Толстовство и идеология марксизма The Tolstoyanism and Marxist Ideology
Налетов В.Э.
магистр,
ф-т философии, культурологии и искусства ЛГУ имени А.С.Пушкина, РФ, г. Санкт-Петербург e-mail:[email protected]
Nalyotov V.E.
Master,
faculty of philosophy, cultural studies and art, Pushkin Leningrad State University, Russia, Saint Petersburg e-mail:[email protected]
Аннотация.
В данной статье рассматриваются взаимоотношения советского государства и толстовских коммун, описываются причины распада толстовских общин.
Annotation.
The paper deals with the relations between the Soviet state and Tolstoyan communities and artels and describes the reasons for disintegration of communities.
Ключевые слова: ненасилие, социализм, марксизм, толстовство, община, артель, Лев Толстой.
Key words: nonviolence, socialism, marxism, tolstoyanism, community, artel, Leo Tolstoy.
В советское время идеи Льва Николаевича Толстого и его последователей считали альтернативными коммунистическому строю и марксизму, отсюда негативная оценка и критика со стороны советской власти [1]. Марксизм и толстовство, как общественные движения, имеют близкие социально-философские истоки, но исходят из разных позиций. В основе марксизма лежит метод исторического материализма, экономика считается движущим фактором развития, пролетариат - движущим классом революции, а главная задача видится в построении коммунизма. В основе толстовства лежит идея личного самосовершенствования путем практики ненасилия, важнейшим фактором считается нравственность, движущим классом крестьянство, а главной задачей признается постоянное внутреннее совершенствование. Цели течений совпадают: и те, и другие стремятся к бесклассовому обществу. В первом случае - путем внешних изменений, то есть революции, а во втором - путем внутренних изменений, то есть самосовершенствования. Можно сказать, что и задачи течений сходны: и марксизм, и толстовство пытаются изменить общество, мир вокруг, самого человека и выйти на новый уровень жизни. Но в более частных вопросах учения друг от друга резко отличались. Например, методы реализации идей были прямо противоположны. Отсюда следует вывод, что толстовство составляло конкуренцию марксизму в той же мере, как некоторые другие общественные движения того времени. Об этом прямо говорил известный революционер и писатель Анатолий Васильевич Луначарский. Он определил Толстого и его последователей как идеологов крестьянства и видел их пользу только в критическом отношении к социальному неравенству. В докладе 1924 года «Толстой и Маркс» он относит толстовство к числу не главных, но «дополнительных» врагов марксизма. Оно не оказывает, по мнению Луначарского, большого влияния на пролетариат, но оказывает влияние на интеллигенцию и лучшую часть крестьянства в Европе и Азии. Он приводит в качестве примера дискуссию двух известных французских писателей - Ромена Роллана и Анри Барбюса. Коммунист Барбюс был вынужден вступать в полемику против толстовца Ролана, стоявшего на пацифистских позициях и имеющего успех у
публики. С идеологией толстовство необходимо вести решительную войну, как в России, так и за рубежом [4]. Владимир Ильич Ленин в своей статье 1908 года «Лев Толстой, как зеркало русской революции» критикует толстовцев за пассивность и отсутствие четкого курса действий. Он отмечал следующее: «Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого - действительно кричащие. С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны - помещик, юродствующий во Христе. С одной стороны - замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши, - с другой стороны, «толстовец», т. е. истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: «я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками». С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, - юродивая проповедь «непротивления злу» насилием. С одной стороны, самый трезвый реализм, срыванье всех и всяческих масок; с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии, стремление поставить на место попов по казенной должности попов по нравственному убеждению, т. е. культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины [2]. Как мы видим из этой цитаты, Ленин признавал пользу идей Л.Н.Толстого как интеллектуального протеста в борьбе против царской власти в период первой русской революции, однако саму основу толстовского учения он считал противоречивой и шаткой. Практический вред толстовцев усматривался в том, что они не отделяют реакционного насилия от революционного, не умеют соединить борьбу за демократию с борьбой за социалистическую революцию [3,206-212].
Что же касается самого Льва Толстого, то его отношение к марксизму было скорее негативным. В статье «К рабочему народу» великий писатель прямо говорит о вредности левых идей для самих же рабочих. Он удивлен, что социализм стал популярным политическим течением в России. Он писал: «Казалось бы, что учение, требующее, прежде всего, перехода сельского рабочего от привычных, здоровых и веселых условий разнообразного земледельческого труда к нездоровым, унылым и губительным условиям однообразной, одуряющей работы и от той независимости, которую чувствует сельский рабочий, удовлетворяя своим трудом почти всем своим потребностям, к полной рабской зависимости от своего хозяина - фабричного рабочего, -казалось бы, что учение это не должно бы иметь... никакого успеха» [7]. Толстой считает, что идеи социализма разделяют лишь немногие рабочие, которые отстали от земледельческого труда. Эти рабочие поддались соблазнам новой для себя городской, фабричной жизни и нашли в социалистическом учении оправдание своих излишних потребностей. Толстой настаивает, что всем рабочим необходимо возвращение к жизни среди природы и к земледельческому труду.
Разделяет марксизм и толстовство и отношение к религиозному вопросу. Если Карл Маркс утверждал, что «религия есть опиум народа», то моральные принципы христианства, наоборот, возводятся в учении Толстого до статуса первостепенных, и одной из главных задач Льва Николаевича становится «религиозное пробуждение современного общества». Известный толстовец Павел Иванович Бирюков писал: «Меня разъединяет с социалистами не только их отрицание, но борьба, ненависть, которую они испытывают к религии» [5,79].
Отношение к революционному подъему начала ХХ века у толстовцев было неоднозначным. Как отмечает Е.А.Лучникова, если в начале века они с радостью встречали народные выступления, видя в каждом из них просыпающееся сознание народа, то к 1917 г. постепенно наступает практически полное разочарование в революционных методах борьбы, хотя Февральская революция была встречена некоторыми надеждами.
Отношение толстовцев ко всем партиям меняется в сторону полного охлаждения, оставляя уважение лишь к анархистам-материалистам [5,139].
Как известно из истории, большая часть толстовских коммун распадалась. Общины в среднем существовали по 2-3 года. Причины распада были как внешними, так и внутренними. К внутренним можно отнести споры по поводу трактовок идей Льва Толстого внутри общин и невозможность нормального самообеспечения . Она вынуждала участников работать и торговать вне общины, что влекло разногласия по поводу использования заимствованного труда. К внешним причинам относятся конфликты с местными органами власти из-за насильственных действий со стороны государства, чаще всего по административным вопросам, касающимся уплаты налогов, экономической деятельности, а также несения военной службы; слияние с другими социально-религиозными группами и возврат общинников к прежними образу жизни. Начиная с 1927 года постепенно меняются отношения между толстовцами и государством, проявляется нетерпимость и деспотизм по отношению к коммунам и артелям. В этом году «Тайнинская сельскохозяйственная артель» в Перловке была ликвидирована под предлогом слабого ведения хозяйства. В 1929 году новоиерусалимскую коммуну упразднили из-за кредитов. Члены ликвидированных общин перешли в коммуну «Жизнь и труд». С начала коллективизации все коммуны лишились своих прав, и Владимир Григорьевич Чертков, последователь и друг Толстого, предложил идею всеобщего сбора общин для объединения. Сбор состоялся в коммуне «Жизнь и труд». 28 февраля 1930 года президиумом ВЦИК, параграфом 5 протокола 1 «О переселении толстовских коммун и артелей», было решено выделить землю толстовцам для сельскохозяйственной деятельности. Борис Васильевич Мазурин в своих мемуарах описывает условия, которые были определены как обязательные для исполнения: [6]
1. организация лишается повинностей, не может участвовать в других кампаниях и займах, не хранит у себя оружия;
2. не занимается мясозаготовкой;
3. не принимает участия в государственных действиях;
4. сельскохозяйственные кооперативы организуются без вмешательства государства;
5. должна быть открыта собственная школа;
6. отсутствует идеология;
7. цели и методы обсуждаются на общем собрании;
8. форма существования — коммуны и артели;
9. срок переезда до весны 1931 года;
10. возможна реализация имущества при переезде.
В апреле 1931 года основывается новая всеобщая община толстовцев на алтайской земле. Почти все приехавшие были крестьянами. Сразу было решено сформировать несколько коммун и артелей вместо одной. Первыми были основаны артель «Мирный пахарь» (уральцы, численность — около 200 человек), община «Всемирное братство» (сталинградцы, численность — около 300 человек), коммуна «Жизнь и труд» (из Подмосковья, численность — около 500 человек). Позже появилась группа «Барабинцы» и примкнувшие к ним «омские», она состояла из двух направлений — «малеванцы» и «ручники». Изначально общинники хотели уйти глубже в тайгу, но так и не нашли подходящего места. С момента переезда все переселенцы подвергались неоднократным арестам, а в 1937 году начались уже массовые репрессии. Б.В.Мазурин вспоминал: «не могу точно сказать, но вероятнее всего в 1938 или 1939 году в коммуне были осуждены несколько молодых людей за отказ от военной службы. Приговоры были не так суровые — от трех до пяти лет. Но из тех, кто отказался в войну, наверно, только один получил пять лет, а остальные — расстреляны» [6]. До начала Великой Отечественной войны все общины были уничтожены. В послевоенное время оставались толстовцы,
практикующие учение, но им не удалось официально зарегистрировать ни одной общины на территории советского государства, и практика толстовства стала исключительно индивидуальной.
Список используемой литературы:
1. Калиничева З. В. К вопросу о возникновении толстовства / З. В. Калиничева // XXVII Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика. - Л., 1974. - С. 56-63.
2. Ленин В. И. Лев Толстой, как зеркало русской революции / В. И. Ленин. - М.: Госполитиздат, 1955. -24 с. [Электронный ресурс]. URL:http://revolucia.ru/lenin lev tolstoy kak zerkalo.html Дата обращения: 20.07.2020
3. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т.17.Март 1908-июнь 1909/ В. И. Ленин. - М.: Политиздат, 1968. - 655 с.
4. Луначарский А.В. Толстой и Маркс / А. В. Луначарский. - Л.: Асademia, 1924. - 50 с.
5. Лучникова Е. А. Общественно-политическая деятельность толстовцев в конце XIX - начале ХХ вв.: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Е. А. Лучникова. - М.: МГОУ, 2015. - 156 с.
6. Мазурин Б. В. Рассказ и раздумья об истории одной толстовской коммуны «Жизнь и труд» / Б. В. Мазурин // Воспоминания крестьян-толстовцев, 1910-1930-е годы / сост. А. Б. Рогинский; примеч. Д. И. Зубарева, А. Б. Рогинского. - М.:Книга,1989. - С. 93-206. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=2368 Дата обращения: 20.07.2020
7. Толстой Л.В. К рабочему народу / Л.В.Толстой. - Берлин: издание Гуго Штейница, 1903. - 80 с. [Электронный ресурс]. http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika/k-rabochemu-narodu.htm Дата обращения: 20.07.2020