Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Торжество открытия Ленинградской духовной академии и духовной семинарии 8 октября 1946 года
Опубликовано: Христианское чтение. 2006. № 27. С. 100-109
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
ТОРЖЕСТВО ОТКРЫТИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ 8 октября 1946 года1
8 октября с. г. в Ленинградской духовной академии и семинарии состоялось освящение академического храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. По благословению Высокопреосвященного митрополита Григория чин освящения и Божественная Литургия были совершены настоятелем кафедрального Николо-Богоявленского собора протоиереем П. Тарасовым в сослужении с ректором и инспектором академии, священнослужителями из числа студентов академии и представителями ленинградского духовенства. Проповедь за Литургией была произнесена о. ректором, приветственное слово от имени Высокопреосвященного митрополита Григория и Ленинградской епархии произнес протоиерей о, Павел Тарасов.
После освящения в кабинете ректора духовенству и преподавателям была предложена трапеза, за которой было произнесено несколько при-ветственных речей и возглашены многолетия.
Вновь освященный академический храм помещается в непосредственно примыкающей к зданию академии специальной пристройке, в нижнем этаже которой помещается семинарская столовая. Храм весьма поместителен, прекрасно отремонтирован, полон света и воздуха. На стенах храма размещено 8 прекрасных образов. Иконостас в настоящее время установлен весьма скромный и в будущем будет заменен более художественным. Все обслуживание храма находится в руках учащихся и студентов семинарий и академии.
На другой день после освящения храм отпраздновал свой престольный праздник. Торжественную Литургию вновь возглавил в качестве представителя Высокопреосвященного Митрополита протоиерей П. Тарасов. Слово после запричастното стиха произнес инспектор академии священник Осипов.
Со дня освящения в храме совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
14 октября с. г., в день Покрова Пресвятыя Богородицы, состоялось Торжественное открытие Ленинградской духовной академий и духовной семинарии. На торжество прибыл из Москвы Святейший Алексий, Патриарх Московский и всея Руси, в сопровождении управляющего делами Патриархии и члена Учебного комитета при Священном Синоде протопресвитера Н. Ф. Колчицкого, секретаря Учебного комитета Л. Н. Па-рийского и патриаршего архидиакона.
1 Впервые опубликовано: Торжество открытия Ленинградской духовной академии й духовной семинарии // Журнал Московской Патриархии, 10, 1946, с. 6-16.
От Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР прибыл на торжество зам. председателя С. К. Бельппев. В качестве гостя на торжестве присутствовал прибывший в эти дни в Ленинград из США Высокопреосвященный Адам, архиепископ Филадельфийский и Карпато-русский.
Торжество началось Литургией, которую совершил в недавно освященном храме академии Святейший Патриарх вместе с Высокопреосвященным Григорием, митрополитом Ленинградским и Новгородским и Высокопреосвященным Адамом в сослужении с шестью священниками; протопресвитером Н. Ф. Колчицким, секретарем митрополита протоиереем П. Тарасовым, ректором академии протоиереем И. Богоявленским, инспектором академии священником А. Осиновым, протоиереем М. Славнитским и студентом академии священником Н. Фомичевым.
Еще задолго до начала Богослужения, находящийся в специальной пристройке здания академии светлый, просторный, блещущий чистотою, обширный академический храм был заполнен благоговейно и празднично настроенной массой учащихся и молящихся.
При входе в храм Святейший Патриарх был встречен архиереями и служащим духовенством, причем о. ректор приветствовал Его Святейшество кратким словом, в котором выразил радость по поводу Его участия в академическом торжестве, отметил, что вновь открываемая академия Ш лице ее профессоров и студентов смиренно сознает большую ответственность свою, как преемницы старой Петроградской духовной академии, вырастившей в своих стенах на благо Русской Православной Церкви стольких известных богословов, и испросил у Святейшего Патриарха молитвенной помощи и духовного руководства академии.
Литургию пел хор под управлением преподавателя пения духовной семинарии K.M. Федорова. Все обслуживание алтаря, клиросов и поддержание порядка и благочиния в храме производилось учащимися семинарии и студентами академии. После запричастного стиха о. ректор произнес слово о духе и идее православного духовного просвещения.
После Литургии и молебного пения Святейший Патриарх, Преосвященные, служившее духовенство, профессора и преподаватели академии и семинарии, присутствовавшие в храме почетные гости поднялись в кабинет ректора академии, где был сервирован чай; студенты и учащиеся академии и семинарии направились в столовую семинарии, где им была предложена праздничная трапеза.
К двум часам дня множество верующих ленинградцев, прихожан всех ленинградских церквей, заполнявших сегодйя академический храм, коридоры и лестницы всех четырех этажей огромного, просторного здания духовной академии, перешли в актовый зал. В первых рядах разместились профессора, доценты и преподаватели академии и семинарии, духовенство ленинградских храмов, старосты и представители двадцаток;
хрисгиАнокое чтение п 2006 ((г
за ними — учащиеся и студенты; дальше от стены до стены — молящиеся. Все встают, приветствуя входящего в зал Святейшего Патриарха с почетными гостями. Как бы из единых уст звучит тропарь: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра».
За столом Святейший Патриарх, Высокопреосвященный Григорий, Высокопреосвященный Адам, зам. председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР С.К. Белы-шев, уполномоченный по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров по г. Ленинграду и Ленинградской области А.И. Кушна-рев, протопресвитер Н.Ф. Колчицкий, протоиерей П. Тарасов, ректор академии протоиерей И. Богоявленский и инспектор академии священник А. Осипов.
Высокопреосвященный митрополит Григорий объявил торжественный акт по случаю открытия Ленинградской духовной академии и преобразования Ленинградских Богословско-пастырских курсов в Ленинградскую духовную семинарию открытым и обратился к присутствующим со следующей речью:
«Ваше Святейшество, отцы и братие!
Мы испросили сейчас Божие благословение да начало деятельности возрождающейся здесь в Ленинграде духовной академии, как высшего рассадника духовного просвещения, и на продолжение деятельности преобразуемой из Богословско-пастырских курсов духовной семинарии, как среднего духовно-учебного заведения для подготовки пастырей Церкви.
С разрешения Его Святейшества позвольте поэтому считать Ленинградскую духовную академию открытою.
Это открытие высшей духовной школы — именно как академии — является светлым праздником для нашей Православной Церкви вообще, для Ленинградской Церкви в особенности, и для богословской науки в частности.
Благодаря вниманию и содействию Правительства, Русская Православная Церковь с нынешнего учебного года получает возможность иметь три духовных академии и несколько духовных семинарий для подготовки так нужных ей деятелей в области церковно-религиозной жизни и богословской науки.
До сих пор были в этом направлении лишь отдельные попытки, которые теперь получают, наконец, свое завершение и твердую устойчивость. Так как установленный строй жизни и система образования в открываемой сегодня здешней духовной академии стоят в непосредственной связи с этими отдельными попытками возрождения духовной школы здесь, в Ленинграде, я позволю себе в нескольких словах коснуться этого вопроса» чтобы уяснить преемственную связь нашей настоящей духовной академии, как с прежней духовной академией, существовавшей до 1918 г., так и С ее последующими продолжателями в послереволюционный период.
_ ( ,, , ИСТОРИЯ ОПкДЛ
Как известно, 6 сентября (24 августа) 1918 г. на основании декрета об отделении Церкви от Государства и школы от Церкви, все духовно-учебные заведения, как таковые, должны были закрыться. С их закрытием должен был прекратиться и приток новых систематически богословски подготовленных кадров на священно-церковно-служительские места в епархиях Русской Православной Церкви, равно как должна была остановиться и происходившая в бывших духовных академиях научная разработка богословских и церковно-исторических вопросов. Но Государственная Комиссия по просвещению, вынеся постановление о закрытии духовно-учебных заведений, в то же время признала возможным устройство церковной властыо особых богословских курсов для подготовки священнослужителей, обусловив это изъятием общеобразовательных предметов из программ этих курсов и недопущением в них лиц ниже 18 лет от роду.
На основании этого постановления Народный (Комиссариат Просвещения разрешил здесь, в тогдашнем Петрограде, в сентябре 1918 г. открыть Богословско-пастырское училище, а в следующем 1919 г. (4 декабря) и Петроградский богословский институт, как высшее духовное учебное заведение, и еще несколько богословских курсов, как подготовительные училища.
Мне лично пришлось принимать очень близкое участие в организации этого Богословского Института, в составлении самого «Положения»
0 нем, в выработке учебных планов и затем быть его руководителем в качестве избранного Советом Института ректора его.
«Положение» об Институте было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном.
В основу учебного плана была положена система образования бывших духовных академий, полностью введены преподававшиеся там богословские, философские и церковно-исторические предметы и, кроме того, введены новые, сравнительно с прежним академическим курсом, предметы: история религий (ранее входившая как особый отдел в основное богословие), религиозная метафизика, заменившая начальные основания философии; агиология, долженствовавшая ознакомить студентов с житиями «вятых и другими памятниками, конкретно изображающими разнооб-
1 разные подвиги людей веры; христианская мистика, знакомившая с природой, духом истинной мистики в отличие от нехристианской (буддийской, теософской) и неправославной (патологической, протестантской),
^христианское обществоведение, которое должно было знакомить с церковным взглядом на социальные вопросы и явления, христианская педагогика, знакомящая со свойствами человеческого духа в его падшем и возрожденном состоянии, в частности, с психологией детской души и благодатными средствами воздействия на нее; христианское искусство, знакомящее с церковною живописью, архитектурою и поэзией в целях ^религиозно-эстетического развития учащихся; история русского
религиозного самосознания, знакомящая с общим ходом и направлением умственных исканий русского общества в области религиозно-нравствен-ной, с указанием самобытных особенностей подобных исканий.
Особое внимание было обращено на практические занятия (семинариу-мы), где изучение предмета углублялось бы путем знакомства с источниками, пособиями и выдающимися местами в подлиннике или переводах.
Осуществлению этого учебного плана содействовало то благоприятное обстоятельство, что в преподавании приняли живое участие профессора бывшей духовной академии (H.H. Глубоковский, А.И. Бриллиантов, H.A. Карабинов, протоиерей A.B. Петровский, Й.П. Соколов) и Университета (академик Б. А. Тураев, Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин, М,Д. Приселков, С.С. Безобразов, С.Б. Толстая и др.).
Правда, состав слушателей, естественно, должен был радикально измениться: вместо юношей, прошедших курс духовных семинарий, в Институт поступили люди взрослые, даже пожилые, но сознательно стремившиеся к уяснению и углублению своего христианского мировоззрения, а нередко и прошедшие основательную научную подготовку (так, на 1-й курс Института в 1920 г. в числе 100 человек слушателей поступило 32 чел. с высшим образованием).
Для своих ученых и учебных занятий Богословский институт получил в пользование от Комиссариата просвещения библиотеку бывшей духовной семинарии и целый ряд книг из национализированных книжных складов Петрограда.
К сожалению, Петроградский богословский институт просуществовал только 3 года, сделал один выпуск (23 чел.) и в силу неблагоприятных внутрицерковных условий (появление и нажим обновленчества) самостоятельно закрылся.
Оставались только Богословские курсы упрощенного типа.
Однако, по инициативе оставшейся в наличности профессуры, в сентябре 1925 г. с разрешения гражданский власти Богословские курсы центрального городского района были преобразованы в Высшие богословские курсы на основании того же «Положения» (несколько измененного), утвержденного Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Петром, и с той же программою.
И эти Богословско-пастырские курсы, во главе которых я также оставался ректором* тоже просуществовали только 3 года и, сделав один выпуск, были закрыты (в августе 1928 г.) опять-таки вследствие внутри-церковных неблагоприятных условий (появление иосифлянского раскола).
Б следующем 1929 т. я вновь возбудил через заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия вопрос об открытии в Ленинграде Православного богословского института. Представленное «Положение» об Институте и учебный план были рассмотрены при моем участии в Административном отделе ВЦИК в Москве, были одобрены,
и разрешение на открытие получено. Однако, открыть Институт на этот раз не удалось за отсутствием подходящего помещения и библиотеки (прежняя библиотека, сданная в Книжную палату, была отправлена в Москву). Ощущался недостаток и в профессуре, из состава которой некоторые умерли (проф. Й.Д. Андреев, проф. A.A. Дмитриевский, проф.-прот. A.B. Петровский).
Так оставалось дело духовного образования до августа 1943 г., когда был созван в Москве Поместный Собор для избрания Патриарха. Вместе с вопросом о Церковном Соборе, избрании Патриарха и учреждении Священного при нем Синода Правительство вполне сочувственно отнеслось и к предположениям об учреждении богословских школ для подготовки образованных кандидатов священства.
Это была одна из самых серьезных церковных нужд, и новоизбранный Святейший Патриарх Сергий тогда же на Соборе поручил мне разработать проект организации духовно-учебных заведений, среднего и высшего типа.
Проект был представлен Святейшему Патриарху 1 октября 1943 г, И был одобрен Священным Синодом.
По этому проекту в Москве было предположено открытие Богословского института, а по епархиям — Богословско-пастырских курсов и составлены «Положение» и учебные планы в соответствии с тем, как это было ранее осуществлено в отношении Богословского Института в Ленинграде.
В июне 1944 г. на основании этого «Положения» и учебных планов были открыты в Москве Богословский Институт и Богословско-пастырские курсы, а в ноябре 1945 г. в Ленинграде — Богословско-пастырские курсы.
Сейчас эти Курсы в Москве и в Ленинграде преобразованы в духовные семинарии, Богословский институт в Москве преобразован в духовную академию, а мы присутствуем сегодня на открытии духовной академии здесь, в Ленинграде.
Это присвоение нашим новым духовным школам прежних наименований весьма знаменательно. Оно означает, что новая духовная школа пережила временную форму Пастырских курсов, идет к развитию в сторону семинарского и академического строя в его испытанных и наилучших свойствах, — что, имея в виду высшие интересы Церкви, она стремится к высотам прежней богословской образованности с желанием превзойти их в будущем.
И это понятно, принимая во внимание задачи Православия в условиях современной жизни. Теперь, как никогда в прошлом, православному пастырю необходима сила богословских знаний, накопленная в неисчислимых трудах прежней духовной школы. Воспринять это богатое наследие с тем, чтобы пустить его в жизненное обращение, и составляет одну из важнейших задач современной духовной школы и главный смысл ее нового наименования.
Оглядываясь на пройденный исторический путь прежней духовной шкоды, давшей богатые плоды и в области богословской мысли и в области церковно-религиозной жизни, мы должны извлечь для своего дальнейшего пути и все необходимые уроки прошлого.
Эти исторические уроки обязывают новую школу ставить богословскую науку так, чтобы она не оставалась ни схоластическим упражнением ума, ни безразличной теорией христианства, а прежде всего и главным образом была бы руководящим началом жизни, устрояемой на основе евангельских начал, по примеру св. Отцов и подвижников Церкви. Здесь образовательная задача новой духовной школы должна сливаться и перерастать в задачу воспитания будущих пастырей Церкви, когда воспринимаемые в преподавании богословских наук православные истины превращались бы в принципы жизни, содействовали развитию нравственных качеств, и вместе со всем строем жизни школы, богослужений, взаимоотношений и пр. создавали убежденных и твердых носителей Св. православной веры, ревностных сеятелей добра и правды, всецело проникнутых духом патриотизма, любви к своему народу, верных и честных граждан своей великой Родины.
Да будут же эти высокие задачи ярко запечатлены на знамени нашей новой духовной школы и со всем тщанием, со всей любовью и со всею ревностью воплощены в жизнь всеми участниками этой школы — и учащими и учащимися, — по апостолу: «Тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе» (Рим. 12:11).
После речи Высокопреосвященного митрополита ректор академии профессор протоиерей И. Богоявленский сделал обзор состояния академии в настоящий момент, указав, что:
«К началу 1946/47 учебного года в Ленинградскую духовную семинарию и Ленинградскую духовную академию было подано всего 80 заявлений с просьбой о принятии в духовные учебные заведения: из них на 1-й курс семинарии — 46 заявлений, на 3-й курс семинарии — 15 заявлений и на 1-й курс академии — 19 заявлений.
Кроме того, было переведено на 3-й курс семинарии с Богословско-пастырских курсов 22 человека без экзаменов и одному человеку было разрешено держать экзамены по всем предметам.
В результате испытаний было принято: на 1-й курс семинарии — 28 человек, на 3-й курс семинарии — 8 человек и на 1-й курс академии — 16 человек. Всего 52 человека.
Состоит на 14 октября с. г.: на 1-м курсе семинарии — 28 человек; на 3-м курсе семинарии — 30 человек и на 1-м курсе академии — 16 человек. Всего 74 человека.
Занятия в духовной семинарии и в духовной академии начались 1 октября молебном» совершенным в присутствии всех студентов в Актовом зале ректором и инспектором вместе со священниками, входящими в состав студентов.
, (Г \ ИОТ0РНЯ ОЙкДЛ
Преподавательский состав академии и семинарии составляют в настоящее время 3 профессора, 5 доцентов и 2 преподавателя.
Библиотека курсов, насчитывающая около 10 тысяч томов, в настоящее время систематизируется и каталогизируется. Однако, уже и теперь из числа книг выделены наиболее необходимые учебные пособия для пользования студентов и преподавателей.
При семинарии и академии имеется общежитие на 40 коек, которым в настоящее время пользуется 25 человек. Столовая при семинарии и академии обслуживает в настоящее время трехразовым питанием до шестидесяти человек студентов и дает обеды преподавателям в тот день, когда они заняты лекциями в академии или семинарии. При академии и семинарии отремонтировано помещение домовой Церкви, освящение которой состоялось 8 октября с. г. В церкви ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения».
От Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР с приветственной речью обратился Зам. Председателя Совета С. К. Белышев. Он сказал:
«Разрешите мне, по поручению Георгия Григорьевича Карпова, приветствовать и поздравить Вас с большим событием в жизни Русской Православной Церкви — открытием духовной академии в г. Ленинграде.
Благодаря неустанным заботам о подготовке просвещенных пастырей со стороны Патриарха Московского и всея Руси Алексия, при непосредственном руководстве и участии Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, сегодня мы присутствуем на торжестве открытия первого высшего духовного учебного заведения.
Я надеюсь, что руководство и профессорско-преподавательский состав академии приложат все усилия к тому, чтобы воспитать своих слушателей в духе патриотизма и преданности своей Родине, чему учит и твердо стоит на таких позициях наша Русская Православная Церковь.
Мы, со своей стороны, можем заверить вас, что Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР и впредь будет оказывать всяческое содействие в нуждах академии. Щ Разрешите пожелать вам успеха в вашей работе».
Высокопреосвященный Адам, архиепископ Филадельфийский и Кар-паторусский, в своем приветственном слове отметил, что в Америке, откуда он приехал, очень многие составили себе превратное понятие о положении религии в Советском Союзе; думают, что церкви здесь закрыты и молящихся в них нет. Этим ошибочным мнениям он может теперь противопоставить свое свидетельство, свидетельство человека, увидевшего воочию свободу веры в России, обилие молящихся в храмах и молит-венность богослужения, какой в Америке он не встречал. Тем же, кто не пожелает поверить его словам, он предложит повторить его шаг — приехав сюда и увидеть истинное положение вещей своими глазами.
Затем о. ректором были оглашены приветственные телеграммы, полученные ко дню торжественного открытия духовной академии.
На имя Митрополита Григория:
1. «Всей душой разделяю радость по случаю открытия нашей родной духовной академий. Вам, как душе и сердцу этого святого дела, — многие лета, академии молитвенно желаю процветания. Митрополит Николай».
2. «Прошу принять мои искренние поздравления Вашему Высокопреосвященству по поводу открытия в Ленинграде духовной академии, новому рассаднику богословия и подготовки новых пастырей желаю успехов и процветания во славу святой Церкви и Родины. Епископ Сергий Одесский и Кировоградский».
На имя ректора академии протоиерея Богоявленского:
1. «Радостно приветствую возрождение высшего рассадника духовного просвещения, с любовью целую ризу моей дорогой Альма Матер. Митрополит Николай».
2. «Московская духовная академия радуется возрождению родной сестры — Ленинградской духовной академии — и молитвенно желает плодотворной работы на пользу Православной Церкви и великой Родины. Ректор Попов, проректор Савинский, инспектор Чепурин, секретарь Ве-д ерников».
8. «Поздравляем дорогую нашу мать — семинарию с великим торжественным днем ее открытия. Молим Господа да почиет на ней мудрость Божия, ищущая достойных ее, и плоды мудрости — целомудрие, разум, правда и мужество духовное, столь потребные в жизни человека, — обильно возрастут в сердцах учащихся семинарии на украшение Святой Церкви ВЬжией и духовную пользу пасомых. Питомцы семинарии: Сергий, епископ Смоленский и Дрогобужский и Смоленского кафедрального собора протоиерей Владимир Смирнов».
От имени Ленинградской епархии и духовенства ленинградских церквей академию приветствовал секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского и настоятель Ленинградского кафедрального Николо-Богоявленского собора протоиерей Павел Тарасов, указавший в своей речи на важность академии для Ленинградской и близ лежащих к ней епархий, на радость ленинградского духовенства по поводу возрождения в Ленинграде рассадника высшего духовного просвещения и обещавший, от имени епархии и всех ленинградских церквей, возрожденным академии и семинарии всемерную помощь и неизменное содействие. От имени студентов академии выступил священник Н. Фомичев, выразивший благодарность правительству Союза, оказавшему содействие открытию высшего духовного учебного заведения и тем самым давшему возможность лицам, желающим посвятить себя служению Церкви, получить соответствующее образование.
Актовую речь на тему: «Последний период жизни и деятельности великого князя Александра Ярославича Невского и его отношение к татарам» произнес инспектор академии профессор священник А. Осипов, отметивший самоотверженность и жертвенность, которые проявлял при этом св. Александр, поставивший целью жизни ограждение медленно оправлявшейся после татарского разгрома Руси от новых нашествий и, в конце концов, рано сгоревший в непрестанных трудах по сохранению столь жизненно важного для Руси того времени мира с татарами-завоевателями.
После выступления священника А. Осипова с речью о задачах, которые он ставит перед вновь открытой академией, к профессорам и студентам академии обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий <...>.
Высокопреосвященный митрополит Григорий огласил текст телеграммы, отправленной Святейшим Патриархом и им, председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Георгию Григорьевичу Карпову:
«Москва, 34, переулок Островского, 10. Председателю Совета по делам Православной Церкви Карпову.
Сегодня торжественно открыта Ленинградская духовная академия в составе первого курса и духовная семинария в составе первого и третьего классов. Занятия начаты. Наставники и учащиеся вместе со всеми присутствующими на акте приносят в Вашем лице горячую почтительную благодарность правительству за содействие к открытию Высшего рассадника духовного просвещения для подготовки деятелей плодотворного служения Святой Церкви и нашей великой Родине. Патриарх Алексий. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. 14 октября 1946 г.».
В заключение акта ректор академии выразил благодарность высоким гостям и веем почтившим своим присутствием торжество открытия академии за проявленное ими внимание и сочувствие к великому дню В истории русского духовного просвещения и особо благодарил лиц, оказавших содействие устроению вновь открытой академии.
После этого Высокопреосвященный митрополит Григорий объявил торжественное собрание закрытым, и всеми присутствующими была пропета молитва: «Достойно есть».
В одной из аудиторий академии состоялся обед для почетных гостей и профессорско-преподавательского персонала академии, за которым были возглашены здравицы.
Все торжества оставили у присутствовавших неизгладимое впечатление болыцого праздничного дня и светлого события в жизни Ленинградской епархии й всей Русской Церкви.
16 октября 1946 г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.