Научная статья на тему 'Топливно-энергетический комплекс России на рубеже XX–XXI вв.'

Топливно-энергетический комплекс России на рубеже XX–XXI вв. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постсоветская Россия / топливно-энергетический комплекс / инновации / цифровизация / post-Soviet Russia / fuel and energy complex / innovation / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игорь Сергеевич Соловенко, Анатолий Алексеевич Рожков, Кирилл Александрович Пинжин, Андрей Павлович Жолбин

Анализируются условия развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России на рубеже XX – XXI вв., которые отразились на темпах и содержании его цифровой трансформации. Показано и обратное воздействие ТЭК на все сферы общественной жизни. Делается вывод о том, что в течение анализируемого времени ТЭК обеспечил энергетическую безопасность России, а также создал базу для формирования суверенной модели развития всего народного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Игорь Сергеевич Соловенко, Анатолий Алексеевич Рожков, Кирилл Александрович Пинжин, Андрей Павлович Жолбин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fuel and energy complex of Russia at the turn of the 21st century

The authors analyze the conditions for the development of the Russian fuel and energy complex at the turn of the 21st century, which affected the pace and content of its digital transformation. They demonstrate the reverse impact of the fuel and energy complex on all spheres of public life, emphasizing its basic importance in the development of the Russian economy and statehood. The authors believe that the history of the development of the Russian fuel and energy complex during the period under review shows the following important chain of events. From 1992 to 1998, its enterprises, along with the entire national economy, went through radical transformation processes that were contradictory in nature, but the main tasks of entering the market were completed. A significant improvement in the global energy market in 1999 allowed the state to expand its financial capabilities and, starting with 2000, to more actively participate in the formation of a new type of economy. Since that time, the socio-economic policy of the Russian Government began, aimed at creating favorable conditions for scientific and technological development in the sectors of the fuel and energy complex. In 2006, the first real results of this policy appeared: the dynamics of digitalization increased, and breakthrough technologies began to be introduced. However, the unlimited possibilities of using foreign technologies reduced the degree of involvement of domestic resource potential in solving pressing problems of modernizing the fuel and energy complex. This situation was changed by the 2008 crisis, which showed the vulnerability of the extractive industries of the Russian economy and the importance of forming our own centers of scientific, technological and economic power. The final conclusion is that the fuel and energy complex of Russia at the turn of the 21st century was characterized by the following stages in its development: (1) 1992–1998 (transition to the market), (2) 1999 (increase of competitiveness), (3) 2000–2005 (strengthening of public-private partnerships), (3) 2006–2010 (beginning of the transition to an intensive development path). The first three stages of development, where technologies of informatization and digitalization of industries in the fuel and energy complex became a necessary reality, were the most difficult. The accumulated capabilities allowed domestic enterprises to enter a new phase of innovative development – digital transformation – during the fourth stage. In general, during the analyzed time, the Russian fuel and energy complex passed all tests with dignity. It fully ensured the country’s energy security and also created the basis for the formation of a sovereign model for the development of the entire national economy.

Текст научной работы на тему «Топливно-энергетический комплекс России на рубеже XX–XXI вв.»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 496. С. 171-179 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 496. рр. 171-179

Научная статья УДК 94:33

doi: 10.17223/15617793/496/19

Топливно-энергетический комплекс России на рубеже XX-XXI вв.

Игорь Сергеевич Соловейко1, Анатолий Алексеевич Рожков2, Кирилл Александрович Пинжин3, Андрей Павлович Жолбин4

1 3' 4Национальный исследовательски Томский политехнический университет, Томск, Россия 2 Российское энергетическое агентство Минэнерго России, Москва, Россия 1 solovenko71@mail.ru

2 aarozhkov@mail.ru

3 pinzhin98@mail. ru

4 pszholbin@gmail. com

Аннотация. Анализируются условия развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России на рубеже XX - XXI вв., которые отразились на темпах и содержании его цифровой трансформации. Показано и обратное воздействие ТЭК на все сферы общественной жизни. Делается вывод о том, что в течение анализируемого времени ТЭК обеспечил энергетическую безопасность России, а также создал базу для формирования суверенной модели развития всего народного хозяйства.

Ключевые слова: постсоветская Россия, топливно-энергетический комплекс, инновации, цифровизация

Источник финансирования: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-2800987, https://rscf.ru/project/23-28-00987/

Для цитирования: Соловенко И.С., Рожков А.А., Пинжин К.А., Жолбин А.П. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже XX-XXI вв. // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 496. С. 171— 179. doi: 10.17223/15617793/496/19

Original article

doi: 10.17223/15617793/496/19

The fuel and energy complex of Russia at the turn of the 21st century

Igor S. Solovenko1, Anatoliy A. Rozhkov2, Kirill A. Pinzhin3, Andrey P. Zholbin4

1, 3, 4 Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation 2 Russian Energy Agency of the Ministry of Energy of Russia, Moscow, Russian Federation

1 solovenko71@mail.ru

2 aarozhkov@mail.ru

3 pinzhin98@mail. ru

4 pszholbin@gmail.com

Abstract. The authors analyze the conditions for the development of the Russian fuel and energy complex at the turn of the 21st century, which affected the pace and content of its digital transformation. They demonstrate the reverse impact of the fuel and energy complex on all spheres of public life, emphasizing its basic importance in the development of the Russian economy and statehood. The authors believe that the history of the development of the Russian fuel and energy complex during the period under review shows the following important chain of events. From 1992 to 1998, its enterprises, along with the entire national economy, went through radical transformation processes that were contradictory in nature, but the main tasks of entering the market were completed. A significant improvement in the global energy market in 1999 allowed the state to expand its financial capabilities and, starting with 2000, to more actively participate in the formation of a new type of economy. Since that time, the socio-economic policy of the Russian Government began, aimed at creating favorable conditions for scientific and technological development in the sectors of the fuel and energy complex. In 2006, the first real results of this policy appeared: the dynamics of digitalization increased, and breakthrough technologies began to be introduced. However, the unlimited possibilities of using foreign technologies reduced the degree of involvement of domestic resource potential in solving pressing problems of modernizing the fuel and energy complex. This situation was changed by the 2008 crisis, which showed the vulnerability of the extractive industries of the Russian economy and the importance of forming our own centers of scientific, technological and economic power. The final conclusion is that the fuel and energy complex of Russia at the turn of the 21st century was characterized by the following stages in its development: (1) 1992-1998 (transition to the market), (2) 1999 (increase of competitiveness), (3) 2000-2005 (strengthening of public-private partnerships), (3) 2006-2010 (beginning of the transition to an intensive development path). The first three stages of development, where technologies of informatization and digitalization of industries in the fuel and energy complex became a necessary reality, were

© Соловенко И.С., Рожков А.А., Пинжин К.А., Жолбин А.П., 2023

the most difficult. The accumulated capabilities allowed domestic enterprises to enter a new phase of innovative development - digital transformation - during the fourth stage. In general, during the analyzed time, the Russian fuel and energy complex passed all tests with dignity. It fully ensured the country's energy security and also created the basis for the formation of a sovereign model for the development of the entire national economy. Keywords: post-Soviet Russia, fuel and energy complex, innovation, digitalization

Financial support: The research was supported by the Russian Science Foundation, Project No. 23-28-00987, https://rscf.ru/project/23-28-00987/

For citation: Solovenko, I.S., Rozhkov, A.A., Pinzhin, K.A. & Zholbin, A.P. (2023) The fuel and energy complex of Russia at the turn of the 21st century. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 496. pp. 171-179. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/496/19

Важным наследием СССР для нас стал самый крупный в мире топливно-энергетический комплекс (ТЭК) [1. Л. 6], который включал и сегодня включает в свой состав такие базовые отрасли, как газовая, нефтяная, угольная и энергетическая. Значимость ТЭК для всего народного хозяйства постсоветской России хорошо отражена как в средствах массовой информации, так и в научной литературе [2]. Вместе с тем большая часть исследований, посвященных ТЭК России рубежа XX-XXI вв., представлена трудами экономистов и инженеров. Историческая наука только формирует свой взгляд на этот не столь отдаленный период, хотя степень динамизации многих процессов тогда существенным образом изменила облик как самого топливно-энергетического комплекса, так и всей экономики России. В те годы решался судьбоносный вопрос Российского государства - его энергетическая безопасность. Среди других приоритетных вопросов функционирования ТЭК были такие, как сохранение индустриальной мощи страны, пополнение ее бюджета, укрепление места и роли на мировых энергетических рынках, а также выполнение роли локомотива для смежных отраслей экономики. Все это происходило в динамично меняющихся исторических условиях, которые до сих пор имеют разную научную оценку. Положительная, как правило, оценка присутствует в трудах экономистов [3, 4], у историков (за редким исключением [5])

1200

1000

800

600

400

200

I? ^ ^ I? ^ I? ^ ^ I? ^ 1? ^ ^ |{> |{> |{> г{> |{> |{1 г{1 |{1 |{>

Производство электроэнергии, тераватт-часов Естественный и попутный газ, млрд м.куб.

^^^"Нефть, включая газовый конденсат, млн т ^^^"Уголь, млн т

Рис. 1. Динамика добычи первичных энергоресурсов отраслями ТЭК России и производство электроэнергии в период 1985-2017 гг.

(составлено по: [8])

преобладает отрицательный взгляд [6, 7]. Это обусловливает высокую степень актуальности избранной темы.

Цель статьи - охарактеризовать политические, социально-экономические и научно-технические условия развития топливно-энергетического комплекса России на рубеже ХХ-ХХ1 вв., которые отразились на темпах и содержании его цифровой трансформации. Вместе с тем считаем важным показать и обратное воздействие ТЭК на общественно-политические, социально-экономические и научно-технические процессы, которые имели фундаментальное значение.

К неизменным характеристикам истории России рубежа ХХ-ХХ1 вв. относятся такие, как демократический путь развития, рыночная модель экономики, социально ориентированное государство, инновационный курс научно-технической политики и др. Вместе с тем как в эволюции народного хозяйства, так и в развитии ТЭК того периода просматриваются определенные этапы с их характерными чертами. При этом наиболее трудными для топливно-энергетического комплекса, как и для всей экономики России, были 1990-е гг. Народное хозяйство и общество в целом оказались не готовы к радикальным рыночным преобразованиям, что привело к резкому спаду производства. Снижение объемов производства наблюдалось и в отраслях ТЭК, однако это происходило не столь динамично (рис. 1).

0

Отечественный ТЭК оказался весьма уязвим, так как: наблюдался высокий уровень общественно-политических и социально-экономических потрясений; в стране динамично уменьшалось количество субъектов хозяйственной деятельности; снижался платежеспособный спрос населения; имелась высокая энергоемкость отечественной экономики; наблюдался низкий уровень инновационной активности российских предприятий; были подорваны хозяйственные связи с предприятиями бывших советских республик; конъюнктура цен на мировых рынках энергоносителей имела не очень выгодный характер; разрушалась научно-техническая и технологическая база отраслей, в то время как мир был охвачен пятым технологическим укладом и третьей промышленной революцией. При этом научно доказано, что на содержание работы ТЭК тогда в большей мере воздействовали не технико-технологические факторы (например, надежность и безотказность оборудования), а факторы общественно-политические (забастовки, национальные конфликты и т.п.) и экономические (финансовая нестабильность, дефицит инвестиций и пр.) [9. С. 99]. В совокупности все эти проблемы угрожали энергетической безопасности России, особенно на уровне ее отдельных регионов.

Все-таки основная проблема в развитии топливно-энергетического комплекса заключалась в значительном дефиците финансовых средств. В начале 1990-х гг. это было актуально для всех без исключения отраслей ТЭК в силу сдерживания внутренних цен на энергоносители, значительного уровня налогообложения и экспортных ограничений. В наибольшей степени финансовый дефицит испытывала угольная промышленость [10], так как ее продукция оказалась наименее востребованной в условиях глубокого макроэкономического спада и неблагоприятной ценовой конъюнктуры на внутреннем и внешнем энергетических рынках, где господствовал природный газ. К тому же с 1994 г. шахтерская отрасль переживала кардинальную реструктуризацию, которая сопровождалась акциями протеста вплоть до 1999 г. Вместе с тем осложнялось в те годы и положение в нефтяной промышленности в связи с завершением эры «легких» месторождений [11. Л. 10], а труднодоступные места требовали дополнительных капиталовложений.

Дефицит финансовых средств сохранялся, а государство на протяжении 1990-х гг. все больше дистанцировалось от активного решения как макроэкономических, так и отраслевых вопросов. До 1998 г. серьезным образом не использовались как экономические, так и политические инструменты воздействия на хозяйственные процессы в стране. Вместо денег неолиберальное Правительство РФ предлагало частную собственность, конкуренцию, выход на мировые рынки, экономическую свободу и т.п. Конечно, использование данных инструментов новыми политическими и экономическими институтами принесло свои плоды: изживалось иждивенчество, формировались ментальные основы предпринимательства, появились материальные стимулы к труду, наблюдался рост технико -экономических показателей (даже в такой инертной отрасли, как угольная промышленность) и т.д. Между тем принципиальных сдвигов в деятельности предприятий ТЭК не наблюдалось. Межотраслевое сравнение показывает, что в более лучшем положении находились нефтегазовая промышленность и энергетика. При этом во всех отраслях процветали такие системные проблемы, как сокращение объемов геолого-разведочных работ, высокая степень износа техники и оборудования, большой отток специалистов, в том числе за рубеж, использование дорогостоящих услуг иностранных специалистов, высокая зависимость от импортных технологий [12. Л. 125; 13. С. 30] и др. Экспортно ориентированным предприятиям иметь дополнительную прибыль не позволял «валютный коридор».

Надо отдать должное предприятиям ТЭК России, которые, несмотря на все трудности, сумели мобилизовать свои силы и стали оперативно решать задачи стратегического характера. Особенно в этом преуспели предприятия нефтегазовой отрасли, которые не испытали значительного сокращения производства, в то же время сохранили высокий экспортный потенциал. Их доминирование во многом было связано со сменой приоритетов основных видов топлива (укладов) в топливно-энергетическом балансе как нашей страны, так и в мире (рис. 2). На рубеже ХХ-ХХ1 вв. доля газа в топливно-энергетическом балансе России достигла 55-60%, нефти 21-23%, угля на уровне 17-19%.

70 60 50 40 30 20 10 0

1913 1940 1945 1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995 годы

уголь ■ нефть

— — — — - прочие

Рис. 2. Доля участия различных энергоносителей в структуре топливно-энергетического баланса России с 1913 по 1995 г. [3]

%

К наиболее важным мероприятиям по повышению экономической эффективности предприятий ТЭК в то время относятся: поиск новых форм и методов повышения конкурентоспособности, расширение интеграционных связей, модернизация техники и оборудования (в том числе за счет импорта), социальная поддержка рабочих и инженерно-технических служащих (особенно в угольной промышлености) и др. Особое место в повышении уровня конкурентоспособности производственно-экономической деятельности занимали новые технологии, в том числе цифровые. В середине 1990-х гг. фактически все предприятия ТЭК России использовали компьютерные технологии, базы данных, Интернет, мобильную связь, новые средства автоматизации [14. Л. 25 об.]. Создавать собственные прорывные технологии тогда было сложно в силу дефицита финансовых ресурсов и депрессивного состояния науки. Поэтому большая часть инновационной продукции имела зарубежное происхождение. При этом сохранялись старые и формировались новые отечественные научно-технологические центры -научно-исследовательские институты, научно-производственные фирмы и т.д.

В ходе радикальной экономической реформы, приватизации и структурных преобразований в российском ТЭК, по инициативе Правительства РФ, были созданы крупные жизнеобеспечивающие и экспортно ориентированные холдинги (бизнес-группы), наиболее значимыми из которых стали: «Газпром», «ЮКОС», «Лукойл», «СУЭК», «Кузбассразрезуголь», «Мечел», РАО «ЕЭС России». Топливно-энергетический комплекс тогда стал основным «двигателем» экономики нашей страны. На его предприятиях в приоритетном порядке внедрялись современные технологии и инновационные разработки, прежде всего автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Это позволяло иметь им лидирующие позиции в производстве инновационной продукции на макроуровне [15. Л. 40]. Однако в большинстве случаев в силу сложившейся структуры топливно-энергетического баланса (см. рис. 2), средства, в первую очередь, направлялись для информатизации и автоматизации предприятий нефтегазовой промышленности, в то время как угольная промышленность и электроэнергетика оставались в этом вопросе на вторых ролях. Данная ситуация была несколько выровнена в 1995 г., когда была принята первая «Энергетическая стратегия России на период до 2010 года», одобренная Правительством РФ и определившая ключевые задачи, механизмы и направления обеспечения энергетической безопасности страны, в том числе за счет увеличения доли угля в топливно-энергетическом балансе [16].

Весьма событийным, сложным и противоречивым оказался 1998 г. На фоне ухудшения социально-экономической и общественно-политической стабильности в первой половине этого года государство стало более активно вмешиваться в экономические процессы, создавая благоприятные условия развития ТЭК, особенно в угольной промышленности: снижались транспортные тарифы, усиливалась борьба с экономическими преступлениями, расширялись возможности

приватизации предприятий, реализовывалась политика диверсификации экономики ресурсных регионов. Конечно, данные действия не имели фундаментального характера, но позволили заметно смягчить градус социально-экономической напряженности, в которой оказались россияне из-за разразившегося в том году мирового финансово-экономического кризиса. Цены на сырье в мире значительно упали, что привело к снижению валютных поступлений в бюджеты государства и экспортно ориентированных компаний. В результате были существенно подорваны материальные возможности и других отраслей экономики России, особенно смежных с ТЭК - металлургической, химической и др.

Пик испытаний в том году приходится на 17 августа, когда Правительство РФ объявило дефолт. В результате резко усилилась инфляция, сократились инвестиции, обанкротились многие предприятия и банки, снизились объемы производства, а также доходы федерального бюджета и населения. Однако сразу же появились и важные позитивные последствия дефолта, например, переход от политики «валютного коридора» к «плавающему» курсу рубля. Это заметно улучшило позиции отечественных экспортно ориентированных компаний, основная часть которых относилась к топливно-энергетическому комплексу. В сентябре 1998 г. было сформировано коалиционное Правительство РФ, состав и действия которого заметно укрепили общественно-политическую стабильность. В совокупности со скорым ростом цен в мире на энергоносители это положительным образом изменило финансово-экономические возможности как предприятий ТЭК, так и государства. Уже в конце 1998 г. обозначился экономический подъем не только в отраслях топливно-энергетического комплекса, но и во всем народном хозяйстве. Это сопровождалось сокращением задолженности за потребленные топливо и энергию, снижением задолженность по зарплате, повышением инвестиционной привлекательности предприятий ТЭК, усилением их интеграции со смежными отраслями, расширением программ научно-технологического развития [17. Л. 5], созданием отдельных цифровых продуктов, которые превосходили зарубежные аналоги [18. Л. 31]. Весьма символичным стало то, что с 1998 г. обозначился рост добычи угля в главном углепромышленном регионе страны - Кузбассе, который на протяжении всех лет «шоковой терапии» отсутствовал.

Таким образом, к началу 1999 г. сформировалась благоприятная политико-экономическая обстановка для решения более амбициозных задач в развитии топливно-энергетического комплекса, в том числе его технико-технологической модернизации. Положительные изменения актуализировали широкое внедрение цифровых продуктов и реализацию масштабных проектов совместно с иностранными партнерами. Однако серьезная альтернатива зарубежным информационным технологиям фактически не просматривалась. Использование цифровых технологий в большей мере было заметно в крупных компаниях, а из видов деятельности - в управлении.

Значительные изменения в общественно-политической и социально-экономической жизни страны произошли в 1999 г. Большая их часть имела положительный

характер: продолжала укрепляться политическая стабильность, в экономике реализовывались общественно значимые реформы, улучшалось материальное положение населения. Весьма благоприятная среда сложилась и для предприятий топливно-энергетического комплекса. С одной стороны, Правительство РФ усиливало меры государственного контроля над стратегически важными предприятиями и направлениями развития народного хозяйства, с другой - провело комплекс удачных рыночных реформ в духе монетаристской политики. Из наиболее значимых результатов политической и социально-экономической деятельности Правительства России в деле стимулирования развития ТЭК выделяются следующие: расширение полномочий руководителей субъектов РФ, преодоление кризиса неплатежей, серьезное снижение уровня инфляции, усиление прозрачности и правовой защиты хозяйственных процессов, создание регулируемого рынка энергоресурсов, а также условий для увеличения притока инвестиций (в том числе из-за рубежа), ослабление иностранных конкурентов на российском рынке энергоресурсов, повышение экономической привлекательности регионов с топливно-ресурсным потенциалом, рост социальной ответственности государства перед трудящимися и др. [19. Л. 11; 20. Л. 7]. Компании и предприятия ТЭК в том году существенно снизили издержки производственно-управленческой деятельности, повысили производительность труда, увеличили рентабельность и объемы производства продукции. Серьезный прогресс показывала угольная промышленность в связи с увеличением в народном хозяйстве спроса на уголь. Здесь быстро обозначился рост производительности труда и других производственно-экономических показателей. После долгого падения в стране стала расти угледобыча (см. рис. 1), снизились травматизм и смертность, госдотации были сведены к минимуму [21]. В результате экспорт каменного угля из России в 1999 г. увеличился по сравнению с 1998 г. на 3,8 млн т и составил 27,8 млн т [22]. В целом с 1999 г. начинается отсчет стабильного роста ВПП, ВВП и других важных макроэкономических показателей России [23].

Таким образом, 1999 г. - это время, когда отечественный топливно-энергетический комплекс из состояния «шоковой терапии» вступил в период укрепления государственного контроля над экономическими процессами. Субъекты хозяйственной деятельности стали работать на перспективу, что находило отражение в долгосрочных контрактах. Увеличение объемов оборотного капитала позволило предприятиям топливно-энергетического комплекса усилить финансирование мероприятий инновационного типа, в том числе и в таком важном направлении, как цифровая трансформация. Особые успехи предприятий и компаний угольной промышленности позволили заметно приблизить их модернизационный потенциал к уровню отраслевых лидеров - предприятий нефтегазовой промышленности и энергетики.

Избрание в 2000 г. нового Президента России -В.В. Путина, который к тому времени немало сделал для наведения порядка в финансово-экономической

сфере предприятий ТЭК [24], придало дополнительную уверенность в укреплении стабильности. Эти надежды довольно быстро стали оправдываться. Продолжая политику укрепления государственного контроля, а где-то и его прямого вмешательства, Президент и Правительство России сохранили приверженность магистральным направлениям в развитии государственности - демократический путь и рыночная экономика. Народное хозяйство и ТЭК показывали высокие темпы роста. По многим параметрам Россия занимала ведущие позиции в мире (добыча газа, нефти, угля, производство электроэнергии и т.д.). Продолжал расти экспорт энергоносителей [25. С. 8, 11]. Наблюдались диверсификация их производства и увеличение доли переработанной продукции [26].

При этом усилилось внимание руководства страны к решению социальных вопросов, в том числе области развития образования и науки. Реформы в совокупности с улучшением бюджетных возможностей (основную долю которых давал ТЭК) позволили создать благоприятную базу для научно-технологической модернизации. В начале 2000-х гг. были предприняты меры по созданию отечественных технопарков, бизнес-инкубаторов и других центров генерации и пропаганды продуктов инновационного типа. Значительную роль в их организации и функционировании играли предприятия и субъекты РФ, напрямую связанные с топливно-энергетическим комплексом. Таким образом, выстраивалось новое направление в области государственно-частного партнерства, дефицит которого долгое время не позволял сконцентрироваться на решении фундаментальных задач развития практико-ориентированных технологий. При этом фактически все новые технологии базировались на использовании цифровых решений. Предприятия ТЭК, которые повысили свою платежеспособность, стали больше приобретать конкурентоспособной техники, оборудования и технологий. Однако данная деятельность имела весьма разрозненный и не системный характер, в том числе в силу недостаточного протекционизма и конкурентного отставания отечественных технологий в сравнении с западными.

В 2000-е гг. приходит осознание того, что конкурентоспособность российской экономики зависит не столько от объема потребленных энергоресурсов, сколько от количества и качества научно-технологических достижений в сфере энергообеспечения. Российский рынок информационных технологий стал развиваться быстро и разностороннее. Данную динамику посредством кредитования поддерживал банковский сектор [27. Л. 1-3]. Однако по-прежнему народное хозяйство испытывало дефицит отечественных разработок. Поэтому в 2001 г. была принята федеральная целевая программ «Электронная Россия» (2002-2010 гг.) [28. Л. 19], которая стала драйвером развития цифровых технологий на государственном уровне. Предприятия и компании сворачивали внедрение локальных решений и стали ориентироваться на масштабные комплексные проекты. Таким образом, информатизация бизнес-процессов, совершенствование технологий обработки и анализа информации стали приоритетными.

Динамичное развитие информационных технологий изменило все области научных знаний, а также заставило пересмотреть принципы управления ведущими отраслями промышленности, прежде всего, на предприятиях ТЭК, которые обеспечивали энергетическую безопасность России. Поэтому в 2003 г. Правительством РФ была утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», главной задачей которой являлось определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке [29] . Одним из главных векторов перспективного развития отраслей топливно-энергетического комплекса являлся переход на путь инновационного и энергоэффективного развития. Благодаря использованию механизмов государственной энергетической политики, была осуществлена реформа электроэнергетики, создавались удобные налоговые условия в нефтегазовой отрасли, произошла либерализация рынка электроэнергии, стимулировалось развитие нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, развивалась биржевая торговля энергоресурсами, ликвидировались избыточные административные барьеры в деятельности энергетических компаний, реализовывались важные инфраструктурные проекты.

Первые успехи данной стратегии проявились в 2006 г., когда инновационная политика стала показывать пусть и незначительные, но реальные примеры модернизации экономики [30], в том числе и в сфере цифровизации [31]. С того времени на предприятиях ТЭК России стали внедряться «интеллектуальные» системы («умная скважина», «умная шахта» и т.д.), которые динамично распространялись во всех отраслях и предприятиях. В результате отрасли топливно-энергетического комплекса показывали рост интенсивности промышленного производства [32. Л. 41]. При этом на макроэкономическом уровне наблюдалось снижение энергоемкости производства [33. Л. 20]. В целом начался переход компаний и предприятий ТЭК от экстенсивного к интенсивному пути развития.

Значительную роль в развитии данной тенденции играли профессорско-преподавательский состав технических вузов, а также специалисты ведущих научно-исследовательских центров. Некоторые из предлагавшихся ими продуктов имели прорывной характер, но таких было мало [31]. Немаловажно и то, что сохранялся существенный разрыв в сроках между презентацией нового продукта и его внедрением. Поэтому среди руководства предприятий ТЭК России в сфере цифровых технологий продолжали преобладать прозападные ориентиры, которые компенсировались вполне завидными результатами. Тогда данная ситуация не вызывала особой тревоги, так как отношения России со странами Запада развивались по нарастающей линии. При этом зависимость имела обоюдный характер: предприятия российского ТЭК - от передовой техники и технологий, страны Запада (в основном Европы) - от энергоносителей. Топливно-энергетический комплекс становился все более значимым инструментом продвижения не только экономических, но и геополитических интересов России.

В течение рассматриваемого периода серьезное воздействие на отечественный ТЭК оказал мировой финансово-экономический кризис 2008 г., поразивший, в большей мере, страны Запада. Он больно ударил по сырьевому сектору народного хозяйства, так как цены в мире на энергоносители значительно снизились. Произошел спад в отечественной экономике на 8%, в энергетике на 6% и т.д. В 2009 г. ситуация на глобальном рынке ухудшилась, так как сократился мировой ВВП. В результате понизилась рентабельность большинства важнейших инвестиционных проектов топливно-энергетического комплекса России [34. Л. 4]. Пострадали все его отрасли, но особенно угольная. В 2009 г. она, впервые с 2001 г., стала убыточной. Одним из ответов на данные разрушительные последствия кризиса стала переориентация отраслей ТЭК России на азиатско-тихоокеанский рынок энергоресурсов.

Как и любой другой, этот кризис имел не только отрицательные, но положительные последствия. Государство уменьшило налоговое бремя [35. С. 71]. Предприятия ТЭК взяли курс на снижение издержек производства, в том числе и посредством цифровиза-ции. Ее ключевым направлением явилось увеличение количества и качества «интеллектуальных» систем. Наращивались и другие виды цифрового совершенствования производственной деятельности - автоматизация, роботизация, видеонаблюдение, беспилотные механизмы и др. Увеличивалось финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Показательно, в 2010 г. доля затрат на НИОКР у ПАО «Газпром» и ОАО «НК "Роснефть"» была выше, чем у группы компаний «Shell» [36. С. 116]. В конце рассматриваемого периода уже были созданы предпосылки для перехода топливно-энергетического комплекса к новому формату использования цифровых технологий, получившего название «Индустрия 4.0». Однако сохранялся и ряд острых проблем, связанных с некоторыми провалами в ходе рыночных преобразований: сравнительно высокая себестоимость продукции, низкая инвестиционная привлекательность предприятий, высокая монополизация рынка электроснабжения, низкий уровень КПД использовавшихся ресурсов, серьезный износ оборудования и др. [37. С. 18; 38. С. 16, 19] От степени их решения во многом зависела последующая динамика цифровой трансформации отраслей топливно-энергетического комплекса.

Таким образом, в истории развития ТЭК России в течение рассматриваемого периода просматривается следующая важная цепь событий. С 1992 по 1998 г. топливно-энергетический комплекс, вместе со всем народным хозяйством, прошел через радикальные трансформационные процессы. Они имели противоречивый характер, но главные задачи по вхождению в рынок были выполнены. Существенное улучшение конъюнктуры мирового рынка энергоносителей в 1999 г. позволило государству расширить свои финансовые возможности и, начиная с 2000 г., активнее участвовать в формировании экономики нового типа. С того времени берет начало социально-экономическая политика Правительства РФ, ориентированная на

создание благоприятных условий научно-технологического развития, в том числе и в отраслях ТЭК. В 2006 г. появились первые реальные результаты данной политики: повысилась динамика цифровизации, стали внедряться прорывные технологии. Однако безграничные возможности использования зарубежных технологий снижали степень вовлечения отечественного ресурсного потенциала в решение актуальных задач модернизации топливно-энергетического комплекса. При этом всем участникам такое положение было выгодно. Данную ситуацию несколько изменил кризис 2008 г., который показал уязвимость добывающих отраслей российской экономики, важность формирования собственных источников и центров научно-технологической и экономической силы.

Итак, топливно-энергетический комплекс России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. характеризовался следующими

этапами в своем развитии: первый - 1992-1998 гг. (переход к рынку), второй - 1999 г. (рост конкурентоспособности), третий - 2000-2005 гг. (укрепление государственно-частного партнерства), четвертый - 20062010 гг. (начало перехода к интенсивному пути развития). Первые три этапа были самыми трудными, где технологии информатизации и цифровизации отраслей ТЭК стали необходимой реальностью, показав свой важный потенциал. Накопленные возможности позволили отечественным предприятиям во время четвертого этапа вступить в новую фазу инновационного развития - цифровую трансформацию. В целом в течение анализируемого времени ТЭК России достойно прошел все испытания. Он в полной мере обеспечил энергетическую безопасность страны, а также создал базу для формирования суверенной модели развития всего народного хозяйства.

Список источников

1. Протокол № 4 заседания Пленума Тюменского обкома КПСС, 26 января 1991 г. // Российский государственный архив социально-полити-

ческой истории. Ф. 17. Оп. 160. Д. 987.

2. Осипова И.М., Наумова Т.А. К вопросу об ускорении внедрения инноваций в топливно-энергетическом комплексе // Вестник ИрГТУ. 2012.

№ 10 (69). С. 312-316.

3. Грунь В.Д., Зайденварг В.Е., Килимник В.Г., Малышев Ю.Н., Попов В.Н., Рожков А.А. История угледобычи в России / под общ. ред. Б.Ф.

Братченко. М. : Росинформуголь, 2003. 480 с.

4. Капитонов И.А., Шулус А.А. Внедрение современных технологий в отечественном ТЭК как фактор инновационного развития российской

экономики // Вестник НГИЭИ (Нижегородский государственный инженерно-экономический университет). 2016. № 11 (66). С. 58-65.

5. Славкина М.В. Влияние отечественного нефтегазового комплекса на модернизационные процессы в СССР-России (1939-2008 гг.) : авто-

реф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2013. 46 с.

6. Калинов В.В. Реформирование газовой отрасли промышленности в 90-е гг. // Вестник Сургутского государственного педагогического уни-

верситета. 2015. № 5 (38). С. 166-170.

7. Бодрова Е.В. Разработка проектов реформирования научно-технической сферы и результаты их реализации в контексте перехода РФ к

рынку // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 80. С. 5-15. doi: 10.17223/19988613/80/1

8. Текущий архив Росинформуголь - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России.

9. Топливно-энергетический комплекс России: Современное состояние и взгляд в будущее / Г.В. Агафонов, Е.Д. Волкова, Н.И. Воропай и др.

Новосибирск : Наука, 1999. 312 с.

10. Технико-экономические показатели работы акционерного общества за 1997 г. // Государственный архив Кузбасса. Ф. Р-183. Оп. 1. Д. 497.

11. Программа организации полигонов проведения опытно-промышленных работ, 1996 г. // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 10240. Оп. 1. Д. 1529.

12. О положении дел в угольной промышленности Кузбасса, 1997 г. // Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 801. Оп. 3. Д. 31.

13. Сулоева С.Б., Мартынатов В.С. Особенности цифровой трансформации предприятий нефтегазового комплекса // Организатор производства. 2019. Т. 27, № 2. С. 27-36.

14. Сборник Минтопэнерго России «Результаты важнейших работ Минтопэнерго России по межотраслевым научно-техническим программам в 1994 г.» // ГАРФ. Ф. 10240. Оп. 1. Д. 966.

15. Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации», 1995 г. // ГАРФ. Ф. 10200. Оп. 5. Д. 3650.

16. Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г. № 1006 «Об Энергетической стратегии России» // Текущий архив Росинформуголь -филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России.

17. О ходе выполнения программы научно-технического перевооружения ВНК, 1998 г., 08 июня // Государственный архи Томской области (ГАТО). Ф. Р-2023. Оп. 1. Д. 318.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Решение № 21 заседания секции «Новые высокие технологии для газовой промышленности» ОАО «Газпром», документы к заседанию, 07 октября - 22 декабря 1998 г. // РГАЭ. Ф. 977. Оп. 1. Д. 1585.

19. Протокол заседания Правительства РФ от 21.08.98 // ГАРФ. Ф. 10104. Оп. 1. Д. 3.

20. Протокол схода жителей п. Углекаменск, 1999 г. // Архив Партизанского городского округа (Приморский край). Ф. 35. Оп. 1. Д. 362.

21. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1992-2008 гг. URL: http://www.gks.ru/doc_2009/year09_pril.xls (дата обращения: 02.10.2023).

22. Экспорт важнейших видов промышленных товаров из Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B02_48/IssWWW.exe/ Stg/d020/i020780r.htm (дата обращения: 26.10.2023).

23. Индексы физического объема валового внутреннего продукта и валовой добавленной стоимости отраслей экономики (в постоянных ценах, в % к предыдущему году) // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/ vvp/tab50.htm (дата обращения: 23.10.2023)

24. Соловенко И.С. Протестное движение шахтеров России в 1992-1999 гг. : дис. ... д-ра ист. наук. Томск, 2017. 600 с.

25. Лапаева М.Г., Лапаева О.Ф. Основные этапы формирования и развития топливно-энергетического комплекса в России // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 8. С. 4-12.

26. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., 13 ноября 2009 г. // Текущий архив Росинформуголь - филиал ФГБУ «Российское энергетическое агентство».

27. Отчет о работе Службы новых технологий ВНК в 2001 г. // ГАТО. Ф. Р-2023. Оп. 1. Д. 408.

28. ГАРФ. Ф. 10255. Оп. 1. Д. 19.

29. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р) // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/all/46465/ (дата обращения: 22.10.2023 г.).

30. Клеева Л.П., Воробьев И.В. Оценка уровня инновационного развития отечественной экономики // Креативная экономика. 2011. № 9. С. 98-107.

31. Соловенко И.С., Рожков А.А. Основные этапы цифрового перехода в топливно-энергетическом комплексе России (рубеж XX-XXI вв.) // Уголь. 2023. № 10. С. 72-78.

32. Отчет о деятельности центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ в 2007 г. // ГАРФ. Ф. 10342. Оп. 3. Д. 80.

33. Информационно-аналитический доклад Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации об эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и энергосбережения в России за 2008 год // ГАРФ. Ф. 10342. Оп. 3. Д. 204.

34. Инвестиционная активность организаций промышленного производства в 2008 г. // ГАРФ. Ф. 10342. Оп. 3. Д. 209.

35. Малышева Д.А. Экспортная стратегия нефтяных компаний // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 2. С. 70-72.

36. Остроухова Н.Г. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в топливно-энергетическом комплексе России // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2016. № 2 (29). С. 109-119.

37. Вдовин А.Н. Развитие топливно-энергетического комплекса России: альтернативные сценарии // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 41 (248) С. 13-20.

38. Синяк Ю.В., Некрасов А.С., Воронина С.А., Семикашев В.В., Колпаков А.Ю. Топливно-энергетический комплекс России: возможности и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2013. № 1 (136). С. 4-21.

References

1. Russian State Archive for Social and Political History. Fund 17. List 160. File 987. Protokol № 4 zasedaniya Plenuma Tyumenskogo obkoma KPSS,

26yanvarya 1991 g. [Minutes No. 4 of the meeting of the Plenum of the Tyumen Regional Committee of the CPSU, January 26, 1991].

2. Osipova, I.M. & Naumova, T.A. (2012) K voprosu ob uskorenii vnedreniya innovatsiy v toplivno-energeticheskom komplekse [On the issue of

accelerating the implementation of innovations in the fuel and energy complex]. Vestnik IrGTU. 10 (69). pp. 312-316.

3. Grun', V.D. et al. (2003) Istoriya ugledobychi v Rossii [History of Coal Mining in Russia]. Moscow: Rosinformugol'.

4. Kapitonov, I.A. & Shulus, A.A. (2016) Vnedrenie sovremennykh tekhnologiy v otechestvennom TEK kak faktor innovatsionnogo razvitiya

rossiyskoy ekonomiki [Introduction of modern technologies in the domestic fuel and energy complex as a factor in the innovative development of the Russian economy]. VestnikNGIEI (Nizhegorodskiy gosudarstvennyy inzhenerno-ekonomicheskiy universitet). 11 (66). pp. 58-65.

5. Slavkina, M.V. (2013) Vliyanie otechestvennogo neftegazovogo kompleksa na modernizatsionnye protsessy v SSSR—Rossii (1939—2008 gg.) [The

influence of the domestic oil and gas complex on the modernization processes in the USSR-Russia (1939-2008)]. Abstract of History Dr. Diss. Moscow.

6. Kalinov, V.V. (2015) Reformirovanie gazovoy otrasli promyshlennosti v 90-e gg. [Reforming the gas industry in the 1990s]. Vestnik Surgutskogo

gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 5 (38). pp. 166-170.

7. Bodrova, E.V. (2022) Development of projects of reforming of the scientific and technical sphere and results of their realization in the context of

transition of the Russian Federation to the market. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya — Tomsk State University Journal of History. 80. pp. 5-15. (In Russian). DOI: 10.17223/19988613/80/1

8. Tekushchiy arkhiv Rosinformugol' — filial FGBU "REA" Minenergo Rossii [Current Archive of Rosinformugol of Russian Energy Agency].

9. Agafonov, G.V. et al. (1999) Toplivno-energeticheskiy kompleks Rossii: Sovremennoe sostoyanie i vzglyad v budushchee [Fuel and Energy Complex

of Russia: Current state and outlook into the future]. Novosibirsk: Nauka.

10. State Archive of Kuzbass (GAK). Fund R-183. List 1. File 497. Tekhniko-ekonomicheskiepokazateli raboty aktsionernogo obshchestvaza 1997g. [Technical and economic performance indicators of the joint-stock company for 1997].

11. State Archive of the Russian Federation. (GARF). Fund 10240. List 1. File 1529. Programma organizatsii poligonov provedeniya opytno-promyshlennykh rabot, 1996 g. [Program for organizing test sites for experimental industrial work, 1996].

12. Russian State Archive of the Economy (RGAE). Fund 801. List 3. File 31. Opolozhenii del v ugol'noypromyshlennosti Kuzbassa, 1997g. [On the state of affairs in the coal industry of Kuzbass, 1997].

13. Suloeva, S.B. & Martynatov, V.S. (2019) Osobennosti tsifrovoy transformatsii predpriyatiy neftegazovogo kompleksa [Features of digital transformation of oil and gas enterprises]. Organizatorproizvodstva. 2 (27). pp. 27-36.

14. State Archive of the Russian Federation. (GARF). Fund 10240. List 1. File 966. SbornikMintopenergo Rossii "Rezul'taty vazhneyshikh rabot Mintopenergo Rossii po mezhotraslevym nauchno-tekhnicheskim programmam v 1994 g. " [Results of the most important work of the Ministry of Fuel and Energy of Russia on intersectoral scientific and technical programs in 1994. Collection of the Ministry of Fuel and Energy of Russia].

15. State Archive of the Russian Federation. (GARF). Fund 10200. List 5. File 3650. PostanovleniePravitel'stvaRF "Opervoocherednykh merakhpo razvitiyu i gospodderzhke innovatsionnoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii", 1995 g. [Decree of the Government of the Russian Federation "On priority measures for the development and state support of innovative activities in the Russian Federation", 1995].

16. Tekushchiy arkhiv Rosinformugol' - filial FGBU "REA" Minenergo Rossii [Current Archive of Rosinformugol of Russian Energy Agency]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.10.1995 g. № 1006 "Ob Energeticheskoy strategii Rossii" [On the Energy Strategy of Russia. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1006 of October 13, 1995].

17. State Archive of Tomsk Oblast (GATO). Fund R-2023. List 1. File 318. O khode vypolneniya programmy nauchno-tekhnicheskogo perevooruzheniya VNK, 1998 g., 08 iyunya [On the progress of the scientific and technical re-equipment program of the VNK, 1998, June 08].

18. Russian State Archive of the Economy (RGAE). Fund 977. List 1. File 1585. Reshenie № 21 zasedaniya sektsii "Novye vysokie tekhnologii dlya gazovoy promyshlennosti" OAO "Gazprom ", dokumenty k zasedaniyu, 07 oktyabrya — 22 dekabrya 1998 g. [Decision No. 21 of the meeting of the section "New high technologies for the gas industry" of OJSC Gazprom, documents for the meeting, October 7 - December 22, 1998].

19. State Archive of the Russian Federation. (GARF). Fund 10104. List 1. File 3. Protokol zasedaniya Pravitel'stva RF ot 21.08.98 [Minutes of the meeting of the Government of the Russian Federation of August 21, 1998].

20. Archive of Partizansky City District (Primorsky Krai). Fund 35. List 1. File 362. Protokol skhodazhiteleyp. Uglekamensk, 1999g. [Minutes of the gathering of residents of the village of Uglekamensk, 1999].

21. Federal State Statistics Service (Rosstat). (2009) Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli Rossiyskoy Federatsii v 1992—2008 gg. [Socio-economic indicators of the Russian Federation in 1992-2008]. [Online] Available from: http://www.gks.ru/doc_2009/year09_pril.xls. (Accessed: 02.10.2023).

22. Federal State Statistics Service (Rosstat). (2002) Eksport vazhneyshikh vidovpromyshlennykh tovarov iz Rossiyskoy Federatsii [Export of the most important types of industrial goods from the Russian Federation]. [Online] Available from: http://www.gks.ru/bgd/regl/B02_48/IssWWW.exe/Stg/d020/i020780r.htm. (Accessed: 26.10.2023).

23. Federal State Statistics Service (Rosstat). (n.d.) Indeksy fizicheskogo ob"ema valovogo vnutrennego produkta i valovoy dobavlennoy stoimosti otrasley ekonomiki (v postoyannykh tsenakh, v % k predydushchemu godu) [Indices of the physical volume of gross domestic product and gross added value of economic sectors (in constant prices, in % of the previous year)]. [Online] Available from: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/vvp/tab50.htm. (Accessed: 23.10.2023)

24. Solovenko, I.S. (2017) Protestnoe dvizhenie shakhterov Rossii v 1992—1999 gg. [Protest movement of Russian miners in 1992-1999]. History Dr. Diss. Tomsk.

25. Lapaeva, M.G. & Lapaeva, O.F. (2004) Osnovnye etapy formirovaniya i razvitiya toplivno-energeticheskogo kompleksa v Rossii [The main stages of the formation and development of the fuel and energy complex in Russia]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 8. pp. 4-12.

26. Tekushchiy arkhiv Rosinformugol' - filial FGBU "REA" Minenergo Rossii [Current Archive of Rosinformugol of Russian Energy Agency]. Energeticheskaya strategiya Rossii naperiod do 2030 g., 13 noyabrya 2009 g. [Energy strategy of Russia for the period up to 2030, November 13, 2009].

27. State Archive of Tomsk Oblast (GATO). Fund R-2023. List 1. File 408. Otchet o rabote Sluzhby novykh tekhnologiy VNK v 2001 g. [Report on the work of the Service for New Technologies of VNK in 2001].

28. State Archive of the Russian Federation. (GARF). Fund 10255. List 1. File 19. (In Russian).

29. The Russian Government. (2003) Energeticheskaya strategiya Rossii na period do 2020 goda (Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel 'stva RF ot 28 avgusta 2003 g. № 1234-r) [Energy strategy of Russia for the period until 2020 (Approved by order of the Government of the Russian Federation No. 1234-r of August 28, 2003)]. [Online] Available from: http://government.ru/docs/all/46465/. (Accessed: 22.10.2023).

30. Kleeva, L.P. & Vorob'ev, I.V. (2011) Otsenka urovnya innovatsionnogo razvitiya otechestvennoy ekonomiki [Assessing the level of innovative development of the domestic economy]. Kreativnaya ekonomika. 9. pp. 98-107.

31. Solovenko, I.S. & Rozhkov, A.A. (2023) Osnovnye etapy tsifrovogo perekhoda v toplivno-energeticheskom komplekse Rossii (rubezh XX-XXI vv.) [The main stages of the digital transition in the Russian fuel and energy complex (the turn of the 21st century)]. Ugol'. 10. pp. 72-78.

32. State Archive of the Russian Federation. (GARF). Fund 10342. List 3. File 80. Otchet o deyatel'nosti tsentra ekonomicheskoy kon'yunktury pri Pravitel 'stve RF v 2007 g. [Report on the activities of the Center for Economic Conjuncture under the Government of the Russian Federation in 2007].

33. State Archive of the Russian Federation. (GARF). Fund 10342. List 3. File 204. Informatsionno-analiticheskiy doklad Analiticheskogo tsentra pri Pravitel 'stve Rossiyskoy Federatsii ob effektivnosti ispol 'zovaniya toplivno-energeticheskikh resursov i energosberezheniya v Rossii za 2008 god [Information and analytical report of the Analytical Center under the Government of the Russian Federation on the efficiency of use of fuel and energy resources and energy saving in Russia for 2008].

34. State Archive of the Russian Federation. (GARF). Fund 10342. List 3. File 209. Investitsionnaya aktivnost' organizatsiy promyshlennogo proizvodstva v 2008 g. [Investment activity of industrial production organizations in 2008].

3 5. Malysheva, D.A. (2010) Eksportnaya strategiya neftyanykh kompaniy [Export strategy of oil companies]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. 2. pp. 70-72.

36. Ostroukhova, N.G. (2016) Problemy i perspektivy razvitiya innovatsionnoy deyatel'nosti v toplivno-energeticheskom komplekse Rossii [Problems and prospects for the development of innovative activity in the fuel and energy complex of Russia]. Vestnik Permskogo universiteta. Ser. "Ekonomika". 2 (29). pp. 109-119.

37. Vdovin, A.N. (2011) Razvitie toplivno-energeticheskogo kompleksa Rossii: al'ternativnye stsenarii [Development of the Russian fuel and energy complex: alternative scenarios]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya ipraktika. 41 (248) pp. 13-20.

38. Sinyak, Yu.V. et al. (2013) Toplivno-energeticheskiy kompleks Rossii: vozmozhnosti i perspektivy [Fuel and energy complex of Russia: opportunities and prospects]. Problemy prognozirovaniya. 1 (136). pp. 4-21.

Информация об авторах:

Соловенко И.С. - д-р ист. наук, доцент Национального исследовательского Томского политехнического университета (Томск, Россия). E-mail: solovenko71@mail.ru

Рожков А.А. - д-р экон. наук, начальник отдела аналитических исследований и краткосрочного прогнозирования развития угольной промышленности Российского энергетического агентства Минэнерго России (Москва, Россия). E-mail: aarozh-kov@mail.ru

Пинжин К.А. - студент Национального исследовательского Томского политехнического университета (Томск, Россия). E-mail: pinzhin98@mail.ru

Жолбин А.П. - студент Национального исследовательского Томского политехнического университета (Томск, Россия). E-mail: pszholbin@gmail.com

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

I.S. Solovenko, Dr. Sci. (History), associate professor, Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: solov-enko71@mail.ru

A.A. Rozhkov, Dr. Sci. (Economics), head of a department, Russian Energy Agency of the Ministry of Energy of Russia (Moscow, Russian Federation). E-mail: aarozhkov@mail.ru

K.A. Pinzhin, student, Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: pinzhin98@mail.ru A.P. Zholbin, student, Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: pszholbin@gmail.com

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.11.2023; одобрена после рецензирования 13.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The article was submitted 10.11.2023; approved after reviewing 13.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.