Научная статья на тему '«Топографический и геодезический журнал» как исторический источник по изучению службы военных топографов в Сибири'

«Топографический и геодезический журнал» как исторический источник по изучению службы военных топографов в Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Катионов О. Н., Смагин Р. Ю.

The authors describe the activities of the rare topographical-and-geodetic edition, its prehistory, development and circulation. The first editors of the journal are mentioned as well as some facts of its structure and contents development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«TOPOGRAPHICAL AND GEODETIC JOURNAL» AS A HISTORICAL SOUCE FOR INVESTIGATION OF MILITARY TOPOGRAPHERS SERVICE IN SIBERIA

The authors describe the activities of the rare topographical-and-geodetic edition, its prehistory, development and circulation. The first editors of the journal are mentioned as well as some facts of its structure and contents development.

Текст научной работы на тему ««Топографический и геодезический журнал» как исторический источник по изучению службы военных топографов в Сибири»

УДК 528.9:355/359

О.Н. Катионов, Р.Ю. Смагин

НГПИ, Новосибирск

«ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ И ГЕОДЕЗИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛУЖБЫ ВОЕННЫХ ТОПОГРАФОВ В СИБИРИ

O.N. Kationov, R.Yu. Smagin Novosibirsk State Pedagogical University

«TOPOGRAPHICAL AND GEODETIC JOURNAL» AS A HISTORICAL SOUCE FOR INVESTIGATION OF MILITARY TOPOGRAPHERS SERVICE IN SIBERIA

The authors describe the activities of the rare topographical-and-geodetic edition, its prehistory, development and circulation. The first editors of the journal are mentioned as well as some facts of its structure and contents development.

Сведения о деятельности военных топографов в Сибири во второй половине XIX-XX вв. отрывисты и очень скудны. По данной теме специализированных научных трудов не обнаружено (за исключением работы топографа Н.Д. Павлова [1]).

Материалы «Топографического и геодезического журнала» являются одним из основных источников для изучения службы военных топографов начала XX в.

Изданию журнала предшествовал выход в свет в 1909 г. «Сборника приказов военного топографа» под редакцией капитанов В.И. Четыркина и В.Н. Андрианова, цель которого заключалась в информационной помощи военным топографам и попытке осуществления связей между топографами. Это была своеобразная поисковая система для коллег. Если один топограф искал другого, то он мог просто просмотреть список последних приказов, в которых были указаны Ф.И.О. топографа и место службы. Опубликовано девятнадцать номеров данного журнала.

С наступлением 1910 г. в редакцию стало поступать большое количество заявок о расширении содержания данного сборника. Редакция согласилась с многочисленными просьбами и, начиная с 1910 г., издание стало издаваться под названием «Топографический и геодезический журнал» и выходить в свет с периодичностью два раза в месяц, распространяясь по подписке. Журнал публиковался на личные средства издателей. Государство и военное ведомство никакой поддержки не оказывало. В каждом номере было около двадцати страниц. Годовая подписка на территории страны обходилась в пять рублей, за рубежом сначала в восемь рублей [2], а затем в 7 руб. 50 коп. [3] Эта подписка была одобрена приказом по Корпусу Военных Топографов (КВТ) от 15 января 1910 г. за № 12 и циркуляром Главного Штаба от 4-го ноября 1911 г. за № 207 [4].

Журнал доставлялся почтой к месту службы подписчика, а далее либо на перекладных, либо с очередной экспедицией попадал непосредственно в руки

военного топографа. И тот в небольших промежутках, между сменами работ, мог познакомиться с материалом, который был полезен как для решения технических проблем, так и просто для поддержки морального духа.

Редакторами данного журнала по-прежнему оставались капитаны В.И. Четыркин и В.Н. Андрианов. К сожалению, в 1912 г. В.Н. Андрианов по непонятным причинам покидает редакторскую должность. Благодаря мужеству и проявленной воле В.И. Четыркина журнал продолжает жить. В рабочую команду с того же года подключается капитан Генерального штаба О.Г Дитц, который оказывал неоценимую поддержку в редакторском деле.

В журнале печатались многие известные ученые и специалисты. Среди них заслуженный профессор геодезист В.В. Витковский, профессор

астрономии К.К. Агафонов, геодезисты Н.А. Медзвецкий, Н.Д. Павлов, П.А. Орлов, военный инженер В.Ф. Найденов, топографы В.И. Подъяпольский, А.Н. Картыков, Р.В. Животовский и другие. Всего в постоянную рабочую команду входило около двадцати различных специалистов по геодезии, картографии, астрономии, топографии, военному делу. Присланные

материалы или полезная информация из писем читателей также

публиковались на страницах журнала.

В начальный период издания журнала редакция находилась в Санкт-Петербурге на Николаевской улице, затем в 1912 г переехала на Невский проспект. Журналы печатались в типографии Ю.Н. Эрлиха, принадлежавшей А.Э. Коллинсу. Последний номер вышел в январе 1913 г. Этому событию было несколько причин. Одна из самых главных -финансовые проблемы. Все оказалось очень банально: просто закончились личные денежные средства издателей и редакторов, материальные

пожертвования перестали поступать. Издавать журнал было просто не на что. «Крайне малый контингент читателей и сотрудников, хотя и разбросанный по необъятному пространству нашего отечества, не дает ни материальных, ни духовных сил журналу» [5]. Недостаток материалов и информации, а также уменьшение количества сотрудников в редакции также являлись основными причинами закрытия журнала.

Цель создания этого журнала заключалась непосредственно в поддержке и укреплении корпоративных интересов особой военной прослойки, которая, занимаясь делами непосредственно для военного ведомства, очень часто играла важнейшую роль и в гражданских делах по вопросам политики (как внутренней, так и внешней), экономики, географии и даже этнографии. Издатели журнала пытались пропагандировать деятельность военных топографов, донести до широкой образованной публики информацию обо всей важности и сложности работ, производимых данной военнокорпоративной ячейкой, т. е. преследовали популяризаторские цели.

Благодаря выходу в свет материалов, очень важных для жизни и деятельности военных топографов, решался ряд насущных проблем и задач. В первую очередь решались информационные задачи. Учитывая специфику производимых работ и службу военных топографов, надо понимать, что специалист, находящийся по десять месяцев в дороге, поле, экспедициях,

иногда участвовавший в боевых действиях, просто физически не мог повышать свой профессиональный уровень в учебной аудитории.

У военного топографа, постоянно занятого проведением съемочных работ местности, составлением карт и планов, произведением рекогносцировок местности, нанесением на планшеты укреплений противника, не было лишнего времени на изучение нового теоретического материала в стенах учебного заведения, отсутствовала возможность посещения выставок современных приборов и испытаний их на полигонах.

Издание содержало в себе комплекс различных видов материалов. Это и научные статьи, в которых давался обзор последних достижений в теории топографической и геодезической наук, публикации с полезными советами по практике съемок, описание и изображение новейших приборов для проведения различного рода работ. Интерес читателя вызывали материалы, в которых проводился сравнительный анализ топографического и геодезического дела в России и зарубежных странах. Имелась также рубрика, посвященная критическим обзорам новых научных сочинений. В журнале печатались повести, рассказы, поэмы, посвященные путешествиям. А на последних страницах каждого номера, чтобы военный топограф не скучал и разнообразил свой досуг, присутствовали задачки на сообразительность, раскладка шахматных фигур. Поддержка корпоративного духа заключалась в предоставлении уникальных материалов, которые свидетельствовали о благородстве, чести, победах и подвигах офицеров-топографов. Выражение чувства благодарности и уважения к военным топографам, а также почитание их традиций, памятных дат и истории мы можем узнать из юбилейных статей, посвященных какому-либо знаменательному событию или дате в жизни Корпуса топографов, а также из содержания поздравительных телеграмм. Например, граф Д.А. Милютин, бывший военный министр, в телеграмме по случаю 89-й годовщины Корпуса топографов писал: «Сердечно благодарю за сочувственный привет по случаю годовщины Корпуса Военных Топографов, к которому сохраняю до последних дней моих истинное уважение» [6].

Информацию о проводимых геодезических работах на территории империи можно было получить из рубрики «Геодезический отдел». Редакция журнала оказывала непосредственную помощь и в распространении сведений о новейшей специальной литературе.

Интересным был раздел журнала, информирующий о деятельности Императорского Русского Географического Общества (ИРГО). В сведениях, полученных из этой рубрики, мы видим описание яркого и непосредственного участия военных топографов во многих экспедициях, организованных данным сообществом.

В рубрике «Почтовый ящик» публиковались благодарственные письма, поздравления. Также через журнал можно было подавать различного рода заявки и объявления.

В официальной части журнала публиковался целый комплекс документов. В них была информация об истории создания и развития КВТ,

кадрах и составе, о деятельности военных топографов, основных ее направлениях (таких как съемка, создание сетей контрольных пунктов, проводимых работах и их методике). Уделялось внимание нормативноправовой базе, регулированию отношений с различными военными ведомствами.

В журнале печатались приказы по военному ведомству, по военному министерству, по Корпусу военных топографов, циркуляры Генерального штаба, а также извлечения из записок Военно-топографического училища. Благодаря такому охвату различных документов, можно выявить непосредственные интересы, которые преследовали ведомства, взаимодействуя с военными топографами. Материалы журнала отражают динамику изучения Азиатской России, проводимой в рамках колонизационной политики империи.

Сведения из приказов по Корпусу военных топографов дают нам официальные точные данные, связанные непосредственно с прохождением службы военными топографами и работами, которые они проводили. Данные приказы содержали постановления об увольнении в отпуска с указанием чина, должности, места и времени отпуска. Например, в приказе по КВТ от 5го мая 1910 г. за № 118, сообщается о том, что «состоящий на триангуляции Западного Пограничного Пространства, Корпуса Военных Топографов штабс-капитан Суходольский начальником триангуляции уволен в отпуск, в Полтавскую губернию, на семь дней с 3-го сего мая» [7].

В приказах встречается информация о переводе за выслугу лет с повышением по службе и присвоением очередного звания, об увольнении со службы за выслугу лет с выдачей мундира и пенсии. Например, в приказе по КВТ от 30-го октября 1910 г. за № 218 сказано: «Высочайшим приказом от 24-го сего октября производитель картографических работ военнотопографического отдела штаба Кавказского военного округа, Корпуса военных топографов подполковник Иванов произведен в полковники, с увольнением от службы с мундиром и пенсией» [8].

Немаловажный интерес представляют приказы о назначении топографов на лечение за казенный счет в санатории, о прибытии офицеров по месту назначения или командирования, об отправлении офицеров на проведение каких-либо съемочных работ с указанием места, времени и характера работ. Например, в приказе по КВТ от 24-го августа 1911 г. за № 159 сообщается, что «начальник Киевской военно-топографической съемки, Корпуса Военных Топографов генерал-майор Федотов отправился на поверку полевых работ от 17-го августа» [9].

Некоторые приказы по КВТ являлись своеобразными мартирологами, где высочайшими приказами сообщалось о смерти топографов с указанием фамилии, места службы, должности и звания. Так, в приказе по КВТ за № 169 от 4-го октября 1911 г. сообщается, что «...высочайшим приказом от 29-го минувшего сего сентября производитель картографических работ при Военно-Топографическом отделе штаба Приамурского военного округа,

Корпуса военных топографов капитан Распитин исключен из списков умершим» [10].

В опубликованных приказах дается информация о выплате денежных средств вдовам топографов, которые отличились на службе, имели высокий профессиональный уровень либо погибли при исполнении своих задач, чьи дети обучались в учебных заведениях. Например, по второй части приказа по КВТ № 172 от 11 июня 1911 г. вдове классного Военного топографа, коллежского советника Хоста - Анне Хост назначается денежная выплата в размере 50-ти руб. в год на сына, обучающегося в Гатчинском реальном училище [11].

Откликалась редакция журнала и на смерть выдающихся государственных деятелей. Например, П.А. Столыпина. В некрологе сообщалось не только о скорби редакции, но и заслугах этого выдающегося деятеля государства по финансированию военно-топографической службы в связи с проводимой им политики землеустройства. «Всем известна плодотворная работа землеустроительных комиссий, для которых в 2-3 года было подготовлено около 5-ти тысяч землемеров. В частности наше топографическое депо за последние 3 года заметно развернулось и расширилось благодаря тому, что бюджет Корпуса топографов за это время увеличился более чем на один миллион руб. Покойный премьер-министр всегда с необыкновенным вниманием входил в нужды нашего корпуса, благодаря чему удалось усилить отпуск денег по всевозможным отраслям топографического дела, а именно: по изданию карт, записок ВоенноТопографического Отдела, инструкций, таблиц и каталогов; по усилению личного состава триангуляции, окружных отделов и учреждению в последних литографий и фотографий; на переход от полуверстовой съемки к верстовой; на увеличение порционных, добавочного содержания и т. д. и т. д. Наконец и самое главное, в эти же годы намечено увеличение состава Корпуса военных топографов, для чего уже отпущены средства на расширение Военно-топографического училища. Эта последняя мера в будущем без сомнения благотворно повлияет на успех наших работ и значительно подвинет их продуктивность» [12].

Информацию о проведенных топографических, геодезических, астрономических и картографических работах за определенный период времени мы можем получить, анализируя опубликованные отчеты начальников съемок, Корпуса топографов, отделов типографии и литографии. Обычно отчет включал в себя обзор деятельности Корпуса топографов за один год. Также к отчету прилагалась отчетная карта, по которой можно проследить динамику изменений направленности и объемов производимых работ. К примеру, в своей статье «Обзор деятельности Корпуса Военных Топографов за 1910 год» [13], Н.А. Медзвецкий дает отчет об основных направлениях деятельности, задачах и целях, стоящих перед Корпусом, а также произведенных чинами КВТ работах различного вида. В данной отчетной статье также упоминаются и вновь начавшиеся работы. Например, «...с 1910 года приступлено было к осуществлению давно назревшего

вопроса о проведении новых первоклассных триангуляций как первоосновы для правильного развития наших геодезических работ, дающих опорные точки для съемок» [14]. В конце отчетной статьи публикуется «Отчетная карта современных съемок в России» [15] с масштабом 500 верст в дюйме. На данной карте топографические съемки, проведенные на территории России до 1910 г. и в 1910 г., обозначены различной краской. Работы, произведенные до 1910 г., отмечены на карте светло-розовой краской, а съемки, произведенные в 1910 г., - красной.

Анализируя карту, мы можем установить, что в 1910 г. основные топографические работы производились в Приморском крае, Омской области на приграничном пространстве с Китаем, в районе Нерчинска Забайкальской области, Санкт-Петербургской губернии и Финляндии, а также на территориях северо-западного, юго-западного приграничных пространств, Киевской губернии, Кубанской и Карской областях на Кавказе. Отчеты такого типа с привлечением отчетных карт позволяют проследить динамику роста производимых работ в определенный период как в отдельных участках страны, так и на всей её территории.

Немаловажными также являются исторические очерки выдающихся профессионалов-топографов. Авторами их были начальники отделений, военные чины, имевшие значительный опыт в плане проведения топографических работ, знакомые с историей различных вопросов, связанных с военными топографами. Из исторических очерков мы получаем разнообразную информацию об истории деятельности военных топографов, становлении и развитии военно-топографической службы, её лишениях и трудностях.

«Топографический и геодезический журнал» содержал большой объем информации о деятельности военных топографов на всей территории империи, о съемочных работах и различного рода экспедициях на территории Сибири в отчетах, исторических очерках выдающихся специалистов-топографов Н.Д. Павлова, П.А. Орлова, а также в материалах и отчетах ИРГО.

Однако при всей общности и масштабности представленных материалов в данном источнике наблюдается недостаток сведений об истории и деятельности военных топографов на территории Сибири, в частности Западной. Информацию непосредственно о самой деятельности, целях работ военных топографов можно получить только при комплексном анализе приказов и отчетов КВТ. И все же, значение «Топографического и геодезического журнала», несущего в себе уникальные материалы, необходимые для восстановления в памяти нашего народа, непростительно забытых сведений об истории, жизни и деятельности военных топографов на территории нашей страны, в том числе Сибири, очень трудно переоценить.

1. Павлов Н. Д. Краткий очерк топографических, геодезических, астрономических, картографических и сейсмических работ в Западной Сибири // Изв. ЗСО ИРГО. - 1915. -Т. 3. - Вып. 1-2. - 51 с.

2. Топографический и геодезический журнал. - 1910. - № 9. - С. 129.

3. Там же. - 1911. - № 8. - С. 121.

4. Приказы по Корпусу Военных Топографов // Там же. - 1912. - № 8. -С. 1.

5. От редакции // Там же. - 1912. - № 1. - С. 1.

6. Телеграммы по случаю 89 годовщины нашего Корпуса // Там же. - 1911. - № 3. - С.

48.

7. Приказы по Корпусу Военных Топографов // Там же. - 1910. - № 11. - С. 175.

8. Указ. мат. // Там же. - 1910. - № 23. - С. 367.

9. Указ. мат. // Там же. - 1911. - № 18. - С. 308.

10. Указ. мат. // Там же. - 1911. - № 21. - С. 348.

11. Там же. - С. 348.

12. Председатель Совета министров, статс-секретарь Петр Аркадьевич Столыпин (некролог) // Там же. - 1911. - № 18. - 15 сент. - С. 1-2.

13. Медзвецкий, Н.А. Обзор деятельности Корпуса Военных Топографов за 1910 год / Н.А. Медзвецкий // Там же. -1911. - № 1. - С. 1-9.

14. Там же. - 1911. - № 1. - С. 9.

15. Отчетная карта современных съемок в России // Там же. - 1911. - № 1. - С. 1011.

© О.Н. Катионов, Р.Ю. Смагин, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.