Научная статья на тему 'ТОМАС ЧАББ И ТРИ ОСНОВЫ ЕГО ДЕИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ'

ТОМАС ЧАББ И ТРИ ОСНОВЫ ЕГО ДЕИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ / ТОМАС ЧАББ / ГЕРБЕРТ ИЗ ЧЕРБЕРИ / МЭТЬЮ ТИНДЛ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поляков Андрей Андреевич

В статье представлены краткая биография малоизученного британского деиста Томаса Чабба (1679-1747) и реконструкция его представлений о возможностях человеческого разума. Целью данной статьи является исследование религиозной философии Т. Чабба, которая в отечественной науке почти не исследуется, из-за чего представление о феномене деизма всё еще остается менее ясным в сравнении с зарубежными исследованиями. В работе излагается и анализируется содержание идей Чабба о независимости религиозных представлений от человеческого восприятия в его основных трактатах, среди которых по значимости выделяются «Рассуждение о разуме и его отношении к религии и Божественному Откровению» (1733) и «Исследование основ и начал религии» (1740). В статье документируется, что английский философ сформулировал три «авторские» истины естественной религии: существует изначальное различие между предметами, независящее от человеческого восприятия; данное различие является основой для человеческого поведения; Бог сделал эти основы нравственным правилом для всех людей и для Самого Себя. Наследие английского религиозного философа контекстуализируется через сопоставление его основных положений с философией Герберта из Чербери и анализируется соотношение между идеями Томаса Чабба и Мэтью Тиндла. В конце статьи делается краткий вывод об отношении философии Т. Чабба к деизму в целом: несмотря на отсутствие ссылок на работы других деистов, идеи данного мыслителя вписываются в их религиознофилософскую систему, в частности в вопросах о понимании естественной религии. В качестве источников в работе используются трактаты «О достаточности способностей разума в вопросах религии, детальный анализ» (1732), «Рассуждения о разуме» (1733), «Некоторые размышления о сравнительном превосходстве и полезности моральных и позитивных обязанностей» (1733), «Утверждение истинного Евангелия Иисуса Христа» (1741) и некоторые другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS PHILOSOPHY OF THOMAS CHUBB

The article presents a brief biography of the little-studied British deist Thomas Chubb (1679-1747) and a reconstruction of his ideas about capabilities of human mind. The goal of this article is to study the religious philosophy of T. Chubb which Russian studies do not distinguish from ideas of other deists. That is why the idea of the phenomenon of deism is still less clear in relation to foreign studies. The article analyses and presents Chubb’s conceptions about the independence of religious truths from human perception, that are presented in the Discourse concerning Reason, with Regard to Religion and Divine Revelation (1733) and An Enquiry into the Ground and Foundation of Religion. The article shows that the English philosopher formulated three “author’s” truths of natural religion: there is an initial di erence between objects, independent of human perception; this distinction is the basis for human behaviour; God made these foundations a moral rule for all people and for himself. The article identi es and analyses the de nition of the phenomenon of “deism” in Chubb’s treatises, and o ers an assessment of his philosophy in the context of this de nition. The correlation of the ideas of Thomas Chubb and Matthew Tindal is also analysed. The article makes a conclusion about the place of T. Chubb’s philosophy in deism in general. The author of the article believes that despite the absence of references to other deists, the ideas of T. Chubb t into their religious and philosophical system, particularly in terms of understanding natural religion. The sources of this article are treaties The Su ciency of Reason in Matters of Religion, Farther Considered (1732), Discourse concerning Reason, with Regard to Religion and Divine Revelation (1733), Some Re ections upon the Comparative Excellency and Usefulness of Moral and Positive Duties (1733), The True Gospel of Jesus Christ Asserted (1741), and several others.

Текст научной работы на тему «ТОМАС ЧАББ И ТРИ ОСНОВЫ ЕГО ДЕИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ»

Вестник ПСТГУ

Поляков Андрей Андреевич, мл. науч. сотрудник Института философии РАН Россия, г. Москва beatit10@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-1065-1352

Серия I: Богословие. Философия.

Религиоведение.

2022. Вып. 101. С. 45-56

Б01: 10.15382Миг12022101.45-56

Томас Чабб и три основы

ЕГО ДЕИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

А. А. Поляков

Аннотация: В статье представлены краткая биография малоизученного британского деиста Томаса Чабба (1679—1747) и реконструкция его представлений о возможностях человеческого разума. Целью данной статьи является исследование религиозной философии Т. Чабба, которая в отечественной науке почти не исследуется, из-за чего представление о феномене деизма всё еще остается менее ясным в сравнении с зарубежными исследованиями. В работе излагается и анализируется содержание идей Чабба о независимости религиозных представлений от человеческого восприятия в его основных трактатах, среди которых по значимости выделяются «Рассуждение о разуме и его отношении к религии и Божественному Откровению» (1733) и «Исследование основ и начал религии» (1740). В статье документируется, что английский философ сформулировал три «авторские» истины естественной религии: существует изначальное различие между предметами, независящее от человеческого восприятия; данное различие является основой для человеческого поведения; Бог сделал эти основы нравственным правилом для всех людей и для Самого Себя. Наследие английского религиозного философа контекстуализируется через сопоставление его основных положений с философией Герберта из Чербери и анализируется соотношение между идеями Томаса Чабба и Мэтью Тиндла. В конце статьи делается краткий вывод об отношении философии Т. Чабба к деизму в целом: несмотря на отсутствие ссылок на работы других деистов, идеи данного мыслителя вписываются в их религиозно-философскую систему, в частности в вопросах о понимании естественной религии. В качестве источников в работе используются трактаты «О достаточности способностей разума в вопросах религии, детальный анализ» (1732), «Рассуждения о разуме» (1733), «Некоторые размышления о сравнительном превосходстве и полезности моральных и позитивных обязанностей» (1733), «Утверждение истинного Евангелия Иисуса Христа» (1741) и некоторые другие.

Ключевые слова: деизм, нравственность, религиозная философия, естественная религия, Томас Чабб, Герберт из Чербери, Мэтью Тиндл.

Исследование религиозной философии деизма в отечественной науке является необходимым этапом для ясного представления о философии Нового времени. Однако на сегодняшний день данная тема не получила широкого распростра-

Вступление

© Поляков А. А., 2022.

нения. Причина, по которой существует этот пробел в философии религии, заключается в относительно небольшом интересе отечественных исследователей к английской философии XVI—XVIII вв. В зарубежной науке феномен деизма получил больше внимания, однако в ней также существуют некоторые пробелы. Одним из наименее известных деистов является философ Томас Чабб. Среди современных работ, в которых раскрываются его идеи, можно выделить исследования Дж. Уигелсворта «"Их вопиющее безверие": деисты, политика, естественная философия и власть Бога в Англии XVIII века» (2005) и «"Бог всегда действует согласно своей природе мудрого и благого существа": Томас Чабб и Томас Морган о чудесах и провидении» (2014), а также исследование Г. Робертса «Исторический аргумент в трактатах английских деистов» (2014). Большинство исследователей не останавливаются на его религиозной философии подробно, так как труды Чабба затмеваются трактатами более известных и влиятельных деистов, таких как Джон Толанд, Эшли-Купер, Энтони, 3-й граф Шафтсбери и Мэтью Тиндл. Его концепция истин естественной религии обычно не становится предметом отдельного исследования. По этой причине идеи Чабба чаще всего объединяются с представлениями других деистов, как, например, Томас Морган. Автор статьи полагает, что детальный анализ его «авторских истин» позволит раскрыть Томаса Чабба как отдельного представителя деистической философии.

Жизненный путь

Томас Чабб родился в семье ремесленника в 1679 г. в городе Солсбери на юго-западе Англии1. Его отец, Генри Чабб, обучил его основам математики, но в 1688 г. он умер, и образование Томаса Чабба прекратилось. В возрасте пятнадцати лет он стал подмастерьем перчаточника, а в возрасте 26 лет — торговцем свечами. На накопленные деньги он продолжил свое обучение, главным образом в области математики и теологии. В 1705 г. он вступил в небольшое дискуссионное общество г. Солсбери или, согласно некоторым исследователям, сам стал его организатором2. Это было небольшое литературное сообщество. В нем он и его друзья изучали трактаты, прежде всего «Возрождение первоначального христианства» (1710) ученого-энциклопедиста Уильяма Уистона (1667—1752), идеи которого повлияли на Томаса Чабба. Уистон был учеником великого Исаака Ньютона (1642—1726), который, как и его учитель, стал Лукасовским профессором математики в Кембриджском университете в 1702 г. В 1707 г. Уистон принял участие в «лекциях Бойля» (Boyle Lectures), которые, согласно завещанию великого химика и достаточно заметного теолога Роберта Бойля (1627—1691), читались с целью продвижения христианских идей в современном мире и опровержения новых враждебных этой религии учений, таких как деизм. В 1710 г. он был лишен звания профессора за арианские взгляды. В результате влияния У. Уистона Чабб также стал придерживаться арианских взглядов3. В 1714 г. он написал трактат

1 Wigelsworth J. R. 'Their grosser degrees of infidelity': deists, politics, natural philosophy, and the power of God in Eighteenth century England. PhD. thesis University of Saskatchewan, 2005. P. 7.

2 Birch J. C. P. Jesus in an Age of Enlightenment: Radical Gospels from Thomas Hobbes to Thomas Jefferson. L., 2019. P. 117.

3 Wigelsworth J. R. 'Their grosser degrees of infidelity'. P. 8.

«Утверждение Верховенства Бога Отца», которому Уильям Уистон дал положительную оценку и помог опубликовать в 1715 г. Ученый-энциклопедист познакомил Томаса Чабба со своим кругом общения, куда входили английский философ и теолог, а также ученик Исаака Ньютона Сэмюел Кларк (1675—1729), который на какое-то время стал его учителем4, и адвокат, судья и политик-виг Джозеф Джекилл (1663—1738). Однако из-за интереса Чабба к деистической философии их общение было сведено к минимуму, и после смерти Д. Джекилла остальные члены кружка прекратили активное общение. Остаток своих дней Томас Чабб провел в одном городе, где продолжил писать трактаты до своей кончины в 1747 г.

В зеркале историографии

В работах современных исследователей изучение религиозной философии Томаса Чабба чаще всего представляет собой относительно краткое описание элементов его философии или упоминание его позиций в некоторых философских вопросах. По этой причине исследование религиозной философии Чабба становится непростой задачей. В данном подразделе суммируются наиболее значимые тезисы в современной литературе о Т. Чаббе.

Д. Р. Уигелсворт представил Т. Чабба главным образом как философа, который позволял разуму действовать в области религии абсолютно свободно. Исследователь выделил ранний элемент системы английского мыслителя — общедоступное знание о Боге и связанную с ним возможность спасения5. Также он выделил несколько позиций, которые Чабб разделял с другими мыслителями. Чабб, как и Мэтью Тиндл (1657—1733), разделял позицию, согласно которой Бог открыл все свои истины миру. Д. Уигелсворт сослался на тексты журнала "Fog's Weekly"6 и собрания "Present State of the Republick of Letters"7 в которых в ходе критического анализа авторы подчеркнули стремление английского мыслителя поставить способности человеческого разума в независимое положение от Божественного Откровения. Более того, важность исследования разумом мира была такой же, как у исследования смысла библейских пророчеств8. Т. Чабб также заимствовал идеи Исаака Ньютона из его трактата «Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна» (Observations upon the prophecies of Daniel, and the Apocalypse of St. John), в котором И. Ньютон разработал свой герменевтический метод в исследовании библейских текстов. Более подробно Уигелсворт остановился на анализе философии Т. Чабба в сборнике «Переоценка Деизма и Атеизма», в которой он написал главу «"Бог всегда действует согласно своей природе мудрого и благого существа": Томас Чабб и Томас Морган о чудесах и провидении». В данной работе Уигелсворт поставил вопрос об отношении

4 Stephen L. Chubb, Thomas // Dictionary of National Biography. Vol. 10. L., 1887. P. 297.

5 Wigelsworth J. R. 'Their grosser degrees of infidelity'. P. 129.

6 См.: A View of the Weekly essays in this Month // The Gentleman's Magazine. January, 1731. P. 8. URL: https://www.gutenberg.org/files/53351/53351-h/53351-h.htm#Page_8 (дата обращения: 17.05.2022).

7 The Present State of the Republick of Letters. Vol. IX. L., 1732. P. 295.

8 Chubb T. The Posthumous Works of Mr. Thomas Chubb. Vol. 2. L., 1748. P. 150.

законов природы к творению в религиозной философии Т. Чабба, а именно существовали ли законы до творения или же были установлены Богом во время творения9. Д. Р. Уигелсворт поддержал второй вариант данных отношений. Стоит, однако, отметить, что автор указал на несколько важных деталей в связи между Богом и законами природы. Бог создал законы, которые он не собирался нарушать или отменять, которые входили в то, что он называл «общим провидением» (general providence). В то же время Бог не сковывал себя этими законами и не был ограничен во взаимодействии с миром. Влияние Бога на мир оставалось возможным благодаря «частному провидению» (particular providence). Оно было возможно как Божественный акт, который совершался как нечто выходящее за рамки законов природы. Иными словами, Бог действует в условиях, которые он сам создал, но при этом он их не меняет. Однако знание того, что то или иное событие является действием Бога или чудом, ставится Т. Чаббом под вопрос. Так как человек может видеть только результат чуда, но не его причину и способ его сотворения, он не может иметь точное знание того, что событие действительно является чудом. Эта позиция является в некоторой степени идентичной позиции Дэвида Юма (1711-1776).

В работе «Исторический аргумент в трактатах английских деистов» (2014) исследователь Г. К. Б. Робертс выделил сходство между философией Томаса Чаб-ба и Сэмюеля Кларка. Т. Чабб заимствовал идею С. Кларка о разделении причин действий Бога на судьбу (determined by a necessity of fate) и на нравственную необходимость (determined by a moral necessity)10. Согласно аргументам мыслителей, нравственность поступка ставилась в зависимость от его разумности. Габриэль Робертс отметил и сходство представлений Тиндла и Чабба о возможности открыть Божественные истины с помощью способностей разума. Другой чертой деизма Чабба и Тиндла, которая отличала их философию от философии Кларка и Уистона, было представление о причинах нравственности Бога. Если для Сэмюеля Кларка и Уильяма Уистона Бог был a priori благ, то для Томаса Чабба и Мэтью Тиндла благость Бога измерялась с помощью соотношения его действий со счастьем разумных творений11. Кроме того, упомянутые выше деистические мыслители имели одинаковое представление об истории религиозных идей, которые представляют из себя регресс истинного знания о религии в результате появления суеверий и его восстановления в будущем.

Австралийский исследователь деизма Уэйн Гудзон в работе «Английские деисты» (2009) также указал на заимствование Чаббом, а также Томасом Морганом (1743) метафизической теологии Сэмюела Кларка12. Это наблюдение представляет немалый интерес ввиду того, что Кларк был и оппонентом, и даже одним из первых исследователей деизма. Следует отметить, что Кларк был первым,

9 Wigelsworth J. R. "God always acts suitable to his character, as a wise and good being": Thomas Chubb and Thomas Morgan on Miracles and Providence // Atheism and Deism Revalued. Heterodox Religious Identities in Britain, 1650-1800 / W. Hudson, D. Lucci, J. R. Wigelsworth, eds. Ashgate: Farnhame. 2014. P. 160.

10 Roberts G. C. B. Historical Argument in the Writings of the English Deists. Oxford, 2014. P. 215.

11 Ibid. P. 217.

12 Hudson W. The English deists studies in early Enlightenment. L., 2009. P. 8.

кто классифицировал систему взглядов деистов в труде «Рассуждение касательно бытия и атрибутов Бога, обязательств, налагаемых естественной религией, и истины и надежности христианского Откровения». Английский мыслитель выделил четыре группы деистических философов: к первой группе он отнес тех, кто отрицает Провидение; ко второй — тех, кто признает его в природе, но отрицает его в сфере нравственности; к третьей группе он отнес мыслителей, признающих Провидение в природе, а также некоторую моральную роль Божества, но отрицающих бессмертие души; четвертая группа — это те, которые признают Провидение в природе, нравственную роль Божества и будущую жизнь, но отрицают Откровение13.

Основные философские сочинения

Философские трактаты Т. Чабба следует рассматривать как постепенно выстраивающуюся систему, в которой каждый последующий трактат развивает идеи предыдущих трудов или добавляет новую терминологию и раскрывает отдельные элементы его учения. Первый философский трактат Томаса Чабба был опубликован в 1731 г. и носил название «Рассуждение о разуме и его отношении к религии и Божественному Откровению». К данному трактату автор добавил еще один труд — «Некоторые размышления о сравнительном превосходстве и полезности моральных и позитивных обязанностей». В первом сочинении автор поставил перед собой задачу доказать, что человек обладает возможностью самостоятельно и независимо определять истинные принципы поведения в лице Бога. Одной из причин постановки данного вопроса был дискурс, в котором обсуждалось влияние грехопадения Адама на полноту человеческой сущности. Т. Чабб привел доказательства идеи о достаточности способностей разума для руководства в вопросах религии. Человек, с точки зрения Чабба, имеет представление о том, какие составляющие должны содержаться в Откровении совершенного и нравственного Бога14. Аргументация английского мыслителя выстраивается на утверждении, что всякий человек подотчетен Богу, который, будучи благим, наделил его необходимыми способностями для определения нравственных принципов. Откровение при этом не теряет свой смысл, так как в нем Бог вновь показывает человеку нравственные истины, которые человек умышленно упускает. Во втором трактате автор разрабатывает философскую терминологию и подробно останавливается на терминах «разум» (reason), «область религиозного» (matters of religion), «моральные обязанности» (moral duties), «естественный закон» (law of nature) и «позитивный», или «вторичный», закон (positive duty)15. В трактате «Исследование основ и видов знания», к которому автор присоединил труд под названием «О достаточности способностей разума в вопросах религии,

13 Clarke S. A. Discourse concerning the Unchangeable Obligations of Natural Religion, and the Truth and Certainty of the Christian Revelation. Being Eight Sermons Preach'd at the Cathedral Church of St. Paul, in the Year 1705, at the Lecture Founded by the Honourable Robert Boyle Esq. L., 1706. P. 19.

14 Chubb T. A Discourse concerning Reason, with Regard to Religion and Divine Revelation. L., 1733. P. 25.

15 Ibid. P. 56.

детальный анализ», он рассматривал вопрос о значимости «общественного блага» (public good) и развивал идеи своего первого философского трактата, добавив к своему учению три принципа, на которых строится его система, а именно, что существует изначальное различие между предметами, которое не зависит от человеческого восприятия, что это различие является основой для человеческого поведения (a reason or rule of action)16 и что Бог сделал эти основы нравственным правилом. Также Чабб дал свою первую оценку возможности и необходимости Божественного Откровения.

Трактаты «Утверждение истинного Евангелия Иисуса Христа» и «Подтверждение истинности Евангелия Иисуса Христа» были посвящены анализу целей пришествия Христа в мир, тому, что он сделал для человечества и что он делал для достижения своих целей17, а также ответам на критику18. Целью Христа, согласно Т. Чаббу, было спасение человечества через нравственное совершенствование. Христианская религия была представлена как религия, сущностью которой является следование закону разума (law of reason). Иными словами, Христос не открывал миру нечто новое, а лишь указывал на то, что люди знают изначально. Послание Бога заключается в трех элементах: призыв к нравственной жизни, покаяние и будущий суд после смерти19. Призыв к нравственной жизни суммируется в десяти заповедях. Феномен покаяния для Чабба играл важнейшую роль, так как именно оно должно было стать отправной точкой для нравственного перевоплощения человечества. Трактат «Подтверждение истинности Евангелия Иисуса Христа» представляет из себя полемику между Томасом Чаббом и его критиком, английским священником нонконформистом20 Джозефом Халлеттом III (1691—1744), который написал трактат «Последовательный Христианин» (1738), посвященный анализу богословских идей Т. Чабба. Основная часть текста посвящена разбору отдельных мест Священного Писания.

Последним философским текстом, в котором содержится наиболее ясная и полная деистическая концепция Т. Чабба, стало «Исследование основ и начал религии». В данном трактате Т. Чабб впервые употребляет термин «деизм», который понимает как «вера в Божество и ведение своей жизни согласно этой вере»21. Следует отметить, что данное определение, несмотря на видимую абстрактность, было на деле довольно емким, и его следует понимать как наиболее простую форму веры в Божество, которая основывается только на минимальных выводах разума о том, каким должен быть Бог и что он мог бы же-

16 Chubb T. An Enquiry Concerning the Grounds and Reasons. L., 1732. P. 32.

"Chubb T. The True Gospel of Jesus Christ Asserted. L., 1741. P. iii.

18 Chubb T. The True Gospel of Jesus Christ Vindicated. L., 1739. P. 6.

19 Chubb T. The True Gospel of Jesus Christ Asserted. P. 14.

20 Нонконформистами, которых также называют диссентерами или сторонниками Свободной Церкви (Free Church), называют английских протестантов, не придерживающихся доктрин или практик, установленных Церковью Англии (Church of England). Слово «нонконформист» впервые было использовано в текстах карательных законов после «Реставрации Стюартов» (1660) и актов о единообразии (1662) для описания мест отправления культа кон-грегаций, которые отделились от Англиканской Церкви.

21 Chubb T. An Enquiry into the Ground and Foundation of Religion. L., 1740. P. viii.

лать от человека. И здесь, и в трактате «О достаточности способностей разума в вопросах религии: детальный анализ» Т. Чабб касался вопроса существования очевидных, ясных принципов, которые человек может найти с помощью собственного разума. Английский философ дает определение термину «религия», который имеет следующие значения: обозначение действий, направленных на демонстрацию личных представлений о Боге и обозначение тех действий, с помощью которых люди стремятся достичь Божественной милости и счастья в будущей жизни22. Далее Томас Чабб подробно останавливался на вопросе о возможности существования естественной религии и, если она существует, то что она собой должна представлять23, а также дал свою оценку роли Божественного Откровения24. Первый вопрос, который анализировал Чабб, касался возможности существования общего представления о естественной религии. Причина возникновения данного вопроса заключалась в очевидном множестве представлений о религии и связанных с этими представлениями противоречиями. Первым принципом, на который указал Т. Чабб, было представление о разнице между верным и неверным действиями, которую человек мог самостоятельно определить и применить к области религии25. На первый взгляд может показаться, что данный принцип является довольно тривиальным. Однако его суть следует понимать не столько как простую и очевидную разницу между двумя предметами, а как соотношение истины, или применимо к данной теме — нравственности — и религии. Если бы человек не мог определить с помощью разума, что является должным в области религиозного, то не было бы никакой существенной разницы между той или иной религией. Это бы означало, что религиозные представления были бы не более чем частным мнением. Вторым принципом являлось представление о нравственности как причине действия разумного человека26. Основываясь на представлении о разнице вещей, человек будет выбирать то, что приносит пользу не только для него, но и для остальных. Иными словами, нравственность приравнивается к разумному поступку. Бог, будучи разумным существом, которое также действует нравственно или согласно закону природы (law of nature), управляет человечеством. Стоит отметить, что данный закон не зависит от Бога напрямую, так как причина следования ему заключается в его разумности. Третий принцип заключается в следовании Бога нравственному закону27. Данный принцип описывает отношения между Богом и человечеством как следование законам Высшего нравственного существа. То есть причина поклонения заключается только лишь в его разумности. Основываясь на этих принципах, человек получает возможность ответить на вопросы о должном в религии, а именно: 1) можно ли определить, что такое благочестие, основываясь на доводах разума? 2) что позволяет человеку признавать нечто Богом? 3) каким образом получить прощение за грехи?

22 Chubb T. An Enquiry into the Ground and Foundation of Religion. P. 5.

23 Ibid. P. 19.

24 Ibid. P. 64.

25 Ibid. P. 9.

26 Ibid. P. 19.

27 Ibid. P. 30.

В трактате «Дискуссия о чудесах» английский мыслитель объясняет значение чудес и Откровения для подтверждения истин христианской веры28. Чудо понималось им как описание события, которое выходит за рамки обычного понимания законов природы и которое должно быть связано с Божественным провидением. Основная часть трактата состоит из определения границ возможностей участия человека в процессе сотворения чуда, понимания того, какая невидимая сила может его воспроизвести. Кроме того, в трактате упоминаются другие критики идей Чабба, а именно архидьякон графства Уилтшир Генри Стеббинг (1687—1763) и его знакомый Джозеф Хорлер, который в будущем станет автором мемуаров об английском мыслителе. Суть критики сводилась к наблюдению за постоянной трансформацией взглядов Томаса Чабба, который прошел путь от арианства к социнианству, пришел к философии деизма и язычества и начинал, по мнению критиков, двигаться и в сторону атеизма29. Данная критика, на первый взгляд, может показаться несколько странной, особенно учитывая необычность предполагаемого интеллектуального пути Т. Чабба. Подобный взгляд, однако, мог быть результатом всё еще не сформировавшегося ясного представления о философии деизма. Так, например, французский философ Пьер Вире (1647—1706) полагал, что учение деистов имело общие элементы с учением соци-ниан, в то время как английский богослов Ричард Бентли (1662—1742) приравнивал деистов к атеистам. Вероятно, упоминание язычества было вызвано вольной интерпретацией Чаббом некоторых частей Священного Писания.

Три основы деистической философии

Наиболее известная, хотя в то же время малоизученная часть религиозной философии Томаса Чабба, касается вопроса определения истинности и разумности того или иного поступка в глазах Бога. Термин «религия», который ранее был упомянут, всегда оставался одним и тем же. Человеческий разум понимался им как способность человека, с помощью которой он имеет возможность отличать предметы друг от друга, в частности истину от заблуждения30. Используя эту способность, любой индивид может самостоятельно определять истинность предмета, в том числе предмета божественного характера, такого как Откровение. Божественное Откровение может быть предметом анализа в следующих смыслах: в оценке его содержания, в его происхождении, в его истинности и в его вторичных деталях31. Кроме того, истина Откровения или любая другая истина не может быть сверхразумной и ранее недоступной для человека, а также противоречащей разуму человека. Истины, которые человек может открыть, являются основой для руководства нашей жизни. Нравственное совершенство может быть достигнуто путем следования законам разума (law of reason)32. Обоснование связи между нравственностью и разумом Томас Чабб подробно изло-

28 Chubb T. A Discourse on Miracles. L., 1741. P. 1.

29 Ibid. P. 99.

30 Chubb T. A Discourse concerning Reason... P. 3.

31 Ibid. P. 23.

32 Ibid. P. 65.

жил в труде «О достаточности способностей разума в вопросах религии, детальный анализ». Во-первых, в природе существует большое различие между вещами. Описание и оценка, которую человек может дать тому или иному предмету, имеют основание в самой природе вещей33. Данное утверждение, как может показаться, является достаточно простым и очевидным и может быть поставлено под сомнение лишь радикальными скептиками. Однако оно конституирует важный элемент в дальнейшем рассуждении, а именно, что вещи, которые человек воспринимает с помощью своих способностей, являются таковыми, какие они есть не в силу того, что человек разделяет их в процессе восприятия, а потому, что они таковыми являются вне зависимости от его способностей к восприятию и от него не зависят. Иными словами, разум не создает различие между вещами, а только определяет их. Во-вторых, из этого следует, что если в природе есть различия между вещами, то значит действия человека имеют независимое от восприятия положительное или отрицательное значение34. Так как в природе существует независимое от восприятия человека различие между предметами, нравственные и разумные поступки также входят в область независимых от восприятия человека феноменов. Человек, таким образом, получает представление о том, что является нравственным, а что — нет, что конституирует основание для действия (reason or rule of action). В-третьих, Бог добровольно совершает благие и разумные действия, следуя собственным законам, что, в свою очередь, делает его самого благим и разумным35. Руководствуясь данными принципами, Бог будет судить человека согласно тому, как тот использовал свой разум в зависимости от ситуации, в которой он находился, и возможностей, которые у него были. Это означает, что разум обладает достаточными способностями для руководства в вопросах религии. Указанные взгляды Томаса Чабба содержались в его более позднем труде «Исследование основ и начал религии»36. Для проверки истинности своих взглядов Т. Чабб провел мысленный эксперимент, в котором исключил возможность существования разницы между вещами в природе. В этом случае религия могла бы основываться только на творчестве людей или быть творением неких сил небожественной природы. Тогда религия находилось бы в безвыходном положении. Так, если не существовало разницы вещей в природе, то понятия о религиозной истинности не могло бы быть вовсе и, кроме того, не существовало бы важного элемента религии, а именно постоянства, так как она бы зависела от прихоти некоей силы, имеющей возможность постоянно менять ее основы37. Все эти принципы также повторяются в трактате «Утверждение истинного Евангелия Иисуса Христа»38. Что же касается вопроса об Откровении, то английский мыслитель, как и большинство деистов, относит его к вспомогательному, но необязательному источнику знания об истине39.

33 Chubb T. An Enquiry Concerning the Grounds and Reasons. P. 29.

34 Ibid. P. 30.

35 Ibid. P. 43.

36 Chubb T. An Enquiry into the Ground and Foundation of Religion. L., 1740. P. xiv.

37 Ibid. P. 15.

38 Chubb T. The True Gospel of Jesus Christ Asserted. P. 135.

39 Chubb T. An Enquiry into the Ground and Foundation of Religion. P. 64.

Определение «деизма»

Вопрос об отношении Т. Чабба к феномену деизма обычно не становится предметом критического анализа исследователей, так как никто не ставит под сомнение причастность английского мыслителя к этому религиозно-философскому движению. Однако, несмотря на отсутствие широкого обсуждения данной темы, следует отметить упоминание им таких терминов, как «деизм» и «естественная религия». Термин «деизм» был определен Чаббом в трактате «Посмертные трактаты Томаса Чабба», где он был обозначен как вера (belief) и справедливое понимание Божества, запечатленное в уме, которое является руководящим принципом для чувств (man's affections) и действий40. Кроме того, деизм является чистой и неискаженной естественной религией разума. В трактате «Начала и основания нравственности» английский мыслитель утверждал, что «естественная религия» являлась именно той религией, которую Бог проповедовал как Иисус и состав которой Томас Чабб описал в своих трактатах, а именно в трех принципах. Данное умонастроение является существенной частью религиозной философии деизма. Эрнст Кассирер (1874—1945) выразил его суть следующим образом: «Вопрос о содержании веры не может быть изолирован от вопроса о его форме — что оба вопроса поддаются решению скорее в связи одного с другим. Вопрос здесь, таким образом, направлен не только на содержание истин отдельных догм, но на способ религиозной достоверности как таковой»41.

Из анализа философских трудов Томаса Чабба, реконструкции его религиозной философии и «символа веры» возможно сделать вывод о том, что представляла собой его самостоятельная философия, и приблизиться к пониманию деистической философии в целом. Можно считать, что его религиозная философия имела целостную структуру, которая в основе своей трехчастна, на которой выстраивается представление о наиболее простой истинной религии и обязанностях по отношению к Богу, которые зависят не от его божественных повелений, но от порядка вещей в природе.

Список литературы

Birch J. C. P. Jesus in an Age of Enlightenment: Radical Gospels from Thomas Hobbes to Thomas

Jefferson. L.: Palgrave Macmillan, 2019. Cassirer E. Die Philosophie der Aufklarung. Tübingen: Mohr Siebeck Verlag, 1932. Chubb T. A Discourse concerning Reason, with Regard to Religion and Divine Revelation. L., 1733.

Chubb T. A Discourse on Miracles. L., 1741.

Chubb T. An Enquiry Concerning the Grounds and Reasons. L., 1732. Chubb T. An Enquiry into the Ground and Foundation of Religion. L., 1740. Chubb T. Some Observations Offered to Publick Consideration. L., 1735. Chubb T. The Posthumous Works of Mr. Thomas Chubb. Vol. 2. L., 1748. Chubb T. The True Gospel of Jesus Christ Asserted. L., 1741. Chubb T. The True Gospel of Jesus Christ Vindicated. L., 1739.

Clarke S. A. Discourse concerning the Unchangeable Obligations of Natural Religion, and

40 Chubb T. The Posthumous Works of Mr. Thomas Chubb. L. Vol. 2. 1748. P. 17.

41 Cassirer E. Die Philosophie der Aufklarung. Tübingen, 1932. S. 229.

the Truth and Certainty of the Christian Revelation. Being Eight Sermons Preach'd at the Cathedral Church of St. Paul, in the Year 1705, at the Lecture Founded by the Honourable Robert Boyle Esq. L., 1706.

Herbert E. De Veritate. By Edward Lord Herbert of Cherbury. Translated with an Introduction by Meyrick H. Carre. Bristol: University of Bristol, 1937. 334 p.

Hudson W. The English deists studies in early Enlightenment. L.: Pickering&Chatto, 2009.

Roberts G. C. B. Historical Argument in the Writings of the English Deists. Oxford, 2014.

Stephen L. Chubb, Thomas // Dictionary of National Biography. Vol. 10. L.: Smith, Elder, and Co., 1887. P. 297-298.

Stephen L. History of English thought in the eighteenth century. L., 1881.

Wigelsworth J. R. 'Their grosser degrees of infidelity': deists, politics, natural philosophy, and the power of God in Eighteenth century England. PhD. thesis University of Saskatchewan, 2005.

Wigelsworth J. R. "God always acts suitable to his character, as a wise and good being": Thomas Chubb and Thomas Morgan on Miracles and Providence // Atheism and Deism Revalued. Heterodox Religious Identities in Britain, 1650-1800 / W. Hudson, D. Lucci, J. R. Wigelsworth, eds. Farnham: Ashgate Publishing, 2014. P. 157-172.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.

2022. Vol. 101. P. 45-56

DOI: 10.15382/sturI2022101.45-56

Andrey Polyakov, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, Junior Researcher, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia beatit10@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-1065-1352

Religious Philosophy of Thomas Chubb A. Polyakov

Abstract: The article presents a brief biography of the little-studied British deist Thomas Chubb (1679-1747) and a reconstruction of his ideas about capabilities of human mind. The goal of this article is to study the religious philosophy of T. Chubb which Russian studies do not distinguish from ideas of other deists. That is why the idea of the phenomenon of deism is still less clear in relation to foreign studies. The article analyses and presents Chubb's conceptions about the independence of religious truths from human perception, that are presented in the Discourse concerning Reason, with Regard to Religion and Divine Revelation (1733) and An Enquiry into the Ground and Foundation of Religion. The article shows that the English philosopher formulated three "author's" truths of natural religion: there is an initial difference between objects, independent of human perception; this distinction is the basis for human behaviour; God made these foundations a moral rule for all people and for himself. The article identifies and analyses the definition of the phenomenon of "deism" in Chubb's treatises, and offers an assessment of his philosophy in the context of this definition. The correlation of the ideas of Thomas Chubb and Matthew Tindal is also analysed. The article makes a conclusion about the place of T. Chubb's philosophy in deism in general. The author of the article believes that despite the absence of references to other deists, the ideas

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of T. Chubb fit into their religious and philosophical system, particularly in terms of understanding natural religion. The sources of this article are treaties The Sufficiency of Reason in Matters of Religion, Farther Considered (1732), Discourse concerning Reason, with Regard to Religion and Divine Revelation (1733), Some Reflections upon the Comparative Excellency and Usefulness of Moral and Positive Duties (1733), The True Gospel of Jesus Christ Asserted (1741), and several others.

Keywords: deism, morality, religious philosophy, natural religion, Thomas Chubb, Herbert of Cherbury, Matthew Tindal.

References

Birch J. C. P. (2019) Jesus in an Age of Enlightenment: Radical Gospels from Thomas Hobbes to Thomas Jefferson. London: Palgrave Macmillan.

Cassirer E. (1932) Die Philosophie der Aufklärung. Tübingen: Mohr Siebeck Verlag.

Herbert E. (1937) De Veritate. By Edward Lord Herbert of Cherbury. Translated with an Introduction by Meyrick H. Carre. Bristol: University of Bristol.

Hudson W. (2009) The English deists' studies in early Enlightenment. London: Pickering&Chatto.

Roberts G. C. B. (2014) Historical argument in the writings of the English deists. Oxford.

Wigelsworth J. R. (2014) "'God always acts suitable to his character, as a wise and good being': Thomas Chubb and Thomas Morgan on Miracles and Providence", in W. Hudson, D. Lucci, J. R. Wigelsworth (eds) Atheism and Deism Revalued Heterodox Religious Identities in Britain, 1650-1800, Farnham: Ashgate Publishing, pp. 157-172.

Wigelsworth J. R. (2005) 'Their grosser degrees of infidelity': deists, politics, natural philosophy, and the power of God in Eighteenth century England (PhD thesis), University of Saskatchewan.

Статья поступила в редакцию 22.02.2022

The article was submitted 22.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.