Научная статья на тему 'ТОЖУ КИЖИЛЕР, КТО ОНИ? (ЭКСПЕДИЦИЯ В ЦЕНТР АЗИИ)'

ТОЖУ КИЖИЛЕР, КТО ОНИ? (ЭКСПЕДИЦИЯ В ЦЕНТР АЗИИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТОЖУ КИЖИЛЕР, КТО ОНИ? (ЭКСПЕДИЦИЯ В ЦЕНТР АЗИИ)»

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

УДК 910.4(51)

А.И.Саввинов

Тожу кижилер*, кто они?

(Экспедиция в центр Азии)

Тыва в последние годы становится одним из наиболее запрашиваемых туристических маршрутов во многих российских и западных турфирмах. Древней урянхайской земле есть чем к себе заманить и что показать, для этого она одарена многими неповторимыми земными красотами: степными просторами, величием Саянских гор с альпийскими лугами, вековой девственной тайгой, свежим горным воздухом, целебными источниками-аржанами и, безусловно, живой уникальной этнической культурой, уходящей своими корнями в седую древность. Она по праву считается одним из живописных уголков Южной Сибири. Тыва не только географический, но и духовный центр Азии. Древнейшая колыбель культур многих кочевых племен и народов с богатым историческим прошлым, расположенная в самом эпицентре древних тюрко-монгольских цивилизаций Саяно-Алтая, считается исконной территорией, связующей запад и восток, север и юг Азиатского континента.

* Этническое название небольшого тюркоязыч-ного народа в составе тувинцев. В 1991 г. официально отнесен к числу коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В прошлом известны как сойоты, сойоны, урянхайцы. Самоназвание — туга, туха, существуют и другие родовые названия. Численность, по данным переписи 2002 г., составляла 4442 чел. Основная территория расселения — Тоджинский кожуун Республики Тыва. Язык — диалект тувинского языка, относится к уйгуро-тюкюйской подгруппе уйгуро-огузс-кой группы тюркских языков. Традиционные занятия: таежная охота, пушной промысел, оленеводство.

© А.И.Саввинов, 2010.

Поводом нашего знакомства с Тывой послужила проводимая здесь Международная научная конференция «Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование», посвященная 80-летию основания Национального музея Республики Тыва, собравшая более 100 участников из разных регионов Сибири, России и Монголии. Главный музей республики, кроме солидного юбилея, отмечал и другие не менее важные события. Во-первых, это официальное открытие нового современного здания, презентация археологических открытий последних лет, а также торжественное открытие постоянной экспозиции «Сокровища Долины царей Тувы» — из золотых предметов, найденных в кургане Аржан-2 в Турано-Уюкской долине в 2001 г. Эти бесценные находки из Тывы, датированные 2-й половиной VII в. до н.э., по праву считают археологическим открытием мирового значения. А то, что решением Государственного Эрмитажа золотые сокровища переданы на постоянное хранение в Национальный музей Республики Тывы, говорит о многом. К слову сказать, археологические находки кургана Аржан-2 по ценности и изяществу предметов не имеют аналогов среди других находок скифского периода. Древнейшие артефакты представляют уникальные произведения искусства: золотые украшения; ажурные цепи тончайшей работы; мелкие чеканные бляшки, выполненные в «зверином стиле»; фрагменты костюмов, обшитые мельчайшим золотым бисером; оружие, инкрустированное золотом. Плоская золотая гривна с вырезанной орнаментацией поражает сходством и однотипностью со старинным якутским украшением подобного типа. В целом нет сомнения в том, что настоящая музейная эк-

Здание Национального музея Республики Тыва

спозиция новых скифских шедевров будет для многих еще одним поводом культурного паломничества в этот загадочный уголок Южной Сибири.

Новое здание Национального музея Республики Тыва — яркая достопримечательность современной архитектуры Кызыла. Огромное, красивое здание в восточном стиле, окруженное каскадом изящных фонтанов, белоснежными юртами, монументальным памятником национальным героям, стеларием древнетюркских оленных камней и изваяний впечатляет своим масштабом. Музей носит необычное имя Алдан Маадыр, в честь 60 богатырей. В памяти народной жива история тех легендарных аратов, которые восстали против гнета местных феодалов. Это реальное историческое событие, произошедшее в западных кожуунах в 1885—1886 гг., и сегодня глубоко почитаемо современными тувинцами. Это массовое народное волнение было жестоко подавлено, беспощадно были казнены не только участники, но также члены их семей и дети.

Тувинцы, наиболее многочисленный тюр-коязычный народ Южной Сибири, — современные потомки древнейших степных племен, издревле кочевавших по горно-таежным и степным районам Саяно-Алтая. Тыва по праву считается прародиной многих современных тюркских народов. По последним данным переписи, тувинцев в России насчитывается более 210 тыс. чел. Они составляют более 80% населения республики. Кроме того, крупные диаспоры этнических тувинцев проживают в северных аймаках Монголии — 30 тыс., в Китае — 4 тыс. В последние годы устанавливается связь, активизируются контакты российских тувинцев со своими заграничными сородичами.

Прошлый год для Тывы был юбилейным, республика отмечала 65 лет вхождения в состав Российской Федерации. Как известно, Тыва до 1944 г. как Тувинская народная республика имела самостоятельную государственность. И сегодня особенно в культуре, языке, традиционном укладе местного населения еще заметны некоторые отпечатки исторических особенностей прошлого республики.

Республика сегодня живет в ожидании крупных строительных перемен. Так, сегодня широко обсуждается мегапроект ожидаемой железной дороги Курагино — Кызыл, завершение строительства которой планируется к 2020 г. Прокладка железной дороги по Тыве имеет немало серьезных строительно-инженерных проблем, связанных с нестандартными условиями местного горного ландшафта. Кроме этого, есть и другая не менее острая проблема: дело в том, что сравнительно небольшая территория республики является особой охраняемой зоной историко-культурного наследия, древняя тувинская земля сплошь испещрена множествами археологических памятников: курганами, древними могильниками с каменными изваяниями и стелами с древнейшими руническими письменами. На первых порах даже предлагались надземные мосты для поездов, дабы не заграждать сакральных территорий. В настоящее время в Великом хурале собираются принять законопроект «Об охране святилищ и сакральных объектов в Республике Тыва», который должен охранять природные и культурные памятники на территории республики.

Наше знакомство с Тывой началось с ее столицы Кызыла — города со 120-тысячным населением, отмечающим 95-летие. Небольшой по масштабам, сравнительно чистый и спокойный город отличается провинциальными чертами. В городе немало сохранившихся исторических зданий времен Тувинской народной республики. В то же время город выделяется современным архитектурным дизайном, в отличие от нашей столицы в Кызыле прекрасные монументальные памятники: при въезде в город встречает четырехметровая фигура арата, символизирующая дух и силу тувинского народа. Возвышающийся на слиянии Большого и Малого Енисея обелиск Географический центр Азии является не только культурной достопримечательностью города, но и объектом исторического и научного значения.

Заметным событием пребывания в городе было посещение Тувинского института гуманитарных исследований при правительстве Респуб-

лики — главного научного центра, известного своими фундаментальными исследованиями в области тувиноведения по многим направлениям гуманитарной науки. Институт сотрудничает со многими ведущими учреждениями, имеет широкие связи с российскими и зарубежными коллегами, работает над совместными исследовательскими проектами. За последние годы институт подготовил ряд солидных академических изданий, таких, как многотомный «Этимологический словарь тувинского языка», новое издание «История Тувы». Одно из интересных направлений — центральноазиатские исследования в области этнической истории и современных проблем тюркомонгольских народов, в том числе этнических тувинцев, проживающих на территории Монголии и Китая. В этом году институт отмечает два важных события — свое 65-летие и 80-летие создания тувинской письменности. В связи с этим в республике планируется ряд юбилейных мероприятий, в том числе международная научная конференция, посвященная этим датам.

Тувинцы, — пожалуй, один из самых музыкальных народов Сибири, об этом свидетельствует развитая народная инструментальная музыка, богатый песенный фольклор, и наконец, уникальное горловое пение — хоомей. Тувинское горловое пение — особое явление в культуре южносибирских кочевников, оно не только народное музицирование, но и целая философия и религия народа. Сегодня искусство народных пев-цов-хоомейджи широко известно во многих странах, оно давно стало ярким символом Тывы. Его любят и почитают во многих странах мира; чтобы приобщаться к этому волшебному звучанию голоса каждый год посещает эту маленькую горную страну множество туристов со всех уголков мира.

Камнерезное искусство из местного поделочного камня «чонар-даш» (агальматолит) становится сегодня одним из ярких брендов современной Тывы. Искусство тувинских резчиков широко известно за пределами республики. Особый стиль и художественное своеобразие поделок местных мастеров из светло-серого мягкого камня разных оттенков давно привлекают ценителей народного искусства. Для многочисленных гостей Тывы это замечательный подарок. Находят этот редкий и удивительно красивый чудо-камень в урочище Сарыг-Хая, расположенном на территории западной Тывы. Тематика мелкой пластики из «чонар-даша» традиционная — фигуры животного мира: верблюды, сарлыки, арзыланы, горные

Резчик по камню чонар-даш

козлы и маралы. Делают и другие сувенирные поделки: шахматы, письменные наборы, шкатулки и т.д.

В последние годы литература о Тыве пополняется весьма солидными и презентабельными изданиями. Особая гордость тувинских ученых «Урянхай. Тыва дептер» (досл. «Тувинская тетрадь») — многотомный сборник, включающий известные научные и публицистические труды российских и зарубежных ученых-путешественников, участников академических экспедиций, посвященные истории и археологии Тывы, этнографии и этногенезу тувинского народа. Автором идеи и составителем этого уникального издания является С.К.Шойгу. Не менее интересно издание «Тува: словарь культуры», включающее около 1000 терминов и понятий, связанных с центром Азии, составитель его — московский журналист-путешественник Сергей Маркус. Примечательно издание еще и тем, что к нему приложены диски с записями тувинской музыки и фильма. Нельзя не отметить также выход последнего труда известного отечественного учено-го-тувиноведа С.И.Вайнштейна «Загадочная Тува: экспедиции в сердце Азии», изданного также в московском издательстве.

В местном книжном издательстве недавно увидел свет тувинский перевод романа якутского писателя Николая Лугинова «По велению Чингисхана», изданного тиражом 1000 экз. В республиканском еженедельнике «Тыванын аныяк-тары» («Молодежь Тувы») выходит цикл рассказов якутского автора в переводе тувинского журналиста К.Донгак. К выпуску также готовится отдельный сборник.

В республике немало делается для развития национальной культуры и духовного возрождения народа. Прошлый год по инициативе Председателя правительства Шолбана Кара-оола объявлен был Годом игила. Игил — один из девяти видов национальных музыкальных инструментов, причем он является самым почитаемым, считается первым инструментом тувинцев. Этот смычковый инструмент с конской головкой на деке, красивым бархатным звучанием считается мужским инструментом, играют на нем исключительно мужчины. Игил — один из этнических символов, олицетворяющий мужское начало, и связан с образом мужчины. И не случайно культурная акция года была направлена на возрождение народных традиций — почитания мужчин как глав семей, их роли в обществе.

У тувинцев бытует красивая легенда под названием «Плач игила», согласно которой, музыкальный инструмент со столь неповторимым певучим звучанием в стародавние времена был сделан из лиственницы, на которой был подвешен череп любимого коня батрака-юноши, злостно убитого богатым нойоном. Юноша долго горевал, однажды ему во сне приходит его жеребец и велит ему сделать инструмент: остов обтянуть кожей, снятой с его головы, из волос его хвоста натянуть струны. Парень играл на нем, как велел ему любимый конь, и плакал, плакал вместе с ним и музыкальный инструмент. В его игре и тоска, и гнев находили выражение, поэтому звук игила получился столь выразительный и наполненный грустью. Так, народная легенда приписывает инструменту небесное происхождение, она проникнута любовью к коню и тесно связана с его культом.

Традиционное жилище тувинцев — войлочная юрта и сегодня не теряет популярности. Их можно видеть и в черте Кызыла, на фоне городской архитектуры они не только органично смотрятся, но и подчеркивают национальный колорит города. За городом есть места, где в зеленой зоне разбиты целые юрточные городки, пред-

Украшенный ярким узором свод тувинской юрты

назначенные для туристов. На синем фоне горной степи белые куполки с цветными флажками, издалека смотрятся словно средневековая ставка монгольского хана. Без теплой уютной войлочной юрты и сегодня немыслима полукочевая жизнь тувинца-скотовода, и горожане не прочь иметь ее в дачной усадьбе. В кожуунах существует несколько кооперативов по изготовлению традиционной юрты. Сегодня цена одной готовой юрты колеблется в пределах 65—80 тыс. рублей. Сумма вполне приемлемая, если учесть, что это стоимость уже готового полноценного жилища.

В России тувинцы - единственный из тюр-коязычных народов, исповедующих буддизм. Современное возрождение буддизма, точнее его северного варианта — ламаизма, начавшееся в Тыве с начала 1990-х гт., за последние годы сделало республику одним из российских центров буддийской религии. Сегодня в Кызыле четыре действующих буддийских храма-хуре, главный из них «Цеченлинг» — официальная резиденция камбы-ламы Тувы, расположен в центре города. В городе действует также монастырь, в котором готовят местных духовных служителей. Недавняя сенсация о находке особо сакральных артефактов (фрагменты мощей и одежды величайших учителей буддизма Х1—Х111 вв.), находимых в старинной статуе Будды из хранилища Национального музея, свидетельствует о весьма давних буддийских традициях на территории современной Тывы.

Субурхан — монументальное сооружение, яркий символ буддийской религии. За последние годы на территории страны появилось немало

Мани-хурту — буддийский молитвенный барабан

субурханов, в том числе в самых отдаленных ко-жуунах, многие из них строятся на пожертвования местного населения.

В городе немало атрибутов и элементов символики, связанных с буддийской культурой. Парадные фасады многих зданий, в том числе вполне светских, украшены каменными стражами — ар-зыланами. В оформлении здания тувинского музыкально-драматического театра также присутствуют элементы культовой архитектуры. Необычные резные детали и орнаментальный декор, украшающие фасад и фронтоны здания, придают ему национально-художественное своеобразие. Неотъемлемым дополнением театральной площади является установленный здесь один из важных атрибутов буддийской религии мани-хур-ту — крутящийся барабан, на котором любой может совершать молитвенный обряд. Театраль-

«Чалама» — ритуальные обереги из разноцветных лоскутков материи с начерченными на них словами священных молитв, с. Тоора-Хем

ная площадь примыкает к главной столичной площади — площади Арата; это, пожалуй, одно из красивейших мест в городе, где скульптурный ансамбль из каменных фигур в «зверином стиле» составляет целую систему изящных фонтанов.

Несмотря на современное распространение буддизма, в народе еще сохраняется традиционный шаманизм. Известным исследователем тувинского шаманизма и пропагандистом местных традиционных верований является президент общества тувинских шаманов «Дунгур» достопочтенный М.Б. Кенин-Лопсан — ученый, носящий американский титул «Живое сокровище шаманизма» и звание «Человек века». В Кызыле также весьма популярна деятельность религиозной организации тувинских шаманистов «Тос-Дээр».

Шаманское святилише Тос-Дээр — 'Девять небес'

* * *

Вторая половина нашего пребывания в Тыве была связана с поездкой в Тоджу, к тувинским оленеводам. Это один из самых отдаленных и труднодоступных кожуунов, находящихся в северо-восточной части республики. До недавнего времени эта субэтническая группа тувинцев не была широко известна. Наша поездка во многом была связана с тем, что тувинцы-тоджинцы, получившие не так давно статус малочисленных народов Севера, сегодня, пожалуй, единственный народ в Южной Сибири, сохранивший традиции горно-таежного кочевого оленеводства.

В это время года, когда в Пий-Хеме спадает вода, пассажирский теплоход «Заря», курсирующий между Кызылом и Тоджей, делает последние рейсы. Поэтому без долгих раздумий мы сели на теплоход и отплыли по быстротечной

реке, чтобы попасть в один из живописнейших уголков Тывы.

Тоджинский кожуун, самый обширный по территории административный район, расположен в так называемой Тоджинской котловине. Центром является сумон Тоора-Хем. Этническое название тувинцев-тоджинцев напрямую связано с озером Тоджа (тув. Тожу-Хол) — весьма почитаемым природным объектом, главной достопримечательностью восточных территорий Тывы. Озеро входит в охраняемую территорию государственного природного заповедника «Азас».

Таким образом, благодаря географическому названию местные аборигены именуются тувин-цами-тоджинцами. Судя по всему термин тожу не совсем этноним, хотя отмечают существование в прошлом такого рода. Большинство из них составляет коренное население кожууна, некоторая их часть проживает в соседнем Шынаанском кожууне. В самой Тодже, по данным статотдела кожуунной администрации, на начало 2009 г. в шести сумонах население составляло 6174 чел., более 80% из них коренные тоджинцы.

Несмотря на обстоятельную монографию С.И.Вайнштейна1, тувинцы-тоджинцы сегодня остаются одной из малоизученных этнических групп. Изданная более полувека назад работа давно стала библиографической редкостью. За эти годы многое изменилось как в самой Тодже, так и в жизни ее обитателей. В 1991 г. Распоряжением Правительства РСФСР тувинцы-тоджин-цы включены в перечень районов проживания народностей Севера, на основании этого документа на них были распространены права, льготы и преимущества для малочисленных народов Севера2. Вслед за этим в 1994 г. вышел Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина об отнесении территории Монгун-Тайгинского, Тоджинского районов и Шынаанской сельской администрации Кызылского района к районам Крайнего Севера, остальные административные территории были отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Так, тувинцы-тоджинцы, получившие новый официальный статус, признаны одним из 40 малочисленных народов Севера России.

В вопросах происхождения и этнической истории тоджинцев немало еще неразгаданных тайн и споров вокруг них, они весьма актуальны для тувиноведения и представляют важную задачу в современном изучении этногенетических проблем аборигенов Сибири. Судя по имеющимся гипотезам этногенез тувинцев-тоджинцев пред-

ставляет достаточно сложную и многокомпонентную картину, связанную с самодийскими, кето-язычными и, возможно, тунгусскими племенами, с проникшими к ним тюркоязычными тубо, родственными уйгурам.

Проживание тоджинцев в горной местности, изолированно от остальных жителей Тувы, не могло не сказаться на языке и культуре. Материальная ее сторона, продиктованная традициями охотничье-промысловых занятий, существенным образом отличалась от таковой основной массы жителей степной части страны. Основным типом жилища тоджинцев был берестяной конический шестовой чум (алажы-вг). В зимнее время чум покрывался меховыми покрышками из шкур оленя, лося и т.д. Нередко жилище покрывали корой лиственницы. Это было типичное жилище кочевника, максимально приспособленное к традиционному кочевому образу жизни. Внутренняя планировка жилища и связанные с ней представления имели много общего с особенностями тунгусского чума.

У / I

и " I \ 1 :1 4 "» . .' V.

/

* . 1. ^ ■.

Чаадыр-ег — летнее жилище тоджинцев из коры лиственницы, с. Адыр-Кежиг

В отличие от одежды степного населения одежда таежных жителей имела немало местных особенностей. В ней отражались и элементы культуры соседних народов: карагасов, сойотов, дар-хатов, камасинцев, цаатанов, бурят. Пожалуй, одной из наиболее ярких особенностей является наличие в ней некоторых северных черт. Традиционным материалом для одежды тоджинцев была выделанная шкура оленя, марала, косули. Как и многие северные народы, тоджинцы носили ка-мусную обувь с голенищами до колен (бышкак идик).

Для коренного населения северо-восточных кожуунов оленеводство является исконным занятием. На традициях местного оленеводства зиждется культура тувинцев-тоджинцев. Оленеводство южносибирских народов всегда вызывало интерес исследователей. Первые публикации о традициях оленеводства урянхайцев, карагасов, сойотов появились еще в 1920-х гг3. Ведь Саяны по праву считаются прародиной оленеводства. Традиционное оленеводство тувинцев-тоджинцев по научной классификации относится к саянскому горно-таежному подтипу. В литературе существует ряд известных гипотез происхождения оленеводства, однако по данному вопросу до сего времени нет единого мнения. Достаточно распространенным считается мнение ученых о том, что оленеводство развивалось под влиянием тюр-комонгольской коневодческой культуры. Небезынтересна моноцентрическая концепция происхождения оленеводства этнографа С.И. Вайнш-тейна, который выдвигал положение о том, что древнейшим очагом доместикации оленя в Евразии являются Саяны (около рубежа н.э.), начальный этап которой протекал в самодийской этнической среде. Автор на основе сравнительно-типологического изучения особенностей саянского и тунгусского оленеводства отмечал единый характер их происхождения, одомашнение оленя в Саянах положило начало постепенному распространению вьючного оленеводства у народов Евразии4.

Но как бы то ни было истоки оленеводства у кочевых племен Саяно-Алтая имели весьма древние корни. Об этом древняя земля хранит немало сакральных свидетельств. «Оленные камни», плиты-стелы с изображениями животных, — один из древнейших мифологических мотивов культа оленя. Летящие олени с ветвистыми рогами — характерный сюжет скифосибирского искусства. Не случайно жертвенным коням Па-зырыкских курганов Алтая на голову были наде-

ты оленьи маски с роскошными рогами. Образ оленя, — писал А.П. Окладников, — связывает все три основных мира в древнем искусстве Сибири. Он был распространен у охотников тайги в бронзовом и раннем железном веках, фигуру златорогого солнечного оленя высекали также скотоводы Забайкалья и монгольских степей5.

По всем характеристикам и внешним особенностям тувинское оленеводство существенно отличается от других типов северного оленеводства. Пожалуй, основной отличительной чертой является то, что олени используются здесь только как верховые и вьючные. Местное оленеводство как поставщик надежного вьючного транспорта исконно было связано с охотничьим промыслом — основным занятием тувинцев-тоджин-цев. Благодаря верховым оленям таежные охотники в поисках добычи преодолевали огромные расстояния горной тайги. Кроме того, олень давал вкусное мясо и молоко, шкуры для изготовления теплой одежды. Природные условия Восточной Тывы благоприятны для развития оленеводства: Присаянье отличается наличьем значительных массивов ягельников, местные альпийские луга изобилуют богатой растительностью и питательным разнотравьем. По данным одного из дореволюционных исследователей Урянхайского края А.А. Турчанинова, в 1915 г. только в Тоджинском хошуне поголовье оленей составляло 1084006. В советское время тувинское оленеводство, хотя не имело как отрасль столь важного хозяйственного значения, но традиционное занятие тоджинцев получало должную поддержку.

Как видно из ниже представленной таблицы7 численность (тыс. голов) домашнего оленя в Республике Тыва была достаточно нестабильной. Наибольшим поголовье было перед войной, после которой оно резко сократилось.

Республика Тува

1927 г. 1941 г. 1951 г. 1961 г. 1971 г. 1981 г. 1991 г. 1998 г.

10,4 20,0 3,1 5,8 11,6 14,5 8,1 3,4

Попасть к оленеводам, как и предполагалось, было задачей весьма непростой. Это во многом связано с удаленностью оленеводческих стойбищ, труднодоступностью горно-таежных кочевий. О сезонном местопребывании оленеводов в ко-жууне мало кто обладал точной информацией, так как в это время они практически изолированы от внешнего мира. Мы могли узнать лишь о том, что они находятся где-то в очень отдаленном высокогорном районе Восточных Саян. Вопрос поездки к оленеводам благодаря администрации кожууна решился довольно быстро, туда

Оседланный олень. Современные оленеводы используют конское седло

как раз срочно отправлялась служебная машина местной администрации.

Дорога в тайгу несмотря на продолжительность не была утомительной, машина скоро сошла с трассы и двигалась по неровной каменистой дороге. Естественно, по такой дороге, неприспособленной машине и километра не проехать, наш джип с большой проходимостью легко преодолевал крутые спуски и подъемы, узкие горные лабиринты. Уже за полночь мы подъехали к стоянке охотников, прибывших из поселка. Здесь мы решили переночевать, так как проехали лишь половину пути, но спать пришлось под открытым небом у костра. Посреди дремучей тайги под звездным небом, у бурлящей горной речки спалось крепко: когда проснулись от мелкого моросящего дождя, стало уже светло. После утреннего чая снова в путь. Местная природа поражает неповторимой красотой: нетронутая таежная растительность, голубые просторы горных массивов, покрытые кедровыми лесами. По дороге заехали на прииск золотарей в местности Ойна, где нас угостили вкусным обедом. Проехали уже более ста километров, далее дорога становилась значительно хуже, даже рискованной. Проехали мимо старого заброшенного поселка артели, раньше здесь, говорят, была даже школа для детей оленеводов. Через некоторое время выехали на открытую местность, окруженную красивыми сопками со снежными вершинами. Местность эта называется Серлиг-Тайга. По подсчетам моих спутников, мы проехали более 170 км. Здесь находилась перевалбаза ветеринаров, прибывших для вакцинации оленей. Оленей пока было мало, так как многие оленеводы еще не прибыли со стойбищ. Здесь немного от-

дохнув, пересели на оленей и верхом двигались в сторону ближайшего стойбища, где бригада из четырех человек находилась на сезонной стоянке.

В глаза особенно бросается крупный размер и ветвистость рогов местных оленей. В основном они светлые, среди них есть и олени чисто белой масти. Несколько непривычным было видеть снаряжение верхового оленя, которое по своим особенностям напоминает конское. Седло кладется оленю на середину спины; под седло подкладывают шкуру или войлок. К полкам седла спереди привязан подгрудный, а сзади — под-хвостный ремень. Поводок проходит слева, как у коня. Вместо специального деревянного седла на спине оленя конское седло с металлическими стременами. Потом пришлось оценить его достоинство, оно оказалось не менее удобным и практичным.

Проехали на оленях почти 9 км за 1,5 часа. Олени оказались очень выносливыми, по неровной таежной тропе мы ехали без остановок. Следует отметить смирный и спокойный характер ездовых оленей. Единственная избушка стойбища, к которой мы подъехали была окружена небольшим стадом. В стаде, как стало известно, были олени, привезенные четыре года назад из Якутии. Самый известный из них бык по кличке «Якут», шестигодовалый здоровяк и любимец хозяина, к нашему приезду мирно пасся на территории избушки. Прибывших к стойбищу новичков он встретил явно неприветливо, приняв бойцовскую позу, шумно фыркал и мотал головой, сгребал землю своими широкими копытами и не хотел к себе подпускать.

Хозяйка стойбища угостила нас местными деликатесами собственного приготовления: оленьим молоком, маральим мясом, прекрасным

Дойка важенки, м. Серлиг-Тайга. Тоджа

кислым сыром («пыштак»), молочным напитком («хойтпак»). С удивлением узнали, что из небольшого количества оленьего молока можно приготовить столько разнообразных кисломолочных блюд. По своим вкусовым качествам они нисколько не уступают продуктам, получаемым из коровьего молока.

Известную фразу «без оленя — нет эвенка» можно применить и к тоджинцам. Для коренного тоджинца олень — столь необходимый атрибут его жизни, без которого не преодолеть неизмеримые расстояния в тайге, не мыслим удачный промысел. Поэтому образ коренного тод-жинца-охотника нельзя представить без оленя. Не случайно в официальном гербе кожууна центральное место занимает изображение оленя.

В настоящее время в кожууне насчитывается 1,5 тыс. голов оленей. Из них около тысячи — собственность оленеводческого предприятия ГУП «Одуген», небольшие частные стада имеются также в соседних Каа-Хемском и Тере-Хольском кожуунах. Сейчас в отрасли занято более 70 человек, немало и оленеводческих семей. Как рассказывают сами оленеводы, в советское время им уделялось больше внимания. Была радиосвязь, у многих были «Бураны», хорошо обеспечивались продуктами, палатками, патронами. Зарплату получали всегда вовремя. Сейчас всего этого нет, вот уже более 15 лет, как они говорят, живут на выживание. Ведь находиться в глухой тайге без рации, с нередкими перебоями в поставке продуктов крайне рискованно. Таежники часто бывают вынуждены обменивать свою добычу на необходимые продукты у старателей.

Ивижилер* , т.е. оленеводы, в поселках Адыр-Кежиг и Чазылар, где живут их семьи, бывают редко, чтобы добраться до них нужно 3—4 суток, а в зимнее время практически невозможно. С конца апреля, когда начинается приплод оленей, женщины с детьми уезжают в тайгу, в это время их присутствие на стойбище особенно необходимо. В местном интернате живет 18 детей оленеводов, остальные — у родственников. Несмотря на тяжелые условия отрасли, многие тянутся в тайгу, ведь родная стихия близка каждому. В отличие от сойотов и тофаларов, где навыки оленеводства сегодня во многом утрачены, и отрасль имеет слабую перспективу на возрождение, в Тодже достаточно устойчиво сохраняются традиции хозяйства, оно занимает видное место в жизни местного населения.

* Ивижилер — (тув.) оленеводы, от слова иви — олень.

С начала 1990-х гт. местное поголовье начало заметно сокращаться. Причин бышо много, одной из них считают моду на панты. В результате массового распиливания рогов, от обескровливания олени сильно ослабевали и погибали от истощения. Немалый урон в сокращении поголовья наносят волки, против расхищения клыкастыми оленеводы нередко бывают беспомощны, так как они не снабжены ни оружием, ни боеприпасами. Отсутствие охотничьего снаряжения, — пожалуй, одна из трудно решаемых проблем. По рассказам информантов, численность оленей никогда еще не сокращалась до такого количества, в целом оленеводство как хозяйственная отрасль сегодня переживает не самые лучшие времена.

Еще в 1995 г. был принят указ Президента Республики Тыва «О мерах по развитию оленеводства в республике». В настоящее время в республике работает Государственная целевая программа «Развитие оленеводства в РТ в 2010— 2012 гг.». В 2005 г. в качестве обмена община получила из Якутии (Иенгра) 30 важенок и 10 быков. От этого пополнения сейчас осталось мало. Как говорят оленеводы, они не приспособлены и плохо адаптируются к местным условиям, с трудом поддаются приручению, часть из них ушла в тайгу. Лишь некоторые из них пополнили поголовье тувинского стада.

В рамках правительственной программы в сентябре прошлого года из Эвенкии привезена первая партия из 100 голов северных оленей. По мнению специалистов, именно эвенкийская порода по многим параметрам, в том числе эксте-рьерным, наиболее близка к своим саянским сородичам. В прошлом году из республиканского бюджета на поддержку оленеводства выделены субсидии в размере 1200 рублей на голову. Однако его благополучное будущее зависит не только от решений, принятых властными структурами, но и от самих носителей культуры, занятых в этой традиционной отрасли.

Сегодня вопросы южносибирского оленеводства беспокоят не только аборигенов, носителей этих культур, они стали одной из обсуждаемых гуманитарных проблем современной науки. Ежеквартальный англоязычный журнал «Cultural Survival» (Культурное выживание) за 2003 г. в рамках Международного проекта сохранения тотемных народов посвятил свой очередной номер современным проблемам оленеводства коренных малочисленных этносов Южной Сибири, Северного Китая и Монголии8. Обширный трансграничный регион, охватывающий Западные и

Восточные Саяны, территории Республик Тыва и Бурятия, Хубсугульский аймак Монголии и северные провинции КНР, является исконным ареалом разведения северного оленя. Быть или не быть в Саянах оленеводству? Так можно вкратце резюмировать тот важный вопрос, который ставят в своих статьях авторы данного издания. Проблема оленеводства глазами ученых-этнографов — это, прежде всего, судьба народов, культура которых неразрывно связана и во многом зависит от благополучия этого вида традиционного занятия. Не случайно она становится столь актуальной в наше время. Сегодня для северных народов оленеводство важно не столько как хозяйственная отрасль и традиционное занятие, сколько как способ их сохранения, а возможно, единственный инструмент их этнокультурного выживания. Каковы его сегодняшние реалии и перспективы развития? По имеющимся предварительным данным, по всему Южно-Сибирскому региону, включая китайские и монгольские территории, численность домашнего оленя составит не более 5—6 тысяч голов.

Несмотря на сегодняшнее состояние и имеющиеся проблемы, оленеводство в Тодже все же нельзя считать умирающей и бесперспективной отраслью хозяйства. Оно сегодня становится заботой республики, его развитию стали уделять особое внимание. Отмечаемое в последние годы внимание и практические шаги со стороны руководства республики вселяют надежду, что исконное занятие тувинцев все же найдет должную поддержку и будет развиваться дальше.

Итак, наш долгий путь к тувинским оленеводам завершился, возможно, наш экспедиционный проект кому-то покажется не совсем понятным и целесообразным. Но он был во многом оправданным, поездка подарила нам, немалые открытия, самое главное, живую встречу с тоджинцами, тем оленным народом, который испокон веков, как и много столетий назад их предки, живет в далеких просторах тувинской тайги.

ЛИТЕРАТУРА

1 Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. Истори-ко-этнографические очерки. — М., 1961. — 217 с.

2 Распоряжение Правительства РСФСР № 132-р от 12.12.1991 г. «Об обеспечении социально-экономического и культурного развития этнической группы тувинцев-тоджинцев, проживающих в Республике Тува» // www.consultant.ru.

3 Васильев В.Н. Краткий очерк быта карагасов // ЭО, — 1910, — № 1—2; Островских П.Е. Оленные тувинцы // Северная Азия, — 1927, — кн. 5; Петри Б.Э. Оленеводство у карагасов. — Иркутск, 1929

4 Вайнштейн С.И. Проблема происхождения оленеводства в Евразии (Роль Саянского очага в распространении оленеводства в Евразии) // СЭ, — 1971. — № 5. - С.37.

5 Окладников А.П. Олень Золотые рога. — М.; Л.: Искусство, 1964. — С. 159.

6 Турчанинов А.А. Урянхайский край в 1915 году. — Кызыл, 2009. — 424 с.

7 Сыроватский Х.И. Организация и экономика оленеводческого производства. Учебник для ВУЗов и ССУЗов. — Якутск, 2000. — С. 11.

8 Cultural Survival Quarterly. Spring — 2003, Cambridge, MA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.