Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ "ПРОБЛЕМА ЧИТАТЕЛЯ В ТОМСКЕ И ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ." / ОТВ. РЕД. Т.Л. ВОРОБЬЁВА. ТОМСК: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2020. 226 С.'

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ "ПРОБЛЕМА ЧИТАТЕЛЯ В ТОМСКЕ И ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ." / ОТВ. РЕД. Т.Л. ВОРОБЬЁВА. ТОМСК: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2020. 226 С. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ЧИТАТЕЛЯ ТОМСКА И ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧИТАТЕЛЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КНИЖНОГО РЕПЕРТУАРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Динер Елена Васильевна

Показана высокая актуальность результатов исследования личности читателя Томска и Томской губернии конца XIX - начала XX в., проведенного авторами книги, для изучения современных процессов в области чтения, отмечено значение этих результатов для развития профессиональных компетенций работников книгоиздательской и библиотечной отраслей. Дана характеристика основного содержания учебного пособия, определена значимость его использования с целью изучения проблем социологии и психологии чтения, регионального и российского книгоиздания, вопросов истории развития культуры Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Динер Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOOK REVIEW: VOROBYEVA, T.L. (ED.) (2020) PROBLEMA CHITATELYA V TOMSKE I TOMSKOY GUBERNII V KONTSE XIX - NACHALE XX VV. [THE PROBLEM OF THE READER IN TOMSK AND TOMSK PROVINCE IN THE LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES]. TOMSK: TOMSK STATE UNIVERSITY

The reviewed textbook presents the results of a study of the personality of the reader of Tomsk and Tomsk Province in the late 19th - early 20th centuries. The review shows the high relevance of these results for the study of modern processes in the field of reading and notes the importance of these results for the development of professional competencies of workers in the publishing and library industries. The content of the textbook is characterized. The significance of its use for studying the problems of sociology and psychology of reading, regional and Russian publishing, issues of the history of the development of culture in Siberia is determined.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ "ПРОБЛЕМА ЧИТАТЕЛЯ В ТОМСКЕ И ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ." / ОТВ. РЕД. Т.Л. ВОРОБЬЁВА. ТОМСК: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2020. 226 С.»

УДК 655.4/.5

Б01: 10.17223/23062061/27/12 Е.В. Динер

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ПРОБЛЕМА ЧИТАТЕЛЯ В ТОМСКЕ И ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВВ.» / ОТВ. РЕД. Т.Л. ВОРОБЬЁВА. ТОМСК: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2020. 226 с.

Аннотация. Показана высокая актуальность результатов исследования личности читателя Томска и Томской губернии конца XIX - начала XX в., проведенного авторами книги, для изучения современных процессов в области чтения, отмечено значение этих результатов для развития профессиональных компетенций работников книгоиздательской и библиотечной отраслей. Дана характеристика основного содержания учебного пособия, определена значимость его использования с целью изучения проблем социологии и психологии чтения, регионального и российского книгоиздания, вопросов истории развития культуры Сибири.

Ключевые слова: личность читателя Томска и Томской губернии конца XIX - начала XX в., читательские практики, читательские предпочтения, тенденции развития личности читателя, региональный литературный процесс, закономерности формирования регионального книжного репертуара.

Развитие личности читателя в современных социально-коммуникативных условиях осознается как одна из актуальных проблем, имеющих ярко выраженный междисциплинарный характер [1-4]. Основные направления ее исследования формируются главным образом на базе синхронного научного среза социокультурного пространства, развития инфокоммуникационных технологий, психофизиологических особенностей читателя, новых читательских практик и т. д.

Между тем немаловажное значение в изучении этой проблематики имеет диахронический подход, поскольку обращение к историческим

аспектам формирования читательской личности дает возможность рассмотреть данный процесс в динамике, учитывая «связь времен», преемственность поколений, проанализировать культуру чтения как фундамент культуры личности, показатель ее социальной зрелости вне зависимости от векторов развития социокультурной среды [5]. В настоящее время такой подход содействует более основательному изучению факторов, вызвавших в начале XXI в. глубокие трансформации в области чтения, выявлению наиболее эффективных методов преодоления системного кризиса чтения.

В таком контексте учебное пособие «Проблема читателя в Томске и Томской губернии в конце XIX - начале XX в.», написанное коллективом преподавателей Томского государственного университета, очень своевременно, оно имеет высокую степень актуальности для всех, кто занимается изучением вопросов чтения, книжной культуры, историей книжного дела, кого волнуют проблемы культуры Сибири, регионального и российского книгоиздания.

В книге представлены результаты фундаментального исследования важнейших вопросов, связанных с формированием читателя Томска и Томской губернии в конце XIX - начале ХХ в. Базой исследования стали уникальные архивные материалы из фондов Научной библиотеки Томского государственного университета, Томского областного краеведческого музея, Государственного архива Томской области. В учебном пособии определены факторы, под воздействием которых складывался образ читателя в Томском регионе рубежа эпох, социальные и психологические особенности читательской аудитории, читательские интересы и предпочтения различных социальных слоев населения, выявлены закономерности формирования читательского репертуара.

Учебное пособие представляет большой интерес для специалистов библиотечной, библиографической, книгоиздательской сферы, студентов, получающих образование в этих областях, так как направлено на развитие базовых профессиональных компетенций, необходимых для решения проблем социологии и психологии чтения, выбора средств и способов регламентации чтения, развития мотивации к чтению, для определения эффективных методов формирования издательской политики в условиях современного коммуникационного пространства.

Пособие содержит уникальные сведения о том, как складывалась система библиотечного дела, книгоиздания и продвижения книги в конце XIX - начале XX в. в Томске и Томской губернии. Изложенный в нем материал позволяет оценить региональные события не как «самодостаточный факт, а как значимый элемент более общей системы взаимосвязанных процессов» [6. С. 12], рассмотреть развитие этих отраслей в России рубежа эпох через призму локальной истории.

Учебное пособие, безусловно, будет полезно молодежной аудитории. Становление читательской личности в настоящее время происходит под влиянием новейших информационных технологий, которые, с одной стороны, позволяют создавать смысловое пространство книги, воздействуя на все инструменты восприятия, а с другой - препятствуют формированию навыков вдумчивого, глубокого чтения, приучают к готовому зрительному образу, поверхностному «снятию» информации [7]. Знание о том, что читали, а главное, как читали более ста лет назад, может помочь молодым людям выбрать собственную траекторию читательского развития, научиться размышлять над книгой, выстраивать диалог с ней.

В этом ключе определена цель учебного пособия - выявить основные тенденции становления читательских практик конца XIX - начала ХХ в. и определить их значение в книжной культуре рубежа эпох [8]. В проблемном поле книги отражены коренные трансформации читательской аудитории того времени, изменения, носящие не только региональный, но и общероссийский характер и предопределяющие когнитивную, социальную и другие функции книги, которые она выполняет в современном обществе.

Реализации этой цели подчинена структура книги. Пособие состоит из предисловия, пяти глав и заключения, в которых дана характеристика социального состава читающей аудитории того времени, коллективных и индивидуальных читательских практик, рассмотрены вопросы цензурного надзора и регламентации чтения, читательские интересы интеллигенции, чиновничества, проблема формирования студенческой субкультуры чтения, распространение книги в деревне, специфика детского чтения, развитие форм читательской самодеятельности, а также обобщены результаты исследования.

Каждый параграф предваряется аннотацией изложенного материала, включает вопросы и задания для самостоятельной работы, имею-

щие в основном проблемный характер и направленные на активное закрепление изученного. В конце параграфов дан список дополнительной литературы, призванной расширить знания обучающихся о тенденциях развития чтения как в региональном, так и в общероссийском масштабе.

В первой главе «Формирование массовой читательской аудитории последней трети XIX века» на базе глубокого анализа социально-экономических факторов, повлиявших на становление читательских практик в Томске и Томской губернии, показан процесс качественного и количественного изменения читательской аудитории, характерный для всего российского общества того времени, но имеющий свою специфику в этом регионе. Определены особенности тех групп населения, за счет которых происходило пополнение читателя, дана характеристика тенденций в развитии читательских предпочтений населения. Во втором параграфе подробно освещены вопросы государственной политики в области чтения, а также дан анализ личности чиновников, ответственных за эту сферу в Томском регионе.

В выводах сформулировано положение о том, что развивающиеся в этот период читательские практики становятся «главным фактором регионального литературного процесса, существенно меняя характер взаимодействия книги и общества» [8. С. 17]. Оно обладает высокой актуальностью и в настоящее время, поскольку для преодоления проблем чтения всегда важно понимать роль социокультурных процессов, происходящих в обществе, учитывать характер тех изменений, которые вызваны трансформациями коммуникативной среды.

Вторая глава «Читательские практики жителей Томска и Томской губернии конца XIX - начала XX в.» содержит результаты исследования условий, воздействующих на развитие личности конкретного читателя, на характер его взаимодействия с книгой. На примере томской интеллигенции авторы наглядно показали, какой интеллектуальный и творческий потенциал содержит книга для зрелого, ищущего читателя.

Детальный анализ архивных источников дал возможность выявить круг чтения образованных томичей, реконструировать их читательское поведение. Среди читательских предпочтений этой части населения Томска прежде всего русская классика XVШ-XIX вв. В главе это наглядно показано на примере личности томского чиновника Александра Михайловича Горохова. Характеризуя методы его работы

с книгой, авторы пособия воссоздали образец созидательного чтения, чтения-размышления, активного диалога с книгой, подтверждающий ее великую миссию в духовном развитии человека.

Здесь представлен и яркий образец личности библиофила, собирателя, истинного ценителя книги. Анализ библиотеки Гавриила Константиновича Тюменцева, известного томского краеведа, педагога, наглядно демонстрирует «любовь владельца к изданиям художественной литературы как к явлениям культуры той или иной эпохи, к тем мыслям и чувствам, которые переданы в них содержанием и формой сочинения и книги, на страницах которой это сочинение опубликовано» [7. С. 74].

Несомненной заслугой авторов является наглядная демонстрация методов исследования читательского поведения личности. Всесторонний анализ продуктов творческой деятельности читателя, изучение комментариев к прочитанным произведениям показывают, как эффективно могут быть использованы эти методы для моделирования круга индивидуального, семейного чтения, выявления читательских предпочтений различных социальных групп.

От личности читателя-интеллигента авторы переходят к рассмотрению проблемы формирования собственно сибирской литературы, реконструкции образа ее читателя. В третьем параграфе главы на основе социокультурных факторов, сложившихся на рубеже эпох, изучены вопросы развития книжной культуры Сибири, имеющей ярко выраженный самобытный характер.

Материал параграфа содержит характеристику первых литературно-художественных альманахов, включающих произведения сибирских поэтов и писателей краеведческой тематики. Он расширяет представление о формировании книгоиздания в Сибири, о способах «продвижения» региональной литературы. Пристальное внимание авторы уделяют анализу деятельности библиотекарей, меценатов, повлиявших на развитие литературных и книгоиздательских процессов в Томске и Томской губернии, дают образцы бескорыстного служения малой родине, примеры подвижнической деятельности, имеющие огромное значение для воспитания профессионалов в этих сферах деятельности.

В четвертом параграфе содержится характеристика читательских практик студенческой молодежи, которые складывались в условиях

бурного развития системы образования в Сибири на фоне революционных событий начала прошлого века. Определяя закономерности, повлиявшие на формирование читательских предпочтений молодежи, авторы показали, что особую роль в этом процессе играли досуговые формы, принятые в молодежной среде. Ими обусловлены, например, увлечение студенчества детективной, массовой литературой, произведениями писателей-модернистов, развитие субкультуры молодежного чтения [8].

Интереснейшие исторические факты, изложенные в параграфе, позволяют выстроить важные параллели с современностью, исследовать изменение читательских интересов как закономерность, связанную с развитием общества и в значительной степени влияющую на процессы чтения. Это дает возможность сформировать у будущих библиотекарей, книгоиздателей правильное отношение к трансформациям, происходящим в данной области, понимание необходимости их принятия и глубокого изучения.

В третьей главе «Сельский читатель в Томской губернии конца XIX - начала XX в.» содержится анализ личности регионального сельского читателя, описаны способы распространения книги, имеющие общие для российских регионов черты. Материал об истории создания народных, школьных библиотек дает полное представление о методах популяризации книги в деревне, о развитии библиотечного и книгоиздательского дела в Томском регионе.

Результаты исследования читательских предпочтений сельского жителя позволили авторам сделать выводы, опровергающие традиционное представление о крестьянском читателе как о потребителе преимущественно «легкого чтения». На базе статистических данных наглядно показано, что сельский читатель Томской губернии конца XIX - начала XX в. проявлял большой интерес к русской и зарубежной классике, повестям и рассказам писателей-современников, к литературе по сельскому хозяйству и кооперации, местной периодике. Авторы вполне закономерно рассматривают становление личности сельского читателя в зависимости от социальных условий, сложившихся в регионе на рубеже эпох, от уровня образованности сельской читательской аудитории того времени.

Помимо этого, в главе представлен глубокий анализ читательских предпочтений сельского жителя, определены психологические факто-

ры, оказавшие значительное влияние на формирование круга чтения сибирского крестьянина. В контексте привлечения массового читателя к книге заслуживает пристального внимания та часть главы, в которой содержится материал о читательских практиках, сложившихся на рубеже эпох в крестьянской среде. Авторы отмечают, что с целью приобщения неграмотных и малограмотных крестьян к книге использовались такие практики, как чтение вслух, народные чтения, организовывались спектакли по мотивам литературных произведений и т.д. [8. С. 161]. Важным является вывод о том, что эта работа тщательно планировалась, использовались методы мотивации крестьян к чтению, основанные на новых в то время информационных технологиях.

Уникальный материал представлен авторами во втором параграфе третьей главы. Здесь дана характеристика читательских интересов и практик старообрядцев, рассмотрен состав старообрядческих книжных собраний Томской губернии, показаны методы работы с книгой, применявшиеся в этой социальной среде, большое внимание уделено технике украшения старообрядческих рукописей. Глубокий анализ этих вопросов позволил авторам выявить особенности читательского поведения старообрядцев, показать их отношение к книге как к сакральному предмету, неотъемлемой части культуры и быта человека.

В четвертой главе «Детское чтение в Томске и Томской губернии конца XIX - начала XX в.» рассмотрены проблемы управления детским чтением, определена специфика их решения на рубеже эпох. В настоящее время эти вопросы являются особенно актуальными, так как приучение детей к чтению в условиях современного информационного пространства часто требует нестандартных подходов. В этом контексте материал, изложенный в главе, имеет высокий потенциал для практического применения. В нем на примере библиотеки Вадима Ефимова представлены методы анализа домашних библиотек, позволяющие определить читательские интересы семьи и на этой базе составить круг семейного чтения, наилучшим образом содействующий духовно-нравственному развитию детей.

Кроме этого, в главе дана характеристика факторов, влияющих на становление читательской личности ребенка, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Это методы работы с читателем, направленные на развитие у детей мотивации к чтению, мето-

ды регламентации читательского репертуара в рамках школьного и внешкольного образования, это значение личности человека, управляющего детским чтением. На примере отдельных учреждений авторы пособия показали, как строился процесс управления чтением в Томской губернии того времени, какие цели ставили перед собой учителя, библиотекари, стремящиеся приобщить детей к книге, как творчески относились к этому процессу.

Отдельного внимания заслуживает четвертый параграф главы, в котором рассмотрена личность Петра Ивановича Макушина, видного деятеля народного просвещения Сибири, основателя первой в Томске публичной библиотеки. Характеризуя П. И. Макушина как библиотекаря, авторы знакомят читателя с основными принципами управления детским чтением, методами составления книжного репертуара для детей, спецификой каталогизации детских изданий. Этот материал имеет огромное воспитательное значение, поскольку процесс управления детским чтением осмысливается читателем на примере личности человека, чья деятельность имела ключевое значение для развития детского книгоиздания в Томском регионе.

Пятая глава «Формы читательской самодеятельности» посвящена теме, которая в настоящее время мало изучена и мало представлена как в учебной, так и в научной литературе. Она содержит анализ самодеятельных школьных журналов, позволяющий определить специфику журналистской деятельности молодых читателей Томского региона той эпохи и оценить созидательную роль активного читателя в развитии региональной периодики. В главе дана классификация самодеятельных школьных журналов по тематике и способу тиражирования, определены их цели и задачи, некоторые жанровые особенности, способы тиражирования. Авторами выявлены формы взаимодействия членов редколлегий журналов с потенциальным читателем, что, безусловно, может быть полезно современному книгоиздателю при выборе способов продвижения изданий в молодежной среде. Кроме того, изучение этого материала будет содействовать развитию навыков, необходимых для изучения предпочтений читателей через их творческую деятельность.

Результаты исследования личности читателя Томска и Томской губернии в конце XIX - начале XX в., читательских практик, сложившихся к этому времени в Томском регионе, обобщены в заключе-

нии. Подводя итоги проведенного исследования, авторы сформулировали закономерности формирования регионального книжного репертуара. Особого внимания заслуживают следующие:

- лидирующая роль в создании местного репертуара чтения и его продвижении частного капитала и культурно-просветительных организаций;

- создание различных площадок для встреч авторов и читателей, установление «обратной связи» между автором и читателем через создание литературных объединений и выступления авторов на народных чтениях со своими произведениями;

- сочетание чтения с другими формами досуга: музыкальными номерами, танцами, показом «туманных» картин, театральными представлениями и кинематографом;

- отношение к развитию местных литературных сил как к экономическому ресурсу развития региона [8. С. 224].

Эти закономерности, во-первых, отражают как региональные, так и общероссийские тенденции развития читательской аудитории на рубеже эпох, во-вторых, имеют весьма современное звучание в плане продвижения книги и чтения в региональном пространстве.

Таким образом, представленные в учебном пособии результаты исследования полно и последовательно раскрывают главные тенденции развития библиотечного дела и книгоиздательской отрасли в Томском регионе рубежа эпох, факторы развития регионального литературного процесса, на базе которых формируется книжная культура Сибири. Изложенный в нем исторический материал, а также сделанные выводы обладают высокой актуальностью, поскольку дают возможность глубоко изучить закономерности формирования личности читателя, освоить методы анализа читательского поведения и применить их в профессиональной деятельности с учетом особенностей современного инфокоммуникационного пространства.

Необходимо отметить, что учебное пособие содержит богатый иллюстративный материал, призванный познакомить читателя с архивными документами, составившими доказательную базу исследования. В нем представлено систематизированное знание, которое может быть использованию в качестве основного и дополнительного источника учебного материала по дисциплинам библиотечного, библиографического и книгоиздательского циклов.

Литература

1. Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность. М. : Наука, 2010. 181 с.

2. Мелентьева Ю.П. О чтении = On reading : размышления о теоретических аспектах чтения. М. : Канон-плюс, 2014. 182 с.

3. Чтение. XXI век / науч. ред-сост. В.Я. Аскарова. Челябинск : Челябинская гос. акад. культуры и искусств, 2014. 309 с.

4. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности. М. : Школьная б-ка, 2005. 509 с.

5. Воронцов А.В. Чтение как социальная проблема // Вестник Герценовского университета. 2009. № 11. С. 24-33.

6. Библиотечная история: современное состояние и перспективы изучения / науч. ред. Н.В. Лопатина. М. : Изд. дом МГИК, 2021. 280 с.

7. Динер Е.В., Мосунова Л.А. Развитие воображения в процессе чтения электронной книги // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 2. С. 34-48.

8. Проблема читателя в Томске и Томской губернии в конце XIX - начале XX вв. : учеб. пособие / под ред. Т. Л. Воробьевой. Томск : Изд. дом Том. гос. ун-та, 2020. 226 с.

Book Review: Vorobyeva, T.L. (Ed.) (2020) Problema Chitatelya v Tomske i Tomskoy Gubernii v Kont.se XIX - Nachale XX Vv. [The Problem of the Reader in Tomsk and Tomsk Province in the Late 19th - Early 20th Centuries]. Tomsk: Tomsk State University

Tekst. Kniga. Knigoizdanie - Text. Book. Publishing, 2021, 27, рр. 186-196. DOI: 10.17223/23062061/27/12

Elena V. Diner, Vyatka State University (Kirov, Russian Federation). E-mail: sautinalina@yandex.ru

Keywords: personality of reader of Tomsk and Tomsk Province in late 19th - early 20th centuries, reading practices, reading preferences, trends in development of reader's personality, regional literary process, patterns of regional book repertoire formation.

The reviewed textbook presents the results of a study of the personality of the reader of Tomsk and Tomsk Province in the late 19th - early 20th centuries. The review shows the high relevance of these results for the study of modern processes in the field of reading and notes the importance of these results for the development of professional competencies of workers in the publishing and library industries. The content of the textbook is characterized. The significance of its use for studying the problems of sociology and psychology of reading, regional and Russian publishing, issues of the history of the development of culture in Siberia is determined.

196

Е.В. flmep

References

1. Melentieva, Yu.P. (2010) Chtenie: yavlenie, protsess, deyatel'nost' [Reading: phenomenon, process, activity]. Moscow: Nauka.

2. Melentieva, Yu.P. (2014) O chtenii = On reading: razmyshleniya o teoreticheskikh aspektakh chteniya [On reading: Reflections on the theoretical aspects of reading]. Moscow: Kanon-plyus.

3. Askarova, V.Ya. (2014) Chtenie. XXI vek [Reading. 21st century]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts.

4. Smetannikova, N.N. (2005) Strategial'nyy podkhod k obucheniyu chteniyu. Mezhdistsiplinarnye problemy chteniya i gramotnosti [A strategic approach to teaching reading. Interdisciplinary problems of reading and literacy]. Moscow: Shkol'naya b-ka.

5. Vorontsov, A.V. (2009) Chtenie kak sotsial'naya problema [Reading as a social problem]. Vestnik Gertsenovskogo universiteta - UNIVERSUM: Bulletin of the Herzen University. 11. pp. 24-33.

6. Lopatin, N.V. (ed.) (2021) Bibliotechnaya istoriya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy izucheniya [Library history: current state and prospects of study]. Moscow: MGIK.

7. Diner, E.V. & Mosunova, L.A. (2017) Imagination development in the process of reading e-books. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 7(2). pp. 34-48. (In Russian). DOI: 10.15293/2226-3365.1702.03

8. Vorobyeva, T.L. (2020) Problema chitatelya v Tomske i Tomskoy gubernii v kontse XIX - nachale XX vv. [The problem of the reader in Tomsk and Tomsk province in the late 19th - early 20th centuries]. Tomsk: Tomsk State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.