Научная статья на тему 'Топливо из отходов'

Топливо из отходов Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
219
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Журавский Геннадий

В Институте теплои массообмена им. А.В. Лыкова совместно с предприятием «Мостовская сельхозтехника» разработана конструкция газогенератора, которая позволяет осуществлять совместную газификацию отходов полимеров, древесины, рапсовой соломы, отходов птицеводства и животноводства, тяжелых остатков нефтепродуктов и смол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Журавский Геннадий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From waste to fuel

The A.V. Lykov Institute of Heat and Mass Transfer presents a gas generator design that enables simultaneous gasification of polymer waste, wood, rapeseed straw, poultry husbandry and cattle breeding waste as well as heavy oil and resin residue.

Текст научной работы на тему «Топливо из отходов»

Топливо из отходов

Геннадий Журавский,

завотделением энергоэффективных термических технологий, Институт тепло-и массообмена им. А.В. Лыкова НАН Беларуси, доктор технических наук

Генераторный газ, получаемый путем газификации органических отходов при соответствующей очистке и обеспечении современных требований по охране окружающей среды, может заменять природный газ и жидкое топливо в отопительных системах, а также в ряде технологических процессов.

В Институте тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова совместно с предприятием «Московская сельхозтехника» разработана конструкция газогенератора, которая позволяет осуществлять совместную газификацию отходов полимеров, древесины, рапсовой соломы, отходов птицеводства и животноводства, тяжелых остатков нефтепродуктов и смол. Установка подключается к теплообменнику (водогрейный котел), обеспечивающему теплом производственный участок предприятия (рис. 1). Газификация отходов ведет к образованию горючих газов, которые сжигаются в жаровом канале, а продукты сгорания используются в водогрейном

котле для получения горячей воды отопительного назначения.

Повышение калорийности получаемого газа обеспечено совместной газификацией низкокалорийных бытовых и высококалорийных резинотехнических отходов, мазута, смол, а также полным термохимическим разложением их на легкие горючие компоненты в двухзонной газогенераторной камере.

Реализация мероприятий по созданию топливных смесей позволяет получать генераторный газ с теплотой сгорания не менее 6,3 МДж/нм3 и жаропроиз-водительностью до 2000 °С (у природного газа - 2050 °С).

В целом экономичность комплекта оборудования составляет 0,159 т у. т./Гкал тепловой энергии. При мощности 3,65 МВт за год при трехсменной работе и коэффициенте годовой загрузки, равном 0,5, у пользователя будет израсходовано топлива в виде отходов 5 тыс. т/год, что заместит импортируемые топливные ресурсы в эквиваленте 2400 т у. т./год. Так как тонна условного топлива эквивалентна 840 м3 природного газа, то применение газогенератора за 1 год позволит сэкономить около 2 млн м3 природного газа.

Во многих странах большое внимание уделяется проблеме использования образующихся во все возрастающих количествах отходов полимеров, в первую очередь резинотехнических (изношеные шины, транспортерные ленты и др.). Для их переработки наиболее широко применяются термические методы, при которых происходит полное разрушение каучукового вещества: сжигание отходов в специальных энергетических установках, пиролиз, газификация. Последний метод широко распространен в США, Германии, Великобритании, Швейцарии и других странах, несмотря на то что это экономически и экологически наименее выгодный процесс. Опыт Японии показал, что сжигание шин в цементной промышленности позволяет экономить лишь 1-2% топлива и загрязняет окружающую среду продуктами сгорания. Установлено, что в этом случае непригодны грузовые и автобусные шины из-за большого содержания

Рис. 1. Оборудование для получения и сжигания газообразного топлива из отходов: 1 - газогенератор; 2 - жаровой канал: 3 - водогрейный котел; 4 - дымосос

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Рис. 2 . Мобильная установка УТПО-1

Рис. 3. Стационарная термолизная установка шнекового типа

в них стали и затекания воздуха в печь во время загрузки отходов, в результате чего горение становится прерывистым и нарушается баланс между температурой в печи и температурой воздушного потока.

Технологии сжигания изношенных шин сворачиваются по ряду технических, экономических, и особенно экологических проблем. Это энергетически неперспективно, так как, например, для изготовления легковой шины требуется энергия, содержащаяся в 35 л нефти, а при сжигании ее эквивалент составляет лишь 8 л.

Необходимость повышения экологической безопасности и эффективности получения энергии из отходов требует перехода от прямого сжигания к более совершенным технологиям, позволяющим получать топливно-энергетические и вторичные сырьевые ресурсы. В связи с этим активно разрабатываются пиролизные технологии переработки резинотехнических отходов. Но следует отметить, что практически все они сопряжены с наличием большого количества диоксинов в рабочей камере, которые образуются при попадании кислорода в моменты загрузки очередной партии автошин и выгрузки углеродного продукта.

В Институте тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова НАН Беларуси разрабатывается технология термической переработки широкого спектра твердых органических отходов. Найдены новые технические решения, позволяющие «нейтрализовать» агрессивную среду в реакторе путем подачи водяного пара на стадии термической деструкции отходов

и тем самым предотвратить протекание вторичных реакций между продуктами разложения, приводящих к образованию токсичных соединений.

Нами обоснована концепция «парового термолиза», то есть использования водяного пара в качестве эффективного теплоносителя и инертной среды с целью получения ценных конечных продуктов. Они могут быть сертифицированы как топлива и добавки к ним, а также как сырьевые материалы и компоненты для получения некоторых видов продукции (активированные угли, битумы, мастики, пигменты для производства красителей, наполнители для полимерных материалов и др.).

В институте создано термолизное оборудование как стационарного, так и мобильного исполнения. Для получения жидкого топлива, применяемого для выработки тепловой энергии на различных теплоэнергетических комплексах, изготовлена мобильная установка УТПО-1 для переработки использованных автомобильных шин (рис. 2). Производительность оборудования - 200 кг/ч.

Экологические показатели установки соответствуют нормативным требованиям Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины и Франции, где были испытаны технологии и оборудование с привлечением компаний, проводящих экспертизу в области охраны окружающей среды.

Рис. 4 . Мобильная установка УТРО-500 для получения композитного жидкого топлива

№9(115) Сентябрь 2012 НАУКА И ИННОВАЦИИ 19

Рис. 5. Оборудование для переработки органических отходов:

I - камера термолиза; 2 - топка; 3 - контейнер для подачи отходов в камеру термолиза; 4 - контейнер для твердых продуктов термолиза; 5 - емкость для топлива;

6 - емкость для жидких продуктов термолиза; 7 - устройство подачи контейнера в камеру термолиза; 8 - трубопровод вывода продуктов термолиза в систему конденсации; 9 - дымовая труба; 10 - отходы;

II - калориферы (система охлаждения); 12 - парогенератор; 13 - эстакада; 14 - пульт управления.

В качестве оборудования стационарного исполнения, созданного в институте и поставленного заказчику «под ключ», можно отметить действующую промышленную установку шнекового типа с производительностью около 1 т/ч (рис. 3), смонтированную на одном из предприятий Тайваня для переработки измельченных

шин, в результате чего образуется технический углерод, используемый в качестве наполнителя при производстве различных полимерных изделий.

Полученный при термолизе резинотехнических отходов твердый углеродный продукт может применяться как адсорбционный материал. Так, например,

Где принимают аккумуляторы?

Любой аккумулятор со временем приходит в негодность. Но выбрасывая их в мусорные баки, мало кто серьезно задумывается, какую опасность таят в себе отработанные элементы. В процессе эксплуатации на их стенках оседают соли свинца, которые, попав в почву, начинают мигрировать. Некоторые соединения свинца приравниваются к ядам и представляют реальную угрозу для экологии и здоровья людей. В некоторых странах, к примеру, в Японии, вам не продадут новый аккумулятор, если не сдан старый. В нашей стране использованные АКБ принимают в подразделениях ОАО «Белцветмет» -цехах областных центров, приемных пунктах Барановичей, Бобруйска, Молодечно, Пинска и Орши, а также в Минском производственном комплексе в поселке Гатово. Там же в одном из цехов предприятия электролит перерабатывается. Благодаря рекламным кампаниям, просветительской работе и активной работе выездных бригад объемы заготовок растут. Так, в минувшем году «Белцветмет» принял у населения 1737 т лома АКБ, за 8 месяцев текущего года - 1340 т. Если ранее в приемные пункты поступало ежедневно не более полутора десятков аккумуляторов, то теперь эта цифра составляет 400-600 шт. За каждый килограмм свинца из аккумулятора выплачивается 7280 рублей, причем сумма пересматривается в сторону повышения ежемесячно.

Наряду с ОАО «Белцветмет» заготовку аккумуляторов осуществляют организации Белко-опсоюза, ГО «Белресурсы», а также ООО «Белинвестторг».

институтом разработаны, утверждены и зарегистрированы в Государственном реестре Республики Беларусь технические условия, подтверждающие возможность использования продукта в качестве адсорбента при очистке сточных вод промышленных предприятий.

В рамках Государственной программы освоения в производстве новых и высоких технологий ИТМО подготовлена конструк-торско-технологическая документация на мобильную установку УТРО-500 (рис. 4) по переработке изношенных шин с получением композитного жидкого топлива (КЖТ). По теплоте сгорания, содержанию серы, влаги, вязкости и температуре вспышки оно соответствует мазутам М40 и М100, а при сравнении его теплотворной способности с аналогичным показателем природного газа оказывается, что 1 т КЖТ эквивалентна 1146 нм3 природного газа.

По контракту с Научно-технологическим центром им. Короля Абдулазиза (Королевство Саудовская Аравия ) в 2011 г. создана и поставлена установка для переработки резиновых и пластмассовых отходов (рис. 5). Оборудование может использоваться также для переработки нефтяных отходов.

В 2009 г. Институтом продана лицензия на право использования ноу-хау (информация о технологии переработки изношенных шин методом парового термолиза и о конструкции оборудования, реализующего данную технологию) французской крупной компании по переработке резинотехнических отходов. Данная технология была номинирована на соискание премии «Blue Sky» (проводится ЮНИДО и Международным центром содействия технологиям в целях устойчивого развития) и отобрана в состав лучших проектов, характеризуемых как по новизне, так и по осуществимости предлагаемых технических решений.

Институтом тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова НАН Беларуси выполняются работы в рамках международных договоров с компаниями из России и Франции по созданию оборудования для термолизной переработки использованных автомобильных шин с получением различных сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.