Научная статья на тему 'Тост как речевой жанр в аспекте отношения студентов к застольным культурно-речевым традициям'

Тост как речевой жанр в аспекте отношения студентов к застольным культурно-речевым традициям Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тост / культура застолья / торжество / застольные жанры / анкетный опрос / toast / feast culture / table genres / the celebration / questionnaire survey

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Татьяна Ивановна Бочарова, Михаил Иванович Бочаров, Лидия Николаевна Скляр

В данной статье рассматривается актуальная проблема застольного общения. Произнесение тоста в непринужденной ситуации является важной составляющей повседневной и корпоративной коммуникации, поэтому изучение данного жанра необходимо для обозначения ключевых моментов, которые способствуют повышению культуры общения за столом. Тост рассматривается как жанр торжественного праздничного общения, который сопровождает людей в течение всей жизни, и умение произносить застольное высказывание – это важное качество, которое развивает общие коммуникативные способности свободного общения. Описывается анкетирование респондентов с целью выявления их мнения о культуре застолья, определяется, умеют ли студенты произносить тосты, как часто их говорят. В заключение характеризуются итоги проведенного анкетного опроса, в ходе которого выясняются умения студентов произносить застольные высказывания в различных ситуациях праздничного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Toast as a speech genre in the aspect of students’ attitude to table cultural and speech traditions

This article discusses the actual problem of a table talk. Making a toast in a laid-back situation is an important component of colloquial and corporate communication; therefore, the study of this genre is necessary to identify key points that contribute to improving the culture of communication at the table talk. Toast is considered a genre of solemn festive communication that accompanies people throughout their lives, and the ability to pronounce a drinking statement is an important quality that develops general communicative abilities of free communication. The survey of respondents is described in order to identify their opinions about the culture of the feast, it is determined whether students are able to make toasts, how often they are said. In conclusion, the results of the conducted questionnaire survey are characterized, during which the students’ skills to pronounce drinking statements in various situations of festive interaction are clarified.

Текст научной работы на тему «Тост как речевой жанр в аспекте отношения студентов к застольным культурно-речевым традициям»

Вестник Московского информационно-технологического университета -Московского архитектурно-строительного института. 2024. № 1. С. 56-62.

Herald of the Moscow University of Information Technologies -Moscow Architectural and Construction Institute. 2024. № 1. С. 56-62.

Научная статья УДК 800

doi:10.52470/2619046X_2024_1_56

Тост как речевой жанр в аспекте отношения студентов к застольным культурно-речевым традициям

Татьяна Ивановна Бочарова 1, Михаил Иванович Бочаров 2, Лидия Николаевна Скляр 3

1 3 Московский технический университет связи и информатики, г. Москва, Россия

2 Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7230-4068

2 [email protected], https:// orcid.org/0000-0002-3356-3251

3 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4791-4737

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема застольного общения. Произнесение тоста в непринужденной ситуации является важной составляющей повседневной и корпоративной коммуникации, поэтому изучение данного жанра необходимо для обозначения ключевых моментов, которые способствуют повышению культуры общения за столом. Тост рассматривается как жанр торжественного праздничного общения, который сопровождает людей в течение всей жизни, и умение произносить застольное высказывание - это важное качество, которое развивает общие коммуникативные способности свободного общения. Описывается анкетирование респондентов с целью выявления их мнения о культуре застолья, определяется, умеют ли студенты произносить тосты, как часто их говорят. В заключение характеризуются итоги проведенного анкетного опроса, в ходе которого выясняются умения студентов произносить застольные высказывания в различных ситуациях праздничного взаимодействия.

Ключевые слова: тост, культура застолья, торжество, застольные жанры, анкетный опрос

Для цитирования: БочароваТ.И., Бочаров М.И., Скляр Л.Н. Тост как речевой жанр в аспекте отношения студентов к застольным культурно-речевым традициям // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2024. № 1. С. 56-62. https://doi:10.52470/2619046X_2024_1_56.

Original article

Toast as a speech genre in the aspect of students' attitude to table cultural and speech traditions

Tatyana I. Bocharova 1, Mikhail I. Bocharov 2, Lidia N. Sklyar 3

1 3 Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moscow, Russia

2 Moscow City Teachers' Training University, Moscow, Russia

© Бочарова Т.И., Бочаров М.И., Скляр Л.Н., 2024

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7230-4068

2 [email protected], https:// orcid.org/0000-0002-3356-3251

3 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4791-4737

Abstract. This article discusses the actual problem of a table talk. Making a toast in a laid-back situation is an important component of colloquial and corporate communication; therefore, the study of this genre is necessary to identify key points that contribute to improving the culture of communication at the table talk. Toast is considered a genre of solemn festive communication that accompanies people throughout their lives, and the ability to pronounce a drinking statement is an important quality that develops general communicative abilities of free communication. The survey of respondents is described in order to identify their opinions about the culture of the feast, it is determined whether students are able to make toasts, how often they are said. In conclusion, the results of the conducted questionnaire survey are characterized, during which the students' skills to pronounce drinking statements in various situations of festive interaction are clarified.

Keywords: toast, feast culture, table genres, the celebration, questionnaire survey

For citation: Bocharova T.I., Bocharov M.I., Sklyar L.N. Toast as a speech genre in the aspect of students' attitude to table cultural and speech traditions // Herald of the Moscow University of Information Technologies - Moscow Architectural and Construction Institute. 2024. № 1. P. 56-62. https://doi:10.52470/2619046X_2024_1_56.

В течение всей своей жизни люди собираются за столом не только для вкушения пищи, но и для празднования разнообразных событий - непременных атрибутов многовековой культуры. Во время разнообразных государственных и семейных праздников произносятся многочисленные застольные речи.

Тосты в настоящее время отличаются функциональной активностью, несмотря на то, что относятся к числу древних формул речевой культуры, адаптируясь в современном дискурсивном пространстве, культивируются и выступают в разнообразных небольших вариациях [2, с. 48].

Культурная специфичность тоста проявляется в следовании определенному ритуалу поздравления, в особом статусе адресатов и статусе говорящего, в определенной иерархии произносящих тосты, в прагматически обусловленной эмоциональности, экспрессивности, однозначно позитивной оценочной ориентации. Это распространенные внешние характеристики жанра, которые свойственны носителям разнообразных культур и языка.

«Тост - жанр ритуальный, что предполагает соблюдение определенных культурных традиций поведения за столом, специфического этикетного регламента» [4, с. 130].

«Показателен тот факт, что утратили свою актуальность многие семейные и свадебные застольные обычаи, в связи с трансформацией уклада и ритма жизни, а значит, под влиянием исторических факторов изменился и тост» [4, с. 133].

Хлеб и вино приобрели в христианские времена особый сакральный смысл. Отсюда традиционные ограничения в речевом поведении за столом. Вкушение пищи и напитков - это таинство, поэтому оно должно сопровождаться хорошими словами, теплыми пожеланиями в честь праздничного события, юбиляра, ибо сказанное за столом и закрепленное вином по традиции обязательно должно исполниться. Встречи за столом, совместное принятие пищи и напитков коммуникативно раскрепощало собеседников, помогало людям сблизиться, чувствовать себя естественно и раскованно, разрешать конфликты, заключать сделки и т.п.

Еще в «Домострое» сказано: «А ясти и пити со благодарением, ино сладко, а что впрок сделано ино мило; а делати с молитвою с доброю беседою...» [3, с. 57].

Официально-деловая коммуникация в корпоративной профессиональной сфере содержит отголоски древних обрядов, ритуалов, которые содержат традиции застольного общения: эффективные бизнес-договоренности, выход на рынок новой линейки товара, заключение выгодных сделок, праздничное открытие нового здания компании, организация взаимовыгодных мероприятия и мн. др.

Застольное слово - это небольшой устный рамочный речевой жанр, содержащий этикетные формулы, который произносится за столом и, как правило, звучит в тот момент, когда участники встречи взяли в руку бокал, кружку или другую чашу, наполненный напитком.

Современный тост - это остроумное высказывание с неожиданной концовкой, а необходимая игра слов создается с помощью разнообразных языковых художественных средств, создающих эффект неожиданности.

Тост как особый самостоятельный речевой жанр обладает определенным набором характерных черт и стереотипных элементов. Прежде всего, тосты детерминируются следующими факторами: тематическим содержанием, структурой, а также стилем (составными частями которого являются фразеологические, грамматические и другие языковые средства) [1, с. 153].

Тост - один из достаточно распространенных непринужденных жанров в бытовой и официально-деловой коммуникации, который связан и со спецификой культуры того или иного народа, и, что немаловажно, с умением свободно коммуницировать. Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что обучение тосту на занятиях по культуре речи в вузе представляет достаточно высокий научно-методический интерес.

Для того, чтобы определить ключевые приоритеты, нужные для формирования у студентов необходимых коммуникативных компетенций в области жанрологии, и, в частности, на примере обучения студентов технического вуза застольному слову как речевому жанру, необходимо было провести анкетный опрос, направленный на выявление знаний обучающихся о тосте как речевом жанре, и их умений создавать тексты такого типа.

В эксперименте принимало участие 135 студентов-первокурсников технического вуза в возрасте от 17 до 22 лет: 68 % - юноши, 22 % - девушки. Вопросы анкеты носили главным образом открытый характер, помимо предложенных вариантов ответов респонденты могли предоставить свои версии ответов, то есть анкетирование происходило в достаточно свободной форме. Кроме ответов на вопросы, студентам предлагалось составить застольное слово по образцу того, который они чаще всего произносят в торжественный момент жизни, когда собираются со своими близкими.

Около 90 % участников анкетирования смогли сформулировать формальные, наивно-бытовые толкования дефиниции «тост как речевой жанр» (85 % отметило значение понятия «тост как высказывания»), 15 % сформулировали только определение тоста как пищи - обжаренного ломтика хлеба. В определениях нередко родовое понятие подменяется смежными жарами (пожелание, поздравление, благодарность, праздничная речь), при этом важная составляющая видовых характеристик текста (речь за столом, речь с поднятым бокалом и т.п.) оставляется без внимания, умаляя важную составляющую жанровых особенностей рассматриваемого высказывания.

Среди типичных ответов были следующие: «Добрые слова на празднике за столом»; «Праздничная речь перед собравшимися, предназначенная подчеркнуть важность момента»; «Праздничное замечание»; «Пожелание на празднике»; «Короткая или не очень речь с пожеланиями»; «Поджаренный в тостере хлеб»; «Сухарик».

На вопрос «Часто ли вы собираетесь с друзьями и близкими за праздничным столом?» 39 % респондентов ответило «Часто», 35 % - «Иногда», что свидетельствует о достаточной востребованности событий, связанных с отдыхом и вкусным и интересным застольем (рисунок 1).

ЧАСТО ЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ И БЛИЗКИМИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫМ СТОЛОМ?

■ Часто39% ■ Иногда35% «Редко26% ■

Рисунок 1. Ответ респондентов на вопрос «Часто ли вы собираетесь с друзьями и близкими за праздничным столом?»

Причем нередко в ответах звучит пояснение, что за столом собираются, чтобы пообщаться, расслабиться в кругу друзей, рассказать интересные и насущные новости, «поделиться радостью с родными», «ощутить тепло близких сердец» и т.п. То есть застолье - это включение в коммуникативную ситуацию экзистенциального измерения, которое подчеркивает важность и психологическую глубину происходящего события как духовно-эмоционального и речевого единения, когда находишься на одной волне с людьми, которые дороги тебе и с которыми приятно разделить радость застольного общения при вкушении пищи, приготовленной с любовью.

26 % студентов объясняют нечастые праздничные застолья тем, что «мало праздников, где можно тусоваться»; «нет времени на праздники» и т.п.

В качестве поводов для встреч респонденты отвечают: «Желание провести время со своими близкими»; «Окончание учебы, экзаменов, дни рождения»; «Значимые события» и т.п. Что важно, около 30 % респондентов акцентируют внимание на коммуникации со своими друзьями, близкими, сокурсниками: «Чтобы встретиться с друзьями»; «Увидеть после учебы родителей»; «Поделиться набравшимися новостями»; «Рассказать о своих планах на будущее» и т.п.

На вопрос «Произносите ли вы тосты за праздничным столом?» 42 % респондентов ответили, что редко произносят тосты, а 41 % - что не произносят тосты вообще и не испытывают в этом необходимости (рисунок 2).

Этим вопросом предстояло выяснить, являются ли встречи за праздничным столом только средством вкусно поесть и попить или еще способом коммуникации в доброй семейной или дружеской атмосфере, порадовать близких хорошими новостями, рассказать об успехах и достижениях.

Данный факт свидетельствует о том, что в семьях испытуемых недостаточно распространены коммуникативные традиции этикетно-церемониального общения, связанные с совместным принятием пищи и произнесением застольных высказываний, то есть какие-то насущные темы обсуждаются, разговоры ведутся, но тосты не произносятся или звучат достаточно редко. Это объясняется, как правило, «стеснением», «занятостью» тем, что «в семье не принято говорить пространные поздравительные речи»; что «при вручении подарков все равно звучат поздравления и краткие тосты», обозначающие повод застольного собрания.

ПРОИЗНОСИТЕ ЛИ ВЫ ТОСТЫ ЗА ПРАЗДНИЧНЫМ

СТОЛОМ?

■ Да ■ ■ Редко ■ Нет

Рисунок 2. Ответ респондентов на вопрос «Произносите ли вы тосты за праздничным столом?»

Показательны были ответы такого типа: «Редко произношу, но иногда приходится»; «Заставляют произносить», «Говорю что-нибудь только для того, чтобы поддержать компанию» и т.п. Однако испытуемые отмечают желание общаться и со своими близкими, и с друзьями в застольной компании, но занятость и быстрый ритм жизни не всегда позволяют это сделать.

Важную роль в определении коммуникативной подготовки студента в искусстве произнесения тоста играет разновидность тоста, которую испытуемые выбирают для произнесения (по развернутости, по включению в текст других жанров, по степени официальности, по оригинальности и т.п.)?»

На вопрос «Какие тосты предпочитаете по объему: краткие или развернутые с использованием афоризмов, притч, легенд, рассказов?»

Более 80 % испытуемых ответили, что предпочитают произносить краткие тосты. Примеры ответов: «Их произносить легче»; «Нужно заморачиваться, чтобы большой тост произнести»; «Длинный тост нужно подготовить заранее» и т.п.

Что касается вопросов, связанных с культурой застольного поведения («Что вы знаете о застольных традициях разных народов?», «Знаете ли вы историю тоста?», «Тосты каких стран вам больше всего нравятся?»), то только незначительное количество участников опроса назвало некоторые ритуалы или формулы поведения, которые сопровождают речевую ситуацию застолья. К примеру, представлены такие ответы: «Встречать гостей хлебом-солью»; «Поднимать бокалы перед тостом»; «Любое застолье начинается с тоста».

В общей сложности только 3 % испытуемых смогли описать фрагментарную информацию о национальных застольных традициях в разных культурах, а об обычаях коммуникативного поведения за столом разных народов студенты имеют достаточно поверхностное представление, которое не носит системный характер, поэтому больше 90 % студентов поставили прочерк.

Ответы на вопрос» «Какие по содержанию тосты предпочитаете произносить?» (Варианты: «А. Тосты, которые где-то слышали, прочитали, которые вам запомнились», «Б. Стараюсь произносить оригинальные тосты, которые нигде никогда не звучали») отражены на рисунке 3.

Рисунок 3. Ответ респондентов на вопрос «Какие по содержанию тосты вы предпочитаете произносить?»

Безусловно, любое застольное высказывание приобретает особенную ценность только в том случае, если оно произносится с долей творчества, носит нестандартный характер, никогда раньше не произносилось, а значит, событие, которое отмечается, ценно и дорого для того, кто произносит тост. Этим говорящий выказывает уважение, симпатию и особое расположение к виновнику торжества. Только в данном случае аудитория оценит речь и восхитится ею как чем-то новым, и общение будет более гармоничным и доброжелательным.

Как видно из диаграммы на рисунке 3, больше половины респондентов стараются произносить оригинальные тосты, поскольку они «будут более приятны» для адресатов, «такой тост произносится от души», «близким всегда хочется пожелать лучшее» и т.п.

29 % студентов отметили, что не знают, что говорить, поэтому им проще заимствовать тост в интернете, чем придумывать что-то свое, неинтересное.

Последний пункт анкеты включал творческое задание «Напишите самый популярный тост, который вы произносите во время праздничных мероприятий». Респондентов, которых не смогли написать даже очень краткий тост, было сравнительно немного, около 5 %.

Тосты, которые студенты представили в последнем задании, по структуре краткие и сверхкраткие (они составляют примерно 93 %), что обусловлено еще и спецификой анкетного опроса, который априори предполагает традиционно установленную лапидарность: «За здоровье, за счастливое будущее!»; «С праздником! И пусть все будут счастливы!»; «Здоровья, счастья и добра!».

Развернутые тосты тоже были представлены, но их было минимальное количество - 2 %.

Итак, тост как речевой жанр - достаточно распространенный текст в современной повседневной и праздничной коммуникации, его произносят в различных ситуациях бытового и официально-делового общения. Согласно анкетному опросу установлено, что востребованность жанра достаточно велика, поскольку он выступает как средство сближения людей, установления гармоничных отношений между людьми, повод душевно пообщаться.

Однако тосты, которые произносят испытуемые, главным образом кратки, однообразны, невыразительны по содержательным характеристикам и не всегда отражают торжественность

момента, ради которого все собрались. Кроме того, вероятно, те тосты, которые привели испытуемые, не способны вызвать эмоциональный отклик, который необходим для эффективного непринужденного общения. Отсюда можно сделать вывод, что изучение данного жанра и обучение ему в вузе востребовано и отвечает современным запросам общества.

Список источников

1. Архипова Е.М. Тост как первичный речевой жанр в современной концепции научного знания // Научная мысль Кавказа. 2010. № 3 (63).

2. ГеляеваА.И. О специфике экспликации ценностных доминант мира желаний в свадебных тостах карачаево-балкарского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (49).

3. Домострой. По рукописям Императорской публичной библиотеки / под ред. В. Яковлева. СПб., 1867.

4. Темиргазина З.К. Культурная специфика метафоры «жилище» - «семья» в казахских свадебных тостах // Жанры речи. 2020. № 2 (26).

Информация об авторах

Т.И. Бочарова - кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры философии, истории и межкультурных коммуникаций Московского технического университет связи и информатики, г. Москва, Россия

М.И. Бочаров - кандидат педагогических наук, доцент; доцент департамента информатики, управления и технологий Московского городского педагогического университета, г. Москва, Россия

Л.Н. Скляр - кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры философии, истории и межкультурных коммуникаций Московского технического университет связи и информатики, г. Москва, Россия

Information about the authors

T.I. Bocharova - Candidate of Science in Pedagogy, Associate Professor; Associate Professor

of the Department of Philosophy, History and Intercultural Communications of the Moscow Technical

University of Communications and Informatics, Moscow, Russia

M.I. Bocharov - Candidate of Science in Pedagogy, Associate Professor; Associate Professor

of the Department computer science, management and technology of the Moscow City Teachers' Training University, Moscow, Russia

L.N. Sklyar - Candidate of Science in History, Associate Professor; Associate Professor

of the Department of Philosophy, History and Intercultural Communications of the Moscow Technical

University of Communications and Informatics, Moscow, Russia

Статья поступила в редакцию 30.01.2024; одобрена после рецензирования 26.02.2024; принята к публикации 28.02.2024.

The article was submitted 30.01.2024; approved after reviewing 26.02.2024; accepted for publication 28.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.