Научная статья на тему 'Толкование образа Бахрома в узбекской классической литературе'

Толкование образа Бахрома в узбекской классической литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
156
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джаббарова М. Р.

В классической литературе восточных народов существует много традиционных образов, сюжетов связанные с приключениями этих героев и историй, которые послужили основой возникновения образцов народного творчества как сказки, рассказы, повести, легенды и др. Они являются факторами, которые обеспечивают традиционность и интересность сюжета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толкование образа Бахрома в узбекской классической литературе»

ТОЛКОВАНИЕ ОБРАЗА БАХРОМА В УЗБЕКСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

© Джаббарова М.Р.*

Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, Республика Узбекистан, г. Ташкент

В классической литературе восточных народов существует много традиционных образов, сюжетов связанные с приключениями этих героев и историй, которые послужили основой возникновения образцов народного творчества как сказки, рассказы, повести, легенды и др. Они являются факторами, которые обеспечивают традиционность и интересность сюжета.

В творческой литературе есть такие образы и сюжеты, которые несколько веков назад вошли в творчество и изменились, обогатились, обрели титул бродящих сюжетов, благодаря литературе народов разных периодов. Один из этих образов Бахрома известен как традиционный образ, не только в восточной литературе, но и в узбекской классической литературе. В народе существуют легенды и сказания о том, что Бахром был богатырем, отважным храбрецом, искусным стрелком, ловким и справедливым.

Первые сведения об образе Бахрома даются в «Авесте». В книге говорится что, его имя было «Вирисрагной», а на пахлави «Варахрон». Он был владельцам большой силы, одним из важных и великих богов религии маз-допарастлик [1, с. 333]. В части «Бахром-Яшт» книги «Авесто» говорится, что в период руководства падишаха Бахрома в стране царил мир и спокойствие, никакие бедствия не угрожали стране и народу, ни один враг не смел нападать на его территорию [2, с. 67]. А первая поэма о Бахроме приводится в произведении «Шахнаме» Фирдоуси. «С одной стороны Фирдоуси старается описать образ шахиншаха Бахрома, а с другой образ храброго, умелого, искусного охотника, обладателя 32 ремесла» [4, с. 173]. Через некоторое время этот образ олицетворяется как один из героев «Хамсы». Поэты Низами Ганжави и Хусрав Дехлави, пишущие пятерицы, в своих поэмах продолжают традицию Фирдоуси, и шире пользуясь устным народным творчеством, создают образ Бахрома Гура. В поэмах «Хафт пайкар» и «Хашт бе-хишт» самоволие Бахрома губит его жизнь. А в поэме «Сабъаи сайёр» Али-шера Навои передается мнение, имеющее социальную значимость как: жуир, невежда падишах губит не только себя, но и все государство и народ. «Навои призывает падишахов и принцев своего времени учится на примере судьбы Бахрома; выдвигает замысел справедливого, предусмотрительного, просвещенного шаха. Значит, Навои выводит на новую степень развития образ Бахрома Гура, который благодаря Фирдоуси превратился в традиционный образ» [4, с. 178].

* Старший научный сотрудник исследователь кафедры Узбекской литературы.

В узбекском литературоведении проводятся некоторые исследования по традиционным образам и их сопоставительному анализу. Как и по другим странствующим сюжетам, проведены некоторые наблюдения по генезису и усовершенствованию в творческих произведениях образа Бахрома.

Известный ученый, литературовед, профессор Н. Маллаев в книге «Суз санъатининг гултожи» тщательно анализирует поэму «Сабъаи сайёр», которая входит в пятерицу «Хамса» Алишера Навои и дает информацию о вхождении в творческую литературу образа Бахром Гура, о поэмах о нем, о роли этой темы в пятерицах, также раскрывает характерные особенности образа Бахрома, который дается в поэмах пятериц, созданных до Навои. По сведениям ученого, первая поэма о Бахроме Гуре входит в состав «Шахна-ме» Фирдоуси и в этой поэме повествуется история руководства Бахрома, о том что, существуют несколько легенд и притч, связанные с его именем. По мнению Н.Маллаева, «С одной стороны Фирдоуси старается описать образ Бахрома как храброго, умелого шахиншаха, искусного охотника, а с другой как эгоиста, невежду, ужасного человека, который поддался блаженству, страстности» [3, с. 90].

Наблюдения и анализы профессора М. Мухиддинова, связанные с темой Бахрома Гура сходятся с мнениями Н. Маллаева. В монографии «Нурли калблар гулшани» он пишет о том, что первые сведения о Бахроме Гуре приводятся в исторических книгах как «Худойнамак», «Сиррул мулукул Ажам», «Тарихи русул ва мулук», в которых повествуется история иранских шахов, и о том, что в творческую литературу этот образ входит через «Шахнаме» Фирдоуси. Ученый сопоставляет образ Бахрома, который даётся в поэмах «Х,афт пайкар», «Х,ашт бехишт» и «Сабъаи сайёр», традиционных для пяте-риц. Также, он приводит мнения об образе Бахроме, которые можно встретить в произведениях как «Шох Бахром ва Дилором», «Бахром ва Гулан-дом», «Киссаи шахзода Бахром ва маликаи Гуландом», созданные на основе сюжета Бахрома Гура, и его символе в узбекской литературе. Ученый, подчеркивая то, что изучение сюжета Бахрома Гура, его места в восточной литературе, тенденций его развития имеет большое значение не только в узбекской литературы но и является одной из актуальных проблем востоковедения, приходит к такому заключению: «широкое и тщательное изучение проблемы способствует раскрытию ряда теоретических вопросов, своеобразных свойств, этапов развития восточного литературоведения» [5, с. 4].

В узбекской литературе традиционный образ Бахрома описывается как богатырь, отважный храбрец, искусный охотник, ловкий и справедливый шах. В результате этого возникли народные повести, как «Шох Бахром ва Дилором», «Бахром ва Гуландом», «Киссаи шахзода Бахром ва маликаи Гуландом», в которых Бахром даётся как главный герой. Кроме этого, традиционный образ Бахрома вводится как эпизодический герой в народные книги, созданные в конце XIX и в начале XX века, в частности в произведе-

Филологические науки

205

ние «Жангномаи подшох Жамшид». В этой книге образ Бахрома Хитои имеет своеобразное место. Образ Бахрома Хитои тоже описывается как богатырь, храбрый, отважный бахадыр. В произведении богатырские качества, черты отважности, смелости идеализируют образ Бахрома.

Не смотря на то, что образ Бахрома Хитои, который даётся в «Жангно-маи подшох Жамшид» взят из приключений странствующего Бахрома, дающихся в поэмах «Хамса» и «Шахнаме», в повести он трактуется как оригинальный образ и сюжет. В «Шахнаме» есть сведения о том, что Бахром вырос в Ямане, был героем, любил охоту, и о том, что после смерти отца сел на трон. В произведение «Х,афт пайкар» Низами Ганжави этот сюжет сохраняется. В поэмах «Х,ашт бихишт», «Сабъаи сайёр» поэтов пишущих пятирицы тоже, хотя есть некоторые изменения, в общем, сохраняются события связанные с традиционным образом Бахрома. Однако, в «Жангномаи подшох Жамшид», в отличие от других произведений, совершенно нет сведений о рождении, овладении троном Бахрома. События, связанные с Бахромом начинаются с отправления письма со стороны Хунхоршаха. То что, в этот момент он был на охоте, свидетельствует о том, что он тоже как традиционный образ Бахрома был любителем охоты. Поэтому, если сравнивать образ Бахрома Хитои с образом Бахрома, который даётся в других произведениях, можно стать свидетелем того, что в нескольких местах сохраняется традиционность. Как в других произведениях он не владеет троном. События, связанные с Бахромом описываются только в бою. Его характер, мысли остаются не раскрытыми. Но в повести явно выделяется его геройство, отважность. Поэтому, бои с его участием описаны на много интереснее.

В произведении «Жангномаи подшох Жамшид» существует еще один образ Бахрома Одия. В произведении он встречается в эпизодах связанных с нукером Жамшида. Хомон проходит испытания Бахрома Одия и женится на его дочери Маликаи Одия. У них рождается сын по имени Киршаст, бесподобный в богатырстве и отважности. В произведении образ Бахрома Одия не имеет значение в развитии событий и приводится просто как эпизодический образ. Вероятно, образ Бахрома Одия не имеет ничего общего с образом Бахрома Гура, а в произведение вводится как своеобразный оригинальный образ.

В виде вывода можно отметить то, что возникновение традиционного образа Бахрома начинается с «Авесто». В дальнейшим, в произведениях разных периодов трактуется по разному. Не смотря на это, его отважность, несравнимая сила, охотнические качества сохраняется почти во всех произведениях и в основном его характер в творческой литературе трактуется как назидательный герой.

Список летературы:

1. «Авесто» тарихий-адабий ёдгорлик. - Тошкент, 2001.

2. Бобоев X,, Дустжонов Т, Хдсанов С. «Авесто» - шарк халкларининг бебахо ёдгорлиги. - Тошкент, 2004.

3. Маллаев Н. Суз санъатининг гултожи. - Тошкент, 1991.

4. Хомидов.Х. «Авесто» дан «Шохнома» га. - Тошкент, 2007.

5. Мухиддинов М. Нурли калблар гулшани. - Тошкент, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.