НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
175
УДК: 316.7
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ВОЛОНТЕРСКОЙ РАБОТЫ С БЕЖЕНЦАМИ1
О.В. Ковальчук1), К.Ю. Королева2)
Белгородский государственный национальный исследовтельский университет
1) е-шаП: [email protected]
2) е-шаП: [email protected]
В статье рассматриваются практические аспекты применения принципа толерантности в волонтерской работе с беженцами как идеи уважения человеческого достоинства, социальной ответственности, открытости в сфере социальной работы с целью обеспечения равного доступа граждан к социальному обслуживанию, поскольку равенство условий доступа к социальным услугам является важной характеристикой эффективности системы социальной защиты.
Ключевые слова: толерантность как социокультурный феномен, толерантность в сфере социальной работы, толерантность и волонтерство, волонтерская работа с беженцами.
Социокультурные процессы на современном этапе детерминируют передачу части полномочий от государственных институтов социальной защиты населения различным негосударственным субъектам. Одним из насущных сегодня направлений взаимодействия государства, бизнес-структур и общественных объединений является помощь беженцам. Согласно официальным данным УФМС России, на конец августа на территории станы находятся 733 тыс. граждан Украины, прибывших в Российскую Федерацию в связи с ситуацией на Украине. С ходатайством о признании беженцем и за получением временного убежища обратились 78 тыс. человек, 66 из 85 субъектов всех федеральных округов России разместили беженцев из юго-восточных районов Украины в пунктах временного размещения. В настоящий момент в пунктах временного размещения в различных регионах России находятся порядка 52 тыс. человек (данные официального сайта ФМС РФ - http://www.fms.gov.rn/ press/news /news_detail.php?ID=99838).
В данных условиях государственная власть не имеет возможности в одностороннем порядке обеспечить социальными услугами людей, вынужденных покинуть свои дома, а обычные граждане принимают посильное участие в судьбе беженцев, оказывая натуральную помощь, предоставляя жилье. Это определяет масштабное развитие такого вида деятельности, как волонтерство, которое строится, прежде всего, на принципе толерантности.
В статье 3 Декларации принципов толерантности Юнеско говорится о том, что «особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем, чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их
1 Статья подготовлена в рамках Регионального конкурса РГНФ «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» 2015 - Белгородская область. Название проекта «Волонтерство в региональной системе социального партнерства, ориентированного на работу с беженцами» (№ заявки 15-13-31004).
176
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции»2. Именно поэтому исследования феномена толерантности применительно к сфере волонтерской работы с беженцами приобретают особую остроту и практическую значимость.
Толерантность представляет собой многогранный социальный и культурный феномен, структурные и ценностно-смысловые компоненты которого формируются и трансформируются под влиянием конкретных исторических, социальноэкономических и политических условий. Вызовы современности, характеризующиеся обострением вопросов глобального экономического неравенства, ожесточением борьбы за сферы влияния и ресурсы, интенсивными миграционными потоками, провоцируют новые очаги социальной напряженности, экстремизма в широком смысле слова и порождают новые социальные проблемы, которые люди не могут решить без внешней помощи. Они показывают нам, как далеки декларативные призывы к проявлению толерантности от реальных условий жизнедеятельности и насколько разнятся смыслы, вкладываемые участниками социальных взаимодействий, в данный термин.
Все это в очередной раз подталкивает ученых и политиков к переосмыслению идей уважения человеческого достоинства, социальной ответственности, открытости, к конвенциональному принятию и институционализации принципов толерантности на различных уровнях. Динамично меняющаяся социальная реальность не позволяет выработать общую концептуальную модель толерантности, по-прежнему можно наблюдать две основные стратегии изучения толерантности: как поведенческой диспозиции - активный диалог, горизонтальные солидарности, понимание и принятие многообразия, как свобода самовыражения и действия, как воспитание умения жить в согласии с собой и другими, и как гарантированного правопорядка - ценность и норма гражданского общества, право быть иным, проявление активной гражданской позиции (цивильности) как уважения и нацеленность на предотвращение конфликтов3. Объединяющей идеей для обеих стратегий исследования является понимание того, что толерантность как социокультурный феномен предполагает наличие в обществе согласованного идейного и ценностно-нормативного ядра - «доминирующего культурного кода», применяя терминологию П.Бурдье, символической системы координат действия, которая обеспечивает непротиворечивость институциональных ценностей, лежащих в основе деятельности различных социальных институтов общества. Именно эта символическая система позволяет социальным субъектам находить легитимные с точки зрения формальных и неформальных норм способы достигать свои цели, не нарушая права и не ограничивая своим поведением свободу других людей.
В процессе повседневной активности индивиды на основе знаний, опыта, интуиции переживают окружающий мир, культуру, и этот редуцировнный в сознании, сконструированный интерсубъективный мир является основой для взаимного понимания, взаимодействия индивидов4. Связь между социальными институтами и легитимирующей символической системой конструирует
2 Декларации принципов толерантности Юнеско (принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) [Электронный ресурс] // Сайт Юнеско. URL: http: //www.un. org/ru/ documents/decl_conv/ declarations/toleranc. shtml.
3 Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 45-53.
4 Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 481-496.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
177
институциональный порядок посредством когнитивно-нормативного комплекса -упорядоченной совокупности всех индивидуальных знаний об окружающей действительности, правил, ценностей, установок, верований, способствует его сохранению и трансляции, через подтверждение в символах и деятельности5. Символическая матрица значений накладывается на индивидуальные представления и практики в процессе интернализации - усвоения, объективирования социального опыта, и результируется в формировании типизированной ролевой системы. В процессе индивидуальной деятельности через взаимодействие с социальной средой формируется субъективная реальность - база построения социальной идентичности, которая, в конечном счете, и задает координаты социальной активности индивида, определяет его адаптивные возможности и жизненные стратегии, отношения с другими6.
Реальность плюралистична, т.е. одновременно сосуществуют несколько символических подсистем, и в открытом обществе индивид сам выбирает «поле» своей игры, имея возможность регулировать степень оказываемого на него давления. Отечественные и зарубежные исследования показывают, чем стабильнее и благополучнее общество в социально-экономических аспектах, тем сильнее желание поддерживать существующий баланс интересов, избегать конфликтов. Справедливы и обратные тенденции: отсутствие разделяемого большинством ценностного ядра,
7'8'9'10
четких и понятных всем правил игры приводит к росту нетерпимости . Вариативность ценностно-нормативных систем в российском обществе, как справедливо отмечают многие исследователи, во многом является следствием радикальных социально-экономических и политических трансформаций 90х годов и последующего кризисного реформирования: изменение социальных групп, распад традиционных каналов социальной мобильности, нарастание имущественной дифференциации, модификация оснований выстраивания собственной идентичности привели к разрушению привычных социальных связей и отношений, нивелированию культурных ценностей солидарности. Социальные конфликты современности, являющиеся отголосками системного кризиса, вызваны дезинтеграцией российского общества, характеризуются размытием ценностных ориентиров и тотальным падением доверия общественным институтам.
Толерантность в сфере оказания социальной помощи обретает как формы гарантированного правопорядка, основанные на реализации международных нормативно-правовых актов о правах человека, так и проявляется на уровне поведенческих диспозиций субъектов социальной работы. Так, Конституция Российской Федерации говорит о том, что в нашей стране право человека на жизнь реализуется через ряд мер по охране здоровья и труда, государственную поддержку семьи и детства, социально уязвимых категорий граждан и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. В данном ключе толерантность выступает
5 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
6 Там же.
7 Могилевич Б.Р. Толерантность в контексте межкультурной коммуникации / Б.Р. Могилевич // Психология и экономика. 2009. Т. 2. № 2. С. 129-131.
8 Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 45-53.
9 Хомяков М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность // Журнал социологии, социальной антропологии. 2003. Том IV. № 4. С. 98-112.
10 Шипилов А.В. Демократия и толерантность // Социологические исследования. 2005. № 3. С. 38-44.
178
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
имманентным свойством социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Статья 7, п. 1)»11. Создание гармоничного солидарного сообщества возможно только там, где предоставляются равные стартовые возможности для всех граждан, и социальные гарантии дают свободу от нищеты. Именно эти условия и должна в идеале обеспечить система социальной защиты.
Равенство условий доступа к социальным услугам является важной характеристикой эффективности системы социальной защиты, «социальное
обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека»12. Однако ограниченные ресурсы не позволяют реализовывать заявленные меры социальной защиты в полной мере, поэтому сегодня важную роль играет развитие социальных сетей и горизонтальной кооперации в решении проблем социально уязвимых категорий граждан.
Мы уже наблюдаем постепенный отказ от доминирования государства в системе социальной защиты населения во всех ее формах (социальная помощь, социальное обеспечение, социальное страхование) в направлении диверсификации субъектов с передачей полномочий многочисленным негосударственным, общественным, частным, добровольческим образованиям. Подобная тенденция характерна для всех стран и объясняется тем, что неформальные сети гибче и динамичнее реагируют на разнообразные и зачастую специфичные социальные противоречия, по сравнению с формальными государственными структурами, а также расширяют возможности индивидуального выбора стратегии преодоления кризисных ситуаций. С одной стороны включенность в разветвленные горизонтальные связи и кооперация, активная гражданская позиция, волонтерская деятельность расширяют доступ граждан к различным ресурсам, увеличивают их конвертацию, с другой, запускаются механизмы взаимозависимости на уровне повседневных практик, которые побуждают людей действовать согласовано13. И в этом контексте толерантность выступает уже не как ценность или добродетель, но как способ выстраивания социальных отношений14 и обретает конкретное практическое значение в сфере социальной работы. Оказание добровольной, бескорыстной и безвозмездной помощи другим людям является практикой солидарности и содействует формированию толерантного отношения к проявлениям отличительного. Таким образом, общественные, волонтерские организации, действующие в сфере социальной работы решают как непосредственные задачи по оказанию необходимой помощи нуждающимся в ней людям, так и содействуют интеграции общества. 11
11 Конституция РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/.
12 Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт Российской Газеты. URL: http://www.rg.ru/2013/12/30/socialka-dok.html.
13 Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы / Л.Е. Сикорская // Социологические исследования. 2007. № 9. C. 52-58.
14 Хомяков М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность / М.Б. Хомяков // Журнал социологии, социальной антропологии. 2003. Том IV. № 4. С. 98-112.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
179
Список литературы
1. Декларации принципов толерантности Юнеско (принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) [Электронный ресурс] // Сайт Юнеско. URL: http: //www.un. org/ru/ documents/decl_conv/ declarations/toleranc. shtml.
2. Конституция РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт Российской Газеты. URL: http://www.rg.ru/2013/12/30/socialka-dok.html.
4. Профессионально-этический кодекс социального работника России. [Электронный ресурс] URL: http://belsoc.narod.ru/socrab.html.
5. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
6. Галкин, А.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации / А.А. Галкин, Ю.А. Красин // Социологические исследования. - 2003. - № 8. - C.64-74.
7. Могилевич, Б.Р. Толерантность в контексте межкультурной коммуникации / Б.Р. Могилевич // Психология и экономика. - 2009. - Т. 2. - № 2. - С. 129-131.
8. Победа, Н.А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация / Н.А. Победа // Социологические исследования. - 2007. - № 6. - C. 13-28.
9. Сикорская, Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы / Л.Е. Сикорская // Социологические исследования. - 2007. - № 9. - C. 52-58.
10. Соколов, В.М. Толерантность: состояние и тенденции / В.М. Соколов // Социологические исследования. - 2003. - № 8. - С. 54-63.
11. Хабермас, Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий / Ю. Хабермас // Социологические исследования. - 2006. - № 1. - С. 45-53.
12. Хомяков, М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность / М.Б. Хомяков // Журнал социологии, социальной антропологии. - 2003. - Том IV. - № 4. - С. 98-112.
13. Шереги, Ф.Э. Этническая и религиозная толерантность молодежи / Ф.Э. Шереги // Мониторинг общественного мнения № 4(98). Март-апрель 2010. - С. 20-39.
14. Шипилов, А. В. Демократия и толерантность / А. В. Шипилов // Социологические исследования. - 2005. - № 3. - С. 38-44.
15. Щюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках / А. Щюц // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 481-496.
TOLERANCE AS A PRINCIPLE OF VOLUNTARY WORK WITH REFUGEES
O.V. Kovalchuk1-*, K.Y. Korolyova2)
Belgorod state national research university
1) e-mail: [email protected]
2) e-mail: [email protected]
The article discusses practical aspects of applying the principle of tolerance in volunteer work with refugees as the concept of respect for human dignity, social responsibility, openness in social work with the aim of ensuring equal access of citizens to social services, as the equality of conditions of access to social services is an important characteristic of the effectiveness of the system of social protection.
Keywords: tolerance as a sociocultural phenomenon, tolerance in the field of social work, tolerance and volunteerism, volunteer work with refugees.