ББК 65.422.52 YAK 339.3
A.M. МАРИУПОЛЬСКИМ
A.M. MARIUPOLSKY
ТОРГОВЛЯ КРЕПКИМИ СПИРТНЫМИ НАПИТКАМИ В РОССИИ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ АКУИЗНОЙ СИСТЕМЫ: ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
TRADE IN STRONG SPIRITS IN RUSSIA IN ACTION OF EXCISE SYSTEM: SEPARATE ASPECTS OF A PROBLEM
В настоящей статье охарактеризованы отдельные моменты акцизной реформы, напрямую связанные с организацией и функционированием торговли спиртными напитками, а также некоторые вопросы государственного регулирования в этой области предпринимательства.
In the present article we will try to characterize in general the separate moments of excise reform directly connected with the organization and functioning of trade by spirits, and also some questions of state regulation in this area of business.
Ключевые слова: акцизная реформа, торговля крепкими спиртными напитками (виноторговля), производство спирта (винокурение), акциз, питейное заведение, откуп, частное предпринимательство, купцы, государство, казённая винная монополия.
Key words: excise reform, commerce in strong hard drinks (wine trade), manufacture of spirit (distillation), the excise, a pub, a payoff, private business, merchants, the state, state wine monopoly.
Торговля вином всегда являлась доходной отраслью для того, кто ею занимался. Длительное время в России главную роль в этом вопросе играло государство либо напрямую, либо через доверенных лиц. С введением в России акцизной системы во второй половине ХГХ в. в эту область предпринимательства пришёл частный бизнес.
В настоящей статье мы попытаемся в общих чертах охарактеризовать отдельные моменты акцизной реформы, напрямую связанные с организацией и функционированием торговли спиртными напитками, а также некоторые вопросы государственного регулирования в этой области предпринимательства. При написании данной работы автором использовался как архивный материал (прежде всего фонда Департамента неокладных сборов, находящегося в РГИА), так и опубликованные источники, среди которых различные издания (редакции) Устава о питейном сборе, Правила о раздробительной торговле крепкими напитками, а также другие публикации, в той или иной степени, касающиеся торговли алкоголем.
Высочайше утверждённым, 4 июля 1861 г., Положением о питейном сборе с 1 января 1863 г. были уничтожены откупа и установлен новый способ взимания питейного дохода, получивший название акцизной системы.
В предыдущий период, т.е. начиная с XVI в. (а именно с этого времени, по различным источникам, началось производство водки на Руси) продажа крепких спиртных напитков находилась либо под прямым контролем государства, либо сдавалась на откуп доверенным лицам. Лишь в самый начальный период зарождения раздробительной виноторговли места продажи крепких напитков, которые в то время назывались «корчмы», открывались частными хозяевами. Однако уже при Иване III выделка хлебного вина стала казённой монополией.
При Иване IV, после взятия Казани, корчма получила новое название, имевшее татарское происхождение. Это название оказалось настолько живучим, что остаётся в употреблении и в настоящее время, причём не только
на бытовом уровне, но и в научной литературе. Понятие «кабак» настолько прочно вошло в русский лексикон, что его татарские корни вызывают подчас удивление даже у специалистов. В период правления Алексея Михайловича кабаки были переименованы в «кружечные дворы» (1651 г.), однако, не смотря на это, собравшийся в 1652 г. Собор, на котором, в частности, обсуждались меры против пьянства, так и остался в истории, как «Собор о кабаках».
Фактически, с 1652 г. по 1765 г. существовали две формы торговли крепкими спиртными напитками: торговля на вере и откуп. В первом случае торговлю вином осуществляло поверенное от казны лицо, во втором случае, этим делом занимался откупщик. Обе формы с течением времени не один раз менялись, но в общем преобладала торговля вином «на вере».
После известного указа Екатерины II (1765 г.) и вплоть до учреждения акцизной системы (1863 г.), т.е. почти 100 лет, в виноторговле безраздельно властвовали откупщики. Исключение составил лишь период с 1817 по 1827 гг., когда тогдашним Министром финансов графом Гурьевым была предпринята попытка, ввести казённую продажу питей. Однако она не увенчалась успехом, поскольку в результате злоупотреблений казённых агентов питейный доход, после некоторого первоначального роста, стал неуклонно падать. Исправить положение за счёт увеличения цены на вино также не удалось. В 1827 г. по проекту нового министра финансов графа Канкрина откупная система была восстановлена.
Сущность акцизной реформы основывалась на 4 основных принципах:
1) свобода производства спиртных напитков;
2) свобода торговли этими напитками;
3) обложение налогом выкуриваемого спирта (акциз) и обложение налогом мест продажи спиртных напитков (патентный сбор);
4) государственный контроль как за производством вина и спирта, так и за их реализацией.
Применительно к торговле крепкими спиртными напитками ключевыми можно признать две статьи вышеуказанного Положения - 229 и 230. Первая из них гласила: «Оптовая и дробная продажа питей составляет предмет свободной торговли». Вторая вносила существенное дополнение: «Продажа напитков производится по вольной цене, устанавливаемой взаимным соглашением продавца с покупателем» (Устав о пит. сб., ст. 308, 309) [7, с. 62].
Изданный в 1863 г. Устав о питейном сборе законодательно утвердил сложившуюся к моменту его выхода структуру как оптовой, так и раздробительной виноторговли. Применительно к последней выделялось несколько основных видов заведений для торговли спиртными напитками:
1) питейные заведения разных наименований, торговавшие исключительно крепкими напитками: питейные дома, шинки, штофные лавки, водочные магазины, выставки и др.;
2) ренсковые погреба, торговавшие иностранными и русскими алкогольными напитками, а также погреба, продававшие исключительно российские виноградные вина;
3) временные ренсковые погреба и выставки;
4) трактирные заведения, гостиницы на почтовых станциях и разного рода буфеты, если в них производилась распивочная продажа алкогольных напитков;
5) постоялые дворы, корчмы и заезжие дома.
Следует заметить, что данный перечень включал в себя те виды питейных заведений, которые уже существовали в России или были утверждены с момента введения акцизной системы. На протяжении последующих 40 лет эта структура постоянно развивалась. Изменения происходили как в масштабах всей России, так и в отдельных регионах. Так, например, в Западной Сибири к 1870 г. полностью прекратили своё существование штофные лавки, в то время как в 1864 г. их было открыто 8652, и они составляли 74,5% от всех питейных заведений в регионе [3, л. 594 - 595].
В дореволюционной литературе существовала и другая классификация питейных заведений, составленная не на основе их специализации, а по виду торговли. В соответствии с ней все торговые заведения по продаже спиртных напитков подразделялись на три основные группы: с продажей распивочно и на вынос, без права торговли горячими закусками; с продажей только на вынос; с продажей только распивочно с правом торговли горячими закусками. Согласно существовавшим правилам продажа спиртных (крепких) напитков производилась распивочно и на вынос: из питейных домов, водочных магазинов, временных выставок, корчем, духанов, портерных и штофных лавок, погребов русских виноградных вин, ренсковых погребов (при наличии патентов на оба вида данной торговли). Только на вынос торговля осуществлялась из ренсковых погребов в том случае, если их владельцы не выкупили патента на распивочную продажу. Только распивочная торговля производилась в трактирных заведениях, в различного рода буфетах, на постоялых дворах и в станционных и заезжих домах (Устав о пит. сб., ст. 301) [2, с. 29].
Порядок открытия и содержания питейных заведений частными лицами чётко регламентировался соответствующими статьями Устава о питейном сборе. Этот момент являлся принципиально важным. Собственно говоря, в этих статьях, по сути, был заложен один из краеугольных камней акцизной реформы, её не социальная, а сугубо экономическая направленность. Положение 4 июля 1861 года декларативно объявило свободу частного предпринимательства в винокурении и виноторговле. Устав о питейном сборе закрепил это утверждение юридически, чётко регламентировав все основные моменты, связанные с этой областью предпринимательства.
Согласно ст. 303 Устава о питейном сборе различные виды питейных заведений (за исключением ренсковых погребов и трактиров) разрешалось открывать всем лицам, имевшим право на мелочную торговлю. В отношении ренсковых погребов такая возможность предоставлялась лицам, имевшим свидетельства первой или второй гильдии (Циркуляр Министра финансов от 3 сентября 1863 г., № 426). Содержатели трактирных заведений в городах, платившие в местный бюджет не менее 200 р. в год акциза, обязаны были иметь свидетельство второй гильдии. Те, чьи взносы в бюджет были скромнее, могли осуществлять торговлю питиями по свидетельствам на мелочный торг (Положение о трактирных заведениях, ст. 8). Владельцы всех питейных заведений освобождались от покупки установленных Положением о пошлинах билетов на право торговли, взамен чего они должны были выкупать патенты на свои торговые заведения. Из этого правила исключались только трактиры (Положение о пошлинах, ст. 245).
Существенным дополнением ко всем вышеперечисленным правилам явился циркуляр Департамента неокладных сборов от 17 января 1867 г. № 804, который предоставил лицам (купцам), имеющим свидетельство первой и второй гильдий, право содержать в местности, на которую распространялось действие данного свидетельства, неограниченное число питейных заведений. В то же время по свидетельству на мелочный торг можно было открывать в данном уезде не более четырёх питейных заведений. Таким образом, лицо, желавшее открыть большее число заведений для торговли спиртными напитками, обязано было приобретать гильдейское свидетельство [2, с. 6 - 7]. Этот нормативный акт, в последующие годы, без сомнения сыграл определённую роль в появлении и развитии ранних монополий в винокурении и виноторговле. Особенно это касалось окраинных (Сибирь в этом отношении весьма показательный регион), в экономическом отношении менее развитых, районов Российской Империи, где прослойка крупного гильдейского купечества оставалась долгое время относительно узкой и, следовательно, существенно ограничивался круг лиц, имевших возможность вести питейную торговлю в достаточно широких размерах.
Примечательным является тот факт, что целый ряд статей устава о питейном сборе касался вопросов, связанных с открытием питейных заведений лицами, принадлежавшими к различным социальным группам населения
(сословиям). В большинстве из них речь идёт не о тех или иных ограничениях для представителей различных сословий на право торговли спиртными напитками. В них содержится подробное перечисление патентов, свидетельств, билетов и прочих документов, от получения которых непосредственным образом зависело открытие и содержание питейного заведения. В то же время, в нормативных документах была чётко определена категория лиц, которым воспрещалось открывать питейные заведения. Ими, в первую очередь, являлись священнослужители (в отношении их родственников существовала оговорка, что в случае смерти служителей культа эти правила не распространялись на их вдов и незамужних дочерей), а также нижние воинские чины, состоящие в действительной службе (Положение о пошлинах, ст. 20, примечание). Кроме того, в селениях запрещалось вести питейную торговлю должностным лицам сельских управлений, станичным начальникам и другим местным сельским и станичным властям, а также их жёнам и неотделённым членам семей (Уст. о пит. сб., ст. 323). То же запрещение в полном объёме распространялось и на лиц, состоящих под судом или следствием по уголовным преступлениям (Уст. о пит. сб., ст. 324) [2, с. 8 - 9]. Весьма примечательным, на наш взгляд, являлось примечание к ст. 324 Устава о питейном сборе, согласно которому в Сибири содержателями питейных заведений и сидельцами в них могли быть и лица сосланные на поселение или находящиеся под особым правительственным надзором. Однако последние допускались к виноторговле только с разрешения губернского начальства.
Уставом о питейном сборе и другими нормативными актами, в той или иной степени касавшимися вопросов организации и осуществления торговли спиртными напитками, определялись не только виды питейных заведений, стоимость патентов и свидетельств, социально-правовой статус владельцев, но и чётко регламентировался порядок открытия и функционирования питейных заведений в различных местностях Российской империи.
Заведения для раздробительной продажи крепких алкогольных напитков разрешалось открывать в любом населённом пункте России, а корчмы и постоялые дворы с питейной продажей можно было содержать и вне поселений (на переправах, пристанях и около дорог, кроме просёлочных и полевых). На ярмарках торгах и базарах, а также в летнее время в окрестностях столиц продажа вина осуществлялась из временных ренсковых погребов, штофных и мелочных лавок, а также выставок. Ренсковые погреба (без распивочной продажи) могли содержать купцы и крестьяне, торговавшие по свидетельствам равнявшимся гильдейским. В трактирных заведениях, фруктовых, мелочных и т.п. лавках дозволялось производить питейную продажу без особого разрешения, с взятием лишь установленных патентов. Этот же порядок применялся и к штофным лавкам (Уст. о пит. сб. Изд. 1863 г. Ст. 318 - 319).
Все прочие питейные заведения, а именно: питейные дома, шинки, временные выставки, портерные и пивные лавки, корчмы и постоялые дворы (с питейной продажей), а также погреба для торговли русскими виноградными винами, предоставлялось право содержать всем лицам, имевшим разрешение на мелочную торговлю (Уст. о пит. сб. Изд. 1863 г. Ст. 320) [7, с. 63 -64]. Разрешение на открытие данных питейных заведений, а также ренсковых погребов с распивочной продажей находилось в ведении: в городах и посадах - дум и заменявших их органов местного самоуправления; в казённых и удельных селениях - сельских обществ (с обязательным утверждением в казённых селениях - Палатами государственных имуществ, а в удельных -Удельными конторами); в землях казачьих войск - станичных сборов; на землях, находившихся в непосредственном ведении Министерства государственных имуществ и Министерства уделов - Палат государственных имуществ и Удельных контор; на землях, принадлежавших частным лицам - владельцев этих земель (Уст. о пит. сб. Изд. 1863 г. Ст. 322) [7, с. 64]. При составлении в казённых селениях Сибири мирских приговоров на открытие питейных заведений требовалось присутствие двух третей состава сельского общества.
Относительно продажи вина в стойбищах сибирских инородцев, на золотых приисках и при соляных озёрах были установлены следующие правила:
1. Продажа крепких напитков в стойбищах и на ярмарках сибирских кочевых и бродячих инородцев строжайше запрещалась. Контроль за ввозом и продажей инородцам алкогольных напитков непосредственно должна была осуществлять Инородная управа. Ей вменялось в обязанность в случае обнаружения такую продажу прекращать, напитки изымать и виновников препровождать к начальству для вынесения наказания. Самим сибирским инородцам не запрещалось приобретать вино в местах дозволенной продажи и привозить в свои улусы для домашнего употребления. Однако, им не возбранялось обменивать его или продавать. Из этого правила исключался Берёзовский округ Тобольской губ. со всеми тремя отделениями и Тогурское отделение Томской губ., где инородцам разрешалось перепродавать вино, но без заклада имущества и прочих злоупотреблений.
2. Устройство питейных заведений ближе двадцати вёрст от золотых приисков в Сибири строго воспрещалось (Уст. о пит. сб. Изд. 1863 г. Ст. 329) [7, с. 66].
Виноторговцам воспрещалось продавать спиртные напитки в долг, в счёт будущего урожая или под заклад вещей (одежды, посуды, предметов быта), а также менять на хлеб и другие виды сельскохозяйственной продукции. Расчёт должен был производиться только на наличные деньги (Уст. о пит. сб. Изд. 1863 г. Ст. 358) [7, с. 71].
Таким образом, законодательно утверждённая структура виноторговли в России насчитывала в начале акцизной системы 12 видов питейных заведений. Такая регламентация существенно облегчала государству не только процесс взимания питейного налога (в частности, патентного сбора), но и позволяла чётко и своевременно отслеживать даже относительно небольшие изменения, происходившие на рынке спиртных напитков. Это давало возможность держать данную сферу предпринимательства под постоянным контролем правительства, регулировать отношения на рынке не только административно-командными (запреты, ограничения и т.п.), но и экономическими методами. К данной проблеме не следует подходить упрощённо и сводить (как это делали и делают некоторые исследователи) политику государства в области виноторговли только к чисто фискальным интересам. Пополнение бюджета, безусловно, всегда являлось и является важнейшей заботой любого правительства, но заботой не единственной. Весь период существования акцизной системы буквально изобилует примерами активных попыток государственного регулирования в сфере производства и реализации спиртоводочной продукции. И, надо признать, что в целом ряде случаев эти попытки были направлены не на повышение доходов, а на ограничение потребления алкоголя населением, на борьбу с злоупотреблениями в виноторговле, на повышение качества спиртоводочной продукции.
Например, в 1864 г. один из знаковых принципов, положенных в основу акцизной системы был подвергнут частичной корректировке. В частности, речь шла об изменении одного из важнейших пунктов Положения от 4 июля 1861 г., который утверждал, что торговля вином может осуществляться из всех торговых заведений, производивших торговлю другими продуктами. Законом от 2 мая 1864 г. торговля вином из мелочных и фруктовых лавок была запрещена. В том же законе указывалось на необходимость, в видах ограничения потребления крепких напитков, установить в законодательном порядке наименьшее расстояние между питейными заведениями [1, с. 34 - 35]. Насколько серьёзные последствия имела эта законодательная инициатива государства можно увидеть из следующего примера. В 1863 г. патентный сбор с мест раздробительной продажи питей составил в Западной Сибири - 121645 р. В том же году число выкупленных годовых и полугодовых патентов на открытие штофных, мелочных и фруктовых лавок равнялось
в Западной Сибири 6737 и 52912 р. (43,5% от общего числа питейных заведений) [4, л. 10 - 11, 26 - 27, 29 - 30, 48 - 49]. Спустя три года, в 1866 г., картина заметно изменилась. Те же показатели теперь равнялись в Западной Сибири -2415 и 28265 р. или 13,1% [5, л. 9 - 10, 26 - 27, 29 - 30, 50 - 51]. Как видно из приведённых данных, к 1866 г. доля штофных, фруктовых и мелочных лавок в общем ряду заведений для раздробительной торговли вином значительно снизилась. В сущности, этот вид питейных заведений перестал играть заметную роль на местном рынке спиртных напитков. В последующие годы число штофных лавок продолжало неуклонно сокращаться, а в 1872 г. этот вид питейных заведений исчез совсем [6, л. 10 - 11, 27 - 28, 30 - 31, 53 - 54]. Необходимо добавить, что подобное явление с некоторыми различиями имело место и по другим регионам России, о чем свидетельствуют данные бухгалтерских и патентных книг Департамента неокладных сборов. Здесь отчётливо прослеживается стремление государства обособить торговлю спиртными напитками от иных направлений торгово-предпринимательской деятельности, выделить её как исключительно самостоятельное направление. Это преследовало двоякую цель. С одной стороны, таким образом, облегчались задачи акцизного ведомства по надзору за правильностью открытия и функционированием питейных заведений. С другой стороны, это способствовало упорядочению взимания налога с торговли спиртными напитками и, следовательно, положительно влияло на пополнение бюджета. Как уже отмечалось выше, принятые правительством меры в итоге привели к полному исчезновению штофных лавок, а их место заняли питейные дома.
Как и штофные лавки, питейные дома относились к низшему и одновременно наиболее массовому разряду питейных заведений (питейные дома, штофные лавки, шинки, корчмы и т.п.), где осуществлялась продажа спиртных напитков распивочно и на вынос, но без права подачи горячих закусок. Являясь виноторговыми заведениями низшего разряда, питейные дома основывались, как правило, не в столичных и губернских городах, а в основном в сельской местности, в городах уездных и заштатных. Немаловажную роль играл и тот факт, что продавались в них исключительно только крепкие напитки, в большинстве случаев простое хлебное вино, реже очищенное вино и водки (последние в уездных и волостных центрах, в небольших городах). Россия второй половины XIX в. страна сельскохозяйственная, основную часть населения в этот период составляло крестьянство. Для этой категории населения потребление водок, настоек, российских и зарубежных виноградных вин в силу экономических и социальных причин не являлось характерным. Продукция пиво- и медоварения также не находила сбыта среди крестьян, где издавна подобные напитки являлись продуктом домашнего приготовления. Таким образом, по ассортименту товаров и уровню сервиса и, что немаловажно, по уровню цен, питейные дома (шинки, корчмы) как нельзя более точно соответствовали предъявляемым основным населением страны требованиям.
Таким образом, следует констатировать, что сокращение (а концу первого десятилетия существования акцизной системы и полное исчезновение) штофных, фруктовых и мелочных лавок сопровождалось пропорциональным ростом числа питейных заведений того же низшего разряда (питейные дома, шинки и корчмы), но специализировавшихся только на виноторговле, и находившихся исключительно под надзором акцизного ведомства. Подход государства к этому вопросу был определён предельно чётко: свобода частного предпринимательства в этой области экономической деятельности, но под жёстким контролем государства. Свободная конкуренция и государственное регулирование. Среди главных рычагов, посредством которых осуществлялось государственное регулирование виноторговли, можно назвать следующие: акцизная политика, патентная политика, ограничения социального порядка (национальные, религиозные и т.д.), ограничения экономического порядка, контроль качества товаров и услуг и некоторые другие.
В заключение всего вышесказанного считаем необходимым отметить, что акцизная реформа в России была официально объявлена спустя всего лишь четыре месяца после исторического Положения 18 февраля 1861 г. Она не являлась следствием отмены крепостного права, а разрабатывалась и проводилась параллельно крестьянской реформе, составляя неотъемлемую часть всего государственного реформирования в этот период. Не случайно один из главных принципов акцизной системы заключался в свободе частного предпринимательства в винокурении и виноторговле. Эта реформа имела ярко выраженный капиталистический характер. Доказав свою силу в победе над откупщиками, государство как бы приобрело право на регулирующие и контролирующие функции в процессе формирования и развития рынка спиртных напитков в России. Осуществление жёсткого контроля над производством и реализацией алкоголя и укрепление доходности бюджета в сочетании с экономической целесообразностью и социальной обусловленностью, в этом заключалась примерная схема функционирования акцизной системы.
Уже в первые годы проведения акцизной реформы, в её первоначальный вариант были внесены серьёзные коррективы и дополнения. Устав о питейном сборе в редакции 1867 г. существенным образом отличался от аналогичного издания 1863 г. как по количеству статей, так и по их содержанию. Сообразно этому, в течение первого десятилетия действия акцизной системы произошли изменения и в структуре виноторговли. На процесс формирования этой структуры накладывали свой отпечаток как объективные факторы (социальный состав населения, степень экономического развития регионов, их специфика), так и элементы государственного регулирования. Торговля спиртными напитками на протяжении всего существования акцизной системы оставалась полем жёсткой борьбы государственных интересов с интересами частных предпринимателей. Также, следует отметить, что и государство не всегда находилось в ладу с самим собой, поскольку одновременно пыталось реализовать два сугубо противоположных стремления: добиться максимально высокого питейного дохода, но сохранив при этом уровень потребления алкогольных напитков в пределах разумного. На практике это нередко выливалось в серьёзные межведомственные трения. Так, в частности, Министерство финансов, оберегая сугубо фискальные интересы казны, периодически вступало в конфликт с Министерством внутренних дел, как относительно порядка открытия питейных заведений в той или иной местности, так и в отношении их количества. Более или менее устойчивый консенсус в этом вопросе был достигнут с введением казённой винной монополии, которая утвердилась в России на рубеже XIX - ХХ вв. и сохранялась до самого падения Российской империи. Но это уже тема отдельного исследования.
Литература
1. Краткий очерк 50-летия акцизной системы взимания налога с крепких напитков и 50-летия деятельности учреждений, заведывающих неокладными сборами. - СПб., 1913. - 290 с.
2. Правила о раздробительной торговле крепкими напитками в питейных заведениях и о взысканиях за нарушение сих правил. - М. : Университетская тип., 1868. - 64 с.
3. РГИА. Ф. 574. Оп. 2. Д. 146. Ч. 1. - 678 л.
4. РГИА. Ф. 574. Оп. 6. Д. 230. - 53 л.
5. РГИА. Ф. 574. Оп. 6. Д. 233. - 52 л.
6. РГИА. Ф. 574. Оп. 6. Д. 239. - 60 л.
7. Устав о питейном сборе. Изд. 1863 г. // Продолжение Свода законов Российской империи, изданного в 1857 г. Ч. 2. - СПб. : Общественная польза, 1863. - 126 с.