Научная статья на тему 'Томас Бернхард (1931-1989) в зеркале биографических исследований'

Томас Бернхард (1931-1989) в зеркале биографических исследований Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ В / НЕМЕЦКОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ТОМАС БЕРНХАРД / БИОГРАФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Томас Бернхард (1931-1989) в зеркале биографических исследований»

2019.04.034. СЮ. НОВИКОВА1. ТОМАС БЕРНХАРД (1931-1989) В ЗЕРКАЛЕ БИОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. (Обзор).

Ключевые слова: австрийская литература ХХ в.; немецкоязычная литература; Томас Бернхард; биография.

Одна из центральных фигур послевоенной немецкоязычной литературы Томас Бернхард (1931-1989) - писатель с яркой биографией в ореоле громких литературных скандалов, связанных как с театральными постановками его пьес («Площадь героев», 1988) и выходом романов («Рубка леса», 1984 и др.), так и с эпатажным поведением на церемониях вручения литературных премий2. Фразу «Я пишу, чтобы провоцировать», которую Бернхард обронил в одном из интервью, вполне можно рассматривать как его писательское кредо3. Пресса, политики, католическая церковь незамедлительно и остро реагировали на каждое новое произведение этого автора. Рядом скандальных жестов сопровождался и его уход из жизни. Завещание Томаса Бернхарда — художественный акт, выходка в духе «подпольных людей» любимого австрийским писателем Достоевского, - полностью запрещало публикацию его романов и пьес на территории Австрии. Театральный эффект произвели также сами обстоятельства, связанные с похоронами: к тому моменту, когда новость о смерти именитого автора достигла общественности, они уже состоялись.

То, что это имя прочно войдет в пантеон немецкоязычной литературы ХХ в., современники писателя поняли довольно рано. Первая его биография, выпущенная Г. Хёллером в популярной се-

1 Санкт-Петербургский университет, Санкт-Петербург.

2 Работы о литературных скандалах, связанных с именем писателя, составляют отдельную сферу биографического «бернхардоведения». См., напр.: Bentz O. Thomas Bernhard: Dichtung als Skandal. - Würzburg, 2000; Moser J.W. Literaturskandal als Dialog mit der Öffentlichkeit. Der Fall Thomas Bernhard // Literatur als Skandal. Fälle, Funktionen, Folgen / Hrsg. von Neuhaus St., Holzner J. - Göttingen, 2007. - S. 503-512; Huber M. Was war der «Skandal» an Heldenplatz? Zu Rekonstruktion einer österreichischen Erregung // Thomas Bernhard: Gesellschaftliche und politische Bedeutung der Literatur / Hrsg. von Lughofer J.G. - Wien u.a., 2012. -S. 129-136 и др.

3 Billenkamp M. Thomas Bernhard: Narrativik und poetologische Praxis. -Heidelberg, 2008. - S. 378.

рии издательства «Ровольт» — предназначенная широкому читателю небольшая по объему и однако основательно написанная работа, выдержавшая с тех пор множество переизданий, — появилась уже через четыре года после смерти писателя1. Важно подчеркнуть, что сам Бернхард, чья склонность к мистификациям остается неотъемлемой частью его писательского образа, успел существенно осложнить работу будущим биографам и историкам литературы.

Во-первых, писателя не раз уличали в том, что предоставленные им в издательства биографические сведения неверны. Например, в тексте на обложке дебютного романа «Стужа» (1963) сообщалось, что дипломная работа, написанная им в зальцбург-ском Моцартеуме, была посвящена Бертольту Брехту и Антонену Арто. Однако биографы не нашли тому подтверждений. Недостоверными оказались также многочисленные упоминания о работе библиотекарем в Лондоне, ряд других данных.

Во-вторых, необходимо принять во внимание ту работу, которую Бернхард самостоятельно проделал за будущих биографов. Период с 1975 по 1982 г. ознаменовался выходом его «автобиографической пенталогии» (наряду с романами остается наиболее значимой в его творчестве) - пяти повестей, основанных на событиях детства и юности («Причина: прикосновение», 1975; «Подвал: ускользание», 1976; «Дыхание: выбор», 1978; «Холод: изоляция», 1981; «Ребенок как ребенок», 1982). Первые четыре повести рассказывают о жизни 13-летнего подростка в нацистском, а затем католическом интернате, далее - о жизни героя, оставившего учебу, устроившегося учеником в продуктовую лавку и, в конце концов, попавшего на больничную койку с тяжелым легочным заболеванием. Последняя повесть возвращает к раннему детству писателя.

Первое издание повестей в австрийском издательстве «Рези-денц» не содержит никаких указаний на то, что они представляют собой фрагменты автобиографии. Определение «автобиографические» появляется позднее в переизданиях; в интервью и переписке с издателями сам писатель пользуется определением «биография»2.

1 Höller H. Thomas Bernhard. - Reinbek bei Hamburg, 1993. - 157 S.

2 Подробнее об издательской истории пенталогии см.: Новикова С.Ю. Автобиографическая проза Томаса Бернхарда: Проблематика и поэтика: дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 2018. - 211 с.

За этими фактами угадывается желание Бернхарда представить свою версию событий детства и юности, с одной стороны, предлагая читателям биографический «ключ» к собственным произведениям и подталкивая к восприятию рассказчика воспоминаний в качестве прообраза их героев, а с другой - закладывая основу для своих будущих биографий. Стремление упредить биографов, обрисовав основные вехи жизненного пути, в ситуации Бернхарда, ставшего к тому моменту известным писателем, вполне объяснимо.

И ему действительно удалось повлиять на рецепцию своих произведений и на собственный образ, складывающийся в позднейших биографиях. Так, в биографическом исследовании, написанном Й. фон Хёллем1, рассчитанном на широкого читателя, описание событий раннего детства Томаса Бернхарда целиком основывается на автобиографической пенталогии. Словесные формулы, которые повторяет в повестях писатель, как и созданные им образы интегрируются в биографическое повествование: движущийся все время «в противоположном направлении» подрос-ток-Бернхард; его подвижник-дед, спозаранку подпоясывающийся кожаным ремнем и принимающийся за писательскую работу и т.д. Иными словами, умение пробиться сквозь преграду недостоверных сведений, щедро рассыпанных австрийским «мастером преувеличений» (В. Шмидт-Денглер)2, и не попасться в «автобиографическую ловушку» (К. Бюргер)3 бернхардовского рассказа о детстве и юности, следует признать необходимым для специалиста, берущегося за написание его биографии.

С начала 2000-х годов вышли как минимум три фундаментальные работы, успешно решающие данную задачу. Особый интерес для профессионального читателя-литературоведа представляют «Бернхард: справочник. Жизнь — Творчество — Влияние» под редакцией М. Хубера и М. Миттермайера (1), исчерпывающее энциклопедическое описание творческой биографии писателя, а так-

1 Höll J. Thomas Bernhard. - München, 2000. - 159 S.

2 Schmidt-Dengler W. Der Übertreibungskünstler: Studien zu Thomas Bernhard. - Wien, 1986.

3 Bürger Ch. Schreiben als Lebensnotwendigkeit: Zu den autobiographischen Fragmenten Thomas Bernhards // Sehnsuchsangst: Zur österreichischen Literatur der Gegenwart: Colloquium an der Universität von Amsterdam / Hrsg. von Bormann A. -Amsterdam, 1987. - S. 58.

же две фундаментальные биографии: книга того же М. Миттер-майера «Томас Бернхард: Биография» (2) и исследование Г. Хонеггер «Томас Бернхард: "Кто ж этот шут?"» (3).

«Бернхард: справочник» (1), энциклопедический по своему охвату, представляет собой удачную попытку структурировать научное знание, накопленное литературоведением о Томасе Берн-харде почти за тридцать лет, прошедших со дня его смерти. Масштабный проект, инициированный учеными Литературного архива Зальцбурга, объединил усилия 67 авторов. Основной массив работ выполнен специалистами, проводившими исследования в Архиве Томаса Бернхарда, открывшемся в австрийском городе Гмунден в 2002 г.: М. Миттермайером, М. Хубером, Б. Юдексом и др. Уникальность справочника обусловлена также тем, что на его страницах представлены жизнь и произведения Бернхарда глазами всех именитых бернхардоведов. Каждая глава представляет сумму знаний того или иного исследователя по тем аспектам творчества писателя, на которых фокусировался его многолетний труд: это и философские основания мировоззрения Бернхарда (автор статьи -М. Хубер: 1, с. 394-402), и наблюдения о его театральной эстетике (автор - Ш. Краммер: 1, с. 446-451), и поэтика «самоинсценировки» в СМИ (автор - К. Гетце: 1, с. 353-357) и др. Рецепции произведений Бернхарда в России посвящена статья А.В. Белобратова (СПбГУ) (1, с. 509-511).

Незаменимой для исследователей книгу (1) делает прежде всего продуманная структура, помогающая создать широкую панораму биографии и творчества писателя одновременно в нескольких срезах, представленных четырьмя разделами. Первый, «Жизнь», написан «главным» на сегодняшний день биографом писателя М. Миттермайером1 и дает небольшое по объему, но со-

1 См. избранные работы: Mittermayer M. Ich werden: Versuch einer ThomasBernhard-Lektüre. - Stuttgart, 1988; Mittermayer M. Thomas Bernhard. - Stuttgart [u.a.], 1995; Mittermayer M. «.ich hatte immer nur ich werden wollen»: Thomas Bernhards autobiographische Erzählungen // Thomas Bernhard und Salzburg: 22 Annäherungen / Hrsg. von Mittermayer M. - Salzburg, 2001. - S. 13-30; Mittermayer M. «Der Wahrheitsgehalt der Lüge»: Thomas Bernhards autobiographische Inszenierungen // Profile 13: Spiegel und Maske. Konstruktionen biographischer Wahrheit / Hrsg. von Fetz B. u. a. - Wien, 2006. - S. 79-94; Mittermayer M. Lächerlich, charakterlos, furchterregend: Zu Thomas Bernhards Rethorik der Bezichtigung // Rhetorik und

держательное жизнеописание. В разделе «Произведения» освещается творческая история всего наследия Бернхарда (произведения упорядочены по хронологии и жанрам): от ранних журналистских работ, первых поэтических опытов и оперных либретто до посмертных публикаций — писем в редакции журналов, корреспонденции с издателями, текстов вышедшего в 2009 г. сборника эссе «Мои премии» (написанного Бернхардом в 1980-е годы), изданного в издательстве «Зуркамп» полного 22-томного собрания его сочинений (2003-2015). Как часть художественного наследия писателя наряду с фикциональными его текстами рассматриваются также произнесенные писателем речи по случаю вручения ему тех или иных премий, интервью, содержащие ту же смесь вымысла и реальности, какая была свойственна его творчеству в целом.

Третий раздел, «Контексты и дискурсы», освещает биографические и литературно-исторические контексты важных для его творчества тем. Читателю предлагаются очерки литературного ландшафта Австрии в 1950—1960-е годы, театральной жизни Вены и Зальцбуга 1970-1980-х годов, биографические справки о ключевых фигурах из окружения Бернхарда (об Иоганнесе Фроймбихле-ре, деде Томаса Бернхарда; матери писателя и др.), сведения об отношениях с издателями, материалы о городах, оставивших след в его творчестве.

Подраздел «Творческая история» представляет главные тематические комплексы поэтики бернхардовских произведений: болезнь и смерть, природа, философия, музыка, Австрия, национал-социализм и др. Наблюдения исследователей о поэтике Берн-харда, особенностях его повествовательной техники, характерных преувеличениях, фундаментальном сочетании трагического и комического, приметах поэтического языка и характере интертекстуальности представлены в отдельном подразделе.

Завершающий книгу раздел «Рецепция и влияние» дает исчерпывающую картину восприятия его творчества в разные периоды - как на родине и в немецкоязычном регионе, так и за рубежом: в странах Западной и Восточной Европы, в США и странах

Sprachkunst bei Th. Bernhard / Hrsg. von Knape J., Kramer O. - Würzburg, 2011. -

S. 25-44.

Южной Америки. Приведены также основные данные о связанных с именем Бернхарда литературных скандалах.

Отдельная глава (авторы У. Бец, М. Миттермайер) дает обзор продуктивной рецепции его тем, мотивов, стиля признанными мастерами других литератур, включая прославленного немецкого писателя В.Г. Зебальда, турецкого лауреата Нобелевской премии Орхана Памука, а также кабаретистами и авторами тривиальной литературы, выводящими Томаса Бернхарда в качестве персонажа (1, с. 512-519). Каждая статья снабжена списком литературы, открывающим доступ к углубленному знакомству с соответствующей темой.

Манфред Миттермайер, возглавляющий Литературный архив Зальцбурга, автор множества статей и монографий о творчестве Бернхарда, один из главных специалистов по его биографии, в 2015 г. выпустил книгу «Томас Бернхард. Биография» (2), которая не просто дополняет его более ранние работы, но представляет собой, по сути, новый отдельный труд. Благодаря многолетней скрупулезной работе исследователя с биографическими материалами в гмунденском архиве, читателю становятся доступны факты, в мельчайших деталях проясняющие жизненный путь австрийского писателя.

Исследование (2) опирается, в частности, на результаты французского германиста Л. Югуэ1, посвятившего годы кропотливого, почти «обсессивного» (2, с. 8), труда установлению несоответствий между реальными фактами биографии Бернхарда и его воспоминаниями о собственной жизни. М. Миттермайер видит задачу в деконструкции биографического мифа, созданного писателем, предлагая понимать весь объем его высказываний о себе не как публичную исповедь, но, скорее, как театральную самоинсценировку (2, с. 11). Предпринятое им последовательное и тщательное сопоставление сказанного и написанного Бернхардом в разные годы с доступными фактическими материалами помогает увидеть множественные расхождения между образом, нарисованным самим писателем, и тем, как выглядит его жизнь в зеркале документальных свидетельств.

1 Huguet L. Chronologie: Johannes Freumbichler; Thomas Bernhard: Genealogie Thomas Bernhards / Hrsg. von Höller H. - Wien u.a., 1996.

К примеру, в стремлении Бернхарда возвести свое генеалогическое древо к зажиточному зальцбургскому бюргерскому роду, продемонстрированном в автобиографии, М. Митермайер усматривает «тягу к самовозвеличиванию», прослеживаемую далее во всем творчестве писателя (1, с. 23). Бросается в глаза серьезный удельный вес в книге событий раннего детства и юности писателя: описание взаимоотношений Бернхарда с дедом и матерью, реконструкция жизненного пути отсутствующего отца, описание интеллектуальной среды, окружавшей писателя в детстве, в сопоставлении с отражениями семейных обстоятельств в повестях и фрагментах романов занимают около трети книги. Отдельное внимание уделяется началу писательской карьеры и взаимоотношениям с издателями. Дальнейший жизненный и творческий путь выстраивается вокруг хронологии основных произведений Бернхарда в сопровождении цитат из рецензий и переписки с издателем З. Унзельдом («Зуркамп») и обрисован во многом схематично. Поэтике уделено меньше внимания: над литературоведческими ракурсами в (2) доминирует пристальный взгляд биографа-хрониста.

Иную «стратегию биографического дознания» (Б. Дубин1) демонстрирует более ранняя, но от этого не менее актуальная работа Г. Хонеггер «Томас Бернхард: "Кто ж этот шут?"» (3) - собственный перевод на немецкий язык вышедшей в 2001 г. в США монографии исследовательницы2. Автора книги (3), переводчицу нескольких бернхардовских пьес на английский язык, связывали годы личного знакомства как с самим Бернхардом, так и со значимыми фигурами его окружения (многолетней спутницей Хедвигой Ставианичек, главным «бернхардовским» режиссером Клаусом Пайманом и др.). Биографические сведения основываются на доступных, опубликованных к моменту написания книги биографических материалах, разговорах с родственниками, друзьями и коллегами писателя (3, с. 23). В целом, однако, биографическая канва жизни писателя представлена в (3) заметно более обобщенно, чем, например, в (2), - из-за того отчасти, что в 2001 г. не были еще

1 Дубин Б.В. Биография, репутация, анкета (О формах интеграции опыта в письменной культуре) // Дубин Б.В. Слово - письмо - литература: очерки по социологии современной культуры. - М., 2001. - С. 117.

2 Honegger G. Thomas Bernhard: the making of Austrian. - New Haven, 2001.

доступны многие архивные материалы, но также и потому, что Г. Хонеггер ставила перед собой иные задачи.

«Одной из задач книги является стремление показать, что Бернхард оставался одновременно продуктом своей культуры и яростно бичевавшим ее критиком», — пишет сама Г. Хонеггер (3, с. 11). И как раз в «моменте исторической относительности» (Б. Дубин1), который исследовательница привносит в понимание биографии писателя — в соотнесенности его творчества с широким литературным и историческим контекстом современной ему австрийской культуры, - заключается одна из главных особенностей книги, речь в которой «идет об Австрии в той же мере, что и о Бернхарде» (3, с. 17).

В повествование о жизни писателя вплетены описания будней авангардистов Венской группы, зарисовки театральной жизни Германии и Австрии 1960—1970-х годов, сведения о террористической деятельности немецкой Фракции Красной Армии (RAF) и о влиянии, которое политическая повестка дня оказывала на театральный климат в современном Бернхарду немецкоязычном пространстве.

В общих чертах описывая жизненный путь писателя от раннего детства до во многом загадочной смерти, Г. Хонеггер (3) часто отступает от строгой линейности хронологического принципа, которому следует М. Миттермайер (2), стремящийся выявить механизмы самоинсценировки писателя, его стратегии преувеличения или искажения биографических фактов. В отличие от него Г. Хонеггер сосредоточивает внимание не на механизмах, а на причинах и истоках игры писателя с фактами своей биографии. Самоинсценировку Томаса Бернхарда она возводит к принципам театральной игры, усвоенным им еще в юности, во время обучения в зальцбургском Моцартеуме - школе театрального мастерства, которую Бернхард окончил в 1957 г. с дипломом режиссера. В немецкое заглавие книги вынесена цитата из комедии Шекспира «Как вам это понравится»2, одного из известнейших монологов:

1 Дубин Б.В. Литература в зеркале биографического словаря // Дубин Б.В. Слово — письмо — литература: очерки по социологии современной культуры. — М., 2001. - С. 127.

2 Приводится в пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник.

«Весь мир — театр». Театр, по мнению исследовательницы, служит Бернхарду обобщенной моделью миропонимания: топос theatrum mundi («мир как театр») накладывается на все его творчество, а непрерывная игра в жизни дает способ выживания в противоборстве со смертельной болезнью (3, с. 13). Говоря о перформативном характере бернхардовского письма, Г. Хонеггер отмечает, что персонажи романов писателя - это роли, которые бывший студент факультета актерского мастерства пишет для себя самого и, наблюдая себя играющим эти роли, вживается в роль рассказчика-наблюдателя (3, с. 305). Важным отличием (3) от работы М. Мит-термайера (2) оказывается и ряд точных наблюдений о поэтике Бернхарда: замечания о влиянии оперной драматургии на его философский театр (3, с. 28), о трагикомизме, произрастающем из философии Шопенгауэра (3, с. 324), и др.

В совокупности реферируемые работы (1), (2) и (3) создают объемную картину жизненного и творческого пути австрийского писателя и представляют несомненный интерес как для исследователей его творчества, так и для заинтересованных читателей.

Список литературы

1. Бернхард-справочник: Жизнь — Творчество — Влияние. Bernhard-Handbuch: Leben — Werk — Wirkung / Hrsg. von Huber M., Mittermayer M. — Stuttgart: Metzler, 2018. — 555 S.

2. Миттермайер М. Томас Бернхард: Биография.

Mittermayer M. Thomas Bernhard: Eine Biografíe. — Wien; Salzburg: Residenz, 2015. — 452 S.

3. Хонеггер Г. Томас Бернхард: «Кто ж этот шут?».

Honegger G. Thomas Bernhard: «Was ist das für ein Narr?». — Berlin: Propyläen, 2003. — 454 S.

2019.04.035. ФАЦИНО Дж.О, МИР, О СЛАДОСТНОЕ ВНИМАНИЕ: «ПОДЗЕМНЫЕ МАРШРУТЫ»1 ДЖЕКА КЕРУАКА. FAZZINO J. A world, a sweet attention: Jack Kerouac's subterranean itineraries // Fazzino J. World beats: Beat generation writing and the

1 Отсылка к «Подземным» Дж. Керуака и андеграундной культуре в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.