Научная статья на тему 'ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
895
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
топография / сотрудник / ориентирование / методика / часы / топографическая карта / topography / employee / orientation / methodology / clock / topographic map

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордачев Александр Юрьевич

В этой статье описано методика подготовки топографии в современных условиях сотрудниками полиции. Приведена актуальность темы статьи. Правила ориентирование на местности по карте и без неё. Способы ориентирование по солнцу, местным предметам, компасу и т.д. Как применять знание топографии сотрудниками полиции при выполнении своих служенных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бордачев Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the methodology of preparing topography in modern conditions by police officers. The relevance of the topic of the article is given. Rules of orientation on the terrain on the map and without it. Methods of orientation by the sun, local objects, compass, etc. How to apply the knowledge of topography by police officers in the performance of their duties.

Текст научной работы на тему «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 355.359

Психолого-педагогические науки

Бордачев Александр Юрьевич, преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, Сибирского юридического института МВД России

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: В этой статье описано методика подготовки топографии в современных условиях сотрудниками полиции. Приведена актуальность темы статьи. Правила ориентирование на местности по карте и без неё. Способы ориентирование по солнцу, местным предметам, компасу и т.д. Как применять знание топографии сотрудниками полиции при выполнении своих служенных обязанностей.

Ключевые слова: топография, сотрудник, ориентирование, методика, часы, топографическая карта.

Abstract: This article describes the methodology of preparing topography in modern conditions by police officers. The relevance of the topic of the article is given. Rules of orientation on the terrain on the map and without it. Methods of orientation by the sun, local objects, compass, etc. How to apply the knowledge of topography by police officers in the performance of their duties.

Keywords: topography, employee, orientation, methodology, clock, topographic map.

Сотрудник, владеющий стратегией, тактикой и способами ориентирование на местности в любых сложных условиях. Профессионально подготовленный сотрудник, особенно руководитель, способен обеспечить более высокий уровень проведения поисковых операций на незнакомой

местности, а также проведения специальных операций.

Подготовка сотрудников органов внутренних, это всегда непростой процесс, который требует освоения тех или иных методик обучения, которые можно было применить для более успешного усвоения материала обучающимися. Постоянное совершенствование методик обучения касается в том числе и тактико-специальной подготовки сотрудников, в частности топографии. Более того, по нашему мнению, само по себе освоение топографической подготовки является непростым процессом [1, с. 3-4].

Двадцать первый век признан эпохой цифровых технологий. Технологии развиваются и упрощают жизнь человека во многих сферах. Нас заинтересовал вопрос ориентирования на местности при помощи природных признаков без использования современных технологий ориентирования, таких как GPS, интерактивных карт и компаса, который уже установлен на вашем смартфоне.

Почему же мы рассматриваем вопрос ориентирования на местности без использования вышеперечисленных инструментов, мы можем выделить следующие проблемы:

1. Не всегда при себе могут находится указанные инструменты;

2. У смартфона может сесть зарядка;

3. Отсутствие сети, с помощью которых обновляется интерактивная

карта.

В связи с выявленными проблемами хочется осветить вопрос ориентирования на местности при помощи природных признаков. Можно выделить следующие способы ориентирования:

1. По источнику света;

2. По растительности в лесу;

3. По объектам инфраструктуры.

4.По источнику света. Ориентирование по солнцу - является самым распространенным способом ориентирования на местности, для которого необходимы базовые знания движения дневного светила по небесной сфере. Но и тут можно выделить несколько способов ориентирования по свету:

1. По часам;

2. По полярной звезде;

Для ориентирования по солнцу и часам необходимо расположить часы параллельно земной плоскости и направить часовую стрелку так, чтобы она была обращено в сторону солнца, далее необходимо провести воображаемую линию так называемый «истинный полдень», который ровняется 13 часам, получившийся угол между полученными линиями необходимо разделить пополам, и мы получил линию, направление которой указывает на юг, а север в противоположную сторону соответственно.

Далее необходимо осветить вопросы ориентирования на местности при помощи растительности в лесу, конечно, необходима совокупность признаков для установления точного местоположения и направления дальнейшего движения. Необходимо учитывать следующие элементы:

1. Мох;

2. Трава;

3. Кора деревьев.

Способность мха разрастаться на не освещенной стороне деревьев, камней и деревянных построек дает возможность незатруднительно его обнаружить и установить расположение сторон света относительно обнаруженного объекта, здесь стоит точно заверить, что мох растет на севере.

Необходимо отметить, что для следующих элементов должен присутствовать такой признак как совокупность, трава, например, на открытых полянах будет гуще прорастать с севера, так же сочность зеленого света травы в большей степени будем иметь так же с северной стороны.

С деревьями ситуация похожая, необходимо несколько деревьев для более точного установления стороны света. Таким образом, кора более темного цвета будет так же указывать на север, а также с севера кора деревьев будет более грубая.

Последним исследуемым элементом будут объекты инфраструктуры, а именно церкви христианских конфессий, которые строятся таким образом, что

часовни направлены на восток, а колокольни- на запад. Если находится на против входа в мечеть, то вы будете обращены лицом на юг.

Так же необходимо отметить следующий признак, который относится не только к церквям и мечетям, но и к остальным зданиям, здания, которые были окрашены имеют более бледный цвет на южной стороне, так как краска подвергается более интенсивному воздействию солнечных лучей с южной стороны.

Таким образом, можно сделать вывод, что при отсутствии цифровых технологий или карт, позволяющих ориентироваться на местности, нужно использовать все вышеперечисленные способы, которые в своей совокупности позволят безошибочно определить свое местоположение и направление дальнейшего движения.

Кроме того, что процесс обучения сотрудников органов внутренних дел является довольно непростым делом, данный процесс закономерно усложняется с появлением некоторых особенностей условий службы у тех или иных категорий сотрудников ОВД. Так, с момента начала Специальной военной операции (далее СВО), появилась необходимость в подготовке кадров к несению службы в особых условиях. При освоении дисциплины, с уклоном в данном направлении, мало дать сотруднику ту информацию, которая преподается ему при обычных обстоятельствах, так как несение службы в условиях СВО накладывает на сотрудника больше обязанностей и требований.

Одним из наиболее значимых средств передачи, фиксации и получения сведений о топографических свойствах той или иной местности служат топографические карты. В связи с важности топографической подготовки, каждый сотрудник принимающий участие в специальных операциях должен знать и уметь использовать различные способы ориентирования на местности, определения координат и т.д.

Поэтому важно подходить к процессу обучения личного состава основам топографии наиболее ответственно, так как это может помочь не только в ориентировании на местности или выполнении различных боевых задач,

возложенных на него, но и возможно спасти жизнь в определенных ситуациях.

Так или иначе, нельзя отрицать тот факт, что карта сама по себе всегда была основным способом передачи и закрепления информации о свойствах местности и планирования различных специальных операций. Так, можно выделить несколько задач, которые можно решить при использовании топографической карты:

1) Точная оперативная ориентация на местности, в том числе и незнакомой и при любых условиях;

2) Иметь возможность наиболее конкретно определить свойства местности, которые могут оказать влияние на проведение планируемой операции;

3) Составлять прогноз относительно возможных мест укрытия, отхода преступников.

Если разбирать непосредственно особенности изучения топографии и с решения задач, поставленных перед ней, то можно сделать несколько заключений. При изучении местности, в первую очередь уделяют внимание тем ее элементам, которые могут оказать наибольшее влияние на подготавливаемую операцию. В целом, при изучении свойств той или иной местности, сотруднику необходимо проявить комплексный подход, разбирая каждый ее элемент в отдельности с последующим выведением заключения о возможности и целесообразности проводимой операции.

Многие авторы, приводя статистику анализа уровня топографической подготовки сотрудников в территориальных органах, выделяют отсутствие у личного состава твердых знаний в области топографии, работы с картами, а также способности организовывать работу, основываясь на данных, предоставляемых картами.

Нам думается, что единственным выходом является проведение дополнительных занятий с личным составом, что как раз стало практиковаться с началом специальной военной операции. Нашей точки зрения также придерживаются многие авторы.

Вот какую точку зрения, по приведенным недостаткам в обучении сотрудников органов внутренних дел основам топографии приводит Хрисанов В.А.: «Указанные недостатки в профессиональной подготовке имеются, несмотря на то, что основной документ по управлению силами и средствами при возникновении чрезвычайных обстоятельств - приказ руководителя органа оперативного управления оформляется как в текстовом виде, так и в графическом виде на карте с пояснительной запиской, а одним из приложений к плану действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств является рабочая карта руководителя оперативного штаба» [2,с. 97-104].

Ввиду важности топографической подготовки сотрудников органов внутренних дел, особенно в рамках их подготовки к несению службы в особых условиях, нельзя относиться к данному процессу не серьезно.

Также, при обучении сотрудников органов внутренних дел, нельзя забывать непосредственно о процессе обучения. Для различных групп, необходимо подбирать наиболее эффективные разновидности подачи информации и обучения в зависимости от того, какую цель преследует их обучение и какие задачи стоят перед инструктором.

В последние годы, закономерно, с развитием технологий происходит и усовершенствование процесса обучения. Нам думается, что использование новых технологий в процессе обучения личного состава позволит не только разбавить уже классические варианты работы в процессе обучения, но и вывести различные новые методики, которые в том числе в комбинации со старыми, могут в разы увеличить эффективность обучения и усвоение информации. При этом, важно понимать, что при внедрении новых технологий в процесс обучения важно помнить о необходимости учета условий, особенностей и задач проводимого занятия, для того чтобы наиболее эффективно построить процесс обучения.

Относительно важности обеспечения учебного процесса и топографии в целом, можно сказать что, именно топографическая карта является основным информационным документом, с помощью которого не только решаются

значительное количество оперативно-служебных задач ОВД, особенно в особых условиях, но и основывается обучение по соответствующим дисциплинам, необходима организация обеспечения территориальных органов МВД России и образовательных учреждений системы МВД России средствами изучения топографии, в том числе учебными макетами геоинформационных систем, обучающими компьютерными программами, современными топографическими картами» [3, с 104-109].

С учетом приведенных точек зрения и статистических данных, можно сделать следующие выводы. Обучение сотрудников органов внутренних дел несению службы в условиях специальной военной операции, в частности основам топографии, должно носить комплексный характер.

Библиографический список:

1. Бордачёв. А.Ю. Топографическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: учебно-методическое пособие / А.Ю. Бордачёв, А.С Сергиенко, Платонов Л.А. СибЮИ МВД России. - Красноярск, 2021 - С.3-4.

2. Хрисанов В. А. Знание военной топографии сотрудниками ОВД как фактор их личной безопасности при выполнении оперативно-служебных задач на Северном Кавказе // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 1. С. 97-104.

3. Войлошников О. Д. Использование возможностей учебно-практического полигона «Ситуационный центр» для проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке и подготовки сотрудников МВД России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Академическая мысль. 2018. № 4. С. 104-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.