Научная статья на тему 'ТОМСК ЧИТАЮЩИЙ. РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ "ПРОБЛЕМА ЧИТАТЕЛЯ В ТОМСКЕ И ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В." (ПОД РЕД. Т.Л. ВОРОБЬЕВОЙ. ТОМСК: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2020. 226 С.)'

ТОМСК ЧИТАЮЩИЙ. РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ "ПРОБЛЕМА ЧИТАТЕЛЯ В ТОМСКЕ И ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В." (ПОД РЕД. Т.Л. ВОРОБЬЕВОЙ. ТОМСК: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2020. 226 С.) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ / КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА / ТОМСК / ТОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Отургашева Наталья Вадимовна

В рецензируемом пособии раскрывается сложный механизм взаимодействия литературного процесса, издательских стратегий и читательских практик, определяющий жизнь общества в ее духовном измерении. Разнообразие, богатство и уникальность фактического материала в совокупности с исследовательской чуткостью и методической основательностью дает авторам возможность проследить динамику становления и развития читательских практик в Томске и Томской губернии, оценить их влияние на региональный литературный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Отургашева Наталья Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE READING TOMSK. TEXTBOOK REVIEW: THE READER PROBLEM IN TOMSK AND TOMSK PROVINCE IN THE LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES (VOROBYEVA, T.L. (ED.) (2020). TOMSK: TOMSK STATE UNIVERSITY)

Preparation of a training manual “A reader’s problem in Tomsk and Tomsk province at the end of XIX - beginning of XX century” by a group of Tomsk researchers is seen as not only relevant and natural but also as a long-awaited phenomenon in the sphere of modern liberal education. Book culture and reading practices in the context of a certain epoch represent interest to specialists not only from theoretical but also from practical and metodological point of view. The purpose of the manual stated by the authors is to “identify the main trends regarding building reading practices at the end of XIX - beginning of XX centuries and determine their value in book culture at the turn of the century” is being implemened based on the unique archival materials from the collections of the Tomsk State University Scientific Library, the Tomsk Local Lore Museum, the Tomsk Regional Archive. Diversity, richness and originality of the factual material coupled with research sensivity and thoroughness make it possible to trace the dynamics of reading practices becoming and developing in Tomsk and Tomsk province and to evaluate their impact on both regional literary process and social and spiritual changes taking place in society as a whole. Study of a reader in the context of the famous N. A. Rubakin’ triad “society - author -work” enables to understand the complex interaction mechanism of literary process, publishing strategies and reading practices existing in inextricable link and in many aspects defining the life of society in its spiritual dimension. The training manual aimed at youth audiences is written in clear language, filled with vivid images of people - readers and book lovers as well as with archaeographic factors introduced by the authors in scientific circulation. Publication has a clear-cut structure set by the logic of promoting a book - from the centre of a province to a rural reader, from the state publishing policy to the forms of readers’ amateur activities. For the convenience of readers, sections are prefaced with annotation, include questions and tasks for self-study as well as the list of additional literature on the topic of study. Such an approach updates research issues, introduces them in the context of vital pedagogical objectives and designates prospects of developing a conscious and qualified reader. And this is the central task, which - in our opinion - the authors of the training manual are well aware of. We believe that this noble task has been perfectly implemented in the book: uniqueness and diversity of the material, depth of its comprehenson, methodical thoroughness make the presented work a modern and timely educational publication and reveal rich traditions in preservation and continuation of high literary culture. That is precisely why the training manual is useful not only for publishers and philologists but also for future specialists with the broad range of expertise who together with professional knowledge in the high school acquire skills of meaningful and productive work with a book.

Текст научной работы на тему «ТОМСК ЧИТАЮЩИЙ. РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ "ПРОБЛЕМА ЧИТАТЕЛЯ В ТОМСКЕ И ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В." (ПОД РЕД. Т.Л. ВОРОБЬЕВОЙ. ТОМСК: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2020. 226 С.)»

Текст. Книга. Книгоиздание. 2022. № 28. С. 159-166. Text. Book. Publishing. 2022. 28. рр. 159-166.

РЕЦЕНЗИИ

Научная статья УДК 655.4/.5

doi: 10.17223/23062061/28/10

ТОМСК ЧИТАЮЩИЙ. РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ПРОБЛЕМА ЧИТАТЕЛЯ В ТОМСКЕ И ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ XX В.»

(под ред. Т.Л. Воробьевой. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2020. 226 с.)

Наталья Вадимовна Отургашева

Сибирский институт управления (филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), Новосибирск, Россия, vialuna@list.ru

Аннотация. В рецензируемом пособии раскрывается сложный механизм взаимодействия литературного процесса, издательских стратегий и читательских практик, определяющий жизнь общества в ее духовном измерении. Разнообразие, богатство и уникальность фактического материала в совокупности с исследовательской чуткостью и методической основательностью дает авторам возможность проследить динамику становления и развития читательских практик в Томске и Томской губернии, оценить их влияние на региональный литературный процесс.

Ключевые слова: читательские практики, книжная культура, Томск, Томская губерния, конец XIX - начало XX в.

Для цитирования: Отургашева Н.В. Томск читающий. Рецензия на учебное пособие «Проблема читателя в Томске и Томской губернии в конце XIX - начале XX в.» (под ред. Т.Л. Воробьевой. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2020. 226 с.) // Текст. Книга. Книгоиздание. 2022. № 28. С. 159-166. doi: 10.17223/23062061/28/10

© Отургашева Н.В., 2022

REVIEWS

THE READING TOMSK. TEXTBOOK REVIEW: THE READER PROBLEM IN TOMSK AND TOMSK PROVINCE IN THE LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES (Vorobyeva, T.L. (ed.) (2020). Tomsk: Tomsk State University)

Natalya V. Oturgasheva

Siberian Institute of Management (Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration), Novosibirsk, Russian Federation, vialuna@list.ru

Abstract. Preparation of a training manual "A reader's problem in Tomsk and Tomsk province at the end of XIX - beginning of XX century" by a group of Tomsk researchers is seen as not only relevant and natural but also as a long-awaited phenomenon in the sphere of modern liberal education. Book culture and reading practices in the context of a certain epoch represent interest to specialists not only from theoretical but also from practical and metodological point of view. The purpose of the manual stated by the authors is to "identify the main trends regarding building reading practices at the end of XIX - beginning of XX centuries and determine their value in book culture at the turn of the century" is being implemened based on the unique archival materials from the collections of the Tomsk State University Scientific Library, the Tomsk Local Lore Museum, the Tomsk Regional Archive. Diversity, richness and originality of the factual material coupled with research sensivity and thoroughness make it possible to trace the dynamics of reading practices becoming and developing in Tomsk and Tomsk province and to evaluate their impact on both regional literary process and social and spiritual changes taking place in society as a whole.

Study of a reader in the context of the famous N. A. Rubakin' triad "society - author -work" enables to understand the complex interaction mechanism of literary process, publishing strategies and reading practices existing in inextricable link and in many aspects defining the life of society in its spiritual dimension.

The training manual aimed at youth audiences is written in clear language, filled with vivid images of people - readers and book lovers as well as with archaeographic factors introduced by the authors in scientific circulation.

Publication has a clear-cut structure set by the logic of promoting a book - from the centre of a province to a rural reader, from the state publishing policy to the forms of readers' amateur activities. For the convenience of readers, sections are prefaced with annotation, include questions and tasks for self-study as well as the list of additional literature on the topic of study.

Such an approach updates research issues, introduces them in the context of vital pedagogical objectives and designates prospects of developing a conscious and qualified reader. And this is the central task, which - in our opinion - the authors of the training manual are well aware of. We believe that this noble task has been perfectly implemented in the book: uniqueness and diversity of the material, depth of its comprehenson, methodical thoroughness make the presented work a modern and timely

educational publication and reveal rich traditions in preservation and continuation of high literary culture.

That is precisely why the training manual is useful not only for publishers and philologists but also for future specialists with the broad range of expertise who together with professional knowledge in the high school acquire skills of meaningful and productive work with a book.

Keywords: reading practices; book culture; Tomsk; Tomsk province; end of XIX -beginning of XX century

For citation: Oturgasheva, N.V. (2022) The reading Tomsk. Textbook review: Problema chitatelya v Tomske i Tomskoy gubernii v kontse XIX - nachale XX v. [The reader problem in Tomsk and Tomsk Province in the late 19th - early 20th centuries (Vorobyeva, T.L. (ed.) (2020) Tomsk: Tomsk State University)]. Tekst. Kniga. Knigoizdanie - Text. Book. Publishing. 28. рр. 159-166. doi: 10.17223/23062061/28/10

Подготовка учебного пособия «Проблема читателя в Томске и Томской губернии в конце XIX - начале XX в.» коллективом томских исследователей (И.А. Айзикова, Т.Л. Воробьева, В.А. Есипова, Т.П. Карташо-ва, Е.А. Макарова, Е.И. Тулякова) представляется не только актуальным и закономерным, но и долгожданным явлением в области современного гуманитарного образования. Книжная культура, читательские практики, сложная система взаимодействия «автор - текст - читатель» в контексте определенной эпохи интересуют сегодня специалистов не только с теоретической, но и с практико-методологической точки зрения.

По существу, данное пособие является логическим продолжением и развитием научной работы, убедительные результаты которой были представлены в монографии «Книжная культура Томска (XIX - начало XX в.)» [1] - «первом системном исследовании томской книги» [2. С. 85], предпринятом авторским коллективом в 2014 г.

Заявленная авторами цель пособия - «выявить основные тенденции становления читательских практик конца XIX - начала XX в. и определить их значение в книжной культуре рубежа эпох» [3. С. 5], реализуется на уникальном архивном материале из фондов Научной библиотеки Томского государственного университета, Томского областного краеведческого музея, Государственного архива Томской области. Разнообразие, богатство и оригинальность фактического материала в совокупности с исследовательской чуткостью и скрупулезностью дают возможность во всей полноте проследить динамику становления и развития читательских практик в Томске и Томской губернии и оценить их влияние как на региональный литературный процесс, так и на происходящие в обществе социальные и духовные изменения в целом.

Действительно, формы бытования книги, отношение к ней со стороны различных социальных групп и институтов, литературные вкусы пуб-

лики - все это, несомненно, отражает духовное состояние общества. «Отношение читающей публики к выбору книг служит прекрасным показателем общественного настроения. История читающей публики - одна из интереснейших и ярких страниц из истории общественного развития», -замечал выдающийся писатель и библиограф Н.А. Рубакин [4]. Именно поэтому представленное пособие заслуживает внимания не только как актуальное учебное издание, но и как живой и увлекательный документ эпохи рубежа XIX-XX вв.

Предназначенное для учащейся молодежи, пособие имеет четкую структуру, заданную логикой продвижения книги - от губернского центра к сельскому читателю, от государственной издательской политики - к формам читательской самодеятельности. Для удобства читателей разделы предваряются аннотацией, включают вопросы и задания для самостоятельной работы, а также список дополнительной литературы по теме изучения.

В первой главе дан подробный анализ томской читательской аудитории, подтверждающий общую для столичных и провинциальных городов тенденцию формирования массового читателя, отчетливо и повсеместно проявившую себя к концу XIX в. Данный анализ позволил сделать убедительный вывод о трансформации читательских практик на рубеже веков и об их влиянии на изменения, которые происходили в характере взаимодействия книги и общества.

Появление массового читателя обусловило возникновение новых форм продвижения книги - таких, как общедоступные библиотеки, народные чтения, книжные склады, библиотеки общественных организаций. В свою очередь, это потребовало от государства усилий, направленных на управление чтением и читательскими интересами.

Механизмы подобного управления рассмотрены (раздел 1.2) в двух аспектах: запретительном (через органы цензуры) и рекомендательном (через деятельность Министерства народного просвещения, прессу, просветительские организации). Авторы не только внимательно изучили различные способы регламентации чтения, законодательство в области цензурного надзора, работу цензора, но и сделали важный и, как нам представляется, весьма актуальный вывод о неэффективности сложившейся системы регламентации чтения, поскольку, наряду с прочими причинами, «стремление читателя все же получить доступ к интересующей его книге нередко оказывалось сильнее неповоротливой системы наказаний и ограничений» [3. С. 42].

Особый интерес вызывают разделы пособия, посвященные анализу читательских практик и литературных предпочтений жителей Томска и Томской губернии конца XIX - начала ХХ в. (гл. 2, 3, 4). Так, во второй

главе представлены портреты читателей, принадлежащих к разным социальным, возрастным и эстетически ориентированным категориям публики: советник, чиновник особых поручений А.М. Горохов, педагог, библиофил и краевед Г.К. Тюменцев, читатели сибирских литературно-художественных сборников, томское студенчество. Круг чтения конкретных людей или представителей определенного сообщества внятно говорит об их литературных вкусах, читательских предпочтениях, методах работы с текстом и той роли, которую эти тексты играли в духовной жизни общества. Книги и журналы, собранные и прочитанные томичами, несут на своих страницах отпечаток вдумчивой, внимательной работы и открывают, по справедливому замечанию авторов, «интересные и показательные страницы истории русского и европейского литературного процесса, его восприятия в глубокой российской провинции, страницы отечественной книжной культуры и русской (сибирской, в частности) культуры чтения» [3. С. 99].

Изучение литературных пристрастий сельского читателя (гл. 3) дает авторам весомое основание говорить о специфике бытования книги в сельской местности Томской губернии по сравнению с общероссийскими тенденциями, описанными в современной исследовательской литературе. Представленный здесь богатый архивный материал (описание библиотечных фондов, письма - заказы, анкеты) позволяет утверждать, что «характер чтения в европейской части России и в Сибири различался» [Там же. С. 150], что сибирских «сельских читателей волновали вопросы не только практического, но и мировоззренческого характера» [Там же. С. 158].

Особой категорией читателей были старообрядцы - на страницах пособия (раздел 3.2) их читательские интересы и практики представлены на уникальном материале старообрядческих книжных собраний (библиотека первого старообрядческого епископа Сибири Савватия, библиотека Ни-фантовых, Заимочная и Скитская библиотеки). Старообрядческая книга внимательно рассмотрена в разных аспектах: с точки зрения методов работы с ней, используемого материала (бумага и береста), читательского поведения, техники украшения рукописи, взаимного влияния рукописной и печатной книг. Подобная многоаспектность позволяет «получить новые знания не только об истории старообрядческой книги, но и повседневной жизни владельца рукописи» [Там же. С. 177] и, кроме того, поставить вопрос об отношении к книге одновременно и как к сакральному тексту и как к фрагменту окружающего вещного мира. В данном контексте проблема бытования книги на стыке духовного и физического измерения человеческой жизни приобретает отчетливо современный характер и философскую глубину.

Репертуар детского чтения проанализирован (гл. 4) с опорой на интереснейшие архивные материалы: коллекцию домашней библиотеки В. Ефимова, протоколы Педагогического совета Томского Алексеевского реального училища, материалы педагогических собраний, планы занятий учителей, их дневники и отчеты. Приведенные источники свидетельствуют о целенаправленных усилиях, которые прилагали родители, педагоги, организаторы школьного и внешкольного образования для формирования и развития культуры чтения детей и подростков. Отдельный раздел (4.4) закономерно посвящен выдающейся личности владельца первого в сибирском регионе книжного магазина и устроителя первой частной Публичной библиотеки П.И. Макушина - его усилиями формируется специализированный отдел детской литературы с указанием целевой читательской аудитории. Дифференциация видов чтения, приемы обучения им, воспитание эстетического вкуса - осмысление этих давно поставленных методических задач задает продуктивную перспективу развития навыков чтения у современной молодежи - навыков, без которых невозможно формирование общей культуры личности, претендующей на профессионализм в любой сфере деятельности.

В контексте общей концепции книги, безусловно, важным и закономерным представляется раздел о формах читательской самодеятельности (гл. 5), содержащий уникальную информацию о тематике, создателях, способах тиражирования самодеятельных школьных журналов на примере выходившего в Томске в 1918 г. журнала «Родная Сибирь». Подробный анализ его тематики и содержания, состава и поведенческих стратегий редколлегии привел исследователей к выводу о значимости и эффективности такой практики для образования и воспитания юношества: «...это был опыт не только творческого самовыражения, редакторской и издательской деятельности, но и социальной консолидации и коммуникации широкого круга учащихся... общественно полезной деятельности в интересах сибирского края» [3. С. 220].

Активность читательских реакций - необходимое условие работы с текстом и основание плодотворного диалога читателя с книгой. «Чем большую в процессе чтения проявляет читатель активность, тем больше говорит ему книга, тем лучше она реагирует на его внимание и на его „запросы", и, с другой стороны, тем более и он, читатель, начинает реагировать на книгу. Тот собеседник, который умеет слушать, умеет спорить, умеет понять другого, по всей вероятности, легко научится правильному чтению», - писал М.Н. Куфаев, знаток книжного дела, о взаимосвязи культуры чтения и навыков эффективной коммуникации [5. С. 179].

Изучение читателя в контексте знаменитой триады Н.А. Рубакина «общество - автор - произведение» позволяет понять сложный механизм взаимодействия литературного процесса, издательских стратегий и читательских практик, существующих в неразрывной связи и во многом определяющих жизнь общества в ее духовном измерении. И в этом смысле труд, предпринятый коллективом авторов, трудно переоценить.

Предназначенное для молодежной аудитории пособие написано ясным языком, наполнено живыми образами людей - читателей и почитателей книги, а также уникальными археографическими фактами, введенными авторами в научный оборот.

Особо следует отметить характер вопросов и заданий, приведенных в пособии, поскольку они, управляя когнитивной деятельностью обучающихся, являются важным инструментом в организации и планировании образовательного процесса. Представленные типы вопросов - от простых и уточняющих до интерпретационных, творческих и оценочных - нацелены на развитие разных видов познавательной активности студентов. Методически выверенные задания переводят содержательный, насыщенный архивным материалом разговор в плоскость самоанализа современного молодого читателя и предлагают ему задуматься о необходимости личной библиотеки, проанализировать собственный опыт чтения книг, сравнить читательские интересы молодежи разных эпох, оценить эффективность методов обучения чтению в школьной практике.

Подобный подход актуализирует проблематику исследования, вводит ее в контекст насущных педагогических задач и обозначает перспективы формирования осознанного и квалифицированного читателя - именно данная задача, на наш взгляд, и осознается авторами пособия в качестве центральной. Полагаем, эта благородная цель блестяще реализована в книге: уникальность и разнообразие материала, глубина его осмысления, методическая основательность делают представленную работу современным и своевременным учебным изданием и свидетельствуют о сохранении и продолжении томскими исследователями богатых традиций высокой книжной культуры.

Именно поэтому данное учебное пособие полезно не только для издателей и филологов, но и для будущих специалистов самого широкого профиля, получающих в высшей школе, наряду с профессиональными знаниями, навыки осмысленной и продуктивной работы с книгой.

Список источников

1. Книжная культура Томска (XIX - начало XX в.). Томск : Изд-во Том. ун-та, 2014.

416 с.

2. Дворцова Н.П. Томск книжный: эпоха цветущей сложности // Текст. Книга. Книгоиздание. 2017. № 13. С. 85-90.

3. Проблема читателя в Томске и Томской губернии в конце XIX - начале XX в.: учеб. пособие / под ред. Т.Л. Воробьевой. Томск : Изд. Дом Том. гос. ун-та, 2020. 226 с.

4. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике // Избранное. М. : Книга, 1975. Т. 1. С. 35-104.

5. Куфаев М.Н. О чтении книг (методические заметки) // Избранное. М., 1981.

References

1. Esipova, V.A. (ed.) (2014) Knizhnaya kul'tura Tomska (XIX- nachalo XX v.) [Book culture of Tomsk (the 19th - early 20th centuries)]. Tomsk: Tomsk State University.

2. Dvortsova, N.P. (2017) Tomsk in books: the epoch of the blooming complexity. Tekst. Kniga. Knigoizdanie - Text. Book. Publishing. 13. pp. 85-90. (In Russian). DOI: 10.17223/23062061/13/6

3. Vorobieva, T.L. (ed.) (2020) Problema chitatelya v Tomske i Tomskoy gubernii v kontse XIX - nachale XX v. [The problem of the reader in Tomsk and Tomsk province in the late 19th -early 20th century]. Tomsk: Tomsk State University.

4. Rubakin, N.A. (1975) Izbrannoe [Selected Works]. Vol. 1. Moscow: Kniga. pp. 35-104.

5. Kufaev, M.N. (1981) Izbrannoe [Selected Works]. Moscow: [s.n.].

Сведения об авторе:

Отургашева Н.В. - кандидат филологических наук, доцент кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества Сибирского института управления (филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ). E-mail: vialuna@list.ru

Information about the author:

Oturgasheva N.V. - Siberian Institute of Management (Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration) (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: vialuna@list.ru

Статья поступила в редакцию 28.08.2021; одобрена после рецензирования 24.11.2021; принята к публикации 14.03.2022

The article was submitted 28.08.2021; approved after reviewing 24.11.2021; accepted for publication 14.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.