Научная статья на тему 'Толкование понятий «становление человека» и «развитие человека» в православной педагогике архимандрита Георгия (Шестуна)'

Толкование понятий «становление человека» и «развитие человека» в православной педагогике архимандрита Георгия (Шестуна) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
становление человека / развитие человека / формирование человека / православная педагогика / ретроперспективный взгляд / архимандрит Георгий (Шестун) / human formation / human development / human formation / Orthodox pedagogy / retroperspective view / Archmandrite Georgy (Shestun)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Остапенко Андрей Александрович

В статье на основе анализа и обобщения научного и эпистолярного наследия архимандрита Георгия (Шестуна) (1951-2022) представлено его авторское видение и толкование важнейших педагогических понятий «становление человека» и «развитие человека». Анализ осуществлён, опираясь на православное учение о человеке и методологию христианских антиномий. В научный оборот также вводится предложенное архимандритом Георгием (Шестуном) в 2017 году понятие «ретроперспективный взгляд на человека».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpretation of the concepts of «human formation» and «human development» in Orthodox pedagogy of Archimandrite Georgy (Shestun)

Based on the analysis and generalization of the scientific and epistolary heritage of Archimandrite Georgy (Shestun) (1951-2022), the article presents the author’s vision and interpretation of the most important pedagogical concepts “human formation” and “human development”. The basis for the analysis is the Orthodox teaching about man and the methodology of Christian antinomisanty. The concept of “retroperspective view of man”, proposed by Archimandrite Georgy (Shestun) in 2017, is also being introduced into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «Толкование понятий «становление человека» и «развитие человека» в православной педагогике архимандрита Георгия (Шестуна)»

УДК 37(01+03)+177+316.6 Остапенко Андрей Александрович,

доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета и Екатеринодарской духовной семинарии, г. Краснодар, ostl01@mail.ru

Толкование понятий «становление человека» и «развитие человека» в православной педагогике архимандрита Георгия (Шестуна)

Аннотация. В статье на основе анализа и обобщения научного и эпистолярного наследия архимандрита Георгия (Шестуна) (1951-2022) представлено его авторское видение и толкование важнейших педагогических понятий «становление человека» и «развитие человека». Анализ осуществлён, опираясь на православное учение о человеке и методологию христианских антиномий. В научный оборот также вводится предложенное архимандритом Георгием (Шестуном) в 2017 году понятие «ретроперспективный взгляд на человека».

Ключевые слова: становление человека, развитие человека, формирование человека, православная педагогика, ретроперспективный взгляд, архимандрит Георгий (Шестун).

UDC 37(01+03)+177+316.6

Andrey A. Ostapenko,

doctor of Pedagogical Sciences, professor, Kuban State University, Ekaterinodar Theological Seminary Krasnodar, ostl01@mail.ru

Interpretation of the concepts of «human formation» and «human development» in Orthodox pedagogy of Archimandrite

Georgy (Shestun)

Annotation. Based on the analysis and generalization of the scientific and epistolary heritage of Archimandrite Georgy (Shestun) (1951-2022), the article presents the author's vision and interpretation of the most important pedagogical concepts "human formation" and "human development". The basis for the analysis is the Orthodox teaching about man and the methodology of Christian antinomisanty. The concept of "retroperspective view of man", proposed by Archimandrite Georgy (Shestun) in 2017, is also being introduced into scientific circulation.

Keywords: human formation, human development, human formation, Orthodox pedagogy, retroperspective view, Archmandrite Georgy (Shestun).

Памяти архимандритаГеоргия (Шестуна) (1951-2022)

Многолетняя работа со школьными учителями и вузовскими преподавателями убедили меня в том, что большинство педагогов не различают (иногда путают или отождествляют) важнейшие педагогические (а точнее, антропологические) понятия «становление человека», «развитие человека» и «формирование человека». И в этом, видимо, нет их большой вины. Это наша педагогическая беда. Вузовские учебники педагогики ясности в этом вопросе не добавляют, а скорее запутывают студентов (будущих педагогов). Вот простой пример. Возьмём один из самых популярных вузовских учебников, написанный уважаемым учёным Иваном Павловичем Подласым. Приведу две цитаты и один рисунок.

Первая цитата: «Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов»1 (здесь и далее курсив мой. - А.О.). Вторая цитата: «Результатразвития - становление человека как биологического вида и как социального существа»2. Если, анализируя эти фразы, включить формальную логику, то получим следующее: если становление - это одновременно и формирование, и результат развития, ты выходит, что формирование - это результат развития. Но ведь это полный абсурд и жонглирование понятиями. Видимо, для окончательного запутывания студента автор приводит ещё и схему3 (см. рис. 1), из которой, видимо, следует, что формирование - это всеобъемлющее понятие.

Печально то, что этот и ему подобные учебники тиражируются десятки лет многотысячными тиражами.

Разобраться в этой путанице мне помог архимандрит Георгий (Шестун), с котором нас связывали добрые отношения более четверти века.

1 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студ. пед вузов. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 1999. С. 28.

2 Там же. С. 72.

3 Там же. С. 30

Моё знакомство с трудами единственного в нашей стране доктора педагогических наук в священном сане архимандрита Георгия (Шестуна) произошло в 1995 году, когда на вокзале Самары в газетном киоске я купил журнал Самарской епархии «Духовный собеседник», в котором была опубликована статья молодого кандидата наук, священника Евгения Шестуна «Введение в православную педагогику». Поразила он меня формулировкой определения понятия «обучение». Автор, разрабатывая научные основы православной педагогики, рассматривал «обучение как частный случай покаяния, когда человек осознаёт своё несовершенство, своё незнание и не только осознаёт, но и стремится к преображению себя»4. Это было ново и неожиданно. Позднее в личном диалоге он расширил это определение, указав, что обучение ещё «избавляет человека от греха невежества».

Благодаря указанному в журнале адресу редакции с отцом Евгением (а монашество с именем Георгий он принял только в 2003 году) вначале завязалась переписка (а тогда письма мы ещё писали от руки на бумаге), которая вскоре переросла в личное знакомство, а затем и в плодотворное сотрудничество и совместную педагогическую деятельность на Высших богословских курсах Московской духовной академии. Письма и диалоги с отцом Георгием в Самаре, в Краснодаре и, конечно же, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре безусловно помогали разобраться в трудностях преподаваемой нами православной педагогики.

Так вот, чтобы разобраться в перечисленных выше фундаментальных для педагогики понятиях, диалоги с отцом Евгением мы начали ещё в 2001 году.

Прочитав мою небольшую книгу «Непрерывность образования», в которой я настаивал на том, что основным понятием педагогики должно быть «становление человека», ибо «педагогика рассматривает человека таким, каков он есть, чтобы понять каким он может становиться и должен стать (поэтому становление)»5, отец Евгений написал мне развёрнутое письмо с его разъяснением этого понятия.

4 Шестун Евгений, свящ. Введение в православную педагогику // Духовный собеседник. Журнал Самарской епархии РПЦ. 1995. № 2. С. 52.

5 Остапенко A.A. Непрерывность образования. Теоретические основы концепции развития системы непрерывного образования Кубани. Краснодар: Кубанский учебник, 2001. С. 18.

Вот строки этого письма: «Становление человека нельзя отрывать от развития, это две линии. <...> Следует говорить о духовном становлении в процессе развития»6. И иллюстрировал эту мысль схемой (рис. 2), которую приведу в оригинале.

Рис. 2. Фрагмент письма архимандрита Георгия (Шестуна)

Рисунок отчётливо указывал на «вертикальность» процесса становления человека и «горизонтальность» его развития. В последнем издании книги «Православная педагогика» о. Георгий пишет: «Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует, что истинное человеческое бытие - именно на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющих его жизни. Точка соединения - крест -есть место реальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовного становления человек совершает поступки»7.

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Захарченко8, много лет сотрудничавшая с отцом Георгием (Шестуном), пишет: «Игумен Георгий последовательно проводит различение духовно-нравственного становления и развития личности. Становление образует онтологическую основу воспитания, развитие - деятельностную. Их соотношение автор образно представляет в форме восходящего движения по спирали, где становление образует вертикаль, а развитие - концентрическое или спиралевидное движение в горизонтальной плоскости. Вертикаль духовного становления задаёт степень зрелости, или уровень развития личности, движение

6 Шестун Евгений, ирот. Письмо А. А. Остапенко от 4 мая 2001 года // Личный архив A.A. Остапенко (письмо не опубликовано).

7 Георгий (Шестун), игум. Православная педагогика. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: ПРОПРЕСС, 2010. С. 32-33.

8 В последний год жизни монахиня Александра (| 2019).

на горизонтали - развитость личности, или степень освоения и раскрытия её разнообразных природных способностей»9.

Странным представляется то, что к слову «становление» добавлено прилагательное «духовное», а слово «развитие» не удостоено о. Георгием никакого прилагательного, хотя разумным представляется назвать его «душевным». Опираясь на христианскую антропологию и помня, что душевная часть человеческой природы состоит из трёх сил души: разумной (разум, интеллект, мышления), раздражительной (чувства) и желательной (воля), разумно говорить вслед за традиционной педагогической наукой об интеллектуальном, волевом и чувственно-эмоциональном развитии человека. И эти выделяемые педагогикой три вида развития вполне можно называть душевными, опираясь на антропологическое учение свт. Феофана Затворника, который стороны (силы) души разделяет на мысленную, деятельную и чувствующую™. Но следует учитывать, что в норме они должны находится в определённой подчинённости: «господство разумной силы над двумя неразумными - естественный порядок взаимоотношения сил, позволяющий душе развиваться в соответствии с замыслом Божьим. В этом случае разум контролирует эмоции и полноценно управляет волевыми действиями»11.

На наш взгляд, в этой метафоре о вертикальности и горизонтальности природы человека точнее употреблять не слово горизонталь, а слово горизонт ввиду многовекторности (мысленная, деятельная и чувствующая) душевной составляющей. И тогда образ креста будет выглядеть не плоским как на рис. 2, а объёмным (рис. 3), напоминая кресты на храмах Ближнего Востока.

9 Захарченко М. В. Проблемы воспитания в книге игумена Георгия (Шестуна) «Православная педагогика» //ВестникПСТГУ Серия1У. Педагогика. 2009. № 1 (12). С. 116-117.

10 Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? : Собрание писем. М.: Правило веры, 2009. С. 43.

11 Леонов Вадим, прот. Основы православной антропологии. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Моск. Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. С. 447-448.

Рис. 3. Духовная вертикаль и душевный горизонт

низ

Рис. 4. Соотношение процессов духовного становления и душевного развития

А соединение душевной составляющей «спиралевидного движения в горизонтальной плоскости», которое заметила М.В. Захарченко, в соединении с вертикальным духовным становлением, о котором говорит о. Георгий (Шестун), можно изобразить в виде спиралевидного конуса восхождения человека (рис. 4) к образу совершенства, о котором говорит нам Спаситель -«будьте совершенны» (Мф. 5: 48).

«Если личностное развитие поддержано духовным становлением, можно говорить о возрастающем уровне развития, если нет, то развитие замыкается в пределах одного уровня. <...> В этом двуедином процессе обретается неотъемлемое свойство личности - уникальность»12. - замечает М.В. Захарченко.

Из рис. 3 мы видим, что духовная вертикаль и душевный горизонт перекрещиваются. При этом точка пересечения может быть на разной высоте духовной устремлённости, так же, как и ширь душевного горизонта может быть различной. Одним словом, человек может быть широким, но низким или высоким, но узким.

Укрепиться в разумности рассуждений отца Георгия нам помогла этимология.

Слово становление однокоренное глаголам становиться, ставить, стать, стоять, которые означают «принять вертикальное положение (курсив мой. - А. О.)»13. Большинство авторов этимологических словарей славянских и европейских языков едины в том, что праславянский корень происходит от индоевропейского «стать». Разумно связывать процесс

12Захарченко М.В. Проблемы воспитания в книге игумена Георгия (Шестуна) «Православная педагогика» // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. 2009. № 1 (12). С. 117.

13 Ожегов С. И. Словарь русского языка. 2-е изд. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1952. С. 707.

становления человека с его духовной вертикалью и именовать его процессом духовного становления. Попробуем сформулировать его определение.

Духовное становление - это процесс постепенного (поступенного) перехода (восхождения) от относительного (условного) понимания (различения) сущности добра и зла к абсолютному (безусловному) принятию наличия чёткой границы между добром и злом. Это переход от нравственного релятивизма (добра и зла нет либо они относительны и условны) через нравственный дуализм (добро и зло - различные взаимно дополняющие нужные сущности) к нравственному абсолютизму (добро безусловно, а зло есть его нарушение, разрыв его целостности). При этом указанное восхождение (приобщение к добру и отвращение от зла) человека происходит и в поступках, и в помыслах.

Коль есть восхождение человека, то логично вести речь и о его нисхождении.

Духовное нисхождение - это процесс постепенного (поступенного) скатывания (сползания) от абсолютного понимания границы между добром и злом к относительному, а затем к выворачиванию наизнанку этого понимания, когда чёрное объявляется белым, а белое - чёрным.

Разберёмся с этимологией сяоъаразвитие. Оно происходит от глагола вить путём прибавления приставки раз-. «Словарь Академии Российской» даёт такие толкования: «РАЗВИВАТЬ. 1) Свёрнутое что развёртывать, раскатывать. 2) Свитое, заплетённое, закрученное вертя в противную сторону, разнимать, раскручивать, рассучивать, расплетать»14; «РАЗВИВАТЬСЯ. Относительно к вещам свёрнутым, скатанным, значит: развёртываться, распускаться, распространяться»15.

Таким образом, свить - значит свернуть, развить - развернуть, распространить. Раз-витие как противоположность с-витию, а украинское роз-виток (= раз-витие) есть противоположность с-витку. Разворачивание, распространение К. Н. Леонтьев в книге «Византизм и славянство» сравнивает скорее не с развитием, а с «разлитием»16, которое очевидно не может быть вертикальным. «Разлитие» всегда горизонтально, и его разумно связывать с душевным разнонаправленным (интеллектуальным, чувственным, волевым) горизонтом человека.

Одним словом, в человеке происходят два одновременных (не всегда связанных) педагогических процесса: однонаправленный вертикальный процесс духовного становления (или падения) и многовекторный

14 Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположенный: [в 6 ч.]. Ч. V: от П до С. СПб.: Тип. В. Плавильщикова, 1822. С. 807.

15 Там же. С. 808.

16 Леонтьев К. Н. Собр. соч.: в9т.Т. 5. М.: Изд. В. М. Саблина, 1912. С. 188.

горизонтальный процесс душевного развития (или свития как деградации). Складывание векторов этих процессов образует спираль восхождения человека к желанному совершенству (рис. 4).

Описанные процессы духовного становления и душевного развития происходят во времени и движутся из прошлого в будущее. И здесь мне бы хотелось вспомнить ещё одну оригинальную антропологическую идею архимандрита Георгия (Шестуна). Впервые я услышал её от него 15 января 2017 года. В этот день в Московской духовной академии вместе с архимандритом Платоном (Игумновым) и игуменом Киприаном (Ященко) мы поздравляли отца Георгия с 25-летием его служения у престола. Это был неспешный разговор соработников-преподавателей Высших богословских курсов, во время которого отец Георгий сказал, что неплохо было бы посмотреть на человека «ретроперспективным взглядом», суть которого состоит в том, что «человек, умирая уходит в будущее, где его ждут умершие»17.

И хотя слово «ретроперспективный» он в своих текстах не использовал (во всяком случае, мне это неизвестно), эта идея была развита в его поздней статье «Назад, в будущее»: «И когда мы говорим о России, то должны понимать, что есть Россия земная и небесная. Те, кто творил нашу великую державу, закончив своё земное служение, ушли в вечность. Они - ушедшие в прошлое - оказались у нас в будущем. <...> Россию не победить, потому что у нас есть целая армия таких полководцев, как Суворов, Нахимов, Кутузов, Собор всех святых, в земле Русской просиявших. Все эти жители небесной России включаются в борьбу с врагом, когда на нас нападают. Россию нельзя победить, потому что в ней соединено настоящее, прошлое и будущее. Вот это самое важное. Это и есть новый проект, вселенский проект. История России во времени - в прошлом, но в реальности она предстоит перед нами. Мы идём к этим людям - творцам нашей истории, которые ждут нас в мире ином. И мы стоим перед их глазами, и они смотрят на нас: а что же мы делаем, как живём, как служим Богу и Отечеству?»18.

Понятие «ретроперспективный» достойно того, чтобы полноценно войти в научный словарь современной православной антропологии (так же, как в социологию вошло слово «глоболокальный») даже по той причине, что в нём скрыта полнота христианской антиномии, в нём «неслиянно и нераздельно» соединены прошлое и будущее, временное и вечное в жизни человека. Но авторство этого термина должно остаться за доктором педагогических наук, профессором, архимандритом Георгием (Шестуном).

17 Цитата из моих дневниковых записей от 17.01.2015.

18 Георгий (Шестун), архим. Назад, в будущее // Покров. Журнал духовно-нравственной культуры. 2017. № 1 (547). С. 47-48.

И в этой же статье отец Георгий снова возвращается к необходимости введения в педагогическую науку понятия «становление»: «Есть ещё одна педагогическая категория, которая до сих пор не введена в научный обиход. Сейчас все говорят о развитии, реже стали говорить о формировании. Что такое развитие? Человек родился, он растёт. Вы можете на него почти никакого внимания не обращать, но он живёт среди людей - всё равно учится, говорит и развивается. Разворачивается его природа, а мы должны успеть эту природу как-то облагородить. Например, из алмаза можно сделать бриллиант. И то и другое - все равно камень природный. И поэтому, когда мы говорим о развитии, то имеем в виду развитие средства. Ведь Господь дал природу человеку как средство. А для чего Он дал это средство? Для становления личности. Педагогическая категория становления сейчас вообще отсутствует, никто даже не говорит об этом. Природа человека заключена в том даре, который Бог даровал ему как природному существу. А вот становление - становление личности! Человек должен стать личностью -не родиться, а стать ею.

Становление может происходить только в определённых условиях -благодатных. Когда человек попадает в благодатные условия, в церковные условия, тогда и происходит процесс обретения им личностного бытия. Если он не попадает в церковный мир, то останется "человеком плотским"»19.

19 Там же. С. 48.

Список использованных информационных ресурсов

1. Георгий (Шестун), архим. Назад, в будущее / архимандрит Георгий (Шестун) // Покров. Журнал духовно-нравственной культуры. - 2017. - № 1 (547). - С. 46-49.

2. Георгий (Шестун), игум. Православная педагогика/игумен Георгий (Шестун). -Изд. 4-е, испр. и дон. - Москва : ПРО-ПРЕСС, 2010. -671 с.

3. Захарченко, М. В. Проблемы воспитания в книге игумена Георгия (Шестуна) «Православная педагогика» / М. В. Захарченко // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. - 2009. - № 1 (12). - С. 111-125.

4. Леонов, Вадим (прот.). Основы православной антропологии : учебник / протоиерей Вадим Леонов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Изд-во Моск. Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. - 455 с.

5. Леонтьев, К. Н. Собр. соч.: в 9 т. Т. 5 / К. Н. Леонтьев. - Москва : Изд. В. М. Саблина, 1912.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - 2-е изд. - Москва : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1952. - 848 с.

7. Остапенко, А. А. Непрерывность образования. Теоретические основы концепции развития системы непрерывного образования Кубани / А. А. Остапенко. -Краснодар : Кубанскийучебник, 2001. - 60 с.

8. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студ. пед вузов : в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 402 с.

9. Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположенный: [в 6 ч.]. Ч. V: от ПдоС,- Санкт-Петербург : Тип. В. Плавильщикова, 1822. - 573 с.

10. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Собр. писем / святитель Феофан Затворник. - Москва : Правило веры, 2009. - 303 с.

11. Шестун, Евгений (прот.). Письмо А. А. Остапенко от 4 мая 2001 года / протоиерей Евгений Шестун // Личный архив А. А. Остапенко.

12. Шестун Евгений, свящ. Введение в православную педагогику / протоиерей Евгений Шестун // Духовный собеседник. Журнал Самарской епархии РПЦ. -1995.-№2.-С. 48-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.