УДК [769.91+769.82](=161.1):7.036(470)
Е. А. Ильина
Традиции агитационного плаката В. Маяковского в творчестве Н.Копейкина
Творчество Н. Копейкина и группы «Колдовские художники» отражает русскую современную культуру. Их работы посвящены злободневным событиям, идут от традиций лубка и народных частушек. Художники изобрели новый стиль в искусстве - мультреализм и развивают в своем творчестве русскую смеховую культуру, обращаясь к традициям авангарда. «Колдовские художники» часто обращаются к жанру плаката, в их работах видно влияние творчества В. Маяковского, они продолжает его идейные и художественные традиции, однако художниками были добавлены творческие нововведения, которые позволяют увидеть жанр плаката в контексте современной культуры и адаптировать его под реалии нашей эпохи. Внимание современных художников направлено на экономическую, политическую, социальную ситуацию в нашей стране.
Ключевые слова: современная русская культура, лубок, актуальное искусство, советский плакат, мультреализм, искусствоведение, культурология
Elizaveta A. Il'ina
Traditions of Soviet poster by V. Mayakovskii in art of N. Kopeikin
The avant-garde art of N. Kopeikin and «Magical artists» reflects Russian contemporary culture. Their art reflects topical events of contemporary Russia. This art comes from the traditions of lubok and folk ditties. It has a strong connexion with Russian avant-garde art in the 1910's and 1920's. Artists invented a new art style -multerealism and they use this style to develop Russian culture of laughter, referring to the genre of the poster. N. Kopeykin's poster have been developing under the influence of V. Mayakovskii's art and it's creative and artistic traditions. But the artists created and added some innovations to the Soviet poster genre which allow this genre to develop within a modern Russian historical context and adapt it for the realities of a new era.
Keywords: contemporary Russian culture, contemporary art, lubok, Soviet poster, multrealism, history of art, cultural studies
Советский агитационный плакат был популярной темой исследования для советских исследователей, на данный момент существует множество книг и публикаций, на которые ссылаются все исследователи этого жанра. Речь в данной статье пойдет о влиянии идейно-художественных традиций советского агитплаката на современное авангардное искусство Санкт-Петербурга. Живопись Николая Копейкина и других членов группы «Колдовские художники» продолжает традиции русского авангарда 1910-1920-х гг. Творчество В. В. Маяковского имеет наиболее сильное влияние на идеи муль-треализма, активно развивающиеся в искусстве Санкт-Петербурга XXI в., и связь с ним.
Влияние как художественных, так и идеологических традиций советского плаката на современное искусство очень заметно. Особенно это проявляется в творчестве санкт-петербургского художника, представителя нового направления в искусстве - мультреализма, Николая Копейкина, а также других последователей идей этого стиля, которые работают в группе «Колдовские художники». Эта группа была образована в 2002 г.
Н. Копейкиным, А. Кагадеевым и В. Медведевым. Их объединяет не только новый стиль - мультреализм, а еще и саркастическое отношение к социуму, к действительности, они развивают в своем творчестве русскую смеховую культуру. Отличительной чертой русского авангарда была и остается некая эпатажность, гротескность. М. Бахтин утверждал, что «большим переворотам, даже в области науки предшествует, подготовляя их, известная карнавализация сознания» [1, с. 58]. Работы «Колдовских художников» посвящены злободневным событиям и идут от традиций лубка и народных частушек. Лубок является истоком плакатного искусства авангарда. По В. Далю, «луб, дощечка из подкоркового слоя липы, на которую в старину наносили рисунок» [2, с. 85]. Основные приемы, художественные и стилистические традиции лубка со временем, под влиянием военной истории, перешли в советское плакатное искусство. Это первая и наиболее очевидная связь творчества Н. Копейкина и советского плаката.
Термин «мультреализм» был придуман Н. Копейкиным и А. Кагадеевым в конце XX в., и означает он новое направление в искусстве,
которое расшифровывается так: в основе произведения лежит некая «мульт» форма (муль-треалистичный образ, персонаж мультфильма, карикатурный герой), который художником помещается в реалии нашей жизни. Основные цели мультреализма - критический подход к нашей реальности: «Критический подход обусловлен основной сверхзадачей любого „колдовского художника" - не очаровать, а разочаровать зрителя, т. е. расколдовать его, заставить сломать привычный взгляд на окружающую действительность и самого себя, увидеть мир вокруг, лишенным шелухи иллюзий, в чистом, божественно волшебном свете!» [3].
Н. Копейкин обращается к сатирической традиции в своем творчестве, его сюжеты всегда актуальны и понятны представителям разных поколений и социальных слоев общества. Усилия художника, который отказывается от профессионализма, направлены, в первую очередь, не на совершенствование художественных навыков, а на осмысление социальной реальности. Можно провести еще одну параллель между творчеством Н. Копейкина и В. Маяковского: Маяковскому также близка сатирическая традиция. А. Родченко работал вместе с В. Маяковским над торговой рекламой с маркой «Реклам-конструктор Маяковский-Родченко» и отмечал, что при совместной работе он «не использовал его (Маяковского) рисунки по той причине, что они были сатирические, в стиле лубка» [4, с. 23]. Также, как отмечает Е. Р. Арензон, «для лубочных композиций Маяковского характерна близость к графической сатире тогдашних журналов и газет, Маяковский был способным карикатуристом, и вместе с тем он использует фольклорные стереотипы в изображении батальных сцен, в приемах фигуративной обобщенности» [2, с. 86].
Н. Копейкин, следуя своему основному правилу - «Драматизация идиотического и идиоти-зация драматического» [5], использует не стандартные авангардные живописные приемы, а меткие, едкие методы, такие как карикатура, ирония и сатира в живописи, многое заимствует у политического плаката времен советских и постсоветских. В работах Н. Копейкина начиная с ранних этапов его творчества мы наблюдаем основные черты, присущие плакатному жанру: масштабное выделение наиболее значимых фигур, смысловое, композиционное выделение главных персонажей, усиление их гротескности. Четкость, насыщенность цветовой палитры, монохромность, локальные цвета. Цвет - это способ усилить идею, символику повествования. Цвет помогает усилить важность главных героев повествования. Обращаясь к зрителю, художник использует фольклорные жанровые
формы, как и художники «Сегодняшнего лубка» и «Окон сатиры РОСТА».
Серия плакатов, выполненная Копейкиным в 2002-2003 гг. для «Петроэлектросбыта», представляет собой соединение агитационного текста и плакатного изображения. Работы выполнены в технике плаката и отличаются простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств, в некоторых из них использованы приемы поликадровой композиции. Также, как пишет исследователь плакатного творчества Маяковского В. Н. Терехина, «в практике Маяковского впервые возникло сцепление агитационного текста, „милитарной карикатуры" и лубочного изображения, нашедшее развитие в мае 1917 г. в лубках издательства „Парус", а затем в плакатах „Окна РОСТА"» [4, с. 14]. Тексты, которыми Копейкин снабжает свои плакаты, - краткие, лаконичные, идущие от традиций народных частушек. Мы можем сопоставить их с текстами, которыми снабжал свои плакаты В. Маяковский. Вот некоторые из текстов Н. Копейкина для серии плакатов «Петроэлектросбыт»:
Им на водку денег хватит ведь за свет они не платят.
Перевесили счета и хозяйку и кота.
Сорок дней не платишь, Сеня! Познакомься, баба Пеня.
Говорила деду бабка: оплати счета, отец! Света нет - и нет порядка! Ай да бабка! Молодец!
Оплатил счета и свет -защищен от многих бед! Не будь свиньею во плоти! За электричество плати!
Также Маяковский и Малевич - авторы многих карикатурных плакатов со стихотворными текстами. Маяковский при создании плакатов и сопровождающих текстов к ним, использовал многие приемы футуристической поэтики, например, сдвиги, переносы и составные рифмы. Фольклорные жанровые формы, прочно зафиксировавшиеся в сознании народа, воспроизводились на плакатах в новом смысле и слегка измененном виде, что облегчало восприятие и понимание агитации.
Ну и треск же, ну и гром же Был у немцев подле Ломжи!
Эх ты немец, при да при же
Не допрешь, чтоб сесть в Париже!
[6, с. 135]
Известно, что возникновение русского авангарда неотделимо от политики и что он возник на почве революции и становления нового политического строя. В 1920-е гг. основная функция плаката - пропагандистская, т. е. отражение национальной идеи, воздействие на сознание и идеологию граждан, и эта функция становится тождественной роли газет и радио. Плакат символизирует некий призыв к действию, обращает на себя внимание, вступает в прямой диалог со зрителем. Плакатное искусство «Колдовских художников» тоже напрямую связано с политической ситуацией, этот жанр они используют как средство выражения гражданской позиции, средство массовой агитации, призыв к действию, обращение к публике. В 2012 г. на волне протестного движения в России художники принимали участие в антиправительственном митинге. Н. Копейкин, А. Кагадеев, В. Медведев и другие художники вышли на митинг с самодельными плакатами, которые показывали зрителю пародийный образ коррупционной системы, сложившейся в нашей стране к 2012 г. Среди плакатов, которые использовали художники, выражая свою гражданскую позицию, можно выделить несколько. Один из них: «От отката до распила», изображающий чиновника за игральным столом, и второй - изображение хмурого Деда Мороза, сурово сдвинувшего брови, выполненного в гротескной стилистике, присущей мультреализму. Текст плаката: «Заморожу воровские счета!» [7].
В 2016 г. «Колдовские художники» отметили свое десятилетие большой выставкой, которая называлась «Аблакаты Балалайкина». Работы, представленные на выставке, призваны были служить главной цели - «реанимировать плакат как искусство». «Жанр плаката должен возродиться в других формах: от ура-патриотического до колкого, сатирического. К сожалению, у нас в стране со смертью журнала „Крокодил" плакат практически исчез», - говорит художник Н. Копейкин [8].
Выставка явилась реакцией художников на политические события, произошедшие в 2015-2016 гг. в России. Облекая сюжеты плакатов в шуточную форму, художники транслируют зрителю тонко, четко и прямолинейно то, что кажется им важным. Название выставки отсылает нас к персонажу сатирического рассказа «Чижиково горе» М. Е. Салтыкова-Щедрина, адвоката-авантюриста, и символизирует оно имя нарицательное для людей, которые готовы на
ложь и интриги. Писатель обыграл известное выражение «балалайка бесструнная», которая употребляется в отношении пустого и вздорного человека. М. Е. Салтыкова-Щедрина современники называли «диагностом общественных зол и недугов» [9, с. 10], и это определение мы можем отнести и к творчеству Н. Копейкина и «Колдовских художников». Выставка посвящена плакату во всем его многообразии. Социальный, политический, коммерческий, призывный, прищучивающий и сатирический [10]. Художники ставили своей целью не перерисовку старых плакатов, а создание новых, привлекая новые средства и формы выразительности, снабжая их современным, актуальным содержанием.
Свою связь с творчеством Владимира Маяковского художники определяют сами, на открытии выставки «Аблакаты Балалайкина» звучал известный фрагмент стихотворения поэта:
Я крикнул солнцу: «Дармоед!
занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!» [11, с. 69].
Художники разделили эти строки на четыре части и в итоге возникло четыре плаката, каждый из которых являлся олицетворением в рисунке изображаемого словесно.
Говоря об актуальности современных сюжетов, художники обращаются к теме политической нестабильности, на фоне которой возникла волна протеста. Среди самых актуальных плакатов можно выделить «Послание президента народом» (Н. Копейкин), где в сатирической, гротескной манере художник отражает актуальную ситуацию, которая произошла незадолго до открытия выставки: феноменальный скачок цен на валюту, что оказало существенное влияние на жизнь народонаселения России. Плакаты, выполненные А. Кагадеевым, охватывают важные проблемы: например, отношения России и Украины, ценности Запада, которым традиционно противостоят русские люди. Художник Николай Васильев, работающий в стиле «тейп-арт», проиллюстрировал известные афоризмы Козьмы Пруткова. Выставка «Аблакаты Балалайкина» является отражением нынешней российской действительности, зеркалом современного общества. В традиционно ироничном, сатиричном ключе художники высмеивают традиционные ценности, пользуясь «шершавым языком плаката», и обращаются напрямую к зрителю.
Помимо традиционных форм плаката, на выставке был представлен «Алтарь семейных ценностей». Композиция алтаря представляет
собой пародийное изображение главной, восточной части любой православной церкви, но в таком заимствовании нет ничего оскорбительного. «Как представители храма искусств, мы имеем право на свой алтарь», - говорит Н. Ко-пейкин [12].
«Колдовские художники» работали вместе над созданием «Алтаря», изначально это был объект в псевдорусском стиле с элементами китча, внутри-картины. За основу работы взяты известные пословицы, берущие истоки в традиционном народном фольклоре. «Это низовая культура, на которой многие строят свои отношения с миром. Не та мифология, которая заложена в Библии, а та, которая существует в реальности на территории данного государства, народа. Так как мы сказочники - все это сделали в сказочном стиле» [12]. Каждая секция «Алтаря» представляет собой отдельный плакат. Об этом говорят традиционные художественные средства, присущие этому жанру, которые используют художники: масштабное выделение наиболее значимых фигур, усиление гротескности главных персонажей. Четкость, насыщенность цветовой палитры, монохромность, локальные цвета. Цвет как способ усилить идею, символику повествования.
Художники обращались к тому, что подвергает безжалостному испытанию это большое и высокое чувство (любовь): к институту брака. Институту, опирающемуся на укоренившейся традиции „бытовухи" и ритуалы, ставящие своей целью зацементировать легкие и хрупкие взаимоотношения любящих, превращая чувства в узы брака, а со временем в цепи и вериги. Это такой пародийно-сюрреалистический образ нашей Родины. „Колдовские художники" саркастически показывают что происходит, когда общество и государство регламентирует все: чувства, брак, отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, свадебные торжества и т. д. [12].
Матерь и батерь.
Девкой меньше - бабой больше.
Муж и жена - одна сатана.
У ребенка должен быть отец!
Зять - любит взять.
Знаю я вас, мужиков.
Каждую копейку в дом!
Все должно быть стильно, сын!
Становление авангарда также было неотделимо от политики, оно пришлось на время войн и революций. По утверждению В. Н. Тере-
хиной, «стремление примирить художественный эксперимент и политическую активность нашло уникальное воплощение в творчестве Маяковского» [4, с. 8]. Это условно-гротескная, «примитивистская стилистика», близость к графической сатире и карикатуре тогдашних журналов и газет.
С 1921 до 1922 г. Маяковский работал в РОСТА вместе с М. Черемных, И. Малютиным, А. Нюрнбергом и др., выпуская трафаретные плакаты с характерными для них лаконичными рисунками и подписями, символикой цвета и жеста, поликадровой композицией. «Краткие, как выстрелы, строки и лаконичные четыре картинки - эмблемы» [4, с. 20]. С. Эйзенштейн так характеризовал их: «Геометрия, сведенная до пронзительного крика целенаправленной выразительности. До цветовой агит строчки, разящей сердце и мысль» [4, с. 20]. Мы можем утверждать что лубок повлиял на советское искусство и на советский плакат 1920-х. гг. Пример - художники «Окон РОСТА».
Плакаты «Окон РОСТА» имели поддержку от государства и вывешивались в пустующих витринах в самых людных местах (отсюда и название «Окна»), в то время как современный плакат Н. Копейкина идет вразрез с действующим политическим режимом, не имеет поддержки от власти и лишен той самой «массовости», свойственной плакатам В. Маяковского, который поддерживал революцию и большевиков. Основной идеологический враг В. Маяковского -не действующая власть, а ушедшая, представленная обычно в виде гротескного, комически уродливо изображенного белогвардейца или буржуя. Объект, на который направлено внимание современных художников, - нестабильная экономическая, политическая, социальная ситуация в стране, наше общество, полное зол и недугов, и государство, которое регламентирует все аспекты жизни человека, даже самые личные, такие как семья, брак, любовь, религия, духовность.
Долгое время, вплоть до 2016 г., когда художники открыли свое собственное выставочное пространство под названием «Музей „Свиное рыло"», они испытывали трудности с поиском выставочных пространств, готовых принять их агитационные плакаты.
Развиваясь под влиянием творчества В. Маяковского, новый мультреалистический плакат продолжает его идейные и художественные традиции, однако художниками были добавлены творческие нововведения, которые позволяют развивать жанр плаката в контексте современности и адаптировать его под реалии новой эпохи.
Список литературы
1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Худож. лит., 1990. 544 с.
2. Арензон Е. Р. Лубочный агитпроп Маяковского // Пятнами красок, звоном лозунгов...: книжно-плакатное творчество Маяковского / Рос. акад. наук, Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького; отв. ред., сост. В. Н. Терехина. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016. C. 84-96.
3. Колхуи: кто такие Колхуи? URL: http: // nomspb.ru (дата обращения: 12.02.2018).
4. Терехина В. Н. От желтой кофты до красного Лефа: Маяковский и русский литературно-художественный авангард // Пятнами красок, звоном лозунгов.: книжно-плакатное творчество Маяковского / Рос. акад. наук, Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького; отв. ред., сост. В. Н. Терехина. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016. C. 7-29.
5. Топ 50. НОМ. URL: http: // sobaka.ru (дата обращения: 12.02.2018).
6. Терехина В. Н. Маяковский и Малевич: от «стихотворного кубизма» к лубкам и далее // Пятнами красок, звоном лозунгов.: книжно-плакатное творчество Маяковского / Рос. акад. наук, Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького; отв. ред., сост. В. Н. Терехина. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016. C. 133-141.
7. Колхуи на митинге. URL: https: // youtube.com (дата обращения: 12.02.2018).
8. Николай Копейкин: Мы - клоуны со свиными пятачками. 2016. 14 янв. URL: http: // m. fontanka.ru (дата обращения: 12.02.2018).
9. Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки. Санкт-Петербург: Лениздат, 2014. 320 с.
10. Выставка плакатов «Аблакаты Балалайкина». URL: https: // planeta.ru (дата обращения: 12.02.2018).
11. Маяковский В. В. Полное собрание стихотворений, поэм и пьес: в 1 т. Москва: Альфа-книга, 2011. 1327 с.
12. Пишут, чтобы готовился к аду: художник Копейкин о конфликте с активистом Энтео. URL: http: // the-village.ru (дата обращения: 12.02.2018).
Referenses
1. Bakhtin M. M. Creativity Francois Rabelais and folk culture of middle ages and Renaissance. Moscow: Khudozhest-vennaya literatura, 1990. 544 (in Russ.).
2. Arenzon E. R. Popular print agitprop by Mayakovskii. Terekhina V. N. (ed.). With spots of paint, by ringing of slogans...: book and poster work by Mayakovskii / Russ. Acad. of Sciences, Gor'kii inst. of world literature. Moscow; Saint Petersburg: Nestor-Istoriya, 2016. 84-96 (in Russ.).
3. Kolkhui: who are Kolkhui? URL: http: // nomspb.ru (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).
4. Terekhina V. N. From yellow jackets to Red Lef: Mayakovskii and Russian literary and artistic avant-garde. Terekhina V. N. (ed.). With spots of paint, by ringing of slogans.: book and poster work by Mayakovskii / Russ. Acad. of Sciences, Gor'kii inst. of world literature. Moscow; Saint Petersburg: Nestor-Istoriya, 2016. 7-29 (in Russ.).
5. Top 50. New Association of Youth. URL: http: // sobaka. ru (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).
6. Terekhina V. N. Mayakovskii and Malevich: from «poetic of cubism» to splints and then. Terekhina V. N. (ed.). With spots of paint, by ringing of slogans.: book and poster work by Mayakovskii / Russ. Acad. of Sciences, Gor'kii inst. of world literature. Moscow; Saint Petersburg: Nestor-Istoriya, 2016. 133-141 (in Russ.).
7. Kolkhui at meetings. URL: https: // youtube.com (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).
8. Nikolai Kopeikin: We are clowns with pig heels. 2016. Jan. 14. URL: http: // m. fontanka.ru (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).
9. Saltykov-Shchedrin M. E. Tales. Saint Petersburg: Lenizdat, 2014. 320 (in Russ.).
10. Exhibition of posters «Balalaikin' Ablakaty». URL: https: // planeta.ru (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).
11. Mayakovskii V. V. Full assembly poems and plays: in 1 vol. Moscow: Al'fa-kniga, 2011. 1327 (in Russ.).
12. Write to prepare for hell: artist Kopeikin about conflict with activist Enteo. URL: http: // the-village.ru (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).