Научная статья на тему '«Томские епархиальные ведомости» о церковно-религиозной жизни в Томской губернии в годы Первой мировой войны (июль 1914–1917 гг.)'

«Томские епархиальные ведомости» о церковно-религиозной жизни в Томской губернии в годы Первой мировой войны (июль 1914–1917 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Первая мировая война / Томская губерния / региональная церковная пресса / World War I / Tomsk Province / regional church press

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Игорь Александрович Ерёмин

На основе анализа публикаций в епархиальном издании охарактеризованы особенности церковно-религиозной жизни в Томской губернии в разные периоды Первой мировой войны. Делается вывод о том, что главное место в ней заняла идея благотворительности, как выполнение на практике важнейшей евангельской заповеди о любви к ближнему своему, под которым подразумевался совершенно незнакомый человек, нуждавшийся в помощи. Драматические события 1917 г. развернули церковно-религиозную жизнь в регионе в русло политико-партийной борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tomskie Eparkhialnye Vedomosti about the church and religious life in Tomsk Province during the First World War (July 1914–1917)

The aim of the research is to analyze publications in Tomskie Eparkhialnye Vedomosti and characterize the features of the church and religious life in the region during different periods of the First World War. The Christian teaching about the presence of faith only through good, selfless deeds became the core of the religious and church life of the eparchy during the war years. During this period, the editors of the periodical constantly turned to informing the population of the region about the progress of work to provide various assistance to soldiers’ families and different categories of war victims, and received numerous responses from various localities. The church and religious life in the region in the second half of 1914 was characterized by the fact that people went to churches, which were crowded with worshipers. Schools did not accommodate participants in discussions at which priests spoke about the progress of military operations. A coherent system of church charity was created in the eparchy to provide assistance to soldiers’ families, front-line soldiers, and victims of war. In 1915, among the features of the religious and church life in the eparchy, contemporaries noted the awakened self-awareness of the population, which forced them to pay attention to their unpreparedness to fight the powerful enemy. The consequence of this understanding among the Orthodox inhabitants of the region was an unprecedented demand for a variety of knowledge. In the church and religious life of the province, 1916 became a period of greatest tension between the clergy and the laity in providing assistance to the active army and various categories of war victims. Enormous credit for this belonged to the head of the Tomsk eparchy, an outstanding preacher of his time, Bishop Anatoly. After the coup d’etat in February 1917, new authorities at all levels sought to minimize the influence of the Russian Orthodox Church on society. As a result, the previous forms of the church and religious life in the region began to quickly degrade and fade away. The content of publications in Tomskie Eparkhialnye Vedomosti from July 1914 to March 1917 testifies to the active support by the clergy and the laity of the eparchy for the actions of the country’s leadership to repel the enemy, to mobilize society for its speedy defeat. The church and religious life in the Siberian province quickly began to be restructured along military lines. The main place in it was occupied by the idea of charity as the implementation of the most important gospel commandment to love one’s neighbor, which meant a complete stranger who needed help.

Текст научной работы на тему ««Томские епархиальные ведомости» о церковно-религиозной жизни в Томской губернии в годы Первой мировой войны (июль 1914–1917 гг.)»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 76-88 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 497. рр. 76-88

Научная статья УДК 94 (571.1) doi: 10.17223/15617793/497/8

«Томские епархиальные ведомости» о церковно-религиозной жизни в Томской губернии в годы Первой мировой войны (июль 1914-1917 гг.)

Игорь Александрович Ерёмин1

1 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, iaeremin61@yandex.ru

Аннотация. На основе анализа публикаций в епархиальном издании охарактеризованы особенности церковно-религиозной жизни в Томской губернии в разные периоды Первой мировой войны. Делается вывод о том, что главное место в ней заняла идея благотворительности, как выполнение на практике важнейшей евангельской заповеди о любви к ближнему своему, под которым подразумевался совершенно незнакомый человек, нуждавшийся в помощи. Драматические события 1917 г. развернули церковно-религиозную жизнь в регионе в русло политико-партийной борьбы.

Ключевые слова: Первая мировая война, Томская губерния, региональная церковная пресса

Для цитирования: Ерёмин И.А. «Томские епархиальные ведомости» о церковно-религиозной жизни в Томской губернии в годы Первой мировой войны (июль 1914-1917 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 76-88. doi: 10.17223/15617793/497/8

Original article

doi: 10.17223/15617793/497/8

Tomskie Eparkhialnye Vedomosti about the church and religious life in Tomsk Province during the First World War (July 1914-1917)

Igor A. Eryomin1

1 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation, iaeremin61@yandex.ru

Abstract. The aim of the research is to analyze publications in Tomskie Eparkhialnye Vedomosti and characterize the features of the church and religious life in the region during different periods of the First World War. The Christian teaching about the presence of faith only through good, selfless deeds became the core of the religious and church life of the eparchy during the war years. During this period, the editors of the periodical constantly turned to informing the population of the region about the progress of work to provide various assistance to soldiers' families and different categories of war victims, and received numerous responses from various localities. The church and religious life in the region in the second half of 1914 was characterized by the fact that people went to churches, which were crowded with worshipers. Schools did not accommodate participants in discussions at which priests spoke about the progress of military operations. A coherent system of church charity was created in the eparchy to provide assistance to soldiers' families, front-line soldiers, and victims of war. In 1915, among the features of the religious and church life in the eparchy, contemporaries noted the awakened self-awareness of the population, which forced them to pay attention to their unpreparedness to fight the powerful enemy. The consequence of this understanding among the Orthodox inhabitants of the region was an unprecedented demand for a variety of knowledge. In the church and religious life of the province, 1916 became a period of greatest tension between the clergy and the laity in providing assistance to the active army and various categories of war victims. Enormous credit for this belonged to the head of the Tomsk eparchy, an outstanding preacher of his time, Bishop Anatoly. After the coup d'etat in February 1917, new authorities at all levels sought to minimize the influence of the Russian Orthodox Church on society. As a result, the previous forms of the church and religious life in the region began to quickly degrade and fade away. The content of publications in Tomskie Eparkhialnye Vedomosti from July 1914 to March 1917 testifies to the active support by the clergy and the laity of the eparchy for the actions of the country's leadership to repel the enemy, to mobilize society for its speedy defeat. The church and religious life in the Siberian province quickly began to be restructured along military lines. The main place in it was occupied by the idea of charity as the implementation of the most important gospel commandment to love one's neighbor, which meant a complete stranger who needed help. Keywords: World War I, Tomsk Province, regional church press

For citation: Eryomin, I.A. (2023) Tomskie Eparkhialnye Vedomosti about the church and religious life in Tomsk Province during the First World War (July 1914-1917). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 497. рр. 76-88. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/497/8

© Ерёмин И.А., 2023

После десятилетий идеологизированного отношения к Русской православной церкви (РПЦ) происходит обращение к научному изучению ее опыта. В контексте изучения региональной церковной истории закономерен исследовательский интерес к дореволюционной провинциальной церковной прессе. «Епархиальные ведомости», существовавшие почти в каждой российской губернии, воспринимаются сегодня в качестве важного исторического источника.

Периодическое издание «Томские епархиальные ведомости» в последние годы привлекалось в качестве исторического источника в ряде научных работ [1-5]. В них авторы сосредоточили свое внимание на различных аспектах здравоохранения, храмовом строительстве и положении коренного населения в регионе.

В нашем исследовании, анализируя публикации в «Томских епархиальных ведомостях», мы охарактеризуем особенности церковно-религиозной жизни в регионе в разные периоды Первой мировой войны.

Епархиальная периодическая печать изначально отражала государственно-церковную точку зрения на окружающую действительность. Прототипом «Епархиальных ведомостей» и образцом для них послужили официальные издания губерний Российской империи - «Губернские ведомости». Проникновение в различные слои российского общества антиправославных и антиправительственных настроений способствовало выработке главной идеи региональной церковной периодики - духовно-нравственного окормления масс. Светская власть, контролировавшая в синодальный период РПЦ, использовала церковную прессу для пропаганды государственной идеологии «Православие, самодержавие, народность» среди населения. Кроме того, «Епархиальные ведомости» должны были подкреплять позицию губернской и частной охранительной печати.

Официальное церковное издание «Томские епархиальные ведомости» выходили с лета 1880 г. по конец 1917 г. Редакция издания состояла при Томской духовной семинарии. «Епархиальные ведомости» состояли из двух частей - официальной и неофициальной. В официальной части печатались все важнейшие и относящиеся к данной епархии манифесты, указы, повеления и рескрипты императоров, определения, отношения Сената, Кабинета министров и других государственных учреждений, Синода, а также распоряжения епархиального начальства, годовые отчеты или извлечения из них по консистории, духовной семинарии, другим учебным заведениям и учреждениям епархии. Неофициальная часть, состоявшая из миссионерского и общецерковного отделов, содержала проповеди, речи, поучения, апологетические и катехизические тексты, статьи по богословию, литургике, церковной истории, педагогике, о миссионерстве, старообрядчестве, сектантстве. Здесь печатались обзоры духовной и светской литературы, юбилейные статьи о русских писателях, назидательные рассказы и стихи, медицинские и другие практические сведения.

Объявление Германией войны России стало отправкой точкой начала глобального вооруженного

конфликта. Это событие вызвало в масштабах всей империи повсеместный патриотический подъем, всенародное движение защитить Родину от жестокого и сильного врага и непременно победить его в кратчайшие сроки. Не только на уровне правительства, но и в самых широких массах народа, эта война сразу же получила наименование «Вторая Отечественная». В «Томских епархиальных ведомостях» был опубликован императорский манифест о начале войны с Германией. Для объяснения причин и целей начавшейся войны пастырям и пастве епархии издание разместило на своих страницах обращение епископа Томского и Алтайского Мефодия. Он начал свое обращение с напоминания библейской истины о том, что война «есть суд Божий над народами». Нападение Германии на Россию епископ представил как борьбу безбожной западной цивилизации с духовной российской цивилизацией. Епископ подчеркнул, что «нам завидуют и нас боятся западные народы, а более всего наши ближайшие соседи германцы». По его мнению, страх и зависть к русским со стороны западных народов объяснялись тем, что у них «пала вера в Бога, а с упадком веры пали и добрые нравы, распадается и семейная жизнь». В результате эти народы «развращают себя, развращают других, развращают нас». В отличие от народов Запада, русский народ «хранит еще сокровище веры, безбожие еще не успело развратить добрые нравы и расшатать семейные узы, а потому Русское государство опережает своим ростом западные государства». Настоятель епархии выразил уверенность в победе и призвал православных земляков подняться «на защиту Русской земли и всего славянства с верою в Бога и правоту своего дела» [6. С. 1118-1120].

Во всех храмах епархии прошли молебны о даровании русскому воинству победы над врагами. Перед молебном в Томском кафедральном соборе 22 июля 1914 г. со словом к прихожанам обратился священник Александр Ковалевский. Он, опираясь на идеи панславизма, заявил, что в начавшейся войне с Германией решалась судьба всего славянства, которое «держится Россией, как своей представительницей, существует благодаря ее защите». Сравнив государство с «громадной по количеству членов» семьей, он призвал в суровый час испытаний забыть внутренние распри для того, чтобы «вся Россия в тесном единении с Царём, поднявшаяся как один человек», смогла отразить «дерзкий натиск врага» [7. С. 1058-1059, 1061].

Христианское учение о наличии веры только через добрые, бескорыстные дела стало стержнем религиозно-церковной жизни епархии в новых условиях. Только что сменивший на епископской кафедре епископа Томского и Алтайского Мефодия епископ Анатолий первым делом обратился к духовенству и мирянам региона с призывом оказать немедленную посильную помощь воинам, членам их семей и особенно -жертвам войны [8. С. 1117].

Епископ Анатолий начал мобилизацию всех церковных сил региона для оказания конкретной помощи семьям защитников Отечества через скорейшее выполнение определения Святейшего Правительствующего

Синода от 20 июля 1914 г. о создании во всех православных приходах империи попечительных советов для оказания помощи этой категории населения [9. С. 341]. Приходские попечительные советы в регионе были созданы в кратчайшие сроки и сразу же приступили к активной деятельности.

С этого времени редакция издания на своих страницах постоянно обращалась к информированию населения региона о ходе работы по оказанию разнообразной помощи солдатским семьям и получала многочисленные отклики из различных населенных пунктов. Одним из первых о своей работе отчитался попечительный совет при градо-Мариинском Николаевском соборе. Он был образован в г. Мариинске 10 августа для помощи семьям лиц, призванных на защиту Отечества. Членами совета был оперативно проведен по подписным листам благотворительный сбор средств. Всего было собрано около 220 руб. деньгами и материалами на 20 руб. На эти средства совет решил открыть в приходской при соборе деревне Баимской приют-ясли для детей мобилизованных воинов. 17 августа приют был открыт. Он разместился в школьном здании, а его заведующей стала учительница Старокодомская. В приют было принято 13 детей от полугода до семи лет [10. С. 1167-1168].

Жены духовенства в Томске создали Благотворительное общество (кружок) дам духовного звания. На страницах «Томских епархиальных ведомостей» был опубликован его устав, утвержденный епископом Томским и Алтайским Анатолием 4 сентября 1914 г. Целями кружка объявлялась помощь «страждущим братьям - раненым воинам через снабжение их лазаретным бельем», а также воинам действующей армии, «обеспечивая их некоторыми предметами первой необходимости». Кроме того, объектом заботы кружка являлись «нуждающиеся семейства» военнослужащих [11. С. 351-352].

Члены Благотворительного общества обратились с воззванием к женам духовенства епархии. В нем они призвали прийти на помощь тем, «чья кровь проливается за Отечество». Они предложили каждой жене священника пожертвовать 3 руб., дьякона - 2 руб., а псаломщика - 1 руб. Если же им еще удалось бы собрать «доброхотные даяния», то можно было бы оборудовать поезд для раненых, чтобы «привозить их в наши лазареты» [12. С. 1166]. Этот призыв имел самый благоприятный отклик. Подобные общества (кружки) стали создавать и в других городах епархии.

Начавшаяся война поставила новые задачи перед учителями церковно-приходских школ епархии. «Томские епархиальные ведомости» уделили этой проблеме должное внимание. В заметке, посвященной закрытию в Томске летних двухмесячных курсов для подготовки воспитанников двухклассных церковно-приходских школ к сдаче экзаменов на звание учителя однокласс-ной церковно-приходской школы, были подробно изложены тезисы выступления законоучителя курсов протоиерея Дмитревского на эту тему. Обращаясь к учителям, он призвал их всегда помнить о своих обязанностях. Призвание народных учителей в суровых

условиях войны он видел в том, чтобы готовить «добрых, верных, преданных слуг отечеству». В своей педагогической деятельности учителя церковно-приход-ских школ должны были добиваться того, чтобы их ученики стали честными, трезвыми работниками и защитниками государства «в годину напастей» [13. С. 1129-1131].

Редакция издания приступила к публикациям материалов, посвященных участию учащихся церковных учебных заведений в деле благотворительной помощи воинам и жертвам войны. Первыми такое намерение выразили учащиеся томского епархиального женского училища, которое епископ Томский и Алтайский Анатолий посетил 24 сентября 1914 г. Инспектор классов от имени учащихся предложил направить «на служение нужде государства» энергию «более тысячи здоровых рук». Епископ Анатолий выразил готовность благословить это «доброе намерение, подсказанное... любовью к полагающим свою жизнь за родину защитникам отечества» [14. С. 1225, 1227].

На страницах издания начали появляться распоряжения к духовенству епархии проводить в храмах благотворительные сборы в пользу вооруженных сил в дни православных праздников. Началась эта деятельность с поддержки самого молодого в тот период рода войск - военного воздушного флота. Откликнувшись на письмо командующего войсками Омского военного округа от 4 сентября 1914 г. и выполняя резолюцию епископа Анатолия от 27 сентября, Томская Духовная консистория предписала причтам церквей епархии произвести однодневный кружечный сбор в пользу военного воздушного флота 8 ноября в день Михаила Архангела [15. С. 433].

С октября 1914 г. по февраль 1917 г. на страницах издания стали публиковать списки благотворителей, внесших свой вклад в дело помощи различным категориям жертв войны [16. С. 1235]. Эти люди являлись примером для подражания всем остальным православным жителям региона в деле постоянной заботы о тех, кто сражался с врагом на фронте, об их семьях.

Успехи русской армии на полях сражений в начальный период войны ознаменовались совершением благодарственных молебнов в храмах епархии «по случаю победы нашего воинства над германцами около Варшавы и Ивангорода». В кафедральном Троицком соборе Томска такой молебен 12 октября 1914 г. совершил епископ Томский и Алтайский Анатолий. Более регулярными на церковных службах в храмах были панихиды «об упокоении православных воинов, на брани за веру, Царя и Отечество живот свой положивших» [17. С. 467; 24. С. 3-4].

Между тем к оказанию благотворительной помощи пострадавшим от военным действий подключились представители правящей династии. Под председательством сестры императрицы Александры Фёдоровны великой княгини Елизаветы Фёдоровны был учрежден Комитет по оказанию благотворительной помощи семействам воинов, ушедших на войну. В своем рескрипте на имя епископа Томского и Алтайского Анатолия она просила оказать помощь для проведения «та-

релочного сбора за всенощной 20 и за литургией 21 ноября в день великого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы». Собранные в храмах во время этих богослужений средства должны были пойти на оказание помощи солдатским семьям. Руководство епархии определением от 10-11 октября 1914 г. постановило принять в этом деле «самое живое и деятельное участие» [18. С. 478-480, 486]. С этого времени и вплоть до февраля 1917 г. все приходы епархии принимали активное участие в благотворительной поддержке деятельности этого Комитета.

Кроме того, епархиальное начальство, рассмотрев доклад Благотворительного кружка дам духовного звания в г. Томске решило проводить во всех церквах епархии во время богослужений в воскресные и праздничные дни благотворительные сборы пожертвований «от имени Кружка». При этом на каждой кружке, в которую прихожане опускали денежные пожертвования, должна была присутствовать надпись «на нужды войны»; «Благотворительного Кружка дам духовного звания» [19. С. 493].

В этой связи надо отметить, что только за сентябрь 1914 г. Томский Благотворительный кружок израсходовал более 1 200 руб. на закупку различных материалов, из которого его членами было изготовлено необходимых принадлежностей на 25 кроватей для раненых воинов в лазарете. Кроме того, для бойцов действующей армии ими было сшито 50 теплых байковых рубашек и изготовлено 50 пар холщовых портянок [20. С. 509].

Церковной традицией в тот период было торжественно отмечать дни рождения членов царской семьи и высокопоставленных представителей правящей династии. Обстановка военного времени наложила свой отпечаток на установившуюся традицию. В ноябре 1914 г. в день рождения Верховного Главнокомандующего вооруженными силами России великого князя Николая Николаевича духовная корпорация и воспитанники Томской духовной семинарии вознесли молитвы, возблагодарив Бога за то, что «воздвигнут Вождь мудрый, мужественный, вдохновивший наши доблестные войска на подвиги героизма и неодолимо ведущих их к славным победам» [21. С. 518].

Новой традицией в рамках епархии стала шефская благотворительная помощь тем полкам, сражавшимся на фронте, которые до войны были расквартированы в регионе. В этом деле первыми инициативу проявили жены духовенства, входившие в состав Томского Благотворительного кружка. В октябре 1914 г. они отправили в 42-й сибирский стрелковый полк 4 ящика вещей, в которые вошли 166 теплых рубашек, 88 теплых брюк, 107 кальсон, 193 пары байковых портянок [22. С. 532].

Уже к концу года появилась традиция у всех благотворительных организаций епархии самый большой объем пожертвований землякам-фронтовикам направлять на два главных православных праздника - Рождество и Пасху.

Действуя совершенно бескорыстно, честно исполняя свой христианский долг в заботах о ближних своих, благотворители епархии не искали никакой земной славы. Но она сама находила их, воздавая благо-

дарность не только от обычных мирян, но и высокопоставленного начальства. 17 октября 1914 г. обер-прокурор Святейшего Синода В. Саблер выразил благодарность членам Томского благотворительного кружка за пожертвование вещами «на усиление Синодального лазарета имени Наследника Цесаревича Алексея Николаевича». Руководитель Синода подчеркнул, что осмотр изготовленных вещей свидетельствовал о том, что сделаны они были с любовью людьми, наделенными «высокими патриотическими чувствами» [23. С. 2]. Епископ Томский и Алтайский Анатолий 15 декабря 1914 г. наградил благодарственными грамотами за активную благотворительную деятельность в рамках помощи солдатским семьям и жертвам войны руководителей благотворительных кружков дам духовного звания Томска, Новониколаевска, Барнаула, Бийска, Камня К.И. Юрьеву, А.А. Чистякову, С.И. Левицкую, О. Редькину, Е.В. Репьеву [24. С. 3].

На наш взгляд, верную характеристику религиозно-церковной жизни епархии за полгода с начала войны дали священнослужители Алтайской духовной миссии. В своем отчете за 1914 г. они подчеркнули, что благодаря запрещению винной торговли, «наступило отрезвление народа, пробудилось самосознание и гнев на коварного врага». Война стала сразу популярной и народной. Благодаря отказу от алкоголя, народ стал серьезно относится и к военным событиям, и к своей жизни. Все усердно работали на себя и «на оставленных сирот». В деревнях появились попечительства «о призрении семей ушедших на войну». Народ одумался и стал религиознее. Храмы были переполнены молящимися, школы не вмещали участников бесед, на которых священники рассказывали о ходе военных действий. Алтайцы, которые в тот период относились к инородческому сословию, охотно жертвовали «из своего скудного достояния» на военные нужды. Они только теперь вполне осознали значение покровительства русского народа «как защитника от врагов», ощутили крепкую историческую связь с ним, «скованную веками». Участились крещения алтайцев. Только в первом благочинии было крещено 100 человек, чего не было ранее. Если прежде алтайцы и слышать не хотели о военной службе, то теперь были готовы служить в армии. В их среде появилось несколько добровольцев для прохождения военной службы [25. С. 544-546].

1915-й стал вторым годом затянувшейся войны, каждый день которой множил количество погибших и раненых воинов, увеличивал количество мобилизованных солдат, которые шли на фронт на смену выбывшим, оставляя свои семьи без кормильцев. Перед церковной благотворительностью в регионе вставали новые задачи, которые требовали оперативного решения. Уже в первом номере издания за 1915 г. было помещено распоряжение епископа Анатолия к благотворительным кружкам дам духовного звания епархии открыть при них патронат-попечительства для оказания помощи «раненым выздоравливающим, выпущенным из госпиталей для следования к месту постоянного жительства». Сотрудники этих попечительств должны были встретить раненых на вокзале, приобрести билет,

выдать денежную помощь, «содействовать в приискании места службы, занятий, в получении пенсий, пособий и т.д.» [24. С. 2].

При этом члены кружков продолжали активную работу по оказанию разнообразной помощи раненым, находившимся на излечении в госпиталях. Наибольшее усердие в этом деле демонстрировал Томский благотворительный кружок, который направил в Синодальный имени Наследника Цесаревича Алексея Николаевича для нужд раненых воинов 4 156 единиц различных вещей. За эту плодотворную деятельность кружок удостоился благодарности императора Николая II [26. С. 175-176].

Духовенство епархии регулярно выступало перед мирянами во время воскресных чтений в читальном зале при ахриерейском доме с обзорами военных событий на фронте [27. С. 12-13].

Размещение в регионе многих тысяч военнопленных-славян австро-венгерской армии, среди которых было немало православных, вызвало необходимость их духовного окормления клиром епархии. Особое внимание в этом служении уделялось выходцам из Галиции. В связи с этим на страницах издания был подробно рассмотрен феномен политического украин-ства среди галичан. Речь шла о том, что враги России в течение длительного времени делали все, чтобы ополячить галичан с помощью церковной унии и увести их от «русской народности», выделив в особую славянскую группу, враждебную «Державной Руси». Затем немцы «выдумали украинство». Сначала оно появилось только как стремление сделать малороссийский язык литературным. Но затем это направление в среде малороссов «Руси Державной и Галиции» приняло политическую окраску и мечту об образовании «Самостийной Викрайны», никогда в действительности не существовавшей, от Черного моря до Каспия. В своей богослужебной практике духовенство региона благожелательно относилось даже к галичанам-униатам, которые вместе с православными земляками посещали православные храмы, подходили к Святому Кресту, лобызали иконы [28. С. 11, 20-21].

Перед новым этапом сельскохозяйственных работ на страницах издания появились публикации об итогах деятельности сельских приходских попечительных советов в деле оказания помощи солдатским семьям во время уборки урожая в 1914 г. Это делалось с целью распространения накопленного полезного опыта среди как можно большего числа приходских попечительств. Так, Жулинский приходской попечительный совет, не имея денежных средств для выдачи пособий на наем работников, пригласил всех прихожан помочь в уборке хлеба нуждающимся солдатским семьям. Таких семей в приходе оказалось 42; каждой из них с согласия прихожан было сжато по 5 десятин хлеба, «свожено и сложено в клади» по 50 копен, а для молотьбы выделялась машина или 5 работников, которые обмолачивали по 50-60 копен хлеба в течение дня. Денежные средства для помощи солдатским семьям попечительный совет собирал путем пожертвований по подписным листам и «сбором хлеба». В результате было собрано 44 руб. и 125 пудов пшеницы [29. С. 204-205].

Между тем, в связи с нарастающими масштабами мобилизации, ситуация на селе стала еще более напряженной, чем во второй половине 1914 г. Перед весенним севом 1915 г. Святейший Синод своим определением от 3-4 марта приказал главам епархий немедленно образовать во всех приходах особые попечительные советы. Епископ Томский и Алтайский Анатолий обратился к сельскому духовенству и попечительным советам при церквах с призывом организовать между прихожанами самопомощь, делать сборы семян, «всякими средствами и путями» помогать солдатским семьям. Жен священников и учительниц он призвал придти на помощь матерям [30. С. 224-225]. Призыв главы епархии был услышан, оперативно началась на местах реализация высказанных им указаний.

В 1915 г. резко активизировалась церковно-религиозная деятельность духовенства епархии в воинских частях как на территории региона, так и на фронте. Публикации на эту тему свидетельствовали, что это служение носило системный характер. Ее координировал лично епископ Томский и Алтайский Анатолий. Части, расположенные в Томске, активно окормлял миссионер священник Бельский, который только в течение одного месяца провел две беседы с личным составом Горной батареи, которую священноначалие считало «зараженной сектантством». Затем он приступил к ежедневным религиозно-нравственным беседам с военнослужащими 25-го стрелкового запасного батальона [30. С. 311-312]. Сам епископ Анатолий посетил церковь 18-го стрелкового запасного батальона. В храме были собраны от каждой роты по 10 человек унтер-офицеров и по 15 - рядовых во главе со штабами 18-го и 25-го стрелковых запасных батальонов. В своей речи епископ объяснил воинам значение победы в этой второй отечественной войне «как залога будущей христианской культурной жизни всего мира». Такое духовное окормление военнослужащих поднимало их моральный дух, формировало желание «поскорее сразиться с врагами» [38. С. 1180-1181, 1183].

Священники епархии освещали знамена вновь сформированных воинских подразделений в регионе, вдохновляя их личный состав на подвиги во имя защиты Родины. Так, священник 52-й бригады Государственного ополчения о. А. Аверьянов, выступая в зале Новониколаевской городской думы, поблагодарил жителей города, на чьи средства было изготовлено знамя-хоругвь «с великим девизом: За Веру, Царя и Отечество» для воинов 707 дружины Государственного ополчения. Он подчеркнул, что это знамя заложило «тесную духовную связь» между новониколаевцами и воинами-ополченцами. Он выразил уверенность, что после победоносного завершения войны вместе с воинами-победителями в родные края вернется и знамя, которое будут хранить в местном соборном храме «на память потомству» [31. С. 475].

Духовенство епархии торжественно провожало размещенные в регионе подразделения на фронт. Священники совершали торжественное богослужение, после чего выступали перед солдатами и офицерами с

напутственными речами. После благословения каждого подразделения иконою, все военнослужащие подходили приложиться к святому кресту и окроплялись святой водой [32. С. 400-401].

Священники епархии сопровождали собранные благотворительными организациями рождественские и пасхальные подарки для воинов на фронт. Адресатами подарков были чаще всего сибирские стрелковые полки, до войны размещенные в регионе. Так, священник о. Владимир Калугин вместе с В.С. Петкевичем в качестве уполномоченных Каменского Дамского комитета при церковно-приходском попечительстве по оказанию помощи семьям нижних чинов, призванных на войну, доставили в 41 -й и 44-й Сибирские стрелковые полки 1107 пакетов с рождественскими подарками общим весом в 960 пудов. На эти цели комитет израсходовал 6 тыс. руб., пожертвованных благотворителями [33. С. 296-297].

Клирики также доставляли подарки на фронт и в несибирские полки русской армии. Именно так поступил священник Александро-Невской церкви о. Иоанн Россов, который был уполномоченным Новониколаевского отдела Сибирского общества. Он доставил фронтовикам пасхальные подарки и отметил их нескрываемую радость тому, что «население далекой Сибири ценит их труды и страдания и шлет им свою материальную помощь». Благодаря такой заботе, они узнали, «что все общество, вся Россия в единении с Державным Монархом, готова бороться с врагом до конца». Сам священник отметил, что он «счастлив осознанием исполненного долга перед родиной» [34. С. 522].

Издание регулярно публиковало письма с фронта в адрес благотворительных обществ, прежде всего, членам кружков дам духовного звания. Они свидетельствовали о реально существовавшем в тот период духовном единстве между фронтом и тылом. Характерным в этом плане является письмо от воинов 1 -й Сибирской отдельной Горной артиллерийской батареи за подписью Мацуева. Он отметил, что своими добрыми делами жены священников воодушевляли каждого воина. Благодаря этому солдат знал, что «его в далекой родине не забыли» и «смело и уверенно» шел на врага, «готовый положить свой живот за семейные очаги... за Русь святую» [35. С. 403-404].

Вторая половина 1915 г. прошла под знаком отступления русской армии вглубь страны под натиском превосходящих сил австро-германской коалиции, огромных людских и материальных потерь, резкого ухудшения материального положения самых широких слоев населения из-за галопирующих инфляции и дороговизны. Епископ Томский и Алтайский Анатолий со страниц издания обратился с воззванием к духовенству епархии. Он объяснил неудачи русской армии на поле боя недостатком артиллерийских снарядов и призвал членов клира к пожертвованиям «из личных своих средств» на общее дело снабжения вооруженных сил этими боеприпасами [36. С. 450-451]. Духовенство епархии активно и плодотворно участвовало в этом патриотическом деле. Военный министр генерал Поливанов в телеграмме от 28 октября 1915 г. сообщил

епископу Анатолию, что 26 октября император Николай II выразил «сердечную благодарность» за пожертвования 13 тыс. руб., собранных духовенством и церковными старостами Томской губернии для снабжения армии вооружением и снарядами [37. С. 678].

Поднятию морального духа населения региона в эти драматические для России и ее армии дни способствовало организованное епархией в Томске торжество в честь 900-й годовщины со дня кончины святого благоверного князя Владимира. Торжество, состоявшееся 15 июля, внесло свою лепту в дело укрепления самосознания православных жителей города, уверенных в том, что «под покровом веры. народ победит врага» [36. С. 646, 649].

В этом же ключе проходили в тот период поездки епископа Анатолия по сельским приходам епархии. Во время общения с православными жителями региона он рассказывал пастве о войне и ее ужасах, «о преданности воле Божией и престолу», о любви к ближним, о необходимости материальных жертв в тяжелое и тревожное время. Особое внимание глава епархии обращал на неизбежность борьбы не только с внешними врагами, но и внутренними в лице сектантства и других современных лжеучений. Он призывал православных к единению и сплоченности под покровом святой церкви в деле заботы о детях, их школьном воспитании в духе православия [39. С. 590-591].

Огромную роль в сплочении и моральном оздоровлении православного населения региона, как и всей страны, сыграл объявленный Святейшим Синодом всероссийский трехдневный пост с 26 по 29 августа. Слова синодального послания не могли оставить равнодушными верующих епархии. Они свидетельствовали о том, что Россия и ее армия навлекли на себя наказание Божие «по грехам нашим». В послании подчеркивалось, что в городах страны царила обычная земная суета, всюду были открыты и полны посетителями даже в часы богослужений театры, кинематографы, цирки. Пост должен был стать временем всенародного покаяния и положить начало духовному обновлению православной России [40. С. 524, 526]. Пост 26-29 августа 1915 г. проходил во всех приходах епархии с большим духовным подъемом. Наступившая вскоре после окончания поста стабилизация на фронте, улучшение положения действующей русской армии воспринимались православными региона как проявление милости Божьей к стране и ее вооруженным силам.

В стране и регионе большой отклик вызвало благотворительное движение, в ходе которого сословные, профессиональные, творческие объединения и организации брали на себя обязательства за свой счет организовывать и содержать в военных госпиталях и лазаретах койки для раненых, которым присваивались имена жертвователей. Руководство епархии во главе с епископом Анатолием провело активную работу во всех приходах с целью внести свою лепту в это благородное дело. Так, в первой половине 1915 г. в Синодальном имении Наследника Цесаревича Алексея Николаевича, благодаря присланным пожертвованиям духовенства епархии в размере 400 руб., двум кроватям для раненых были присвоены имена жертвователей [41. С. 377-378].

Новым испытанием для православного населения региона и руководства епархии во второй половине 1915 г. стало прибытие в регион десятков тысяч беженцев из охваченных боевыми действиями губерний Европейской России. Епископ Анатолий выступил с предложениями об организации эффективной помощи беженцам в Томской губернии. По его словам, к работе в этом направлении активно подключились все учреждения, оказывающие благотворительную помощь солдатским семьям и раненым воинам, в лице Общества дам духовного звания в г. Томске и его отделения во всех городах региона, а также приходские попечительные советы. Для усиления помощи вынужденным мигрантам был открыт Епархиальный Комитет с региональными отделениями. К деятельности на этом поприще также было привлечено Свято-Димитриевское Братство, известное своим активным миссионерским служением [42. С. 682].

Насколько тяжелым было положение этих обездоленных людей в Томске в первые дни после прибытия в город, рассказала на страницах издания член объединенного Епархиального комитета о беженцах и Комитета дам духовного звания для обследования положения беженцев в Томске II А. Полетаева. Уполномоченные обнаружили здесь 80 вагонов с беженцами. Вместо окон проверяющие обнаружили маленькие щели, вагоны не имели лестниц. Свой быт беженцы оценивали так: «Досыта не накормят, но с голоду не уморят». Они завидовали католикам и евреям, которых из вагонов в свои городские дома и квартиры разобрали единоверцы. В этой связи А. Полетаева с горечью отмечала, что «православные остаются домерзать в вагонах» [42. С. 924, 927].

Охарактеризовать особенности церковно-религиоз-ной жизни епархии в 1915 г. вновь предоставим миссионерам Алтайской духовной миссии. В своем отчете за этот год они подчеркнули, что война, пробудив самосознание населения, заставила всех обратить особое внимание на свою неготовность к борьбе с врагом, который «в военном деле использовал все приобретения науки». У православных Томской губернии появился «жгучий интерес к книге, к знанию, стремление к грамоте удвоилось». Солдаты-фронтовики в письмах домой просили своих жен отдавать детей в школы, потому что «плохо неграмотному и на войне». Школы-миссии в русских селениях были переполнены учащимися, стали открываться новые учебные заведения. Родители сами нанимали помещения, приобретали необходимую мебель [43. С. 3-4].

1916 год, несмотря на усталость от продолжавшейся уже третий год войны, стал в церковно-религи-озной жизни региона временем пика усилий православных его жителей по оказанию помощи действующей армии и разным категориям населения, пострадавшим от военных действий. Все эти усилия были направлены на то, чтобы внести свой вклад в дело победы над врагами России. К этому периоду был накоплен большой положительный опыт работы на поприще благотворительной деятельности, которая прочно заняла главное место в церковно-религиозной жизни епархии. Ее масштабы просто поражают воображение,

если учесть, что речь шла о далеко не самом богатом регионе Российской империи. Только один приход церкви села Ояша в период с сентября 1914 г. по декабрь 1915 г. пожертвовал на нужды войны более 1 700 руб. деньгами, также 400 аршин холста, 85 рубашек, 45 кальсон, 48 кисетов с подарками, 310 пар перчаток. [44. С. 133]. Таких щедрых на благотворительность приходов в епархии были многие сотни.

В 1916 г. отчеты большинства благотворительных организаций епархии свидетельствовали о положительной динамике роста пожертвований и расширении благодаря этому круга лиц, которым оказывалась разнообразная помощь. Это, в частности, четко просматривается в отчетных документах церковно-приходского попечительства при Воскресенской церкви г. Новоникола-евска. В феврале в попечительство поступило более

1 тыс. руб. пожертвований. Из этой суммы около 192 руб. было потрачено на содержание детей беженцев и бесплатные обеды для солдатских семей. За счет пожертвований продуктами было выдано около 1 800 обедов взрослым и более 1 700 обедов детям. В марте сумма пожертвований превысила 1 200 руб. Из этой суммы более 263 руб. было выделено на содержание детей беженцев и бесплатные обеды для солдатских семей. За счет продуктами было выдано взрослым около

2 100 и детям более 1 900 обедов. В апреле объем пожертвований превысил 1 400 руб. На содержание детей беженцев и бесплатные обеды для солдатских семей было потрачено более 320 руб. [45. С. 414-417].

В епархии строились часовни в память воинов, погибших на войне против стран Четверного союза. Так, появление такой часовни святого Петирима в приходе села Ивановского Мариинского уезда привело к тому, что с согласия епископа Анатолия здесь был установлен местный праздник 28 июля в день памяти святого Питирима, «новоявленного Тамбовского Чудотворца» [44. С. 139-140].

В 1916 г. значительно активизировало свою работу Томское епархиальное Братство трезвости. Принятое в начале войны руководством страны решение о запрете производства и продажи всех видов алкогольной продукции, оказало самое благоприятное воздействие на физическое и духовное здоровье народа. Теперь надо было совершенствовать методы работы по пропаганде трезвого образа жизни среди православных жителей Томской губернии. Председатель комитета епархиального Братства трезвости священник о. Павел Комаров предложил в качестве «разумных и здоровых развлечений» для народа в часы его досуга организацию небольших библиотек или читален, а также широкую раздачу книжек и брошюр «соответствующего содержания». К сотрудничеству в деле издания листков, пропагандирующих здоровый образ жизни, комитет пригласил всех, кто владел пером, знал народную жизнь и дорожил при этом «счастьем Родины» [44. С. 165-166]. Этот призыв нашел самый благоприятный отклик в регионе, привлекая в ряды сторонников трезвого образа жизни православных из разных сословий общества.

В этот период появлялись новые благотворительные инициативы, в которых активно участвовали клир

и миряне епархии. Так, епископ Анатолий разрешил Томскому отделу Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям провести 9 мая во всех церквах епархии особый кружечный сбор на постройку инвалидного дома в Томске, «где герои -увечные воины могли бы найти приют, уход и покой». Для тех из них, кто оставался трудоспособным, предполагалось построить мастерские, где они могли «приложить свой труд» [46. С. 165].

В 1916 г. активизировалась благотворительная помощь клириков епархии беженцам. По благословению епископа Анатолия для них открылись воскресные чтения. Они проходили в новом Епархиальном доме имени И.М. Некрасова. Организация чтений была поручена настоятелю Воскресенской церкви Ф. Смирен-скому, в приходе которого находился Епархиальный дом. По содержанию чтения делились на две части. Первая часть была посвящена богопознанию христиан. Вторая часть включала в себя текущие события из военной хроники. После окончания чтений беженцы всегда благодарили организаторов за молитвы и полезные беседы. Количество присутствовавших на чтениях достигало 100 человек [47. С. 134-136].

В 1916 г. значительное количество благотворительных организаций епархии приняло участие в сборе пожертвований в пользу русских военнопленных [47. С. 83; 48. С. 55].

Благотворительные церковные организации епархии в 1916 г. успешно решали проблемы детей-сирот региона. Так, 11 декабря 1916 г. епископ Анатолий освятил в Томске здание приюта для безродных детей-сирот на улице Никольской, 69. Здание было приобретено Томским комитетом дам духовного звания. Епископ призвал воспитывать детей в приюте таким образом, чтобы они были «добрыми христианами и достойными гражданами» [49. С. 837-838].

Глава епархии епископ Анатолий активно продолжал поездки по приходам региона, вникал в суть имевшихся там проблем, находил для них приемлемые решения. Отдельной важной составляющей этих поездок были проповеди, с которыми епископ выступал в ходе богослужений. Очень символичной получилась его проповедь, с которой он выступил 27 ноября 1916 г. в кафедральном соборе г. Нарыма. На ней присутствовали и ссыльные, некоторые из них через три месяца стали вершителями судеб всего региона. Епископ как будто чувствовал приближающиеся катастрофические события для государства и страны и посвятил свою проповедь тем, кто стремился через внешние изменения принести счастье народу. Говоря о таких людях, он указал на их заблуждение, заключавшееся в том, что «они верят во внешнюю форму, которая, по их мнению, принесет счастье на землю», но не стремятся «к внутреннему духовному совершенству». Реформирование государственного строя, создание новых законов и учреждений не приведут к тому, что «зло исчезнет с лица земли само собой». Это возможно только тогда, когда «мы сами будем лучше». Присутствовавшие на богослужении ссыльные признали в епископе Анатолии талантливого и убедительного проповедника [49. С. 835-836].

Анализируя особенности церковно-религиозной жизни в Томской епархии в 1916 г., стоит отметить, что это был период наивысшего напряжения сил клириков и мирян региона в деле оказания помощи действующей армии и различным категориям жертв войны.

1917-й год начинался традиционным для «Томских епархиальных ведомостей» обзором отчетности различных благотворительных организаций епархии за 1916 г. Из публикаций этих первых недель нового года следует отметить аналитическую статью, посвященную изменению отношения местной интеллигенции к религии и церкви. В ней речь шла о том, что уже в течение первого года войны произошло возвращение к вере многих интеллигентов, «забывших или потерявших религию и веру в Бога» [50. С. 69].

Только в совместном номере 6/7 от 15 марта и 1 апреля издание разместило сообщение об отречении от престола императора Николая II, об отказе занимать престол великим князем Михаилом Александровичем, о переходе верховной власти к Временному правительству [51. С. 101-105]. С этого времени началась публикация хроники жизни епархии в самый драматический период ее истории. Будучи со времени создания Синода частью монархического государства, Русская православная церковь сразу же стала объектом различных атак тех политических сил, которые ставили задачу его скорейшего уничтожения. В едином порыве в этом направлении выступали как организаторы февральского государственного переворота в лице либерально-буржуазных сил, так и представители широкого спектра партий и организаций социалистической ориентации. Прежняя историческая монархическая Россия у всех у них вызывала откровенное неприятие.

Сразу же стало понятно, что прежней церковно-ре-лигиозной жизни в епархии больше не будет. На страницах издания с марта больше не появилось ни одного отчета о деятельности многочисленных благотворительных организаций епархии. Хотя они, скорее по инерции, продолжали свою благородную деятельность. Но многие из них прямо или косвенно находились под покровительством царской семьи, которая была арестована новыми властями. По-видимому, боязнь обвинений в симпатии к монархии привели к тому, что издание вынуждено было теперь на своих страницах не освещать, как прежде различные аспекты религиозно-церковной жизни в епархии, а каяться за прежнее свое поведение и всем своим содержанием подчеркивать полную лояльность новым властям.

Руководство епархии должно было прежде всего четко обозначить свою позицию по вопросу отречения императора Николая II от престола и приходу к власти Временного правительства. 14 марта 1917 г. епископ Анатолий обратился к духовенству епархии. Произошедшие драматические события он объяснил тем, что «свершилась воля Божия, святая, непреложная». Он призвал духовенство помогать Временному правительству «в его трудном деле борьбы с внешним врагом и внутренними неурядицами» [51. С. 112-113].

Между тем политические события в стране развивались лавинообразно, сметая все прежние устои. Хаос, который охватывал все сферы жизни, был

направлен на скорейший слом существовавшего государственного аппарата со всеми его звеньями. Звено под названием «Русская православная церковь» для новых властей считалось, с одной стороны, самым слабым, с другой стороны - самым опасным. Слабым, потому что практически два века РПЦ через Синод транслировала на православную паству волю императорской власти. Опасным, потому что, восстановив свою независимость от государства, имея во главе себя популярного в народе патриарха, РПЦ могла всерьез угрожать планам захвативших власть в стране либералов-западников, идеалами которых было секу-лярное государство западноевропейского образца. Поэтому ими для РПЦ была сразу же предложена целая серия мероприятий, которая должна была максимально ее ослабить как в организационном, так и в материальном плане.

Чтобы выжить в существовавшей в тот период атмосфере, руководству РПЦ на всех уровнях сразу же пришлось принимать активное участие не только в политической, но и в партийной жизни. В апреле 1917 г. епископ Анатолий второй раз обратился к духовенству Томской епархии. Он прямо призвал клириков региона «держаться той или иной партии». Идеалом в этом плане епископ считал «хорошо сорганизованную народно-крестьянскую партию». Она должна была ставить во главу угла материальные и духовные потребности русского крестьянства. В материальном плане такая партия должна была наделить каждую крестьянскую семью землей в размере 15-20 десятин на каждого взрослого работника. Чтобы сохранить церковно-религиозные устои, следовало придать православному приходу статус юридической, общественной единицы, которая должна была совпадать с сельской общиной, включающей в себя не менее 2 тыс. человек. В общине должна была иметься своя церковь, сельское управление, школа, почта. Из сельских обществ-приходов следовало сформировать всесословную волость. При этом приходы сохраняли право владеть церковными землями, выделенными для пользования причта. Форму правления в стране должно было утвердить будущее Учредительное собрание [52. С. 182-183].

Нараставшее в стране политическое противостояние, многочисленные социальные конфликты как предвестники грядущей полномасштабной гражданской войны, не обошли стороной приходы РПЦ. В них налицо было явное противостояние между клиром и мирянами. Данная ситуация была характерна и для Томской епархии. Ситуация обострилась настолько, что в нее был вынужден вмешаться глава епархии. Он признал, что в епархии «чувствуется большое отчуждение между пастырями и паствой». Епископ Анатолий предложил священникам решить вопрос о степени участия мирян в хозяйственной жизни прихода, приходского храма и в распоряжении церковными деньгами. Главной причиной возникновения разногласий между прихожанами и священниками, в ходе которых последних арестовывали и изгоняли из приходов, а причтовые и школьные земли захватывались, епископ назвал спор о том, кому и как распоряжаться

церковным имуществом. Для решения этой проблемы епископ призвал духовенство «возвратить прихожанам» право на участие в делах своих церквей и приходов [53. С. 177, 202-204].

Противоречия появились и в среде самого клира. Их причина также имела под собой материальную основу. Об этом недвусмысленно было заявлено на собрании младших клириков-диаконов и псаломщиков городских и сельских церквей Томской епархии, состоявшемся 8 апреля. В постановлении собрания его участники просили старших членов причтов о более справедливом разделе доходов. Социальную справедливость в новых условиях они видели в том, чтобы псаломщик получал теперь одну треть доходов по отношению к священнику, а не одну четверть, как это было прежде [53. С. 213-215].

В условиях нараставшей секуляризации жизни общества в повестку дня вошли требования отменить обязательное изучение закона Божия в школах и передать церковно-приходские школы в ведение Министерства народного просвещения. Учителя закона Бо-жия епархии решили для защиты своих интересов создать союз законоучителей. Такая организация, состоявшая из «сплоченных в единое тело элементов», по их мнению, могла заставить даже непримиримых врагов «считаться с нею и уважать ее дело». По всей епархии предлагалось срочно создавать организации и исполнительные комитеты «на защиту... законоучительного дела» [54. С. 326, 327]. Чуть позже руководство епархии обратилось к местному клиру с призывом срочно создавать Союз духовенства Томской епархии. В обращении за подписью председателя комитета протоиерея С. Дмитревского создание этого союза объяснялось тем, что «революция впереди» и духовенство в ней будет «страдальческим элементом». Революционная угроза, по его мнению, исходила от солдат-фронтовиков, которые после окончания войны должны были вернуться домой [55. С. 329-330].

Теперь вместо панихид по погибшим на полях сражений воинов-земляков духовенству епархии пришлось отпевать военных - первых жертв надвигавшейся Гражданской войны в регионе. В ночь с первого на второе июня Томск был объявлен на военном положении; начались аресты амнистированных уголовников, терроризировавших город. Криминальные элементы оказали ожесточенное сопротивление, в результате чего погибло 18 солдат. Гробы с их телами были выставлены в кафедральном соборе для отпевания, которое проводил епископ Анатолий. В своей речи он подчеркнул, что в данный момент «анархия является той страшной, многоглавой гидрой, которая ведет нашу родину к верной гибели» [56. С. 292].

На октябрьский государственный переворот издание откликнулось публикацией текста молитвы о спасении России от раздоров и нестроений [57. С. 405-407].

Епископ Анатолий, безусловно, самый выдающийся проповедник в регионе в тот период, в новогоднем обращении к пастырям и пастве попытался объяснить причины крушения российской государственности с религиозно-церковной точки зрения. Он назвал возвращением к язычеству поведение русского народа

в 1917 г. Но первый шаг на этом пути был сделан интеллигенцией, начиная с эпохи «немецколюбивого» императора Петра. Именно она длительное время вливала в недра русского народа «яд неверия», вносила в народную жизнь «немецкие формы». Русский народ учился у них неверию и копил ненависть к тем, кого он считал своими учителями и руководителями. В результате народ-богоносец, идеалы которого всегда возносились над землей и тяготели к небу, который все вопросы своей жизни решал, опираясь на высокие истины учения Христа, отошел от своей духовной основы на почву человеческого, узкопартийного решения социальных вопросов, нарушив главные заповеди Спасителя: о любви к Богу и ближним [58. С. 396-397].

Таким образом, анализируя публикации «Томских епархиальных ведомостей» с июля 1914 г. по декабрь 1917 г., следует отметить деятельную поддержку духовенством и мирянами епархии в течение большей части изучаемого периода действий руководства страны на отпор врагу, на мобилизацию общества для

скорейшего разгрома противника. Церковно-религи-озная жизнь в сибирской провинции стала быстро перестраиваться на военный лад. Главное место в ней заняла идея благотворительности, как выполнение на практике важнейшей евангельской заповеди о любви к ближнему своему, под которым подразумевался совершенно незнакомый человек, нуждавшийся в помощи. Многие сотни православных приходов в регионе стали центрами по оказанию разнообразной благотворительной помощи солдатским семьям. Эту помощь на раненых воинов и фронтовиков распространили члены благотворительных кружков, объединивших в своем составе жен священнослужителей епархии. Новые категории жертв войны, такие как беженцы, русские военнопленные стали объектами заботы многочисленных благотворительных церковных организаций. Активное участие в этой благородной деятельности принимали православные епархии всех возрастов и сословий. Драматические события 1917 г. развернули церковно-религиозную жизнь в регионе в русло политико-партийной борьбы.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Караваева Е.В. «Томские епархиальные ведомости» как источник по истории формирования санитарной культуры Томской губернии //

Макарьевские чтения : материалы 6-й Междунар. науч. конф. Горно-Алтайск, 2007. С. 95-107.

2. Казарина Г.А. Коренное население Сибири на страницах «Томских губернских ведомостей» во второй половине XIX в.: авторы, пробле-

матика, жанр : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2009. 24 с.

3. Смокотин С.В. «Томские епархиальные ведомости» как источник по истории строительства храмов в Томской губернии // Документ: ис-

тория, теория практика : сб. материалов 5-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2012. С. 317320.

4. Тартаковская К.А. «Томские епархиальные ведомости» об организации санитарного просвещения в Томской губернии в XIX - начале

XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. С. 146-149.

5. Кузьменко Т.А., Прокопенко К.А. «Томские епархиальные ведомости» как источник по истории здравоохранения в Томской губернии

(последняя четверть XIX - начало XX в.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. N° 63. С. 47-51.

6. Слово Его Преосвященства, Преосвященнейшего Мефодия, Епископа Томского и Алтайского, произнесенное 30 июля в Томском кафед-

ральном соборе по прочтении манифеста по случаю объявления войны с Германией // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 17. 1 сентября. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 1118-1120.

7. Священник Александр Ковалевский. Слово в Томском кафедральном соборе перед молебном о даровании победы над врагами 22 июля

1914 года // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 16. 15 августа. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 1057-1061.

8. Встреча Его Преосвященства, Преосвященнейшего Анатолия, Епископа Томского и Алтайского // Томские епархиальные ведомости. 191 4.

№ 17. 1 сентября. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 1114-1118

9. Предложения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Анатолия, Епископа Томского и Алтайского на имя Томской Духовной Конси-

стории // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 18. 15 сентября. Часть офиц. С. 341-342.

10. Деятельность Попечительного Совета при градо-Мариинском Николаевском Соборе // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 18.

15 сентября. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 1167-1168.

11. Устав Благотворительного Общества (Кружка) дам духовного звания в г. Томске // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 18.

15 сентября. Часть офиц. С. 351-357.

12. Воззвание к женам духовенства // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 18. 15 сентября. Часть неофиц. Отд общецерк. С. 1166-1167.

13. Закрытие летних учительских курсов в Томске // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 17. 1 сентября. Часть неофиц. Отд общецерк. С. 1129-1131.

14. Посещение Его Преосвящества, Преосвященнейшего Анатолия, Епархиального женского училища // Томские епархиальные ведомости.

1914. № 19. 1 октября. Часть неофиц. Отд общецерк. С. 1225-1231.

15. От Томской духовной Консистории // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 20. 15 октября. Часть офиц. С. 433.

16. Список лиц, сделавших пожертвования в благотворительный в пользу раненых кружок дам духовного звания // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 19. 1 октября. Часть неофиц. Отд общецерк. С. 1235-1236.

17. Архиерейское служение // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 20. 15 октября. Часть офиц. С. 466-469.

18. Рескрипт Ее Императорского Высочества, Великой Княгини Елисаветы Феодоровны Его Преосвященству, Преосвященнейшему Анатолию, Епископу Томскому и Алтайскому // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 21. 1 ноября. Часть офиц. С. 478-480.

19. От Томской Духовной Консистории // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 21. 1 ноября. Часть офиц. С. 492-494.

20. Отчет о деятельности комитета благотворительного в пользу раненых воинов Кружка дам духовного звания за сентябрь месяц 1914 г. // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 21. 1 ноября. Часть офиц. С. 506-510.

21. Телеграмма Его Императорского Высочества, Верховного Главнокомандующего, Великого Князя Николая Николаевича на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Анатолия, Епископа Томского и Алтайского // Томские епархиальные ведомости. 1914. № 22. 15 ноября. Часть офиц. С. 517-518.

22. От Комитета Благотворительного в пользу раненых воинов Кружка дам духовного звания // Томские епархиальные ведомости. 1914.

№ 22. 15 ноября. Часть офиц. С. 532-535.

23. Благодарность Г. Обер-Прокурора Св. Синода от 17 октября м.г. За № 174 Комитету Благотворительного в пользу раненых воинов Кружка дам духовного звания г. Томска // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 1. 1 января. Часть офиц. С. 2.

24. Распоряжения Епархиального Начальства // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 1. 1января. Часть офиц. С. 2-9.

25. Отчет Алтайской духовной миссии за 1914 г. (Продолжение) // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 13. 1 июля. Часть неофиц. С. 539-546.

26. Высочайшая благодарность // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 6-7. 15 марта - 1 апреля. Часть офиц. С. 175-176.

27. Расписание воскресных чтений в читальном зале при Архиерейском доме в первой половине 1915 г. Начало в 2 часа дня // Томские епархиальные ведомости. 1915. N° 1. 1 января. Часть офиц. С. 12-15.

28. А.Е. Военнопленный вопрос // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 1. 1января. Часть неофиц. Отд. общецер. С. 11-23.

29. Сведения о деятельности Жилинского попечительного совета, благочиние 9 округа за время войны // Томские епархиальные ведомости.

1915. № 6-7. 15 марта - 1 апреля. Часть офиц. С. 204-205.

30. Архипастырский весенний призыв к сельскому духовенству Томской епархии и Попечительным советам при церквах той же епархии // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 8. 15 апреля. Часть офиц. С. 223-225.

31. Речь пред прибивкою знамени 707-ой пешей Томской Дружины Государственного Ополчения, сказанная 18 апреля 1915 года в зале НовоНиколаевской Городской Думы, священником 52 бригады Государственного Ополчения А. Аверьяновым // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 11. 1 июня. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 475-476.

32. Из Епархиальной хроники // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 9. 1 мая. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 398-407.

33. Отчетные сведения о деятельности Каменского Дамского Комитета при церковно-приходском Попечительстве по оказанию помощи семьям нижних чинов, призванных на войну с 15 декабря 1914 по 1-ое апреля 1915 года // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 10. 15 мая. Часть офиц. С. 295-299.

34. Поездка с пасхальными подарками в действующую армию по полномочию Ново-Николаевского Отдела Сибирского Общества // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 12. 15 мая. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 514-522.

35. Из Епархиальной хроники // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 9. 1 мая. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 398-407.

36. Воззвание к духовенству Томской епархии // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 15. 1 августа. Часть офиц. С. 450-452.

37. Высочайшая благодарность // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 21. 1 ноября. Часть офиц. С. 677-678.

38. Из епархиальной хроники // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 24. 1 августа. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 1179-1185.

39. Из Епархиальной хроники // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 14. 15 июля. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 590-601.

40. Послание Св. Синода // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 17. 1 ноября. Часть офиц. С. 523-527.

41. Письмо г. Обер-Прокурора Святейшего Синода на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Анатолия, епископа Томского и Алтайского // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 13. 1 июля. Часть офиц. С. 377-378.

42. Предложение Его Преосвященства, Преосвященнейшего Анатолия, епископа Томского и Алтайского об организации помощи беженцам // Томские епархиальные ведомости. 1915. № 21. 1 ноября. Часть офиц. С. 682-683.

43. Отчет Алтайской духовной миссии за 1915 год // Томские епархиальные ведомости. 1916. № 19. 1 октября. Часть офиц. С. 1-16.

44. Отчет о собранных на нужды войны пожертвованиях по приходу церкви село Ояша благочиния 8 округа с сентября 1914 года по декабрь

1915 года // Томские епархиальные ведомости. 1916. № 4. 15 февраля. Часть офиц. С. 133.

45. Отчет церковно-приходского попечительства при Воскресенской церкви г. Ново-Николаевска за февраль, март, апрель, май месяц 1916 года // Томские епархиальные ведомости. 1916. № 14. 15 июля. Часть офиц. С. 413-420.

46. О сборе пожертвований в церквах Томской епархии 9 мая 1916 года на постройку Инвалидного дома в г. Томске // Томские епархиальные ведомости. 1916. № 7/8. 1-15 апреля. Часть офиц. С. 164-165.

47. Ф. Смиренский. Воскресные чтения для беженцев в г. Томске в 1916 году // Томские епархиальные ведомости. 1917. № 5. 1 марта. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 133-136.

48. Отчет о деятельности Комитета Ново-Николаевского благотворительного Кружка дам духовного звания в период времени с 26 ноября по 31 декабря 1916 года // Томские епархиальные ведомости. 1917. № 4. 15 февраля. Часть офиц. С. 54-55.

49. Из Епархиальной хроники // Томские епархиальные ведомости. 1916. № 24. 15 декабря. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 830-838.

50. Война и пост // Томские епархиальные ведомости. 1917. № 3. 1 февраля. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 66-70.

51. Акт об отречении Императора Николая II от Престола; Акт об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия Верховной власти; От Временного правительства // Томские епархиальные ведомости. 1917. № 6/7. 15 марта и 1 апреля. Часть офиц. С. 101-105.

52. Епископ. Второе обращение к духовенству Томской епархии // Томские епархиальные ведомости. 1917. № 6/7. 15 марта и 1 апреля. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 181-186.

53. Предложение Преосвященного Анатолия, Епископа Томского и Алтайского, оо. настоятелям приходов Томской епархии // Томские епархиальные ведомости. 1917. № 9 1 мая. Часть офиц. С. 175-177; Еп. Анатолий Приходский вопрос // Томские епархиальные ведомости. 1917. № 9 1 мая. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 201-204.

54. Братское обращение к о.о. Законоучителям школ Томской губернии // Томские епархиальные ведомости. 1917. № 17. 1 сентября. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 325-328.

55. К духовенству Томской епархии // Томские епархиальные ведомости. 1917. № 18. 15 сентября. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 329-330.

56. Из епархиальной хроники // Томские епархиальные ведомости. 1917. № 12. 15 июня. Часть неофиц. Отд. общецерк. С. 287-296.

57. Молитва о спасении державы российския и утолении в ней раздоров и нестроений // Томские епархиальные ведомости. 1917. № 22.

15 ноября. Часть офиц. С. 405-407.

58. Новогоднее обращение к пастырям и пастве Томской // Томские епархиальные ведомости. 1917. № 24. 15 декабря. Часть неофиц. С. 395-400.

References

1. Karavaeva, E.V. (2007) ["Tomskie eparkhial'nye vedomosti" as a source on the history of the formation of the sanitary culture of Tomsk Province].

Makar'evskie chteniya [Makaryevsky Readings]. Proceedings of the International Conference. Gorno-Altaysk. pp. 95-107. (In Russian).

2. Kazarina, G.A. (2009) Korennoe naselenie Sibiri na stranitsakh "Tomskikh gubernskikh vedomostey" vo vtoroy polovine XIX v.: avtory, problemat-

ika, zhanr [The indigenous population of Siberia on the pages of "Tomskie gubernskie vedomosti" in the second half of the 19th century: authors, issues, genre]. Abstract of Philology Cand. Diss. Novosibirsk.

3. Smokotin, S.V. (2012) ["Tomskie eparkhial'nye vedomosti" as a source on the history of the construction of churches in Tomsk Province]. Dokument:

istoriya, teoriyapraktika [Document: history, theory, practice]. Conference Proceedings. Tomsk: Tomsk State University. pp. 317-320. (In Russian).

4. Tartakovskaya, K.A. (2014) "Tomskie eparkhial'nye vedomosti" about health education organization in Tomsk Province in the 19th early 20th

centuries. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 386. pp. 146-149. (In Russian).

5. Kuz'menko, T.A. & Prokopenko, K.A. (2020) "Tomsk Diocesan Journal" as a Source on the History of Healthcare Service in Tomsk Province (The

Last Quarter of the XIX - Early XX Century). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya — Tomsk State University Journal of History. 63. pp. 47-51. (In Russian). doi: 10.17223/19988613/63/6

6. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) The word of His Eminence, the Most Reverend Methodius, Bishop of Tomsk and Altai, pronounced on

July 30 in the Tomsk Cathedral after reading the manifesto on the occasion of the declaration of war with Germany. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 17. 1 September. Unofficial Part. General Church Section. pp. 1118-1120. (In Russian).

7. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) Priest Alexander Kovalevsky. Word in the Tomsk Cathedral before the prayer service for the granting of

victory over the enemies on July 22, 1914. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 16. 15 August. Unofficial Part. General Church Section. pp. 10571061. (In Russian).

8. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) Meeting of His Eminence, Most Reverend Anatoly, Bishop of Tomsk and Altai. Tomskie eparkhial'nye

vedomosti. 17. 1 September. Unofficial Part. General Church Section. pp. 1114-1118. (In Russian).

9. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) Predlozheniya Ego Preosvyashchenstva, Preosvyashchenneyshego Anatoliya, Episkopa Tomskogo i

Altayskogo na imya Tomskoy Dukhovnoy Konsistorii [Proposals of His Eminence, Most Reverend Anatoly, Bishop of Tomsk and Altai, for the name of the Tomsk Spiritual Consistory]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 18. 15 September. Official Part. pp. 341-342. (In Russian).

10. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) Activities of the Board of Trustees at the Mariinsk St. Nicholas Cathedral. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 18. 15 September. Unofficial Part. General Church Section. pp. 1167-1168. (In Russian).

11. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) Charter of the Charitable Society (Circle) for Ladies of Clergy in Tomsk. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 18. 15 September. Official Part. pp. 351-357. (In Russian).

12. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) Appeal to the wives of the clergy. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 18. 15 September. Unofficial Part. General Church Section. pp. 1166-1167. (In Russian).

13. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) Closing of summer teacher courses in Tomsk. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 17. 1 September. Unofficial Part. General Church Section. pp. 1129-1131. (In Russian).

14. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) Visit of His Eminence, Most Reverend Anatoly, to the Eparchial Women's School. Tomskie eparkhial 'nye

vedomosti. 19. 1 October. Unofficial Part. General Church Section. pp. 1225-1231. (In Russian).

15. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) From the Tomsk Spiritual Consistory. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 20. 15 October. Official Part. p. 433.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) List of persons who made donations to the wounded in the charity circle of ladies of clergy. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 19. 1 October. Unofficial Part. General Church Section. pp. 1235-1236. (In Russian).

17. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) Bishop's ministry. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 20. 15 October. Official Part. pp. 466-469. (In Rus-

sian).

18. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) Rescript of Her Imperial Highness, Grand Duchess Elisaveta Feodorovna, to His Eminence, Most Reverend Anatoly, Bishop of Tomsk and Altai. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 21. 1 November. Official Part. pp. 478-480. (In Russian).

19. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) From the Tomsk Spiritual Consistory. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 21. 1 November. Official Part. pp. 492-494. (In Russian).

20. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) Report on the activities for the benefit of wounded soldiers of the charitable committee of the Circle of Ladies of Clergy for the month of September 1914. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 21. 1 November. Official Part. pp. 506-510. (In Russian).

21. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) Telegram of His Imperial Highness, Supreme Commander-in-Chief, Grand Duke Nikolai Nikolaevich addressed to His Eminence, Most Reverend Anatoly, Bishop of Tomsk and Altai. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 22. 15 November. Official Part. pp. 517-518. (In Russian).

22. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1914) Ot From the Charity Committee of the Circle of Ladies of Clergy in favor of wounded soldiers. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 22. 15 November. Official Part. pp. 532-535. (In Russian).

23. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) Gratitude from the General Chief Prosecutor of the Holy Synod dated October 17, 2010,No. 174 to the Charity Committee of the Circle of Ladies of the Clergy of Tomsk in favor of wounded warriors. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 1. 1 January. Official Part. p. 2. (In Russian).

24. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) Orders of the Eparchial Authorities. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 1. 1 January. Official Part. pp. 29. (In Russian).

25. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) Report of the Altai Spiritual Mission for 1914 (Continued). Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 13. 1 July. Unofficial Part. pp. 539-546. (In Russian).

26. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) The highest gratitude. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 6-7. 15 March and 1 April. Official Part. pp. 175-176. (In Russian).

27. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) Schedule of Sunday readings in the reading room at the Bishop's House in the first half of 1915. Starting at 2 o'clock in the afternoon. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 1. 1 January. Official Part. pp. 12-15. (In Russian).

28. A.E. (1915) The prisoner of war question. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 1. 1 January. Unofficial Part. General Church Section. pp. 11-23. (In Russian).

29. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) Information on the activities of the Zhilinsky Board of Trustees, deanery of the 9th district, during the war. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 6-7. 15 March - 1 April. Official Part. pp. 204-205. (In Russian).

30. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) Archpastoral spring call to the rural clergy of the Tomsk Eparchy and the Boards of Trustees of the churches of the Eparchy. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 8. 15 April. Official Part. pp. 223-225. (In Russian).

31. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) Speech before the nailing of the banner of the 707th infantry squad of the Tomsk State Militia, delivered on April 18, 1915, in the hall of the Novo-Nikolaev City Duma, by A. Averyanov, the priest of the 52nd brigade of the State Militia. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 11. 1 iyunya. Unofficial Part. General Church Section. pp. 475-476. (In Russian).

32. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) From the eparchial chronicle. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 9. 1 May. Unofficial Part. General Church Section. pp. 398-407. (In Russian).

33. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) Reporting information on the activities of the Kamensky Ladies' Committee under the parish guardianship to provide assistance to families of lower ranks called up for war from December 15, 1914, to April 1, 1915. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 10. 15 May. Official Part. pp. 295-299. (In Russian).

34. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) A trip with Easter gifts to the active army under the authority of the Novo-Nikolaevsk Department of the Siberian Society. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 12. 15 May. Unofficial Part. General Church Section. pp. 514-522. (In Russian).

35. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) From the eparchial chronicle. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 9. 1 May. Unofficial Part. General Church Section. pp. 398-407. (In Russian).

36. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) Appeal to the clergy of the Tomsk Eparchy. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 15. 1 August. Official Part. pp. 450-452. (In Russian).

37. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) The highest gratitude. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 21. 1 November. Official Part. pp. 677-678. (In Russian).

38. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) From the eparchial chronicle. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 24. 1 August. Unofficial Part. General Church Section. pp. 1179-1185. (In Russian).

39. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) From the eparchial chronicle. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 14. 15 July. Unofficial Part. General Church Section. pp. 590-601. (In Russian).

40. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) Message of the Holy Synod. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 17. 1 November. Official Part. pp. 523527. (In Russian).

41. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) Letter from the Chief Prosecutor of the Holy Synod addressed to His Eminence, Most Reverend Anatoly, Bishop of Tomsk and Altai. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 13. 1 July. Official Part. pp. 377-378. (In Russian).

42. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1915) Proposal of His Eminence, Most Reverend Anatoly, Bishop of Tomsk and Altai, on organizing assistance to refugees. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 21. 1 November. Official Part. pp. 682-683. (In Russian).

43. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1916) Report of the Altai Spiritual Mission for 1915. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 19. 1 October. Official Part. pp. 1 -16. (In Russian).

44. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1916) Report on donations collected for war needs at the parish church in the village of Oyasha, deanery of the 8th district, from September 1914 to December 1915. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 4. 15 February. Official Part. p. 133. (In Russian).

45. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1916) Report of the parish guardianship at the Resurrection Church in Novo-Nikolaevsk for February, March, April, May 1916. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 14. 15 July. Official Part. pp. 413-420. (In Russian).

46. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1916) On the collection of donations in the churches of Tomsk Eparchy on May 9, 1916, for the construction of a home for the disabled in Tomsk. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 7/8. 1-15 April. Official Part. pp. 164-165. (In Russian).

47. Smirenskiy, F. (1917) Sunday readings for refugees in Tomsk in 1916. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 5. 1 March. Unofficial Part. General Church Section. pp. 133-136. (In Russian).

48. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1917) Report on the activities of the Committee of the Novo-Nikolaevsk Charitable Circle of Ladies of Clergy during the period from November 26 to December 31, 1916. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 4. 15 February. Official Part. pp. 54-55. (In Russian).

49. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1916) From the eparchial chronicle. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 24. 15 December. Unofficial Part. General Church Section. pp. 830-838. (In Russian).

50. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1917) War and fasting. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 3. 1 February. Unofficial Part. General Church Section. pp. 66-70. (In Russian).

51. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1917) Act of the abdication of Emperor Nicholas II from the Throne; Act on the refusal of Grand Duke Mikhail Alexandrovich from the perception of the Supreme Power; From the Provisional Government. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 6/7. 15 March and 1 April. Official Part. pp. 101-105. (In Russian).

52. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1917) Bishop. Second appeal to the clergy of the Tomsk Eparchy. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 6/7. 15 March and 1 April. Unofficial Part. General Church Section. pp. 181-186. (In Russian).

53. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1917) Proposal of His Grace Anatoly, Bishop of Tomsk and Altai, to the rectors of the parishes of the Tomsk Eparchy. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 9 1 May. Official Part. pp. 175-177; Bishop Anatoly The parish question. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 9 1 May. Unofficial Part. General Church Section. pp. 201-204. (In Russian).

54. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1917) Fraternal address to the teachers of religion in schools of Tomsk Province. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 17. 1 September. Unofficial Part. General Church Section. pp. 325-328. (In Russian).

55. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1917) To the clergy of the Tomsk Eparchy. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 18. 15 September. Unofficial Part. General Church Section. pp. 329-330. (In Russian).

56. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1917) From the eparchial chronicle. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 12. 15 June. Unofficial Part. General Church Section. pp. 287-296. (In Russian).

57. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1917) Prayer for the salvation of the Russian state and the quenching of discord and unrest in it. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 22. 15 November. Official Part. pp. 405-407. (In Russian).

58. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. (1917) New Year's address to the pastors and flock of Tomsk. Tomskie eparkhial'nye vedomosti. 24. 15 December. Unofficial Part. pp. 395-400. (In Russian).

Информация об авторе:

Ерёмин И.А. - д-р ист. наук, профессор кафедры историко-культурного наследия и туризма Алтайского государственного

педагогического университета (Барнаул, Россия). E-mail: iaeremin61@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

I.A. Eryomin, Dr. Sci. (History), professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: iaere-

min61 @yandex.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.10.2023; одобрена после рецензирования 15.12.2023; принята к публикации 29.12.2023.

The article was submitted 27.10.2023; approved after reviewing 15.12.2023; accepted for publication 29.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.