УДК 343.2/.7
Красноусов Сергей Дмитриевич
Krasnousov Sergey Dmitrievich
ассистент кафедры деликтологии и криминологии Юридического института Сибирского федерального университета тел.: (903) 986-44-42
assistant of chair of delictology and criminology,
Law Institute of Siberian Federal University tel.: 8(903)986-44-42
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РФ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
RUSSIAN COMMERCE AND INDUSTRY CHAMBER AS THE INSTITUTE OF CIVIL SOCIETY IN SYSTEM OF PREVENTION OF CORRUPTION
Аннотация:
The summary:
Детальный анализ ФЗ «О противодействии коррупции» позволяет сделать вывод, что он нацелен, главным образом, на борьбу с коррупцией в государственных и муниципальных органах (учреждениях). В статье сделана попытка дать ответ на вопрос: «Что можно сделать для того, чтобы представить корпоративные рычаги (механизмы) противостояния коррупции в законе?».
The detailed analysis of the Federal Law “On Combating Corruptionn” allows to conclude that it is aimed mainly at combating corruption in state and local bodies (agencies). The article attempts to answer the question “What can be done to introduce corporate mechanisms of anti-corruption in the law?”.
Ключевые слова:
коррупция, торгово-промышленная палата, частный сектор, институты гражданского общества.
Keywords:
corruption, Russian Commerce and Industry Chamber, private sector, institutions of civil society.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (Далее - ФЗ № 273) претендует на статус конструирующего российского антикоррупционного законодательства. Он носит программный характер и предусматривает принятие пакета законов и подзаконных актов для его исполнения.
Однако углубленное знакомство с этим законодательным актом позволяет сделать вывод, что он нацелен, главным образом, на борьбу с коррупцией в государственных и муниципальных органах (учреждениях). Вопреки требованиям международных конвенций [1], ФЗ № 273 оставил за рамками (пределами) достаточно опасный вид коррупции - коррупцию в частном секторе.
Статья 5 ФЗ № 273 «Организационные основы противодействия коррупции» не содержит ни одного упоминания о деятельности коммерческих или иных организаций и о необходимости осуществления ими деятельности в области противодействия коррупции. При этом в самом ФЗ № 273 дается определение «противодействию коррупции» как деятельности, в том числе институтов гражданского общества, организаций и физических лиц [2].
Согласно положениям вышеуказанной статьи в целях координации реализации политики органов государственной и муниципальной власти в области противодействия коррупции могут формироваться соответствующие органы по координации.
Для исполнения решений данных органов могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента РФ, постановлений, распоряжений и поручений Правительства РФ, издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ.
Уже в самом названии статьи 7 ФЗ № 273 «Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции» содержится указание на единственного субъекта противодействия коррупции в РФ - государственный орган. При этом далее по тексту ФЗ № 273 упоминаний о других субъектах нет, а негосударственным организациям отводится роль субъектов оказывающих помощь в противодействии коррупции и привлекаемых по отдельным направлениям.
В определенной степени текст ФЗ № 273 отражает реальное положение дел: государственный патернализм, слабое саморегулирование бизнеса, и недооценка корпоративных механизмов большие надежды на корпоративные рычаги, а также отражение этого положения в российском правосознании.
Что можно сделать для того, чтобы если не устранить перекос, то хотя бы представить корпоративные рычаги (механизмы) противостояния коррупции в законе?
Нам представляется, что основным звеном в организации бизнес-сопротивления коррупции, активизации бизнеса может стать Торгово-Промышленная палата РФ (далее - ТПП РФ). Роль основного субъекта координации деятельности коммерческих и некоммерческих структур по противодействию коррупции, в том числе коммерческому подкупу закономерно обусловлена следующими обстоятельствами:
- деятельность ТТП РФ регулируется специальным законом - «О торгово-промышленной палате» [3], а следовательно, она более прозрачна. Кроме того, в настоящий момент ТПП РФ является единственным объединением представителей бизнеса, чей статус закреплен на уровне федерального закона;
- ТПП РФ объединяет российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы, предпринимателей, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей [4]. В ТПП РФ входят: ТПП всех субъектов РФ, более 180 объединений предпринимателей РФ, более 35 тысяч крупнейших компании страны, такие как ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Нефтяная компания «Роснефть»,
Открытое акционерное общество «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (ОАО «ГМК «Норильский никель»»).
Решения, принимаемые органами управления ТПП РФ, обсуждаются и принимаются самим сообществом, а следовательно, можно говорить о его сопричастности к происходящим событиям и принятии этих решений «как своих».
- ТПП РФ принимает участие в подготовке затрагивающих интересы предпринимателей проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти [5];
- ТТП РФ осуществляет реализацию программы Реестр надежных партнеров.
В соответствие с Положением ТПП РФ 2002 г. «О негосударственном реестре российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в РФ и за рубежом» [6] целью его ведения, в том числе, является содействие предпринимательской деятельности и повышение доверия к российским предпринимателям на внутреннем рынке и за рубежом. Представляется, что такое доверие невозможно без уверенности в низком уровне коррупции в экономике, а дынный реестр может быть использован для противодействия коррупции.
- приоритетные направления противодействия коррупции в экономике обсуждаются руководством государства с руководством ТПП РФ [7];
- у ТПП РФ имеется опыт многолетний работы по противодействию коррупции в экономической сфере. Программа деятельности ТПП РФ на 2007-2011 гг. ориентирует все структуры, подразделения и
звенья, входящие в систему ТПП РФ, на необходимость целенаправленных и последовательных действий в решении определенных задач, в том числе:
создание экономико-правовых условий для эффективного и цивилизованного ведения предпринимательской деятельности. Для решения этой задачи внедряется механизм мониторинга эффективности действия Федерального закона «О защите конкуренции», налаживается система работ по выявлению антиконкурентных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов;
усиление борьбы с недобросовестным предпринимательством, экономическая безопасность бизнеса через усовершенствование и расширение практики работы по ведению негосударственного Реестра надежных партнеров, а также принятие участия в разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства, форм и методов по противодействию коррупции;
утверждение этических норм ведения бизнеса и деловой культуры. С этой целью продолжается реализация Национальной программы «Российская деловая культура» [8], а также разработка рекомендаций по внедрению в практику отечественного делового оборота антикоррупционных стандартов ведения бизнеса с учетом международного опыта;
участие в реализации административной реформы через совершенствование практики работы с органами законодательной и исполнительной власти по подготовке и обсуждению проектов нормативноправовых актов социально-экономического характера, по проведению независимой экспертизы проектов, в том числе на коррупционность;
взаимодействие с региональными структурами государственной власти и управления путем обеспечения участия территориальных палат в создании и деятельности советов по борьбе с коррупцией в федеральных округах и субъектах РФ.
Определив субъекта, который в настоящий момент, по нашему мнению, в состоянии надлежащим усилить антикоррупционный иммунитет (антикоррупционную солидарность) бизнес-сообщества, в негосударственном секторе, перейдем к предложениям об изменениях с учетом наших замечаний к ФЗ № 273 с целью законодательного обеспечения такой деятельности.
В соответствие с п. 13 Устава ТПП РФ она имеет право участвовать в подготовке проектов законов РФ, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих интересы предпринимателей.
Для этого Правительство РФ привлекает представителей ТПП РФ для участия в разработке и осуществлении государственных программ поддержки предпринимательства и развития экономики, в подготовке актов Правительства РФ по вопросам совершенствования хозяйственного механизма, предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей, а также проведения их экспертизы. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано оказывать содействие в осуществлении ей своей деятельности, привлекать к разработке и реализации региональных программ развития предпринимательства и экономики [9].
Как мы уже говорили ранее, статья 5 ФЗ № 273 предусматривает то, что для исполнения решений органов по противодействию коррупции они могут подготавливать проекты актов федерального уровня и уровня субъектов федерации.
В настоящий момент нет препятствий для дополнения статьи 5 пунктом 8 указанием на роль ТПП РФ, так как, во-первых, это предусмотрено законодательством РФ, а во-вторых, уже, как было показано ранее, осуществляется ТПП РФ.
В связи с вышесказанным представляется необходимым внести изменения - дополнить пунктом 8 в ст. 5 ФЗ № 273 и изложить его в следующей редакции:
8. Торгово-промышленная палата РФ обеспечивает координацию противодействия коррупции среди предпринимательского сообщества РФ. В целях обеспечения координации такой деятельности могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента РФ, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства РФ, которые в установленном порядке пред- 242 -
ставляются на рассмотрение соответственно Президента РФ, Правительством РФ, а также заключаются совместные соглашения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и Торгово-промышленной палатой РФ, Торгово-промышленной палатой и ее членами.
С целью реализации вышеуказанных полномочий ТПП РФ необходимо также внесение изменений в ст. 7 ФЗ № 273 в части указания на еще одного субъекта противодействия коррупции. При этом предлагаем с целью реализации положения Национальной стратегии противодействия коррупции [10] об обеспечении участия институтов гражданского общества, к которым в том числе относится ТПП РФ, в противодействии коррупции включить именно такую формулировку. После внесения изменений название ст. 7 ФЗ № 273 будет иметь следующею редакцию: «Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов и институтов гражданского общества по повышению эффективности противодействия коррупции»