Научная статья на тему 'Толпа как специфический конфликтогенный фактор финансово-банковской сферы'

Толпа как специфический конфликтогенный фактор финансово-банковской сферы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
462
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЙСТВУЮЩАЯ ТОЛПА / КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛПА / КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ФАКТОР / ОККАЗИОНАЛЬНАЯ ТОЛПА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТОЛПА / ЭКСПРЕССИВНАЯ ТОЛПА / OPERATING / CONVENTIONAL / CONFLICT-GENEOUS FACTOR / THE OCCASIONAL CROWD / THE POLITICAL CROWD / THE CROWD / EXPRESSIVE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Силласте Галина Георгиевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития толпы как социальнопсихологического феномена и объекта социологического исследования. Особое внимание уделено проявлению и действию толпы в сфинансово-экономической сфере, когда участниками толпы являются конкретные социально-ролевые группы: вкладчики, сберегатели, заемщики, обманутые банковскими организациями и вынужденные собственными силами выступать в защиту своего попранного права на сохранность собственности, доверенной банку, и по сути потерянной по вине последнего. Автор анализирует толпу как исторический социально-психологический феномен, рассматривает классификацию толпы, ее давление и политическую силу, характерные признаки власти охлократии, механизм ее воздействия на лидерство в толпе; дает обобщенный «портрет» российской толпы, порожденный финансовобанковскими кризисами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE

The article is devoted to the topical issues of the development of the crowd as a sociopsychological phenomenon and an object of sociological research. Special attention is given to the manifestation and action of the crowd in the financial-economic sphere, when members of the crowd are specific socio-role-playing groups: depositors, savers, borrowers, deceived by banking organizations and forced on their own to act in defense of their downtrodden right to the preservation of the property entrusted to the Bank, and in fact lost through the fault of the latter. The author analyzes the crowd as a historical socio-psychological phenomenon, considering the classification of the crowd, its pressure and political force, characteristic features of the power of the mob rule, the mechanism of the impact of leadership in the crowd; gives a generalized «portrait»of the Russian mob, created by the financial and banking crises.

Текст научной работы на тему «Толпа как специфический конфликтогенный фактор финансово-банковской сферы»

СОЦИОЛОГИЯ

Толпа как специфический конфликтогенный фактор финансово-банковской сферы

Г. Г. Силласте*

Аннотация. В статьерассматриваются актуальные вопросы развитиятолпы как социальнопсихологического феномена и объекта социологического исследования. Особое внимание уделено проявлению и действию толпы в сфинансово-экономической сфере, когда участниками толпы являются конкретные социально-ролевые группы: вкладчики, сберегатели, заемщики, обманутые банковскими организациями и вынужденные собственными силами выступать в защиту своего попранного права на сохранность собственности, доверенной банку, и по сути потерянной по вине последнего. Автор анализирует толпу как исторический социально-психологический феномен, рассматривает классификацию толпы, ее давление и политическую силу, характерные признаки власти охлократии, механизм ее воздействия на лидерство в толпе; дает обобщенный «портрет»российской толпы, порожденный финансовобанковскими кризисами.

Ключевые слова: действующая толпа; конвенциональная толпа; конфликтогенный фактор; окказиональная толпа; политическая толпа; экспрессивная толпа.

The ^owd as a Specific Conflict-Geneous Factor of Financial and Banking Sector

G. G. Sillaste

Abstract. The article is devoted to the topical issues of the development of the crowd as a socio-psychological phenomenon and an object of sociological research. Special attention is given to the manifestation and action of the crowd in the financial-economic sphere, when members of the crowd are specific socio-role-playing groups: depositors, savers, borrowers, deceived by banking organizations and forced on their own to act in defense of their downtrodden right to the preservation of the property entrusted to the Bank, and in fact lost through the fault of the latter. The author analyzes the crowd as a historical socio-psychological phenomenon, considering the classification of the crowd, its pressure and political force, characteristic features of the power of the mob rule, the mechanism of the impact of leadership in the crowd; gives a generalized «portrait»of the Russian mob, created by the financial and banking crises.

Keywords: operating; conventional; conflict-geneous factor; the occasional crowd; the political crowd, the crowd; expressive.

* Силласте Галина Георгиевна — доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой «Теоретическая социология» Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: galinasillaste@ya.ru

«Толпа может быть «вещью в себе», но чаще всего — вне себя».

Бела Хамваш

Толпа — исторический социальнопсихологический феномен

Неотъемлемым элементом российской политической и экономической реальности 8090-х годов ХХ-го и начала XXI столетия стала толпа. Феномен толпы никогда не рассматривался в контексте деятельности финансовобанковских институтов, хотя традиционно является одним из качественных показателей результативности властных институтов и прежде всего политической власти. Социальная ситуация в российском обществе 90-х годов впервые со всей очевидностью показала, что феномен толпы следует рассматривать в качестве новой социальной характеристики состояния общества.

Толпа — это яркое, концентрированное проявление того, что свойственно большой массе людей: эмоционального максимализма, внушаемости, динамичности и спонтанности реакций. Актуализация феномена толпы, усиление ее деструктивного действия в обществе всегда обусловлено, с одной стороны, социальными трансформациями, сменой социальных констант общественного развития, с другой — ростом недовольства действиями власти, ее социальных институтов. Подтверждением тому служит наша новейшая история: перестройка и демократизация, распад СССР и «парад суверенитетов», переход к рынку и шоковая терапия. Но, пожалуй, наиболее неожиданным для общественного сознания стал агрессивный выплеск толпы, вызванный действиями российских банков и финансовых пирамид в середине — конце 1990-х годов.

Следует отметить, что российский феномен толпы «обманутых вкладчиков» не был единственным. Во второй половине 1990-х годов его ретрансляция, еще более накаленная и масштабная, прокатилась по всем странам Центральной и Восточной Европы (особенно — Румынии). До этого времени феномен толпы никогда не связывался в российском обществе с функционированием финансово-банковской сферы. Именно действия, банков-аферистов,

К истории вопроса

Как предмет научного интереса толпа начала привлекать внимание социологов значительно позже других направлений. Но как общественная сила она выступила на политическую арену уже в XVII в.,в эпоху буржуазных революций.

Первые исследования появились в бурные годы конца XIX столетия и принадлежали социальным психологам — основателям психологического направления в социологии — Г. Тар-ду (1843-1904) и Г. Лебону (1841-1931). Последний даже утверждал: «Наш век есть эра толпы». Их труды (Тард Г.: «Законы подражания»,1892; «Публика и толпа»,1899; «Общественное мнение и толпа», 1902; «Социальные этюды»,1902; «Личность и толпа»,1903; Лебон Г.: «Психология социализма», «Психология революций». Книга «Психология толпы» (1898), вышедшая в издательстве Ф. Павленкова под названием «Психология народов и масс») до сих пор остаются лучшими в этой области. Из более поздних исследователей следует отметить У. Мак-Дугала и Л. Леви-Брюля. В России наибольший вклад в изучение феномена толпы внесли Н. К. Михайловский, Б .Д. Парыгин, Д. В. Ольшанский.

приведшие к массовому обворовыванию доверчивого и в начале 1990-годов уже разоренного государством населения, вызвали мощный протест, не имевший аналогов в 80-летней истории страны, — эффект толпы. Ответной реакцией миллионов обманутых вкладчиков стали вначале требования вернуть отданные им на сохранение сбережения, затем — марши протеста (в частности, к «Белому дому»), осада и пикетирование банков, укравших сбережения, позже — массовые судебные иски.

Что такое «толпа»? По Тарду, это бесструктурное скопление людей, не имеющей ясно осознанной общности целей, но объединенных общим эмоциональным состоянием и общим объектом внимания, ради которого толпа собралась. Общим объектом внимания финансово-банковской толпы в период кризиса 1998 года являлись личные сбережения, не возвращенные банками. Эмоциональный накал толпы обманутых был очень велик и

усиливался нежеланием виновных банкиров объясниться со своими враз ставшими бывшими вкладчиками.

Чем толпа отличается от организованной политической, праздничной демонстрации или экономической манифестации?

Во-первых, демонстрация имеет свою структуру, свою организованную форму. Толпа их не имеет. В то время как всем явившимся на демонстрацию ясна цель их участия в солидарной акции, толпа, как правило, не знает, с какими целями она собралась, с какими результатами разойдется. Но эмоциональный накал общего недовольства сплачивает участников толпы. Во-вторых, далеко не у всех, кто пришел на демонстрацию, одинаковое эмоциональное состояние. Кое-кто недоволен, что явился на это шествие, кто-то пришел вынужденно, в силу каких-то причин. У разных участников манифестации может быть разное эмоционально-психологическое состояние. У собравшейся же толпы, как правило, эмоциональное состояние очень схожее: возбуждение, недовольство, требование восстановления положения (например, докризисного). Толпа кричит и требует. Объединяет участников толпы общий объект ее внимания. У демонстрантов такого единого объекта внимания не существует, внимание может быть распылено, но демонстрация имеет свое лицо, свой облик. Толпа, как правило, безлика. Но специфика ее поведения зависит от вида толпы.

Классификация толпы

Общепринятой классификации толпы не существует. Подходы к типологии такого сложного и массового явления различны. Наибольший практический и научный интерес представляет классификация Габриэля Тарда. Она пережила испытание временем, отличается обоснованностью выбранных критериев и универсальностью.

Типология Г. Тарда основана на двух базовых социальных критериях:

1. Социально-демографических при-

знаках участников толпы (пол, возраст, национальная идентичность, род социальнопрофессиональной занятости), признаках, которые, говоря современным научным языком,

связаны с социальной структурой общества.

2. Характере требований толпы в зависимости от сферы жизнедеятельности (политические, экономические, религиозные (конфессиональные), культурно-духовные).

В соответствии с этими критериями анализируется четыре вида толпы.

1. Окказиональная толпа. Случайно возникает в связи с каким-то неожиданным происшествием (например, автомобильная авария; драка группы подростков; пожар). Возникшая толпа зевак состоит из случайных прохожих, остановившихся на месте происшествия.

2. Конвенциональная толпа. Возникает в связи с заранее известной информацией о каком-то запланированном событии, мероприятии. Люди останавливаются, чтобы посмотреть, например, на спортивные соревнования; на кортеж автомобилей, сопровождающих важную персону из аэропорта. Это, как правило, нейтральная по своему эмоциональному состоянию толпа, не склонная к агрессивным действиям.

3. Экспрессивная толпа. Возникает, когда большое количество людей объединяют общие эмоции (негодование по поводу решения банка или руководителя предприятия, крупной компании; возмущение действиями властей, затронувшими народные интересы; радость по случаю праздника или важного общенационального события; печаль в связи со смертью известного общественного или культурного деятеля). Такая толпа самая накаленная, экзальтированная. Ей присуще состояние экстаза, полубезумных и неконтролируемых эмоций.

4. Действующая толпа — характерный признак российской социальной реальности переходного периода. Этот вид толпы представляет особый интерес в качестве конфликтогенного фактора финансово-банковской и экономической сферы. Существует несколько подвидов действующей толпы в зависимости от критериев — признаков ее анализа: территориальных особенностей, гендерных, эмоциональных и др. (рис.1) .

С беспощадной толпой общество сталкивается во время межэтнических и межнациональных конфликтов, когда ее действия переходят в акции погромов, грабежей и поджо-

Рис. 1. Подвиды действующей толпы

гов, а потерпевшими нередко оказываются невинные люди. Столь же беспощадный эффект характерен для толпы обманутых вкладчиков 1998 года.

Но действующая толпа по критерию состояния может быть и панической, охваченной страхом перед надвигающейся опасностью, угрозой смерти, наводнения, пожара и т. п. Паника делает толпу абсолютно неконтролируемой, способной на такие действия, которые не только не ослабляют, а напротив, усиливают смятение, страх и тем самым еще больше осложняют социальную обстановку. Общими чертами действующей толпы являются:

- нетерпимость к иным взглядам, умонастроениям, доходящая до прямого и беспощадного отрицания;

- чувство гордости, вызываемое преувеличенным представлением о своей силе;

- болезненная обидчивость;

- безответственность.

Толпа всегда имеет признаки своего происхождения. Так, сельская толпа трудно возбуждаема, но если уж она возбуждена, то становится опасной. «Никакая городская толпа, — писал Тард, — не сравнится с «крестьянской жакерией»1.Сельская толпа для финансовобанковской сферы не характерна. Женская толпа, по оценкам Г. Тарда, самая нетерпимая и безответственная. «Если на улице собирается какая-нибудь толпа женщин, она просто наво-

дит ужас своей необычной экзальтацией и своим зверством. В женских сборищах выделяется все, что только есть в женщине самого наглого, развращенного, я бы сказал, даже мужского»2.

Финансово-банковская толпа — это городская толпа, в которой свои требования предъявляют и мужчины, и женщины. Но, например, во время кризисов 1990-х годов в толпе преобладали женщины, в силу чего ее экзальтированность усугублялась спецификой эмоционально-агрессивных реакций женской части.

Финансово-банковскую толпу можно рассматривать в качестве составной части «экономической, промышленной толпы». Она однороднее, консолидированнее и сильнее, чем другие подвиды толпы, более единодушна в своих реакциях и упорна в достижении целей. Выведенная из себя финансово-банковская толпа склонна скорее к материальному разрушению, чем к физическому насилию. Поведенческие реакции «обманутых вкладчиков», их последовательность в настойчивом выдвижении требований восстановить справедливость и возвратить денежный долг подтвердили обоснованность отмеченных характеристик.

Свою специфику имеет и толпа геронто-кратическая, выделяемая по признаку возраста участников: юношеская и старческая.

Юношеская толпа активна, эмоциональна, отличается максимализмом в оценках и

1 Тард Г. Публика и толпа / Пер. Ф. Латернера. СПб.: Б-ка бывш. Иванова, 1899. С. 30

2 Там же. С. 27

жестокостью в действиях. Однако во время финансово-банковских кризисов 1990-х годов юношеская толпа не была активным действующим лицом. Это вполне объяснимо: молодежь не относилась к категории состоятельных людей, высокого и даже среднего уровня доходов, поэтому не составляла значимой части сберегателей, а соответственно, и «обманутых вкладчиков». В целом роль юношеской толпы не рассматривается в качестве активно действующего объекта, ее роль в «деловом мире» минимальна.

Старческая толпа традиционно считается пассивной в деловом мире. Однако российский опыт 1990-х годов показал, что при определенных исторических и экономических условиях она способна проявлять себя весьма активно. Российские пенсионеры, люди старшего возраста легко подались на авантюрные обещания коммерческих банков выплачивать высокий процент под вклады населения. Доверчивость, желание хорошо заработать на процентах, эмоционально «подогретые» назойливой телерекламой с популярным заемщиком Леней Голубковым, дорого обошлись этой группе вкладчиков. В результате значительная их часть пополнила действующую финансовобанковскую толпу недовольных вкладчиков в августе 1998 года. А в январе 2005 года именно старческая толпа составила действующую протестную силу монетизации льгот.

Для любой толпы характерны такие черты как нетерпимость и безответственность, раздражительность и ложная гордость, вызываемая преувеличенным представлением о своей силе, обидчивость и повышенная внушаемость, господство эмоций над здравым смыслом и экзальтация, доверие и восприимчивость к слухам и домыслам, агрессивность.

Экономическую и политическую толпу объединяют мотивы возникновения, стремление к «поиску виновных» («обидчиков») в лице власть имеющих, желание восстановить ущемленные жизненно важные социальные интересы.

Давление и политическая сила толпы

Представляет ли собой толпа политическую силу? Способна ли она оказывать воздействие на властные институты, в том чис-

ле финансово-банковские, подчинять их своей воле? Для ответа следует обратиться к проблеме соотношения в толпе сознательности и стихийности, организованности и анархии.

Безусловно, толпа представляет собой скопление людей, подчиняющихся действиям неосознанным, стихийным. Г. Тард ввел еще одну категорию - «публика», указав тем самым на различия между двумя распространенными в общественной жизни скоплениями людей. В чем разница между поведением этих групп?

Допустим, вы просто наблюдаете за последствиями автомобильной аварии. Или стихийно оказались в гуще толпы во время инцидента в метро. В этих случаях элемент сознательности, осмысленности весьма незначителен, а иногда равен нулю, так как вас невольно вовлекли в сопереживание и динамику действующей толпы, в ее общий психологический настрой.

Другое дело политическая толпа. Она сознательно готовится, провоцируется общественными силами, преследующими определенные политические цели. Разумеется, и в политической толпе нередко преобладает публика, действующая стихийно, эмоционально. Но чем многочисленнее (обширнее) политическая толпа, тем более крупные, общественно значимые цели она преследует, тем очевиднее роль фактора сознательности в ее действиях. Толпа приобретает лидера и может «переоформиться» в политическую демонстрацию.

Можно ли считать, что толпы людей, в конце 80-начале 90-х годов, собиравшиеся перед зданиями партийных комитетов с требованиями отставки политических лидеров, действовали стихийно? Конечно, нет. Есть факты, доказывающие, что эти политические толпы сознательно готовились, финансировались, вооружались, а действия их тщательно планировались. «Цветные революции» и контрреволюции 1990-начала 2000-х, волной прокатившиеся по постсоветскому пространству, убедительно вскрыли реальные организованные силы, стоявшие за «стихийной» политической толпой.

Иными словами, прикрытие в виде стихийности и бессознательности (как качества, присущих толпе во всех случаях) для политической толпы весьма условно, относительно. Не-

сомненно, фактор сознательности, как и стихийности, присутствует в любой толпе, особенно в политической. И по мере накала борьбы за власть фактор сознательной направленности действий толпы возрастает.

Обманутые российские вкладчики, не получив от разорившихся банков ни своих денежных вложений, ни гарантий их возврата в обозримом будущем, не без оснований обвинили правительство и президента, государственную власть в целом в их потворстве обману вкладчиков, в том, что государство «бросило» их, неискушенных в банковских операциях, на произвол коммерческих банков, а средства массовой информации (в первую очередь телевидение) эти иллюзии активным образом поддержали. Поддержали, демонстрируя соответствующие рекламные ТВ-ролики, внушая населению простоту и выгодность такого рода «заработка», провоцируя бедные и средние слои населения на пополнение банковской казны.

Финансово-банковская действующая толпа постепенно переросла в политическую, которая разворачивала свои теперь уже организованные действия в маршах к «Белому дому» в Москве и в петициях правительству с требованиями вернуть украденные банками вклады, защитить их законом. Во многом благодаря активным действиям именно политической толпы и был принят впоследствии Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Проблема анархии и организованности в политической толпе актуальна и остра. Конечно, толпа потому и есть толпа, что личность в ней стерта, нивелирована, а масса действует своевольно, бесконтрольно, анархично. Но если обратиться к примерам толпы, выходящей на улицы Украины, Крыма и других конфликтных зон , то следует признать, что анархия здесь кажущаяся, так как ощущается организующая сила вдохновителей толпы, направляющих ее, подбрасывающих лозунги, быстро их меняющих по ходу действия. Другой распространенный пример — поведение трудовых коллективов, защищающих свое предприятие от искусственного банкротства и несправедливой передачи в собственность новому владельцу.

Характерные признаки власти охлократии, механизм ее воздействия

Лидер в толпе — фигура не одинокая. Их, как правило, бывает несколько, и действуют они скрытно, исподтишка. Лидер в толпе должен обладать специфическими качествами: склонностью к сильным (силовым) методам воздействия на людей, в первую очередь, методам психологического давления и внушения, твердым характером, громким голосом, динамичностью реакций, умением бросить зажигательный лозунг и немедленно отказаться от него, если его воздействие на толпу оказалось незначительным. Иными словами, лидер толпы по стилю своего поведения — личность авторитетная и авторитарная.

Основная цель лидера толпы — противопоставить власть толпы власти законных конституционных институтов, нарушить их нормальное функционирование, ставя толпу над законом и правом. Собственно говоря, это и есть содержание охлократии, то есть власти толпы.

Какие признаки наиболее типичны для охлократии?

1. Охлократия проявляется всегда, когда государство переживает кризис (политический, финансово-банковский, социальноэкономический, духовно-идейный) и властные институты ослабевают, а иногда и просто становятся беспомощными. В таких ситуациях толпа, руководимая лидерами, пытается навязать свои решения, свои подходы, выстраивая таким образом линию сил, оппозиционных режиму.

2. Охлократия неразрывно связана с потерей доверия масс к политической власти, ко всем властным институтам, поддерживающим существующий порядок. Вряд ли были возможны требования толпы «обманутых вкладчиков» «отправить в отставку президента страны» или «отдать под суд» руководителей обворовавших вкладчиков банков, если бы доверие вкладчиков к этим социальным институтам не было бы подорвано.

3. Охлократия по сути своей всегда деструктивна. Она ничего не создает, а лишь осуждает и разрушает. Отлично высказался по этому поводу Г. Тард: «Можно ли привести пример хоть одного дома, построенного тол-

пой, хоть одной области, расчищенной и вспаханной толпой, хоть одной промышленности, созданной ею?»3

4. Для развития охлократии необходимо бездействие высших эшелонов власти. Один их парадоксов перестройки состоит в том, что ее деструктивное начало, идейно питавшее охлократию, породило лозунги «Долой!», упорно бросаемые официальной пропагандой и лидерами страны: «Долой административнокомандную систему», «Долой партократов!», «Долой марксистско-ленинскую идеологию!», «Долой бюрократический социализм!» и т. д. Величайший вред этих лозунгов состоит в том, что они просто уничтожают, выбрасывают прошлое. А без творческого использования исторического опыта и преемственности прогрессивное развитие общества невозможно.

Под лозунгами «Долой!» в 1990-х годах была не только уничтожена плановая экономика, но и разрушены хозяйственные связи, система экономического хозяйственного управления. В итоге страна оказалась ввергнутой в глубочайший социально-политический и экономический кризис, для выхода из которого потребуется не одно десятилетие. По оценкам экспертов для того, чтобы вернуться к высшей точке периода застоя, потребуется не менее 20-25 лет.

5. Власть толпы динамична, напориста, скоропалительна, краткосрочна. Это, как правило, стремление к решительным и быстрым действиям, преследующим определенную цель. Долой что-то или долой кого-то! Действие осуществляется в процессе конкретного и обязательно массированного выступления толпы. Однако ее требования впоследствии могут повторяться неоднократно.

Речь идет об эффекте быстрого, неожиданного и решительного воздействия. Расчет на то, что удастся запугать слабонервных правителей, вызвать у них чувство скованности и оцепенения и под таким прессингом, шумным и циничным, заставить отступить. Главная цель — блокирование действий власти и закона. Российская действительность показывает, что такая тактика нередко себя оправдывает.

В правовом государстве успех охлократии невозможен. Для нее непреодолимой преградой служит закон, соблюдаемый неукоснительно и в полной мере, вплоть до применения государственной властью законных средств насилия. Если в обществе идет «война законов», то создаются условия для торжества охлократии. Ее временные победы, наносящие ущерб безопасности общества и личности, стали неотъемлемой характеристикой перехода российского общества к рыночной экономике и к рыночным отношениям.

«Победы толпы» в большинстве случаев пагубны, так как представляют собой прямую угрозу социально-политической, финансовоэкономической и экономической безопасности. Американский психолог С. Л. Паркинсон в связи с этим писал: «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век, отвергая все, что было достигнуто человече-ством»4. Однако абсолютизировать эти слова не следует.

До недавнего времени считалось, что позитивных примеров действия толпы привести невозможно. Но так ли это в современных условиях? А если толпа своим натиском освобождает заложников, захваченных бандитами? Если толпа, стихийно организуясь, выступает на ликвидацию последствий стихийного бедствия? А стихийные выступления рабочих предприятия против захватывающих его рейдеров? Действия возмущенных дольщиков, переходящие в самоорганизованные акции против застройщиков? Эти примеры говорят не только о позитивных действиях толпы по защите попранных интересов ее участников (и шире — разных социальных групп населения), но и о том, что механизм перехода толпы в организованную форму протеста весьма подвижный и обладает серьезной конфликтогенной силой.

Охлократия имеет не только свою стратегию и тактику, но и сложившийся механизм воздействия по определенной социальнотехнологической схеме.

На первом этапе развивается сугубо психологический процесс эмоционального зара-

3 Тард Г. Публика и толпа / Пер. Ф. Латернера. СПб.: Б-ка бывш. Иванова, 1899. С. 36.

4 Паркинсон С. Л. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ. / Сост. и авт. предисл. В. С. Муравьёв. М.: Прогресс, 1989. С. 287.

жения и самовозбуждения толпы. Толпа быстро заражается эмоциональным состоянием окружающих, легко воспринимает агрессивные чувства. Мощная эмоциональная волна захлестывает массу людей. Каждый из них уже чувствует себя не индивидом, а частицей наэлектризованной, психологически предельно возбужденной массы, то есть эмоциональное воздействие многократно усиливается.

И вот толпа эмоционально зарядилась, стала психологически однородной, обладающей едиными эмоциями. Это значит, что подготовлен переход к следующему этапу действия механизма охлократии.

Второй этап можно назвать этапом психологического внушения. Это значит, что толпа стала восприимчивой к передаваемым ее простейшим идеям, не нуждающимся в логическом обосновании, объяснении и фактически воспринимаемым как психологическая аксиома (точнее, идеологическая аксиома). Участники толпы верят всему: самым невероятным слухам, фантастическим доводам, полубредовым предложениям. Любая иная точка зрения, даже если ее излагает человек, пользующийся общественным авторитетом, не воспринимается, отвергается, освистывается.

На этом этапе действия людей определяются экстремистскими, крайне агрессивными силами. Толпа становится социально и политически опасной, очень трудно контролируемой. Только строжайшее соблюдение закона во всей его полноте, включая средства законного принуждения, может создать преграду на разрушительном пути охлократии.

Третий этап — деструктивная деятельность толпы. Она имеет различные формы: занятие и разгром помещений, применение физической силы против политических противников или виновников социальной несправедливости, обмана населения; различного рода хулиганские действия на улицах, площадях, открытые выступления против органов власти, блокирование автотрасс, зданий государственных учреждений или банковских организаций и т. д.

Для всех этих социально отчаянных (а нередко и безрассудных действий) особенно «пригодна» молодежь, подростки, не имею-

щие сложившихся взглядов и легко поддающиеся провокационным, авантюристическим лозунгам, хорошо сочетающимся с юношеским максимализмом.

Эпилог действия механизма охлократии — самоликвидация толпы или ее разгон (как говорят в социальной психологии, «разрушение толпы»). Разгоняя толпу, силы правопорядка обязаны действовать в рамках легальности и законности. Речь идет о законном применении насилия, которого часто стремятся избежать, путая демократию с анархией.

Периоды жизни и распада толпы практически не поддаются прогнозу. Вместе с тем динамика развития толпы имеет свою логику: социальная провокация (провокационные действия со стороны властных групп или личностей) вынужденного недовольства населения (или его конкретных групп, например, вкладчиков), стихийное образование толпы недовольных как их ответная реакция, жизнь толпы в ее реакциях и действиях, подавление толпы или ее самоликвидация, иначе говоря, угасание толпы.

Продолжительность каждого из этих этапов зависит от масштабности социальной провокации (от того, сколь жизненно важными являются затронутые интересы населении и сколь широкие его слои оказываются в категории обиженных, униженных, обманутых и т. д.) — с одной стороны, и от оперативности реакций на действия толпы— с другой.

Лидерство в толпе

Все, что анализировалось выше, относится к горизонтальному лидерству в толпе, то есть к индивидуальным лидерам толпы. Главный вывод из этого анализа заключается в том, что лидер толпы должен быть популистом, то есть защитником интересов и потребностей широких масс (так называемых рядовых граждан), выступающим против тех, кто «обижает» народ, злоупотребляет его доверием. По сути, лидер толпы ( в том числе и экономической) играет на эмоционально-психологической неуравновешенности определенных социальных групп и слоев населения под прикрытием псевдонародных лозунгов.

Возможен ли второй уровень политического лидерства в толпе — вертикальный, то есть

лидерство со стороны политических партий и общественных движений? Имеющийся в этом отношении опыт противоречив.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Долгие годы категория толпы фактически не использовалась в политическом и общественном обиходе. Если толпа возникала на политической основе, с ней быстро расправлялись. Примером тому служат события в Новочеркасске в 1962 году, произошедшие после повышения цен на масло и мясо. Надо заметить, что в советское время была очень распространена своеобразная легальная форма «народной толпы» — очередь. Но это иные реакции и последствия, выходящие за рамки данной темы.

Социальная практика (и российская и общеевропейская) убедительно доказывает, что недоверчивое, презрительное, в лучшем случае высокомерно-пренебрежительное отношение к толпе — позиция ошибочная, недальновидная. Там, где государственные органы власти, политические партии, банковские институты, корпорации, крупные компании и акционеры отказываются от информационноразъяснительной работы, непременно оказываются их оппоненты и противники со своими привлекательными социальными, экономическими и идеологическими программами. Они монополизируют влияние на толпу, добиваясь с помощью охлократии серьезных политических результатов.

Заключительный аспект конфликтогенной силы толпы — ее влияние на социальнополитическую, экономическую, а также информационную безопасность.

В условиях демократии угрозы толпы не ослабевают, а напротив, усиливаются. Особенно при лавинообразном понижении уровня жизни, росте цен и гиперинфляции. Открытое социальное недовольство населения в форме протестных акций завершает своего рода инкубационный период «созревания» толпы. Люди связывают ухудшение положения своих семей с антигуманными и несправедливыми решениями органов власти, обманом со стороны финансовых пирамид, что провоцирует деструктивные действия толпы. А как учит история, выступления толпы, возникающие на базе недовольства отсутствием социальной справедливости в обществе, лег-

ко перерастают в сознательные социальные движения, направляемые конкретными политическими силами.

Самые большие угрозы появления синдрома толпы кроются в бедности населения, в безработице, в ущемлении социальных прав человека на труд, жизнь, жилье ,здоровье, образование, медицинскую помощь. Устойчивое сохранение такого состояния социальных групп и слоев населения неизбежно приближает социальное недовольство к экстремальному уровню со всеми вытекающими негативными последствиями для стабильности общества, для доверия к власти, ее банковской системе, работодателю и собственнику.

Обобщенный «портрет» российской толпы, порожденной финансово-банковскими кризисами последнего десятилетия

Проведенный анализ позволяет «нарисовать» социальный портрет «российской толпы» как социально-психологического феномена, сформировавшегося на базе финансово-банковского кризиса 1998 года и последующих финансово-экономических кризисов в отечественной (и мировой) экономике последнего десятилетия (1998-2008 годы).

По своему виду это экспрессивная и действующая толпа. Преимущественно городская; в большей мере — женская, по эмоциональному состоянию — агрессивнонаступательная, по эффекту функционирования — деструктивная. Период ее жизни непродолжителен. Преобладают «насущные» интересы — социальные, экономические, сберегательные и кредитные. Появление толпы отражает явный конфликт интересов; не будучи своевременно разрешенным, он провоцирует дальнейшее обострение социальной ситуации, которое может дойти до конфликта поведений (то есть прямого физического столкновения сторон).

Интенсивность деструктивного эффекта толпы ослабла с улучшением положения дел в экономике, снижением угрозы массовой безработицы. Важными факторами стабилизации и существенного понижения конфликто-генности эффекта толпы стали Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и погашение сбере-

жений значительной части обманутых в 1998 году вкладчиков. Однако негативный эффект резкого снижения доверия коммерческим банкам после кризиса 1998 года окончательно не устранен, и россияне до сих пор доверяют им значительно меньше, чем Сберегательному банку РФ.

Эффект толпы наиболее резко проявился в результате несовпадения имущественных, сберегательных интересов россиян и последствий операции по монетизации льгот, проведенной в 2005 году. Разрушение толпы произошло благодаря оперативной отмене конфликтогенных управленческих решений и принятию новых постановлений, восстанавливающих социальную справедливость в распределении социальных благ и услуг населению.

Финансовый кризис 2008 года отличался от предыдущих наиболее сдержанной социально-психологической реакцией вкладчиков. Деньги из банков забирались молча, без массового эмоционального ажиотажа и панического «заражения», без взрывной реакции действующей толпы. Толпа, образно говоря, заняла позицию скрытой самообороны и наблюдаемой реакцией стали молчаливораздраженные очереди в ряде банков и обменных пунктов на снятие своих вкладов или перевод их в иностранную валюту.

Подведем итоги

При переходе общества к новым социальным, политическим и экономическим условиям угрозы толпы резко возрастают.

Население связывает ухудшение положения семей с антигуманными и несправедливыми решениями органов власти, обманом со стороны финансовых пирамид, что провоцирует деструктивные действия толпы.

Выступления толпы, возникающие на базе недовольства отсутствием социальной справедливости, легко перерастают в сознательные социальные движения, направляемые конкретными политическими силами.

Финансово-экономические и банковские кризисы, порождающие массовые увольнения, потерю трудовой занятости, снижение уровня жизни, потерю вкладчиками сбережений в банках, резко будируют эффект толпы и способны привести к дезорганизации общественной жизни, потере доверия к банкам и оттоку значительной части его вкладчиков. Как конфликтогенный фактор, толпа в финансово-экономической сфере обладает широким диапазоном негативного влияния на деятельность финансовых институтов: от потери вкладчиков и прибыли до снижения конкурентоспособности банков на рынке финансовых услуг.

Литература

1. Паркинсон С. Л. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ. / Сост. и авт. предисл. В. С. Муравьев. - М.: Прогресс, 1989. - 448 с.

2. Тард Г. Публика и толпа / Пер. Ф. Латернера. - СПб.: Б-ка бывш. Иванова, 1899. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.