Научная статья на тему 'Топливные элементы - перспективные химические источники электрической энергии'

Топливные элементы - перспективные химические источники электрической энергии Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1258
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / FUEL CELLS / ЭЛЕКТРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ELECTRODE MATERIALS / КАТАЛИЗАТОРЫ / ЭНЕРГОУСТАНОВКА / ELECTRIC POWER INSTALLATIONS / CATALYTIC AGENTS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Козлов Сергей Иванович, Фатеев Владимир Николаевич

Материал представляет собой краткий обзор современного состояния дел по основным типам топливных элементов и энергоустановок на их базе ведущих западных и отечественных фирм. Химические источники тока разделены на три большие группы гальванические элементы одноразового применения, аккумуляторы и топливные элементы. Приведены их достоинства и недостатки. Дано описание устройства и принципа работы топливных элементов (ТЭ). Принципиально все ТЭ устроены одинаково, а отличаются они типом электролита и конструкционных материалов, рабочими температурами, электродными реакциями, конструктивным исполнением. Приведены электродные реакции в твердополимерных, щелочных, фосфорнокислых, расплавкарбонатных и твердооксидных ТЭ, а также принципиальная схема энергоустановки на ТЭ. Представлен термодинамический анализ параметра «термический КПД» для ТЭ и тепловых двигателей. Приведены особенности конструкции энергоустановок (ЭУ) различного назначения на ТЭ с щелочным электролитом. Даны параметры ЭУ космических кораблей «Аполлон», «Шаттл», «Буран», а также описание особенностей конструкции ЭУ для подводной лодки проекта 613Э, автомобилей ВАЗ и стационарной когенерационной ЭУ «ЭЛТЭГ». Энергоустановки на ТЭ с твердым полимерным электролитом (ТЭТПЭ) в настоящее время являются наиболее перспективными для решения широкого круга задач. Кроме транспорта, ТЭТПЭ начинают использовать для систем резервного/аварийного энергообеспечения, автономного теплоэлектроснабжения зданий, сооружений. Разработкой и производством ТЭТПЭ занимается большое число компаний, среди которых можно выделить американские компании Plug Power, UTC, канадскую компанию Ballard Power Systems Inc., немецкую компанию Siemens. Подобные исследования и разработки ТЭТПЭ проводят ФГУ РНЦ «Курчатовский институт», РФЯЦ-ВННИИЭФ, ЦНИИ СЭТ, компания НИК НЭП, ФГУП «Красная Звезда», а также ряд других исследовательских организаций. Описаны главные проблемы на пути создания ЭУ на ТЭТПЭ. Энергоустановки на ТЭ с фосфорнокислым электролитом достигли стадии промышленного мелкосерийного производства. Описан опыт применения в России таких ЭУ. Дано описание результатов работ ведущих фирм по созданию ЭУ на ТЭ с расплавленным карбонатным электролитом и ЭУ на ТЭ с твердым оксидным электролитом, а также ТЭ с прямым окислением реагентов или портативных топливных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Козлов Сергей Иванович, Фатеев Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fuel cells as perspective/potential/future chemical sources of electric energy

The material is a brief overview of the current status of the fuel cells primitive forms and electric power installations based on them on the Western and domestic markets. Chemical current sources are divided into three large groups: expendable chemical cells, chargeable cells and fuel cells. Their strengths and shortcomings are described. Device description and operation concept of fuel cells (FC) is given. Fundamentally all of the FCs are organized similar, but there is a number of differences, like: type of electrolyte fluid, structural material, operational temperature, electrode reactions, structural variations. Elec-trode reactions in polyethylene, alkaline, phosphoric acid, molten-carbonate, solid oxide FCs and basic diagram of electric power installation on FC are given. Thermodynamic analysis of «coefficient of thermal efficiency» characteristic quantity for FC or heat engine is described. Concept specialties of different application electric power installations (FCEPE) on FC with an alkaline electrolyte fluid are analyzed. Facility ratings of spacecraft Appolo, Shuttle, Buran and specialties descriptions of power installations concept for submarine project 613(e), VAZ automobiles and steady-state cogeneration plant are given. Nowadays electric power installations on FC with solid polymer electrolyte (SPE) are the most technologically advanced system. FCEPE are used for the emergency service, standalone power generation systems besides transportation/vehicles (system). A great number of firms, including Plug Power, UTC, Canadian Ballard Power Systems Inc., German Siemens, deal with FCEPE development and production. Similar research and development of FCEPE are performed by Russian Nuclear Center «Kurchatov Institute», Russian Federal Nuclear CentreAll-Russian Research Institute for Experimental Physics, Primary Research Studies Institute of Naval Electrical and Process Engineering, and many other research centers. Diffi-culties through the creation of EPE on FCEPE are reported. Electric power installations on FC with phosphoric acid electrolyte have come to a head of the industrial small-batch manufacturing. Case history of electric power installations in Russia is given. Test descriptions of leading firms in generation EPE on FC with molten carbonate and solid oxide electrolytes, direct oxidation of chemical agents and mobile fuel cells are presented.

Текст научной работы на тему «Топливные элементы - перспективные химические источники электрической энергии»

Научные тренды

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Топливные элементы -перспективные химические источники электрической энергии

I

С.И. Козлов, профессор, д.т.н.,

В.Н. Фатеев, заместитель директора Центра физико-химических технологий НИЦ «Курчатовский институт», профессор, д.х.н.

Материал представляет собой краткий обзор современного состояния дел по основным типам топливных элементов и энергоустановок на их базе ведущих западных и отечественных фирм.

Химические источники тока разделены на три большие группы - гальванические элементы одноразового применения, аккумуляторы и топливные элементы. Приведены их достоинства и недостатки. Дано описание устройства и принципа работы топливных элементов (ТЭ). Принципиально все ТЭ устроены одинаково, а отличаются они типом электролита и конструкционных материалов, рабочими температурами, электродными реакциями, конструктивным исполнением. Приведены электродные реакции в твердополимерных, щелочных, фосфорнокислых, расплавкарбонатных и твердооксидных ТЭ, а также принципиальная схема энергоустановки на ТЭ.

Представлен термодинамический анализ параметра «термический КПД» для ТЭ и тепловых двигателей. Приведены особенности конструкции энергоустановок (ЭУ) различного назначения на ТЭ с щелочным электролитом. Даны параметры ЭУ космических кораблей «Аполлон», «Шаттл», «Буран», а также описание особенностей конструкции ЭУ для подводной лодки проекта 613Э, автомобилей ВАЗ и стационарной когенерационной ЭУ «ЭЛТЭГ».

Энергоустановки на ТЭ с твердым полимерным электролитом (ТЭТПЭ) в настоящее время являются наиболее перспективными для решения широкого круга задач. Кроме транспорта, ТЭТПЭ начинают использовать для систем резервного/аварийного энергообеспечения, автономного теплоэлектроснабжения зданий, сооружений. Разработкой и производством ТЭТПЭ занимается большое число компаний, среди которых можно выделить американские компании Plug Power, UTC, канадскую компанию Ballard Power Systems Inc., немецкую компанию Siemens. Подобные исследования и разработки ТЭТПЭ проводят ФГУ РНЦ «Курчатовский институт», РФЯЦ-ВННИИЭФ, ЦНИИ СЭТ, компания НИК НЭП, ФГУП «Красная Звезда», а также ряд других исследовательских организаций. Описаны главные проблемы на пути создания ЭУ на ТЭТПЭ.

Энергоустановки на ТЭ с фосфорнокислым электролитом достигли стадии промышленного мелкосерийного производства. Описан опыт применения в России таких ЭУ. Дано описание результатов работ ведущих фирм по созданию ЭУ на ТЭ с расплавленным карбонатным электролитом и ЭУ на ТЭ с твердым оксидным электролитом, а также ТЭ с прямым окислением реагентов или портативных топливных элементов.

__Ключевые слова:

топливные элементы, электродные материалы, катализаторы, энергоустановка.

НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

"Ш У////////////////////Л

7

Научные тренды

I 1ИШ

опливные элементы - химический источник тока (ХИТ), в котором происходит непосредственное преобразование химической энергии топлива (горючее + окислитель) в электрическую энергию.

В 1791 г. Луиджи Гальвани - итальянский врач, анатом, физиолог и физик, один из основателей учения об электричестве (1737-1798) - обнаружил электрические явления в своеобразной электрохимической системе, составленной из мышц лягушки и двух разных металлов. Основоположником же научной электрохимии считается немецкий физик Иоганн Вильгельм Риттер (1776-1810), его экспериментальные работы показали возможность получения гальванических покрытий. Он впервые получил водород и кислород электролизом воды, предсказал существование термоэлектричества, фактически изобрел электрическую аккумуляторную батарею, хотя автором этого изобретения принято считать итальянского физика, химика и физиолога Александро Вольта (17451827), который в 1800 г. создал первый химический источник тока - «вольтов столб», состоявший из серебряных и оловянных пластин, разделенных пористыми перегородками, смоченными раствором соли.

Существуют три основных класса ХИТ:

1. Гальванические элементы - ХИТ, в которых активные материалы используются однократно.

2. Аккумуляторы - ХИТ многократного применения, при их подключении после разряда к внешнему источнику тока происходит регенерация исходного состояния.

3. Топливные элементы - ХИТ, в которых активные материалы (горючее и окислитель) непрерывно подводятся к электродам.

Каждый из типов ХИТ имеет свои достоинства и недостатки. При

относительно низких уровнях мощности (примерно до 0,5 кВт) и энергоемкости (до 5 кВт-ч), а также при относительно коротком времени работы гальванические элементы и аккумуляторы нашли широкое применение во многих областях техники. Но и в этом интервале мощностей ТЭ начинают с ними успешно конкурировать, а при возрастании потребной мощности ТЭ становятся предпочтительней из-за более высоких удельных характеристик. Так, для традиционного свинцового стар-терного аккумулятора при мощности 100 кВт и времени работы всего 1-2 ч масса самого аккумулятора достигнет 2 т, в то время как размеры и масса топливного элемента не увеличиваются с ростом необходимого времени работы, а требуется лишь доставка топлива.

Топливный элемент изобрел английский физик и химик Уильям Роберт Грове (1811-1896), который в 1838 г. обнаружил, что в реакции кислорода и водорода происходит не только образование воды, но и генерируется электрический ток. Однако мощность лабораторной установки была очень маленькой даже по меркам того времени, поэтому на открытие Грове практически не обратили внимания.

Только в 1952 г. английский инженер Френсис Т. Бэкон создал первую, представляющую практический интерес, батарею водно-щелочных водородно-кислородных топливных элементов мощностью 5 кВт.

Как и гальванический элемент, ТЭ (рис. 1) состоит из двух электродов, разделенных электролитом. Реагенты к электродам подаются непрерывно. Для ускорения химических реакций на электродах используются катализаторы.

При работе ТЭ происходит окисление (холодное сгорание) топлива, но материалы электродов не расходуются в процессе химических реакции для генерации электрического тока.

Пористый анод.

Окисление:

2Н2 +4ОН-^4Н2О+4е-

Н2 (газ)

Пористый катод. Восстановление: О2+2Н2О+4е-^4ОН-

О2 (газ)

Электролит

е

е

Н2О (газ)

Рис. 1. Устройство топливного элемента

Горючим служит водород, который может быть получен из природного газа, метанола и др., или углерод, а окислителем служит чистый кислород или кислород воздуха (в принципе вместо кислорода может быть использован фтор, хлор и другие сильные окислители [1]). В ТЭ процесс горения (перенос электронов от восстановителя к окислителю) пространственно разделен и перенос электронов осуществляется не непосредственно между молекулами (атомами), а через внешнюю электрическую цепь (рис. 1). Следствием этого является генерация электрического тока и теплоты, сопровождающей процесс окисления.

Принципиально все ТЭ устроены одинаково, а отличаются типом электролита и конструкционных материалов (рис. 2), рабочими температурами, электродными реакциями, конструктивным исполнением [2]. Таким образом, химическая энергия топлива превращается в электричество не непосредственно, а довольно сложным и длинным путем. Поэтому важным вопросом является определения КПД ТЭ.

Термический КПД пт электрогенератора с приводом от теплового двигателя подсчитывается как отношение полученной электроэнергии Ьзл к затраченной теплоте сгорания использованного топлива ДН: п =Ь /ДН.

1т эл

Строго говоря пт представляет собой не

КПД, а коэффициент преобразования энергии, поскольку в нем сопоставляются качественно различные формы трансформации энергии - работа и теплота.

Для тепловых двигателей это различие не очень существенно, так как эксергия (работоспособность) топлива Ет примерно совпадает с его теплотой сгорания АН. Поэтому эксергетиче-ский КПД це=Ьэл/АЕ примерно равен коэффициенту преобразования пт=Ьэл/АН, который по традиции называют термическим КПД. Однако для ТЭ это не так.

В ТЭ разность эксергий АЕ исходных химических реагентов (2Н2+О2 или 2C+O2) и продуктов реакции (Н2О или CO) может существенно отличаться от теплоты реакции АН, и максимальная работа процессов отличается от их теплового эффекта. Поэтому и значение коэффициента преобразования, полученное по формуле пт=^эл/АН для ЭХГ, не равно КПД. Игнорирование этого различия приводит к недоразумениям, в частности к возможности создания вечного двигателя второго рода.

Действительно, максимальная электрическая работа L определяется

* * эл max * ^

уменьшением величины G - потенциала Гиббса:

L = -AG = -(АН - TAS).

эл max

Из этой формулы видно, что L может быть как больше АН

эл max

Научные тренды

i \\\\\\\\m\\\\\\\\

Нагрузка

Топливо ->-

Твердополимерные ТЭ Н =2Н++2е

Щелочные ТЭ Н2+2ОН=2Н2О+2е

Н

Н

Н2О

Фосфорнокислые ТЭ Н2=2Н++2е Н2

Расплавкарбонатные ТЭ Н2+СО32=Н2О + СО2+2е СО+СО32=2СО2+2е Н2 СО2 Н2О э

Твердооксидные ТЭ Н2+О2-=Н2О+2е СО+О2=СО2+2е Н2 Н2О СО СО2

-

Продукты реакций и непрореагировавшее топливо

О2+4Н++4е=2Н2О

О2+2Н2О+4е=4ОН

О2+4Н +4е=2Н2О

Анод

О2+2СО2+4е=2СО32-

О+4е=2О2-

Продукты реакций Катод и непрореагировавший окислитель

Электролит (ионный проводник)

Рис. 2. Типы топливных элементов и электродные реакции

(если энтропия S при реакции уменьшается, AS<0), так и меньше (если AS положительна, то есть энтропия при реакции возрастает). В реальных конструкциях встречаются оба случая. Например, в водородно-кислородном ТЭ реакция протекает с уменьшением энтропии (AS<0), что соответствует выделению теплоты. При этом L

^ * эл max

будет меньше АН, и максимальное значение коэффициента преобразования будет меньше единицы. А вот в угольно-кислородном ТЭ AG>AH, поскольку энтропия в результате

реакции растет вследствие подвода теплоты из окружающей среды, и максимальный коэффициент преобразования будет больше единицы. Однако никакого нарушения второго закона термодинамики здесь нет, так как вся электрическая энергия в обоих случаях получается за счет химической энергии реагентов, а теплота (как подводимая, так и отводимая) идет на изменение энтропии реагентов. Если продукты реакции уходят с меньшей энтропией, чем поступают («более организованные»), -теплота отводится, а если с большей

энтропией («менее организованные») -теплота подводится, то есть величина коэффициента преобразования не дает правильной информации о термодинамическом совершенстве процесса [3].

Идеальный процесс в ТЭ должен всегда иметь КПД ровно 100 %. Действительно, строго определяемый КПД пе топливного элемента имеет вид n =L /АЕ,

^ 1е эл

где АЕ - затраченная эксергия. Поскольку в ТЭ Т=Т , то AG=AE=AH-T AS

' ос ос

и ne=LOT/AG, и для идеального ТЭ получаем Пе=1. Реальный КПД будет, естественно, меньше 100 %, поскольку L <L вследствие потерь.

эл эл max

В ТЭ вся поступившая энтропия идет только на ее увеличение в реагентах (S2>S;). Безэнтропийная электроэнергия ее не уносит, а вся эксер-гия, необходимая для получения электроэнергии L^, образуется за счет разности входящих и выходящих потоков энтропии. Тепловой поток при Тос не имеет эксергии (Еос=0) и ничего не добавляет в баланс.

Таким образом, электрохимическое получение электричества проходит в полном соответствии со вторым началом термодинамики - ТЭ, выдающий L <L , увеличивает энтропию, как

эл эл max

и любое реальное устройство преобразования энергии.

Под термином «топливный элемент» следует понимать единичную электрохимическую ячейку (см. рис. 1). По температуре ТЭ условно делят на низкотемпературные (рабочая температура до 100... 150 °С), среднетемпературные (200...400 °С) и высокотемпературные (500.1000 °С). По типу электролита различают пять основных видов топливных элементов: щелочные, с твердым полимерным электролитом (ТПЭ), фосфорнокислые, расплавкарбонатные и твердооксидные топливные элементы (см. рис. 2).

Напряжение на единичной ячейке низкое (менее 1 В для большинства известных ТЭ), а ток может составлять

сотни ампер, что создает проблемы с использованием единичной ячейки ТЭ как для непосредственного питания потребителя, так и для трансформации электроэнергии столь низкого напряжения. Кроме того, плотность потока энергии в ТЭ настолько мала, что с квадратного метра электрода современных ТЭ можно снять около 200 Вт. В связи с этим единичные ячейки соединяют в батарею топливных элементов.

В англоязычной литературе для батареи ТЭ используется термин stack (стэк), который начал появляться и в русскоязычной технической литературе. Батарея с обвязкой и вспомогательным оборудованием, включая систему хранения или производства водорода, хранения или подготовки окислителя и т.п., образует энергоустановку (рис. 3).

Рис. 3. Схема энергоустановки на топливных элементах

В русскоязычной литературе часто используют термин «электрохимический генератор» (ЭХГ), под которым подразумевают батарею с обвязкой (вспомогательное оборудование), но без систем. Граница между ЭХГ и ЭУ довольно условна.

Научные тренды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i \\\m\\\\\\\\\\\\\

Эн3

на Тэ с щелочным электролитом

Еергоустановки . ТЭ с щелочным

Щелочные топливные элементы (ЩТЭ) относятся к низкотемпературным - рабочие температуры до 100 °С. Электродные реакции приведены на рис. 2. Рабочие давления обычно близки к 1 кг/см2.

В качестве электролита в ЩТЭ используется 35-50%-ный водный раствор гидроксида калия КОН. Выбор КОН в качестве электролита обусловлен его более высокой электропроводностью, а также большим ресурсом по сравнению, например, с более дешевым №ОН. Выбор диапазона концентраций обусловлен максимумом проводимости растворов КОН, который смещается в сторону более высоких концентраций при повышении температуры.

Электролит в ЩТЭ может удерживаться в пористой матрице (обычно асбестовой) или циркулировать в замкнутом объеме. Первый тип ТЭ характеризуется более высокими значениями КПД (до 70 %), но меньшим ресурсом (гарантированный ресурс ЩТЭ не более 2000 ч), в частности, из-за вымывания электролита продуктом реакции - водой. Второй тип имеет несколько меньший КПД, но больший ресурс и кроме того допускает замену электролита, что позволяет использовать в качестве окислителя воздух, очищенный от СО2.

Необходимость очистки воздуха и топлива от СО2 обусловлена тем, что это соединение ведет к карбонизации электролита по реакции

КОН + С02 + Н20 ^ К2С03|, сопровождающейся увеличением его сопротивления из-за блокирования поверхности электродов нерастворимыми карбонатами. Для нормальной работы ЩТЭ максимально допустимая концентрация СО2 в окислителе долж-

на быть менее 50 ppm (0,005 %), а концентрация СО2 в воздухе составляет 300...500 ppm (3х10-2-5х10-2 %). Для очистки поступающего воздуха от СО2 используются регенеративные скрубберы - адсорберы с поглотителем двуокиси углерода, содержащие гидратиро-ванные оксиды переходных металлов, например, циркония, которые регенерируют отработанным в ТЭ воздухом при температуре 60.120 °С [2]. Они позволяют понизить концентрацию СО2 в воздухе до 5.10 ppm (0,0005.0,001 %). Однако эти технологические решения неэффективны при использовании продуктов конверсии органического топлива, где концентрация СО2 может превышать 20 %. Поэтому ЩТЭ работают на чистых реагентах - водороде и кислороде.

В качестве электродов используются пористый Ni, активированная Pt, Ag, Pd, Au. Использование электродов, не содержащих благородные металлы, ведет к существенному снижению КПД и удельной мощности. В настоящее время коммерчески доступные электроды для анода и катода (например, фирмы Zetek) содержат 0,3 мг/см2 платины на углеродном носителе. Полностью исключить металлы платиновой группы пока на удалось.

Энергоустановки на водородных щелочных топливных элементах впервые были применены в космических аппаратах Apollo и Shuttle (табл. 1). Ведущие разработчики - корпорации UTC Fuel Cells, Siemens и Union Carbide.

В конце 80-х гг. прошлого века в СССР на Уральском электрохимическом комбинате (УЭХК) был создан модуль ЭХГ на ЩТЭ «Фотон» (рис. 4) с номинальной мощностью 10 кВт для многоразового орбитального корабля «Буран». ЭУ корабля состояла из четырех модулей для увеличения мощности за счет объединения нескольких модулей. КПД ЭУ достигал 60 %, гарантированный ресурс 2000 ч.

Таблица 1

Основные характеристики ЭУ на щелочных ТЭ пилотируемых космических кораблей Apollo, Shuttle, «Буран»

Параметр Apollo Shuttle «Буран»

Мощность, кВт

длительная 3x0,9 3x7 4x10

кратковременная 3x1,42 3x12 4x15

Напряжение, В 26,5...31 27,5.32,5 30,5.34

Тип электролита Циркулирующий Матричный Матричный

Рабочая температура ТЭ, °С 200.260 82.110 85.100

КПД ЭУ % 63 60 60

Удельный расход Н2+О2, кг/кВт-ч 0,37 0,35 0,35

Удельная масса ЭУ, кг/кВт 125 16 16

Гарантированный ресурс ЭУ, ч 500 2000 2000

Удельная стоимость ЭУ, тыс. долл./кВт 80.100 40.50 30

Энергоемкость, кВт-ч 660 2000 2500

Удельная энергоемкость, Вт-ч/кг 800 880 860

13

Рис. 4. Электрохимический генератор «Фотон» космического корабля «Буран»

В СССР также велись работы по созданию подводной лодки с ЭУ на ЩТЭ, которые были начаты в первой половине 70-х гг., когда в ЦКБ «Лазурит» был разработан проект переоборудования дизель-электрической подводной лодки проекта 613 под размещение на ней опытной ЭУ В разработках ЭУ на ЩТЭ для подводных лодок участвовали НПО «Квант», СКБ Котлостроения, ЦКБ МТ «Рубин», а в дальнейшем к ним присоединились и разработчики ЩТЭ для космических аппаратов.

Для подводной лодки «Катран» проекта 613Э была создана энергоустановка с ЩТЭ мощностью 280 кВт. Реагенты -жидкие кислород и водород - хранились в криогенных емкостях вне

основного корпуса подводной лодки. Был создан ряд наземных и плавучих стендов для отработки конструкции ЭУ, и в 1988 г. подводная лодка «Катран» (рис. 5) успешно прошла государственные испытания и подтвердила принципиальную возможность создания и эффективного использования ЩТЭ на подводных лодках.

Рис. 5. Подводная лодка «Катран» с ЩТЭ и криогенным хранением реагентов

К сожалению, работы по созданию энергоустановок для подводных лодок в дальнейшем у нас были приостановлены, в отличие от аналогичных разработок за рубежом. Правда, следует отметить, что разработки ЭУ для подводных лодок в странах НАТО в настоящее время ориентированы на ЭУ с твердополи-мерными ТЭ.

Научные тренды

I \\\m\\\\\\\\\\\\\

В 70-80 гг. НПО «Квант» совместно с рижским автобусным заводом «РАФ» был разработан прототип мини-автобуса на ЩТЭ, который был изготовлен в 1982 г. и успешно продемонстрирован. Эти работы на долгое время были остановлены, и лишь в конце 90-х специалистами РКК «Энергия» совместно с Уральским электрохимическим комбинатом на основе ЭХГ «Фотон» была разработана ЭУ для автомобиля. На Автосалоне-2001 в Москве был представлен электромобиль «Лада - АНТЭЛ-1» (рис. 6), в котором использовалась ЭУ на ЩТЭ, работающая на сжатом водороде и кислороде.

зданий. С учетом утилизации теплоты общий КПД достиг 87 %. На выработку 1 кВт-ч расходовалось 50 г водорода. ЭУ может быть использована в качестве резервного источника питания для различных систем. В качестве окислителя использовался воздух, и в состав ЭУ входила система его очистки от диоксида углерода.

Рис. 7. Электромобиль «ВАЗ-2111 АНТЭЛ-2»

Рис. 6. Электромобиль «Лада - АНТЭЛ-1» (АНТЭЛ - автомобиль на топливных элементах)

Следующей моделью автомобиля на ЩТЭ стал «ВАЗ-2111 АНТЭЛ-2» (рис. 7). Главное отличие этой машины от предшественника в том, что вместо громоздких кислородных баллонов были установлены компактный компрессор для забора воздуха из атмосферы и система его очистки от СО2.

В 2006 г. компанией НИК «Новые энергетические проекты» была представлена стационарная когенераци-онная ЭУ «ЭЛТЭГ» (рис. 8) электрической мощностью 5,2 кВт и тепловой мощностью 6,0 кВт на ЩТЭ с проточным электролитом. В этой ЭУ электролит (раствор КОН) нагревался до 70 °С и подавался в утилизатор теплоты, что позволило использовать ее для обогрева

Рис. 8. Стационарная когенерационная энергоустановка «ЭЛТЭГ»

Несмотря на определенный прогресс перспективность ЩТЭ для широкомасштабного применения для гражданских целей в целом остается сомнительной. Не раз анонсированные перспективы исключения благородных металлов из состава электродов так и остались декларациями. Стоимость предлагаемых на рынке энергоустановок не ниже стоимости аналогичных энергоустановок на основе

твердополимерных ТЭ, а существенные проблемы с очисткой реагентов от СО2 , использование канцерогенного асбеста и растворов щелочи делают их не очень привлекательными с точки зрения экологии. Во всем мире дальнейшие разработки ЩТЭ практически прекращены, а ведущиеся разработки в России в какой-то мере - проявление определенной инерции.

Энергоустановки на ТЭ с твердым полимерным электролитом (ТЭТПЭ)

Первые топливные элементы с твердым полимерным электролитом (в англоязычной литературе принята аббревиатура PEM - Proton Exchange Membrane или Polymer Electrolyte Membrane) были созданы корпорацией General Electric в рамках американской космической программы Gemini в конце 60-х гг. прошлого века. В настоящее время ТЭ этого типа являются наиболее перспективными для решения широкого круга задач. Например, ведущие автомобилестроительные компании мира (Daimler-Chrysler, Ford, Mazda, Toyota, BMW, Renault, Peugeot и др.) ведут интенсивные разработки в этой области.

В России исследования и разработку ТЭТПЭ проводят ФГУ РНЦ «Курчатовский институт», РФЯЦ-ВННИИЭФ, ЦНИИ СЭТ, компания НИК НЭП, ФГУП «Красная Звезда», а также ряд других исследовательских организаций.

При рабочих температурах 80.. .90 °С максимальное напряжение единичной сборки ТЭ составляет ~1,0...1,1 В. В качестве электролита в ТЭТПЭ используется ионообменная мембрана, на поверхность которой нанесен каталитический слой (обычно Pt на углеродном носителе). К поверхности каталитического слоя плотно прижаты пористые газодиффузионные слои (коллекторы тока) из углеродного материала, образующие единое целое с мембраной - так

называемый мембранно-электродный блок (рис. 9). Подвод реагентов и отвод продуктов реакции осуществляются по каналам биполярной пластины, изготавливаемой из углерода или металла (титан, нержавеющая сталь). Отсутствие в системе жидкого электролита требует организации плотного контакта между электронными и ионными (мембрана) проводниками. Единичные сборки в батарее ТЭ разделены биполярной пластиной, которая является частью катодной камеры одной ячейки и одновременно частью анодной камеры другой ячейки. Биполярная пластина разделяет соседние ячейки в батарее ТЭ, являясь проводником электрического тока между ними, и служит для распределения потока реагентов вдоль поверхности газодиффузионного слоя и отвода продуктов реакции.

Рис. 9. Устройство единичной сборки (мембранно-электродный блок) ТЭТПЭ

В ТЭТПЭ используются перфтори-рованные полимерные мембраны типа Nafion фирмы DuPont (США). Разработку, оптимизацию и производство прото-нообменных мембран ведут также другие крупнейшие компании США, Японии, Канады, такие как Ballard Advanced Materials, Asachi Glass Co., Fumatek (рис. 10). Разработка и опытное производство ТПЭ ведется с середины 70-х гг. и в России в ОАО «Пластполимер».

Научные тренды

I \\\m\\\\\\\\\\\\\

а б

Рис. 10. Системы энергоснабжения домов на ТЭТПЭ (а) и батарея ТЭТПЭ с электрической мощностью 1,2 кВт (б) фирмы Ballard Power Systems Inc. [4]

Особенностью перфторированных полимерных мембран является то, что их сопротивление существенно зависит от их влаго содержания и температуры. Перфторированная основа мембраны обусловливает ее относительно высокие гидрофобные свойства, и при повышении температуры мембрана при контакте с газовой фазой достаточно быстро теряет воду, что ведет к росту ее сопротивления. Именно этот фактор обусловливает относительно низкие температуры эксплуатации ТЭТПЭ (до 80 °С) и существенные технические проблемы со стабилизацией водного баланса системы: поскольку ионы Н+ переносятся к кислородному электроду в гидратированном состоянии (1-2 молекулы воды на ион), то это ведет к осушке и росту сопротивления в первую очередь слоя мембраны, контактирующего с водородным электродом. В связи с этим ведется интенсивный, но пока малоуспешный поиск неперфторированных мембран с высокой химической стойкостью (например, мембраны на основе аморфного термопластичного полимера - полибензими-дазола с сорбированной в матрице мембраны фосфорной кислотой, обеспечивающей протонную проводимость).

Для обеспечения стабилизации вла-госодержания (увлажнение) разрабатываются самоувлажняющиеся мембраны.

Эффекта самоувлажнения добиваются введением в материал мембраны сорбентов воды (например, ТЮ2 и ЗЮ2) или катализаторов реакции образования воды из водорода и кислорода, диффундирующих через мембрану, например, наночастицы Р1 [2]. Решению проблемы водного баланса в мембране также способствует уменьшение ее толщины. В этом случае диффузионный перенос образующейся на кислородном электроде воды к водородному электроду компенсирует ее потери. Однако снижение толщины мембраны до менее 30.50 мкм маловероятно из-за увеличения скорости диффузионного переноса водорода через мембрану (уменьшение коэффициента использования топлива) и недостаточной механической прочности мембраны.

Относительно низкие рабочие температуры ТЭТПЭ создают определенные проблемы с организацией теплоот-вода, например, при установке ТЭТПЭ на автомобиле. Кроме того, температурные ограничения обусловливают еще одну проблему - отравление платинового катализатора монооксидом углерода, присутствующим в топливе, полученном конверсией органического топлива. Оксид углерода прочно адсорбируется на поверхности платины, препятствуя адсорбции и окислению водорода, что снижает ток ТЭТПЭ.

Катализаторы - важнейший компонент ТЭТПЭ, обеспечивающий высокоразвитую поверхность раздела между катализатором и полимерным электролитом, и представляют собой сложную многокомпонентную структуру из частиц катализатора на носителе (электронные проводники), ионообменного полимера (протонный проводник) и системы газовых и жидкостных пор, ответственных за подвод/отвод реагентов и воды.

В качестве катализаторов для ТЭТПЭ используется либо платина, либо ее сплавы с другими благородными металлами. Это обусловлено тем, что мембрана имеет ярко выраженные кислотные свойства, и такие металлы, как Ni, Co, Cr и т.п., оказываются химически нестойкими, особенно на кислородном электроде. Разрабатываемые комплексные соединения типа порфи-ринов, фталоцианинов и химически стойкие соединения металлов пока не достигли необходимой каталитической активности и стабильности.

Традиционными материалами для коллекторов тока являются гидрофоби-зированная углеродная бумага и угле-графитовая ткань с общей пористостью 50...70 %. Наиболее известными производителями являются фирма E-TEK (США), выпускающая коллекторы тока толщиной 0,09.0,35 мм под торговой маркой Toray Carbon Paper, SGL Carbon Group (Германия) и др.

Именно материалы компонентов мембранно-электродных блоков ТЭТПЭ во многом определяю стоимость батарей ТЭТПЭ и их ресурс. Основными причинами деградации характеристик батареи ТЭ являются окисление углеродного носителя катализатора и окислительная деструкция мембраны из ТПЭ.

В настоящее время разработаны и изготавливаются ТЭТПЭ мощностью до 500 кВт для различных областей применения. Стоимость батареи ТЭТПЭ

составляет около 50 % стоимости всей установки. Современные ЭУ стоят более 3000 долларов США за 1 кВт мощности. Однако снижение цены в 2 раза возможно уже в ближайшем будущем при увеличении объемов производства ЭУ.

Для ЭУ на ТЭТПЭ характерны быстрый пуск и останов, хорошие пусковые свойства сохраняются до температуры -30 °С, а также высокая маневренность по производительности (возможность работы при плотностях тока от нуля до 1 А/см2). Наиболее перспективные области применения - транспорт, резервное/аварийное энергообеспечение, децентрализованная энергетика на основе возобновляемых источников энергии, а также портативные зарядные устройства.

На автомобилях и автобусах устанавливают практически только ТЭТПЭ. К 2020 г. департамент энергетики США планирует снизить стоимость ТЭТПЭ до 30 долл. за 1 кВт мощности. Это означает, что силовая установка мощностью 100 кВт будет стоить 3000 долл. США, что сопоставимо со стоимостью двигателя внутреннего сгорания.

Одним из безусловных лидеров в производстве ТЭ для транспорта является компания Ballard. ТЭТПЭ производства этой компании используют Daimler-Chrysler, Ford, Honda, Nissan и др. На рис. 11 показан автомобиль NECAR-5 (Mercedes-Benz A Class), разработанный корпорацией DaimlerChrysler. В автомобиле использовался ТЭТПЭ Ballard Mark 900. Топливом для автомобиля NECAR-5 служил метанол с использованием риформера. Мощность топливных элементов 75 кВт. Достигнутая скорость автомобиля -150 км/ч [2].

Кроме легковых автомобилей, создаются прототипы автобусов, армейских джипов, локомотивов, прогулочных катеров, военных кораблей с силовыми установками на ТЭТПЭ (рис. 12) [2].

Научные тренды

i \\\m\\\\\\\\\\\\\

Рис. 11. Автомобиль NECAR-5 с силовой установкой на ТЭТПЭ

Рис. 13. ЭУ SU-1 для децентрализованного энергообеспечения на ТЭТПЭ

Расширяется применение ТЭТПЭ в качестве портативных источников электропитания и в первую очередь для зарядных устройств портативной оргтехники. На рис. 14 показано зарядное устройство компании Voller energy мощностью 70 Вт и напряжением на выходе 13,8 В. Рабочая температура от 5 до 40 °С, масса 8 кг, размеры 178x448x410 мм. Топливо - водород чистотой 99,99 %, который может получаться из гидридных соединений при давлении 1,6 МПа или из бороги-дрида натрия.

Рис. 12. Подводная лодка класса U-212 с ЭУ на ТЭТПЭ производства Siemens AG

Применение ЭУ с ТЭТПЭ для децентрализованного энергообеспечения стационарных объектов развивается не столь интенсивно (хотя это направление считается наиболее перспективным), однако и такие ЭУ, работающие на продуктах конверсии природного газа, успешно прошли натурные испытания.

Примером использования ТЭТПЭ для энергообеспечения зданий может служить ЭУ SU-1 с конвертором природного газа производства компании Plug Power Corporation (рис. 13). Мощность ЭУ 5 кВт, рабочее напряжение 120/240 В, частота 60 Гц. ЭУ установлена параллельно основной системе электроснабжения здания.

Рис. 14. Зарядное устройство компании Voller energy

Относительно новым направлением является применение ТЭТПЭ в авиации. Так, в рамках европейского проекта New Configured Aircraft (CELINA) Airbus разрабатывает конструкцию самолета A330-300, где 40.60 % электроэнергии будут вырабатывать ТЭТПЭ [6, 7].

Энергоустановки на ТЭ с фосфорнокислым электролитом

ЭУ такого типа - единственные машины гражданского назначения, достигшие стадии промышленного мелкосерийного производства. Пионер в разработке и производстве ЭУ на фосфорнокислых топливных элементах (ФКТЭ) - американская компания United Technology Corporation (UTC). Дочерняя компания UTC Fuel Cell (UTC Power) производит ЭУ на ФКТЭ РС-25СТМ (PureCell 200) мощностью в одном агрегате 200 кВт (рис. 15). Цифра в названии установки означает порядковой номер разработанной конструкции, то есть данная ЭУ имела большой ряд предшественников.

170.210 °С. Электролит - 95-98%-ный водный раствор фосфорной кислоты (Н3РО4) в пористой термостойкой матрице из карбида кремния с фторопластовым связующим. Выбор фосфорной кислоты обусловлен ее более высокой химической стабильностью при рабочих температурах эксплуатации и меньшей коррозионной активностью по сравнению с другими неорганическими кислотами, которые можно было использовать в качестве электролита (HCl, H2SO4 и т.д.). Электроды - пластины из стекло-графитового волокна, активированные катализатором. В качестве катализаторов на обоих электродах используется платина на углеродном носителе (сажа) или ее сплавы (например, тройной сплав платины, иридия и железа Pt-Ir-Fe). В настоящее время стандартные коммерчески доступные электроды для ФКТЭ содержат 0,35±0,05 мг/см2 платины.

Рис. 15. Первая в России энергетическая установка РС-25™ на ФКТЭ на промышленной площадке организации ОАО «Газпром»

Интенсивная разработка ТЭ этого типа началась с конца 60-х гг. прошлого века в Японии, Европе и США для автономного теплоэлектроснабжения стационарных объектов средней мощности (до 200 кВт) - банков, гостиниц, больниц и т.п. В настоящее время наряду с ЩТЭ это наиболее отработанные ТЭ, прошедшие испытания в различных областях применения. Именно на их основе в США и Японии созданы демонстрационные электростанции мощностью до 11 МВт (рис. 16).

Рабочая температура ФКТЭ

б

Рис. 16. Энергетические комплексы с ЭУ на ФКТЭ:

а - система энергоснабжения из пяти остановок РС-25 почтового предприятия в Анкоридже (США); б - энергетический комплекс мощностью 11 МВт с ЭУ РС-25 (Япония)

а

Научные тренды

I 1ИШ

Однако кислая среда и повышенные температуры интенсифицируют коррозионные процессы, в частности, окисление углеродного носителя катализатора и материала электродов. При этом окисление углерода протекает и при взаимодействии с парами воды в условиях разомкнутой цепи. В связи с этим рекомендуемое рабочее напряжение на ячейке составляет не более 0,70.0,75 В. Удельная мощность и плотность тока заметно ниже, чем для ТЭТПЭ и ЩТЭ, что, в частности, обусловлено более высоким сопротивлением пористой матрицы с электролитом.

На рис. 17 приведена схема работы ЭУ РС-25 на ФКТЭ, а в табл. 2 - ее основные параметры.

Дальнейшим развитием ЭУ на ФКТЭ компании иТС является ЭУ РС-400 мощностью 400 кВт (рис. 18).

Рис. 17. Схема работы ЭУ на ФКТЭ

Рис. 18. ЭУ РС-400 компании иТС

Коммерческие ЭУ различных модификаций компании иТС мощностью 200 кВт работают в США, Канаде, Европе, Японии и России. Первые установленные ЭУ уже наработали десятки тысяч часов, некоторые из них работают более 40 тыс. ч без капитального ремонта. Большинство ЭУ эксплуатируются параллельно сети, но отдельные работают автономно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭУ на ФКТЭ имеют уникальные показатели по выбросам вредных веществ в атмосферу (табл. 3), а уровень вибрации и шума энергоустановок сравним с бытовым кондиционером.

Таблица 2

Основные технические показатели установки РС-25ТМ (PureCeП 200)

Параметры Значение

Мощность, кВт 200

Электрическая энергия 480 В, 60 Гц, или 400 В, 50 Гц, 3 фазы

Потребление топлива, м3/ч 58 (природный газ)

Выбросы, ррт

СО Менее 2

ЫОх Менее 1

8ОХ -

Тепловая энергия, кВт-ч 132 (при температуре 120 °С)

Уровень шума, дБ 60 (допускается установка внутри здания)

Габаритные размеры, мм 3070 х 2900 х 5380

Масса, т 18,144

Таблица 3

Загрязняющие выбросы теплоэлектростанций и ЭУ на основе ФКТЭ

Энергетические установки Концентрация, мг/м3 (при а= =1,4)

SO2 NO» СО СН Твердые частицы

ТЭС на буром угле 200 200 50 7 10

ТЭС на природном газе 5 100 100 10 2

ЭУ на ФКТЭ на природном газе 0 3...5 7.10 3.8 0

Рис. 19. ЭУ РС-25, работающая на анаэробно переработанном газе городской свалки: а - ЭУ РС-25 СТМ на закрытой свалке г. Гротон в штате Коннектикут (США); б - схема работы ЭУ на анаэробно переработанном газе

Применение ЭУ на ФКТЭ открыло возможность создания очистных сооружений принципиально нового типа. На рис. 19 показана ЭУ РС-25, работающая на анаэробно переработанном газе городской свалки. В Нью-Йорке 8 ЭУ работают на газе от канализационно-очистных сооружений, который состоит из метана (примерно 60 %) и диоксида углерода (примерно 40 %)

В области разработки ЭУ на ФКТЭ различной мощности работают такие компании как Wesinghause (США), Siemens (Германия), Toshiba, Mitsubishi, Hitachi (Япония) и др. (рис. 20).

Несмотря на высокий уровень до-

стижений в области ФКТЭ перспективы их дальнейшего развития и широкой коммерциализации остаются не совсем ясными. В какой-то мере это обусловлено их средним по температуре положением среди других типов ТЭ. Так, при транспортном применении (особенно, если речь идет о городском транспорте) их во многом превосходят ТЭТПЭ, имеющие почти в 2 раза более высокую удельную мощность, меньшие массогабаритные показатели и что немаловажно - меньшие время пуска и тепловые потери.

При этом расход металлов платиновой группы в этих ТЭ сопоставим.

Научные тренды

I \\\m\\\\\\\\\\\\\

Рис. 20. Батареи ФКТЭ: а - сборка батареи ФКТЭ мощностью 200 кВт; б - батарея ФКТЭ мощностью 400 кВт

б

При стационарном энергоснабжении более привлекательными смотрятся установки на основе высокотемпературных ТЭ, обеспечивающие возможность эффективной конверсии природного газа за счет отходящей теплоты и позволяющие исключить применение благородных металлов. Тем не менее, установки на основе ФКТЭ являются наиболее надежными для решения задач децентрализованного энергообеспечения и представляют несомненный интерес для

транспортных средств большой мощности, работающих в основном в базовом режиме (речные и морские суда, локомотивы). Если анонсируемый компаниями-изготовителями ресурс до 80 тыс. ч (по наиболее оптимистическим прогнозам) при стоимости 2000 долл. США/кВт и менее будет реализован в ближайшем будущем, то ФКТЭ смогут занять достаточно большую нишу на рынке топливных элементов.

Окончание в следующем номере.

_ Литература

1. Фильштих В. Топливные элементы. - М.: Мир, 1968. - 416 с.

2. Козлов С.И., Фатеев В.Н. Водородная энергетика: современное состояние. проблемы, перспективы / Под ред. Е.П. Велихова. - М.: Газпром ВНИИГАЗ, 2009. - 520 с.

3. Бродянский В.М. Вечный двигатель - прежде и теперь. - М.: Энергоиздат, 1989. - 252 с.

4. http://www.ballard.com

5. Smitha B., Sridhar S., Khan A.A. Synthesis and characterization of proton conducting polymer membranes for fuel cells // Journal of Membrane Science. - 2003. -№ 225. - Р. 63-76. http://www.siemenswestinghouse.com

6. Fuel Cell - HFP Brussels 17/18 March 2005 - EEV - Ref. PR0501855 - Issue 1.

7. Евстифеев А.А., Заева М.А., Хетагуров Я.А. Применение математического моделирования при испытаниях и отработке сложных технических систем // Вестник Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. - 2013. -Т. 2. - № 1. - С. 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.