Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 267-272.
УДК 39:339-051(=512.145)
Б01 10.25513/2312-1300.2018.4.267-272
С. Н. Корусенко
ТОРГОВЛЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУХАРЦЕВ ТАРЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1897 г.)*
На основе анализа первичных переписных листов Первой всеобщей переписи населения 1897 г. анализируется торговая и предпринимательская деятельность бухарцев г. Тары. Элитные роды бухарцев Тарского Прииртышья Айтыкины, Имьяминовы и Шиховы рассматриваются в контексте изучения всей бухарской общины Тары. Данные переписи подтверждают роль купцов Айтыки-ных в торговой жизни Тары, однако выявляется ряд бухарских семей, также связанных с торговой и предпринимательской деятельностью. Изучение родственных связей бухарцев Тары через реконструирование их генеалогий может позволить переосмыслить представления о бухарцах Тары в контексте изучения торговли и предпринимательства.
Ключевые слова: бухарцы; Тара; торговля; предпринимательство; перепись населения 1897 г.
S. N. Korusenko
TRADE AND ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF BUKHARANS OF TARA (BASED ON CENSUS OF ENUMERATION OF 1897)
On the base of primary census schedule of the First Census of Enumeration of 1897 author analyses trade and entrepreneurial activity of Bukharans of Tara city. Author considers elite families of Tara Priirtyshye: Aitikiny, Imyaminovy and Shikhovy, within the framework of exploration of Bukharans community of Tara city. Data of census confirm the role of merchants from Aitykiny family in trade life of Tara and detect some other Bukharans families which are also were connected with trade and entrepreneurial activity. Researching of family ties of Bukharans of Tara by reconstructing their genealogy may allow researchers to reconceptualize Bukharans community of Tara in the context of exploration of trade and entrepreneurial activity.
Keywords: Bukharans; Tara; trade; entrepreneurial activity; Census of Enumeration of 1897.
Торговая деятельность бухарцев в Сибири не раз становилась объектом изучения. Уже в одном из первых сочинений российских учёных о Сибири Г. Ф. Миллера «История Сибири» бухарцам посвящено большое количество страниц, что отражено в указателях к томам [1, с. 611; 2, с. 775; 3, с. 584]. Бухарцы в Сибири этим историком чаще всего рассматривались с точки зрения торговли, распространения ислама среди местных тюрков и политики государства по поддержанию связей с государствами Средней Азией. Ин-
формация о бухарцах в Сибири встречается в первом монографическом труде о народах России немецкого натуралиста и путешественника И.-Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов...». В частности, отмечается, что «российское государство исстари имеет в Сибири весьма многолюдные бухарские селения. Татарские слободы в Тобольске, Таре и Томске совсем, а в Туринске и Тюмени по большей части населены бухарцами; и притом поблизости сих городов, а особливо около Тары,
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-49-550018 р_а.
© Корусенко С. Н., 2018
живёт много бухарцев, отчасти в особливых деревнях, а отчасти между другими татарами» [4, с. 187]. Далее Георги пишет в целом о всех бухарцах, прибывающих в Россию и остающихся в различных губерниях, связывая их появление в городах с торговой деятельностью. Торговая деятельность сибирских бухарцев стала объектом исследования ещё одного видного учёного Г. Н. Потанина, в которой автор показал, как складывалась группа сибирских бухарцев, какими привилегиями они обладали, какими товарами торговали [5]. В XX в. исследованию сибирских бухарцев также был посвя-щён ряд работ, среди которых необходимо отметить работу С. В. Бахрушина [6], в которой автор исследовал в целом связи Сибири и Средней Азии в XVI-XVII вв., уделив большое внимание торговой деятельности бухарцев, поселившихся в Сибири. Процессы формирования группы, численность и расселение, торгово-хозяйственная деятельность и культура сибирских бухарцев представлена в работах ведущих тюркологов Ф. Т.-А. Валее-ва [7], Х. Зияева [8], Н. А. Томилова [9, с. 8086]. Торговая и предпринимательская деятельность бухарцев довольно подробно исследована для периода XVI-XVIII вв., однако очень мало сведений имеется об их деятельности в XIX - начале XX в. Вышеперечисленными авторами связывается появление кожевенного производства в Сибири, а также и некоторых других занятий именно с бухарцами.
Образ бухарцев как торговых людей в правительствующих кругах был характерен для периода первоначального освоения Сибири вплоть до первой трети XIX в., хотя у местных властей отношение к бухарцам стало меняться ещё в конце XVIII в. [10, с. 29-41]. Это было связано с тем, что большинство бухарцев мало чем отличались от ясачных татар, проживали с ними в одних поселениях и вели тот же образ жизни. Несмотря на длительное существование особых привилегий для этой группы населения, окончательно бухарцы были включены в фискальную систему Российской империи в 1830-х гг. в результате реформ М. М. Сперанского, которые не являлись одномоментным актом, трудно воспринимались населением и вызывали активное сопротивление
со стороны местных ясачных татар и бухарцев. Последние были приравнены в правах и обязанностях либо к государственным крестьянам, либо к торговому сословию. Единственно, что отличало сибирских бухарцев от других категорий населения - это наличие самостоятельных административных органов (отдельные Бухарские волости существовали в Тарском, Тобольском и Тюменском уездах Тобольской губернии).
Изменение статуса бухарцев и лишение их фактически всех привилегий привело к тому, что они окончательно были вписаны в российское общество. Внутри бухарцев как этносословной группы существовало социальное расслоение. Во второй половине XIX в. среди них встречались крупные землевладельческие и купеческие роды, а также представители мусульманской элиты. В то же время в этот период отмечалось много безземельных бухарцев, которые либо арендовали земли у сибирских татар, либо зарабатывали средства к существованию наёмным трудом.
Бухарская община г. Тары стала складываться фактически сразу после постройки Тарской крепости на возвышенном месте («горе») при впадении р. Аркарки в Иртыш. Юрты бухарцев располагались под горой, и первоначально бухарская община Тары была небольшой по численности. Так, Б. О. Долгих указал для Тарского уезда без привязки к документу для первой половины XVII в. 21 трудоспособного мужчину, а к 1672 г. -53 двора [11, с. 53]. В работах других исследователей указывается первоначальная цифра в 3 юрты (дома) в 1622 г. и увеличение её также до 53 дворов в 1672 г. [12, с. 115]. История развития бухарской общины Тары в конце XVI - начале XX в. - предмет отдельного изучения. Цель данной работы -охарактеризовать бухарскую общину Тары в конце XIX в., выявить занятия и роль бухарских элит в торговой и предпринимательской деятельности. Основным источником являются первичные переписные листы Первой всеобщей переписи населения 1897 г. [13]. Для данного исследования наиболее важен пункт 14 переписного листа - «Занятие, ремесло, промысел или служба: главное (которое доставляет главные средства к существованию), побочное или вспомогатель-
ное». Именно сведения, представленные о бухарцах в этом пункте, позволяют охарактеризовать в целом бухарскую общину и торговую и предпринимательскую составляющую их деятельности.
В 1897 г. в Таре по первичным материалам переписано 253 человека, у которых указана этносословная принадлежность «бухарцы». Данная цифра совпала со сведениями, предоставленными С. К. Паткановым [14, с. 66], обработавшим первичную документацию по народам Сибири . Численность населения Тары в это время исчислялась 7 228 чел. Сибирские бухарцы в городе составляли 3,5 % населения, заняв второе место по численности после русских (небольшое количество бухарцев было приписано к сельским общинам, но проживали они в городе). В целом татар вместе с бухарцами зафиксировано 623 чел., или 8,6 % населения города: 249 чел. (3,4 %) - татары из европейской части России, относившиеся к сословию государственных крестьян; 121 чел. (1,7 %) - местные татары, относившиеся к сословию инородцев.
В Таре переписаны представители 31 фамилии бухарцев. Конец XIX в. - это время, когда не у всех бухарцев, татар и других инородческих групп населения Сибири были фамилии. Обычно в качестве фамилии в переписных документах выступало имя отца, т. е. с каждым новым поколением фамилии менялись, а представители одного семейного клана, происходившие от одного предка, носили разные фамилии. Однако в течении XIX в. произошло закрепление фамилий у бухарских родов, принадлежащих к землевладельческой, торговой и мусульманской элите. В Тарском Прииртышье это три основных рода - Айтыкины, Имьямино-вы, Шиховы. Айтыкины и Имьяминовы происходят от одного предка - Дин-'Али-ходжы, при этом Айтыкиных можно отнести к торговой, а Имьяминовых - к землевладельческой элите. По материалам переписи 1897 г. в Таре проживало 14 семей Айтыкиных, 2 семьи Имьяминовых (основное место проживания остальных Имьяминовых - д. Сеи-тово недалеко от Тары), 4 семьи Шиховых, к Шиховым возможно отнести 2 семьи Зай-нутдиновых2. Рахматуллины и Маметеевы представлены тремя семьями, несколько фа-
милий - двумя, остальные фамилии встречаются по одному разу.
Бухарцы владели 49 городскими усадьбами, в которых зафиксировано в переписных листах от одного до четырёх домов, ряд из которых были 2-квартирными. Также были частные и общественные владения бухарцев - это хлебный магазин купцов Айтыки-ных, магометанская школа и Бухарское волостное правление. Не отмечена в переписи городовая соборная мечеть, принадлежавшая бухарцам, так как при ней никто не жил. По материалам переписи в 49 усадьбах находилось 59 жилых домов, принадлежавших бухарцам, из них 22 жилых строения были записаны за разными представителями рода Айтыкиных, в которых проживали 13 семей Айтыкиных (одна вдова жила в доме Шихо-вой), где главами семей записаны как мужчины, так и женщины, их прислуга и работники разных уровней. Несколько домов имели представители следующих фамилий: Ши-ховы - шесть домов (пять усадеб, один 2-квартирный дом); Шугуровы - четыре дома (три усадьбы); Зайнутдиновы - три дома; Рахматуллины - три дома; Маметеевы - два 2-квартирных дома; Курмановы - два дома (один их них 2-квартирный); Речаповы - два дома. Ряд помещений (целиком дома и отдельные квартиры) сдавались в аренду. Например, в усадьбе Айтыкина Абубакира было 2 жилых строения: в одном жил его сын, в другом двухквартирном доме проживали две семьи - Маметеева Сабармета и Атаева Мухаматкалыя. Расположение усадеб тар-ских бухарцев было следующим: 35 усадьбы находилось на улице Нерпинской (18611910 гг. - Нерпинская; 1910-1920 гг. - Нем-чиновская; 1920-1994 гг. - Карла Либнехта; с 1994 г. - Нерпинская), здесь же была расположена мечеть и медресе при ней; 6 усадеб - на ул. Раскатной; 2 - на ул. Береговой; 4 - в Береговом проулке, 1 - на ул. Бульварной (сейчас - Чернышевского). Ещё одна усадьба была расположена в Пожарном проулке. Дома Айтыкиных располагались на ул. Нерпинской, за исключением одной усадьбы на ул. Бульварной и одной усадьбы в Пожарном проулке. Нерпинская - это подгорная часть Тары, где и сейчас живут татары.
В переписных листах указывалось, из какого материала сделан дом и каким мате-
риалом крыт. При описании большинства домов бухарцев отмечено: из чего каждое строение построено - из дерева; чем крыто -деревом. Выделяются два дома Айтыкиных -Айтыкина Абейдуллы Абдул-Фаттаха и Ай-тыкина Рахматуллы («верхний этаж из дерева, нижний - из кирпича, крыто железом» [15, л. 125, 129]). Оба главы и члены их семей являлись потомственными почетными гражданами. В переписи в качестве потомственных почетных граждан указаны Айтыкин Абдулчалип Назыров с матерью и Айтыкина Салима Насрединова с сыном. Почти все семьи Айтыкиных имели работников и прислугу - от одного до семи человек. Большинство их было именно у вышеназванных потомственных почётных граждан. Так, семья Айты-кина Абейдуллы Абдул-Фаттаха [15, л. 129 об., 130 об.] состояла из восьми человек -глава, его жена, сын, две дочери, брат со своей женой. Глава семьи являлся хозяином торговли чаем и железом, также и его брат. В качестве прислуги в доме было две няни 73 и 8 лет (обе относились к сословию инородцев), кухарка (инородка), караульный работник (государственный крестьянин - татарин), три работника при доме (два бухарца и инородец). Здесь же записан сын кухарки и работника 6 лет. В доме Айтыкина Рахматуллы [15, л. 126 об.] записаны четыре работника (1 инородец, остальные - бухарцы), кухарка (бухарка), горничная (государственная крестьянка - русская), а также призреваемая девочка 12 лет, которая училась в магометанском женском училище. Семья, где главой записан Айтыкин Абдулчалип Назыров [15, л. 127 об.], включала, помимо него, его вдовую мать и временно пребывавших двух племянников 9 и 8 лет и племянницу 4 лет Рафиковых, которые родились и приписаны были к Семипалатинску к сословию мещан, а проживали на средства отца - хозяина мануфактурной торговли. Сам глава семьи торговал чаем и железом. В качестве работников и прислуги у данной семьи переписаны две горничные (инородка и государственная крестьянка из русских), две кухарки (инородка и бухарка), кучер (инородец) и служащий -домашний учитель из бухарцев. По материалам переписи 1897 г. выявлено, что прислуга и работники были только у пяти бухарских фамилий: Айтыкины, Зайнутдиновы, Рахма-
туллины, Шиховы и Алимов. Последний содержал почтовую и земскую станции, поэтому в работниках у него было четыре ямщика, караульный, в качестве прислуги - только кухарка. Таким образом, прислуга - это горничные, няни, кухарки, а работники - это работники при доме, кучер, сторож, ямщик. Выделяется на этом фоне работник в семье Айтыкина Абдулмалика Авасова - экономист (также бухарец). Этносословная принадлежность обслуживающего персонала была самой разнообразной: инородцы (местные сибирские татары); государственные крестьяне (татары - переселенцы из Европейской России, русские); мещане (русские, черкес, уроженец Дагестана).
Занятия, ремесло, доходы бухарцев Тары характеризуются большим разнообразием. Занятие в переписных листах указывалось для главы семьи, мог быть указан брат, муж и т. п. У большинства остальных членов семьи записано, что они живут при муже, отце или сыне. Среди бухарцев были лица, занимающиеся частной благотворительностью - Мухаметеев Юлташ Маметеев и Кур-манов Насреддин Курманов. Четверо глав семей жили за счёт доходов от капитала, всё это были женщины, из которых три Айтыки-ных и Зайнутдинова. У всех них были прислуга и работники. Много бухарцев имело своё дело, в основном в области торговли. В этом случае в переписном листе указывалось, что глава являет хозяином, например: «хозяин, торгующий мясом», «хозяин торговли мануфактурным товаром». К таким хозяевам можно отнести 21 человека, среди которых выделяются два землевладельца хозяина - Шихов Мирсултан Мурзалеев (побочное занятие его сына - перевозка купеческих товаров) и Имьяминов Ибраим Мухаме-тович. Данный факт подтверждает то, что Шиховы и Имьяминовы были прежде всего землевладельческими элитными бухарскими родами. Также к хозяевам относился и содержатель почтовой и земской службы Алимов. Остальные члены бухарского общества Тары, относящиеся к категории «хозяин», занимались торговлей самых разных товаров и услуг (табл.), среди которых восемь представителей рода Айтыкиных.
Часть бухарцев (9 человек) являлись приказчиками торгового дома железным товаром,
Виды торговли товарами и услуг у бухарцев г. Тары (по материалам Первой всеобщей переписи населения 1897 г.)
№ п/п Вид торговли и услуг Имена и фамилии бухарцев
1 Хозяин, занимающийся извозным промыслом Ташмухамет Шихов
2 Хозяин, занимающийся заготовкой и продажей дров Таут Махмутов Намидулла Шугуров
3 Хозяин, торгующий мясом Мухаметжан Бакеев; Абдул-Вахит Речапов
4 Шорник, хозяин Кулмагомет Култашев
5 Хозяин торговли чаем и железом Абейдулла Айтыкин Ахматулла Айтыкин Абдулчалип Айтыкин
6 Хозяин торговли мануфактурным товаром Рахматулла Айтыкин; Шамтабана Айтыкина; Мачуп Айтыкин
7 Хозяин, торгующий молочным товаром Абдулмалик Айтыкин; Хуснутдин Рахматуллин
8 Хозяин, занимающийся перевозкой купеческих товаров Абназыр Айтыкин
9 Хозяин, торгующий ягодами и орехами развозно Ишмухамет Речапов; Мухамедей Шихов
10 Хозяин, торгующий сеном и дровами Умар Мухамедеев
в лавке мануфактурной торговли, чайной, железной и хлебной лавках, т. е. также занимались торговой деятельностью, но уже по найму. В качестве приказчиков встретились по одному представителю элитных родов Имья-миновых и Айтыкиных. Наличие в Таре Бухарского волостного правления и городовой соборной мечети обусловило, что среди занятий бухарцев встретились староста в волости, рассыльный в волости, тарский городской имам-хатыб и одновременно учитель магометанского училища, указной муэдзин городовой соборной мечети. Небольшое количество бухарцев зарабатывало на жизнь ремеслом и некоторыми другими занятиями: сторож при торговом магазине (2 чел.); кожевник-одиночка; сапожник-одиночка; рабочий на кожевенном заводе; лоцман на пароходе. Среди бухарцев переписано также 22 работника и прислуги, 13 человек являлись чернорабочими-поденщиками.
Торговую и предпринимательскую деятельность бухарцев Тары обычно связывали только с купцами Айтыкинами, о которых опубликованы небольшие работы [16; 17; 18], существуют упоминания в других трудах. Но даже их история так и не написана, что уж говорить о других бухарских родах Тары. Материалы переписи 1897 г. позволяют по-новому взглянуть на торговую и предпринимательскую деятельность бухарцев Тары. По-
мимо Айтыкиных, было несколько других семей, активно участвующих в этой деятельности. Возможно, они состояли в родственных связях с Айтыкиными, но для этого необходимо изучить формирование бухарской общины Тары в генеалогическом аспекте, что планируется в дальнейшем - реконструирование генеалогий по материалам дозорных книг и ревизий населения XVII-XIX вв.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 При изучении первичной документации переписи 1897 г. в ходе исследований по этнической истории татар и сравнении сводных показателей по количественному и этносоциальному составу населения с данными С. К. Патканова выявлено, что не всегда совпадают обработанные им данные с материалами первичных переписных листов.
2 Зайнетдиновы (в материалах переписи Зай-нутдиновы) - одна из ветвей Шиховых, однако только генеалогические реконструкции бухарцев Тары позволят подтвердить или опровергнуть данное предположение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Миллер Г. Ф. История Сибири.- М. : Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. -Т. I. - С. 630.
2. Миллер Г. Ф. История Сибири.- М. : Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2000. -Т. II. - 796 с.
3. Миллер Г. Ф. История Сибири.- М. : Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2005. -Т. III.- С. 598.
4. Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упраж-
нений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей / предисл. и прим. В. А. Дмитриева. - Перепеч. изд. 1799 г. с испр. и доп. - СПб. : Рус. симфония, 2007. - 808 с.
5. Потанин Г. Н. О караванной торговле с Джун-гарской Бухарией в XVIII в. / соч. Г. Н. Потанина. - М. : Унив. тип. (Катков и К°), 1868. -[2], 93 с. : табл. - Отт. из чтений в О-ве истории и древностей рос. при Моск. ун-те ; кн. 2, 1868 г.
6. Бахрушин С. В. Сибирь и Средняя Азия в XVI и XVII вв. // Науч. тр. - М. : Изд-во Академии наук СССР, 1959. - Т. IV. - С. 193-214.
7. Валеев Ф. Т. Сибирские бухарцы во второй половине XIX - начале XX в.: (Историко-этнографический очерк) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Ташкент, 1965. - 16 с.
8. Зияев Х. З. Узбеки в Сибири (XVII-XIX вв.). -Ташкент : Фан, 1968. - 74 с.
9. Томилов Н. А. Этническая история тюркоязыч-ного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - начале XX вв. - Новосибирск : Изд-во Новосибир. ун-та, 1992. - 271 с.
10. Корусенко С. Н. Сибирские бухарцы в начале XVIII века. - Омск : Издат. дом «Наука», 2011. - 248 с.
11. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. - М. : Изд-во Академии наук СССР, 1960. - 622 с. - (Труды Института этнографии. Т. 55).
Информация о статье
Дата поступления 10 августа 2018 г.
Дата принятия в печать 12 ноября 2018 г.
Сведения об авторах
Корусенко Светлана Николаевна - канд. ист. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения института археологии и этнографии СО РАН (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644024, Россия, Омск, пр. Карла Маркса, 15 E-mail: [email protected]
Для цитирования
Корусенко С. Н. Торговля и предпринимательская деятельность бухарцев Тары (по материалам переписи населения 1897 г.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 267-272. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4.267-272.
12. Башкатова З. В., Жиров А. А., Скубневский В. А. Тара // Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири.- Новосибирск : РИПЭЛ плюс, 1997. - Т. 4. - Кн. 1. - 144 с.
13. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» (ГУТО ГАТ). Ф. 417. Оп. 2. Д.1932, 1933,1936, 1940-1943.
14. Патканов С. К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г.) - Санкт-Петербург, 1911. - Т. II. -432 с.
15. ГУТО ГАТ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 1932.
16. Валеев Ф. Т. Тарские предприниматели Айти-кины // Таре - 400 лет. Проблемы социально-экономического освоения Сибири. - Омск ; Тара, 1994. - Ч. I. - С. 144-145.
17. Жиров А. А. Айтыкины // Историческая энциклопедия Сибири. - Т. 1. - Новосибирск : Издат. дом «Историческое наследие Сибири», 2009. - С. 57-58.
18. Татауров С. Ф. Семья Айтикиных - как уничтожали купеческую династию // Четвёртые Ядринцевские чтения : материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф., посвящённой 100-летию Революции и Гражданской войны в России (30-31 октября 2017 г.) - Омск : ОГИК музей, 2017. - С. 429-433.
Article info
Received August 10, 2018
Accepted
November 12, 2018 About the authors
Korusenko Svetlana Nikolaevna - Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher of the Omsk Laboratory of Archeology, Ethnography and Museology of the Institute of Archaeology and Ethnography of the SB RAS (Omsk, Russia) Postal address: 15, Karla Mаrksа pr., Omsk, 644024, Russia E-mail: [email protected]
For citations
Korusenko S. N. Trade and Entrepreneurial Activity of Bukharans of Tara (Based on Census of Enumeration of 1897). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 4 (20), pp. 267-272. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4. 267-272 (in Russian).