Из жизни вуза
91
В. ОБУХОВ, профессор,ректор
Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) занимает особое место среди педагогических вузов России. Являясь правопреемником Учительского института, учрежденного 1 июля 1902 г. по Высочайшему повелению Императора Николая II, университет сочетает лучшие профессиональные традиции старейшего на Востоке страны педагогического вуза с современными инновационными тенденциями в образовании и высоким уровнем научных исследований.
Ныне он располагает современной информационно-коммуникационной инфраструктурой, научной библиотекой, музейным комплексом, издательством учебно-методической и научной литературы, восемью учебными корпусами, благоустроенными общежитиями, базой отдыха, спортивной базой, включающей в себя плавательный бассейн, стадион, несколько спортивных залов.
В 1995 г. вузу был присвоен статус университета. О динамике ТГПУ можно судить по его движению в рейтинге педагогических и лингвистических вузов страны, а именно: за последние пять лет он переместился с 21-26-й позиции на 3-5-е место. Наш университет по праву входит в число сильнейших педагогических вузов России и видит свою миссию в содействии созданию глобальных преимуществ для отечественной научно-образовательной системы в условиях вхождения России в мировое научно-образовательное пространство.
Успех ТГПУ определяется и выбором стратегической цели, и принципами ее достижения. Мы в полной мере разделяем убеждение академика П.Л. Капицы в том, что университет -это место, где не только учат студентов, но и из молодых преподавателей
Томский государственный педагогический университет: стратегия успеха
делают опытных. Данный процесс основывается на органичной связи «ассистент -профессор», что позволяет, во-первых, сохранять традиции научныхшкол, во-вторых, находить оптимальные пути воплощения научных результатов в методическое сопровождение учебных курсов и избегать ситуации, в которой преподаватель становится ретранслятором чужих учебников, в-третьих, разрабатывать собственные инновационные технологии и успешно адаптировать в своей практике передовой опыт модернизации образования.
В настоящее время в вузе обучаются свыше 11 тысяч студентов всех форм обучения, работают 60 докторов и 300 кандидатов наук. Более 300 аспирантов, докторантов и соискателей готовятся к защите диссертаций. Подготовка специалистов в вузе осуществляется по 34 специальностям высше-
92
Высшее образование в России • № 8, 2007
го профессионального образования. В 2004 г. вуз успешно прошел очередную комплексную оценку своей деятельности и получил право на подготовку по направлениям основных образовательных программ в рамках «Плана мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования России на 2005-2010 гг.». ТГПУ выступил инициатором ряда экспериментальных проектов, направленных на модернизацию учебного процесса, повышение качества подготовки и востребованности выпускников вуза. В частности, созданы условия для эволюционного перехода от подготовки по специальностям к подготовке по направлениям. Для этого в рамках эксперимента учебные планы ряда специальностей перестроены таким образом, чтобы основную предметную подготовку осуществлять на младшихкурсах, перенеся профессиональную подготовку на 4-5-й курсы, где создаются условия для обучения студентов профессиональному мастерству.
В штатном составе вуза более 70% преподавателей имеют ученые степени (степень доктора наук - 14%, степень кандидата наук - более 56%), причем средний возраст докторов наук составляет менее 57 лет, а кандидатов - менее 36 лет. Высокий кадровый потенциал вуза позволяет привлекать существенные средства из ведущих научных фондов на проведение и развитие научных исследований. Объем данного финансирования на одного преподавателя в
2005 г. составил 50,7 тыс. рублей, а в расчете на одного преподавателя со степенью - 65,7 тыс. рублей, что является одним из самыхвысоких показателей для педагогических вузов страны.
На базе вуза работают сложившиеся научные школы, которые прокладывают пути международного сотрудничества ТГПУ. Всероссийскую и мировую известность имеет школа физиков-теоретиков. В
2006 г. эта школа второй раз подтвердила статус «президентской». Следует подчер-
кнуть, что среди педагогических вузов России только два (МПГУ и ТГПУ) представлены в президентской программе «Поддержка научных школ ». Во многом благодаря усилиям этой школы в рейтинге элитного цитирования, проводимом в 2002 г. Министерством науки и технологий, ТГПУ занял среди всех российских вузов второе место (вслед за МГУ им. М.В. Ломоносова).
В России и за рубежом широко известна школа «Языки и культура аборигенных народов Сибири и Севера», основанная еще в довоенные годы профессором А.П. Дульзо-ном. В настоящее время ее возглавляет заслуженный работник высшей школы, профессор О.А. Осипова. В рамках этой школы подготовлено более 20 докторов и более 100 кандидатов наук. Результаты научных исследований используются в практической работе при подготовке учителей для малочисленных народов Сибири и Севера. Созданы учебники и учебно-методические пособия по языкам исчезающих культур.
Большое признание получила научная школа «Болота и биосфера » под руководством чл.-корр. РАСХН, профессора Л.И. Инишевой. Особо нужно отметить успехи этой школы в подготовке научной молодежи. Молодые ученые коллектива трижды выигрывали гранты по направлению «Выполнение НИР, ОКР и ТР молодыми учеными и преподавателями во время проведения стажировок в российских и зарубежных НОЦ». На базе университета проводится Общероссийская школа молодых ученых «Болота и биосфера», которая ста-
Из жизни вуза
93
ла уже традиционной (в 2006 г. она проводилась в пятый раз). В 2006 г. в ТГПУ создана единственная за Уралом испытательная лаборатория агроэкологии «Testing laboratory of agroecology»; она аккредитована в «Системе аккредитации аналитических лабораторий (центров)».
Уникальной является научная школа «Математика. Психология. Интеллект » под руководством профессора Э.Г. Гельфман. В рамках этой школы развито новое направление в методике обучения, основанное на учете психологических и возрастных особенностей учащихся. На основе фундаментальных исследований, поддержанных многочисленными грантами, нашими сотрудниками разработаны учебники по математике, которые включены в федеральный комплект для общеобразовательной школы.
В университете создан Институт теории образования (научный руководитель - чл.-корр. РАО, профессор В.А. Дмитриенко). Здесь выполняются фундаментальные и прикладные исследования по теории и философии образования, педагогической и социальной психологии, педагогике и истории педагогики, модернизации послевузовского образования. Большое внимание в работе института уделяется подготовке кадров высшей квалификации, что создает условия для успешного функционирования четырех диссертационных советов.
Вуз совершил серьезный прорыв в сфере издательской деятельности. Создано издательство научной и учебно-методической литературы, работает редакци-онно-издательский совет. Только за последние три года выпущено более 100 монографий, более 300 учебников и учебных пособий, из них 32 - с грифами министерства и профильных УМО, многочисленные методические материалы для обеспечения учебного процесса. В 1997 г. вузом учрежден научный журнал «Вест-
ник ТГПУ» (www.vestnik.tomsk.edu.ru), который в 2003 г. был включен в «Перечень ВАК РФ ». Журнал оказался очень востребованным, широко известен в России и играет важную роль в подготовке кадров высшей квалификации, особенно по педагогическим специальностям.
В заключение сформулирую актуальные направления деятельности Томского государственного педагогического университета:
■ интеграция интеллектуального потенциала университета, внедрение новых образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационной инфраструктуры вуза и региона в целях обеспечения системы общего образования и социальной сферы высококвалифицированными специалистами;
■ создание системы воспитания на основе ценностей гражданского общества и европейских стандартов прав человека;
■ развитие научных исследований, направленных на содействие прогрессу науки, образования и культуры;
■ расширение сферы коммерциализации
научно-педагогических разработокдляповы-шения конкурентоспособности вуза в условиях глобализации образовательныхуслуг;
■ становление вуза как центра влияния на систему общего образования и социальную сферу в масштабах Сибирского региона.
I щ
а
{у
А'V М