межэтническую брачность, можно выделить такие, как установки, нормы, религия, ценностные ориентации, этностереотипные представления о семье, менталитет и др., которые являются отражением системы реальных
* Верещагина Анна Владимировна, e-mail: [email protected]
связей духовно-культурной сферы общества, обусловливают состояние психики индивида и этнической общности в ответ на
л
влияние внешней среды1. В поликультурных регионах, какими являются республики Северного Кавказа, сосуществуют специфические для данных культур способы восприятия и особенности образа мыслей, выражающиеся в специфических для данной общности формах поведения и видах деятельности, которые связывают с понятием «менталитет» или «ментальность».
В конечном итоге менталитет личности и общества наряду с другими социокультурными факторами, такими как системы ценностей, традиций, оказывает влияние на процессы межэтнической брачности. В условиях трансформации ценностных ориентаций происходит трансформация менталитета личности - актуализация этнических ценностей, детерминированная ощущением личностью нестабильности окружающего мира, поиском защиты и поддержки в стабильных ценностях предшествующих поколений, таких как этнос. Данный процесс очень хорошо можно проследить на примере Северного Кавказа, который с древнейших времен был этноконтактной зоной, в которой сосуществовали различные этносы. Характер межэтнических взаимодействий в этом регионе всегда отличался большим разнообразием в силу его национальной специфики и географического положения. Мы позволим себе привести в качестве примера очень распространенный в древнегреческом мире миф, дошедший до наших дней и являющийся одним из древнейших свидетельств существования межэтнических браков на Северном Кавказе. Это миф об образовании народа савроматов от брака скифов и амазонок, рассказанный отцом истории Геродотом (IV, 110 - 116). В этом мифе заложена глубокая суть смешанных браков - их интегрирующая и гуманистическая функция в контексте межэтнических отношений. Смысл этой красивой и древней легенды сводится к тому, что после поражения в битве с афинянами амазонки, плывшие на кораблях афинян в качестве пленниц, перебили всех мужчин и, долго скитаясь по волнам на неуправляемом корабле, пристали к Кремнам на озере Меотида, где вступили в бой со скифскими юношами. Только по телам убитых скифы поняли, что это были девушки. Тогда они решили не убивать больше этих замечательных женщин, а иметь от них детей. Так и пошел, по Геродоту, народ савроматов. «С тех пор, - сообщает Геродот, -савроматские женщины сохраняют свои обычаи: ездят верхом, выступают в поход с мужчинами и без них, а девушка не выходит замуж, пока не убьет врага» (IV, 110 - 116). Да, это всего лишь красивая легенда, однако она явно демонстрирует процесс
1 Делова Л.А. Социокультурные факторы межэтнической брачности (социологический анализ на примере Республики Адыгея): автореф. дис. ... канд. соц. наук. Майкоп, 2001. С. 11.
образования нового народа и дает понять, какое место занимает межэтническая брачность в этногенезе.
Такая точка зрения очень долгое время была господствующей в этнологической литературе, и, исходя из нее, межэтническая брачность способствует скорейшей ассимиляции этнических общностей.
Ю.В. Бромлей отмечает, что смешанные браки являются одним из инструментов формирования новых этносов на основе синтеза двух или нескольких этнических общностей2.
Характер межэтнических браков на Северном Кавказе, условия их образования и динамика имеют свои особенности. Этнический и религиозный факторы препятствовали развитию межэтнической брачности в этом регионе, несмотря на большую концентрацию здесь народов различной национальности. Влияние ислама исключало браки с представителями других вероисповеданий, а «влияние адатов, уходящих корнями в родоплеменные отношения, делало нежелательным даже заключение брака между представителями разных народностей, исповедующих одну религию, а зачастую и между представителями одной народности, но принадлежащими
о
ранее к разным племенам»3. Таким образом, эндогамность народов Северного Кавказа уходит своими корнями как в религию, так и в исторические особенности развития кавказских этносов, обусловленными реалиями специфики организации
жизнедеятельности этих народов. К примеру, в средневековом Дагестане даже браки, заключенные между представителями разных сельских обществ, были редким исключением. «В народе говорили "красное золото" из аула не уйдет»4. С принятием ислама в Дагестане этот неписаный закон обрел силу в официальной форме. Причем строгий запрет на экзогамный брак, в данном случае по конфессиональному признаку, касался женщин. По шариату женщина-мусульманка не могла выйти замуж за иноверца, в то время как мужчине разрешалось жениться на «кяфир китаби» (имеющие писание), но не на «кяфир харби» (язычницы, неверные, подлежащие войне)5. Брачные ограничения и запреты предполагали исключение из брачного круга целых категорий потенциальных супругов: не достигших брачного возраста, состоящих в родстве, иноэтничных и т.д.
В дореволюционный период межэтнические браки на Северном Кавказе были единичными и заключались преимущественно в
2
Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 89.
3 Савина Т.Б. Межнациональная семья на Северном Кавказе // Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки. 1984. № 1. С. 62.
4 Гаджиева М.И., Омаршаев А.О. Семья народов Дагестана в историческом развитии. Ч. 1. Махачкала, 2000. С. 102.
5 Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала ХХ в. (роль и место в семейной и общественной жизни). Махачкала, 2001. С. 7.
зажиточных и знатных слоях общества с целью укрепления сословного положения и приобретения выгодных связей. Дагестанские феодальные владетели - шамхалы тарковские, ханы аварские, казикумухские, мехтулинские и другие - посредством браков роднились как между собой, так и с феодальными владетелями Закавказья и Северного Кавказа, в основном из политических соображений6. Так же обстояло дело со смешанными браками между адыгами и абхазами, осетинами, дагестанцами и рядом других народов Кавказа. Большей частью они также имели место в господствующей среде. Так, представители абхазской знати вступали в браки с адыгскими владетелями. Осетинская знать вступала в брак с кабардинскими княжнами. Однако на Северном Кавказе имели место не только династические, феодальные и т.п. смешанные браки. Близкое соседство вело к более простым родственным связям. Определенная часть адыгов смешалась с осетинами и ассимилировалась среди них. В особенно близких отношениях с адыгами находились абазины, значительная часть которых ассимилировалась среди адыгов, и одним из механизмов ассимиляции были смешанные браки. Такая ситуация характерна для пограничных зон, в которых происходит процесс интенсивного контакта. Известны издавна также межэтнические браки адыгов с представителями других христианских народов, в частности, давняя дружба связывала адыгов с Грузией. При этом адыги роднились с грузинами. Но опять-таки это были династические браки в верхних слоях населения, основная же масса традиционно сохраняла этническую эндогамию.
Несмотря на то, что Осетия преимущественно состояла из христиан (мусульманским в основном был господствующий слой осетинского общества), для нее характерны те же тенденции в развитии межэтнической брачности, т.е. она была характерна для высших слоев населения, заключавших династические браки, и, как отмечает Х.В. Дзуцев, «межэтнические браки были известны главным образом в районах смешанного (осетино-ингушского, осетино-кабардинского) расселения, но даже там они не особенно одобрялись»7.
В целом, конечно же, процент межэтнических браков во всех республиках Северного Кавказа оставался очень низким, и характерны они были в основном для верхних слоев общества. За годы советской власти произошли большие изменения в социальной, культурной и других областях жизни народов Северного Кавказа. Произошло существенное раскрепощение женщин по сравнению с их прежним, почти бесправным положением; увеличилось
6 Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале ХХ в. М., 1985. С. 149.
7 Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ. Владикавказ, 1998. С. 27.
взаимодействие народов на культурном и профессиональном уровнях. Все это, прежде всего, характерно для жителей городов, поскольку в селе процесс модернизации проходил долго и еще далеко не завершен.
В относительно короткие сроки в республиках Северного Кавказа были созданы индустриальный сектор и система национального образования, интегрированная в общесоюзное образовательное пространство, прежде всего на базе русского языка, широкое распространение которого среди населения Северного Кавказа повлияло на межэтническую брачность, так как среди этнических факторов, влияющих на межэтническую брачность, язык играет не последнюю роль. В связи с этим в советский период происходит увеличение численности межэтнических семей в процессе урбанизации, интернационализации общественной жизни и целенаправленной политики советского правительства. Межэтническая семья провозглашается нормой в советском обществе. Однако реальное увеличение количества межэтнических браков на Северном Кавказе происходит лишь с 30-х гг. ХХ в.
По данным 1990 г., в бывшем СССР каждая шестая городская семья состояла из представителей разной национальности, причем в городе процент таких семей был вдвое выше, чем на селе8. Тем не менее, как и в дореволюционное время, неодобрительное отношение к вступлению в брак с представителем другой, особенно немусульманской, национальности сохранялось в некоторых традиционных кругах коренных этносов. Такое неприятие межэтнического брака особенно характерно среди представителей старшего поколения и для сельской местности, которая является хранительницей традиций и обычаев этноса. Несмотря на то, что население Северного Кавказа довольно пестрое в национальном отношении, межэтнические браки в автономиях Северного Кавказа составляют меньшую долю среди автономных республик России. В республиках Северного Кавказа высокая концентрация коренных народов, которые отличаются этнокультурной близостью. Но, несмотря на это, межэтнические браки еще в начале 60-х гг. были редки и не превышали 2-2,5 %. В дальнейшем этот процент увеличился, но с 80-х гг. начался процесс снижения численности межэтнических браков, который продолжается по сей день, что соответствует исторически сформировавшимся представлениям о семье у народов Северного
8 Карцева Л.В. Смешанная семья: культурологический подход /В кн.: Социально-экономические и нравственно-этические аспекты развития социально-культурной сферы в условиях рыночной экономики: Материалы регион. научно-практической конференции. Казан. гос. академия культуры и искусств. Казань, 1998, С. 147.
Кавказа, идеалом которой выступает моноэтническая и моноконфессиональная семья9.
Для подтверждения этой авторской позиции приведем результаты проведенного нами социологического исследования, в котором один из блоков был посвящен изучению отношения к межэтническим семьям и межэтнической брачности в целом в Дагестане. В исследовании приняли участие эксперты, в качестве которых выступили сотрудники Дагестанского государственного университета, Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, Дагестанского государственного технического университета, Центра социальной помощи семье и детям (г. Хасавюрт), n = 86 (2012 г.), а также студенческая молодежь. Опрос по изучению отношения студенческой молодежи к семье и семейным ценностям проведен в 2012 г. методом случайного отбора в Дагестанском государственном университете (ДГУ - студенты юридического, экономического, социального факультетов), Дагестанской государственной медицинской академии (ДгМа - студенты лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов), Дагестанском государственном техническом университете (ДГТУ - студенты факультета информационных систем и факультета нефти, газа и природообустройства), Дагестанском государственном институте народного хозяйства (ДГИНХ - студенты технологического факультета), n = 378.
Поскольку Дагестан является одним из самых полиэтничных регионов России, мы не могли пройти мимо оценки дагестанской молодежью роли этнически смешанной семьи в современный период. Результаты нашего социологического исследования показали, что эта оценка варьируется от положительной (55,0 %) до нейтральной (35,2), причем доля относящихся отрицательно заметно ниже (3,7 %). Отношение современной дагестанской студенческой молодежи к роли смешанных семей в обществе прослеживается в ответах на вопрос «Как вы считаете, какую роль выполняют в обществе межэтнические семьи?» По мнению респондентов, смешанные семьи «укрепляют межнациональные отношения в стране» (59,5 %), «способствуют оздоровлению нации, этноса, так как от смешанных браков рождается более здоровое и жизненно активное потомство» (42,3), «(способствуют развитию межкультурных коммуникаций» (19,8) и «(способствуют разжиганию межнациональных конфликтов» (9,3 %). Опрошенные эксперты придерживаются аналогичного суждения и отмечают роль межнациональных браков в укреплении межэтнической стабильности в государстве (60,7 %), оздоровлении нации (48,8) и развитии межкультурных коммуникаций (29,8); среди экспертов статистически
9 Верещагина А.В. Этнически смешанные семьи на Северном Кавказе: образование и межэтническая адаптация. Автореферат дисс. ... канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 11.
незначима доля придерживающихся суждения - «способствуют разжиганию межнациональных конфликтов» (2,4 %).
Таким образом, исследование демонстрирует, что опрошенные молодые люди считают для себя допустимым вступление в межэтнический брак с мотивацией «(национальная принадлежность для меня не имеет большого значения» (46,6 %), с вероятностью его принятия (21,7), и отрицают межэтнический брак всего 6,6 % респондентов. Как видим, в большей степени эндогамность характерна для таких народов Дагестана, как аварцы, даргинцы и лезгины. При этом практически во всех опрошенных этнических группах более трети респондентов считают, что этническая принадлежность не влияет на стабильность семьи и брака. Примерно столько же - более трети опрошенных - считают, что моноэтнические семьи устойчивее межэтнических.
Эксперты демонстрируют аналогичную с молодежью позицию, с одной стороны, «этническая принадлежность не влияет на стабильность семьи и брака» (53,5 %), однако сравнительно стабильны «(моноэтнические семьи» (27,9 %) в противовес 4,7 % считающих, что межэтнические семьи являются стабильными.
В нашем опросе мы попросили экспертов дать объяснение снижению количества межэтнических браков в современной России. Так, основными факторами уменьшения количества этнически смешанных браков являются «(высокий уровень конфликтности и межэтнической напряженности в стране» (36,9 %), «(такие семьи менее стабильны по сравнению с моноэтническими, однонациональными семьями» (31,0), «(распад СССР и уменьшение влияния идей интернационализма» (29,8), «(таким семьям сложнее жить, адаптироваться в этнокультурной среде» (21,4) и «(рост этнического самосознания у различных народов России» (14,3 %). Таким образом, можно сделать вывод, что относительно уровня стабильности/нестабильности межэтнических семей по сравнению с моноэтническими просматривается две тенденции: предпочтение по степени стабильности отдается моноэтническим семьям и нейтральному варианту, при котором уровень стабильности семьи не связывается с ее этническим составом.
Итак, вернемся к поставленному в начале статьи вопросу о том, какие тенденции в развитии межэтнической брачности фиксируются сейчас в таком сложном в полиэтничном отношении регионе, как Северный Кавказ? Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что на протяжении веков на территории Северного Кавказа компактно проживают несколько десятков народов, сохраняющих свою этническую целостность, и даже проводимая советским правительством политика культурной ассимиляции, итогом которой должно было стать формирование единой советской нации, сильно не изменила ситуацию. Наряду с увеличением численности этнически
смешанных семей в Северо-Кавказском регионе в СССР традиционная культура народов Северного Кавказа не утратила своей самобытности. Вполне возможно, что при более длительной идеологической и политической обработке тенденция переросла бы в традицию, когда доля межэтнических семей составляла бы более значительный процент из числа всех семей. Однако этого не произошло, и в последние десятилетия наблюдается спад в динамике межэтнической брачности во всех республиках Северного Кавказа. В связи с этим встает вопрос о социокультурных предпосылках и источниках межэтнической брачности в данном регионе; был ли это естественный процесс, вызванный длительным совместным проживанием в зоне этнического контакта, либо он был спровоцирован идеологически и не имеет под собой никаких социокультурных основ.
На основе проделанного анализа мы пришли к следующему выводу: этническая специфика Северного Кавказа, выражающаяся в пестром национальном составе его республик, а также длительное сосуществование многочисленных народов на территории Северного Кавказа, как автохтонных, так и пришлых, способствовали появлению феномена межэтнической брачности в данном регионе, который впоследствии, развиваясь и всячески подстегиваясь на идеологическом уровне, стал восприниматься как норма социальной реальности того времени. Таким образом, за годы советской власти был накоплен определенный, и необходимо отметить, позитивный опыт межэтнического общения, который способствовал появлению новых социокультурных норм и традиций в обществе, таких как толерантность, интернационализм, гражданственность,
взаимопонимание и др.
Без наличия определенного уровня толерантности в обществе и культуры межнационального общения ситуация социальной нестабильности и межэтнической напряженности, которая фиксируется в современной российской реальности, может затянуться на долгие годы. Надо сказать, что за годы советской власти была сформирована такая позитивная культура межнационального общения, однако ее слабое место заключалось в том, что недооценивался этнический фактор при ее формировании. Задача, которую ставило перед собой советское правительство, - создание единой сверхнациональной общности - не способствовала созданию настоящей культуры межнационального общения, и сейчас происходит болезненный процесс ее трансформации на несколько иных принципах.
Следовательно, если говорить о социокультурной традиции межэтнической брачности, надо отметить, что определенная тенденция превращения межэтнической брачности в традицию была ясно обозначена в советское время, однако она стала стремительно
разрушаться в постсоветский период, и сегодня мы наблюдаем процесс моноэтнизации семейно-брачного пространства народов Северного Кавказа, что в условиях динамики этноцентристских процессов и повышения значимости этнических факторов в жизни народов этого региона следует воспринимать как естественно-исторический процесс, в котором нет места межэтническим семьям и демографическому поведению семьи, ориентированной на межэтническую брачность. Слишком велика была идеологическая составляющая развития межэтнической брачности в СССР. Слишком велика она и сейчас, только содержание этнической и идеологии принципиально иное, не способствующее закреплению едва сложившейся в СССР традиции межэтнической брачности в республиках Северного Кавказа.
Верещагина А.В. Традиции этнодемографического поведения семьи и межэтнической брачности у народов Северного Кавказа. В статье рассматриваются факторы, детерминирующие демографическое поведение народов Северного Кавказа, и динамика установок на межэтническую брачность, а также отношение к этнически смешанным семьям в республиках этого полиэтничного региона, на основании чего делаются выводы о разрушении наметившейся в советскую эпоху традиции межэтнической брачности на Северном Кавказе.
Ключевые слова: межэтническая брачность, этнически смешанная семья, межэтнический брак, межэтнические установки, социокультурные факторы, демографическое поведение.
Vereschagina A.V. Traditions of ethno-demographic behavior of a family and interethnic matrimony of the North Caucasus people. In the article there are considered factors determining demographic behavior of the North Caucasus people and dynamics of attitude to interethnic matrimony. There is also considered a relation to ethnically mixed families in republics of this poly-ethnical region. There are forming conclusions on the basis of this factors about destruction of tradition of an interethnic matrimony in the North Caucasus which have been outlined in the Soviet epoch.
Key words: interethnic matrimony, ethnically mixed family, interethnic marriage, interethnic attitude, socio-cultural factors, demographic behavior.