УДК 338.51
ТОЛЕРАНТНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ЕВРОПЕЙСКОГО ГОСТЕПРИИМСТВА
Исаев Григорий Евгеньевич, кандидат технических наук, внештатный сотрудник туроператора по международному туризму «Паломническая служба Радонеж», [email protected], Москва, Российская Федерация
The article is dedicated to such an important aspect of the tourist industry as hospitality. This question is considered on the European example. Modern European tolerance has ancient Christian traditions of a hostel. The author analyzes their cultural contents and defines practical value of the European hospitality.
Настоящая статья посвящена такому важному аспекту туристской индустрии как гостеприимство на примере Европы. Современная европейская толерантность имеет древние христианские традиции общежития. Автор анализирует их культурологическое содержание и определяет практическую ценность европейского гостеприимства.
Ключевые слова: толерантность, традиция, гостеприимство, культура, туризм. Keywords: tolerance, tradition, hospitality, culture, tourism
В основе христианской культуры лежат библейские ценности Закона Божьего: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» (Ин.17,3).
Экологически чистоплотная, аккуратно-рачительная и гуманистическая западноевропейская цивилизация, культурно облагородившая свою среду обитания -создавшая уникальную ноосферу с высоким уровнем качества жизни и социальной защиты граждан, вызывает чувство заслуженного уважения и желание перенять полезные достижения и хозяйственный опыт комфортного обустройства. Но мы не должны забывать, при этом, что всякая сложившаяся форма общежития выросла из определенных исторических условий. Язык, вера, история, культура и природа формируют особенности национального склада личности и духа нации в целом.
Кратко опишем в хронологическом порядке специфические особенности исторического развития толерантного традиционализма в Западной Европе.
В VI веке до Рождества Христова (Р. Х.) преобладающее значение в Латинском федеративном союзе тридцати городов Лациума (Древней Италии) получил Рим.
В конце II - IV веков от Р. Х. наступает первый период эпохи «Великого переселения народов» (ВПН), ознаменованный продолжительным и ожесточенным противостоянием Римской империи агрессии со стороны варварских племен галлов и германцев. Во второй период ВПН (конец IV века - V век) Римскую империю сотрясает нашествие гуннов. Гражданское население римских провинций перемешивалось с варварами-федератами, что вело к «варваризации» провинциальной культуры и «романизации» германцев. В облике римско-варварской федеративной системы закладывались основы территориально-политического устройства и культурного развития национальных королевств эпохи Меровингов - древнейшей королевской династии франков, царствовавшей с конца V до середины VIII века. В третий период ВПН (VI -VIII века) европейский континент испытал на себе нашествие аваров, а Византия стала главной политической силой в Европе. В Византии готы составили прослойку привилегированной военной аристократии. Важным считалась и принадлежность к византийской государственности, даже политически независимые государства франков, вестготов, остготов, лангобардов считали себя вассалами империи, ее частью. Могущественный Король франков Хлодвиг - один из первых Меровингов - торжественно отпраздновал получение знаков консульского достоинства, а Теодорих Великий считался наместником Византийского Императора. Национальные королевства напоминали этнические воинские подразделения федератов, во главе которых стояли короли с их официальными званиями римских консулов, командующих, наместников, а над всеми возвышался Византийский Император. В годы правления императора Юстиниана I Великого (527 - 565) Византийская империя достигла наивысшего расцвета, ее территория увеличилась почти вдвое, были присоединены Далмация, Италия, Северная Африка, юго-восток Испании, острова западного Средиземноморья.
В Италии в 530 году основан христианский монашеский орден Бенедиктинцев, осуществляющий с той поры паломническую миссию.
В 800 году в день Рождества Христова Папа Лев III коронует в Риме Карла Великого Императором Священной Римской империи.
Древняя паломническая традиция, зародившаяся с первых веков христианства,
хранит память о миссионерском подвиге проповеди Евангелия в Римской провинции -Испании одного из двенадцати апостолов, святом Сантьяго, или Иакове (Зеведееве), старшем брате Иоанна Богослова. По возвращении в Иерусалим Иаков был арестован и убит царем Агриппой. Тело апостола было возвращено его учениками в Галисию в поселение Ирия Флавия. Нашествия варваров и мусульман заставили надолго забыть о могиле святого Иакова. Мощи апостола были найдены в период между 820 и 830 годами. Король Альфонс II Целомудренный (791 - 842) провозгласил святого Иакова своим небесным покровителем и издал указ о воздвижении церкви на месте обретения мощей. Место то назвали «Сантьяго-де-Компостела» (от лат. Campus Stellae - место, обозначенное звездой).
Предание гласит, что Императору Священной Римской империи Карлу Великому в вещем сне приснился Млечный путь, простирающийся к Сантьяго-де-Компостела через Францию и Испанию, и Господь, призывающий Карла расчистить «звездную» дорогу от мавров. Император повел войска через Пиренеи и освободил Кастилию и Леон, Галисию, Наварру и Ла-Риоху.
В XII веке Папа Каликст II даровал паломникам к городской святыни право на получение индульгенции (прощение грехов), что поставило Сантьяго-де-Компостела на одну ступень с Иерусалимом и Римом.
В Средние века количество странников, путешествующих по дорогам, ведущим в Компостелу, было весьма велико. Значительные и постоянные миграции благочестивых христиан благотворно влияли на нравы обитателей городов вдоль протяжённого паломнического пути, делая их более милосердными и человеколюбивыми. Вдоль Пути Святого Иакова стали появляться новые гостеприимные поселения, уютные гостиницы, радушные таверны. Доброжелательные монахи-страннолюбцы строили монастыри и странноприимные дома, становившиеся душевным приютом для многих бездомных богомольцев. Так гостеприимство становится общепризнанной христианской добродетелью.
Но эпидемия черной чумы, резко сократившая население Европы в XIV веке - веке европейского интеллектуального движения «ренессансного гуманистического антропоцентризма», а затем Реформация и последующая эпоха Просвещения привели к спаду паломнической активности. Лишь в XIX веке произошло «второе открытие» Пути Святого Иакова учеными и искусствоведами. Паломничество в Сантьяго-де-Компостела совершили в разное время английский Король Эдуард I, Король Святого Града Иерусалима Жан де Бриенн, основатель Ордена Францисканцев святой Франциск
Ассизский, фламандский живописец раннего Возрождения Ян ван Эйк, Папа Римский Иоанн Павел II, известный бразильский писатель Пауло Коэльо и многие другие выдающиеся деятели.
Избавляясь от «обмирщения» Католической Церкви, вероучительно лишившей падший человеческий род «благодати первозданной праведности» и отяготившей западных христиан учением об «удовлетворении Божьей справедливости добрыми делами», реформаторский протестантизм провозгласил «предопределенное личное спасение только верой» (sola fide). Практически развивая тем самым благотворный «жизненный принцип мирского аскетизма, в соответствии с которым, человек мог косвенно судить о своей предопределенности к спасению по мирскому преуспеянию -«избранных к небесному спасению Господь благословляет процветанием в их земной жизни». Такая религиозная мотивация стимулировала эффективное владение частной собственностью и экономическую активность в правовом поле; но привела в результате к «сакрализации капиталистического стяжательства» западной цивилизации.
В 1618 году в Европе разразилась тридцатилетняя религиозная война. Католическая лига под предводительством Императора Священной Римской империи германской нации Габсбурга сражалась с Протестантской унией во главе с курфюрстом Пфальца. Печальный опыт опустошительной бойни, повлекшей за собой разорительное разделение народов, послужил толчком для выработки общеевропейского принципа толерантности, основанного на веротерпимости, солидарности, добрососедстве и опирающегося на общечеловеческие христианские ценности (свобода, закон, мораль), взаимоприемлемые для враждующих сторон - католиков и протестантов (преимущественно мелкобуржуазных приверженцев «дешевой церкви»).
Старинный город Страсбург (известный еще с 12 года до Р. Х. как Стратисбург -укрепленный аванпост Римской Империи на торговых путях Северной Европы) избирается штаб-квартирой Европейского Совета в 1949 году, а с 1979 года здесь заседает Европейский Парламент - консультативный орган стран Общего Рынка. Современный Страсбург - классический образец демократической толерантности европейского традиционализма - ухоженный город-музей разноликой европейской истории. Городской центр, названный «Большим островом» (Grand Ile), первым во Франции признан ЮНЕСКО мировым наследием человечества, тут любознательного туриста окружают жилые средневековые древности Страсбурга - некогда бюргерской республики с Советом из представителей гильдий во главе и живущей по Магдебургскому городскому праву, а в период Реформации - активной участницы протестантского движения.
Европейский Совет (англ. European Council — высший политический орган Европейского Союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов) провозгласил в 1987 году Путь Святого Иакова — «Первой европейской дорогой культуры», а в 1993 году этот маршрут был включен в список памятников ЮНЕСКО. Если в 1980-е годы количество пилигримов можно было пересчитать по пальцам, то в 2004 году их количество достигло почти 180 тыс. человек, прибывших из разных уголков планеты.
Ныне успешно прокладывает новые маршруты по «Первой европейской дороге культуры», опираясь на миссионерские традиции, паломнический центр апостола Фомы, расположенный в Западном благочинии Берлинско-Германской епархии Русской Православной Церкви неподалеку от уникального города Трир.
Старейший немецкий город Трир сохранил многочисленные памятники имперских времен. Римские легионы захватили плодородные земли Мозельского бассейна примерно в 50 году до Р. Х., и в 17 году до Р. Х. основали город Трир, который получил название -Augusta Treverorum. Наибольшего расцвета Трир достиг при Императоре Диоклетиане (284-305), который провел административную реформу в Римской империи, разделив ее на четыре части и сделав город Трир одной из четырех столиц империи. Отсюда соправитель Диоклетиана Констанций Хлор управлял всей Галлией и Британией. В IV веке в городе Трире проживало 80 тыс. жителей, ныне чуть более 100 тыс. жителей.
В 306 - 316 годах при Императоре Константине Трир был столицей объединенной Римской империи и рассматривался как вариант императорской резиденции взамен старого Рима. До наших дней сохранилась занесённая в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО величественная базилика Константина (бывший Тронный зал Императора Константина огромных размеров: 67 метров в длину, 27 метров в ширину, 33 метра в высоту, толщина стен до 2,7 метров, размер оконных проемов 7 метров в длину).
История Трирского Кафедрального собора - самого древнего на немецкой земле: богослужения в нем не прерываются вот уже более 1600 лет - тесно связана с именем святой равноапостольной Царицы Елены. Основанием для собора послужил ее дом, который она передала христианской общине Трира под церковь.
В 1512 году в Кафедральный собор во имя святого первоверховного апостола Петра древнего имперского города Трира на реке Мозель совершил паломничество Император Священной Римской империи Максимилиан. По императорскому настоянию
закрытый ковчег с Хитоном Господа нашего Иисуса Христа открыли и торжественно выставили для всеобщего поклонения. Это событие приостановило на время смуту Реформации в Европе. С тех пор христианскую реликвию нечасто открывают для всеобщего поклонения. В 1810 году перед святыней молилось 200 тыс. паломников, в 1844 году больше миллиона, а в 1933 году больше двух миллионов человек. Последний раз Хитон Господа открывали в 2012 году.
В настоящее время великолепно украшенный собор Трира - хранилище величайших святынь: в алтаре храма хранится Хитон Господа; в крипте почивают Глава святой равноапостольной Царицы Елены; в ризнице собора - часть цепи, которой был скован в узах в Риме первоверховный апостол Петр; гвоздь с креста, на котором был распят святой апостол Андрей Первозванный; частицы мощей святых праведных Иоакима и Анны.
Привлекательность туристского продукта (тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары) паломнического центра апостола Фомы (делового партнера московской «Паломнической службы Радонеж») заключается в удачном сочетании профессионально разработанных маршрутов, безукоризненной работы квалифицированных гидов, исконно русского благочестия и немецкого гостеприимства [1].
В 22-х комнатной комфортабельной гостинице паломнического центра в уютном городке Бэконд (в 15 км от города Трира) есть православный храм во имя апостола Фомы. Гостиница предлагает широкий выбор услуг для проведения разнообразного досуга: поля для игры в гольф, верховая езда, полёты на воздушных шарах, трассы для катания на горных велосипедах по живописным холмам с виноградниками. В уютном ресторане 80 посадочных мест. В хорошую погоду ужин подается на летней террасе с площадкой для гриля. Германская кухня славится мясными блюдами: рульками и колбасками, шницелями и дичью. Всё это прекрасно сочетается с мозельским вином, секрет изготовления которого знают только здесь. Местные виноделы умеют, без добавления сахара, из кислого «Рислинга» делать изысканное, наполненное ароматами, с тонким сладким вкусом, вино. Желающим предлагается постное меню.
Центр апостола Фомы приглашает совершить паломничества к великим святыням неразделенной Святой Соборной и Апостольской Церкви: Терновому Венцу Христа Спасителя, с времён Императора Наполеона I хранящегося в Соборе Парижской Богоматери; Хитону Господа нашего Иисуса Христа, находящемуся в Кафедральном
соборе во имя апостола Петра немецкого города Трира; Плату Пресвятой Богородицы, покрывавшему Её главу в ночь Рождества Богомладенца Иисуса Христа, сохраняемому в специально выстроенном в течение столетий (743-1520) и непревзойдённом по красоте готическом Кафедральном Соборе Божьей Матери во французском городе Шартре; а также пройти «Первой европейской дорогой культуры» к мощам апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела; осмотреть Равеннские мозаики Византийской эпохи в Северной Италии. Центром апостола Фомы на 2013 год подготовлена специальная паломническая программа, посвященная 400-летию Императорского Дома Романовых. Маршрут пройдет через Бельгию, Францию, Германию.
В 2014 году открываются (по сложившейся европейской традиции, через каждые 7 лет) для общехристианского поклонения святыни, хранящиеся в немецком имперском Ахене - городе святого Императора Священной Римской империи Карла Великого. В дар Императору из Византии были доставлены христианские реликвии: пелены Богомладенца Христа, Риза Божьей Матери, плат от усекновенной главы пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, вервие и повязка Страстей Господних.
Итак, гостеприимство - визитная карточка отличного качества европейского туристического сервиса, имеющего вековые христианские культурные традиции веротерпимости, уважения человеческого достоинства и субсидиарности (организационно-правовой принцип децентрализации, стимулирующий личную ответственность и общественно полезную самореализацию индивидуума). Туристская индустрия обладает богатой материально-технической базой, повсеместно использующей социально-экономические достижения Единой Европы. В первую очередь это культурно-исторический опыт имперской толерантности, выраженный в зрелом правосознании солидарного гражданского общества европейцев, воспитанных в духе римского права, чётко определяющего справедливый баланс между свободой и ответственностью; частное экологически чистое землепользование; высокотехнологичную пищевую промышленность с развитой инфраструктурой и новейшими средствами коммуникации.
12 октября 2012 года - в юбилейный день празднования 520-летия открытия европейцем Христофором Колумбом (1451-1506) Америки Европейскому Союзу была присуждена Нобелевская премия мира.
Литература
1. Исаев Г. Е. Паломничество как вид религиозного туризма//ХШ Международная научно-практическая конференция «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития» // Сб. научных трудов. М.: Институт туризма и гостеприимства, 2011. С. 164-175.