Вестник ПСТГУ
Поляков Андрей Андреевич, аспирант Богословского факультета ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1, мл. науч. сотрудник Института философии РАН, Российская Федерация, 109240 г. Москва, ул. Гончарная, д. 12 стр. 1 Beatit10@yandex.ru ОИСГО: 0000-0003-1065-1352
Серия I: Богословие. Философия.
Религиоведение.
2019. Вып. 85. С. 122-133
БО1: 10.15382Миг1201985.122-133
Деисты и деизм
В ЗЕРКАЛЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЫ
ХУТ-ХУТТТ веков
А. А. Поляков
Аннотация: Статья посвящена анализу истории развития значения терминов деист и деизм в европейской философской мысли в ХУ1—ХУ111 вв. В работе рассматриваются значения терминов деист и деизм, которые давались в зарубежных и отечественных энциклопедиях, словарях и трактатах в указанный период. Продемонстрирована динамика развития семантики обозначенных терминов в понимании их первыми исследователями. В работе дана терминология, использовавшаяся английскими, французскими и немецкими мыслителями, в число которых входили как философы, так и теологи. Интерес теологов к деистической мысли объясняется тем, что в указанный период еще не существовало четкого понимания, к какой области следует относить феномен деизма. Стоит также отметить, что в работе представлен широкий список определений терминов деист и деизм и хронология их появления, что является ценным вкладом в изучение данной темы. Аргумент автора состоит в том, что, несмотря на отсутствие единого понимания религиозной философии деизма, различные авторы обозначили общие понятия, на основе которых появились общепринятые определения. Кроме того, в эти века стали появляться четкие представления о многогранности деистической мысли, что потребовало от мыслителей провести границы между различными направлениями как самого деизма, так и близким к нему видам религиозной философии. К ним относятся атеистическая и теистическая философии, которые, в зависимости от того или иного автора, сближались или разделялись между собой. В заключение обобщены основные ракурсы восприятия деизма в ХУ1—ХУ111 вв.
Ключевые слова: деизм, деист, деистическая философия, интерпретации деизма, история деизма, религиозная философия.
Деистическая религиозная философия сыграла немаловажную роль в развитии научной мысли. Несмотря на спад, который философия деизма пережила в конце ХУ111 в., на современном этапе имеются ее сторонники, количество которых, согласно организации «Американские исследования религиозной идентификации» (АКК) (бывшей «Национальные исследования религиозной идентифика-
ции») в XXI в. растет1. Также возросло количество зарегистрированных сайтов, посвященных деизму. Среди них следует отметить deism.com, который управляется группой «Мировое объединение деистов» WUD (World Union of Deists) и Sullivan-County.com, который отделился от deism.com в 1998 г. В 2010 г. была создана Церковь деизма (Church of Deism), целью которой является получение таких же прав, какими обладают другие религиозные организации. Кроме того, в последние годы стало увеличиваться количество исследований на тему деизма, его истории и влияния, которое он оказал на философию, в частности на развитие религиозной терпимости в Европе и Америке, что особенно важно, так как тема изучения толерантности является актуальной для современности. Однако исследователи, несмотря на большое количество трактатов самих деистов и тех, кто занимался изучением их идей, до сих пор не могут прийти к единому представлению о форме и границах данного направления религиозной философии. Остро эта проблема стоит в отечественной историографии, где существуют очень большие пробелы в представлениях о деистическом учении и его понимании. Несмотря на определенный материал, собранный и опубликованный в различных современных статьях и энциклопедиях, данная тема освещается относительно мало, показателем чего является отсутствие фундаментальных исследований по теме деизма в XXI в.
Религиозно-философское учение деизма, получившее широкое распространение в Англии, Франции и Германии в XVII—XVIII вв., имеет сложную историю. По этой причине современные исследователи часто совершают попытки «переоткрыть» казалось бы уже изученные факты. Так, исследователь Уэйн Гудзон считает, что ранний оформившийся деизм возник в XVI в., когда тенденция связывать Бога (Deus) с онтологическим порядком (ontological order), стала связываться с критикой религий Откровения2. Более того, в некоторых случаях речь может идти о полном отказе от устоявшихся представлений. Например, исследователь британской религиозной философии Дэвид Пэйлин ставит под сомнение основополагающую роль учения Герберта из Чербери для развития деизма и даже его статус деиста3.
Дефиниция этого понятия во многом зависит от позиции автора, из-за чего содержание слова может потерять свою историческую полноту. Религиоведы, сталкивающиеся с феноменом деизма, хотя и имеют представление о содержании данного феномена, в большинстве своем используют лишь некоторые определения, упуская из виду всю их многосторонность и традиции, в которых они образовались. По этой причине на данном этапе развития философии религии существует необходимость в более детальном изучении истории таких слов, как деист и деизм. Однако следует отметить, что подборка интерпретаций этих терминов, осуществляемых в настоящей публикации, является выборочной, так как охватить все существующие свидетельства деистической философии в
1 Largest Religious Groups in the United States of America, 2001. URL: https://www.adherents. com/rel_USA.html (дата обращения: 13.08.2019).
2 Hudson W. The English deists: studies in early Enlightenment. L., 2009. P. 34.
3 Palin D. Should Herbert of Cherbury be regarded as a 'deist'? // The Journal of Theological Studies. Vol. 51. No. 1. Oxford, 2000. P. 129.
указанный период не представляется возможным, особенно в формате статьи. Тем не менее подобные ограничения не скажутся на качестве работы, так как в ней будут показаны наиболее известные представления мыслителей того времени. Наиболее очевидным является включение в исследование тех лиц, которые впервые употребляли термины деист и деизм, а также тех, кто данные термины популяризировал. Второй принцип заключается в географическом факторе. Так, деизм получил наибольшее распространение в трех европейских странах — Англии, Франции и Германии. Кроме того, особое внимание будет уделено философским лексиконам, составленным в период XVII—XVIII вв., с помощью которых терминология была закреплена. Последний принцип можно охарактеризовать как исторический, так как упоминание тех или иных авторов будет составляться в хронологической последовательности выхода их трудов. С самого начала следует оговорить, что в работе не будут рассматриваться определения терминов деист и деизм, которые давали сами деисты, так как в работе будет проанализирован взгляд на деистическую философию извне.
Историю обозначенных терминов можно условно разделить на этапы в зависимости от отношения мыслителей к религиозно-философской системе этих явлений. Первый хронологически этап представляет собой однозначно отрицательное отношение к деистам и деизму. Европейские мыслители в основном проводили разделение между людьми религиозными и деистами, полагая, что они являются или некой разновидностью атеистов, или же людьми, которые отрицают религиозные догматы, но не существование Бога. Кроме того, проводилась параллель между сторонниками антитринитарного учения социниан и учением деистов. Отрицание некоторых общепринятых доктрин Церкви со-цинианами сближало их с данным движением.
Термин деист впервые был употреблен учеником Кальвина швейцарским богословом Пьером Вире (1511—1571) в труде «Христианское наставление в учении о Законе и Евангелии» (1564). Следует отметить, что существует и другая датировка этого трактата. Так, исследователь Дэвид Пэйлин приписывает его 1563 г.4 Данное расхождение возникло из-за использования двух разных источников. Пайлин ссылается на отдельное послание П. Вире, написанное 12 декабря 1563 г., а другие исследователи в основном ссылаются на трактат «Христианское наставление», составленный уже в 1564 г., в который это послание вошло. Согласно Пьеру Вире, среди его современников были мыслители, которые, подобно туркам и евреям, верят в некое Божество или Бога, но, как и они, считают, что учение Апостолов о Христе и все с этим связанное является выдумкой5. Однако, как утверждает П. Вире, диалог с данными мыслителями представляет большую сложность, так как их идеи расходятся с общепринятыми догмами сильнее, чем идеи как турок, так и евреев, но некоторые из них именуют себя деистами (Deistes) в противоположность атеистам, в отличие от которых они признавали существование Божества, создавшего «небо и землю». Эти люди не имели общего представления о бессмертии души, провидении, однако все они отрицательно относились к институту религии. Отдельно следует выделить, что П. Вире не
4 Pailin D. Op. cit. P. 131.
5 The Dictionary of Historical and Critical of Mr Peter Bayle. L., 1738. Vol. 5. P. 482.
разделял христиан и деистов на две отдельные группы, хотя и выражал свой ужас по поводу возможности считать себя одновременно и тем и другим6.
Данное представление о деистах обрело свою популярность благодаря «Историческому и критическому словарю» знаменитого в свое время французского философа Пьера Бейля (1647—1706), составленному им в 1697 г.7 П. Бейль посвятил часть своей работы личности П. Вире, где есть ссылка на его мнение о деистах. Кроме того, французский философ несколько расширил представление о них, отметив влияние учения социниан на развитие скептицизма, деизма и атеизма8. Все три группы этих мыслителей склонны считать человеческий разум способным познать таинства христианской религии, что приводит их к конфликту с протестантами и католиками9. Отрицание же догмата о Троице, согласно П. Бейлю, открывает дорогу учению социниан и деистов10. Следует также отметить некоторые исторические особенности определений П. Вире и П. Бей-ля. Современные исследователи отмечают, что данные определения, согласно которым деизм ассоциировался с неверием (unbelief), враждебным христианству, были свойственны более поздней версии деизма XVIII в.11 По этой причине поиск тех мыслителей XV—XVI вв., которых Пьер Вире и Пьер Бейль называли деистами, представляет большую сложность.
В Англии термин деизм впервые был описан английским священнослужителем и ученым Робертом Бёртоном (1577—1640) в труде «Анатомия меланхолии» (1621). Р. Бёртон упомянул деистов в главе, посвященной «религиозной меланхолии», охватившей страну. Деисты, несмотря на видимую нравственность и честность, ничем по своей сути не отличаются от атеистов12. Они указывают на естественные причины различных явлений (to natural causes, contingence of all things) и представляют религию как нечто искусственное и противное разуму. Деисты не причисляют себя к вероисповеданиям и вместо этого обозначают себя как последователя той или иной философии. Как считал английский ученый, их суждения были подвержены ошибке отделения Бога от природы, которая была ему подчинена. Их отличие от атеистов заключается лишь в том, что они отрицают существование Бога косвенно, так как, согласно Роберту Бёртону, такое отрицание неминуемо становится окончанием их суждений о мире.
6 Viret P. Instruction chrestienne en la doctrine de la loy et de l'Evengele. Vol. 2. P. 8.
7 См.: Соколов В. В. Деизм // Большая российская энциклопедия. М., 2007. Т. 8. С. 429.
8 The Dictionary of Historical and Critical of Mr Peter Bayle. P. 805.
9 Ibid. P. 817.
10 Стоит отметить, что существует точка зрения, согласно которой есть более раннее определение термина деист, автором которого является английский богослов Джон Уиклиф (1330—1384). Отечественный исследователь Роберт Васильевич Орбинский (1834—1892) отметил, что Д. Уиклиф использовал данный термин в своем трактате «Trialogus cum supplemento trialogi» в значении простого, но набожного человека (см.: Орбинский Р. В. Английские деисты XVII—XVIII в. Одесса. 1868. С. 4). Автор статьи не смог найти данный термин в тексте названного трактата.
11 Betts C. J. Early Deism in France. From the so-called 'deistes' of Lyon (1564) to Voltaire's Lettres philosophiques (1734). Hague. 1984. P. 6.
12 Burton R. The Anatomy of Melancholy, what it Is, with All the Kinds, Causes, Symptoms, Prognostics, and several cures of it. N. Y., 1847. P. 634.
Определение деизма (описательное) впервые было дано английским мыслителем и знаменитым поэтом Джоном Драйденом (1631—1700) в поэме «Мирская религия» (1682), являющейся вступительной частью героических стихов «Лань и Пантера». В этой поэме деизм предстает как воззрение, в котором признается существование Бога, но не Откровение. Данное направление мысли Д. Драйден называет угасающим пламенем религии Откровения13. Для английского мыслителя деизм был чем-то вроде шага назад в развитии христианского учения в истории. Так, он видел в деизме возрождение антитринитарных ересей, которые не могут быть совместимы с афанасьевским Символом веры14. Кроме того, он указывал на ошибку утверждения деистами первенства естественной религии над религией Откровения, так как человечество сохраняло представления об Откровении со времен Авраама15. Английский богослов, ректор колледжа Святой Троицы в Кембридже Ричард Бентли (1662—1742) придерживался более радикального представления о деистах. Свое мнение он выразил в «Бойлевских лекциях», которые составлялись согласно завещанию ирландского натурфилософа и физика Роберта Бойля (1627—1691) с целью защиты христианской религии от безбожников. Р. Бентли полагал, что христианская вера должна защищаться не с помощью аргументов Священного Писания, а научными доводами, такими как доказательства тварности мира, автором которых являлся Исаак Ньютон (1643— 1727). В своих лекциях Ричард Бентли приравнивал деистов к атеистам, полагая, что они являются лишь скрытыми атеистами, сторонниками философского язычества, такого как эпикурейство16.
В начале ХУ11 в. стали появляться параллельные трактовки деизма. Деистическое движение уже более не считалось формой атеизма и не противопоставлялось христианскому учению как враждебное учение. Авторы начали чаще выделять сторонников этого учения из общей массы философов и указывать на характерные черты деизма. Например, Пьер Бейль упомянул в своем труде английского философа Герберта из Чербери (1583-1648) как великого деиста17. Стоит отметить, что французскому мыслителю пришлось защищать самого себя от обвинений в принятии доктрин данного учения, связанных с его представлениями об устройстве космоса18. Французский писатель Антуан Фюретьер (1619-1688), который являлся автором «Всеобщего словаря, содержащего все слова французского языка, как старинные, так и новые» (1690), считал, что деистом может называться человек, который не имеет определенной религиозной принадлежности и никаких внешних способов поклонения Богу19. Отношение к деизму стало меняться, так как внутри Англиканской Церкви происходило
13 Dryden D. Religio Laici, or a Layman's Faith. A Poem. L., 1710. P. 5.
14 Prince M. B. Religio Laici v. Religio Laici: Dryden, Blount, and the Origin of English Deism // Modern Language Quarterly. Vol. 74. Issue 1. Washington, 2013. P. 55.
15 Ibid. P. 56.
16 Bentley R. The Folly of Atheism and (what is now called) Deism; Even with Respect to the Present Life. L., 1692. P. 39.
17 The Dictionary of Historical and Critical of Mr Peter Bayle. P. 63.
18 Ibid. P. 806.
19 Furetiere A. Dictionnaire universel, contenant généralement tous les mots françois, tant vieux que modernes et les termes des sciences des arts. Vol. 1. 1690.
переосмысление представлений о роли разума в религиозной жизни человека в конце XVII в.20 Несмотря на то что в начале XVIII в. продолжались попытки обвинить деистов и близкие к ним группы мыслителей внутри Церкви в ереси, они не были успешны, что можно показать на примере обвинений представителями Высокой Церкви (High Church) против шотландского философа Гилберта Бернета (1643—1715), являвшегося епископом Солсбери21.
Английский философ и теолог Сэмюел Кларк (1675—1729) был первым, кто четко разделил сложную систему взглядов деистов, которые отличались друг от друга, о чем он написал в «Бойлевских лекциях» в 1706 г. К первой группе деистов он отнес тех, кто отрицает Провидение; ко второй — тех, кто признает его в природе, но отрицает его в сфере нравственности; к третьей группе он отнес мыслителей, признающих Провидение в природе, а также некоторую моральную роль Божества, но отрицающих бессмертие души; четвертая группа — это те, которые признают Провидение в природе, нравственную роль Божества и будущую жизнь, но отрицают Откровение22. С. Кларк полагал, что первые три группы, в сущности, едины, так как с неизбежностью приходят к атеизму. Что касается четвертой группы, то их Кларк называл истинными деистами. Как отмечает американский исследователь Джеймс Форс, С. Кларк полагал, что единственная разница между христианами и этим видом деистов заключается в их методологии и гносеологии23.
Одну из первых положительных оценок деистам дал английский философ и политик Энтони Эшли Купер Шефтсбери (1671—1713) в трактате «Характеристики людей, нравов, мнений, времен» (1711). Согласно Э. Шефтсбери, корнем религии является теизм, являющийся противоположностью политеизма и атеизма24. Английский философ считал термины деизм и теизм почти идентичными. Теисты, как и деисты, верили в некое предначертывающее благое и вечное начало, однако, в отличие от теистов, воззрения деистов покоились на философских началах.
Полное определение деистам дал протестантский теолог Иоганн Георг Вальх (1693—1775), составивший одну из наиболее популярных немецких энциклопедий XVIII века «Философский лексикон» (1726). И. Г. Вальх дал несколько определений деистам. Деистами, или теистами, автор называл врагов атеистов, в отличие от которых те признают существование Бога, а также сторонников философии натурализма. Также упоминаются и характеристики деистической
20 Ellenzweig S. The Faith of Unbelief: Rochester's "Satyre," Deism, and Religious Freethinking in Seventeenth-Century England // Journal of British Studies, Vol. 44, No. 1. Cambridge. 2005. P. 31.
21 Waligore J. Christian deism in eighteenth century England // International Journal of Philosophy and Theology. Vol. 75. Issue 3. 2014. P. 213.
22 Clarke S. A. Discourse concerning the Unchangeable Obligations of Natural Religion, and the Truth and Certainty of the Christian Revelation. Being Eight Sermons Preach'd at the Cathedral-Church of St. Paul, in the Year 1705, at the Lecture Founded by the Honourable Robert Boyle Esq. L., 1706. P. 19.
23 Force J. E. Samuel Clarke's Four Categories ofDeism, Isaac Newton, and the Bible // Scepticism in the History of Philosophy: A Pan-American Dialogue. Boston, 1996. P. 52.
24 Shaftesbury A. Characteristics of Men, Manners, Opinions, Times, with a Collection of Letters. Vol. II. L., 1790. P. 172.
философии, такие как отрицание бессмертия души и принятие доктрины об общих способностях человека25.
Доктрины деизма подробно описаны в одной из первых универсальных английских энциклопедий, озаглавленной «Энциклопедия, или Всеобщий словарь ремесел и наук», которая была опубликована писателем Эфраимом Чемберсом (1680—1740) в 1728 г. В ней деисты причисляются к свободомыслящим философам (freethinkers), не имеющим определенной религиозной принадлежности, но признающим существование Бога, хотя и не поклоняющимся ему26. Они полагают, что наиболее верным решением проблемы множественности религий, основанных на том или ином виде Откровения, является возвращение к простой естественной религии, в которой факт существования Бога объединяет всех людей. Таинства, как и религия вообще, играют, по их убеждению, отрицательную роль, сковывая способности разума человека, являющиеся достаточными для веры. Однако это не означает иррелигиозности данных мыслителей. Они лишь отрицают Откровение как внешнее установление. Существование же Бога, провидение, посмертное существование и судьба в зависимости от нравственности человека, почитание Бога и частичная неисповедимость путей Божиих подтверждаются, согласно деистам, аргументами разума27. Также Э. Чемберс указал на возрастающую популярность подобных взглядов в Англии. Похожие характеристики, а именно веру в Бога и возможность положительного знания о нем, провидение, посмертное существование и его зависимость от нравственности человека, деистам приписывал английский мыслитель Дэвид Хартли (1705—1757) в своем трактате «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749) 28.
Более подробное описание деизма дали немецкий ученый-энциклопедист и философ Христиан Вольф (1679—1754) в трактате «Естественное богословие: исследование научного метода» (1737) и пресвитерианский теолог Джон Леланд (1691—1766) в трактате «Представление о главных деистических писателях, появившихся в Англии в прошлом и нынешнем веках» (1755). Х. Вольф выделил несколько особенностей, присущих деистическому учению. Деизм, в отличие от атеизма, имеет общие черты с учением натурализма о естественной религии29. Идея естественной религии отличает деистическую мысль от, казалось бы, похожей философии Древнего Китая, в которой, однако, нет места для Бога30. Согласно Христиану Вольфу, деизм близок к фатализму, так как происходящие в мире события контролируются не Богом, а волей случая. Тема этики также занимает немаловажное место в деизме. Так как Бог не принимает активного участия в событиях мира, человек строит свои представления о добре и зле, основываясь
25 Walch J. G. Philosophisches Lexicon. Leipzig, 1726. S. 483.
26 Chambers E. Cyclopœdia: or, An Universal Dictionary of Arts and Sciences. 1728. Vol. 1. P. 179.
27 Chambers E. Op. cit. P. 180.
28 Hartley D. Observations on Man, his Frame, his Duty, and his Expectations. L., 1749. P. 347.
29 Wolff C. Theologia Naturalis: Methodo Scientifica Pertractata. Frankfurt; Leipzig, 1737. P. 512.
30 Ibid. P. 518.
на собственных суждениях. Поскольку же Бог создал наиболее идеальный мир, являющийся благим, а также человека, то, согласно деизму, возможно предположение, что внутреннее понимание добра и зла человек также получил во время творения31. Д. Леланд подробно описал взгляды различных деистов и указал на некоторые отличительные черты деистического учения. Во-первых, деизм не является серьезной угрозой для христианского учения, так как деисты почти не критикуют данное учение в той форме, в которой оно было изначально32. Основная критика связана с представлением о религии Откровения, которая сопоставлялась с естественной религией33. Сторонники учения деизма, как указывает английский теолог, впервые упоминались в XVI в. во Франции и Италии. Одним из первых, кто написал о них, был Пьер Вире34. Несмотря на некоторые отличия в представлениях деистов о том, что входит в деистическое учение, их объединяло представление о ложности религии Откровения. Однако данная религиозная философия приняла форму системы только в XVII в. благодаря трудам Герберта из Чербери35. Что особенно важно, так это то, что в дальнейшем некоторые деисты критично относились к некоторым его идеям, что, однако, не помешало им быть деистами36.
Примерно в это же время была более подробно раскрыта тема религиозной терпимости в философии деизма, ранее упоминавшаяся лишь вскользь. Французский ученый Луи-Мейель Шодон (1737—1817) выделил тему толерантности деистов в отдельной главе своей работы «Антифилософский словарь» (1767). Толерантность в данном религиозно-философском учении имеет исторические корни и объяснение. Фанатизм, который охватил Англию в период зарождения деизма, продемонстрировал уязвимость поклонения тому, что Л.-М. Шодон назвал христианскими оракулами37. Иными словами, выделение одной религии среди всех остальных представляет собой опасность для государства. Культы же не играют важной роли для деистов. Они представляются им как необходимость соблюдения приличий в обществе, и для них не имеет значения, в каком месте и в какой форме они будут соблюдены. Также следует отметить, что Луи-Мейель Шодон, как и Пьер Бейль, проводил параллели между деистами и последователями антитринитарных учений, но уже не социниан, а ариан, учение которых в своей завуалированной форме сыграло важную роль в формировании английского богословия в XVII—XVIII вв. Особенно интересной представляется та идея Луи-Мейеля Шодона, согласно которой естественная религия деизма в своем развитии способна превратить христианскую религию в то, что он называл философской сектой, имеющей много общего с философией Древней Греции и Рима. В дальнейшем философия деизма станет материалистической и неиз-
31 WolffC. Op. cit. P. 538.
32 Leland J. A view of the principal deistical writers that have appeared in England in the last and present century; with observations upon them, and some account of the answers that have been published against them. In several letters to a friend. L., 1755. P. VIII.
33 Leland J. Op. cit. P. VII.
34 Ibid. P. 2.
35 Ibid. P. 5.
36 Ibid. P. 13.
37 Chaudon L. M. Dictionnaire antiphilosophique. Avignon, 1767. P. 353.
бежно превратится в атеизм. Однако, несмотря на целостность представлений деистов, они существуют изолированно друг от друга и не формируют больших объединений. Именно поэтому имена многих из них остаются неизвестными широкой публике38.
Несколько иной подход к пониманию деизма предложил английский протестантский проповедник и основатель методизма Джон Уэсли (1703—1791). В своей проповеди, которая стала частью собрания его сочинений, опубликованных в 1788 г., Д. Уэсли составил список видов веры от самой худшей, на его взгляд, до самой лучшей. Деистическое учение в этом списке занимает предпоследнее место — перед убеждениями материалистов-атеистов39. По его мнению, существуют два вида деистов: безнравственные люди, следующие позывам своих страстей, и рациональные люди, имеющие предубеждения против христиан. Согласно учению вторых, существует Бог, отличный от материи, сотворивший мир, которым после этого стал управлять, они также верят в бессмертие души и посмертное существование людей, однако их Бог не является Богом Библии. Джон Уэсли полагал, что, несмотря на наличие веры, ее одной недостаточно для спасения, так как деистические мыслители не принимают весь текст Писания за истину40.
В целом в XVIII в. исследователи обсуждаемого понятия стали проводить более детальное различие между терминами теизм и деизм и придавать большее значение вопросу о роли Откровения для деистической мысли. Одним из первых, кто обратил внимание на данную проблему, был Иммануил Кант (1724— 1804), упомянув данное учение в своем главном сочинении «Критика чистого разума» (1781). Согласно И. Канту, тот, кто допускает только трансцендентальную теологию, называется деистом, а тот, кто допускает также и естественную теологию, называется теистом41. Кант понимал данные понятия следующим образом: «Если под теологией я разумею познание первосущности, то теология основывается или на одном лишь разуме (theologia rationalis), или на откровении (theologia revelata). Первая мыслит свой предмет или только посредством чистого разума с помощью одних лишь трансцендентальных понятий (ens originarium, realissimum, ens entium) и называется трансцендентальной теологией, или же посредством понятия, которое она заимствует из природы (нашей души) как высшее мыслящее существо, и должна называться естественной теологией»42. Деист считает возможным познание первосущности с помощью одного разума, хотя понятие о ней как чего-то большего от него ускользает. Иными словами, Бог понимается только как первопричина мира. Теист, в свою очередь, считает разум способным провести аналогию между первопричиной и природой и познать Бога как основание для всех вещей благодаря рассудку и свободе. То есть Бог для теиста также является творцом мира. Однако это не означает, что деисты не верят в Бога и имеют представление только о некой вечной природе43.
38 Chaudon L. M. Op. cit. P. 354.
39 Wesley A. M. Works of the Reverend John Wesley, A. M. Vol. II. N. Y., 1835. P. 384.
40 Wesley A. M. Op. cit. P. 384.
41 Kant I. Kritik der reinen Vernunft. Hamburg, 1956. S. 596.
42 Ibid.
43 Ibid.
Итак, исходя из перечисленных определений, несмотря на их ограниченность, можно сделать следующий вывод относительно раннего понимания религиозно-философского учения деизма. В XVI в. Пьер Вире дал одно из первых описаний философии деизма. Главным образом утверждалась их вера в Божество, но не в учение Церкви о Христе. Важно отметить, что в данный период о деизме писали главным образом во Франции и Италии, а в Англии данная тема получила свое развитие только в начале следующего века. В XVII в. появились более четкие представления о деистической философии, в которых подчеркивались такие элементы их учения, как возможность познать таинства религии с помощью одного только разума, независимость от религиозной принадлежности, философские основания их учения и отрицание Провидения. Особое место в исследованиях деистической мысли занимает исследование Сэмюела Кларка, который разделил сторонников деизма на группы в зависимости от их философских представлений. В дальнейшем его идеи получат развитие в трудах о деизме. В XVIII в. исследователи стали более ярко выделять такие темы в философии деистов, как этика, естественная религия и религиозная терпимость. Вопрос об отличиях деизма, атеизма и теизма также стал ставиться более остро. Наиболее полно данную проблему описал немецкий философ Иммануил Кант. В своем труде он выделил важную роль теологии разума для всей системы деистического учения, что позволило по-новому взглянуть на деистическую философию.
Список литературы
Гогоцкий С. С. Философский лексикон. Сочинения: в 6 т. Т. 2. Киев. 2015. Орбинский Р. В. Английские деисты XVII—XVIII в. Одесса, 1868. Соколов В. В. Деизм // Большая российская энциклопедия. М., 2007. Т. 8. С. 429. Bentlet R. The Folly of Atheism and (what is now called) Deism; Even with Respect to the Present Life. L., 1692.
Betts C. J. Early Deism in France. From the so-called 'deistes' of Lyon (1564) to Voltaire's Lettres
philosophiques (1734). Hague, 1984. Burton R. The Anatomy of Melancholy, what it Is, with All the Kinds, Causes, Symptoms,
Prognostics, and several cures of it. N.Y., 1847. Chambers E. Cyclopœdia: or, An Universal Dictionary of Arts and Sciences. Vol. 1. 1728. Chaudon L. M. Dictionnaire antiphilosophique. Avignon, 1767.
Clarke S. A. Discourse concerning the Unchangeable Obligations of Natural Religion, and the Truth and Certainty of the Christian Revelation. Being Eight Sermons Preach'd at the Cathedral-Church of St. Paul, in the Year 1705, at the Lecture Founded by the Honourable Robert Boyle Esq. L., 1706. Dryden D. Religio Laici, or a Layman's Faith. A Poem. L., 1710.
Ellenzweig S. The Faith of Unbelief: Rochester's "Satyre," Deism, and Religious Freethinking in Seventeenth-Century England // Journal of British Studies. Vol. 44, No. 1. Cambridge, 2005. P. 27-45.
Force J. E. Samuel Clarke's Four Categories of Deism, Isaac Newton, and the Bible // Scepticism
in the History of Philosophy: A Pan-American Dialogue. Boston, 1996. P. 53-74. Furetiere A. Dictionnaire universel, contenant généralement tous les mots françois, tant vieux
que modernes et les termes des sciences des arts. Vol. 1. 1690. Hartley D. Observations on Man, his Frame, his Duty, and his Expectations. L., 1749. Hudson W. The English deists: studies in early Enlightenment. L., 2009.
Kant I. Kritik der reinen Vernunft. Hamburg, 1956.
Largest Religious Groups in the United States of America, 2001. URL: https://www.adherents. com/rel_USA.html (дата обращения: 13.08.2019).
Leland J. A view of the principal deistical writers that have appeared in England in the last and present century; with observations upon them, and some account of the answers that have been published against them. In several letters to a friend. L., 1755.
Palin D. Should Herbert of Cherbury be regarded as a 'deist'? // The Journal of Theological Studies Vol. 51 No. 1. Oxford, 2000. P. 113-149.
Prince M. B. Religio Laici v. Religio Laici: Dryden, Blount, and the Origin of English Deism // Modern Language Quarterly. Vol. 74. Issue 1. Washington, 2013. P. 29-66.
Shaftesbury A. Characteristics of Men, Manners, Opinions, Times, with a Collection of Letters. Vol. II. L., 1790.
The Dictionary of Historical and Critical of Mr Peter Bayle. Vol. 5. L., 1738.
Viret P. Instruction chrestienne en la doctrine de la loy et de l'Evengele. Vol. 2. Genève, 1564.
Walch J. G. Philosophisches Lexicon. Leipzig, 1726.
Waligore J. Christian deism in eighteenth century England // International Journal of Philosophy and Theology. Vol. 75. Issue 3. 2014. P. 205-222.
Wesley A. M. Works of the Reverend John Wesley, A. M. Vol. II. N.Y., 1835.
Wolff C. Theologia Naturalis: Methodo Scientifica Pertractata. Frankfurt; Leipzig, 1737.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie.
2019. Vol. 85. P. 122-133
DOI: 10.15382/sturI201985.122-133
Andrey Polyakov, Graduate Student, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation; Junior Researcher, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, 2/1 Goncharnaia Str., Moscow, 109240, Russian Federation Beatit10@yandex.ru ORCID: 0000-0003-1065-1352
Deists and Deism as Reflected in European Religion and Culture of the 16th — 18th Centuries
A. Polyakov
Abstract: This article analyses the history of the terms deist and deism in the European philosophical thought of the 16th — 18th centuries. It studies the meanings of the terms deist and deism which were given in foreign and Russian encyclopaediae, dictionaries and treatises of the period in question. It also demonstrates dynamics in the development of these terms as they were understood by preceding scholars. The article cites the terminology used by English, French, and German thinkers, among whom were both philosophers and theologians. Theologians' interest in the deist
thought is explained by the fact that in the above-mentioned period there was no clear understanding which domain the phenomenon of deism should be attributed to. The article also gives a detailed list of definitions of the terms deist and deism as well as their chronology, which makes up a significant contribution to the study of the topic. The author of the article argues that despite the lack of a uniform understanding of the religious philosophy of deism, various authors outlined several general concepts, due to which the universally accepted definitions appeared. Besides, during these centuries clear views started to develop as to the multifaceted character of the deist thought, which resulted in the necessity to establish boundaries between various types of both deism itself and adjacent types of religious philosophy. The latter include atheist and theist philosophies, which, depending on specific authors, became close to or remote from one another. The conclusion of the paper summarises the main perspectives in viewing deism in the 16th — 18th centuries.
Keywords: deism, deist, deist philosophy, interpretations of deism, history of deism, religious philosophy.
References
Betts C. (1984) Early Deism in France. From the So-Called 'deistes' of Lyon (1564) to Voltaire's Lettres Philosophiques (1734). Hague.
Ellenzweig S. (2005) "The Faith of Unbelief: Rochester's "Satyre," Deism, and Religious Freethinking in Seventeenth-Century England". Journal of British Studies, 44 (1), pp. 27—45.
Force J. (1996) "Samuel Clarke's Four Categories of Deism, Isaac Newton, and the Bible", in: Scepticism in the History of Philosophy: A Pan-American Dialogue. Boston. Pp. 53—74.
Gogotskii S. (2015) Filosofskii leksikon. Sochineniia vshesti tomah [Philosophical Lexicon. Works, in 6 vols], vol. 2. Kiev (in Russian).
Hudson W. (2009) The English Deists: Studies in Early Enlightenment. London.
Kant I. (1956) Kritik der reinen Vernunft. Hamburg.
Largest Religious Groups in the United States of America, 2001, available at: https://www.adherents. com/rel_USA.html (accessed 04.10.2019).
Palin D. (2000) "Should Herbert of Cherbury be Regarded as a «Deist»?". The Journal of Theological Studies, 51 (1), pp. 113—149.
Prince M. (2013) "Religio Laici v. Religio Laici: Dryden, Blount, and the Origin of English Deism". Modern Language Quarterly, 74 (1), pp. 29—66.
Sokolov V. (2007) "Deism", in: Bolshaia rossiiskaia entsiclopedia [Unabridged Russian Encyclopaedia]. Moscow. P. 429 (in Russian).
Waligore J. (2014) "Christian Deism in Eighteenth Century England". International Journal of Philosophy and Theology, 75 (3), pp. 205—222.