УДК 34 Хропаль С.А., Жилина В.А., Васильев А.М.
Хропаль С.А.
студент 3 курса юридического факультета им. А.А. Хмырова Кубанский государственный университет (г. Краснодар, Россия)
Жилина В.А.
студент 3 курса юридического факультета им. А.А. Хмырова Кубанский государственный университет (г. Краснодар, Россия)
Васильев А.М.
профессор кафедры уголовного права и криминологии, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, Кубанский государственный университет адвокат Армавирской коллегии адвокатов «Правовая защита»
(г. Краснодар, Россия)
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Аннотация: в настоящей работе представлено современное состояние такого глобального явления, как торговля людьми. Проанализирован подход отечественного законодателя к пониманию признаков состава преступления, указаны проблемы, возникающие в области правоприменения, а также потенциальные меры противодействия совершению преступления.
Ключевые слова: торговля людьми, законодательство, квалификация, похищение, смежные составы.
Торговля людьми является одним из самых опасных и жестоких преступлений, представляющих серьезную угрозу для мужчин, женщин и детей по всему миру. Опасность данного преступления обусловлена сопровождающимся насилием, обманом, принуждением и иными смежными преступлениями, посягающими на жизнь, здоровье и свободу человека. Помимо этого, торговля людьми достаточно специфический состав, так как жертвой можно стать по разным причинам: начиная с попрошайничества в целях получения материальной выгоды и заканчивая вовлечением в совершение различных форм криминальной активности.
Кроме степени общественной опасности преступления, актуальность темы исследования обусловлена официальными статистическими данными, опубликованными Организацией Объединенных Наций (далее - ООН) на своем информационном сайте в сети интернет. Так, согласно Глобальному докладу ООН о торговле людьми за 2022 год, ежегодно жертвами становятся около 49,6 миллионов людей. Самыми распространёнными видами эксплуатации людей признается сексуальная эксплуатация (58%) и принудительный труд (32%). В докладе приводится анализ статистических данных, определяющих половую принадлежность, а также возрастные группы риска. Особенно примечательно, что каждая третья жертва, согласно исследованиям - ребенок.
Согласно подсчетам Глобального индекса рабства (Global Slavery Index), Россия находится на 8 месте по странам, в которых наблюдается самая высокая распространенность рабства. В 2022 году в России около 850 тысячи человек подверглись данному преступному деянию. По ответу правительства на международные рекомендации по снижению уровня рабства в стране, наше государство дало обратную реакцию на 24% из 100%. Так, согласно ранее указанному докладу, Россия «не отвечает в полной мере минимальным требованиям по ликвидации торговли людьми и не предпринимает значительных усилий в этом направлении, даже с учетом возможного влияния пандемии COVID-19». Как видится, статистика наглядно демонстрирует, что на сегодняшний день имеется огромная проблема осмысления направлений
деятельности государства и общества по минимизации уровня рабства в стране. Безусловно, это вызывает вопросы как в области социологии, так и в теории уголовного права.
Обратимся к теоретическому осмыслению понятия торговли людьми. Согласно ст. 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) , под торговлей людьми понимаются «купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение». Под эксплуатацией, согласно примечанию, понимаются «использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние». В международном уголовном законодательстве под торговлей людьми понимаются «осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей, путем угрозы силой или ее применения, или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо». Такое определение дано в ст. 3 а Протокола «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее». При сопоставлении двух подходов можно отметить, что отечественным законодателем дана более широкая трактовка действиям, направленных на торговлю людьми, так как незаконной признается не только торговля, но и иные связанные с эксплуатацией действия, совершенные в отношении живого лица.
Для того чтобы обозначить и дать оценку проблемам, возникающим в правоприменительной деятельности, необходимо более детально раскрыть признаки состава преступления, связанного с торговлей людьми. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, обеспечивающие свободу личности и неприкосновенность человека. Дополнительным объектом будет выступать жизнь и здоровье человека, о чем свидетельствуют квалифицирующие признаки, указанные в ч. 2-3 статьи. В
аспекте уголовно-правовой науки будет рассматриваться именно физическая свобода личности, в том числе свобода передвижения и выбора места своего нахождения, что подтверждается разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее - ПП ВС РФ).
Объективная сторона преступления заключается в активном противоправном действии, связанном с эксплуатацией живого человека. Однако, учеными предлагается следующее широкое понимание этих действий: вербовка, которая, как правило, осуществляется путем подкупа, обмана, похищения, злоупотребления властью или зависимым положением жертвы, угрозы или иного вида принуждения, похищение, представляющее собой ограничение свободы передвижения человека, транспортировка, то есть переправка жертв торговли людьми от места покупки к месту эксплуатации, передача путем купли-продажи, обмена, дарения и т.п., эксплуатация, которая раскрывается в примечании к ст. 127.1 УК РФ.
Субъективная сторона всегда представляет собой умышленную форму вины, а субъектом выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, то есть субъект - общий.
Состав преступления - формальный, за исключением случаев, когда последствия прямо предусмотрены в диспозиции (например, п «а» ч. 3 ст. 127.1 УК РФ). Для того, чтобы преступление считалось оконченным, достаточно совершить хотя бы одно из перечисленных в ст. 127.1 УК РФ действий.
Существующая судебная практика свидетельствует о наличии проблем при квалификации по ст. 127.1 УК РФ. Зачастую торговля людьми сопряжена с иными преступлениями, например: вовлечение в занятие проституцией или принуждение к занятию проституцией (ст. 240 УК РФ), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ), использование рабского труда (ст. 127.2 УК РФ), получение сексуальных услуг несовершеннолетнего (ст. 240.1 УК РФ), организация занятия проституцией (ст. 241 УК РФ), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ) и иные. Возможные вариации совокупностей связаны
с особыми целями анализируемого состава, для достижения которых в большинстве случаев совершается и торговля людьми, а именно: сексуальная эксплуатация, принудительный труд, вступление в брак, изъятие жизненно важных органов человека и т.д. В качестве результата на практике сотрудниками правоохранительных органов уголовные дела возбуждаются по смежным составам, расценивая торговлю в качестве способа совершения иного преступления.
В качестве подтверждения сказанного следует рассмотреть статистику с официального сайта Судебного департамента Верховного суда РФ, согласно которой в 2020-2022 году по ст. 126 УК РФ было осуждено примерно 1500 человек, по ст. 127 было осуждено примерно 950 человек, по ст. 240 было осуждено примерно 210 человек, по ст. 241 было осуждено примерно 920 человек, а по ст. 127.1 - 40 человек. При этом смежные составы закрепляют более мягкие по сравнению с санкцией ст. 127.1 У РФ виды и размеры наказаний.
Также можно отметить проблему, связанную с классификацией признаков, образующих состав преступного деяния, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ. В частности, образованию этой коллизии послужило издание ПП ВС РФ от 24 декабря 2019 г. № 58, указанного ранее. Так, в п. 12 были разделены объективные и субъективные признаки торговли людьми, исключив цель эксплуатации человека как обстоятельство, подлежащее доказыванию при совершении сделок купли-продажи и (или) иных сделок с человеком. В п. 14 постановления даются подробные разъяснения, позволяющие определить момент окончания торговли исходя из способа совершения преступления. Однако, Верховный Суд РФ ограничился определением классических действий, предусмотренных ч. 1 ст. 127.1 УК РФ, а как свидетельствует практика, проблемы возникают именно с определением момента фактической передачи и получения потерпевшего или момента получения согласия потерпевшего через определенные средства информации на осуществление деятельности, в целях которой осуществляется вербовка.
Сложности возникают с содержанием квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2-3 ст. 127.1 УК РФ. В частности, речь идет о следующих открытых вопросах: какие из перечисленных в ч. 1 ст. 127.1 УК РФ действий могут быть совершены с перемещением жертвы через границу или с незаконным удержанием его за границей, какие последствия признаются «иными тяжкими», в чем выражается «опасный для жизни и здоровья многих людей» способ совершения преступления. Как видится, конкретизация указанных положений позволила бы правоприминителю более точно определять квалификацию событий преступления, а также внесла бы понимание относительно признаков разграничения смежных составов преступления.
Подобные статистические и квалификационные показатели свидетельствуют о высокой латентности анализируемого состава, а также недостаточной разработанности системы противодействия торговле людьми. Помимо этого, отсутствие реальной внутренней (а не внешней - мировой) статистики, которая бы демонстрировала масштаб проблемы, позволяет ошибочно утверждать о недостаточной распространенности торговли людьми в настоящее время. Исходя из вышеизложенного, представляется, что для разрешения существующих проблем, а также предотвращения самой торговли людьми, необходимо предпринять следующие шаги.
Первым важным шагом является усовершенствование программ по борьбе с торговлей людьми, реализуемых посредством межгосударственного сотрудничества, которое представляет собой одно из обязательных условий эффективного противодействия такому глобальному преступлению, как торговля людьми. Наиболее результативным сотрудничество будет при формировании единой уголовной политики между территориально близкими государствами, которые имеют общие социальные, исторические и правовые предпосылки, например СНГ или ШОС.
Одним из значимых решений СНГ стало принятие Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 годы, которая включает в себя мероприятия по противодействию трансграничной
преступности во всех формах ее проявления, в том числе по борьбе с торговлей людьми и незаконной миграцией. С учетом того, что программа действует до конца 2023 года, вскоре будут подведены итоги проведенных совместных мероприятий по реализации указанных в документе мер, а на основании полученных данных будут сформированы новые более оптимальные правовые инструменты.
Еще одним важным направлением деятельности является обновление и реализация новых разработок в национальной уголовной политике по борьбе с торговлей людьми. Помимо законодательной активности, представляется возможным рассмотреть создание единого координирующего органа по борьбе с торговлей. Кроме того, стоит рассмотреть вопрос о создании собственной федеральной программы по борьбе с торговлей людьми и налаженной системы учета совершенных преступлений, квалифицированных по ст. 127.1 УК РФ.
И, наконец, но не по значимости, немаловажным шагом станет увеличение охватов осведомленности граждан о современном состоянии торговли людьми и мерах борьбы с этим явлением. Бесспорно, в случае осведомленности общественности о реальности проблемы торговли людьми, неравнодушные граждане смогут активно способствовать выявлению фактов таких преступных посягательств на стадиях их подготовки и планирования, а также покушения. В эпоху стремительного развития технологий и социальных сетей все большее значение приобретает степень информированности людей о текущих событиях, в том числе и о состоянии преступности в отдельном государстве, городе, районе. В качестве успешной реализации такого интернет-проекта можно привести программу «Голубое Сердце» («Blue Heart») , которая создана в целях информирования общественности о проблеме торговли людьми и вдохновляет тех, кто принимает решения, путем мобилизации политической поддержки для борьбы с преступниками.
Таким образом, торговля людьми является опасным международным преступлением, посягающим на свободу и личную неприкосновенность человека. Своевременное принятие соответствующих профилактических мер
позволит предотвратить возникновение благоприятной обстановки для дальнейшего развития преступного бизнеса, связанного с торговлей людьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Global Report on Trafficking in Persons 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/data and analysis/glotip/2022/GLOTiP_2022_web.pdf (дата обращения: 18.12.2023);
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // СПС «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/;
3. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности: Принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/protocol 1.shtml (дата обращения: 18.12.2023);
4. О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми: постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 58 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341379/;
5. Крючкова В. А., Татьянина А. В. Купля-продажа человека как признак объективной стороны торговли людьми // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. 2022. С. 532;
6. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2020-2022 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cdep.ru/?id=79 (дата обращения: 18.12.2023);
7. Скритенко Н.Ю. Уголовная ответственность за похищение человека, незаконное лишение свободы и торговлю людьми: законодательное регулирование и практика применения // Рос. юстиция. 2020. № 11. С. 21-24;
8. Blue Heart Campaign [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unodc.org/unodc/en/blueheart/ (дата обращения: 19.12.2023);
9. Приговор Красноармейского районного суда города Волгограда от 31 октября 2022 г. по делу № 1-24/2022 // СПС «КонсультантПлюс»;
10. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 9 июня 2022 г. по делу № 22-3535/2022 // СПС «КонсультантПлюс»
Khropal S.A., Zhilina V.A., Vasiliev A.M.
Khropal S.A.
Kuban State University (Krasnodar, Russia)
Zhilina V.A.
Kuban State University (Krasnodar, Russia)
Vasiliev A.M.
Kuban State University (Krasnodar, Russia)
HUMAN TRAFFICKING: CURRENT ISSUES OF LEGAL REGULATION IN RUSSIAN CRIMINAL LEGISLATION
Abstract: this paper presents the current state of such a global phenomenon as human trafficking. The approach of the domestic legislator to understanding the signs of the corpus delicti is analyzed, the problems arising in the field of law enforcement, as well as potential measures to counteract the commission of a crime are indicated.
Keywords: human trafficking, legislation, qualifications, kidnapping, related compounds.