Научная статья на тему 'ТОКСИЧНОЕ СОЗНАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ НАРУШЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ'

ТОКСИЧНОЕ СОЗНАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ НАРУШЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОКСИЧНОСТЬ СОЗНАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРАГАЮЩИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рядинская Е.Н., Ковальчишина Н.И.

Статья посвящена вопросам изучения токсичного сознания человека и его психологического здоровья, разрушение которого возможно вследствие внутренней несбалансированности личности. Актуальность проблематики обусловлена дискуссионностью рассматриваемого вопроса и обоснованностью использования понятия «токсичное сознание». Цель статьи заключается в анализе понятий «токсичное сознание» и «психологическое здоровье личности», прослеживании взаимосвязи между ними. Раскрыто содержание понятий «сознание», «токсичность», «психологическое здоровье», определено их взаимовлияние. Авторами сформулировано понятие «токсичное сознание». Токсичное сознание понимается как мыслительный процесс, при котором внутренним негативным монологом, отягощённом гневом, обидами, раздражением, личность разрушает себя, ухудшая свое физическое и психологическое самочувствие. Предложена классификация признаков токсичного сознания. Приведены результаты опроса представителей образовательной сферы деятельности. Выявлено, что общение с людьми с признаками токсичного сознания может приводить к обострению хронических заболеваний и появлению новых, понижению жизненной активности личности, невозможности целе-и смыслообразования, депрессивным либо агрессивным тенденциям. Перспективным направлением может быть изучение личностных границ человека в контексте токсических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рядинская Е.Н., Ковальчишина Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOXIC CONSCIOUSNESS AS A RESULT OF DISTURBANCES IN THE PSYCHOLOGICAL HEALTH OF THE INDIVIDUAL

The article is devoted to the issues of studying the toxic consciousness of a personality and his psychological health, the destruction of which is possible due to the internal imbalance of the personality. The relevance of the issue is due to the disputable character of the issue under consideration and the validity of using the concept of "toxic consciousness". The purpose of the article is to analyze the concepts of "toxic consciousness" and "psychological health of the individual", tracing the relationship between them. The content of the concepts of "consciousness", "toxicity", "psychological health" have been revealed, and their mutual influence has been determined. The authors defined the term "toxic consciousness". Toxic consciousness is understood as a thinking process in which by way of an internal negative monologue, burdened with anger, resentment, irritation, a person destroys himself, worsening his physical and psychological well-being. Proposed here is the classification of features of toxic consciousness based on the results of a survey of representatives of the educational field of activity. The results of questionnaire for representatives of educational sphere are presented. It was revealed that communication with the people with the features of toxic consciousness can lead to exacerbation of chronic diseases and the emergence of the new ones, as well as a decrease in the life activities of the individual, the impossibility of goal and meaning formation, depressive or aggressive tendencies. The study of a personality boundaries of an individual in the context of toxic relationships may be a promising area of investigation.

Текст научной работы на тему «ТОКСИЧНОЕ СОЗНАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ НАРУШЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.923

Токсичное сознание как результат нарушений психологического здоровья личности

Toxic consciousness as a result of disturbances in the psychological health of the individual

Рядинская Е.Н., Донбасская аграрная академия, muchalola@mail.ru

Ковальчишина Н.И., Филиал Российского Государственного социального университета в г. Минске, natkov4@mail.ru

Ryadinskaya Ye., Donbass Agrarian Academy, muchalola@mail.ru

Kovalchishina N., Branch of the Russian State Social University in Minsk, natkov4@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.028

Ключевые слова: токсичность сознания, психологическое здоровье, деструктивное поведение, здоровьесберагающие личностные качества.

Keywords: toxicity of consciousness, psychological health, destructive behavior, health-saving personal qualities.

Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения токсичного сознания человека и его психологического здоровья, разрушение которого возможно вследствие внутренней несбалансированности личности. Актуальность проблематики обусловлена дискуссионностью рассматриваемого вопроса и обоснованностью использования понятия «токсичное сознание». Цель статьи заключается в анализе понятий «токсичное сознание» и «психологическое здоровье личности», прослеживании взаимосвязи между ними. Раскрыто содержание понятий «сознание», «токсичность», «психологическое здоровье», определено их взаимовлияние. Авторами сформулировано понятие «токсичное сознание». Токсичное сознание понимается как мыслительный процесс, при котором внутренним негативным монологом, отягощённом гневом, обидами, раздражением, личность разрушает себя, ухудшая свое физическое и психологическое самочувствие. Предложена классификация признаков токсичного сознания. Приведены результаты опроса представителей образовательной сферы деятельности. Выявлено, что общение с людьми с признаками токсичного сознания может приводить к обострению хронических заболеваний и появлению новых, понижению жизненной активности личности, невозможности целе-и смыслообразования, депрессивным либо агрессивным тенденциям. Перспективным направлением может быть изучение личностных границ человека в контексте токсических отношений.

Abstract. The article is devoted to the issues of studying the toxic consciousness of a personality and his psychological health, the destruction of which is possible due to the internal imbalance of the personality. The relevance of the issue is due to the disputable character of the issue under consideration and the validity of using the concept of "toxic consciousness". The purpose of the article is to analyze the concepts of "toxic consciousness" and "psychological health of the individual", tracing the relationship between them. The content of the concepts of "consciousness", "toxicity", "psychological health" have been revealed, and their mutual influence has been determined. The authors defined the term "toxic consciousness". Toxic consciousness is understood as a thinking process in which by way of an internal negative monologue, burdened with anger, resentment, irritation, a person destroys himself, worsening his physical and psychological well-being. Proposed here is the classification offeatures of toxic consciousness based on the results of a survey of representatives of the educational field of activity. The results of questionnaire for representatives of educational sphere are presented. It was revealed that communication with the people with the features of toxic consciousness can lead to exacerbation of chronic diseases and the emergence of the new ones, as well as a decrease in the life activities of the individual, the impossibility of goal and meaning formation, depressive or aggressive tendencies. The study of a personality boundaries of an individual in the context of toxic relationships may be a promising area of investigation.

Введение. В настоящее время в научно-практической литературе как психологической, так и социологической, используется понятие «токсичность» в разных интерпретациях и значениях. В различных источниках анализируются понятия «токсичный стиль управления», «токсичная коммуникация», «токсичные отношения» [4;5]. Первое применяется по отношению к определенному стилю руководства в организации, второе свидетельствует о процессе общения, из-за которого окружающие могут чувствовать себя некомфортно, третье - отношения между людьми, основанные на подавлении, конкуренции, неуважении и разрозненности. Прежде всего, ученые и практики, характеризуя эти понятия, делают акцент на характере, направленности и специфике сложившегося процесса коммуникации сторон, выделяя признаки, виды и способы выхода из него, но в наименьшей степени рассматривая

психологические причины его возникновения. В основе описанных явлений, на наш взгляд, лежит, прежде всего, токсичное сознание личности.

Термин «токсичное сознание» не имеет на сегодняшний день четкого научного определения и понимания, являясь дискуссионным, особенно в контексте психологического здоровья личности. Здоровье детерминируется компонентами, которые свидетельствуют о принадлежности человека нескольким системам - биологической, социальной, информационной, духовно-смысловой. Это состояние можно определить как оптимальную жизнедеятельность субъекта, которое чаще всего выражается в гармоничном развитии личности, полноценном использовании ее жизненных ресурсов, адекватном взаимодействии с окружающими и социальной активности.

В психологическом аспекте многие исследователи детерминировали сознание как форму отражения действительности. В частности, по мнению С.Л. Рубинштейна сознание - это «высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов» [12, с.13]. Автор утверждал, что сознание как бы «склеивает» увиденное и услышанное человеком с тем, что он подумал, почувствовал или пережил в какой-то момент своей жизни.

Согласно А.Н. Леонтьеву сознание вследствие понимания человеком мира и своего

места в нем, согласовано с его умением сочетать внутренний психический опыт и необходимое для разумной организации совместной деятельности [11].

Е.Н. Соколов определяет сознание как поток личных (субъективных) переживаний: смену образов, мыслей, намерений и чувств [13].

По М.В. Аллахвердову, сознание - это механизм, обладающий способностью «воспринимать», «мыслить», «выдвигать и проверять гипотезы», «объяснять», «принимать решения об осознавании или неосознавании» и т.п. [1, с.8].

Токсичность (от лат. toxicus «ядовитый»), или ядовитость - токсикометрический показатель, вычисляемый как величина, обратная средней смертельной дозе или средней смертельной концентрации токсичного вещества [8].

Токсичное сознание можно рассматривать как мыслительный процесс, при котором внутренним негативным монологом, отягощённом гневом, обидами, раздражением, человек разрушает, прежде всего, себя, ухудшая свое физическое и психологическое самочувствие.

Безусловно, всем людям свойственно в той или иной степени прокручивать в голове неприятные ситуации, без особой цели и результата. Однако, когда негативные мысли заполняют все пространство жизнедеятельности человека, становятся навязчивыми и непреодолимыми, образуется так называемая «воронка». К сожалению, этот процесс носит цикличный характер. Объясняется это, скорее всего, тем, что полученное в ходе внутреннего диалога умозаключение, на самом деле не является решением проблемы, а лишь служит оправданием совершенных действий или мыслей.

Таким образом, человек не решает проблему, а ходит по кругу, раскручивая в голове самые ужасные сценарии, постоянно обвиняя в происходящем внешние обстоятельства и других людей, что приводит к депрессии, озлобленности, обидам на весь мир, ощущению собственной неполноценности и непризнанности. Естественно, находясь в таком состоянии, он не способен адекватно оценивать себя и окружающих, у него формируется, токсичное сознание, которое оказывает разрушающее влияние, как на физическое, так и психологическое здоровье.

Можно выделить признаки токсичного сознания человека:

1. Способность приукрашивать свои заслуги и одновременно нивелировать достижения других людей.

2. Склонность к пересудам и повышенный интерес к жизни окружающих.

3. Склонность к осуждающим высказываниям. Неважно кого и за что осуждать, важен процесс.

4. Фокусировка внимания на негативе. Даже, если все вокруг хорошо, у человека с токсичным сознанием - все плохо.

5. Склонность к жалобам на жизнь, потребность в жалости к себе.

6. Проявление агрессии по любому, даже незначительному поводу.

7. Предрасположенность к частым заболеваниям как реальными, так и мнимыми.

8. Стремление перекладывать ответственность на других.

9. Завышенные требования, как к себе, так и к окружающим.

Следует отметить, что подобная организация сознания не является заболеванием, с ним не рождаются. Оно формируется под воздействием жизненных обстоятельств и негативного опыта решения тех или иных проблем. Остановить этот негативный процесс токсичного мышления можно только с помощью силы воли или под воздействием отвлекающих обстоятельств.

Важно понимать, что токсичное мышление не просто отнимает много времени и внутренних ресурсов, оно блокирует движение человека к поставленным целям и возможному успеху, закрепляет в его сознании позицию «неудачника», не способствует адекватному взаимодействию в социуме, нарушая тем самым его общее психолого-физиологическое состояние,

что приводит к снижению жизненного потенциала и ухудшению психологического здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует психологическое здоровье как состояние, при котором у человека появляется возможность реализовать свой личностный потенциал, наблюдается способность справляться с жизненными трудностями, эффективно осуществлять свою деятельность на благо общества [10].

Как известно, психика человека и его физическое состояние имеют тесную взаимосвязь. Постоянные стрессы, тревожность и проявление агрессии могут способствовать ослаблению здоровья (нарушение сна, снижению уровня иммунной системы и др.). Некоторые авторы отмечают, что люди, которые заботятся о своем психическом здоровье, безусловно, легко реализуют намеченные планы и цели, делают карьеру и, соответственно, имеют высокий материальный доход [3;6;7].

Психически здоровым людям несвойственно попадать под влияние негативных социальных факторов, они реже совершают противоправные действия [2]. Также у людей сбалансированных и психологически здоровых продолжительность жизни гораздо больше, чем у депрессивно ориентированных, живущих в постоянных тревогах и страхах. Вот как, например, Т.Б. Хомуленко определяет уровни психологического здоровья личности, см. рисунок 1 [15].

Рисунок 1. - Уровни психологического здоровья личности (Т.Б. Хомуленко)

Характеризуя приведенные уровни, можно отметить, что человек креативной направленности не нуждается в поддержке или помощи психолога. Его жизненный потенциал, внутренние ресурсы позволяют легко справляться

с различными трудными ситуациями и стрессовыми обстоятельствами. Безусловно, в реальной жизни такой творческий тип с идеальной степенью психологического здоровья встречается редко.

Люди с адаптивным уровнем достаточно благополучны, хорошо взаимодействуют с другими в своем социальном окружении. Однако и у них, иногда могут прослеживаться дезадаптивные реакции, выражающиеся в тревожности и агрессивности, что, в свою очередь, свидетельствует о недостаточно высоком (среднем) уровне психологического здоровья. Таким индивидам рекомендовано посещать групповые занятия профилактического характера, чтобы научиться регулировать свое эмоциональное состояние, не доводя его до критической точки.

Ассимилятивно-аккомодативный тип людей характеризуется неспособностью к выстраиванию гармоничных отношений в социуме, часто зависят от внешних обстоятельств, имеют неразвитые механизмы защиты, сепарируются от негативных влияний окружающей среды.

Интересным, на наш взгляд, представляется описание здорового человека у К. Роджерса, который детерминировал признаки полноценной личности: открытость, целостность, желание прийти на помощь, гармония с природой, антипатия к бюрократии, направленность на духовный рост и самосовершенствование, равнодушие к материальным признакам жизнедеятельности [9].

Материалы и методы исследования. Для того чтобы проследить взаимосвязь между психологическим здоровьем и коммуникацией с людьми с токсичным сознанием, был проведен опрос 78 представителей образовательной сферы (33 - учителя средней школы, 45 -преподавателей высшей школы), имеющих стаж профессиональной деятельности от 15 до 25 лет.

Сущность исследования заключается в выявлении влияния общения с «токсичными людьми» на состояние психологического здоровья сотрудников образовательной сферы.

Как известно, в деятельности работников образовательной сферы наблюдается большое количество эмоциогенных факторов:

ненормированный рабочий день, ежедневный поток информации, необходимость выстраивать адекватные партнерские отношения с детьми, молодыми людьми, родителями, коллегами, администрацией и др. Данные многих авторов свидетельствуют о том, что педагоги со стажем работы более 15 лет подвержены различным проявлениям деформации [6-8; 14]. Однако изучение связи их общения с «токсичными людьми» и влияние этого процесса на психологическое здоровье, что может приводить к обострению хронических заболеваний и появлению новых, понижению жизненной

активности личности, депрессивным либо агрессивным тенденциям, на сегодняшний день изучено недостаточно.

Опрос проводился по заранее разработанному плану и характеризовался однородностью вопросов, которые ставились для получения количественного материала о фактах коммуникации с людьми с токсичным сознанием, временных интервалах коммуникации, ощущениях после коммуникации, способах выхода из нее.

Также были использованы методы беседы, наблюдения и изучения соматического статуса и клинико-статистические показателей

респондентов (по медицинским картам и с их согласия). Наблюдение позволяло фиксировать психические состояния респондентов, их основные поведенческие особенности: способы движений наблюдаемого (к примеру, наличие у него эксплозивных или ступорозных реакций) и речи (быстрая или замедленная), признаки вегетативной дизрегуляции (покраснение или побледнение кожных покровов, повышенная потливость и др.), проявления невротической симптоматики (тремор рук, тики, нарушения координации и др.).

Беседа базировалась на получении от респондентов психологической информации об особенностях поведения и психических состояниях людей с признаками, которые соответствуют токсичному сознанию, а также собственных эмоциональных состояний.

Кроме того, исследовалась частота и длительность заболеваемости в период коммуникации и человеком с токсичным сознанием, появление новых заболеваний и обострение старых

Результаты исследования. Проведя опрос, нами было установлено, что 92% опрошенных имели опыт взаимодействия с токсичными людьми. Почти треть респондентов (27%) указали, что на момент опроса находятся в отношениях с людьми подобного состояния (родители, родственники, друзья, коллеги, дети, студенты и др.). После общения они испытывают опустошенность, безысходность, невозможность определенное время прийти в себя. Опрошенные отметили, что в последние полгода их здоровье заметно ухудшилось, настроение чаще подавленное, ничего не хочется делать.

Более половины опрошенных (52%) констатируют, что им приходилось переживать подобное негативное состояние, но они справились с ним в достаточно короткие сроки, использовав для этого различные способы саморегуляции.

11,5% отметили, что уже достаточно долгий период испытывают трудности во взаимоотношениях с коллегами из-за негативных симптомов, которые соответствуют токсичному сознанию. Они подчеркнули, что их физическое и психологическое здоровье за последнее время ухудшилось, они стали более тревожными, обострились хронические заболевания, появилась плаксивость, непонимание со стороны окружающих и жалость к себе. Они фиксируют внимание на нежелании заниматься любимым делом, неуверенности в себе, постоянном беспокойстве и раздражительности, потере оптимизма, преобладании пассивной жизненной позиции и т.д.

Анализируя вышеизложенное, можно констатировать, что общение с людьми с признаками токсического сознания может приводить к различным негативным последствиям и ухудшению здоровья, а также невозможности целе- и смыслообразования и др. Новизна и значимость проведенного исследования достаточно очевидна вследствие полученных результатов и выявленной связи между детерминированными компонентами.

Заключение. Анализ рассмотренных категорий показывает, что здоровье -непременное условие благоприятной и комфортной жизни любого человека. Нарушение позитивного баланса жизненного пространства

личности способствует проявлению токсичного сознания, которое может приводить к саморазрушению, повышению уровня тревожности, агрессивности, обидчивости, деструктивному восприятию действительности.

Токсичное сознание рассматривается в основном как нестойкое явление, на которое можно позитивно воздействовать. Это, прежде всего, духовный рост личности, внутренняя гармония, субъективное благополучие, забота о себе, позитивные стратегии и стили совладания со стрессом, высокий адаптационный и личностный потенциал, различные ресурсы, адекватное восприятие социальной поддержки, атрибутивный стиль, здоровьесберагающие личностные качества.

Важно подчеркнуть, что попытки многих ученых дать позитивную характеристику психологическому здоровью концентрируют внимание не столько на недугах и внутренних конфликтах, сколько на способности человека сохранять душевное благополучие и хорошее самочувствие благодаря активизации социальных ивнутриличностных механизмов поддержания здоровья.

Перспективами дальнейшего исследования проблемы, на наш взгляд, может быть изучение личностных границ человека в контексте токсических отношений близких людей.

Литература:

1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика, т. 1) / В.М. Аллахвердов. - СПб.: «Издательство ДНК», 2000. - 528 с.

2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Ф. Александер; пер. с англ С. Могилевского. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 352 с.

3. Ананьев В.А. Психология здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.

4. Балтес Б.П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни / П.Б. Балтес // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - C. 60-80.

5. Бессонова Н.Н. Психологические аспекты возникновения кризиса взаимоотношений у супругов со стажем семейной жизни от 5-8 лет [Электронный ресурс] / Н.Н. Бессонова, А.М. Кукуляр, Е.Н. Рядинская // Мир науки. Педагогика и психология. -2022. - Т. 10. - № 1. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN122.pdf

6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

7. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма / И.А. Джидарьян. - М.: Изд-во «Институт Психологии РАН», 2012. - 268 с.

8. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья -термин или концепция? / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 86-88.

9. Капрара Дж. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон; пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003. -640 с.

10. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие / Л.В. Куликов. -СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 352 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. -713 с.

13. Соколов Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. Введение / Е.Н. Соколов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2007. - № 4. - С. 11-19.

14. Сыманюк Э.Э. Профессионально обусловленные деструкции педагогов / Э.Э. Сыманюк // Мир психологии. - 2002. - № 4. - С. 194-203.

15. Хомуленко Т.Б. Анализ телесного симптома Харьков: ХНПУ им. Г.С. Сковороды, 2011. - 41 с.

как психосоматического феномена / Т.Б. Хомуленко. -

References:

1. Allahverdov V.M. Consciousness as a paradox. (Experimental psychology, vol. 1) / V.M. Allahverdov. - St. Petersburg: DNA Publishing House, 2000. - 528 p.

2. Alexander F. Psychosomatic medicine. Principles and practical application / F. Alexander, trans. from English by S. Mogilevsky. - M.: Publishing House of EKSMO-Press, 2002. - 352 p.

3. Ananiev V.A. Psychology of health. Book 1. Conceptual foundations of health psychology / V.A. Ananiev. - St. Petersburg: Speech, 2006. - 384 p.

4. Baltes B.P. Comprehensive-age approach in developmental psychology: a study of the dynamics of ups and downs throughout life / P.B. Baltes // Psychological journal. - 1994. - T. 15. - № 1. - P. 60-80.

5. Bessonova N.N. Psychological aspects of the emergence of a relationship crisis among spouses with a family life of 5-8 years [Electronic resource] / N.N. Bessonova, A.M. Kukulyar, E.N. Ryadinskaya // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2022. - V. 10. - № 1. - Access mode: https://mir-nauki.com/ PDF/38PSMN122.pdf

6. Bodrov V.A. Psychological stress: development and overcoming / V.A. Bodrov. - M.: PER SE, 2006. - 528 p.

7. Dzhidaryan I.A. Psychology of happiness and optimism / I.A. Jidarian. - M.: Publishing house "Institute of

Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2012. -268 p.

8. Kagan V.E. Inner picture of health - term or concept? / V.E. Kagan // Questions of psychology. - 1993. -№ 1. - P. 86-88.

9. Caprara J. Psychology of personality / J. Caprara, D. Servon; per. from English. - St. Petersburg: Peter, 2003. -640 p.

10. Kulikov L.V. Psychological and individual issues of psychological stability and psychoprophylaxis: study guide / L.V. Kulikov. - St. Petersburg: Peter, 2004. - 464 p.

11. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality / A.N. Leontiev. - M.: Meaning; Academy, 2004. - 352 p.

12. Rubinstein S.L. Foundations of general psychology / S.L. Rubinstein. - St. Petersburg: Peter, 2013. - 713 p.

13. Sokolov E.N. Essays on the psychophysiology of consciousness. Introduction / E.N. Sokolov // Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology. - 2007. - № 4. -P. 11-19.

14. Symanyuk E.E. Professionally conditioned destruction of teachers / E.E. Symanyuk // World of Psychology. - 2002. - № 4. - P. 194-203.

15. Khomulenko T.B. Analysis of a bodily symptom as a psychosomatic phenomenon / T.B. Khomulenko. -Kharkov: KhNPU named after G.S. Skovoroda, 2011. - 41 p.

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии Сведения об авторах:

Рядинская Евгения Николаевна (Макеевка, Донецкая Народная Республика), доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Донбасской аграрной академии, email: muchalola@mail.ru

Ковальчишина Наталья Ивановна (г. Минск, Республика Беларусь), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и конфликтологии Филиала Российского государственного социального университета в г. Минске, e-mail: natkov4@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.